Венецианские карнавальные маски – виды, фото и история

История

Зарождение венецианских масок в период Средневековья.

Венецианские маски – многовековая традиция Венеции. Такие маски отличаются уникальным декором, применением различных материалов и росписью в стиле барокко. Происхождение венецианских масок теряется среди одного из самых захватывающих периодов Средневековья. С самого начала венецианские маски, стали душой карнавала, как одного из способов весело провести время. А впоследствии это дало возможность появиться комедии дель’Арте, одному из самых интересных театральных жанров.

Начало венецианских карнавалов считается XI век. Маски того времени были простыми, и носили по символическому или практическому назначению. Такие маски делались из кожи или по специальной технике с использованием папье-маше. Ношение костюмов и масок стало популярно ближе к 1436 году, когда мастеров масочного дела (mascherari) официально признали.

Чему посвящались карнавалы и маскарады:

  • 1565- Борьба добра со злом, где воспевалась добродетель и порицалась порочность.
  • 1589- Высмеивание лже-алхимика. Марко Брагадино изучал алхимию и утверждал, что открыл секрет создания золота. Убедил правительство Венеции инвестировать свой проект взамен на огромную прибыль. Но когда обман раскрыли, он избежал наказания и уехал в Падую.
  • 1664- По случаю свадьбы молодых патрициев.
  • 1679- Карнавал с индейцами, турками и чернокожими. По всему маршруту противостояли и боролись со злом, убивая чудищ и монстров.

Зарождение венецианских масок в период 17-18 века.

К середине 18 века увеличение театральных трупп повлияло на рождение нового жанра, связанный с миром комедии, костюмов и масок. Комедия дель’Арте появилось примерно в 1750 году, благодаря Карло Гольдони. Его театр и карнавальные вечера стали неразрывно связаны, а комедия заняла главное место на этом празднике.

«Buongiorno Siora Maschera!»- такое приветствие можно услышать на улицах того времени. Ношение масок достигло пика ближе в 18 веке. Производство венецианских масок и карнавальных масок настолько увеличилось, что в 1773 году появилось больше 12 мастерских по созданию масок. Спрос на маски был огромен. Доходило до того, что ателье не справлялись с заказами масок и продавали черновые работы, давая возможность самим людям декорировать маску. Позже люди использовали карнавал как прикрытие в своих личных целях, а часто идущие в разрез с законом.

По сравнению с другими европейскими городами, Венеция считалась городом с высоким уровнем жизни. Благодаря геополитическому расположению и своевременному переходу к рыночной экономике, Венеция (в том числе и Генуи) получала больше прибыли и доходов. Благодаря этому, а также высокому уровню социального благосостояния, граждане Венеции формировали целую культуру романтики и таинства.

На карнавале горожане особенно любили рядиться в героев народной комедии дель’Арте арлекина в чёрной кожаной маске с бородавками, в старика купца Панталоне с крючковатым носом и бородавкой на лбу. В те времена маска не только спасала от нескромных взглядов, но и защищала от загара, от грязи и пыли в изнурительной дороге, сковала ужасные шрамы и рубцы, оставленные болезнями.

Благодаря ношению маски, человек мог легко утаивать принадлежность и социальный статус. Слугу могли принять за дворянина и наоборот. Это позволяло человеку почувствовать себя свободным от своих проблем, работе и роду в реальной жизни и быть по-настоящему равным.

Но некоторые люди стали пользоваться этим в корыстных целях, показывая свои желания и цели. Через город проходило огромное количество путешественников, рассчитывая на беспорядочные сексуальнее связи. Азартные игры проходили постоянно на улицах и публичных домах. Одежда женщин становилась более откровенной. Город буквально захлестнула преступность и безрассудство. Некогда процветающая Республика пала в царство роскоши, безделья и морального разложения. Из-за подрыва нравственных устоев общества, маски разрешалось носить в определённые месяцы.

Результатом этого стало десятидневный Венецианский карнавал, наполненный духом романтики и таинства. В нынешнее время, такие события стали культурной особенностью Венеции, куда приезжают люди со всего мира. Благодаря этому, карнавалы возродили ремесло создания различного вида масок. Венецианские маски используются при проведении бал-маскарадов, в интерьере и театрах. Немного позднее маски вместе с карнавалами исчезли, когда армия Наполеона положила конец Венецианской Республики в 1797.

Маски в России.

Карнавалы и маскарады в России появились в период правления Петра Великого. Возможно, это было одним из тех новшеств, увиденное в Европе. Пётр I устраивал карнавалы, как на официальные праздники, так и в честь военных побед и важных событий. По улицам города шли бесконечные ряды телег и повозок, на которых были музыканты, акробаты шуты и другие. А тянули такую процессию не только лошади, но и волы и даже свиньи.

