Стиль модерн в одежде 1895-1900

Костюм эпохи модерн (конец 19 – начало 20 веков)

Реформировать костюм предлагали архитекторы и художники — создатели стиля модерн («ар нуво» — во Франции, «югендштиль» в Германии, «сецессион» — в Австрии, «либерти» в Италии и Англии).

Стиль модерн начал складываться в 1880 — 1890-е гг. как альтернатива эклектике в атмосфере неудовлетворенности существующим искусством.

Художники и архитекторы мечтали о синтезе всех искусств и создании гармоничной среды обитания, о преобразовании жизни средствами искусства. В этом смысле концепция искусства модерна, несомненно, была социальной утопией, возникшей как реакция на последствия технического прогресса и рациональность XIX в.

Создатели нового стиля мечтали о новом искусстве для всех, полагая, что искусство способно изменить общество. Но изначально в искусстве модерна были неразрешимые противоречия: в нем соединялись рациональное и иррациональное, восхищение успехами технического прогресса и боязнь «машинизации» жизни, стремление к функциональности и орнаментальность, «массовое» и «уникальное».

Искусство модерна отразило мироощущение своего времени – ожидание грядущих катастроф, страх перед наступлением научно-технического прогресса и веру в безграничные творческие возможности человека.

Новым качеством, к которому стремились создатели модерна, была целостность художественного замысла. Новая среда, которая создавалась средствами архитектуры, монументальной живописи, скульптуры, должна была оказывать на человека сильное эмоциональное воздействие, способствуя его «перерождению».

Несоответствие между конструкцией и декором, которое достигло апогея в эклектике, преодолевалось путем художественной интерпретации утилитарной формы. Вещь теряла свою обособленность и становилась неотделимой частью целостной системы.

Поэтому костюм был таким же объектом интереса и приложения творческих усилий художников модерна, как и архитектура, монументальная живопись, интерьер, мебель, книжная графика, прикладное искусство. Важной идеей модерна было создание предметно-пространственной среды, соответствующей индивидуальным вкусам и потребностям человека.

Костюм представлялся неотъемлемой частью этой среды. Тем более что официальную моду, диктуемую модными домами, художники считали уродливой и однообразной.

Идеи новой одежды появлялись еще во второй половине XIX в. на полотнах прерафаэлитов (свободные одежды, напоминавшие средневековые платья или костюмы раннего Возрождения на картинах Д. Г. Россетти и Э.Берн-Джонса) и Дж. Уистлера.

Модный костюм с корсетом и турнюром казался им самым безобразным за всю историю человечества. Не меньшее отвращение вызывал у них и мужской костюм, который превращал человека в обезличенное существо.

Самая важная идея, которую выдвинули художники модерна, — идея индивидуализации костюма начнет реализовываться в массовой моде только спустя 70 лет.

Автор: Matata
Автор: Matata

Основными факторами, определившими развитие европейского костюма в начале XX в., были мощный технический подъем, повсеместное господство промышленного массового производства, новые условия и новый образ жизни (развитие транспорта, использование женского труда на производстве), влияние спорта и войны 1914—1918 гг. Мода все больше становится предметом купли-продажи, изменения ее происходят все чаще.

Начало демократизации одежды обусловило прежде всего то, что мода, подчиняя своим требованиям промышленное изготовление товаров массового производства, становится доступной не только избранной верхушке, но и широким слоям населения. Характер модели изменялся, отражая изменения стиля жизни.

В XX в. вместе с развитием промышленного производства одежды возникает и развивается профессиональное художественное моделирование костюма. Во Франции, законодательнице мировой моды, создаются первые Дома моды, появляется профессия кутюрье — художника-модельера одежды. Именно кутюрье впервые начинают создавать рациональный стиль костюма, отличающийся сдержанной простотой, отсутствием лишних деталей, дорогой отделки.

На Парижской выставке 1900 г. свое творчество демонстрировали уже около 20 крупных Домов моды. Массовое производство одежды начинает играть значительную роль в экономике.

Автор: Matata

В начале XX в. стиль модерн, утвердившийся в женском костюме еще в XIX в., продолжает оказывать большое влияние на силуэт, использование тканей, декоративное решение костюма. Наиболее интересен силуэт в профиль, который создается с помощью корсета s-образной формы. По сравнению с силуэтом 90-х гг. XIX в. он изменяется незначительно: линии груди и талии спереди понижаются, в этой части лифа появляется небольшой напуск. Талия сзади несколько завышена и прямо от нее начинается мягкий валик турнюра (рис. 1, К. П. Степанов: «Портрет 3. Н. Юсуповой»). В начале XX в. силуэту стремились придать черты павлина, бабочки, цветка. Такой эффект достигался и четким разделением фигуры на две части под углом друг к другу, и пышным декоративным треном, напоминающим павлиний хвост, и разлетающимися, словно крылья бабочки, болеро, и росписью, аппликацией, изображающей эти стилизованные формы.

