Старинные куклы и девочки на антикварных фотографиях

Старинные фотографии детей с куклами и игрушками.

Давно собиралась это сделать, выкладываю старинные фото детей с куклами в хронологическом порядке. Учитывайте пожалуйста такой фактор, как съемка в Фото-Ателье. Это значит, что в 90% случаев на фото девочка не с ее любимой куклой, а с реквизитом фотографа. Поэтому не следует так сильно ориентироваться на то, во что одета куколка, какого она периода и во что одет ребенок. Однозначно ясно, что на фото кукла в руках девочки не может быть куклой из будущего, а значит она как минимум ее периода реальной жизни или старше. Девочки в большинстве своем из Европы конца XIX века – начала XX-го. Первое же фото именно такой пример, абсолютно одинаковый интерьер, правда куклы и девочки разные.

старинное фото ателье девочки с куклами

семейное старинное фото

нное семейное фото семья ребенок с куклой

семейное старинное фото родители девочка с куклой

старинная фотография девушка с куклой

19 век девочка с куклой в коляске

1900 фото девочка с куклой

1900-е годы фотография девочка кукла

1900-ые годы старинная кукла коляска

1915 год девочка с куклой барселона

1915 год девочка с маленькой куколкой

1917 лысая девочка с куклой

1920-ые годы девочка с пупсом

1922 год девочка в костюме с куклой

1924 год девочка с куклой

1926 сантандер девочка с куклой фото

1927 девочки с куклами

1930-1940 мальчик и девочка с куклой

1930-е годы девочка кукла

1930-ые дама девушка с куклой

1933 год дети кукла

1938 год девочка с куклой

1950-е девочка держит куклу

1951 девочка в нарядном платье с куклой

1952 год девочка кукла

1956 год девочки на уличце играют с куклой

старые фотографии детей с игрушками куклами

А далее к сожалению фотки без точной датировки, но однозначно 19-20 век, рубежные.

Старинные куклы и девочки на антикварных фотографиях

Перепост!
Спасибо автору огромное!
Не могу избавится от ощущения, что брюша на 3-ем фото реплика. По идее не должно быть, конечно. Ноооо.

Оригинал взят у babymob в Фотографии из Музея Уникальных кукол, много фото Шраер. Перепост.

Кукла немецкого мастера Клинга (рубеж XIX – XX вв.). Музей уникальный кукол, г. Москва

Кукла – воплощение детского мира, где все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Человек взрослеет, но кукла-игрушка, кукла-образ, кукла-произведение искусства продолжает жить рядом с ним. И для кого-то куклы становятся главным делом жизни. Благодаря им появляются уникальные коллекции старинных кукол, в их руках рождаются куклы – произведения искусства.

Я сама не являюсь ни коллекционером, ни создателем кукол. Но на любительском уровне интересуюсь этой темой и всегда с удовольствием посещаю кукольные выставки. Этот интерес привел меня в Московский музей уникальных кукол.

История музея началась в 1996 году, с коллекции антикварных кукол и раритетов театральной художницы Юлии Вишневской. С тех пор, коллекция постоянно пополняется. Нередко кукол дарят владельцы, желающие, чтобы их “подопечные” обрели новую жизнь в музее. При музее работает мастерская, где кукол реставрируют, одевают в одежду соответствующей эпохи, и они занимают достойное место в экспозиции музея. Здесь уже расположились старинные “барышни” родом из Франции, Германии, Англии, Голландии, России, Японии. На небольшой территории я провела два часа, и получила большое удовольствие. В витринах музея расположились действительно уникальные экспонаты, передающие атмосферу своего времени.

03. Кукла фабрики Брю (Bru) – “Модная дама” (1872 г.)

Леон Казимир Брю по праву носит титул “певца красоты”, настолько хороши его куклы – романтичные, с задумчивым взглядом огромных глаз, ангельским выражением лица и легкой улыбкой на лице. Куклы были одеты по последней моде, и своим видом олицетворяли богатство, роскошь и элегантность. Парик кукол делали из мохера, фетра или настоящих волос, тело – из розовой или белой лайки, а руки и ноги – из фарфора или дерева.

05. Одна из первых заводных механических кукол (начало XX века)

06. Кукла -грелка из гипса (Англия, вторая половина XIX века)

07. Восковая кукла-статуэтка (Франция, середина XIX века)

08. В этой витрине восковые куклы английских мастеров XIX века и куклы из глазурованного фарфора ( Австрия, XIX в.)

Термин “восковые куклы” используют применительно к куклам с тряпичным или лайковым туловищем; восковыми у них были только голова, плечи, нижние части рук и ног. Особым успехом восковые куклы пользовались в Англии.

09. Рассматриваю следующую витрину.

В центре- кукла с фарфоровой головой и лайковым телом французского мастера Франсуа Готье (вторая половина XIX в.) Мануфактура Фернана Готье (Gaultier) считается одним из старейших предприятий в кукольном производстве. В 1867 году он построил в Сен-Морисе фабрику фарфорового производства и запатентовал метод разрезания бисквитных фарфоровых голов и вставки внутрь устройства для стеклянных глаз. В дальнейшем, эту технологию использовали многие знаменитые фирмы.

10. Кукла-цветочница из композита (Голландия, вторая половина XIX века)

12. Дама в подвенечном наряде и мужчина в цилиндре. Это деревянные английские шпилечные куклы, из которых обычно выстраивались сценки на религиозные и исторические темы

13. Фарфоровые куклы фирмы Й.-Д. Кестнера (Германия, рубеж XIX – XX вв.)

16. Кукольная посуда

Кукольную посуду делали на тех же фабриках, что и посуду для людей. В этой витрине слева – сервиз российских фабрики “Гарднер” и “Кузнецов”. Эти фабрики в XIX веке выпускали лучший фарфор в России и один из лучших в Европе.

17. Посуда российских фабрик

19. Немецкие куклы фирмы А. Марселя (конец XIX -начало XX вв.)

21. Куклы немецких мастеров конца XIX – начала XX вв.

22.Кукла немецкого мастера Клинга (рубеж XIX – XX вв.)

