Парфюмерия в Древнем Египте

Египетские благовония, «кельнская вода» и другие занимательные факты из истории парфюма

Когда начали использовать первые духи?

История парфюмерии уходит своими корнями во времена Древнего Египта, Вавилона и Греции. Жрецы для совершения своих ритуалов, мумифицирований и жертвоприношений сжигали травы, коренья и растения с целью при помощи издаваемого аромата заставить разных людей думать в одном направлении и постичь божественную суть.

Родина парфюма – Древний Египет.

Первобытные люди знали, что, поджигая смолу и дерево, можно улучшить вкусовые качества пищи. Со временем благовония стали использовать на алтарях и в храмах. Именно они стоят у истоков зарождения парфюмерии.

Египетские красавицы с благовониями.

Каждая народность использовала духи по-разному:

  • египтяне применяли аромамасла во время обрядов и в косметических процедурах;
  • древние римляне создавали благовонные мази и курения для медицинских целей;
  • арабы и персы специализировались на запахах пряностей, а также смогли путем дистилляции добыть ароматы из растений (целитель Авиценна впервые изобрел розовую воду);
  • греки, постоянно пребывающие в морских экспедициях, открывали и привозили на родину новые запахи.

Интересный момент: Особую популярность парфюмерия в Древнем Египте получила во времена правления царицы Клеопатры. Знатная обольстительница самостоятельно составляла некоторые композиции духов, успешно используемые для втирания в тело. Древнеримские императоры, такие как Калигула, Нерон и другие, просто обожали благородные запахи. Патриции, подражая их императорскому величию, перенимали подобную привычку приятно пахнуть. Так распространились парфюмы.

Парфюмерия в варварской Европе

Долгое время варвары не видели ничего особенного в приятных и утонченных благовониях. Во времена пришествия римских легионеров на их территории ситуация с развитием парфюмерии несколько улучшилась. Но после падения Римской Империи от меча готов и гуннов культ ароматов снова канул в Лету.

В период крестовых походов ситуация с парфюмерией в старой Европе чуть изменилась. Рыцари, возвращаясь с заморских стран, привозили своим дамам сердца ароматные презенты, и популярность амбре возобновилась. К примеру, в XII во Франции работало уже несколько парфюмерией.

Франция — мекка почитателей духов

В небольшом французском городке Грассе существовала профессия «парфюмер». Специально обученные люди могли составлять целые композиции на основе эфирных масел, эссенции, вытяжек из растений и других ароматных составляющих.

В XVI веке профессия парфюмера и перчаточника была совмещена. Дело в том, что в светском обществе было популярно носить перчатки, излучающие благородный аромат. Именно поэтому существовала специальная должность напрыскивателя парфюмом этого предмета гардероба.

После Французской революции, когда гильдия перчаточников и парфюмеров распалась, в 1608 году в одном из монастырей создается первая парфюмерная фабрика. Монахи-доминиканцы самостоятельно производили духи, а покровительствовали им в этом деле вельможи, князья и даже сам Папа Римский.

В начале XVIII веке торговец специями Фарина изобрел «кельнскую воду», которую в последствие стали называть одеколоном. По прошествии полустолетия она была завезена во Францию. Кельнская вода использовалась самим Наполеоном. Император заказывал порядка 60 флаконов в год. Из-за моды на французское аристократическое общество России также стало активно пользоваться туалетной водой и одеколоном.

Духи XI X– XX столетия

В середине XIX во всем мире кустарное производство духов перерастает в крупномасштабное фабричное. Было выдвинуто несколько основополагающих теорий искусства парфюмерии, которые позволяли корректно смешивать ароматы, создавая превосходные запахи.

ХХ века характеризируются тем, что парфюмерия попадает на подиум. Законодательница моды Габриель Шанель в 1921 году выпускает именитые духи «Шанель №5», которые впоследствии превращаются в товарный знак. Примерно в этот же период появляется «Шипр», ставший прародителем целой линейки ароматов.

Более 100 лет назад научились комбинировать природные ароматы и искусственное амбрэ. Уже тогда появились духи с цветочными запахами, напоминающие чарующий Восток, экзотическими фруктами, пудровыми, морскими и ванильными нотками и даже с феромонами.

В 50 года ХХ столетия с привозом духов из Атлантики произошло разделение запахов на женские и мужские. Последние отличались насыщенным резким ароматом, призванным демонстрировать силу и уверенность сильной половины человечества.

Самые дорогие духи: Jar Parfums Bolt of Lightning

Ближе к концу ХХ века сформировалась мода на фруктовые нотки. Лимон, манго, апельсин, пачули, ананас и смородина и по сей день присутствуют в различных духах, туалетной воде, спреях. Актуальны и композиции с ароматом чайного дерева, лотоса, сандала и кувшинок. В наше время тысячи изысканных древесных, сладких, морских, фруктовых и других композиций ароматов заточены в небольшие флаконы, которые успешно продаются по всему миру.

КрасотаПирамида духов:
8 ароматов, посвящённых Древнему Египту

Воздух с побережья Нила и медитативные благовония

Текст: Ксения Голованова, автор телеграм-канала Nose Republic

Древний Египет считается родиной парфюмерии как таковой: исторических свидетельств о религиозных и эстетических отношениях египтян с ароматическими композициями сохранилось немало. Вот ещё одно: аккурат перед новым годом американские археологи раскопали старейшую в истории парфюмерную фабрику. По такому случаю наш парфюмерный критик Ксения Голованова выбрала лучшие ароматы, вдохновлённые древней цивилизацией.

