Стиль классицизма в одежде, искусстве – фото и история

Стиль классицизм в одежде и история моды

Стиль классицизм в одежде и история моды

Стиль классицизм возник в конце XVIII века. Он проявился сразу и очень отчетливо. Именно тогда в результате раскопок античных городов Помпеи и Геркуланума возник интерес к греческой эстетике. Ранний классицизм в костюме называется директория и приходится на конец XVIII – начало XIX в.в.

Этот стиль можно было наблюдать в живописи в работах таких мастеров как Ж.-Л. Давида, в архитектуре – Вандомская колонна, Триумфальная арка в Париже, на театральных сценах в спектаклях с античными сюжетами, в которых актеры были одеты в древнегреческие туники и хитоны, с прическами в виде греческих узлов, высоко поднятых на голове.

То же можно было наблюдать и в силуэтах модной одежды, появились сдержанные формы и декор. Вскоре светские модницы Парижа надели платья-шемизы из тонкого муслина, почти прилегающие к телу, с большим декольте, обнажающим красивую шею и белоснежное тело. Талия платья была высоко поставлена, почти под грудью, рукава чаще всего были совсем небольшими, типа фонариков, или с полным отсутствием их. Шемизы придавали дамам легкость и воздушность, особенно юным красавицам.

Дамы стремились походить на греческих богинь, которыми восхищались через созерцание живописи и скульптуры, а также в своих воображениях при чтении поэзии. Красавицы Парижа добивались необыкновенной белизны кожи, придавая сходство с мраморными греческими статуями. В то время идеальным воплощением эталона красоты стали мадам Рекамье, мадам Тальен и Жозефина Богарнэ.

Появились портреты светских дам, которые позировали художникам босоногими в белоснежных шемизах, не забывая украсить себя драгоценностями в виде диадем, камей, браслетов, брошей. Особенно великолепны портреты юных красавиц в образе нимф, оставленных нам в наследство художниками того времени. Платье-шемиз стало любимым платьем эпохи директории.

Текстиль для шемизов – белые муслин и батист, газ и креп с вышивкой белой гладью. Эти платья были невесомы, их масса достигала до 200 – 300г. Они красиво облегали тело красавиц, оставляя обнаженными шею, плечи и руки. Иногда, спасаясь от холода в таком легком одеянии, дамы набрасывали на плечи кружевную косынку.

Наполеон, подаривший своей жене тончайшую шаль из шерсти кашмирских козлят, надолго определил женскую моду на эту деталь туалета. Все дамы быстро воспользовались красотой шали, а Жозефина Богарнэ в дальнейшем наладила производство французских шалей, которые распространились по всей Европе.

Прически, обувь и украшения в стиле классицизм

Прически тоже напоминали античные времена. Моду эпохи директории называли «обнаженной» или «нагой». Это действительно так. В тех воздушных и легких нарядах трудно было ощущать себя защищенной, разве только шаль прикрывала тело красавицы в холодную погоду. Поэтому многие модницы того времени часто простуживались, и иногда болезнь заканчивалась трагично.

Обувь была такой же легкой, как и платье. Это были греческие сандалии или закрытая обувь на плоской подошве, типа современных балеток.

В качестве головного убора были популярны тюрбаны, чалма, а в домашних условиях – чепцы. Все, кажется, было необычайно просто, зато украшений на даме было в изобилии. Это было роскошным дополнением к «скромному» шемизу. Конечно же, голову красавиц украшали диадемы, как и следовало греческим богиням.

Были популярны камеи, браслеты, броши, различные шпильки для причесок. В волосах переливались нити жемчуга, который идеально сочетался с белизной кожи. Особенно увлекалась украшениями мадам Тальен. Говорят, у нее была красивая кожа и черные бархатистые глаза. Еще одна красавица того времени – мадам Рекамье. Украшений на ней было немного, что придавало ей естественность и очарование.

К естественной красоте стремились многие дамы, но, как известно, природа одаривает нас по-разному, а значит, это надо поправить. Поэтому женщины пудрили все открытые участки тела и пользовались ароматами. Мужчины в это время, напротив, перестали носить пудреные парики и отказались от косметики. То есть, женщины становились еще более женственными и очаровательными, а мужчины – более мужественными. (В наше время, к сожалению, все наоборот).

Мужская одежда состояла из рубашки, жилета, фрака и узких штанов, обувь была на низком каблуке. Весь ансамбль завершался треуголкой, позже – двууголкой. Для этой одежды были популярны шерсть и сукно, а также батист (для нижних рубашек).

Эта была мода аристократии. Но появились и другие представители буржуазных кругов, бежавшие в эмиграцию во время революции вместе с аристократией. Молодежь этого сословия изображала из себя пострадавших от революции. Они создавали свои клубы, пытались выделиться из основной массы. К ним присоединялись новые богатые (из низших сословий), быстро разбогатевшие во время революции. Их называли Нувори́ши (от фр. nouveau riche – нуво́риш – новый богач).

Как обычно это происходит во время революций и переворотов в стране, возникают новые представители богатого сословия. Большинство из них приобрели накопления и богатство, которое досталось им благодаря их хватке, ловкости и изворотливости.

Слово нувориш изначально имело некоторое пренебрежение аристократии к этим пронырливым представителям новой молодежи. И действительно, они не отличались особым культурным уровнем и аристократичными манерами, а потому их эстетические представления в области моды были несколько вызывающими.

Дети нуворишей создали свой стиль. В истории костюма этот стиль причисляют к проявлениям «антимоды». (Вам не кажется, что и сегодня в моде происходит нечто подобное). Так вот, в то время своеобразные и вызывающие костюмы этих молодых людей, называли «инкруаябль» (невероятный). Это были мешковатые, иногда плохо отглаженные фраки, жилеты, застегнутые на одну пуговицу и т.д.