23. В карете – куклы немецких мастеров А Шонау и К. Хоффмайстера, кукла в красно-зеленом наряде – игрушка “Маротте”, в переводе с итальянского – “вертушка”

24. Фарфоровая кукла фабрики “Шраер и Фингергут” (Россия)

25. Восковые куклы английских мастеров сер. XIX в.

27. Литые восковые куклы английских мастеров XIX в.

28. Кукла из папье -маше (Франция, начало XIX в.)

Такие прекрасные создания не могли остаться без кукольных домов, поэтому появлялись компании, производившие сопутствующие игрушке предметы и аксессуары. Часто продукцию для кукол производили на тех же фабриках, что и для людей.

29. Кукольные швейные машинки фирмы “Zinger” (Германия, XIX века)

30. Кукольная утварь

31. Большое внимание уделялось кукольной обуви

36. Сумочка- тоже важный аксессуар

37. Зонтики для кукол

38. Музыкальные кукольные автоматы (Франция, вторая половина XIXв.)

41. Кукла наследника Тутти. Сделана потомственным кукольным мастером В.В. Малахиевой в 1965 году для фильма “Три толстяка”

42. Японский кукольный дом, изображающий буддистский храм (XIX в.)

43. Японские куклы (начало XX в.)

45. Кукла Kewpie

В начале XX века появились куклы с кокетливым выражением лица и глазками, смотрящими в сторону. Наибольшую популярность завоевала кукла “Кьюпи” (Kewpie), со “склеенными” ножками, расставленными ручками, отлитым чубчиком и большими круглыми глазками. Высота игрушки варьировалась от шести до сорока сантиметров. В 1913 году куклу запатентовала американка Роуз О’Нейл.

46. Кукла российской фабрики “Шраер и Фингергут” (конец XIX – начало XX вв.)

47. Кукла российской фабрики “Шраер и Фингергут” (конец XIX – начало XX вв.)

48. Кукла российской фабрики “Шраер и Фингергут” (конец XIX – начало XX вв.)

57. Куклы немецких фабрик (конец XIX – начало XX вв.)

63. Куклы фабрики “Кеммер и Райнхардт” ( Германия, конец XIXв. )

Фабрика “Кеммер и Райнхардт” стала первой, кто начал делать куклам ротик с зубками. Затем, вдохновленная новым реализмом,фирма создала длинную череду характерных кукол, чем завоевала феноменальную популярность.

64. Куклы фабрики “Кеммер и Райнхардт” (Германия, конец XIX в. )

67. Куклы немецких фабрик (XIX в.) – собирательный образ немецкого ребенка

70. Куклы французских мастеров

Французские куклы – дамы и куклы-девочки выглядели как модели из модных журналов: в роскошных туалетах, в шляпках, с непременными зонтиками. Иногда куклы продавались и “без одежды”, с расчетом, что девочки и их мамы сами обошьют свое сокровище. Некоторые куклы крепились к коляскам с находившимися в них маленькими куколками.
Кукла в боа с зонтиком – механическая кукла фабрики Ж.-Н. Стейна, первого производителя шагающих кукол. Если таких кукол вести за руку, то они “сами” будут двигать ногами и поворачивать голову.

73. Кукла французского мастера Ф. Готье ( 70-80-е годы XIX в.) из коллекции жены бывшего наркома просвещения А, Луначарского

74. Современные авторские куклы (Англия, Франция, Германия XXв.)

78. Французская будуарная текстильная кукла начала XX в.

79. Французская будуарная текстильная кукла начала XX в.

81. “Бабушка, которая вяжет” – редкая кукла – музыкальный автомат

82. Куклы из мультипликационного фильма

83. Характерная кукла конца XX в.

84. Фигурки из хлебного мякиша

86. Кукла в наряде от российского дизайнера Елены Супрун

87. Кукла в наряде от российского дизайнера

89. Кукольный дом

90. Кукольный дом

Так я провела время в удивительном и красивом мире старинных кукол.

Музей находится по адресу: Москва, ул. Покровка, д. 13 стр. 2
Работает с 10.00 до 18.00, перерыв 14.00 – 14.30 ежедневно, кроме понедельника.
Музей проводит увлекательные экскурсии в волшебный мир старинных кукол. Вторник, среда, четверг – экскурсионные дни (экскурсии в 12.00, 14.00 и 16.00)
Перед посещением рекомендую заглянуть на на сайт музея .
Много интересного об истории кукол я узнала из энциклопедии “Куклы мира” от Мир Энциклопедий Аванта+.

Антикварные куклы – наперсницы минувших поколений

Опубликовано 3 Мар 2017 13:33 © Женская доля

Люди всегда были неравнодушны к куклам – их мастерили в Египте, Риме и Месопотамии, в загадочном Китае и на просторах Древней Руси. Игрушки, напоминающие маленьких человечков, создавали разными способами: из шкур, ткани и соломы, из обожженной глины и деревянных чурочек. Впрочем, такие «домашние» поделки быстро приходили в негодность, да и особой художественной ценности не представляли – сегодня они заинтересуют только историков.

В Средние века европейские портные, обшивающие венценосные семьи и представителей знати, придумали гениальный маркетинговый ход. Дабы увлекать богатых клиентов новыми нарядами, были изобретены первые манекены – куклы из дерева, гипса и лака с искусно нарисованными лицами. Миниатюрных красавиц, разодетых в бархат, кружево и шелка, выставляли в витринах в качестве доказательства высокого мастерства кутюрье.

Теоретически такое произведение искусства могло приобрести частное лицо, но стоили первые декоративные куколки просто запредельно дорого. К тому же они были очень хрупкими и требовали исключительно деликатного обращения. Благодаря неусыпной заботе и тщательному уходу некоторые куклы той эпохи дожили до наших дней. Одну из них, созданную специально для английской королевы где-то в конце XVII столетия, сегодня гордо демонстрируют посетителям Лондонского музея.