Eau Égyptienne

Cinq Mondes — французская марка спа-косметики, стилизованной под традиционные рецепты красоты из разных стран, своего рода «Бабушка Агафья» с европейским паспортом и хорошим бюджетом. Eau Égyptienne сделала в 2005 году парфюмерка Оливия Джакобетти (Philosykos для Diptyque, Hiris для Hermès, En Passant для Frédéric Malle), и с тех пор та остаётся бестселлером — несмотря на стремительное скукоживание египетской линейки. Чем пахнет «Египетская вода»: розой, мятой, миррой, ладаном, мастикой, можжевельником и другими вещами, предположительно входившими в состав благовоний кифи — их, помимо прочего, использовали в храмах Исиды и Осириса для погружения людей в ясновидческие сны. Прекрасная медитативная вещь — душистый пепел на бледных цветах.

Un Jardin Sur le Nil

«Нильский сад» — первое, что приходит в голову, когда думаешь про Египет в парфюмерном контексте. Дебютный аромат Жан-Клода Эллена в качестве штатного носа Hermès, Un Jardin Sur le Nil дался парфюмеру непросто: Египет, куда его вывезли для вдохновения вместе с командой управленцев, оказался скорее пыльным, чем вдохновляюще садовым (эта история блестяще описана в книге парфюмерного журналиста Чендлера Берра «The Perfect Scent: A Year Inside the Perfume Industry in Paris and New York»). В итоге каркасом композиции Эллена сделал зелёный, овощной и слегка сернистый запах незрелого египетского манго, к которому добавили пряных трав и едких цитрусов — для пресловутого «садового» эффекта. Ароматов, вызывающих настолько противоречивые отзывы, сегодня немного: для одних Un Jardin свежий, для других — потный, для третьих — «живая грядка», а для четвёртых — «химия». Но правда в том, что это едва ли не единственная зелёная композиция — жанр травянисто-лиственных, растительных духов до обидного непопулярен у покупателей, — который сегодня хорошо продаётся.

В древнеегипетской мифологии Нун — первобытный океан хаоса, из которого появилось всё сущее, нечто вроде первичного бульона. После акта творения, что интересно, сам Нун остался: когда египтяне рыли колодцы и находили грунтовые воды, считали, что и те — часть жидкой субстанции из начала времён, как разливы Нила. Этот бог олицетворял текучесть жизни, её способность проникать в любые трещины, заполнять все зазоры, и Nun парфюмера Луки Маффеи сделан соответствующе — подвижное белоцветочное (жасмин, немного гардении) молоко, наполненное светом. Где свет, там зарождение жизни; первой, впрочем, рождается спелая груша. Но исключительно симпатичная.

Ankh Sun Amon

Anima Mundi, или «Мировая душа», — ещё одна марка итальянцев Onyrico. Интересуют её запахи древних, давно сгинувших цивилизаций: в линейке, например, есть душистые зарисовки на тему культуры майя, набатеев и помпейцев. Загробная лилия Ankh Sun Amon, названная в честь древнеегипетской царицы Анхесенамон, дочери Нефертити и жены Тутанхамона, — любимый аромат создательницы бренда Эмилии Киниго; в прошлом году он стал финалистом престижной парфюмерной премии Art and Olfaction Awards.

О самой Анхесенамон мы знаем мало: неизвестно, что с ней стало после смерти мужа в возрасте девятнадцати лет, её останки так и не были найдены, а романтичная история, которую рассказывают «Мумии» (где египтянку играет магнетическая актриса из Венесуэлы Патрисия Веласкес), не более чем художественный вымысел. Однако тот факт, что за время правления Тутанхамона осталось очень много изображений Анхесенамон, в том числе бок о бок с мужем, говорит о её высоком статусе и влиянии. Есть, действительно, в Ankh Sun Amon что-то царственное — призрачная, но непреодолимая стена благовоний, шафрана и амбры, королевский poker face.

Anubis

Papillon Artisan Perfumes

Однажды мы уже заходили на мрачную территорию Anubis, но не можем не упомянуть здесь духи, посвящённые самому загадочному божеству древнеегипетской мифологии, притом великолепные. Это цветочная, слегка масляная кожа, окуренная благовониями, — композиция в духе Black Tourmaline, Olivier Durbano, и Cuir Ottomane, Parfum d’Empire. Только в разы мрачнее и «зверинее»: бог с шакальей головой взвесит ваше сердце и решит, насколько вы смелы, чтобы такое носить.

24 Papyrus de Ciane

Pierre Guillaume Paris

В конце 2000-х вышло несколько хороших зелёных ароматов: Untitled марки Maison Martin Margiela, A Scent by Issey Miyake одноимённого бренда, Cristalle Eau Verte, Chanel, — объединённых, помимо общего настроения, большими рекламными возможностями. Papyrus de Ciane нишевой марки (в то время она называлась Parfumerie Generale) на их фоне несколько потерялся — непросто быть зелёным, как пел лягушонок Кермит, когда ты «не сияешь, как рябь на воде или звёзды в небе».

А «Папирус» не то что не сияет — это по-настоящему тёмный, глубокий, изумрудный аромат, собранный Пьером Гийомом на основе классической парфюмерной базы Mousse de Saxe. У «Саксонского мха» зелёно-кожаный, мшисто-пудровый запах, довольно сухой — но Гийом наполняет его влагой: cоком прибрежных трав, сырым речным воздухом, солоноватым духом тины. Даже не зная, что вынесенный в название топоним — это река Чане под Сиракузами, одно из самых крупных скоплений папируса в мире, можно понять по одному лишь запаху: нам показывают воду. Пусть и сицилийскую — ростки болотной осоки ещё в III веке до н. э. подарил местному царю египетский правитель Птолемей II.

Время от времени интерес к культуре Древнего Египта обостряется. Случилось это, например, после Египетского похода Наполеона Бонапарта, потом — в конце XIX века, когда в окрестностях Луксора нашли прекрасно сохранившийся храм царицы Хатшепсут. И снова — в 1922 году: археолог Говард Картер совершил одно из важнейших археологических открытий, обнаружив запечатанную гробницу Тутанхамона в Долине Царей около Луксора. Этот всплеск египтомании (журналисты прозвали её «тутманией», от англ. Tut, Тутанхамон) стал самым значительным, поскольку отлично вписался — со всей своей строгой древнеегипетской геометрией — в стилистику ар-деко, главного течения 1920-х.