Такие празднества устраивались в течение 18 века. В 1763 году Москва целых три дня гуляла на невероятном карнавале, в честь коронации Екатерины II. Целью карнавала было порицание пороков и восхваление нравственности и добродетели. На повозках разыгрывались поучительные сцены. Например, как пьяницы везли на спине бога вина «Бахуса», а невежество везли на осле. На маскарадах горожане особенно любили наряжаться в разных героев сказок и фольклора.

Для украшения венецианских масок используют различные виды красок, золотую и серебряную фольгу, эмали, лаки, бисер, дорогие ткани и перья. Создание маски длительный и кропотливый процесс. Поэтому такие маски достаточно высоко ценятся. Со временем, венецианские маски превратились в настоящее произведение искусства, дорогие сувениры, объекты изысканных фотографии, предметов интерьера.

4. Венецианские маски

Цель сегодняшнего занятия: Изучить особенности культуры Венеции, создания венецианских масок и выполнить творческую работу.

Венецию также отличала еще одна необыкновенная традиция: с древних времен горожане использовали маски, чтобы скрывать лицо в повседневной жизни.

Венеция славилась высоким уровнем жизни. Жители создали уникальную культуру, в которой сокрытие личности стало первостепенным делом в повседневной жизни. Люди могли заключать сделки, заводить знакомства, разведывать секреты, не боясь быть узнанными.

Кроме того, маски уравнивали всех, кто их носил. Слугу могли принять за богача, и наоборот, благородный житель мог прикинуться бедняком. Представители власти и закона проводили допросы, не заботясь о том, что они будут раскрыты, а жители могли так же смело отвечать на вопросы и не бояться возмездия. У людей не было лиц, а были только голоса.

Конечно, такое сокрытие личности не могло не сказаться на обществе. Совершались преступления, кражи и обманы, а виновные оставались безнаказанными. Азартные игры шли с утра до вечера на улицах и в домах. Со временем ношение масок в повседневной жизни было ограничено и разрешалось лишь на несколько месяцев в году. Постепенно такая традиция преобразовалась в знаменитый Венецианский карнавал.

Создание венецианских масок – это отдельное ремесло. В наше время они используются не только на карнавале, но и во время других праздников и балов-маскарадов. Процесс изготовления маски довольно прост. Гипсовая форма заполняется изнутри слоем папье-маше. Полученная заготовка высушивается и шлифуется, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После чего ее расписывают, покрывают лаком и декорируют. Украшение маски – кропотливый процесс. Мастера используют драгоценные и полудрагоценныкамни, позолоту и серебро, эмаль, ткани, перья, бусины, хрусталь.

Венецианские маски имели свою форму и значение и использовались в зависимости от ситуации.

Баута

Одна из самых распространенных мужских масок. Она закрывает все лицо, позволяя оставаться неузнанным. Именно эта ма- ска считалась идеальным прикрытием для королей и принцев, решивших прогуляться по городу среди простого народа. Бауту обычно носили с черной треугольной шляпой или с длинным плащом. Интересно то, что ее нижняя часть не прилегала плотно к лицу, позволяя обладателю есть и пить, не снимая маску.

Моретта

Самая загадочная и странная дамская маска. Ее можно было носить круглый год, она подходила к любому наряду. Моретта делалась из черного вельвета. Отличительной особенностью маски был способ ее ношения. Изнутри на уровне рта дела- лась специальная планка, которую при надевании женщина вставляла в рот и фактически держала маску зубами. Естественно, при такой конструкции обладательница маски не могла говорить.

Коломбина

Женская полумаска, была частью образа одноименной героини итальянского театра. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую верхнюю часть лица.

Вольто

Маска, повторяющая черты лица. Также известна под названием маски Горожанина, поскольку ее с древнейших времен носили обычные горожане во время праздников. Крепилась к голове при помощи лент или же у нее имелась специальная ручка.

Гатто

Гатто – с итальянского означает «кот». В Венеции коты были очень редким явлением и стали образом для маски.

Венецианская Дама

Женская маска на все лицо, щедро украшенная тканями и драгоценностями, которую носили со сложными прическами и самыми нарядными платьями.

Доктор Чумы или Дотторе Песте

Более современная венецианская маска. Одним из самых страшных бедствий, постигавших Венецию, была чума. Доктора, имеющие близкое общение с больными, носили специальные костюмы, состоявшие из длинных сапог, перчаток, пропитанного воском халата и маски. Маска доктора имела застекленные глазницы, а характерный клюв был набит травами и специями для очистки вдыхаемого воздуха. Постепенно чума исчезла, а образ мрачного доктора, похожего на зловещую птицу, остался.

Упражнение №1.

На формате А4, создать основной эскиз венецианской маски для дальнейшей разработки.