«Доступные красавицы» из высшего общества

Многие поколения восторгались восхитительными игрушками, томясь вожделением и нереализованной жаждой обладания. Попытки как-то упростить производство и сделать кукол более дешевыми предпринимались неоднократно. Некоторые эксперименты были довольно успешными: на смену глазурованной сосне пришли воск, папье-маше и специальные композитные материалы из древесной стружки, бумаги, яиц и золы.

Читайте также:  Что такое архетипы в стиле одежды и как выбрать образ

А потом появился фарфор! Красавиц с аккуратно вылепленными частями тела и совершенно живыми личиками массово начали производить в середине позапрошлого столетия. Мастера XIX века стремились к реализму, мечтали сделать свои игрушки узнаваемыми, непохожими на других. Именно поэтому антикварные куклы так харизматичны, каждая имеет свой характер, индивидуальный стиль. Нарисованные глазки смотрят лукаво и внимательно – перед ними пронеслось много десятилетий, наполненных самыми удивительными событиями!

В странах континентальной Европы стали особенно популярны куколки из «бисквита», лишенного глянцевого блеска. Экспериментируя с добавлением красителей, мастера добивались естественных оттенков, максимально похожих на цвет человеческой кожи. Куклы все еще оставались «взрослыми дамами» в шикарных нарядах, но стали гораздо доступнее в плане цены. Их приобретали ради украшения интерьера или в подарок дочерям – для игры.

Очередной «революционный переворот» совершил француз Эмиль Жумо – потомственный кукольник, предложивший вниманию публики игрушку-ребенка. Очаровательная девочка Bebe Jumeau с пухленькими щечками, пальчиками и ножками начала свою «триумфальную гастроль» по миру в 1880 году, сохраняя невероятную популярность свыше пятидесяти лет. Месье Жумо был эстетом, он предпочитал сотрудничать не с ремесленниками, а с талантливыми скульпторами, поэтому его девочки похожи на самых настоящих малышек со старых фотографий.

Из дней минувших – в день завтрашний

Несмотря на огромный выбор игрушек из пластика и винила, фарфоровые куклы до сих пор производятся и пользуются на рынке высоким спросом. Для этого хрупкого материала 50-60 лет – солидный возраст, поэтому «девочки» и «мальчики», приобретенные сегодня, к концу XXI века будут уже считаться антиквариатом. Впрочем, объектом охоты коллекционеров в будущем станет лишь малая часть современных красавиц.

Что же такое антиквариат в понимании специалистов, и почему он так высоко ценится? Официально подобный статус получают куколки, созданные лет сто назад – до начала 30-х годов минувшего столетия. Чем раньше игрушка появилась на свет, тем она ценнее. Важнейшее значение имеет сохранность и редкость экземпляра. К примеру, из «пражской сотни» кукол Альбера Марке сохранилось не более двадцати, поэтому стоимость каждой чрезвычайна высока. На одном из последних аукционов красавица этого мастера ушла с торгов за 212 тысяч долларов.

Настоящие антикварные куклы хранятся в частных коллекциях, но время от времени владельцы выставляют их на аукцион. Самые престижные дома (в частности, «Кристи» или «Сотбис») с удовольствием занимаются продажей старинных игрушек. Еще бы! Спрос значительно превышает имеющееся предложение, количество потенциальных покупателей огромно – сегодня на Западе коллекционирование кукол по распространенности опережает традиционную филателию.

И это при том, что такое увлечение сложно назвать бюджетным. «Дамы» и «кавалеры» XIX века обходятся их новым хозяевам не дешевле престижных автомобилей. И все-таки вложения себя оправдывают – эксперты уверяют, что ценность антикварных фарфоровых красавиц ежегодно увеличивается на 10-12 процентов. Естественно, речь идет о самых ухоженных экземплярах, идеально сохранившихся или очень грамотно отреставрированных.

Шедевры и поклонники

Девочки нежно любят кукол, причем, далеко не у всех это увлечение проходит с возрастом. Многие знаменитые и обеспеченные дамы прославились как фанатичные коллекционеры игрушечного антиквариата. К примеру, актриса Деми Мур много лет собирает свою «фарфоровую семью», стоимость которой на сегодняшний день перевалила за миллион долларов. Для куколок голливудской звезды был даже приобретен отдельный особняк, по сути, это уже настоящий частный музей.

Еще одной поклонницей изысканных древностей считается литератор Анн Райс. Известная создательница вампирских хроник наделяет кукол мистической властью над человеком, трепетно рассуждая об их бессмертии. Писательница признается, что в миг первого визуального контакта с новой куклой она словно устанавливает связь с прошлым. Творения старых мастеров могут восхищать или отталкивать, дело не в этом – они, по мнению Анн Райс, сами выбирают своего будущего владельца.

Впрочем, среди поклонников антикварных красавиц – не только женщины. Одним из самых известных звездных коллекционеров был американский писатель Сидни Шелдон. За последние годы жизни автор нашумевших бестселлеров приобрел четыре с половиной сотни куколок Ленчи, созданных до Второй Мировой войны. Великий голливудский сценарист особенно любил портретные копии известных актеров и актрис, в его собрании присутствуют многие искусно выполненные игрушечные «звезды»: Сара Бернар, Марлен Дитрих, Мэри Пикфорд и Рудольфо Валентино.

Прекрасные свидетели ушедшей эпохи

Тяга наших современников к собиранию старинных кукол – свидетельство ностальгии человечества по минувшим столетиям газовых фонарей, карет и пышных балов. Именно поэтому так высоко ценятся антикварные «дамы» в подлинных нарядах своего времени. К сожалению, текстиль изнашивается быстрее фарфора, и детали многих туалетов приходится реставрировать – либо заново одевать куколок в подходящие костюмы.

Мастера, шьющие платья и обувь для антикварных красавиц, стараются полностью воссоздать дух ушедшей эпохи, вдохновляясь картинами, гравюрами и старыми фотографиями. Работа невероятно кропотливая, на сто процентов ручная. При этом используются только самые лучшие, натуральные материалы: мягчайшая кожа, дорогие ткани, старинные кружева. Каждый готовый туалет – произведение искусства, не менее ценное, чем фарфоровые модели.

