Одежда и внешний вид первобытных людей

БИБЛИОТЕЧКА ЖУРНАЛОВ МОД

Переводы

ИСТОРИЯ МОДЫ

Мода ДРЕВНЕГО МИРА

Мода первобытного человека

Древний Египет

Вавилон и Ассирия

Древняя Персия

Мода Древнего Израиля

Крито-Минойская одежда

Скифы и население Малой Азии.

Мода Древней Греции

Одежда этрусков

Одежда Древнего Рима

Мода СРЕДНИХ ВЕКОВ

Одежда Византии

Одежда Германцев

Одежда Галлов

Одежда норманнов

Одежда раннего Средневековья 800-1100 гг

Одежда в романский период XI-XIII вв.

Одежда в готический период XII-XV

Мода ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Одежда итальянского Возрождения XV-XVI вв

Одежда Франции в эпоху Возрождения

Испанская мода эпохи Возрождения

Одежда Германии в эпоху Возрождения (период Реформации) XVI в

Одежда Англии в эпоху Реформации

Мода НОВОГО ВРЕМЕНИ

Одежда XVII века

Энциклопедия моды

Журнал BURDA MODEN

Журнал BURDA MODEN: история издательского дома

Одежда первобытного человека

08.08.2009 13:36 Рейтинг: 3.9

С начала эпохи мезолита (десятое—восьмое тысячелетия до н.э.) на Земле начинают меняться климатические условия, и первобытные общины ущут новые источники пропитания и приспосабливаются к новым условиям. В эту эпоху происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству – «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира. В это время зарождается первая одежда.

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в некоторых труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Еще до одежды

Внешность человека всегда являлась одним из способов самовыражения и самосознания, определяющим место индивида в окружающем мире, объектом творчества, формой выражения представлений о прекрасном. Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды.

Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых и должна была наводить ужас на противника в бою. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите людям было известно около 17 красок. Самые основные: белила (мел, известь), черная (древесный уголь, марганцевая руда), охра, которая позволяла получать оттенки от светло-желтого до оранжевого и красного. Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени).

Раскраска несла и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя. Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор), в отличие от раскраски, была постоянным украшением и также обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуальных достижений в течение жизни.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы женщины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой). Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Таким же древнейшим видом одежды, как и грим, являются украшения, которые первоначально выполняли магическую функцию в виде амулетов и оберегов. Одновременно древние украшения выполняли функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Первобытные украшения изготавливались из самых разнообразных материалов: костей животных и птиц, костей человека (у тех племен, где существовал каннибализм), клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, птичьих клювов, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

Таким образом, вероятнее всего, символическая и эстетическая функции одежды предшествовали ее практическому назначению — предохранению тела от воздействий внешней среды. Украшения могли нести и информационную функцию, являясь у некоторых народов своеобразными письменами (например, у южноафриканского племени зулу были распространены «говорящие» ожерелья при отсутствии письменности).

Возникновение одежды и моды

Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, тапа – материя из обработанного луба у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур — древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Охотники последнего ледникового периода были, вероятно, первыми людьми, носившими одежду.Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали, затем мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивались при высыхании. Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду.

Одежду вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой. Доисторические люди делали булавки и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень. Выскобленные шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру – ткани, сухожилия – нитки и кости – иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали изготовлять ткань. В других частях света для этих целей использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань красили и декорировали растительными красителями.

Для получения красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Цветки дрока красильного и пупавки красильной давали целый спектр цветов – от ярко-желтого до коричневато-зеленого.

Растения вроде индигоноски и вайды давали насыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха обеспечивали красновато-коричневый цвет. Растения также использовались для выделки шкур: кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

И мужчины и женщины в каменном веке носили украшения. Ожерелья и подвески делались из всевозможных природных материалов – бивня слона или мамонта. Считалось, что ношение ожерелья из костей леопарда давало магическую силу. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья – использовалось все. О разнообразии материалов для украшений нам известно по наскальной росписи в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях.