Дорогие текучие ткани модерна орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических, болотных растений, водорослей, раковин, медуз, внутренним строением цветов и листьев. Узор располагался асимметрично.

Цветовая гамма строилась на умеренных приглушенных тонах: глубокий гранатовый, темно-зеленый, табачный, бронзовый, многочисленные оттенки серого, нежно-голубого и розового.

Изогнутые линии s-образного силуэта подчеркиваются асимметричным расположением отделки, драпировками на лифе и юбке. Декоративное решение костюма осуществляется путем сопоставления фактур материалов (бархата, атласа, шифона, дорогого меха), изысканных цветовых сочетаний (синего с зеленым, желтого с зеленым, серого с розовым), широкого применения кружев и вышивки крупного рисунка шелком, бисером, драгоценными камнями. Крой юбок — в основном клеш.

Костюм дополняют шляпы огромных размеров, украшенные цветами, бантами, перьями, а также пышные прически.

Костюм конца 19 – начала 20 века

В конце 19 века в прикладном искусстве сформировался новый стиль — «модерн», для которого характерны текучие, плавные линии, асимметрия, неуловимые переходы тонов, приглушенные зеленоватые и розоватые оттенки. Типичной чертой этого стиля были «морские» орнаменты: изображения лилий, водорослей, русалок.
Формы одежды в период «модерна» стали менее четкими, покрой — мешкообразным. В целом, одежда значительно упростилась, что связано с распространившейся модой на занятия спортом.

Мужской костюм

Мужская одежда в период «модерна» окончательно унифицировалась. Крой упростился, цвета костюма стали более однообразными.
Мужчины носили белые рубашки со стоячим воротничком с отворотами и туго накрахмаленными манжетами.
Самым популярным стал сюртучный костюм-тройка: сюртук, жилет и брюки. Чаще всего их шили из темных тканей — черной,серой, синей, реже коричневой.

В эти годы перестают носить цветные фраки, визитки и смокинги: все эти выходные костюмы теперь только черные. Визиточные брюки остаются полосатыми, но расцветка у них неяркая. Вышли из моды клетчатые брюки.

Распространился пиджачный костюм-тройка. Пиджаки в этот период удлиненные и приталенные, а брюки носят на подтяжках.
В составе пиджачного костюма жилет был из той же ткани, что и пиджак, а с сюртуками и визитками носили жилеты, изготовленные из другого материала.
Костюм щеголя дополнялся тростью, моноклем и платочком в верхнем кармане сюртука.
Первая мировая война внесла в мужскую моду заметные перемены. Появились новые «военизированные» элементы гражданского костюма (френч, тужурка) из ткани цвета хаки, различных оттенков серого и коричневого. С пиджаками и фраками стали носить бриджи и галифе.

Женский костюм

В конце XIX в. повседневная женская одежда стала более простой и удобной. Так проявилось зародившееся в тот период движение за эмансипацию женщин. В моду вошли юбки с блузками, пальто, купальные и спортивные костюмы. Впервые появился деловой костюм, состоящий из юбки и жакета темных тонов.
Однако бальные наряды по-прежнему пышные. Теперь их украшает масса оборок из белых или черных кружев. Пикантной деталью стал особый тугой корсет, который придавал женской фигуре S-образную форму. Однако это было не просто неудобно, но и вредно для здоровья. Поэтому в противовес корсетам довольно скоро появилось свободное платье «реформ», в основе которого был покрой японского кимоно. И в начале 20 века корсет полностью вышел из употребления.
Юбка приобрела колоколообразную форму благодаря покрою клеш. В юбках бального платья сохранился шлейф, который ложился веером вокруг туфель.
Рукавов в бальных платьях либо по-прежнему не было, либо имелись пышные короткие рукава-“фонарики”. Парадные платья глубоко декольтировались, а в повседневных платьях и блузах был закрытый лиф, нередко со вставкой и стоячим воротником.
Женскую одежду в основном шили из шелковых тканей (крепдешина, шифона, тафты), а также репса и бархата. Отделывали платья богатой вышивкой, кружевами, блестками.
Модные аксессуары — перчатки, лорнет, боа, веера из перьев, маленькая сумочка на длинном шнуре, а летом — кружевной зонтик.