По касательной тутмания задела и мир душистого: в линейках парфюмерных домов появились «Клеопатры», «Нефертити» и «Скарабеи». А один из них, Ciro Parfums, пошел ещё дальше и амбициозно назвал свои духи Ptah — в честь Птаха, зеленокожего бога-творца, создавшего, по версии некоторых культов, примерно всё. Несколько лет назад марку Ciro реанимировали, а Ptah перезапустили — теперь это умащённая жреческими бальзамами кожа с зелёным шалфейно-гераниевым отливом.

Читайте также:  Плохая кожа лица или почему прыщи на лице у современных девушек

Tiger by Her Side

Бренд Sana Jardin — новичок, но коллекция, построенная парфюмером Карлосом Бенаимом вокруг марокканского апельсинового цвета, у него во всех смыслах серьёзная: марка занимается социальным предпринимательством на севере Африки, поддерживая местных сборщиц нероли. Все ароматы линейки вертятся вокруг магрибской культуры: Nubian Musk — зарисовка на тему египетского мускуса, а Berber Blonde, или «Берберская блондинка», — история про светловолосых и голубоглазых людей, которые по-прежнему встречаются среди коренного населения Марокко.

Tiger by Her Side посвящён древнеегипетским жрицам, которые, если верить сайту Sana Jardin, «так благоухали, что за ними ходили тигры». В описание вкралась неточность: полосатых кошек в Египте не было, а вот пятнистые — леопарды — да, но за жрецами они, к сожалению, чаще всего следовали в виде шкур, наброшенных на плечи. Так или иначе, Tiger by Her Side действительно пахнет гипнотически хорошо: фруктовой розой, слегка дымной древесиной и несладкой ванилью.

История парфюмерии: Древний Египет

С тех пор как люди открыли для себя волшебство ароматических веществ, история парфюмерии развивалась параллельно с историей человечества. Все глобальные события неизменно отражались и на искусстве создания ароматов. Каждой эпохе соответствовали свои ноты и свои правила использования парфюмов.

Родиной парфюмерии является не Франция, как многие думают, а Древний Египет. Хотя духов в привычном нам понимании тогда не существовало, ароматные вещества играли в жизни древних египтян огромную роль. Ароматы использовались в двух сферах: для окуривания помещений и в качестве благовоний для тела. Духов с использованием спирта тогда не знали, вместо этого использовали разнообразные мази и бальзамы.

Древнеегипетский способ окуривания помещений иногда используется и сейчас, например, в саунах или в аромалампах. Он заключается в том, что ароматную древесину, плод, пряность или смолу помещают на источник тепла. Благодаря нагреванию аромат распространяется по всему помещению. Позже окуривание помещений стало обязательным условием ритуальных церемоний. В храмах простые компоненты стали заменяться комплексными смесями из множества ингредиентов. Об этом свидетельствуют рецепты, найденные археологами в Эдфу и Фивах. Основой для сложных смесей служили смолы хвойных деревьев или мед. Смеси классифицировались в соответствии с их назначением. Так, выделяли ароматы для погребения, для богослужения, для смазывания и для обряда очищения.

В период Новой Империи (1580-1085 годы до н.э.) ароматы стали объектом светского применения несмотря на то, что изготавливать их продолжали жрецы. Женщины использовали мази и парфюмированные масла для своих туалетов или для омоложения, не обходились без них и во время любовных ритуалов. Мази и бальзамы применялись не только для ароматизации, но и в лечебных и косметических целях: ими лечили ожоги, раны, смягчали и очищали кожу. Как уже было сказано, спирта древние египтяне не знали, поэтому в качестве основы для мазей использовали растительные масла и животный жир. В бальзамы и мази часто добавляли красители, чтобы придать им более эстетичный вид. Хранились они в вазах или керамических флакончиках в виде животных. Позднее флаконы стали делать из стекла.

В Древнем Египте самыми распространенными компонентами благовоний были мирра, мастиковое дерево, можжевельник, семена пажитника, фисташки. Обычно их растирали в порошок, а затем смешивали с «основой», в качестве которой служили смолы хвойных деревьев или мед. В моде были сладкие, тяжеловатые запахи. Цветы в парфюмерии не использовались, поэтому частый компонент современных духов – египетский жасмин – нельзя считать характерным ингредиентом древнеегипетских духов.

В настоящее время интерес к древнеегипетской парфюмерии постепенно возрастает. Так, французская компания L’Oreal с 1996 года исследует флаконы, хранящиеся в Лувре. Она пытается раскрыть секреты лечебных и косметических свойств древних снадобий. Кроме того, было обнаружено, что косметика и парфюмерия Древнего Египта различалась по качеству. Для его обозначения использовался специальный знак, похожий на крестик в кружочке. Если на флаконе стоял один такой знак, то это означало «хорошее качество», если три – то «высший сорт».

Конечно, полностью воссоздать ароматы Древнего Египта невозможно, ведь большинство древних технологий безвозвратно утеряно. К тому же, вкусы сегодняшних женщин, скорее всего, очень сильно отличаются от предпочтений древних египтянок. Тем не менее, многие парфюмеры продолжают в своих творениях время от времени обращаться к древнеегипетской тематике.

Чтобы почувствовать себя Клеопатрой, “наденьте” на себя немного мускусных духов с оттенками можжевельника и древесины. К сожалению, такие духи подойдут далеко не на каждый день, ведь они довольно тяжелые. Жарким летним днем они будут звучать слишком удушливо, но волшебной романтической ночью наедине с любимым человеком они подарят незабываемые впечатления.

История появления парфюмерии: открываем завесы прошлого

Когда мы вдыхаем приятный запах, будь то запах чисто постиранной одежды или спелых фруктов, то этот аромат неосознанно сохраняется у нас в памяти. Запахи могут заставить нахлынуть былые воспоминания или испытать незнакомые доселе чувства. Повседневно встречаемые ароматы грамотно сочетаются в парфюме. Духи создают уникальный волнующий запах на теле, интригуют и завораживают . Потребителям благоухающей продукции будет любопытно узнать, как создавалась парфюмерия в далеком прошлом.