Этапы выполнения задания:

  • Мозговой штурм (генерация идей)
  • Создание эскизов 3- 5 шт
  • Проработка в цвете
  • Определение итогового эскиза для создания маски

В Венеции, во времена чумы , когда доктора посещали больных, они надевали маски с длинным птичьим клювом. В длинный, клювообразный нос маски, они капали ароматические масла и другие вещества, так как считали, что эти ароматические вещества предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды доктора надевали темный длинный плащ. Доктора в таком обличие выглядели очень зловеще, и были похожи на жуткую птицу. Этот образ, делала еще более мрачным, специальная палка, которую они держали в руках, чтобы не прикасаться к больному чумой руками.

Читайте также:  Как повторить укладку волос по-французски, идеи для девушек

Венецианский карнавал масок — самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы.

Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской «комедии дель арте» выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала. Словно яркий луч солнца врывается карнавал в сырую и туманную венецианскую зиму. И в одно мгновение она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок. Только венецианскому карнавалу присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.
Венецианский карнавал — величайший праздник Италии, на который ежегодно съезжаются тысячи участников и зрителей из различных стран. Венецианский карнавал считается одним из старейших карнавалов мира: он зародился еще во времена Средневековья, когда общая продолжительность всяких праздников составляла несколько месяцев в год. Духовными родителями этого пышного мероприятия можно считать венецианских аристократов, придумавших его для того, чтобы оправдать свое страстное желание пощеголять друг перед другом в необыкновенных нарядах и масках.

Упражнение №2.

В технике папье-маше создать венецианскую маску.

Для того чтобы сделать желаемую маску необходимо собрать некоторые материалы и инструменты, которые понадобятся в ходе создания аксессуара, а именно:

  • Основу для маски.
  • Бумагу (газетную, туалетную или бумажные салфетки).
  • Воду.
  • Клей (предпочтительнее использовать ПВА).
  • Кисть.
  • Краски, ленты, перья, бусины или другой материал для украшения.

Чтобы сделать необходимый аксессуар из папье-маше необходимо пошагово следовать общей инструкции, которая поможет провести весь процесс от замешивания бумажной массы до украшения готовой маски.

Инструкция:

  1. Мелко нарвать бумагу на небольшие клочки и замочить их в растворе воды и клея. При этом клей и вода берутся в соотношении один к одному.
  2. Изготовленную своими руками форму покрыть полученным папье-маше и дожидаться полного высыхания смеси.
  3. После высыхания полученную заготовку нужно осторожно снять с основы, чтобы не испортить очертания.
  4. Делаем необходимые отверстия для завязок, чтобы маска могла держаться на лице.
  5. Дальше можно украшать маску, согласно пожеланиям и выбранному наряду.

История и предназначение венецианских масок.

Автор: admin · 10 сентября, 2014

В изолированном, небольшом по территории городе слухи распространялись крайне быстро. Чтобы не подвергнуться всеобщему обсуждению, аристократы предпочитали прятать свои лица под вычурным украшением. Мотивы были разными, от не совсем законных до откровенно злонамеренных. Но главное преимущество заключалось в том, что в таком виде можно было без опасений прогуляться по борделям или игорным домам. Анонимность позволяла предаваться невинным забавам или порокам с одинаковой беспечностью, а наутро вновь выглядеть благочестивыми гражданами.

Неудивительно, что при таком раскладе не только знатные люди, но и простые горожане полюбили носить маски: для многих они стали ежедневным аксессуаром.

Скрывали лицо, в том числе, наемные убийцы, которым мода на анонимность пришлась как нельзя кстати.

А во времена эпидемии чумы доктора, идя к больному, надевали маску с длинным клювом, на кончик которой капали разные эфирные масла, надеясь таким образом защититься от чумы. К тому же образ дополнял длинный темный плащ и палка, которой они прикасались к больным. Руками никогда не трогали. В общем, выглядели такие доктора крайне ужасающе.

Кстати, именно эпидемия чумы и стала причиной появления, а потом и широкого распространения масок. Поначалу, маски, как я уже говорила, носили доктора, а потом эту идею переняла аристократия, так и началась долгая история венецианских масок.

В восемнадцатом веке венецианские маски обрели такую большую популярность у народа, что люди начали ими злоупотреблять, и ношение данного аксессуара пришлось строго регламентировать. Таким образом, маски снова можно было увидеть на лицах горожан только в определенные праздники. Эта традиция была бережно донесена до наших дней.

Неотъемлемой частью жизни города и сегодня остается Венецианский Карнавал – грандиозное ежегодное костюмированное шествие, история которого насчитывает уже 1000 лет.