Позже стали также делать бусы – из полудрагоценного янтаря и жадеита, гагата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечевки, сделанные из растительных волокон. Женщины заплетали волосы в косы и закалывали их гребнями и булавками, нитки ракушек и зубов превращали в красивые украшения для головы. Люди, вероятно, разукрашивали свои тела и подводили глаза красящими веществами, вроде красной охры, делали себе татуировки и пирсинг.

Шкуры, снятые с убитых животных, обрабатывали, как правило, женщины, с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, раковин. При обработке шкуры сперва соскребали остатки мяса и сухожилий с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами, в зависимости от региона. Например, первобытные народы Африки зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике — вымачивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности.

Вообще, способов дубления кожи известно немало: с помощью отваров коры дуба и ивы, в России, например, квасовали — вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы использовали для этой цели кисломолочные продукты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но, все-таки, великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние: древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.

Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земледельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами.

Возникновение ткачества

Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопровождалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла).

Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек первоначально использовал волокна дикорастущих растений, но происшедший переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка). Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.

В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено (принцип его действия — скручивание волокон — сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды, поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома.

Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:

1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).

2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян).

3. Станок с вращающимися валами-навоями.

Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций.

В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало строгое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией, рисунками, нанесенными с помощью штампов и т.д.

Виды одежды первобытного человека

Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь — сандалии, или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно была приспособлена к условиям географической среды и в разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества различия общественного и семейного положения усиливали влияние на одежду. Начали отличаться одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и другие одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды, уже на ранних этапах истории одежда отражает этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем – и общенациональные.

История возникновения одежды

Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой — это произведения декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека.

Вместе с архитектурными сооружениями, предметами труда и быта одежда отражает развитие производительных сил исторического периода, климатические условия страны, национальные особенности жизни народа и его представления о красоте. Но «… Если архитекторы строят жилища, а художники прочих отраслей прикладного искусства участвуют в создании обстановки, окружающей человека в быту, то объектом художника- модельера является сам человек». Благодаря этой непосредственной связи костюма с человеком «… ничто с такими тонкими нюансами не отражает художественных вкусов эпохи, как костюм».

Понятия «одежда» и «костюм» во многом сходны, но имеют существенные отличия.

Одежда включает в себя различные виды изделий: белье, платье, чулочно-носочные изделия, обувь, головные уборы, украшения. Предметы одежды, связанные единством назначения и использования человеком, дополненные аксессуарами, прической, гримом, составляют костюм . Именно костюм является выразителем социальной и индивидуальной характеристики человека, его возраста, пола, характера, эстетического вкуса. Безраздельно сливаясь с физическим обликом человека, костюм формирует его в соответствии с общественным эстетическим и нравственным идеалом.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОДЕЖДЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества. Человек в эпоху палеолита (40 — 25 тысяч лет тому назад) уже умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы — листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались природные материалы: выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха или страусового яйца, панцирь черепахи.

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма. Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, одежда выполняет практическую функцию, украшая его — эстетическую функцию.

Трудно точно сказать, какая из функций одежды более древняя. Путешественники, изучавшие быт племен, находившихся на стадии первобытного общества, отмечали, что, несмотря на холод, дожди и снег, аборигены Огненной Земли ходили обнаженными, а восточно-африканские племена близ экватора во время праздников облачались в длинные шубы из козлиных шкур. Древние фрески, относящиеся к четвертому тысячелетию до н. э., показывают, что одежду носили лишь люди знатных сословий, все же остальные ходили обнаженными.

Предполагая, что одежда возникла вначале как средство украшения и “сословного отличия человека, историки, археологи, искусствоведы утверждают также и то, что с изменением климата и образа жизни людей значительно усилилась защитная, практическая функция одежды. Прямыми предшественниками одежды является татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани. Большую роль в древности играли украшения, которые вместе с татуировкой, прической или головным убором нередко составляли весь костюм человека первобытного общества. Так изображают людей Дордонийские пещерные росписи во Франции и другие древние наскальные и пещерные изображения. Длинные ожерелья, подвески, браслеты из кости или камня с выцарапанными магическими знаками свидетельствовали о храбрости, охотничьей и воинской доблести их носителя. На форму древнейших украшений влияла форма частей человеческого тела. Форма шеи, ушей, носа, губ, запястья, щиколотки, пальцев рук и ног, талии обусловили круглую замкнутую линию ожерелий, подвесок, обручей, колец.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появился один из основных типов одежды человека первобытного общества: драпирующаяся одежда.