Были еще одни представители моды – «мюскаден» (щеголь). Они носили галстук, символизирующий петлю на шее висельника, вместо галстука могла быть красная лента либо жгут, символизирующие кровь от гильотины. Некоторые с той же целью надевали красное ожерелье.

Девушки-подружки юношей «инкруаябль» и «мюскаден» также одевались экстравагантно. Их называли «мервьез» – чудесницы. Они осмеливались носить подобные юношам прически – жертвы революции, а иногда их волосы были просто в беспорядке разбросаны по плечам и спине. Платья «мервьез» отдаленно напоминали шемиз всего лишь тем, что шились из тонкого муслина с завышенной талией.

В эпоху директории возникало множество различных направлений в моде, которое жили лишь короткое время. Одни события быстро сменялись другими, происходила демократизация одежды всех слоев общества.

Французская революция (1789 – 1799г.г.) была поворотным моментом в истории костюма. События того времени стали мощным ускорителем процессов, изменяющим европейскую моду в сторону демократизации и упразднения социальных различий.

Стиль классицизма в одежде, искусстве – фото и история

Основы личного стиля

Эта книга никогда бы не увидела свет без помощи квалифицированных стилистов и имиджмейкеров. Выражаю искреннюю благодарность преподавателям Высшей школы стилистики (г. Москва): Наталье Горских, Татьяне Котенко и Марине Семаевой. Особо благодарю своих клиентов, которые согласились принять участие в создании этого учебного пособия и стать моделями разных образов. И, наконец, хочу поблагодарить будущих стилистов, имиджмейкеров, которым посвящена эта книга, а также тех, кто заинтересовался содержанием книги и решил создать свой безупречный имидж и стиль.

Внешний вид человека многое значит для окружающих, что подтверждает справедливость пословицы «По одежке встречают…». Независимо от уровня социального положения человека (руководители, подчиненные или уборщицы) первое и очень важное впечатление на окружающих всегда оказывает его внешность.

Имидж имеет огромное значение не только для деловых людей, ведущих бизнес, но и для тех, кто только устраивается на работу. Исследования специалистов в области имиджа и стиля показывают, что имидж либо повышает, либо снижает шансы найти работу, не говоря уже о продвижении по служебной лестнице. В то же время исследования влияния внешнего облика человека на восприятие его окружающими людьми основываются, как правило, на зарубежных данных.

В последние годы особенно актуально значение имиджа человека. Итак, имидж – это представление других о личности и деятельности какого-либо человека. Как правило, понятие «имидж» чаще всего применяют к личности. Большинство людей хотят быть стильными, а именно – неповторимыми, непохожими друг на друга. Быть стильным и элегантным, прежде всего, означает знать себя. По мнению многих, создание своего стиля необходимо для того, чтобы отличаться от других, нравиться людям и располагать их к себе. Человек прежде решает, что для него важно: выделиться из толпы или оставаться в тени. Чувство моды и чувство стиля связаны с социальной и индивидуальной историей развития личности и, конечно, с ее психологическими особенностями. Например, женщины, как правило, хотят нравиться, удивлять, очаровывать мужчин.

«Следовать моде смешно, а не следовать – глупо», – цитата великой богини моды, мадемуазель Коко Шанель. Каждая личность имеет свой индивидуальный стиль, свою фигуру и свой цветотип. Внешность каждого человека уникальна! Чтобы быть красивой, необязательно быть похожей на модель, иметь округлые женственные формы и быть молодой. Как говорила Коко Шанель: «Если женщина некрасива, то она просто глупа». Красота заключается в глубоком внутреннем мире и знании своего стиля, который дан женщине и мужчине природой. На самом деле природа редко ошибается. То, что нам дано, то и нужно чуточку доработать или немного сделать ярче.

Эта книга дает полные знания о том, как создать свой неповторимый стиль, определить свой цветотип, а также поможет скорректировать фигуру, если в этом есть необходимость. Вам будет представлены несколько методик создания индивидуального стиля. Полученные знания помогут правильно подбирать одежду в магазинах, и вы уже не купите платье или юбку, которую, надев один раз, положите в шкаф в дальний угол и благополучно забудете, что эти вещи у вас есть.

Итак, «Быть не похожей на других – просто, но быть уникальной – очень сложно» (Леди Гага).

Мода как необходимый процесс

Стремление красиво одеваться было во все времена, но мода как индустрия – это явление нашего столетия. Одна из отличительных черт моды – её переменчивость.

Мода – это управляемая эпидемия (Бернард Шоу). Слово «мода» пришло из французского (la mode), а во французский – из латыни (modus – мера, способ, правило, предписание).

Мода – это временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуре. Большой толковый словарь определяет моду как:

● «совокупность вкусов и взглядов, господствующих в обществе в определенное время и проявляющихся в увлечениях чем либо, формах быта, одежде и т. п.»;

● «образцы предметов одежды, отвечающие господствующим вкусам данного момента»;

Моду часто рассматривают как историю костюма или смену форм одежды. В XXI веке уже всем понятно, что «одежда – это больше, чем просто одежда» (Э. Холландер). На самом деле мода не так жестко связана с одеждой и костюмом, как часто принято считать:

● одежда утилитарна по своей функции (скрытие, изоляция тела от внешней среды), мода имеет статусную функцию;

● одежда материальна (вещь, предмет носки), мода символична (знак, смысл);

● одежда необходима, мода – избыточна;

● одежда имеет место в любом обществе или культуре, где люди не ходят голыми, мода является социально-культурным феноменом развитых обществ.