Магазин масок в Венеции

Толпы туристов стремятся попасть сюда и вживую увидеть впечатляющее событие. Ведь жители Венеции знают толк в масках! К грядущему карнавалу их кропотливо изготавливают неделями, даже месяцами. Как и прежде, делают, раскрашивают и расшивают маски исключительно вручную, превращая аксессуар в уникальное произведение искусства.
А из чего же делают венецианские маски? Вы не поверите, но основой являются обыкновенные кусочки бумаги, которые мастер склеивается между собой, то есть, всем известное «папье маше».

Мастер закладывает в специальную форму листочки бумаги с клеем, разглаживает поверхность и оставляет засыхать. Потом он достает из формы получившуюся основу для маски, вырезает глаза, обрабатывает края.

основа для будущей маски

А дальше начинается процесс украшения. Маска может быть покрыта фольгой из чистого золота, на ней могут быть приклеены бриллианты, другие различные украшения.

Венецианская маска может стоить баснословных денег! И это за бумажную конструкцию! Только вдумайтесь!

Известные венецианские маски

Венецианские маски за свою длинную историю приобрели разные виды. Все они очень отличаются друг от друга, одинаковых масок Вы не встретите, в первую очередь потому, что все они делаются вручную, а идеально повторить декор сложно, да и зачем? Но, все-таки, можно выделить некие группы масок, каждая из которых индивидуальна.

Одним из самых распространенных аксессуаров данного типа является «Баута». Эта маска имеет зловещий вид за счет того что нижняя ее часть остроконечно вытянута вперед. Однако как раз благодаря этой особенности человеку в ней можно свободно есть и пить, а также разговаривать, не боясь быть узнанным – специфическая форма искажает звуки голоса.

Мастерская и магазин масок в Венеции

Баута была очень любима представителями всех сословий, ее охотно носили как на многочисленных карнавалах, так и в повседневной жизни. Известно, что такие венецианские маски часто выбирали принцы и короли для тайных прогулок по городу. Знаменитый Казанова также предпочитал надевать Бауту. С ней носили треугольную шляпу и длинный атласный плащ.

«Жоли» и «Шут» — женская и мужская вариации шутовской маски. Внешне они напоминают о средневековье, смешных колпаках и бубенчиках, хотя могут выглядеть даже более впечатляюще, чем другие разновидности масок. С таким своеобразным аксессуаром носили соответствующий яркий костюм, а иногда еще и «бабуле» – фальшивый шутовской скипетр.

«Дама» наглядно показывает, какими бывают маски на карнавале: сложными, снабженными множеством мелких деталей, сделанными из лучших материалов. Этот изящный аксессуар носили представительницы слабого пола. Маска дополнялась красивыми прическами и дорогими украшениями, и была одной из самых роскошных среди существовавших в то время. «Дама» обрела широкое распространение на праздничных шествиях, но для повседневных прогулок подходила мало.

«Моретта» первоначально появилась во Франции, а затем перекочевала в Италию, где быстро обрела популярность. Эту овальную черную маску было принято носить в повседневной жизни, хотя более сложные варианты вполне подошли бы и для карнавала. Также ее надевали при посещении монастыря. Маска, как правило, дополнялась вуалью. Особенность «Моретты» в том, что она закрывает лишь часть лица, не скрывая всей красоты своей обладательницы.

«Гатто». Происхождение данного аксессуара тесно связано с легендой о бедном мужчине из Китая. Тут стоит напомнить, что первоначально в Венеции практически не было кошек, в связи с чем город сильно страдал от нашествия мышей. Не было спасения даже дворцу местного дожа. У бедняка был только старый кот, его единственное имущество. Но именно он сыграл в этой истории ключевую роль: маленький хищник, несмотря на почтенный возраст, сумел избавить дворец от мышей, за что его хозяин был щедро вознагражден. С тех пор в Венецию начали завозить кошек, а сами животные стали очень почитаемы. Классическая маска «Гатто» закрывает половину лица, имеет ушки и нос, напоминающий кошачий.

Сегодня я рассказала Вам немного об истории венецианских масок и их значениях. Поделитесь в комментариях, если Вы знаете еще что-то интересное об этом необычном аксессуаре.

Вам также может быть интересно:

Венецианская маска – 26 фото красивых современных масок венецианского карнавала

Ежегодный карнавал в Венеции привлекает в этот город толпы туристов. Многие хотят не только посмотреть, но и поучаствовать в этом зрелище, слиться с толпой и стать ее частью, словно перенесшись во времени на много веков назад. Затеряться и стать неузнанным помогают костюмы эпохи Возрождения, и такой элемент как венецианская маска.