Со временем возникла более сложная форма одежды — накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорезы для рук и вырезая в центре сгиба отверстие для головы. Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела спереди разрез сверху донизу.

Драпирующаяся и накладная формы одежды, возникнув в доисторические времена, сохранились и в наши дни как основные формы крепления одежды на фигуре человека. Наплечная, поясная, набедренная одежда представлена сегодня разнообразием ассортимента, конструкций, покроев.

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ И МОДЫ НА РАЗВИТИЕ КОСТЮМА

Историческое развитие основных форм одежды проходило в непосредственной связи с природными и социально-экономическими условиями эпохи, эстетическими и моральными требованиями и общим художественным стилем в искусстве.

Стиль в искусстве — это исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность образной системы средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания в искусстве. Основные черты стиля отражаются в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве, литературе, музыке.

В костюме общая стилевая направленность выражается в основных формах и пропорциях, способе ношения, применении определенных материалов и цветовых сочетаний, характере украшений.

Изменения, общего художественного стиля эпохи всегда связаны с большими идейными и общественными сдвигами. Происходят они в течение длительного исторического периода. Но в пределах каждого стиля существует более подвижное и кратковременное явление — мода, затрагивающая все области человеческой деятельности.

Мода —это кратковременное господство определенных форм, связанное с постоянной потребностью человека в разнообразии и новизне окружающей действительности. Особенно заметно и активно проявляется мода в костюме. Безраздельно сливаясь с внешним обликом человека, костюм подвержен наиболее частой сменяемости объемных, плоскостных и линейных форм.

Изучая развитие и изменение основных форм костюма, их конструктивное и декоративное решение, использование материалов и их цветовых сочетаний в костюме и способы его ношения, история костюма вместе с тем изучает природные и социально-экономические условия эпохи или страны, присущий ей эстетический идеал красоты человека, характерные черты культуры, искусства, общего художественного стиля. Конечно, невозможно установить прямую и непосредственную связь между природными или социально-экономическими условиями периода и формой или цветом костюма. Связь эта очень опосредована, многими тонкими, порой неуловимыми нитями переплетаются эти факторы, выливаясь в конечном счете в удивительное соответствие. В Египте, например, обожествление фараона в религии выражается в величественно монументальных, статично-неподвижных архитектурных формах, в сковывающих движение, подчеркивающих это величие формах костюма. В знойном климате и при малоподвижном образе жизни эти формы не лишены также и определенной целесообразности. В более совершенной, не похожей по своему общественно-политическому устройству Греции, не признающей монархической деспотии и божественной власти человека, — другие идеалы: не застывшие статуи, а полные жизненной энергии и движения, исполненные благородства и атлетической силы образы, в создании которых динамическая драпировка греческого костюма играет далеко не последнюю роль.

Более конкретны связи между развитием производства и костюмом, между эстетическим идеалом красоты и костюмом. В первом случае определяются волокнистый состав тканей, их цветовое решение, ширина, методы обработки и отделки, во втором достигается удивительная гармония между идеальным внешним обликом человека, его природными данными и искусственно создаваемыми формами костюма. Основными источниками изучения истории костюма являются произведения изобразительного и прикладного искусства, архитектуры, литературные произведения и исторические документы, описывающие быт и материальную культуру эпохи.

Одежда и внешний вид первобытных людей

Материалов на сайте: 259

Наряду с жилищем одежда возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий, Некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения одежды, но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (одежда якобы возникла из украшений), религиозные и магические представления и т.д.

Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, Тапа у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

Научившись в эпоху Неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка).

Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь — сандалии или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно бывает приспособлена к условиям географической среды. В разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества усиливалось влияние на одежду различия общественного и семейного положения. Дифференцировалась одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и др. одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды. Уже на ранних этапах истории одежда отражала этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшеми общенациональные (что не исключало локальных вариантов).