Впрочем, упоминая о фарфоре, следует немного оговориться – существует несколько основных типов кукол, которые выпускались в разное время и разными мастерами:

  • полностью фарфоровые – как литые, так и с подвижными конечностями;
  • куколки, имеющие фарфоровое личико и туловище из композита;
  • игрушки, у которых «бисквитная» головка венчает кожаное или тканевое набивное тело.

Среди коллекционеров особенно ценятся германские и французские куклы, но вторых выпускалось меньше, поэтому сегодня они значительно дороже. Признанные лидеры – «детки» от Bru, Jne & Cie, очень реалистичные крохи, похожие на живых, слегка идеализированных малышей. С ними успешно соперничают куколки Jumeau, создаваемые в XIX веке семейной фирмой Эмиля Жумо. Параллельно детской серии обе компании выпускали «моделек», имитирующих взрослых девушек в нарядных туалетах.

Огромная редкость, пользующаяся понятным спросом – благородные дамы и кавалеры Аделаиды Урэ. В XIX веке они произвели фурор благодаря уникальному физиологичному строению. Главным отличием от «несгибаемых красавиц» того времени стало наличие множества точек артикуляции, куколки могли принимать самые разные естественные позы. Производство таких шедевров было слишком трудоемким, они официально считались самыми дорогими игрушками своего времени.

Среди немецких творений очень успешными оказались «душечки» Gebruder Heubach – характерные, исключительно харизматичные, изображающие детей и подростков. Огромную популярность приобрели куколки Kestner, которые восхищали покупателей необычным, лукавым выражением чуть скошенных глаз. Надо сказать, что игрушки Кестнера оценили даже главные конкуренты – некоторые французские компании заказывали у него фарфоровые головки для своих изделий.

В России до революции гремела слава Императорского завода Журавлева и Кочешкова. По тем временам выпускаемые здесь куколки считались огромной роскошью, поэтому их могли себе позволить только представители знатных и богатых фамилий. Увы! Большинство отечественных фарфоровых красавиц погибло при погромах барских усадьб во время гражданской войны. Стоимость единичных сохранившихся экземпляров – около 3 тысяч долларов.

Подлинники и реплики

Многие европейские и американские поклонники антикварных фарфоровых принцесс искренне завидуют своим российским коллегам. В нашей стране «кукольный бум» начался гораздо позднее и до сих пор не достиг прогнозируемых высот. В России велик шанс обнаружить и приобрести подлинный шедевр из какого-нибудь фамильного наследия за относительно умеренную сумму.

В целом бизнес оказывается очень прибыльным, поэтому подделки «под старину» (реплики) – распространенное явление на современном рынке. Не спасают даже фирменные клейма, которые ставили на свои изделия самые известные мастера прошлого и позапрошлого столетия. Уважаемые антикварные дома имеют в штате «кукольных экспертов», которые удостоверяют подлинность игрушек и определяют их возраст, изучая использованные технологии и качество фарфора.

Специалисты предупреждают: поскольку оригинальные клейма ставились в основном на кукольную головку, тельце игрушки может быть достаточно успешно заменено. Понятно, что такая вещь уже не будет считаться подлинником, раритетом, ее цена должна быть существенно ниже. При осмотре надо обращать внимание на пропорциональность отдельных деталей фигуры и то состояние, в котором находится кукла – самостоятельная реставрация под силу единицам любителей.

Чаще всего покупка совершается через интернет-посредников, на различных профильных сайтах или непосредственно у коллекционеров. Обычно неопытные искатели раритетов начинают с кукол попроще, не самых редких и дорогих. Это вполне оправдано – можно проникнуться духом старины, не выкладывая огромные суммы за сокровище спорного качества. И не надо забывать, как скоротечно время: пройдет пара-тройка десятков лет, и современные фарфоровые куколки тоже станут антиквариатом!

Особенности антикварных кукол разных стран

Антикварные куклы и их коллекционирование в последние годы начинает набирать популярность. Собирательством предметов старины сложно удивить кого бы ты ни было, но винтажные куклы занимают особое место. Цена на некоторые модели колеблется в пределах от 10 до 20 тысяч долларов. Стоимость зависит от состояния экземпляра, его размера и года выпуска.

Франция и Германия

Упоминание о первых игрушках, созданных по образу и подобию человека, можно отнести к XIV веку. Фарфоровые лица на игрушках появились намного позже. Изначально модели изготавливали из дерева, после, чтобы придать игрушкам человечность, их руки, ноги и тело начали изготавливать из кожи животных.

Французская антикварная кукла

Поскольку искусство совершенствовалось, старая кукла постепенно канула в лету, на рынке появились экземпляры, которые имели сходство с человеком. Модели были большими и миниатюрными, одежда для игрушек шилась отдельно. Наибольшей популярностью пользовались образы светских дам, напыщенных модниц, моряков. Сложно отнести такие модели к игрушкам, предназначенным для ребенка.

Антикварные куклы стоили достаточно дорого, прорабатывался образ, шилась одежда, локоны изготавливали из натуральных волос для достижения максимального сходства с человеком. Французские куклы стоили дороже по сравнению с теми моделями, которые производились в Германии.

Некоторые время модели изготавливали вручную, в этот период пальма первенства была у Франции. Купить и достать подобную игрушку было непросто. Да и предназначались такие куклы не для детей, а для взрослых.

Наибольшей ценностью среди коллекционеров пользуются антикварные куклы 1850–1930 годов, на то есть несколько причин:

  • модели изготавливали вручную;
  • одежда шилась под заказ;
  • использовались натуральные материалы.

Промышленное производство игрушек, в том числе и кукол, впервые открылось в Германии. Модели из Франции изготавливали вручную. Нередко туловище делали отдельно, а голову из фарфора — отдельно: таким образом в производстве было задействовано две, а то и три компании. Антикварная кукла того времени имела поразительное сходство с человеком. Глаза изготавливали отдельно — их выдували из стекла, использовались натуральные волосы. Фарфор был гладким, глянцевым, на щеки наносился румянец, ресницы клеили отдельно.