История происхождения венецианских масок

Карнавал – явление захватывающее, оно знаменито на весь мир и является визитной карточкой города точно так же, как каналы и красно-черные гондолы. Его непременным атрибутом являются яркие, непохожие одна на другую маски, за которыми удобно на несколько часов скрыть свою личность и притвориться кем-то другим, таинственным и неузнанным. Многим интересно погрузиться в историю этого многоголосого и многоликого города на воде.

История венецианских масок уходит своими корнями в эпоху становления Венеции, как крупного экономического центра средневековой Европы.

  1. Богатые жители Венеции всегда были на виду из-за небольших размеров городка. Поэтому маски были призваны сохранять инкогнито их владельца в передвижениях по городу, для сокрытия тайных и запретных любовных увлечений.
  2. С помощью этой детали скрывались множество воришек и аферистов в большом количестве промышлявших в Венеции.
  3. Третьей причиной была возможность хотя бы на короткий миг сменить личность, превратившись из слуги в богатого горожанина и наоборот. Традиция надевать такой предмет как венецианская маска, богато украшенная мехом, лентами, шелком и перьями, драгоценными камнями и сияющими красками во время ежегодного карнавала настолько пришлась по душе венецианцам, что на протяжении многих столетий он – самое узнаваемое зрелище в Европе.

Венецианские маски – виды и значение

Настоящие оригинальные предметы в отличие от дешевых полумасок – настоящие шедевры и стоят они не дешево. Но, приобретая такую деталь в Венеции и участвуя в ней в карнавальном шествии, можно полностью погрузиться в атмосферу праздника и словно перенестись о времени. Можно обозначить отдельные виды венецианских масок, которые различаются по типам или образам. Каждый из них имеет свое значение и изготавливается мастерами по строгим канонам, разработанным многие столетия назад.

Читайте также:  Флаконы для духов работы Рене Лалика

Отличается только декор и украшения, мелкие индивидуальные детали, характерные для работ каждого определенного вида. Среди них можно выделить следующие:

  • самой популярной считается Баута. Этот образ выбирали как аристократы, так и простолюдины;
  • Вольто – это венецианская маска, представляющая собой ничем не примечательный образ человека, желающего затеряться в толпе;
  • Дама и Коломбина – аксессуары, любимые среди женщин разных возрастов;
  • интересна маска Шута, надев которую можно перенять и повадки этого образа;
  • Гатто или Кошка представляет собой стилизованную кошачью мордочку;
  • Моретта – еще одна женская деталь с интересной историей;
  • к классическим образам относится зловещий аксессуар под названием Доктор Чума;
  • Бабочка – часто представляет собой ажурную полумаску.

Маска Венецианская Дама

Одной из самых ярких и роскошных является карнавальная маска венецианской дамы. Уже по названию видно, что она олицетворяла собой образ знатной венецианки. Для нее характерны такие отличительные черты:

  • обильно украшенная драгоценными камнями, жемчугом, перьями и кружевом, расписанная золотом и покрытая перламутром, Дама олицетворяла собой роскошь и шик;
  • зачастую сверху нее была стилизация под высокую прическу, уложенную локонами или ободок из пушистых страусиных перьев;
  • вокруг глаз, губ или по щекам венецианская женская маска обильно инкрустировалась драгоценными сияющими камнями, крупными натуральными жемчужинами;
  • самые дорогие детали пропитывались восточными благовониями, которые в Европе средних веков ценились дороже золота;
  • существуют разновидности по именам: Фантазия, Валери, Либерта, Реджина, Ольга и Саломея.

Венецианская маска Коломбина

Из комедий дель арте пришли маски венецианского карнавала, известные под названием Коломбина или Служанка. Для нее свойственны такие особенности:

  • это полумаска, закрывающая только верхнюю часть лица;
  • образ Коломбины – это образ хитрой, ловкой и привлекательной девушки-служанки, которая помогает своей госпоже в ее любовных похождениях, ловко манипулирует Арлекином;
  • полумаска Коломбины украшается либо контрастными ромбами, символизирующими заплатки на костюмах Арлекина и Коломбины, либо украшается побогаче, перьями, бусинами, кружевом и росписью;
  • крепится такая венецианская женская маска на широких завязках, но она может иметь и ручку, за которую ее нужно подносить к лицу.

Венецианская маска Вольто

Одними из самых популярных считаются венецианские карнавальные маски Вольто или гражданин – это простой и распространенный образ карнавала. Она имеет такие отличительные черты:

  • повторяет контуры человеческого лица, часто выполнена в белом цвете, но возможны и вариации других цветов;
  • украшена она умеренно либо золотой росписью и инкрустацией, либо минимально прописанной линией глаз и губ;
  • Вольто разрешали носить обычным горожанам и в другие праздники, а не только во время главного карнавала;
  • имеет либо ручку, закрепленную на подбородке, либо крепится на завязках;
  • Вольто – канонический вариант, ее использовали для сохранения инкогнито.