Удовлетворяя утилитарные запросы общества, одежда в то же время выражает и его эстетические идеалы. Художественная специфика одежды как вида декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования обусловливается главным образом тем, что объектом творчества является сам человек. Образуя с ним зрительное целое, одежда не может быть представлена вне своей функции.

Свойство одежды как предмета сугубо личного определило в её создании (моделировании) учёт пропорциональных особенностей фигуры, возраста человека, а также частных деталей его внешности (например, цвета волос, глаз). В процессе художественного решения одежды эти черты могут подчёркиваться или, наоборот, смягчаться.

Эта непосредственная связь одежды с человеком породила активное участие, даже соавторство потребителя в утверждении и развитии её форм. Являясь одним из средств воплощения идеала человека той или иной эпохи, одежда выполняется в соответствии с её ведущим художественным стилем и его частным проявлением — модой.

Сочетание компонентов одежды и предметов, её дополняющих, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой, создаёт ансамбль, называемый костюмом. Основным средством образного решения в одежде является архитектоника.

У многочисленных племён, заселивших территории Европы после падения Римской империи (5 в.), существовал принципиально иной подход к одежде, которая должна была не окутывать тело, а воспроизводить его формы, давая человеку возможность легко двигаться. Так, у народов, пришедших с Севера и Востока, основными частями одежды были груботканные штаны и рубашка. На их основе сложился такой тип одежды, как трико, занимавший на протяжении нескольких столетий главное место в европейском костюме.

Когда появилась одежда?

Сложно поверить, но время появления первой одежды практически совпадает с возрастом человечества. По разным версиям, люди стали одеваться примерно 80-170 тыс. лет назад. При этом научная теория происхождения человека разумного устанавливает возраст Homo sapiens приблизительно 200 тыс. лет. Таким образом, одеваться люди начали еще на начальной стадии развития цивилизации. Как эволюционировала одежда? Какие этапы она прошла, прежде чем дойти до современного состояния? Об этом вы узнаете из нашей статьи, информацию для которой собрали специалисты компании SecondPro.

Одежда первобытных людей

Практически сразу после того, как наши древнейшие предки встали с четверенек, они начали задумываться о своем внешнем виде. Однако красота и элегантность занимали далеко не главное место в «модных тенденциях» того времени. Основные цели, которые преследовали первобытные люди, надевая на себя грубо обработанные шкуры животных и прикрывая интимные места листьями растений, — это защита от насекомых-вредителей, колючек и ядовитых шипов, а также холода, дождей и других неблагоприятных условий.

Причем уже в те времена одним из немаловажных факторов при изготовлении одежды, наряду с надежностью, стало удобство. Поэтому примерно 40-15 тыс. лет назад (поздний палеолит) люди научились сшивать куски кожи, а чуть позднее появились первые ремесленники, занимающиеся тканием, пряжей и вязанием. Короткие плащи, рубахи с длинными рукавами, безрукавки, меховые шапки, штаны с пришитыми к ним кожаными мокасинами — эти и многие другие виды одежды тех времен стали прообразами современных моделей.

Более того, уже на этом этапе стали появляться аксессуары в виде бус, повязок, браслетов, колец и других украшений. Правда, в те времена такие дополнения к гардеробу носили сакральный характер. Многие из них использовались в качестве амулетов и оберегов. Отдельно следует добавить, что археологические находки, касающиеся завершающей стадии первобытнообщинного строя (эпоха неолита) указывают на то, что на этом этапе люди одевались «полным комплектом». То есть, в гардеробе присутствовала верхняя одежда, исподнее, обувь, головные уборы и другие предметы, без которых не обходится современный человек.

Как одевались в Древнем Востоке и в эпоху античности

Следующим важным этапом в развитии одежды стали периоды расцвета государств Древнего Востока, а также Древней Греции и Рима. Здесь можно выделить следующие ключевые моменты модной эволюции:

  • рост популярности овечьей и козьей шерсти в ткацком производстве Древней Месопотамии;
  • позиционирование туники, как удобной мужской одежды у шумеров;
  • появление штанов в мужском гардеробе, а также юбок и платьев в женском в Ассирии и Вавилоне;
  • распространение более легких и дешевых льняных тканей в эпоху античности.