Особой популярностью пользовались характерные модели, на лице которых были выражены эмоции. Такие игрушки имели своеобразный образ, одежда шилась в соответствии с образом, учитывались мелкие детали наряда.

Антикварная кукла представляла собой работу нескольких мастеров. Так, руки, шея и лицо делались из фарфора, ноги из дерева, а туловище шили из кожи козленка. Прорабатывался наряд, образ был идеально продуман.

Во Франции пользовались популярностью куклы, которые имели прозвище «Талия» — это небольшая модель, которая имела тонкую талию и была одета по последней моде. А также особой популярностью пользовались куклы под названием «Малышка».

Читайте также:  Макияж на Новый год 2020 – фото и идеи

«Бэйбиками» или «Малышками» называли кукол, которые имели определенное сходство с младенцами. Такие модели вызывали восхищение и трепет. Причина в том, что мастера добивались наибольшего сходства с ребенком — для этого делалось все возможное.

Но в Германии антикварные куклы были более доступными, поскольку их производство проходило в промышленном масштабе. Предприимчивые немцы продавали свои изделия следующим образом — они не ставили клейма. Немцы писали, что игрушка была произведена во Франции, но цена была достаточно низкой, и покупатели приобретали товар с охотой. Но на самом деле игрушки изготавливали в Нюрнберге, а не в Париже.

Старинные куклы в нарядах того времени

По этой причине такие модели ценятся меньше, чем те, которые были вручную изготовлены в Париже, который на тот момент считался центром моды.

«Бейбики» также производились в Германии, отличительной чертой таких игрушек было их лицо. Фарфор имел особую текстуру, он был не глянцевым и гладким, а матовым.

Редкие куклы — это те, внутрь которых вставляли механизм, таким образом игрушка могла совершать какие-то движения. Такие экземпляры встретить на аукционе сложно, причина в том, что подобных моделей немного. Например, коллекционеры вспоминают о клоуне ориентировочно 1850 года, который был изготовлен из кожи и фарфора. Внутри клоуна находился механизм, в результате действия которого игрушка могла курить.

  • старые модели из Франции стоят от 10 до 20 тысяч долларов;
  • за работу мастеров из Германии можно выручить до 10 тысяч долларов.

Если рассматривать этот вид коллекционирования как вложение инвестиций, то получить дивиденды можно только при долгосрочном вложении. В среднем за год стоимость куклы увеличивается на 20-30%. Большое количество экземпляров находится в частных коллекциях, поэтому точно оценить ежегодный прирост достаточно сложно.

Что было в России?

Антикварные куклы в Российской империи занимали особое место. Модели изготавливали под заказ, такими игрушками украшали дом, члены императорской семьи играли с куклами работы ведущих мастеров.

Особенностью экспонатов, которые были произведены в России, можно считать напыщенную роскошь образа. Создавались барышни, которые были облачены в шикарные наряды, на головах кукол красовались шляпы. Образ прорабатывался с особой тщательностью, если куклу делали под заказ, то особым шиком считалось ее сходство с хозяином или хозяйкой.

Старинные куклы Российской империи также изготавливались несколькими компаниями, фарфоровые лица мастеров из России пользовались популярностью в Европе. Их отправляли во Францию и Германию.

Для членов императорской семьи игрушки изготавливали специально, для этого был построен целый завод. Но все изменилось с приходом к власти большевиков.

На старинных фотографиях можно увидеть детей, которые держат в руках кукол с фарфоровым лицом. Но антикварная кукла — это не дань моде, а скорее элемент достатка. Нередко игрушки брали в аренду для того, чтобы на фотографии ребенок выглядел счастливым и довольным.

Помимо хрупкости и дороговизны, у кукол времен Российской империи была еще одна особенность, которая измена ход истории. Антикварная кукла отличалась своей буржуазностью, так думали коммунисты. Оценив внешний вид игрушек, товарищ Луначарский принял решение об их уничтожении. Причиной всему был образ, который не соответствовал образу рабочего человека.

Наряды, детали, сшитая обувь, перчатки и прочие украшения не вязались с рабочими и крестьянами. Чтобы не искушать население куклы изымались, уничтожались, а заводы по их изготовлению закрывались.

Таким образом в стране боролись с пережитками буржуазии, не понимая, что через несколько десятилетий коллекционеры будут скупать модели дореволюционных времен по баснословной цене.

Наибольшей популярностью во времена Российской империи пользовались работы следующих мастеров:

Наибольшей популярностью среди мастеров пользовалась работа Императорского кукольного завода, родоначальниками которого были Журавлев и Кочетков. Фарфоровые лица Императорского завода экспортировались в Европу. По утверждению историков многие модели работы мастеров из Франции и Германии имели лица, изготовленные в деревнях России.

На аукционах найти модели работы российских мастеров сложно, они считаются редкими, но несмотря на это, барышни и гусары только набирают популярность. Таких моделей достаточно мало, представленные экспонаты отличаются продуманностью образа, изысканностью нарядов.

Оставшиеся в «живых» куклы передавались по наследству, их берегли и прятали, боясь того, что семейная реликвия в одночасье станет поводом для ареста или гонения. Лицо, шея, ладони и другие видимые части изготавливали из фарфора, глаза были стеклянными, а волосы для куклы — натуральными. Тело изготавливали из ткани; использовали и кожу, но реже. Особое внимание уделяли деталям, в том числе и ботинкам — их, начищали, предавая максимальное сходство с образом. Нередко игрушки украшали изделиями, которые напоминали драгоценности.

Коллекция фарфоровых кукол времен Российской империи может стоить достаточно дорого, ценность каждого экземпляра начинается с 3 тысяч долларов.

Славяне вырезали игрушки из дерева, изготавливали подобие кукол из соломы. После желая придать облику большее сходство с человеком лица кукол стали делать из фарфора. С течением временем производство моделей из фарфора не умерло, а скорее перешло на другой этап развития. Сегодня также можно встретить кукол лица, которые сделаны из гладкого или шершавого фарфора, на лицах имеется румянец, а глаза и ресницы отличаются поразительной точностью.