Обувь

Мужская обувь претерпевает изменения под влиянием военной моды. Высокие сапоги, ботинки и краги — накладные голенища с застежками носят с бриджами и галифе.
Женщины носили обувь на каблуке: туфли, шнурованные сапожки, высокие боты.

Прически и головные уборы

В начале XX века излюбленным мужским головным убором оставался котелок, носили также цилиндры. Но в середине 10-х годов на смену цилиндрам и котелкам пришли мягкие фетровые шляпы и канотье.
Женские прически в эпоху «модерна» были высокими. Часть волос укладывали в шиньон на темени, а часть — в валики надо лбом.

В моде были большие шляпы с полями и вуалью, украшенные лентами и перьями, цветами и даже чучелами птиц. Летом женщины носили соломенные шляпы, похожие на мужское канотье.

Украшения

Ювелирные украшения в эпоху модерна стали очень изысканными. Они не только дополняли костюм, но и служили своеобразными символами, формировавшими определенный образ женщины. Таков знаменитый золотой браслет в форме змейки, принадлежавший Саре Бернар. Популярны в этот период также длинные бусы, цепочки, заколки для волос.

Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян

Стиль “Модерн” в одежде

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

На смену тяжелым и пышным одеждам пришел новый стиль модерн, он появился в 90-х годах 19 века в Европе. Это был этакий переход к чему-то новому и легкому. Пышные, вычурные одежды – не каждая дама могла себе позволить, так как это было удовольствие не из дешевых.

Одежда в стиле модерн была более простая и без изысков, именно поэтому и стоила дешевле. Хотя этот стиль просуществовал недолго. Он закончился к началу Первой мировой войны.

Особенности

Поль Пуаре был первым, кто показал миру одежду в стиле модерн. Он сочетает в себе и экзотику, и японские мотивы, и исторические отголоски, и даже готику.

Основными характерными чертами модерна является:

  • цветочный орнамент;
  • облегающие фасоны;
  • нежная цветовая гамма;
  • преобладание декора.

Фасоны одежды подчеркивают каждую часть женского тела: приподнятые плечи и s-образный силуэт, асимметричные наряды. Все это дает женщине чувствовать себя королевой. Как упоминалось выше, в одежде огромное количество декора – это:

  • рюши;
  • атласные ленты;
  • золотая тесьма;
  • вышивка;
  • кружева;
  • камни (и даже драгоценные);
  • растительный принт;
  • металл;
  • бисер и другое.

Чуть позже основной идеей стиля стало соприкосновение с природой, то есть включение в одежду различных орнаментов и силуэтов. Модельеры хотели сделать из дам бабочек или стрекоз. Наряды были простыми, невесомыми и невероятно красивыми.

Хотя со временем в одежду пришли еще и геометрические фигуры, прямые линии. Так модельеры подчеркивали минимализм.

Стиль развивался и дальше, пока не разделился на две ветви:

  • консервативный стиль;
  • реформаторский.

За многие годы только в то время люди начали задумываться о том, что одежда должна быть еще и удобной. Как раз реформаторы и подумали о здоровье женщин. Если консервативный стиль предусматривал ношение корсетов, то реформаторский запрещал. Но зато открыл для женщин юбку-мини, расклешенные брюки и юбки и просторные платья. В конце концов, консервативный стиль сошел на нет, и все силы были кинуты на то, чтобы создать наибольший комфорт.

Во время развития этого стиля появляется еще одно странное направление – суфражистское. Оно основывалось на том, что девушки должны отказаться от элегантности и летящих платьев. Суфражистки предпочитают свободный крой во всем и больше похожи на мужчин в таком виде.

Актуальны яркие аксессуары. При правильном выборе, он только сделают образ более завершенным. Популярны шарфы, вуали, яркие платочки. Из бижутерии – металлические цепи, бусы.

Кружевной зонтик – это отдельная тема. Он придает образу загадочности.

Модерн сделал из женщин вечно благоухающий цветок.

Цвет и ткани

Ткани в те времена не только отличались качеством, но и ценой, она была не настолько высока, как в современном мире. Поэтому для пошива нарядов использовалось все самое лучшее.

Одежда в стиле модерн изготавливалась из:

Каждая ткань напитана богатством и роскошью. Большим спросом пользуются пастельные оттенки. Хотя популярны и такие цвета, как зеленый и розовый. Зачастую выбирают не однотонную ткань, а с цветочным принтом или ярким восточным узором.

Сегодня все эти цвета модельеры сочетают с черным цветом. Хотя также популярны цветочные яркие принты, которые отлично сочетаются с болотным, розовым, желтым цветами. Самым распространенным принтом является геометрический. В своих коллекциях это демонстрирует Пьер Карден. Он подчеркивает простоту в своих образах.