Современное общество потребления дает возможность личности раскрепоститься и выразить себя в том числе и через одежду.

Развитие моды как индустрии связано с именем Георга Зиммеля (1858–1918 гг.), до него мода понималась прежде всего как игра, вносящая в жизнь разнообразие, позволяющая строже развести социальные роли, добавить элемент авантюры, имитации и переодевания. Он полагал, что человек начинает приобщаться к моде:

● пытаясь привлечь внимание окружающих;

● показать себя с лучшей стороны;

● опередить других в большой игре стилей.

Если для высших классов прошлых столетий мода была попыткой выразить в форме одежды, в стилях мебели видение собственной судьбы, то для низших классов она стала знаком участия, приобщения ко всем сторонам общественной жизни.

Зиммель верил, что мода в XX веке перестанет быть выражением имущественного неравенства и превратится в механизм порождения социальной справедливости. Представители низших классов стремятся приблизиться к высшим, и с этой целью копируют их внешний вид и образ жизни. В свою очередь, элита стремится сохранить свой высокий статус и дистанцируется от подражателей, постоянно устанавливая новые образцы модной внешности и поведения. Этот процесс и является одной из причин бесконечных изменений в моде.

Вслед за Зиммелем концепцию подражания в моде развивали французский социолог Жан Габриэль Тард, английский философ и социолог Герберт Спенсер, американские социологи Торстейн Веблен и Уильям Самнер. Имитация есть квинтэссенция моды. Благодаря подражанию, человек социализируется, соотносит себя с теми или иными ценностями и социальными группами.

После 60-х годов XX века модель развития моды Зиммеля утратила актуальность, так как «демографические и экономические факторы сделали молодое поколение более влиятельным во всех социальных классовых прослойках» (Диана Крейн). Процесс, начавшийся в 60-е годы, привел к тому, что дизайнер не определяет моду, а лишь реагирует на проявления «духа толпы».

По мнению П. Нистрома, мода – это великая мистификация, способ временно стать другим, оставаясь собой: «Перемена в одежде дает иллюзию изменения личности, домохозяйка в фартуке чувствует себя как служанка, в вечернем платье она уже настоящая леди. Желание соответствовать подиумным веяниям проистекает из потребности в новизне, которая сама по себе свидетельствует о психическом благополучии и социальной активности».

С точки зрения Жиля Липовецки, мода рассматривается как выражение «человеческой индивидуальности», как желание человека утвердить себя по отношению к другому, предоставив взгляду свой образ.

На протяжении многих лет происходит постоянная смена модных образов. Это связано со сменой представления о красоте. В разные века прошлых столетий идеалами красоты тела считались как полное тело, так и достаточно худое.

В последнее время, к счастью, мы ушли от конкретных стандартов красоты. Красота тела, культивируемая сегодня, подчеркивается одеждой. В наше время существует два полюса идеалов модного тела – женственный и андрогинный (смешение двух начал, мужского и женского). Таким образом, мода предлагает нам разные костюмы в соответствии с нашими данными. Это могут быть как женственные, так и мужские образы женского костюма. Дизайнеры одеждой подчеркивают внутренний мир человека. Кто-то мужествен внутри, а значит выбирает более мужественную одежду, а кто-то выбирает более женственные образы.

Что такое классицизм: основные черты эпохи, особенности в архитектуре и литературе

Определение классицизма (от лат. сlassicus – образцовый) – это художественный стиль и направление в искусстве Европы XVII – XIX веков. В его основе лежат идеи рационализма, главная цель которых просвещать публику на основе некого идеала, образца, чем и похож на модернизм . В качестве такого примера послужила культура античного мира. Правила, каноны классицизма имели первостепенное значение; их должны были соблюдать все деятели искусства, творящие в рамках этого направления и стиля.

Определение классики

Классицизм, как стиль, пришёл на смену пышному и помпезному стилю рококо в интерьере и экстерьере. Европейское общество к концу XVII века прониклось идеями просвещения, что нашло своё отображение в культуре искусстве. Внимание архитекторов, скульпторов привлекли строгость, простота, чёткость и лаконичность античной культуры, в частности древнегреческой. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования.

Как направление, классицизм охватил все виды искусства: живопись, музыку, литературу, архитектуру.

История возникновения классического стиля: от античности до эпохи Возрождения

Возрастанию интереса способствовало открытие в 1755 году Помпеи с замечательными памятниками, раскопки в Геркулануме, а также изучение архитектуры юга Италии. Новый стиль – классицизм – унаследовал, возродил и трансформировал идеи стиля готики, а также развил архитектурное искусство эпохи Возрождения.

Читайте также про модернизм.

Классицизм, главная цель которого просвещать публику на основе некого идеала и соблюдения всех общепринятых канонов, является полностью противоположным стилю авангард, который отрицал все правила и являл собою бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.

Провинциальный классицизм в России

Это направление, характерное только для русского зодчества. Большинство исторических построек Санкт-Петербурга и Москвы, Ярославля, Пскова выполнены в провинциальном классицизме. Своим зарождением относится к периоду Золотого века. Классические представители сооружений архитектуры, выполненные в стиле классицизма: Казанский собор, Никольский казачий собор и пр.

Периоды: ранний, средний, поздний (высокий)

В своём развитии классицизм прошёл 3 периода, которые можно так перечислить:

  1. Ранний (1760-е – начало 1780-х) – расцвет направления, принятие понятия нового стиля, определение причин, и по каким чертам стиль будет принадлежать именно к классицизму;
  2. Строгий или средний (1780-е – 1790-е) – укоренение стиля, описание во многих литературных и изобразительных произведениях, строительство зданий;
  3. Поздний или высокий, получивший название Ампир (первые 30 лет XIX века).