Зарождение духов в Древнем Египте

Считается, что первые ароматные композиции появились в древнем Египте. Не исключено, что традицию изготовления духов египтяне переняли из Месопотамии. В одной из клинописных табличек от второго тысячелетия до н.э. были найдены сведения о женщине-парфюмере по имени Таппути. Поскольку подобной информации расшифровано было очень мало, основные данные берут с папирусов Древнего Египта.

На тот момент существовало 2 вида парфюмерии:

  • Храмовая. В религиозных обрядах для придания дыму особого запаха сжигались различные сорта ароматических веществ. С помощью сладких благовоний привлекали богов и отталкивали злых духов, виновников чумы и других болезней.
  • Народная. Бытовая парфюмерия была представлена ароматическими маслами. Состав наносили на кожу вместо солнцезащитного средства. Мужская и дамская элиты египетского общества использовали аромат лилий, чтобы обозначить свой статус.

Предположительно, изготовлением парфюмерии занимались на Ближнем Востоке в израильских городах Эн-Геди и Эн-Бокек. Специализировались там на производстве ароматов из афарсемона. Ценные мази на основе загадочного растения употребляли для помазания царей. Рецепт изготовления продукта хранился в строжайшей тайне.

Другие парфюмерные вещества использовались в храмах в качестве благовоний и мазей. Богатые люди применяли пахучие смеси для ухода за телом и получения удовольствия.

Одним из доступных способов добывания эфирных масел того времени являлось прессование. Растения измельчали, затем, после добавления воды, отжимали. По истечении некоторого времени масло всплывало на поверхность.

Парфюмерия в античные времена

В Греции считалось, что парфюмерия – это промысел богов. Каждое божество олицетворялось с определенным ароматом. Так, богине красоты и любви Афродите соответствовал запах розы и фиалки. Существует легенда, в которой говорится, что Афродита была первой, кто привнес духи в человеческий мир. Вполне объяснимо, что в названиях парфюмерных композиций всегда присутствовали имена греческих идолов.

Обязательной уходовой процедурой древних греков считалось отпаривание в ваннах. Ритуал требовал обильного применения духов. Важно, что каждый аромат предназначался для определенной части тела.

Греция внесла огромный вклад в создание ароматных веществ. Здесь впервые изобретены жидкие духи. Для получения последних использовался метод дистилляции – испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров. Для извлечения запахов растения погружались в горячие или холодные масла. Самыми распространенными ароматами у греков были мирра, фиалка, ладан, корица и кедровое дерево.

Позиция Рима по отношению к парфюмерии

Увлекательное течение по изучению духов распространилось через Средиземное море в более отдаленные окраины Европы. Вскоре стал стремительно развивать «ароматную» отрасль Рим. Парфюм был привезен в огромную империю Юлием Цезарем. Бытует утверждение, что во время правления императора было сожжено огромное количество ладана, больше, чем могла произвести Аравия.

Последователи Цезаря не ограничивались духами и подмешивали в состав другие виды косметических средств. Римляне щедро добавляли ароматические компоненты в воду для купаний, разбрызгивали по постели, подмешивали к винам и другим напиткам. Изысканно пахнущие крема и мази показывали статусность и богатство их владельцев, ценные смеси могли приобрести только знатные люди.

Повышенный интерес к парфюмерии среди римского населения приводит к пониманию важности развития благоухающего производства. Ученые начинают испытывать примитивные методы конденсации. К примеру, естествоиспытатель и писатель Плиний Старший собирает на слой шерсти масло из канифоли (смолы).

Затишье в византийский период

Влияние христианства в Византии отрицательно сказалось на парфюмерной промышленности. Религия, основанная на учениях Христа, отвергала тщеславие и влияние Древнего Рима и Греции. Но поскольку в библейских заветах есть упоминания о растениях ладан и мирра, душистые вещества не переставали использовать во время религиозных церемоний.

Несмотря на общее снижение популярности парфюмерии, высшие слои общества любили душиться. Императрица Зоя, испытывающая страсть к красивым предметам, нанимала придворных парфюмеров в христианскую цитадель Константинополя. Византия сыграла свою роль в парфюмерной промышленности и послужила основой для производства духов в последующие периоды.

Духи в арабских странах

Учитывая, что самые популярные ингредиенты для изготовления парфюма были найдены вокруг Аравийского полуострова, неудивительно, что исламские культуры смогли повлиять на развитие и распространение «пахучего» ремесла. Благоухающие изделия стали активно применяться еще в VI веке до н.э.

Арабский философ и ученый Аль-Кинди известен своей работой по изоляции алкоголя. Он первый, кто описал производство чистого спирта путем дистилляции вина. Многие считают его отцом современной парфюмерии. Аль-Кинди изобрел множество различных ароматов из масел редких растений и цветов. В своей работе «О химии благовоний и дистилляции» он раскрывает 100 секретов и рецептов по созданию духов, масел и мазей.

Венеция – средневековый центр торговли

Венеция стала проводником торговли между западом и востоком. Островной город – главный канал, через который сырье из ладана достигает территории Европы.

Актуальным изобретением становится помандер. Роскошный сосуд шарообразной формы, изготовленный из золота и серебра, наполнялся ароматическими веществами. Из искусных украшений выходили благоухающие запахи мускуса, амбры, цибета, корицы, розмарина и других душистых трав.

В XIII-XIV веках ученые интересовались процессом перегонки многокомпонентных веществ. Испытатели были полны решимости отделить в соединениях “существенные” части от “несущественных”. Благодаря упорству естествоиспытателей начинает расти центр производства ароматов Грасса на юге Франции.