Oscar de la Renta в коллекции 2012 года показывает людям, насколько изящные могут быть платья с прямыми линиями и свободным кроем. Коллекция была создана в классических цветах: черным и белым. Но были и такие платья, которые отличались вкраплением разных цветов: красного и зеленого.

Практически у каждого модельера есть такая коллекция. Каждая по-своему необычна. Объединяет их одно: свободный крой.

Плотные вещи шьются из жесткого материала, отличающийся своей прочностью – репс, тафта и в некоторых случаях бархат. Более легкие вещи – шифон, шелк, муслин.

Модели

В 90-х годах 19 века стиль модерн был на пике популярности. И сегодня существуют ярые поклонники этого стиля. Например, британский дом моды McQueen. Модельеры включают все особенности стиля модерн в современную одежду и ничуть не проигрывают в своем решении.

В коллекциях вы можете встретить самые экстравагантные вещи:

  • накидки из страусиных перьев;
  • кринолин;
  • чулки со стразами;
  • платья, расшитые камнями;
  • пышные рукава;
  • металлические корсеты;
  • красные платья;
  • жабо.

Обувь в стиле модерн также необычна, как одежда. Например, Versace предлагает сапоги-чулки и обувь удлиненным закругленным носиком. Louis Vuitton создает коллекцию сапог из бархата. А Valentino – кружевные сапожки, которые прекрасно смотрятся на худеньких ножках.

Нижнее белье отличается и от современного, и от того, что было до модерна. Происходит переход от жестких корсетов к просторным панталонам и бюстгальтеру. В основном для пошива такого нижнего белья выбирают хорошее дорогое кружево, которое не каждая может себе позволить. Начинают шить одежду для дома, объясняя это тем, что женщина должна везде выглядеть шикарно.

Сегодня вы можете сами подобрать что-нибудь из стиля модерн. Не каждая решится надеть все эти вещи одновременно.

С чем носить?

Сегодня в гардеробе каждой женщины должен присутствовать хотя бы один наряд в стиле модерн. Женщины очень устали от потертых джинсов, заниженной талии и заплаток на рубашках. Поэтому многие останавливаются на юбках и платьях свободного кроя, жакетах, стоячих воротничках, пальто. Юбка-годе – это юбка, которая была изготовлена Полем Пуаре и до сих пор является модной. В основном надевают ее на свадьбы или другие праздники.

В стиле модерн есть место и классическим костюмам. Приталенный пиджак отлично будет смотреться с высокими брюками. Под пиджак можно надеть кружевную шелковую блузку. Эта же блузка подойдет и под юбку-клеш.

Очень многие выбирают свадебные платья в стиле модерн. Современное платье в этом стиле отличается от тех, что были раньше. Особенности свадебного платья в стиле модерн в одежде 21 века:

  • металлические аксессуары;
  • облегающие силуэты;
  • кроп-топы;
  • комплект юбка-топ;
  • цветовые принты.

Стиль модерн в одежде 1895-1900

Моде этой эпохи очень интересна своими трансформациями,которые явились предзнаменованием кардинальных перемен,произошедших чуть позже.

Конец 19-начало 20 веков знаменуется развитием науки и техники.
Электричество, телефон и автомобиль становится с каждым годом практической реальностью,а в 1903 году успешные полеты Братьев Райт продемонстировали возможности воздушных перемещений.

Париж олицетворял в глазах женщин Европы моду, в нем они покупали одежду,или читали о последних веяниях моды в таких журналах, как «Хасперз базар».

90-ые годы 19 века явились этапными в становлении новых видов женского костюма. Прежде всего это связано с реформаторскими движениям,тщательно собиравшим все данные медицины о вреде современного костюма с корсетом.

Наука и общество не стояла на месте,и уже в конце 19 века уже диктовать стала научное сообщество,а именно самими медиками было точно установлено,что для нормального состояния и работы женского организма следует не только отказаться от корсета,но и от карсажа юбки,то есть сделать опорными участками ,на которых держится вся одежда,только плечи.

С учетом конкретных предложений ученых предлагался новый силуэт почти прямого длинного платья,который назвали «реформ».

Этот период убыстряются темпы жизни и смена моды.

Начинают обрисовываться четкие закономерности, которые дают повод ученым рассматривать ее уже не как проявлние индивидуального вкуса и «инстинкта подражания», а как социальное явление, достойное изучения(Зиммель,Зомбарт и др..).

Мужской костюм эпохи модерн

В мужском костюме тип делового человека сохраняется неизменным,однако влияние спортивной направленности становится в нем более ощутимо,чем в 80-х годах 19 века.