На фото представлена Триумфальная Арка в Париже – яркий пример классицизма.

Характеристика и черты мирового стиля

Характеристика классики во всех направлениях творчества:

  • чёткие геометрические формы,
  • высококачественные материалы,
  • благородная отделка и сдержанность.

Величественность и гармония, изящество и роскошь – вот основные отличительные черты классицизма. Эти черты позднее отобразились в интерьерах в стиле минимализм.

Характерные особенности классицизма в современном интерьере

Существенные особенности стиля:

  • гладкие стены с мягкими цветочными мотивами;
  • элементы античности: дворцы и колонны;
  • лепнина;
  • изысканный паркет;
  • тканевые обои на стенах;
  • изящная, грациозная мебель.

Особенностью русского классицистического стиля стали спокойные прямоугольные формы, сдержанное и в то же время многообразное декоративное оформление, выверенные пропорции, достойный вид, гармоничность и вкус.

Экстерьер направления классики: сооружения

Внешние признаки классицизма в архитектуре ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.

  1. Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
  2. Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
  3. Линии:строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.
  4. Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.
  5. Крыша: сложной, замысловатой формы.
  6. Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.
  7. Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.
  8. Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.
  9. Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).
  10. Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.

Интерьер: признаки класицизма и архитектурные жанры

В интерьере помещений эпохи классицизма присутствует благородство, сдержанность и гармоничность. Тем не менее, все предметы интерьера не выглядят как музейные экспонаты, а только подчёркивают тонкий художественный вкус и респектабельность хозяина.

Помещение имеет правильную форму, наполнено атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружено деталями.

Центральное место в декорировании интерьера занимают натуральные материалы, главным образом, ценные породы дерева, мрамор, камень, шёлк.

  • Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с лепниной, орнаментом.
  • Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие, возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.
  • Напольное покрытие: паркет из ценных древесных пород (мербау, камши, тик, ятоба) или из мрамора.
  • Освещение: люстры из хрусталя, камня или дорогого стекла; позолоченные люстры с плафонами в виде свеч.
  • Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры ручной работы, картины с античными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под античность напольные вазы, треножные подставки для цветов.

В декоре помещения часто используются античные мотивы: меандры, фестоны, лавровые гирлянды, нити жемчужин. Для отделки применяется дорогой текстиль, в том числе гобелены, тафта и бархат.

Мебель

Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью, изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой, инкрустацией, драгоценными камнями и металлами. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Одним из важнейших атрибутов мебели считался секретер с кубическим корпусом на высоких ножках.

Архитектура: театры, церкви и другие здания

Классицизм обращался к основам античной архитектуры, используя не только элементы и мотивы, но и закономерности в конструкции. Основа архитектурного языка – ордер с его строгой симметрией, пропорциональностью создаваемой композиции, регулярностью планировки и чёткостью объёмной формы.

Классицизм – полная противоположность Московского барокко с его вычурностью и декоративными излишествами.

Создавались неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли, которые стали основой французского сада с его выпрямленными аллеями, подстриженными газонами в форме конусов и шаров. Типичные детали классицизма – акцентированные лестницы, классический античный декор, купол в общественных зданиях.

Поздний классицизм (ампир) приобретает воинские символы («Триумфальная арка» во Франции). В России каноном архитектурного стиля классицизма можно назвать Санкт-Петербург, в Европе – это Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург.

Скульптура: идеи и развитие

В эпоху классицизма получили широкое распространение публичные памятники, олицетворяющие воинскую доблесть и мудрость государственных мужей. Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса). Среди частных лиц стало популярным заказывать скульпторам надгробные памятники для увековечивания их имён. В целом скульптурам эпохи присущи спокойствие, сдержанность жестов, бесстрастность выражений, чистота линий.

Мода: одежда Европы и России

Интерес к античности в одежде стал проявляться в 80-е годы XVIII века. Особенно это проявилось в женском костюме. В Европе возник новый идеал красоты, прославляющий естественные формы и прекрасные женские линии. Вошли в моду тончайшие гладкие ткани светлых тонов, особенно белого.

Женские платья лишились каркасов, прокладок и нижних юбок и получили форму длинных, задрапированных складками туник, разрезанных по бокам и перехваченных поясом под грудью. Надевались они на трико телесного цвета. В качестве обуви служили сандалии с лентами. Причёски копировались с античности. В моде ещё остаётся пудра, которой покрывались лицо, руки, декольте.

Среди аксессуаров использовались то тюрбаны из кисеи, украшенные перьями, то турецкие шарфы или кашмирские шали.

С начала XIX века парадные платья стали шить со шлейфами и глубоким декольте. А в повседневных платьях вырез прикрывался кружевной косынкой. Постепенно меняется причёска, и пудра уходит из употребления. В моду входят коротко стриженные волосы, закрученные в локоны, повязанные золотой лентой или украшенные венцом из цветов.

Мужская мода складывалась под влиянием англичан. Становятся популярными английский суконный фрак, редингот (верхняя одежда, напоминающая сюртук), жабо и манжеты. Именно в эпоху классицизма в моду входят мужские галстуки.

Искусство

Живопись и изобразительное искусство

В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с Романским стилем (XIX в.).

Классицизм в музыке ассоциируется с такими великими именами, как Моцарт, Бетховен и Гайдн, определивших дальнейшее развитие музыкального искусства.

Литература: герои и личность в произведениях

Литература эпохи класицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения, где личность постоянно находится в напряжении и должна выбрать, какое принять решение. Проведена реформа языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.

В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий автор литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.

«Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.