Естественно, что сегодня куклы производят на заводах, встретить модели, изготовленные вручную крайне сложно. Стоимость таких экспонатов отличается от тех, которые были произведены во франции и Германии в начале XIX века, но никто не знает, сколько такие игрушки будут стоить через несколько лет.

Старинные куклы и девочки на антикварных фотографиях

Войти

Выставка Франкенхалле в Нойштадте, 2014/2015

Перепост!
Спасибо огромное Наташе за прогулку. Однажды в следующей жизни, когда я стану кошкой, ла-ла-ла-ла надеюсь попасть на этот фестиваль.

Оригинал взят у happydolls в Выставка Франкенхалле в Нойштадте, 2014/2015

В пятницу фестивальной недели все стремятся в Нойштадт-бей-Кобург (Neustadt b. Coburg), в зал Frankenhalle. Там открывается еще один кукольный рынок. Но в отличие от нойштадской блошки, там крытое помещение, и поэтому состав кукол на порядок выше, больше дорогие и редких. Недалеко есть большая автостоянка, на подъезде к месту попадаются вот такие указатели. Перед въездом на стоянку стоят служащие, которые разводят машины по местам, показывают, куда ехать.
1. Фото 2014 г.

2. Сам зал – обычный спортивный, на стенах висят баскетбольные корзины. Ползала отведено под антикварных кукол, ползала – реплики, современные куклы, антикварные и винтажные мишки. Вход платный, но символически. Фото 2014 г.

Я покажу то, что мне очень понравилось. Остальное – в альбоме на Фликр.

3. Обалденная Жюмо с куколкой. Фото 2014.

4. Модница в оригинальном костюме. Посмотрите, какой яркий малиновый цвет у шелкового платья! Мы привыкли, что наряды блеклые и выцветшие, но тогда это все было очень яркое.

5. Конечно же, Брю.

6. Schmitt & Fils. Дорогущая кукла.

7. Вот тут у меня наступил затык: голова модной портретной Жюмо, а тело – бебе. Были такие переходные куклы официально или же это поздняя сборка? Я про это ничего не знаю.

8. Штайнер С прилегла отдохнуть. На самом деле продавец хочет показать, что глазки у нее спящие. У них стеклянный только ирис (радужка), а белок – фарфоровый.

9. Это же Готье? У меня стойкая ассоциация с тремя мушкетерами и миледи:) Наверное, из-за воротника.

10. Директор Парижского музея кукол Сами Оден. У него были очень красивые куклы! И сам он очень славный, позитивный и общительный.
А в этот раз я не сфотографировала его на стенде и сам стенд полностью, хотя наобещала. Так вышло – то я закрутилась, то у Сами были гости. Вообще французский стенд был один из лучших.

11. Не поклонница поздних Брю, но среди них встречаются очень приятные, как эта, к примеру.

12. Ходящая и посылающая воздушные поцелуи SFBJ. Раньше считала их грубоваыми и простоватыми, но после того, как купила такую и наигралась, мнение изменила. Милейшие и радостные куколки!

13. Если мне память не изменила за год, то эта потрясающая кукла – Бэр и Прёшильд.

14. А вот эта восковая малышка в полном младенческом комплекте одежды уехала ко мне.

15. Снаряжают деточку в дорогу. У этой дамы и в этот раз были хорошие ранние куклы из воска, папье-маше и дерева.

16. Надя демонстрирует фарфоровую голову от манекена. Тяжелая! Представьте себе эти манекены!

17. Жюмо во всем своем, даже в коробке.

18. Это забавный штришок:) Пардон, но фото не очень, другого нет. Нас там было четыре девочки! И все в тельняшках в кедах! Это самая удобная обувь для городских путешествий. Вот в этом году взяла кроссовки – мягко, но упарилась. Очень жалела, что не в кедах поехала.

А теперь – фотографии этого года!

19. Чудная Готье Бебе! Наряд, конечно. как я не люблю:) Это называется overdressed:) Кажется 4000 евро.

20. На самом деле, вот такие малышки мне тоже нравятся на вид, если некрупные. Но иметь – нет, много места занимают, и с нарядами фантазия ограничена, все малышовое, неинтересно.

21. Зоннебержка. Чьих ты будешь, девица?

22. Еще одна посетительница (или посетитель?). Собак, кстати, было много – надо было все время смотреть под ноги, чтобы не наступить.

23. Клинг. Тоже очень нравятся. Взяла бы, но крупновата, девать некуда такую.

24. Французские куклы из папье-маше, 1840-е. А на лошадке – кукла с деревянной головой.

25. Этот чудесный тонкий сервиз продавали только вместе с буфетом. А буфет мне не нужен! А сервиз нужен! Так жаль!

26. Какая вышивка на платье у этой Штайнер С! Как же я люблю зубастиков! А у овцы сумочка с надписью “Мой завтрак”:)

27. Еще одна Штайнер С. Оцените размер! 4000 евро.

28. Редкий Кестнеровский гуглик.

29. Огромная модная кукла. Кто это? Барруа?

30. Крошечная хальбижечка. Маленькая, да удаленькая – 2000 евро.

32. Премьер Жюмо. Переходная кукла от модницы к бебе. Была бы одета прилично – стоила бы как пол-Брю.

33. А вот загадка! Кто это? Думаете, Готье? Мы тоже так думали. Оказалось – Рабери и Дельфьё (Rabery & Delphieu). Тут и призадумаешься, не делали ли R&D головки на фабрике Готье. Очень рада, что кукла в итоге оказалась в Москве, пусть даже не у меня:)

34. Потрясающая Кестнер! Во всем родном! Правда, от шелкового наряда остались одни воспоминания.

35. Вот такое мне тоже очень нравится. Миндалевидные глаза у немок – что-то потрясающее! Забыла, кто это.

36. Королева Анна, середина 19 века, судя по разрезу глаз и форме лица.

37. Грустная Жюмо (Bebe Triste). Голова понимает, что редкость, а сердце ну совершенно спокойно.

38. Снова Брю.

39. Еще этот мальчик понравился. Решила, что Simon & Halbig, но продавец сказал, что Клинг. А мне что-то сомнительно. Глаза с такими ресницами видела в книге у хальбижских кукол-париан.