Духи в эпоху раннего ренесанса

В 1370 году создаются первые жидкие духи, в состав которых входит алкоголь и эфирные масла. В качестве подарка один аскет презентует парфюмерное изделие венгерской королеве Елизавете. В композицию «Вода королевы Венгрии» был добавлен магический розмарин. По преданию, правительница в то время сильно болела, а после употребления напитка чудным образом поправилась и помолодела.

В раннем ренессансе духи используются для нейтрализации натурального аромата кожаных аксессуаров, к примеру, перчаток, сумочек, курток. Духами обрызгивают предметы гардероба, дабы обозначить социальную принадлежность и достаток. «Мастера по изготовлению перчаток» («Les Maitres Gantiers») становится единственной значимой и разрешенной королем Людовиком XIV фабрикой по изготовлению и торговле духами. В конце XVII века они переименовались в “Мастера парфюмерии”.

Во французском городе Монпелье строятся крупные заводы по изготовлению душистой продукции. Для выращивания цветов выделяется около 100000 акров земли.

В начале 1800-х годов, чтобы максимизировать процесс изготовления духов, парфюмеры повышают содержание алкоголя в своих изделиях. Следующим важным шагом, определяющим будущее духов, является попытка воспроизвести запах отдельных фруктов и растений синтетическим путем. Эти нововведения сделали парфюмерию такой, какой мы её знаем сегодня.

История российской парфюмерии

Результатом поступления первых благовоний и пряностей на русскую землю стали торговые отношения Киевской Руси с Византией. В VII-VIII веках Ромейская империя активно сотрудничала с восточными странами Индией и Китаем, богатыми на душистые, целебные травы. Немудрено было появиться интригующим и незнакомым продуктам в домах русских людей. Особое распространение получил рецепт настоя из мяты. В народе дистиллят назывался «холодец». Оценив приятный освежающий запах травы, жидкость стали использовать в качестве дезодоранта и средства для полоскания рта.

В XVI-XVII веках Российское государство пробует парфюмерные изделия Западной Европы. И только в конце XIX века зарождаются отечественные предприятия по изготовлению косметических и ухаживающих средств. Поскольку все виды туалетных вод, одеколонов и благовоний были составлены из растений и трав, продавались флакончики в аптекарских лавках. Этот факт поспособствовал изменению интересов провизоров. Многие из них углубились в изучение «ароматной» области. К таковым относится и великий А.М. Остроумов.

Интенсивные эксперименты по поиску и созданию искусственных композиций начали проводиться во второй четверти XX века. Вместе с духами на поток было поставлено производство мыл, лосьонов, кремов и остальных средств по уходу. Ароматные жидкости и мази требовали оригинальных упаковок. Бурными темпами стала развиваться стекольная промышленность.

На благо страны усердно трудились иностранцы. Генрих Брокар, в первое время работающий на одном из российских парфюмерных предприятий, создал собственную компанию с символичным названием «Брокар и Ко». Его духи «Персидская сирень» стали известны и популярны далеко за пределами России.

Высоким качеством продукции отличалась фабрика «А.Ралле и Ко». Четырежды ей присваивалась награда «Государственный герб России». В коллекции Альфонса Ралле насчитывалось более 160 уникальных ароматов.

Известным экспериментатором того времени являлся Адольф Су. Наряду с кондитерским делом он был ответственен за товарищество «А.Сиу и Ко». Под названием «Одоръ-ди-фемина» выпускали сразу 3 продукта: мыло, духи и одеколон. Высокие круги аристократии могли позволить себе душистое изделие «Свежее сено».

С приходом революции частные компании были национализированы, и большая часть фирм закрылась. Резкий спад развития парфюмерной промышленности отразился на дальнейшем развитии отрасли. На сегодняшний момент известна лишь одна крупная компания, занимающаяся производством благовоний. Это та самая фабрика, которую открывал в 1864 г. Генрих Брокар. Нынче она называется «Новая заря».

Современная парфюмерная индустрия

Эксперименты по поиску синтетического сходства компонентов натуральным продуктам выводят парфюмерию на новый уровень. Делается возможным массовое производство, оптимизируется транспортная логистика. Выпускаются новые формы ароматов, которые еще легче создавать и распространять. Данный факт способствует сокращению затрат на изготовление продукции и уменьшению розничной стоимости изделий. Теперь ароматным содержимым флакончиков могут воспользоваться не только элитные слои общества.

Состав парфюмерных изделий стал существенно «богаче». Туалетные воды и духи щедро наполняются компонентами растительного и синтетического происхождения. Одна бутылочка с ароматной жидкостью может содержать до 100 ингредиентов. Перестает быть проблемой добывание эфирных масел.

Широкие познания в области химии делают возможным создание сложных композиций. Удается получить путем синтеза кумарин, терпинеол, эвгенол, обладающие запахами свежего сена, сирени, гвоздики соответственно, и многие другие популярные ароматные вещества.

ОБЗОР ПАРФЮМЕРИИ БРЕНДА NORAN

Марка Noran (или Norana, допускается оба варианта написания) родом из Арабских Эмиратов по легенде начала свою историю с 1929 года. Однако, помятуя, что именно происходило на территории современных ОАЭ в то время, данное утверждение не кажется таким уж честным. Специализируется бренд на производстве аналогов самых популярных ароматов. Популярность бренд обрёл пару лет назад, с выпуском аромата Suzana, клона Baccara Rouge, чертовски похожего на первоисточник, только более сладко-сахарного.

ОБЗОР АРОМАТОВ BLU MEDITERRANEO ОТ ACQUA DI PARMA

Бренд Acqua Di Parma начал свою историю ещё в начале прошлого столетия и бы, по сути, одним из первых итальянских парфюмерных дом, обретший популярность за пределами родины. В конце 90х годов марка пережила свое второе рождение, один за другим стали выходить разные ароматы, которые объединены духом и культурой своей страны, и, при этом, могут порадовать любителей самых разных направлений. Сегодня речь пойдёт о свежих, цитрусовых, колониевых ароматах, что входят или могли бы входить в линейку Blue Mediterraneo, посвящённую Средиземноморью.