Особенно важную роль в развитии модных направлений сыграли древние греки и римляне. Именно они стали основоположниками таких важных элементов современной одежды, как глубокое декольте, использование пуговиц и шнуровки, вышивка и аппликация. Были и другие интересные моменты, которые так и не дошли до наших дней. Таким примером является кринолин. В те времена он представлял собой жесткий широкий каркас, на который натягивалась ткань.

Несмотря на визуальную роскошь и эффект, такой фасон является достаточно неудобным и даже опасным. Он просуществовал до начала 19 века, но был окончательно вытеснен более легкими и комфортными вариантами. Согласитесь, что пройти по улицам современного мегаполиса или попытаться проехать в метро, надев на себя такую юбку, просто нереально! Тем не менее, кринолин оставил незначительный след в истории моды — он стал прообразом современных подъюбников, используемых при пошиве свадебных нарядов.

Модные тенденции Нового времени

Еще одна важная страница в истории одежды — модные тенденции Нового времени. Главным событием этого периода, оставившим значительный след, стало изобретение ткацкого станка. Оно послужило поводом для появления более качественных и при этом сравнительно недорогих тканей. Поэтому примерно со второй половины 19 века стильная одежда стала не только привилегией знати и богатых. Теперь этим благом стали пользоваться более широкие круги населения. При этом наряду с надежностью и красотой изготовители одежды стали уделять большое внимание удобству вещей.

Современная одежда: возвращение к истокам или прогресс?

20 век стал практически переломным в развитии одежды. Здесь произошло явное разделение на эксклюзив и вещи повседневного пользования. Со второй половины столетия получили широкое развитие такие направления как сток и секонд хенд. Они практически устранили границу между VIP-сегментом и общедоступными вещами. Что касается стилей, то и здесь произошли существенные изменения. Однако в одном мода остается неизменной — время от времени она напоминает о своем прошлом.

Причем с каждым разом традиции былых времен преподносятся с интересными обновлениями и дополнениями. Такое слияние времен — уникальная особенность эволюции одежды, и каждый раз оно преподносит нам приятные сюрпризы.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Семинары и вебинары (архив)
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Разное
  • Возникновение одежды. Костюм первобытного человека.

Возникновение одежды. Костюм первобытного человека.

Возникновение одежды
Костюм первобытного человека

История костюма представляет собой отражение истории человека и человеческого общества. Социальное устройство общества, культура, мировоззрение, уровень развития техники, торговые связи между странами – все это в той или иной степени находило выражение в тех костюмах, которые носили люди в определенную эпоху. Современный костюм – это результат длительной эволюции, определенный итог творческих открытий и достижений, плод усовершенствованного опыта многих поколений и одновременно образ человека нашего времени, в котором нашли воплощение все основные ценности современного общества.

Одежда появилась в древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою, как средство защиты от злых сил. Об одежде этой эпохи можно судить по археологическим данным, а так же на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, выполнявшие защитные функции, о чем свидетельствует распространение их у тех племен, которые и в наше время обходятся без одежды. Раскраска тела защищала от воздействия злых духов, от укусов насекомых, должна была наводить ужас на противника в бою. Это мог быть и магический обряд инициации (посвящение во взрослые полноправные члены племени), а так же информация о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении и т.д.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как все манипуляции с волосами имели магический смысл, в них сосредоточена жизненная сила. Изменение прически означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, появившийся как часть церемониального костюма, был знаком священного достоинства и высокого положения.