Появляются укороченные брюки для велосипедной езды,куртки спортивные(английские с множеством карманов).
Вестон (пиджак) начинает вытеснять сюртук.
И только визитка по -прежнему в моде.

Цилиндр становится теперь в 1890-ые годы одним из атрибутов мужского изыскано-аристократичного костюма, а фетровая шляпа-обязательным аксессуаром мужского повседневного обычного костюма.

Для лета модна шляпа канотье из соломы.

Мужская одежда стала несколько свободнее,комфортабельнее с более низкими воротниками.
Но ,как и женщины,мужчины еще связаны жесткими условностями ,определяющими правильную одежду для каждого события.
В светском обществе требовалось,чтобы все меняли свои костюмы и платья несколько раз в день.

Туфли со шнурками стали носить с 1880-ых,особенно летом.
Иногда их носили с цветными носками.С середины 1890-ых носки поддерживались носочными подтяжками-эластичными полосками,которые носили под коленом,с висячим зажимом для захвата верха носка.

Нижние женские юбки эпохи модерн

Женская одежда эпохи модерн

У женщин в платьях и верхней одежде еще в первые пар улет 90-х годов сохраняются высокий пуф на рукавах,поддерживаемый специальными валиками или подкладами,и слабое выраженное подобие турнюра.

С 1893 года плечи неимоверно расширяются баллоноообразыми рукавами, украшенными воланами,оборками, плиссе.Талию уже слабее стягивают корсетом в процессе носки.

И только на модных гравюрах и рисунках создаются впечатление сильной утяжки в области талии.
Юбка без складок при помощи вытачек облегают бедра и расширяется к низу.

Эстетика модерна начинает все более влиять на моду.

Это период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв, главным содержанием которого было стремление противопоставить свое творчество историзму и эклекизму искусства 2-ой половины XIX столетия.
Хронологические рамки стиля «модерн» очень узки — 30 лет(1886-1914).

Мерцалова 4 том.

Юбки кроились так,чтобы спереди лежать ровно до земли,а сзади волочиться несколько дюймов по земле. Они могли иметь от 5-ти до 9-ти клиньев,прямых спереди и расклешенных сзади,что сдвигал ширину назад,или складки,зашитые до уровня колен,а затем свободно падающие,или умеренно широкую оборку по кромке,но прямая линия спереди и расширенная — сзади имели место, пока к 1909-1910 -ым годам в моду вошли более прямые юбки.
Юбки в большинстве своем имели или основу какую-нибудь,или подкладку,внизу оторачивались подбоем вручную.

VII.5. Костюм стиля модерн (1890—1913 гг.)

В 90-х годах в искусстве и костюме возник художественный стиль модерн. Эклектичность, «всеядность» стиля выразилась в интересе к различным исто­рическим стилям, их декору: к ампиру и готике, к восточным культурам, эгей-скому искусству.

Идеал красоты. Новый тип женской красоты сформировался под влиянием эстетических вку­сов развитого буржуазного общества. Небольшой турнюр, осиная талия, каблук, прическа из пыш­ных, поднятых вверх волос сформировали не­обычный и очень женственный образ дамы кон­ца XIX в.

Мужская одежда. Она мало изменилась. Основ­ные тенденции ее развития: хороший крой, не­броская элегантность, сдержанная цветовая гам­ма. В гардеробе мужчин — пиджаки, вестоны, паль­то, сюртуки. Одежда сохранила прямой силуэт.

Женская одежда. Возник новый тип женской одежды: узкий лиф с воротником-стойкой и тре­угольной вставкой до талии, с юбкой-клеш и окорокообразными рукавами (рис. VII.59). Вечер­нее платье было обычно без длинных рукавов (рис. VII.60). К такому платью полагался очень узкий корсет. В силуэте платья и его декоре проявились «текучие», плавные линии и изгибы модерна и его ор­наментики (лилии, водоросли, «удар бича»). Талия в 53 см предполагала обяза­тельное ношение корсета, отчего фигура казалась прогнутой в виде буквы S, а верхняя часть туловища создавала впечатление «голубиной груди» (см. рис. VTI.59). Искусственный изгиб фигуры был как бы зеркальным отражением силуэта готической фигуры — готическая кривая (цв. вкл., рис. 51).

Костюм стиля модерн постепенно изменялся. Становились модными съем­ные рукава до локтя из гипюра (рис. VII.61), появившиеся в 1905 г. В этот пери­од стали модны кружевные косынки, митенки с треугольным мыском и зон­тики (рис. VII.62), сумочки разнообразных форм вновь вошли в моду (рис. VII.63). В период позднего модерна изменился силуэт одежды, шляпы стали больших размеров. Стиль модерн в костюме сохранялся приблизительно до 1913 г.