ПОДБОРКА ВЕСЕННИХ АРОМАТОВ 2020

Весна, кажется, наконец-то поборола зиму. Ветер уже теплый и дарит надежду, солнце дольше остается на небосклоне, в города вернулись птицы, снег постепенно отступает, прячется в тенистые низины, теплые сапоги сменяются на легкие ботильоны, а шапки надолго переезжают на антресоли. И ароматы на наших полках меняются. Хочется носить больше цветов, зелени, замшу, шипры. Сегодня у нас универсальная подборка, в которой каждый найдет аромат себе по душе.

ОБЗОР ПАРФЮМЕРИИ БРЕНДА BOUCHERON

Boucheron – французский ювелирный дом, созданный в 1858 году Фредериком Бушероном. Коронованные и просто именитые клиенты, такие как королева-мать Елизавета, мать правящей английской королевы и супруга короля Георга VI, да и сама Елизавета II, первый богач Российской Империи князь Феликс Юсупов, бутики в Москве и Петербурге, открытые еще на рубеже XIX и XX веков и сгинувшие в годы революции, бутики в Нью-Йорке и Лондоне. После смерти Фредерика Бушерона в 1902 году его потомки возглавили дело, и только в 1994 году марка Boucheron перестала быть семейным предприятием, войдя в состав Gucci Group. С 1988 года вместе с ювелирными украшениями марка начала выпускать ароматы. Первый из них так и назывался Boucheron, его создали Франсис Делямон и Жан-Пьер Бетуар – цветочный вальс вокруг амбры, цибетина и дубового мха. В 2017 году марка представила свою бутиковую коллекцию. О ней мы вам и расскажем.

РЕЖИМ РАБОТЫ МАГАЗИНА В ПЕРИОД НОВОГОДНИХ ПРАЗДНИКОВ

В период новогодних праздников в Интернет-магазине парфюмерии Духи.рф установлен следующий график работы..

РОЗЫГРЫШ ПОДАРКОВ: YOUTUBE / INSTAGRAM / ВКОНТАКТЕ

Мы объявляем грандиозный розыгрыш, которого не делали еще никогда. Вас ожидают 150 призовых мест, 90 подарочных сертификатов, 645 отливантов парфюмерии.

ОТКРЫТИЕ ПУНКТОВ ВЫДАЧИ ЗАКАЗОВ (ПВЗ) В МОСКВЕ

Интернет-магазин Духи.рф рад сообщить Вам о начале нашего сотрудничества с сетью Пунктов Выдачи Заказов (ПВЗ) в Московском регионе.

ГАРАНТИЯ ВОЗВРАТА ДЕНЕГ

Мы всегда готовы осуществить возврат денег по Вашему первому требованию, без лишних вопросов и выяснения причин.

Кто придумал парфюм, и как духи спасли средневековую Европу от эпидемии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кто и когда придумал духи

Духи были изобретены не французами. Благовония для тела и помещений использовались еще в древнем мире. Искусно владели мастерством создания ароматов египтяне, греки, римляне. Также смеси смол и эфирных масел применяли в Древнем Китае и на Аравийском полуострове. Тогда запах не был самоцелью, а скорее дополнительным приятным бонусом.

Масляные смеси предназначались для лечения, улучшения самочувствия, ухода за кожей. Ароматы применялись для стимуляции сексуального влечения, соблазнения, способствовали зачатию детей. Кроме того, благовония широко использовались в религиозной сфере. С помощью запаха древние жрецы управляли духовным состоянием посетителей храмов, настраивались на аскетизм.

Для создания ароматических продуктов применяли исключительно растительное сырье — пряности (корни и семена), масла, лепестки цветов, смолы хвойных деревьев. Аромат был частью культа здорового тела и духа.

Почему же первенство в индустрии ароматов принадлежит французам?

Гигиена и изысканные ароматы были чужды для средневековых европейцев. Духи, технология дистилляции, а вместе с ней цветочные воды и эфирные масла попали в западный мир, когда крестоносцы вернулись из походов. Теперь запах был самоцелью, у него была лишь одна задача — перебить смрад, источаемый грязными телами и отходами человеческой жизнедеятельности, наполняющими средневековые города. Гигиенические процедуры там еще не практиковались, канализация не действовала.

Европейские парфюмеры начали включать в композиции ингредиенты животного происхождения — мускус и амбру. Эти компоненты существенно увеличивали стойкость духов. Также считалось, что они усиливают сексуальную привлекательность носителя запаха. Эта перемена стала переломной, животные ингредиенты дали новый виток развития искусству создания ароматов. Вещества, добытые из желудков кашалотов и половых желез оленей, широко используются и в современной нишевой парфюмерии.

Требований к духам тех времен было немного — стойкость и резкость. Именно такой парфюм мог перебить неприятные запахи тела и пространства тесных улиц.

Причина того, что именно Франция стала лидером парфюмерного искусства — в непредвзятости и отсутствии преемственности. Такие факторы сдерживают развитие новаторских идей. Конкурирующая Италия все же имела наследие, которое досталось от древних римлян. И это обстоятельство сковывало творческие порывы и дерзость итальянских парфюмеров.

Нота кожи, или как парфюмерия противостояла чуме

Еще один способ внести в образ изящный штрих — надеть кожаные перчатки, которые подвергались щедрой ароматизации. Это позволяло достичь двух целей — спрятать немытые руки, а также преобразить запах плохо обработанной кожи. Эта практика обрела огромную популярность, знатные дамы обзаводились десятками, а то и сотнями пар ароматных перчаток. Их обрабатывали составами с присутствием сандала, розы, жасмина — на выбор или в различных комбинациях. Обязательным ингредиентом служила амбра или мускус, благодаря которым аромат сохранялся на протяжении длительного времени.

Если прежде запах телячьей кожи был нежелательным, то в современной индустрии моды ноту добавляют в композицию намеренно. Парфюм с таким компонентом обретает интимность, провокационное звучание, животный магнетизм. Таковы традиции французского парфюмерного искусства.