Венецианская маска Моретта

Если рассматривать венецианские маски, значение одной из них соответствует переводу ее названия. Моретта переводится как «смуглянка», среди ее особенностей можно отметить следующие:

  • имеет черный цвет и покрыта либо черным бархатом, либо черным атласом;
  • она отличается небольшим размером, не имеет завязок и губ;
  • крепится эта венецианская маска благодаря небольшому штырьку, который берется в рот и держится зубами. Отсюда и еще один вариант названия – «немая служанка»;
  • считается, что она была любимой у Джакомо Казанова, поскольку молчание и таинственный язык жестов он считал очень соблазнительным;
  • в настоящее время Моретта – одна из самых редких из-за неудобства ее крепления, ее изготавливают исключительно на заказ.

Венецианская маска Баута

Одним из мужских вариантов, в которых представлены традиционные венецианские маски, является Баута или Призрак. Это единственный образ, в котором можно было есть и пить, сохраняя инкогнито и без лишних неудобств. К ее характеристикам относятся следующие:

  • неузнанность человека сохранялась благодаря особым акустическим особенностям Баута;
  • она расширена снизу и слегка выдвинута вперед, голос, ударяясь о внутреннюю поверхность, становился глухим;
  • классическая Баута красилась в черный цвет, затем ее стали выкрашивать в белый, и только недавно Баута стали делать стальными, серебряными и золотыми;
  • образ Баута дополнялся широким черным плащом и черной аристократической треуголкой;
  • Баута исторически считалась аристократической, в ней знатные горожане могли прогуливаться по городу в любой день, а простолюдинам надлежало приветствовать каждого прохожего в такой детали.

Венецианская маска Кошка

Единственной, изображающей животное на карнавале, является венецианская маска кота. Издревле венецианцы очень тепло относились к кошкам, которые спасали зернохранилища от мышей. «Кошка» имеет такие отличия:

  • закрывает верхнюю часть лица, оставляя открытыми губы и подбородок;
  • часто в нижней части существует оборка их тонких кружев;
  • полностью повторяет мордочку кота, на ней имеется кошачий нос, щеки, разрез глаз и ушки;
  • принято обильно украшать кружевные венецианские маски узорами, сусальным золотом, сверкающими элементами, лентами;
  • ее выбирают себе как мужчины, так и женщины. Крепится она на голове, благодаря завязкам.

Венецианская маска Доктор Чумы

Самый зловещий образ карнавала – это венецианская маска с длинным носом Доктор Чумы. К ее особенностям относятся следующие:

  • олицетворяет собой что-то потустороннее, неотвратимость смерти;
  • представляет собой однотонный лик с большим птичьим клювом;
  • ее надевали чумные доктора во время вспышки этой смертельной болезни в Италии. В клюв закладывались ароматные и антисептические травы, снадобья, которыми дышали доктора, чтобы избежать заражения этим страшным недугом;
  • на врачах были надеты длинные черные плащи с восковой пропиткой, а в руках они держали длинный посох, чтобы не прикасаться к больному человеку. Увидеть чумного доктора, ходившего из дома в дом, считалось зловещим признаком болезни и неотвратимой смерти. В настоящее время все атрибуты этого образа сохранились.

Венецианская маска Шута

Из комедии дель арте пришли красивые венецианские маски Коломбины и Шута. Последние были при дворах правителей. Они единственные могли сказать королю всю правду и остаться безнаказанными. Это яркий, веселый, дурашливый образ, который отличают такие характеристики:

  • представляет собой хитро улыбающуюся гримасу, с длинным подбородком и носом;
  • украшается узорами, золочеными элементами, на голове – стилизованный колпак с бубенцами;
  • костюм дополняется плащом, сшитым из ромбовидных лоскутов;
  • еще одна вариация Шута – маска Маттачино. Это дерзкий и агрессивный вариант. Во время карнавала ему позволялось многое: выкрикивать оскорбления в адрес прохожих, кидаться в них яйцами и тухлыми овощами. Маттачино имеет один или два рожка с бубенцами.

Венецианская маска Бабочка

Одним из самых популярных вариантов, в которых представлены женские венецианские маски, является Бабочка. Она представляет собой мини-полумаску, закрывающую одни только глаза. Сохранить инкогнито в ней трудно, но она придает образу таинственность и очарование. Деталь прикрывает линию глаз, выполняется из ажурного материала либо покрывается красивым узором или кружевом. Ее можно завязывать лентами, либо она имеет длинную ручку сбоку, за которую ее можно держать в руке.