Вы поняли? Это лучше музея! Тут все рядом, без стекла и можно потрогать и осмотреть! Потрясающий опыт.
Какие редкие вещи! Я ведь не фотографировала ВСЕ прилавки и ВСЕХ кукол. Так что там их было в несколько раз больше. Мне показалось, что в этом году выбор был богаче и, повторюсь, было больше ранних не фарфоровых кукол.

Читайте также:  Крема и сыворотки с пептидами

UPD: вот еще история. Без фото, к сожалению, его забыла сделать. Вижу – стоит кукла с головкой Брю, но на немецком теле. Кукла очень маленькая, не больше 26 см. “Какая красивая! Наверное, Кюнленц!” – думаю. Просто встречаются куклы Kühnlenz – копии Брю, и часто очень похоже, тоже красивые до невозможности, стоят 2-4 тыс. евро. Ну, я и подумала, что вряд ли будет настоящая Брю на немецком теле стоять. Спросила, сколько стоит эта “кляйнхен” Кюнленц. “Это Брю!” – говорит продавец:)) Действительно, головка Брю стояла на немецком теле.

Весь альбом (141 фото) смотрите на Flickr.com.

Ну вот, основную массу куклофото с фестиваля я показала. Осталось – околокукольное по мелочи. Некукольное тут показывать не собиралась, но как скажете.

Цены на старинные и антикварные куклы растут

Маленькая наука. Многим может показаться, что игрушки – совсем несерьезный объект для коллекционирования, прямо скажем – детский. Однако это вовсе не так. Торги старинными куклами и аксессуарами для них ежегодно устраивают крупнейшие аукционы мира, такие как английские Sotheby’s и Christie’s, австрийский Dorotheum и многие другие, у них в штате даже есть отдельные специалисты по этому направлению. На аукционы отправляются в конце декабря все истинные ценители антикварных игрушек в поисках самых ценных и раритетных экземпляров. А в США есть даже отдельный аукционный дом Theriault’s, специализирующийся на продаже редких и антикварных кукол, плюшевых медведей, детских железных дорог и прочих игрушек.

В Европе коллекционирование кукол – крайне развитое и устоявшееся направление. В связи с этим рост цен на лучшие предметы обычно не превышает 10% в год: ведь большинство раритетов уже в частных собраниях, а новостей, будоражащих рынок, мало. За последние пять лет стоимость кукол возросла на 50%. Однако для России этот вид антиквариат а пока в новинку, и у него появляется все больше поклонников, что провоцирует постоянное повышение цен. И чем интенсивнее будет развиваться рынок, тем активнее будут расти цены.

Интерес к антикварным куклам понятен, ведь они дают возможность ближе познакомиться с историей: взглянуть на то, какие наряды носили парижанки и англичанки в XIX столетии, какие были вкусы и что считалось истинным воплощением красоты. В России самые лучшие экземпляры кукол дорожают на 5-12% в год и редко продаются по цене ниже $5-7 тыс. Более дешевые игрушки растут в цене не более чем на 3% в год, но и обходятся они дешевле: до $1,5 тыс.

Как инвестиционное средство недорогие куклы используются редко, однако в коллекции попадают все чаще и чаще. Ведь не за горами то время, когда российские любители кукол раскупят все, что имеется на свободном внутреннем и внешнем рынках (как произошло, например, с часами и живописью советского периода), и, очень даже возможно, появится спрос даже на недорогие экземпляры.

Сегодня особенно популярны у российских коллекционеров французские, германские «характерные» куклы (с определенным выражением лица), а также миниатюры, населяющие маленькие немецкие домики.

Традиционное время проведения игрушечных торгов – конец года. И если вы решили всерьез заняться коллекционированием кукол, сейчас как раз самое время выбрать, какими они будут, и разобраться, что в них наиболее ценно. Одним из важнейших критериев, определяющих стоимость и уровень куклы, является фирма-изготовитель. Немаловажную роль играет и то, когда была выпущена игрушка. Разумеется, важно, сколько экземпляров было сделано и сколько уцелело – редкие куклы значительно дороже. На сохранность также необходимо обращать внимание: если в наличии оригинальная одежда, обувь, аксессуары, коробки и тому подобные мелкие вещицы, игрушка может подорожать по сравнению с неполным аналогом на 15-20%.

Конечно, поскольку речь идет о произведениях искусства, на стоимость влияет и внешняя привлекательность модели, ее красота.

«Кроме того, существуют высококоллекционные группы, принадлежность к которым резко повышает цену игрушки, – добавляет директор сайта AntiqueDolls.ru Ильмира Степанова. – Например, «характерные» куклы, куклы-автоматы и т. д.» Так, например, очень интересен автоматический курящий клоун производства компании Leopold Lambert c фарфоровой головой фирмы Jumeau (тело и механизмы часто делали отдельно от голов, поэтому сочетание двух фирм – не редкость).

Кукла изготовлена в 1890-х годах и стоит около $8 тыс. Помимо компании Lambert славились своими автоматическими игрушками немецкие фирмы Vichy, Fleishmann&Bloedel, головы же для их изделий (часто без собственного клейма) поставляли в основном Jumeau, Francoise Gaultier и Simon&Halbig.

«Такие игрушки обычно дороги, ведь на цену сильно влияет сложность и оригинальность автомата, а в погоне за конкурентными преимуществами и просто из любви к искусству мастера наделяли свои произведения самыми необычными механизмами», – говорит коллекционер автоматических кукол Сергей Миргородцев.

Например, среди наиболее интересных игрушек – девочка с театром (она хлопает в ладоши, а на сцене выступают куклы-актеры), марионетка (как будто сломанная – руки и ноги ее не слушаются), прачка за гладильной доской. Крайне распространены танцующие пары, балерины, клоуны.

Франция. В Европе антикварными считаются куклы, сделанные до 1930-х годов. И все они – от деревянных, выпущенных в последней четверти XVII века, до целлулоидных, появившихся уже в XX столетии, являются предметами коллекционирования. Однако чаще всего в собрания попадают куклы периода 1850-1930 годов – именно тогда их производство достигло наивысшего расцвета.