Русский химик К. Веригин, автор книги «Благоуханность: воспоминание парфюмера» утверждает, что среди мастеров ароматов процент гибели от чумы был намного меньшим, чем среди остального населения. Это объясняется постоянным пребыванием среди запахов трав и эфирных масел, уксусов. Многие из таких продуктов отпугивали насекомых, в том числе блох, наиболее зловещих переносчиков инфекции.

Существует история о марсельских грабителях-безумцах, которые промышляли мародерством. Они искали ценные вещи и деньги на трупах тех, кто умер от чумы. Их неуязвимость для грозной инфекции кроется в регулярном применении туалетного уксуса собственного производства. Такое средство предназначалось для дезинфекции и ароматизации. Патогенных микробов оно убить не в состоянии, зато предотвращало укусы насекомых, что и было главной профилактической мерой наряду с карантином.

Трансформация этики ароматов от эпохи Просвещения до наших дней

В XVIII веке пользоваться парфюмерной продукцией массово начинают мужчины. Благоухающие составы наносят на предметы интерьера, аксессуары, белье. Считается престижным обзавестись личным парфюмером, который разрабатывает персональный уникальный аромат для заказчика.

В этот период популярными становятся свежие легкие ингредиенты, такие как розмарин, бергамот, лимон. Гигиенические процедуры уже не заменяются ароматизацией, а совмещаются с ней. Продукты парфюмерии добавляют в ванны, воду для полоскания рта и для стирки одежды.

В начале XIX столетия появляется новое требование к использованию ароматов — умеренность. Приветствуется нанесение духов на платок, перчатки и веер, соприкосновение духов с телом считается нежелательным.

В конце XIX века духи обретают гендерную специфику — дамские ароматы состоят в основном из фруктово-цветочных компонентов, мужские содержат ноты хвои, древесины, много цитрусовых.

В XX веке начинают выпускать ароматы для определенной погоды или времени суток. Зимние духи характеризуются большим содержанием пряных теплых нот, высокой концентрацией смол. В летние композиции включены такие ноты, как огурец, арбуз, а также синтетические альдегидные составляющие, напоминающие морской бриз или свежий горный воздух. Гендерная специфика существует, но ее строгость растворяется в современном обществе, где люди сами любят решать, кем быть.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История ПАРФЮМЕРИИ

Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония — фимиам; само это слово произошло от «per fumum» — в переводе с латыни — «через дым»

Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония — фимиам; само это слово произошло от «per fumum» — в переводе с латыни — «через дым»

Aроматный дым душистого кипариса, можжевельника, пахучих трав, смесь смол или масел: мирры, ладана, сандалового дерева от земных алтарей поднимался к небесам для услаждения богов.

Ароматы приобрели сакральную функцию: ублажая высшие силы, они, как свято верили наши далёкие предки, защищали от болезней и инфекций, призывали на землю дождь или хорошую погоду.

Более пяти тысяч лет назад в Древнем Египте, в честь Ра, бога солнца, сжигались различные ароматические смеси, соответствовавшие различному положению солнца на небе. Богатые благородные египтяне пользовались масляными духами (аттарами), в состав которых входили анис, кора кассии, перечная мята, розмарин, кипарис и лимон, а также такие смолы как бальзам из Мекки, жидкий стиракс, гальбан или росный ладан, которые делали запах духов устойчивым. Простолюдинки ограничивались использованием касторового масла с мятой, тимьяном и душицей. К этому времени относится и появление первой в истории туалетной воды — kyphi, в состав которой входили мед, вино, виноград, мирра, шафран и можжевельник.

Египтяне обучили искусству парфюмерии евреев. Покинув Египет, те взяли с собой формулы. В ветхом завете встречаются первые упоминания ароматов как инструментов соблазнения (Юдифь душится прежде, чем предстать перед Олоферном; Руфь обливает себя духами, чтобы понравиться Воозу).

В VII веке до нашей эры основными центрами производства ароматических веществ были Вавилон, Ниневия и Карфаген. Здесь продавались душистая смола из Аравии, камфара из Китая, корица из Индии. У более развитых цивилизаций в Малой Азии, Персеполе и Пальмире вызывали интерес более тонкие ароматы: кедр, мимоза, жасмин, роза и лилия.

В Библии сказано, что волхвы в дар родившемуся Богу-сыну преподнесли золото, ладан и мирру — тройной символ триединого Бога.

На Ближнем Востоке и в Индии ароматы первоначально использовались в религиозных целях, даже статуи богов обливали ароматной водой. Вскоре у ароматов появились и другие функции. В Индии женщины часами лежали в ванных с ароматическими маслами, а потом натирались маслами розового дерева или туберозы. В Китае элегантные женщины предпочитали экстракты цветов жасмина, настойки глицинии и фиалки. В Японии традиционно ароматы наносятся не на тело, пакетики с душистыми веществами, в том числе, пряностями, прикрепляют к кимоно. Благодаря чему движения японки приобретают уникальный аромат. Кроме того, японки носят ароматическую пасту в лакированных коробочках на поясе, а так же окуривают свои кимоно благовониями.

Именно древние греки стали добавлять к пряностям, растительным смолам и бальзамам душистые цветочные масла. Розы, лилии и фиалки вымачивали в масле или жидком жире. Традиция воскуривать ароматические вещества в честь павших героев, а также на торжествах оставалась неизменной. Кроме того, Гиппократ рекомендовал ароматизированные ванны и массажи, а так же использование ароматических веществ при лечении некоторых болезней.

Древние римлянки предпочитали сложные парфюмерные композиции. Император Нерон душился весь, с головы до подошв ботинок (в буквальном смысле), а на его пирах рабы освежали духами головы его гостей. По легенде, когда Клеопатра покидала Марка Антония, она приказала облить паруса своих кораблей пленительными духами, чтобы ветер донес их аромат до любовника. Духами обливались даже пороги домов, а так же знамена и военная атрибутика перед сражениями, считалось, что это приносит удачу.