Венецианская маска с перьями

Варианты Дамы, Коломбины, Бабочки – это женские венецианские маски с перьями, которые занимают особое место в украшении. Исторически страусиные перья считались атрибутом костюмов богатых людей, ими декорировали шляпы и делали из них дорогие веера, поэтому позволить себе такую роскошь на карнавале могли далеко не все. По наличию перьев можно было определить статус того, кто прятался под ней.

Выставка венецианских масок

В разных городах мира проводятся ежегодные выставки, на которых представлены современные венецианские маски. В них принимают участие много частных коллекционеров, которые не могут устоять перед красотой, роскошью и богатой историей атрибутики карнавала. На крупных выставках можно увидеть полные коллекции образов, их исторические прототипы и роскошное современное воплощение. Ведь каждая деталь – это небольшое произведение искусства, которое хочется примерить на себя.

Венецианские маски и их особенности

Золото , серебро , хрусталь и перья на лице. Именно на лице, а не около него, ведь речь идет об масках. Драгоценностями украшают образцы из Венеции. В частности, принято наносить позолоту на Коломбину, Даму, Смуглянку. Так называются разновидности венецианских масок.

Самые бюджетные варианты туристы приобретают за 15 евро. В эту сумму укладываются сувенирные образцы, то есть, совсем крохотные. Чтобы закрыть лицо, потребуется от 35 евро. Информация к месту, ведь карнавал стартует уже 15 февраля. Надо знать, к чему готовиться. Об истории праздника, масках и их особенностях, далее.

Венецианский карнавал — история в масках

Первый карнавал в Венеции состоялся в 1994-ом году. Цель празднества – на несколько дней стереть светские предрассудки. Глобальное расслоение общества на бедных и богатых мешало их непринужденному общению в обычной жизни.

Венецианские маски дали возможность не знать, кто именно пред тобой. Господа могли подносить вино слугам. Слуги получали возможность насладиться роскошной жизнью и общением с высшим обществом.

Изначально, маски венецианского карнавала копировали изображения языческих богов. Но, к 13-му веку их вытеснили с пантеона празднества. Люди стали использовать не отвлеченные образы, а реальные. Средневековье потрясали эпидемии чумы.

Дабы не заразиться от пациентов, доктора надевали во время приемов маски с закрытым, длинным носом. Вскоре, такие начали использовать и во время карнавала. Название атрибута – доктор Чума. Кроме него, существуют еще 3 реальных персонажа и несколько, взятых из литературы и карточный игр.

Основные виды венецианских масок

Венецианские маскифото Вольта Баутта и Кота. Животное попало в список из-за особой пользы для итальянского общества. Ему докучали мыши и крысы, но уничтожить их было некому. По легенде, когда путешественники завезли в город кота, на него, как говорится, молились. Усатого поселили во дворце, ухаживали за ним, как за вельможей.

Карнавальные венецианские маски Вольта нейтральны. Перевод названия – горожанин. Изделие имитирует обычное лицо, обычного итальянца. Этакий среднестатистический персонаж.

Читайте также:  Корейская косметика – выбираем патчи для глаз

Венецианская маска «Вольта»

Его лик раньше делали из папье-маше. В современности используют так же акрил, пластик. При оформлении обходятся простыми красками, ведь человек, изображаемый маской, простой.

Баутта – маска закрывающая все лицо. Вид у изделия устрашающий, черты неказистые, острые. Такие венецианские маски купить предлагают на палочке. В этом случае аксессуар держится в руке. Есть образцы на вязках, крепящиеся к голове.

Прообраз Баутта – итальянский бабай, которым пугали детей, если те шалили. Позже, когда маской стали прикрываться преступники для свершения темных делишек, модель стали ассоциировать с реальными злодеями.

Венецианская маска «Баутта»

Из карточных игр в венецианские маски из папье-маше попал Джокер. Поверх бумажной основы, зачастую, наносили чистое сусальное золото . 24-каратный металл дополняли драгоценными камнями или их имитацией – стеклом . Использовались дорогие ткани и кружева.

Современный вариант с позолотой, стразами, тесьмой и блестками предлагают в интернете за 5 350 рублей. Товар выставлен на сайте «Mirano class». Поставки обещают прямо из Италии, но не предлагают венецианские маски заготовки из категории «комедия дель арте». Это произведения народного творчества. Персонажи во всех историях повторяются:

Коломбина – живая, любопытная служанка, посвященная во все дела госпожи. За верность покровительница награждает Коломбину красивыми нарядами и драгоценностями.

Венецианская маска «Коломбина»

Поэтому, маску девушки принято оформлять кружевами, стразами. Такие венецианские маски купить в Москве предлагают не только в классическом виде, но и в качестве, к примеру, светильников. В наличии так же постельное белье с комедийными ликами.

Пьеро – наивный парень. Он добр, часто оказывается в дураках из-за исключительной честности и доверчивости. Пьеро – венецианские маски, роспись на которых выполняется, обычно, глазурью. Добавляют в образ и стекло. Оно отлично имитирует слезинки, стекающие по щекам одураченного героя.