Обувь. Для стиля модерн характерна обувь узкая, высокая, на каблуке (рис. VII.64).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Для начала господства стиля модерн характерны шляпки с маленькими полями (рис. VII.65) и разными дополнениями (украшения, перья, цветы и т.д.). По мере развития моды они меняли форму и постепенно увеличивались в размерах. К 1905 г. шляпы стали очень большими. Прически, например бандо (рис. VII.66), делались из подня­тых вверх волос.

Украшения стиля модерн имели красивые изгибы линий, сложную форму, ярко выраженное своеобразие (рис. VII.67). Использовались также традицион­ные украшения (рис. VII.68).

Косметические и парфюмерные средства в изобилии производились в Ев­ропе. Особенно ценилась французская продукция. С ней конкурировала нью-йоркская парфюмерия.

С 1900 г. в высшем обществе были модны духи Виктора Вэссье из Парижа и туалетные наборы одноименных названий. Они продавались во всех главных парфюмерных магазинах. Реформа костюма. В конце XIX в. врачи забили тревогу в связи с печальными последствиями ношения сверхузких корсетов. Сильно деформированная жен­ская фигура в тесном корсете выглядела неестественно, хотя и женственно. Но это было губительно для здоровья женщин и будущего потомства. Поэтому модельеры начали реформу женского

костюма. Модные журналы 1903 г. уже предлагали так называемое реформированное платье, или платье реформ. Оно было более удобным, талия в нем не акцентировалась. Платье свободно обле­гало фигуру. Однако не все женщины стали сразу носить такую одежду. Некото­рые называли ее «реформаторский» мешок.

Связь костюма стиля модерн с архитектурой. Прихотливые изгибы линий модерна, непохожие ни на какие другие, отчетливо проявились в силуэте и Декоре костюма, особенно женского (рис. VII.69).

Связь костюма стиля классицизм с архитектурой. Для архитектуры и костю­ма этого стиля характерно использование форм и эстетики античных цивили­заций. В Древней Греции и Древнем Риме строились храмы и общественные здания с использованием ордеров, а драпированные одежды были созвучны им по линиям и формам (см. подразделы П.4, П.5). Аналогичные проявления наблюдались в эпоху классицизма. Здания напоминали античные дворцы и храмы. Линии и пропорции костюма, стилизованного под античный, гармонично перекликались с линиями и пропорциями этих зданий. Женская фигура в шмизе напоминала античную статую, созвучную архитектурным образам (рис. VII.70).

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите виды текстиля в костюме XIX в.

2. Каким было женское платье стиля модерн?

3. Каким был мужской костюм стиля модерн?

4. Охарактеризуйте реформированное платье.

VIII. РУССКИЙ КОСТЮМ

Кто из нас не любит тех времен, когда рус­ские были русскими, когда они в собствен­ное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говори­ли своим языком и по своему сердцу.

Стиль модерн в одежде 1895-1900

Особый стиль одежды начала ХХ века окончательно сформировался к Первой мировой войне. В то время пережитком прошлого стала целая эпоха, поменялись сами люди, а вместе с ними и их внешний облик. Заметную роль в обществе стал играть прежде малочисленный средний класс. Женщины теперь перестали заниматься только домашним хозяйством и стали активно вторгаться в области деятельности, ранее бывшие исключительно прерогативой мужчин.

Помимо войны, в формировании нового стиля значительную роль сыграли кутюрье – творцы Высокой моды. Активно развивающиеся в тот период новые средства массовой информации стали проводником haute couture по всему миру.

Главные черты женского костюма

Женщины встретили ХХ век в одежде, мало отличающейся от нарядов прошлого столетия. Благодаря Ворту, одежда стала несколько свободнее, но костюм все равно состоял из корсета, который скрывался под маскирующим корсетом cache-corset. Поверх них надевалась узкая верхняя часть костюма или платья. Высокие узкие воротники-стойки, часто накрахмаленные, требовали прямой посадки головы. Вшивной рукав формой напоминал окорок, из-за чего получил название «ветчинообразный». У плеча он начинался пышными буфами, а к запястью был заужен. Юбки имели длину до пола и колоколообразную форму – пышную на бедрах и собранную сзади в складки, которые могли переходить в небольшой шлейф. Полусапожки на шнурках или туфли были остроносыми со слегка скошенным барочным каблуком. Обязательными аксессуарами были зонтик, чулки и узкие перчатки. Перчатки для декольтированного вечернего платья закрывали руку выше локтя.