В 16 веке в Грасе была изобретена дистилляция, благодаря чему в производстве парфюмерии стало возможным использовать спирт.

В начале средних веков в Европе снижается производство ароматических средств, особенно служащих религиозным целям, например, ладана. Но крестовые походы возрождают использование парфюмерных изделий для ухода за телом. Благодаря крестоносцам, восточные ароматы и пряности распространяются постепенно на Север.

В эпоху Возрождения использование ароматов становится традицией. В моде были ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочке или браслете. Кроме того, не потеряло свое значение использование парфюмерии в медицинских целях: окуривание розмарином или можжевельником в качестве борьбы с чумой или ароматизированный уксус в качестве лекарства от многих болезней.

Венеция раньше других начала крупномасштабную торговлю с Ближним Востоком, обеспечивая Европу бальзамами, растительными смолами, камфарой, мускатным орехом, корицей, сандалом и другими драгоценными ароматными веществами. Подъем торговли и зарождение центра культуры при дворе Франции способствовали производству собственных ароматических средств. Знаменитая «Eau de Hongrie» — «Вода Венгерской Королевы», созданная в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелиссы, лимона и розмарина, господствовала на рынке ароматов в течение нескольких столетий.

Вторым после Венеции поставщиком сырья для парфюмерии становится Испания. Испанские мастера по дублению кожи пропитывали её ароматными веществами, в результате чего создавалась знаменитая «испанская кожа» — верблюжья кожа, пропитанная розовой, сандаловой, лавандовой водой или водой с корицей, растертой с мускусом и амброй. Особенным успехом пользовались перчатки из такой кожи. В это время в парфюмерии начинает использоваться эссенция нероли (апельсиновых цветков), пользующаяся популярностью и сейчас. Еще одно изобретение того времени — аромат «a la frangipane», названный в честь итальянца Франжипани, использовавшего в парфюмерии горький миндаль, который до этого применялся только в кулинарии.

В Англии большим успехом пользуются stillrooms — некие собрания, клубы, где знатные дамы занимались дистилляцией цветочных эссенций, изготовлением «ароматных яблок», смесей и пакетиков с ароматическими средствами, используемых в интерьерах домов.

17 век был эпохой сильных ароматов, тем более, что отсутствие гигиены не располагало к легким ароматам и тонким духам. Фаворитами были стойкие ароматы, усиленные с помощью амбры и туберозы, жасмина и флердоранжа. В век Людовика XIV жеманницы неумеренно используют флорентийские мази с ирисом, испанский воск с жасмином и «кипрскую воду», содержащую в больших количествах ваниль, амбру, мускус и ирис. Неистовство ароматов завладело эпохой: благоухают подушки, веера, бумага для писем, парики, мыло, медальоны с изображением святых, и даже пепел, которым посыпали голову в первый день поста. Под чистотой в эту эпоху подразумевалось пудриться, душиться, пользоваться мазями, натирать кожу ароматной водой, освежать дыхание с помощью амбры или гвоздики.

Людовик XV унаследовал от своего деда любовь к ароматическим средствам, а его любовницы питали к ним не менее пламенные чувства. Крепкие запахи уступали место более нежным, с выраженным цветочным оттенком. Популярными становятся гесперидные ароматы (семейство цитрусовых), травяные ароматы (например, запахи герани и мелиссы). В 18 веке в парфюмерии появляются звезды: Фаржон, Любен, Убиган. В середине 18 века создается одеколон.

Революция 1789 года нанесла серьезный удар по парфюмерному производству. Но во времена Директории в моду вернулись изощренные вкусы. В то время как Жозефина ввела в моду экзотические ароматы (ваниль, корицу и гвоздику), мадам Тальен (одна из выдающихся женщин времен революции) переняла у древних их любовь к ваннам, ароматизированным цветами и фруктами. Мужчины же предпочитали мускус и цивет (цибет) — секрет хищного животного цибетты — и пользовались им весьма обильно. Император пользовался только одеколоном. С этого времени собственно начинается разделение ароматов на женские и мужские.

В дальнейшем романтизм привил вкус к запахам нежным и легким, к флаконам из опалового стекла, к ароматной воде, которой смачивались тонкие носовые платки. Но Вторая империя (царствование Наполеона III), словно в отместку, будет предаваться настоящей оргии опьяняющих ароматов, в которой уже можно различить бодлеровскую одержимость «духами развращающими, роскошными и торжествующими». О Востоке напоминают амбра, сандал, мускус, пачули. Одновременно парфюмерное производство превращается в искусство.

Вплоть до конца XIX века в мире ароматов господствовали исключительно натуральные, животные или растительные компоненты. Но с течением времени все большую популярность приобретают искусственные ароматические вещества, существенно расширившие палитру парфюмеров. Кумарин позволил Убигану создать Fougere royale («Королевский папоротник»), гелиотропин становится основой амбровых духов, появляется хинолин, благодаря которому возникают «кожаные» ароматы, затем иононы, синтетический мускус, фруктовые ноты и огромный вклад альдегидов.

Гравюра XVII века работы Николаса Лармессина (Nicolas Larmessin), вдохновила скульптора, Томека Кавьяка (Tomek Kawiak), на создание бронзового парфюмера в городе Грасс. Город является общепризнанной мировой столицей парфюмерии, именно здесь в XVII веке производство того, что сейчас мы называем парфюмерией. Когда-то заводы Грасса снабжали сырьем и духами почти всю Европу.

На сегодняшний день в Грассе производится 60% мировой парфюмерной продукции, а также большая часть душистых масел, которые используются при производстве французских духов. Здесь цветут восемь из одиннадцати самых известных в мире ароматов.

При подготовке текста был использован материал из книги

«100 легендарных ароматов» Сильвии Жирар-Лагорс

Ссылка на основную публикацию
×
×
11 мая 2007, 8:00