Пример картины в классическом стиле:

Основные представители-классицисты: художники, архитекторы

Среди ярчайших мировых культурных деятелей-классицистов изобразительного искусства, архитектуры, можно выделить также такие имена, как:

  • Жак-Анж Габриэль, Пиранези, Жак-Жермен Суффло, Баженов, Карл Росси, Андрей Воронихин, (архитектура);
  • Антонио Канова, Торвальдсен, Федот Шубин, Борис Орловский, Михаил Козловский (скульптура);
  • Никола Пуссен, Лебрен, Энгр (живопись);
  • Вольтер, Сэмюэл Джонсон, Державин, Сумароков, Хемницер (литература).

Укладка половой плитки производится в несколько этапов, с которыми вы ознакомитесь в статье.

Красивые тюли для гостиной, современные тенденции 2015 года – это все можно узнать тут.

Видео: традиции и культура, отличительные черты, музыка

Заключение

Идеи эпохи классицизма с успехом используются в современном дизайне. В нём сохраняется благородство и изящность, красота и величие. Основные черты – это настенная роспись, драпировка, лепнина, мебель из натурального дерева. Украшений немного, но все они роскошны: зеркала, картины, массивные люстры. В целом стиль и сейчас характеризует хозяина как респектабельного, далеко не бедного человека.

Позже еще появляется новый стиль, который знаменовал приход новой эпохи – это неоклассицизм в архитектуре. Его особенностью стало совмещение нескольких современных стилей, в которые входят не только классический, но еще барокко (в живописи), античная культура, маньеризм и эпоха Возрождения.

Стиль классицизм в одежде ( 14 фото )

Стиль классицизм возник в конце XVIII века. Он проявился сразу и очень отчетливо. Именно тогда в результате раскопок античных городов Помпеи и Геркуланума возник интерес к греческой эстетике. Ранний классицизм в костюме называется директория и приходится на конец XVIII – начало XIX в.в.

Этот стиль можно было наблюдать в живописи в работах таких мастеров как Ж.-Л. Давида, в архитектуре – Вандомская колонна, Триумфальная арка в Париже, на театральных сценах в спектаклях с античными сюжетами, в которых актеры были одеты в древнегреческие туники и хитоны, с прическами в виде греческих узлов, высоко поднятых на голове.

То же можно было наблюдать и в силуэтах модной одежды, появились сдержанные формы и декор. Вскоре светские модницы Парижа надели платья-шемизы из тонкого муслина, почти прилегающие к телу, с большим декольте, обнажающим красивую шею и белоснежное тело. Талия платья была высоко поставлена, почти под грудью, рукава чаще всего были совсем небольшими, типа фонариков, или с полным отсутствием их. Шемизы придавали дамам легкость и воздушность, особенно юным красавицам.

Дамы стремились походить на греческих богинь, которыми восхищались через созерцание живописи и скульптуры, а также в своих воображениях при чтении поэзии. Красавицы Парижа добивались необыкновенной белизны кожи, придавая сходство с мраморными греческими статуями. В то время идеальным воплощением эталона красоты стали мадам Рекамье, мадам Тальен и Жозефина Богарнэ.

Появились портреты светских дам, которые позировали художникам босоногими в белоснежных шемизах, не забывая украсить себя драгоценностями в виде диадем, камей, браслетов, брошей. Особенно великолепны портреты юных красавиц в образе нимф, оставленных нам в наследство художниками того времени. Платье-шемиз стало любимым платьем эпохи директории.

Текстиль для шемизов – белые муслин и батист, газ и креп с вышивкой белой гладью. Эти платья были невесомы, их масса достигала до 200 – 300г. Они красиво облегали тело красавиц, оставляя обнаженными шею, плечи и руки. Иногда, спасаясь от холода в таком легком одеянии, дамы набрасывали на плечи кружевную косынку.

Наполеон, подаривший своей жене тончайшую шаль из шерсти кашмирских козлят, надолго определил женскую моду на эту деталь туалета. Все дамы быстро воспользовались красотой шали, а Жозефина Богарнэ в дальнейшем наладила производство французских шалей, которые распространились по всей Европе.

Прически, обувь и украшения в стиле классицизм

Прически тоже напоминали античные времена. Моду эпохи директории называли «обнаженной» или «нагой». Это действительно так. В тех воздушных и легких нарядах трудно было ощущать себя защищенной, разве только шаль прикрывала тело красавицы в холодную погоду. Поэтому многие модницы того времени часто простуживались, и иногда болезнь заканчивалась трагично.

Обувь была такой же легкой, как и платье. Это были греческие сандалии или закрытая обувь на плоской подошве, типа современных балеток.

В качестве головного убора были популярны тюрбаны, чалма, а в домашних условиях – чепцы. Все, кажется, было необычайно просто, зато украшений на даме было в изобилии. Это было роскошным дополнением к «скромному» шемизу. Конечно же, голову красавиц украшали диадемы, как и следовало греческим богиням.

Были популярны камеи, браслеты, броши, различные шпильки для причесок. В волосах переливались нити жемчуга, который идеально сочетался с белизной кожи. Особенно увлекалась украшениями мадам Тальен. Говорят, у нее была красивая кожа и черные бархатистые глаза. Еще одна красавица того времени – мадам Рекамье. Украшений на ней было немного, что придавало ей естественность и очарование.

К естественной красоте стремились многие дамы, но, как известно, природа одаривает нас по-разному, а значит, это надо поправить. Поэтому женщины пудрили все открытые участки тела и пользовались ароматами. Мужчины в это время, напротив, перестали носить пудреные парики и отказались от косметики. То есть, женщины становились еще более женственными и очаровательными, а мужчины – более мужественными. (В наше время, к сожалению, все наоборот).