Для повседневных платьев использовались лен, бархат и шерсть в темных и бледных пастельных тонах. Популярны были роскошные орнаменты, декор тесьмой, лентами, складками, бантами, накладными вышивками и воланами.

Вечерние платья шились из шелка, кружева, муслина, сатина, крепдешина. Они богато украшались и обычно имели глубокое декольте. Главным аксессуаром этого периода был жемчуг. Это могли быть капельки в ушах, длинная нить в один ряд или многоярусное колье-ошейник.

Женские шляпы в начале ХХ века отличались обилием декора. Год за годом головные уборы становились все массивнее. Для их украшения использовались крупные перья, а иногда и чучела небольших птиц. Многие защитники природы выступали против уничтожения пернатых, и в США даже был принят закон, запрещающий отлов и продажу диких птиц.

Стиль модерн

Знаменитые кутюрье конца ХIX века – Чарльз Фредерик Ворт, Жак Дусе, Жанна Пакен – оставались верны эстетике модерна. Их идеал красоты состоял в сочетании роскоши и элегантности. Они по-прежнему предлагали наряды с S-образным силуэтом, создаваемым удлиненным корсетом. Спереди эта конструкция дополнялась длинной прямой планшеткой из стали и пластины китового уса, что визуально делало живот плоским, а бедра – более пышными. Такие корсеты ограничивали свободу движений и искажали естественные контуры тела.

«Раздевание женщины – процесс, сопоставимый со взятием крепости»

Женщины, особенно представительницы высшего общества, не могли игнорировать предписания моды. Но популярность так называемого «чайного платья» — домашнего варианта со свободным силуэтом, позволяющим незаметно распустить корсет – показывает, что женщины той эпохи уже стремились избавиться от строгих правил моды.

В 1900 году платье S-образного силуэта было крайне популярно. Для пошива таких нарядов использовались легкие, полупрозрачные материи (шифон, шелковая ткань шармёз), которые ложились мягкими складками, подчеркивая плавную текучесть силуэта. Под платье обязательно надевался корсет. Эти наряды были типичными для эпохи модерна.

Очень модным в начале ХХ столетия было ирландское кружево «кроше», связанное вручную.

Поиск одежды нового типа и отказ от корсета

Первым дизайнером, разработавшим костюм, который не требовал корсета, стал Поль Пуаре. Просторное «пальто Конфуция» прямого кроя было представлено им в 1903 году. В этом же году танцовщица Айседора Дункан вышла на сцену в свободном полупрозрачном платье-пеплос без корсета.

В 1906 году Поль Пуаре предложил «эллинистический» стиль одежды, также не требовавший ношения корсета. Чертой нового стиля стала завышенная талия, которую Пуаре вновь вернул в Высокую моду. В 1906 году он предложил фасон «Лола Монтес», в 1907-ом – платье в стиле эпохи Директории.

Значение этого события в мировой моде трудно переоценить: корсет был неотъемлемой частью женского европейского наряда со времен Эпохи возрождения. Поль Пуаре сместил акцент силуэта с талии на плечи. В своей автобиографии кутюрье писал, что в общем-то не стремился освободить женщин от тирании корсета – он хотел разработать новые каноны красоты. Однако именно его творения сделали то, чего не смогли добиться в конце XIX века активистки феминизма и прогрессивные врачи.

Новшество Поля Пуаре оказало значительное влияние на моду начала ХХ столетия: отныне образованный корсетом искусственный силуэт платья уступил место естественным формам, подчеркивающим изгибы тела.

Но кутюрье сдвигал линию талии все выше, а юбку делал все уже. В 1910 году он представил знаменитую «хромую» юбку, которая была настолько заужена, что женщина могла двигаться лишь маленькими шажками. Эта модель не имела особенного успеха.

«Я освобождаю их тело, зато сковываю их ноги»

Пуаре использовал в своих работах насыщенные цвета тканей и роскошные экзотические украшения. В его эскизах чередовались японские кимоно, персидская вышивка, пестрая батика и восточные тюрбаны с мехом и парчой. Он создал широкие брюки в гаремном стиле, а также юбку с зауженным низом, которую критики назвали «хромой». Кутюрье ввел в моду тюрбаны. Костюмы работы Поля Пуаре навеяны эстетикой далеких стран, они вдохновляли многих художников того времени. Публикация в начале века перевода «Тысячи и одной ночи» породила еще больший интерес к культуре Востока. А очередное выступление в 1909 году русских танцовщиков в рамках «Русских сезонов» Дягилева, которые отличались экзотическим великолепием, обеспечило модной тенденции кульминацию. В 1900 году после их дебюта в моду вошел ориентализм.