Украшения в виде амулетов и оберегов выполняли магическую функцию, функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Они изготовлялись из костей животных и птиц, костей человека, клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

Одежда из шкур служила первоначальным образцом тканей и покроя: иногда ткани имели пушистую поверхность из коротких концов ниток, как шкуры животных Шкура использовалась целиком, закрывала грудь, живот и спину. Первоначально шкуры крепили на плече, связывая лапы, затем посередине шкуры делали отверстие для продевания ее через голову, позже покрытие обертывали вокруг туловища, закрепляя его сбоку и на плече. Позднее появились рукава, разрез спереди насквозь, увеличение и расширение нижней части одежды. В дальнейшем, привязав к поясу 2 шкуры, защищавшие ноги от колючек, человек получил чулки. Для одежды использовали и шерсть животных, из которой валянием получали войлок. В племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды (иглы из костей рыб и животных или металла).

У земледельческих племен одежда изготовлялась из листьев, специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. Использовались так же различные волокна растений, лыко, камыш, кишки, сухожилия животных, сплетения которых образовывали ткань. Так появилось ткачество.

Основным предметом мужской одежды была накидка из овального или прямоугольного куска ткани, которая в верхней части застегивалась или закреплялась на бедрах поясом. Пояса украшались узорами из разных цветов.

Женщины данного периода носили кофту с рукавами и длинную подпоясанную юбку из тканых материалов.

Использовалась также короткая юбка шириной 1,5 метра из густо расположенных шнуров на тканом ободке вверху и со шнуром внизу, которым дважды опоясывала тело.

Первой обувью был кусок кожи или материала растительного происхождения, который человек прикреплял к нижней части стопы или которым обматывал ногу. Помимо кожи для обуви использовались растительные материалы: кора, камыш, папирус, мыло, солома, а также толстая грубая пряжа, войлок, дерево. Первая форма такой обуви – своего рода обертка (чехол) для стопы.

Одежда и внешний вид первобытных людей

частенько на форуме клуба Сезон звучит вопрос: а откуда все пошло?
Вот и в моей теме мы поднимали вопрос кроя изделий.
Откуда? кто? и как?

Самый древний бюстгалтер с периода средневиковья.
http://youtu.be/EZyI9y4pbaE

Думаю, на эти вопросы точные ответы вряд ли мы найдем,хотя история сводится к тому ,что сначала были шкуры,а потом уже.

Но современный научный мир все чаще доказывает,что хотя и начиналось все со шкур, азам жизни научил человека кто-то сывше и сразу.Т.е. плавного перехода и доказателств точных КАК человечесвто научилось тому же ткачеству нет.

Т.е. эти вопросы эдентичны с вопросами кто и как научил людей строить, или делать какие-либо другие вещи.
Если Боги,пришедшие на Землю, были одеты в тканные одежды,то откуда они позаимствовали это ремесло?

Историки пытаются проследить как только возможно КАК развивалось ткачество и изготовление разной одежды, а затем с развитием наук и техники ,каким это изготовление дошло до наших дней.

Самые ранние записи из раскопок курганов могу поставить лишь в 3-1 тысячелетий до Н.Э.
Итак, давайте посмотрим вместе.И почитаем.
Кстати много интересного можно почерпнуть, например откуда пошел фрак, как тогда шились рубахи и порты.
кстати, крой рубах и портов существовал единый несколько тысячелетий!
Но давайте лучше полистаем книгу.

В конце книги есть таблицы какое изделие исследовали и из чего оно состоит, как покрашено, его плотность и др.
так вот, 90% всех изделий было из шерсти.Даже рубахи и порты.
Но! попадаются так же рубахи и из хлопка! жааль что в книге не объясняется КАК хлопок попал к людям тех мест.

Но, давайте дальше немного полистаем книгу.

вот. как-то так все и продолжалось,потому что самого начала пошива одежды и перехода из шкур к моде сегодняшнего дня более подробно мы вряд ли отыщем. ))

Из истории кроя.

Многим из нас с детства известны имена изобретателей электрической лампочки, первого паровоза или самолета.
Однако, доставая из гардероба свои джинсы, мини-юбку или плащ-реглан, мы едва ли задумываемся над вопросом, кому должны быть благодарны за изобретение всего этого. Хотя ведь именно одежда, как никакое другое рукотворное «чудо», когда-то впервые кардинально изменило и до сих пор продолжает менять облик всего человечества.