Мужская одежда состояла из рубашки, жилета, фрака и узких штанов, обувь была на низком каблуке. Весь ансамбль завершался треуголкой, позже – двууголкой. Для этой одежды были популярны шерсть и сукно, а также батист (для нижних рубашек).

Эта была мода аристократии. Но появились и другие представители буржуазных кругов, бежавшие в эмиграцию во время революции вместе с аристократией. Молодежь этого сословия изображала из себя пострадавших от революции. Они создавали свои клубы, пытались выделиться из основной массы. К ним присоединялись новые богатые (из низших сословий), быстро разбогатевшие во время революции. Их называли Нувори́ши (от фр. nouveau riche – нуво́риш – новый богач).

Как обычно это происходит во время революций и переворотов в стране, возникают новые представители богатого сословия. Большинство из них приобрели накопления и богатство, которое досталось им благодаря их хватке, ловкости и изворотливости.

Слово нувориш изначально имело некоторое пренебрежение аристократии к этим пронырливым представителям новой молодежи. И действительно, они не отличались особым культурным уровнем и аристократичными манерами, а потому их эстетические представления в области моды были несколько вызывающими.

Дети нуворишей создали свой стиль. В истории костюма этот стиль причисляют к проявлениям «антимоды». (Вам не кажется, что и сегодня в моде происходит нечто подобное). Так вот, в то время своеобразные и вызывающие костюмы этих молодых людей, называли «инкруаябль» (невероятный). Это были мешковатые, иногда плохо отглаженные фраки, жилеты, застегнутые на одну пуговицу и т.д.

Были еще одни представители моды – «мюскаден» (щеголь). Они носили галстук, символизирующий петлю на шее висельника, вместо галстука могла быть красная лента либо жгут, символизирующие кровь от гильотины. Некоторые с той же целью надевали красное ожерелье.

Девушки-подружки юношей «инкруаябль» и «мюскаден» также одевались экстравагантно. Их называли «мервьез» – чудесницы. Они осмеливались носить подобные юношам прически – жертвы революции, а иногда их волосы были просто в беспорядке разбросаны по плечам и спине. Платья «мервьез» отдаленно напоминали шемиз всего лишь тем, что шились из тонкого муслина с завышенной талией.

В эпоху директории возникало множество различных направлений в моде, которое жили лишь короткое время. Одни события быстро сменялись другими, происходила демократизация одежды всех слоев общества.

Французская революция (1789 – 1799г.г.) была поворотным моментом в истории костюма. События того времени стали мощным ускорителем процессов, изменяющим европейскую моду в сторону демократизации и упразднения социальных различий.

Пермская вышивальная фабрика Асюта

Класcицизм

Индекс материала
Основные моменты
Интерьер. Текстиль
Одежда и вышивка
Орнамент. Символика
Вышивка: виды, техники и швы
Все страницы

Основные моменты.

В 17 веке искусство в Европе постепенно оттесняется классицизмом (от лат. classicus – «образцовый»), который просуществует довольно долго – до 19 века. Название можно буквально перевести как «основанный на классике», то есть произведениях искусства, которые призваны образцами совершенства, идеалом – как художественным, так и нравственным.

Творцы этого стиля полагали, что красота существует объективно и ее законы можно постигнуть с помощью разума. Вся система классицизма строилась на изучении античности и искусства Возрождения, но в отличие от последнего в классицизме теряется чувство гармонии мира, единства чувства и разума.
В позднем классицизме заметно соединение рококо и античной классики. Более строгие линии, пропорции, теперь служат тому, чтобы организовать мелкие детали, придав общему образу вещи более строгие формы. И в то же время ощущается округлость, мягкость, лишенная манерности и выразительности рококо. Классические идеи в этом стиле далеко не полностью вступили в свои права. Он вполне созвучен с рококо и в колористических решениях, сохраняя пристрастие к разбеленным тонам.
Строгие правила определяют живопись, скульптуру, архитектуру. Архитектуре классицизма присущи логичность планировки и геометризм форм. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах более близких к античности. Позже в архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади; поиски новых, безордерных форм архитектуры. Живопись получила строгое разделение по жанрам – от “высоких” (исторический, мифологический, религиозный) до “низких”, или “малых” (пейзаж, портрет, натюрморт).

Из позднего классицизма рождаются стиль ампир (от французского «empiere», империя), неразрывно связаный с личностью Наполеона Бонапарта; и стиль бидермейер, развившийся в немецком и австрийском искусстве и ставший стилем буржуазного искусства с налетом романтизма.

Интерьер. Текстиль.

В интерьере зданий последовательно воплощаются принципы классицизма – регулярность, строгая симметрия, ясность композиции, спокойный ритм чередования окон, пилястр, колонн. В то же время присутствует декоративная отделка. Интерьеры обильно украшаются изысканным скульптурным декором, лепниной, цветным мрамором, рельефами из позолоченной бронзы, фресками, зеркалами, фарфором, книгами.

Мебель в классицизме – добротная и респектабельная, с четкими пропорциями; изготавливалась из ценных пород дерева. Она была достаточно изящной, но в ней не было вычурности, свойственной стилю барокко. Во Франции все большее распространение находят комоды, письменные столы, дамские бюро, секретеры с прямыми ножками. Появляются раскладные диванчики и кресла, кресло-оттоманка. Позолота и окраска мебели уступают место фактуре дерева. Предметы мебели зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.
Для обивки употребляли специальные штучные ткани — гобелены или вышитые ткани с изображением цветов, букетов и пасторальных сцен. Наиболее популярный текстиль в стиле классицизма – это бархат, тафта. Цвета зачастую имеют спокойные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями.