В XIX веке во Франции ручное производство кукол превратилось в промышленное: здесь впервые стали изготавливать игрушки с фарфоровыми головами. На долгие годы страна превратилась в мирового лидера по производству маленьких копий человека.

«Особенно ценятся французские куклы последней четверти XIX столетия, – рассказывает Ильмира Степанова. – Мастерам того времени удавалось добиться удивительной художественной выразительности: куклы компаний Thullier, Jne Bru&Cie, Jumeau являются настоящими шедеврами, высоко ценимыми коллекционерами».

В 1850-х появилась первая кукла-ребенок (до этого изображали преимущественно взрослых людей), а в конце 1870-х была создана Bebe («малышка») производства Jumeau, снискавшая миллионы поклонников во всем мире. Bebe было выпущено довольно много, но первые и самые редкие экземпляры по-прежнему в большой цене у знатоков.

Стоимость лучших французских кукол достигает порой нескольких десятков тысяч долларов: обычная цена для них – $10 тыс. Так, за $10,2 тыс. была продана кукла с длинными белыми волосами работы известного французского мастера Эмиля Жумо, сделанная в 1880 году. Интересно, что ее цена оказалась значительно ниже эстимейта.

Самым дорогим лотом специализированного американского аукциона Theriault’s в июне 2005 года стала кукла компании Jne Bru&Cie (работала во Франции с 1866 по 1899 годы), подписанная «Bru Jne 3». Это светловолосая и кареглазая кукла, с закрытым ртом, четко прорисованными ресницами, туловище ее сделано из козлиной кожи (характерный признак фирмы-изготовителя), кисти рук и лицо – из фарфора, а голени – из дерева. Она ушла с торгов за $15,5 тыс. Кукла Jumeau продана за $10,2 тыс. – у нее натуральные волосы на пробковой макушке, подвижное тело и платье сложного покроя.

На небольших торгах Withington Auction была продана кукла Bru с фарфоровой головой, расписанным вручную лицом, завитыми в кудри волосами, одетая в голубое пальто и шляпку в тон. Ее окончательная цена составила $19,5 тыс. Другая кукла того же производителя, с каштановыми волосами и в клетчатом платье, ушла с молотка за $17,8 тыс.

Выставляли на этом аукционе и куклу от Jumeau (без них торги обходятся редко) – красавица в бронзовом платье, с маленьким зеркальцем в руке кокетливо оглядывается на вас, слегка повернувшись влево. Ее цена $11,5 тыс.

Лишь к концу XIX века инициативу в изготовлении кукол перехватила Германия, вскоре она разделила первенство Франции в этом сложном ремесле. Немецкие производители сумели предложить покупателям качественную продукцию по конкурентоспособным ценам, однако художественное мастерство французов так и осталось непревзойденным. Они долгое время производили парики и великолепные платья – в этом на них ориентировался весь мир.

Германия. Сделав куклу доступной для довольно широкого круга покупателей, Германия навсегда вошла в историю как вторая в мире страна, производящая миниатюрных человечков из фарфора, папье-маше и глины. Именно Германии мир обязан появлением столь знакомых по фильмам и музейным экспозициям кукол с матовыми фарфоровыми личиками – неглазурованный фарфор, так называемый бисквит, наиболее близок по внешнему виду к человеческой коже.

Даже знаменитых французских Bebe, столь любимых покупателями, немецкие мастера старались копировать, создавая на их основе новых «малышек». Таким образом, к концу XIX века Германия вышла по производству кукол на тот же уровень, что и Франция, а позже (в первой четверти XX столетия) немецких кукол в Европе стало даже больше, чем французских. При этом мастера из Германии, стремясь продать свои произведения, частенько прибегали к мошенничеству: куклам давали французские имена, а цену ставили низкую – вот покупатели и приобретали товар.

«До начала XX века на коробках с куклами не указывалась страна-производитель, немецкие фабриканты пользовались этим совершенно беззастенчиво, – говорит коллекционер старинных и редких немецких кукол Алина Максимова. – И сейчас в частных собраниях очень много экземпляров, по всем признакам – французских, но на деле произведенных в Германии в то самое туманное время. Определить это сможет только профессионал, так как копии и «пародии» были порой чрезвычайно качественными».

«Характерные» куклы очень полюбились покупателям, получив широкое распространение в начале XX века. Большинство из них произведено в Германии компаниями Gebruder Heubach, Kammer&Reinhardt, Armand Marseille, Kestner. Были и французские, в основном c клеймом S. F.B. J., реже – Jumeau, Fleishmann&Bloedel.

Немецкие куклы в силу своего распространения немного дешевле французских. Обычно цена на них не превышает $10 тыс., а рост стоимости в год редко бывает более 10%.

Кусочек русской истории

В России традиция изготовления кукол очень старинная: еще древние славяне использовали их в своих религиозных обрядах. Создавали и тряпичные игрушки для игры. Именно такова классическая русская кукла XIX века: сшитая из кусочков ткани, в простом платье, с глазами из пуговиц и нарисованным лицом. К последней четверти XIX века центром кукольного производства стал Сергиев Посад, там изготавливали уже литых кукол – клейкую тягучую массу разливали по формам, а получившиеся фрагменты склеивали между собой.

С конца XIX века до революции в России существовал кукольный Императорский завод (фабрика Журавлева и Кочеткова), который выпускал уже фарфоровых красавиц. Они были дороги, их берегли и передавали из поколения в поколение.

К сожалению, из-за революционных событий 1917 года старинных русских кукол сохранилось крайне мало, особенно в хорошем состоянии. Однако это направление все больше интересует коллекционеров российской старины, сейчас лучшие экземпляры русских игрушек в хорошем состоянии стоят около $3 тыс.

Деревянные люди

| –> Категория : Антиквариат
| –>Теги : цена, куклы, антиквариат 21.04.08 –>Просмотров : 14433 | –>Загрузок : 0 | –>Комментарии : 1 | –>Рейтинг : 3.0 / 2

Ссылка на основную публикацию
×
×