В древние времена одежду не кроили, она представляла собой кусок ткани, обернутый вокруг тела: набедренные повязки египтян, драпированная одежда древних греков и римлян. Затем одежду стали сшивать из прямоугольных кусков: так выполнены римская туника, рубахи древней Руси.

Первые попытки кроить, вследствие чего появились основные типы накладной и распашной одежды, были предприняты на Востоке, но не получили дальнейшего развития. В XII–XIV веках подобные идеи были реализованы в Западной Европе. В одежде тогда проектировали 3 шва – боковые и средний шов спинки.

Верхнюю часть лифа с помощью этих швов подгоняли по фигуре, нижнюю часть расширяли, вшивая от линии бедер треугольные клинья. По бокам на уровне талии делали овальные вырезы, соединяемые по краям шнуровкой.
Период готики можно считать эпохой зарождения искусства конструирования и моделирования одежды, расцвета портновского ремесла. Одежду тогда называли «порты» или «портище», а мастеров, изготавливающих одежду – портными.

Формы плоских деталей, соответствующих объемам отдельных частей фигуры были заимствованы у реконструированного в то время костюма рыцаря.
Монолитную кольчугу разобрали на отдельные части – латы, соединив их шарнирами и крючками на участках движения. Так появились спинка, перед, а также рукава и штаны, которые долгое время были самостоятельными предметами одежды и носились отдельно. Линии проймы и оката рукава подкраивались овально.

Соединение рукава с проймой осуществлялось шнуровкой только на верхнем участке, что не требовало подгонки по длине.
Для создания объема делались вытачки, одежду стали разрезать в поперечном направлении по линии талии. Это обеспечивало максимальное прилегание, позволяло избегать заломов и поперечных складок, которые образовывались при шнуровке цельного платья.

На ткани детали кроя стали располагать с учетом растяжимости долевых и поперечных нитей.

В эпоху Возрождения преобладал сложный крой с обилием вертикальных разрезных линий, создающих прилегающий силуэт изделия. У полочки и спинки появился отрезной бочок.
В конце XVI века были изобретены отложные воротники, сначала небольшие, а затем, в XVII веке, широкие и распластанные по плечам, новым элементом одежды становится карман.

В 1672 году во Франции начало выходить первое периодическое издание Mercure galant («Галантный Меркурий») – основной источник информации о моде.

Ветер перемен
Великая Французская революция (1789–1794) явилась символом новой эпохи. Изменилась и мода. В мужской одежде постепенно вырабатываются универсальные формы, соответствующие образу жизни нового времени – рациональный английский стиль.

Индивидуальность и достоинство человека подчеркивались сдержанной цветовой гаммой, изысканным кроем, безукоризненной посадкой одежды на фигуре и отточенных деталях. В Англии появились первые денди, которые сделали свой костюм предметом собственной гордости и достоинства.

В период революции женщина завоевала себе право активного участия в жизни общества, право выбора модной одежды. В 1790 году появились женские костюмы, состоящие из юбки и короткого жакета, напоминающего мужской фрак. Впоследствии они станут одним из символов женской эмансипации.

С этого времени женская мода меняется чаще, чем мужская.
В XVIII веке Англия закрепляет за собой репутацию центра технического прогресса. Технический переворот произошел и в текстильной промышленности, когда были изобретены прядильная машина, механический ткацкий станок. Это позволило повысить производительность труда, снизить стоимость пряжи и тканей.

Настоящую революцию в пошиве одежды произвело изобретение в 1755 году швейной машины (Чарльз Вейзенталь/Англия). Модные товары стали доступны массовому потребителю.

Крой на 1800 год – это больной вопрос.

Назвать его исторически достоверным по тем источникам-подлинникам,с которых снимают его и потом выдают за образец – думаю нельзя(особенно это широко используют за рубежом,потом продавая крой как истинный).