Стиль ампир в свою очередь отличается тяжеловесностью, четкостью форм и замысловатостью отделки. Мебель монументальная, стоит на цоколе (корпусная мебель, диваны); зачастую жесткая и неудобная. Ткань – полосатый репс, малиновый шелк и золото, гладкая обивка с золотой тесьмой. В моде тяжелые драпировки. Цвета насыщенные – бордовый, золото, пурпур, синий.

Для бидермейера характерна переработка форм ампира в духе интимности и домашнего уюта. Воздушные муслиновые занавески, теплые коричневые тона простой по форме мебели, развешанные на стенах миниатюры, акварели, гравюры; светлые обои и комнатные растения делали интерьер живым и теплым. Мебель удобная, обита ситцем с цветочным рисунком или более строгим, однотонным или в полоску, репсом. Обивка, скатерти и покрывала часто украшаются вышивкой.

Одежда и вышивка.

В костюме продолжают совершенствоваться каркасные формы, человеческая фигура видится в естественных объемах и пропорциях, ясности и целесообразности моделей. Влияние классицизма на моду особенно ярко проявляется во Франции и в Англии.
Революция резко изменила во Франции все представления о костюме, и в течение десяти лет — с 1789 по 1799 год — костюм парижан менялся ежемесячно, а иногда даже ежедневно, отражая политические убеждения того, кто его носит. Во время террора парижане стараются одеваться как можно небрежнее. Носят собственные волосы, не изменяя их цвета, исчезают парики, косы, банты. В мужском костюме, который мог быть каким угодно, бытовали темный шерстяной фрак, светлый жилет, замшевые бриджи-кюлоты.
Женщины отказываются от пудры, поскольку она изготовляется на основе пшеничной муки, «предназначенной для пропитания народа». В моде античность. Женские носят платья с завышенной талией, без корсета, отделки, украшений, из свободно струящихся прозрачных светлых муслиновых тканей или батиста (шелк не в моде), которое надевалось на трико, заменившее нижнее белье. Лиф платья с глубоким вырезом, на ногах античные сандалии с завязками вокруг икр. Прически короткие, гладкие, завитые.

В женском костюме с приходом ампира в начале 19 века появляются рукава, у платья уменьшается декольте, или оно становится закрытым до шеи, почти полностью исчезает шлейф. Затем вновь появляется корсет, а юбка приобретает вид неширокого колокола с пышно украшенным подолом. Костюм становится более тяжелым, так как платье делают из плотного шелка насыщенного цвета. Модницы закутываются в кашмирские шали, вывезенные из Индии во время экспедиции Наполеона. Излюбленная мужская одежда того времени — темный шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом, под которыми была белая рубашка со стоячим крахмальным воротником. Верхней одеждой служили двубортный редингот или сюртук. Головные уборы — высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями.
Дама с тонкой линией талии, вернувшейся на прежнее место, огромными рукавами, в укороченной широкой юбке, с изящными локонами, и господин в синем или коричневом фраке или в длиннополом сюртуке, коротком жилете, затканном цветами, с искусно повязанным галстуком — характерное воплощение моды в стиле «бидермейер». У мужчин и у женщин в моде клетчатые ткани.

Орнамент. Символика.

В орнаменте классицизма мы видим множество эклектических, прямых цитат из античности – пальметты, меандры, аканфы, виноградные лозы, цветы, венки, розетки. Остаются и такие мотивы как лебедь, грифон, лира, рог изобилия, вазы, канделябры и корзины. Четкие соединительные линии декорируемого пространства совершенно очистились от всяких орнаментальных элементов и приобрели характер простых геометрических фигур, из которых классицизм предпочел овалы и прямоугольники. Декор располагается на поверхности свободно, пространно. Мотив картуша совершенно упразднился, зато сохранилась идея медальона – прямоугольного, круглого, линзообразного, который часто разрабатывался в “камейном” духе.

Ампир также переработал и античные элементы орнамента. И если в классицизме была особенно употребительна бесплотная формула меандра, то ампир отдал предпочтение мотиву пальметты с лотосом, которые стали напоминать вазы, стоящие устойчиво, но грациозно. У орнаментики Ампира есть свой отличительный прием: изображение растительных мотивов в виде густо и ритмично чередующихся с двух сторон листочков. В орнаментике тканей ампир, помимо характерной для него полосы, предлагает множество вариантов сетчатых тканей, композиционно основанных на квадрате, ромбе, круге, шестиграннике.
В бидермайере используются мотивы чуть ли не всех стилей, но его орнамент более сдержан по рисунку и насыщенности. Из стилей прошлых эпох в бидейрмайере прижились плавные изогнутые формы рококо, привлекавшие бюргера аристократическим изяществом и утонченностью. От холодного, аристократического ампира бидермайер унаследовал основные принципы построения и лаконизм.

В орнаменте классицизма много символов, почерпнутых из прошлых эпох: ангелы – посланцы Бога на земле; венок, корзина с цветами – символы дружбы и любви; диадема – символ вечности; вишневая ветвь, груша, чаша с фруктами, рог изобилия – символы плодородия, здоровья, изобилия и счастья; гвоздика – знак любви и страсти; рак – аллегория добродетелей и недостатков, распятие – символ христианской идеи, земная ось.

Вышивка: виды, техники и швы.

В начале 1770-х годов сказывается влияние классицизма, узоры становятся более мелкими и лаконичными, зачастую основанные на экзотической тематике. Рисунки становятся скупее и строже, например, волнистые легкие полосы выпрямляются и служат фоном для редко разбросанных веток и цветов. С этого же времени вышивка по канве занимает первое место среди женских рукоделий, чему в первую очередь способствовало изобретение, вошедшее в историю вышивки под названием «берлинской шерсти» и получившее самое широкое распространение в Германии и викторианской Англии.