Венецианская маска «Пьеро»

Панталоне – пожилой, но похотливый мужчина. Он обеспечен и жаден. Герой любит поесть и насладиться женским обществом. Дабы привлечь дам, старик не жалеет позолоты и серебра на свою маску. Девушек влечет богатство, вот его демонстрирует аксессуар.

Венецианская маска «Панталоне»

И в прошлом, и в современности, драгоценные металлы часто заменяют неблагородными двойниками. Так, образ богача становится доступен простым гражданам. На их лицах часто красуется венецианская маска своими руками сотворенная, а не купленная.

Дама – маска обеспеченной горожанки. У нее хорошие манеры, большие связи и, конечно, есть женские тайны. Аксессуар, как и у Коломбины, закрывает лишь глаза. Когда разрабатываются венецианские маски, мастер класс указывает, что атрибут дамы украшен максимально богато.

Венецианская маска «Дама-горожанка»

Крепятся жемчужины , драгоценные камни , кружева, перья, наносятся серебро и золото. Сейчас их заменяют металлическими красками, блестками, стеклом, бусинами. В старину маски часто просили у господ. Позволить себе жемчуга бедняки не могли, но в дни карнавала было принято делиться.

Арлекин – слуга, как и Коломбина, но парень. Как сделать венецианскую маску героя? Аксессуар раскрашивается в красный цвет. Еще одна отличительная черта – прыщ, чири на лбу. Такой декор затрат не требует. Наверное, поэтому, Арлекин стал одним из самых популярных персонажей не только в итальянских комедиях, но и в масках.

Говоря о ценах на аксессуары, учитываются истинные венецианские маски. В Москве и не только, продаются и стилизованные изделия , произведенные не в Италии. Такие образцы стоят от 200-от рублей. Средняя цена – около 500-от рублей.

Венецианская маска «Арлекин»

Венецианские маски в СПБ (Санкт-Петербурге) предлагает, к примеру, магазин «Mind-Art». За самое бюджетное изделие в подборке просят 320 рублей. Самая дорогая модель – 3 000 рублей. Венецианские маски купить в СПБ итальянского производства доступно минимум за 2 000 рублей.

Сделать венецианскую маску своими руками может не потребовать затрат вовсе, если исходные материалы под рукой. Основой может стать папье-маше, глина , гипс , акрил. Декор – любые краски, камни, блески, ткани, ленты. Картинки маски венецианские доступны в интернете. Они помогут, если в голове не складывается конечный образ изделия.

Венецианские маски

Венецианская маска — традиционный символ ежегодного Венецианского карнаваа. Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических встреч до преступлений. Последние привели к запрету ношения масок вне карнавала незадолго до конца Венецианской республики.

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.

Баута

Одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой – tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Баута обладала еще одним преимуществом: благодаря специфической форме, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым. Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno.

Коломбина

Полумаска, часто украшается золотом, хрусталём, серебром и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица.

Моретта

Овальная маска из чёрного бархата, изобретена во Франции.

Венецианская Дама (Dama di Venezia)

очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана – нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Кот (Gatto)

Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Вольто (Volto)

Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

(Medico della Peste) или более известный образ “Доктор чума”

В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества – считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.



Самое неприятное, нельзя фотографировать маски в магазинах Венеции. И все это впечатление и многообразие многие туристы пытаются передавать фотографируя через стекло витрины . Нам повезло больше. Решив купить добротное количество масок , нам позволили отвести душу.

Маски продают везде. Это символ, это классный сувенир, но интересней всего лишь не в многих магазинах — мастерских, где по крайне мере можно увидеть как художник делает последние штрихи.

В свое время маски использовались с целью скрыть лицо, когда начиная от простых людей и заканчивая известными особами народ хотел перемещаться неузнаваемым. Став таким образом символом Венецианского карнавала.

Маски делаются в основном из папье-маше и кожи, хотя носить такие маски долго достаточно некомфортно. Самый удобный вариант — маска закрепленная на палочке.

Многие знают маски в виде длинного птичьего клюва. Во время чумы обычно доктора носили такие маски вкладывая в клюв специальные травы, пытаясь таким образом не заразиться от больного, при этом носили черные плащи.

Особую любовь и уважение многие ассоциируют именно с карнавальными масками.

Основные темы в украшении — музыкальные ноты, карты.

Кстати застать мастера за работой не так просто, а сфотографировать еще сложнее.

Так что мы можем смело рекомендовать всем влюбленным парам провести незабываемые дни в настоящей сказке, которой нам так порой не хватает.

«Коломбина» — полумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица:

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Ссылка на основную публикацию