Подлинники за это время сохранности,да и по причине носки в те времена сильно деформированы.
Печатных источников на это время тоже мною не найдены на мужскую одежду.
Так что считаю,что менять в “историческом крое” нечего по причине отсутствия предмета разговора.
вот,например. что пишут современные источники:

Из истории кроя

автор:Мария Николаевна Мерцалова

. Наряду с попытками реформировать внешний вид одежды возникает стремление теоретически обосновать ее покрой.
У нас нет достоверных данных о зарождении теории покроя в более ранние периоды, хотя чертежи корсетов на протяжении всего их существования были настолько точными и интересными, что впоследствии послужили материалом при разработке научной теории построения некоторых видов металлических конструкций.

Интерес к стройной системе покроев, основанной на определенных закономерностях, был вызван тем, что начало развиваться массовое производство одежды, хотя во второй половине 19 века оно еще было, в основном, кустарным.

Из практики снятия мерок портные знали о зависимости одних измерений фигуры от других. И тогда возникла мысль создать систему, основанную на пропорциональности человеческой фигуры. Идея эта не отличалась новизной. Она была широко известна в искусстве еще со времен древнегреческого скульптора Поликлета, изваявшего в 5 веке до н. э. статую молодого человека идеальных пропорций — Канон.

Пропорционально-мерочная система по-прежнему оставалась эмпирической и до научного обоснования чертежей покроя было еще далеко. Действительно, как только швейная промышленность стала обслуживать значительную часть населения городов, вся искусственность положения — фигуры большинства людей пропорциональны — быстро обнаружилась. Был предпринят ряд попыток выработать универсальные системы.

Все они стремились решить главную задачу — сделать покрой таким, чтобы на любой фигуре любая готовая одежда сидела бы хорошо. Но, несмотря на большую степень приближения, эта задача не была решена. Предлагались всего лишь различные варианты покроев, созданных в блестящую пору позднего средневековья.

Однако возможность научного обоснования покроя и приложения к нему математических методов уже в 19 веке интересовала ученых. Среди них особое место занимает один из крупнейших русских математиков П. Л. Чебышев. Блестящая научная интуиция подсказала ему, что покрой — поле для математических исследований и что в будущем производство одежды не сможет обойтись без научного обоснования.

Чебышеву по ряду причин не удалось довести свои изыскания до конца. Но ему было известно, что плечо и рука — сложнейшие объемы, и математические методы решения их покрытия дают сложнейшие уравнения.
Из практики мы знаем, что сделать удобный и красивый по посадке рукав не так-то легко. Это дает нам основание предполагать, что сложность применения математических методов к наиболее трудным участкам одежды — одна из главных причин сохранения старых систем построения чертежей кроя. Их неточности исправляются примеркой, что допустимо лишь при индивидуальном изготовлении костюма. “

Одежда первобытного человека

С начала эпохи мезолита (десятое—восьмое тысячелетия до н.э.) на Земле начинают меняться климатические условия, и первобытные общины ущут новые источники пропитания и приспосабливаются к новым условиям.
В эту эпоху происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству – «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира. В это время зарождается первая одежда.

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в некоторых труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Виды одежды первобытного человека

Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь — сандалии, или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно была приспособлена к условиям географической среды и в разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества различия общественного и семейного положения усиливали влияние на одежду. Начали отличаться одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и другие одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды, уже на ранних этапах истории одежда отражает этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем – и общенациональные.

/В статье использованы материалы сайта www.Costumehistory.ru /

Характеристика методов конструирования одежды

под редакцией Александра Доценко, журнал «Технология моды» №2 за 2002 год

Вот еще одна выдержка 🙁 соцсети )

“В XIII веке совершается важнейший для судеб одежды перелом: изобретается крой. К тому времени познания в геометрии позволяли строить чертежи для возведения зданий, изготовления мебели и доспехов; научились разворачивать объемы на плоскости.
Это позволило кроить и шить одежды по форме человеческого тела. Именно тогда были созданы все основные виды и типы кроя, которыми пользуются и в наше время.

По всей Европе начинают возникать цехи портных, Появляются руководства для портных, но главные свои секреты портные хранили в строжайшей тайне. Обозначилась специализация: княжеские орнаты (торжественные одеяния) и гражданская одежда, каждодневная и для торжеств, платье для незамужних и замужних женщин.”

Читайте также:  Как правильно выбирать модные шорты для девушки
Ссылка на основную публикацию