В 1911 году Пуаре организовал костюмированный бал «1002-я ночь», на котором представил новую коллекцию, навеянную образами Востока. Его модели стали адаптацией этнических костюмов Китая и Индии. Помимо прочего, он представил юбку-брюки.

К началу русско-японской войны (1904 – 1905) культурное влияние Японии получило определение «японизм». Наряду с ориентализмом, он оказал сильное воздействие на развитие искусства и литературы той эпохи.

Пуаре и сестры Калло черпали вдохновение в культуре Востока. Их привлекали редкие узоры, яркая палитра, просторные брюки, изысканные кимоно. Плоский покрой кимоно помог им сформировать новый подход к тому, как должны гармонировать тело и одежда.

Новые стилевые направления разрабатывались не только в Париже. Испанец Мариано Фортени, вдохновившись древнегреческими мотивами, представил классическое плиссированное платье, которое назвал «дельфос». Изобретение стало новаторским: мелкие складки мягко облегали фигуру, а каждое движение изменяло оттенок ткани и ее сияние. Бусины из венецианского стекла утяжеляли легкий шелк, дополняя его. В 1911 году фирма Wiener Werkstatte, основанная Йозефом Хоффманом в 1903 году, запустила собственную линию по пошиву одежды. Они создали для женщин новый наряд – просторное платье-мешок.

Золотой век модной иллюстрации

Рубеж XIX и ХХ веков стал золотым веком модной иллюстрации. О новейших событиях в мире моды модные журналы, такие как Vogue и Gazette du Bon Ton, рассказывали посредством иллюстраций. Поль Пуаре стал первым, кто использовал каталог для знакомства публики с его работами. Он выпустил два сборника: «Платья от Поля Пуаре» в 1908-ом (иллюстрации Поля Ириба) и «Вещи от Поля Пуаре» в 1911-ом (иллюстрации Жоржа Лепапа).

Пуаре и Пакен в тот период использовали веера для рекламы своих Модных домов. Жанна Пакен пригласила трех знаменитых иллюстраторов – Поля Ириба, Жоржа Барбье и Жоржа Лепапа, чтобы они создали изображения на ее веерах.

В Париж стали приезжать не только покупатели модной одежды, но и известные журналисты. В связи с этим в 1910 году был создан Синдикат высокой моды, который был призван следить за выходом новых коллекций и предотвращать распространение подделок.

Мода в военное время

Первая мировая война, разразившаяся в 1914 году, затормозила развитие модных тенденций в одежде. Женщины теперь взяли на себя обязанности ушедших на фронт мужчин. В связи с началом Первой мировой войны, многие женщины начали работать, получать образование. Они теперь водили автомобили, занимались спортом, принимали участие в крупных международных соревнованиях. Все это обусловило новые черты женского костюма – удобство, функциональность, простоту. Требовалась практичная одежда: дамы стали носить платья простого кроя и укороченные юбки. Важнейшей деталью гардероба стал традиционный приталенный костюм.

В то время как женская одежда изменилась самым существенным образом, мужская претерпела лишь небольшие изменения: пиджак стал более свободным, а брюки – зауженными книзу. Эти изменения были призваны обеспечить мужчинам большую свободу движения.

Авангард послевоенного времени

По завершении Первой мировой войны мужчины вернулись на свои рабочие места. Многие женщины потеряли работу. Но старые жизненные порядки так и не вернулись. В то время модным музыкальным направлением стал джаз, популярным танцем теперь было танго, а позднее – чарльстон. В обществе появился новый слой – нувориши (nouveau riche) — люди, которые внезапно разбогатели за счет старых вкладов. Теперь во многом они диктовали, что будет модным. Традициям осталась верна лишь старинная аристократия. Основная же масса представителей светского общества приняла эстетику авангарда.

Новый динамичный ритм жизни обеспечил такие же быстрые изменения в моде. Также поменялся и внешний облик женщины. Теперь дамы носили короткие стрижки, совсем не похожие на объемные сложные прически прошлых столетий. Длина юбки достигала колена. Кроме того, из моды вышли пышные формы – женщины хотели быть стройными. Дамы теперь стремились получить высшее образование, устроиться на работу. В обществе возникли качественно новые традиции – женщины стали водить автомобиль, играть в гольф и теннис и даже курить.

Поль Пуаре после Первой мировой войны перестал быть модным: его модели были слишком вычурны для нового времени. Великий кутюрье не смог приспособиться к демократизации моды.

Читайте также:  История моды - что нужно знать о костюме Древней Греции
Ссылка на основную публикацию