Становится особенно популярна итальянская вышивка в стиле “ассизи”. В этой технике зашивают фон крестом, а узор получается из незаполненных участков.
В вышивках по шелковому атласу применялись рисунки с изображением изящных корзиночек с бантами, атрибутов пастуха – посохов и шляп, и атрибутов амура – лука и стрел. Широкое распространение получили вышивки с изображением пейзажа, а также с гербами.
Для вышивания начинают применять новые материалы, более дешевые, смелая комбинация которых придает декоративным вышивкам этого времени характер имитации – золото заменяется блестящей мишурой. Широко применяется цветная фольга, нити плоской канители, блестки, цветные и зеркальные стеклышки различной формы и величины. Все это привело к тому, что вышивки для украшения одежд, обивки мебели стали более доступными для сравнительно широких слоев населения. В связи с обилием новых материалов возникают и новые приемы шитья. В это же время распространяются не только вышивки по канве и крестом , но и полукрестом. В вышивке полукрестом воспроизводили и живописные сюжеты. Для этого периода также характерны вышивки шелками и бисером.
Однако к середине 19 века вышивка постепенно деградирует, становясь главным образом средством воспроизведения популярных картин.

Классицизм: строгие идеалы высокого стиля

Классицизм (Classicisme) — широкое эстетическое направление, оказавшее влияние на живопись, архитектуру, скульптуру, литературу и театр XVII-XIX веков. Эстетика классицизма легла в основу одноименного художественного стиля. Значение его для развития европейской культуры столь высоко, что говорят о целой эпохе классицизма. Название пришло из французского языка (classicisme). Термин образован от латинского слова classicus, что означает «образцовый».

Классицизм как стиль сформировался во Франции в XVII столетии, где и получил наивысшее развитие. Но свои классицисты были и в других странах — это направление приобрело европейскую значимость. Особой формой считается русский классицизм, возникший при Екатерине II. Поскольку в Европе в это время уже наступила эпоха неокласицизма, русскую ветвь также иногда относят к неоклассицистической.

Характерные черты классицизма

Художники-классицисты, как и живописцы Возрождения, видели идеал в античном искусстве. Их творчество во многом стало реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм и барокко. Мастера-классицисты вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональное начало.

Особенности этого стиля:

  • ориентация на каноны античного искусства;
  • строгие пропорции, стройность композиции;
  • тяга к симметрии, упорядоченности;
  • геометрическая простота и чёткость линий, форм;
  • опора на логику;
  • гармония, недопустимость диссонансов и хаотичности;
  • следование строгим правилам и канонам, положенным в основу живописной и эстетической системы;
  • стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу;
  • выбор высоких, вечных тем.

Классицизм и барокко — непримиримые антиподы

Нетрудно заметить, что классицизм — прямая противоположность барокко. Классицисты отвергали барочную эстетику с её хаотичностью и экспрессией. Их искусство холодно и рассудочно. У художников-классицистов разум доминирует над чувствами, строгий идеал противопоставляется причудливости барочных форм. В барокко высок накал драматизма, порой доходящий до болезненности, а в эстетике есть место страшному и чудовищному. В классицизме — ничего подобного. У людей на картинах — скульптурные формы, композиции уравновешенны, а драматизм напоминает театральную декламацию «высоким штилем».

Классицизм и барокко длительное время существовали бок о бок, представляя собой два полюса европейского искусства.

Жанровая иерархия классицизма

Для классицистической традиции характерно разделение жанров на высокие и низкие. Этот принцип наблюдался и в живописи, и в литературе, и в драматургии. Считалось недопустимым смешивать жанровые элементы.

К высоким жанрам относили исторический, мифологический и религиозный. В подобных сюжетах часто звучат героические мотивы, а сопоставить их можно с одой у литераторов и трагедией у драматургов. К низким были отнесены натюрморт, пейзаж и портрет. Такие сюжеты считались менее значимыми, бытовыми.

Великие имена эпохи

Основоположником стиля считается французский художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin), чьи картины на темы истории и мифологии (в основном связанные с античностью) отличаются поразительной геометрической точностью композиции и взвешенной колористической гармонией.

Большую известность получили пейзажи другого француза — Клода Лоррена (Claude Lorrain), прославившегося изображением окрестностей вечного города — Рима. Эти пейзажи называют антиквизированными, поскольку Лоррен подавал виды через историческую призму.

Новый художественный язык прекрасно подошёл для восхваления абсолютистской монархии, поэтому Версаль при короле-«солнце» Людовике XIV благосклонно отнёсся к модной живописной манере. На этом поприще особенно проявил себя придворный живописец Шарль Лебрён (Charles Le Brun).

А во второй половине XVIII века, благодаря открытию фресок во время раскопок Помпей, наступила эра неоклациссизма. Стиль обрёл новое дыхание, а его главным представителем стал Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) со своими драматично-лаконичными полотнами, полными трагики и героики.

Русский классицизм

Традиции классицизма пришли в Россию во второй половине XVIII века, в эпоху новой волны европеизации, связанной с деятельностью императрицы Екатерины Великой. Наиболее известные фигуры среди русских художников-классицистов:

  • Дмитрий Левицкий;
  • Карл Брюллов;
  • Фёдор Рокотов;
  • Владимир Боровиковский;
  • Орест Кипренский.

Прекрасное представление о творчестве в этом стиле даёт парадный портрет «Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия» Дмитрия Левицкого.

Следует отметить, что многие русские классицисты вплетали в свои работы ноты романтизма. Выразительный пример — «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.

Читайте также:  Мода и стиль времен первой мировой войны 1914 – 1918
Ссылка на основную публикацию
×
×