Выделка и виды натуральной кожи – от лайки до замши

Выделка и виды натуральной кожи – от лайки до замши

Опоек – мягкая, эластичная кожа, полученная из шкур телят-сосунков.

Выросток – кожа, аналогичная опойку, но менее эластичная и мягкая, получают ее из шкур телят, перешедших на растительную пищу.

Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из шкур крупного рогатого скота.

Шевро – мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На поверхности (мерее) имеет своеобразный рисунок в виде мелких морщинок.

Шеврет – плотная, эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением. По рисунку мереи она похожа на шевро.

Шагрень – грубый и пористый вид недубленой кожи, изготовлявшийся из спинной части шкур лошадей или куланов и обычно окрашивалась в зеленый цвет. ” Шагрень ” в наши дни обычно изготовляется из кожи акул и скатов.

Лайка – мягкая, эластичная кожа, выделываемая из шкур ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Поверхность мереи гладкая, без морщинок. Лайка применяется почти исключительно для изготовления перчаток.

Сафьян – тонкая, мягкая кожа разных цветов, выделываемая растительным дублением обычно из козьих шкур, реже — шкур овец, телят и жеребят. Секрет ее производства известен в России с XII в. В настоящее время не производится.

Натуральная замша – кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лося, диких коз. Это мягкая, рыхлая, но очень прочная бархатистая кожа с густым, низким ворсом на лицевой поверхности.

Оленья кожа – кожа, в процессе выделки которой используется жир, извлеченный из мозга животных, или другие виды жиров. В конечном итоге получается эластичный материал, подобный замше, обычно сильно прокопченный, что препятствует разложению клеток. Этот вид кожи обычно используется для изготовления портфелей и бумажников.

Велюр – кожа, хромового метода дубления, вырабатывается из всех видов шкур, представляет собой кожу со шлифованной лицевой поверхностью абразивным полотном (лицевой велюр) или со шлифованной бахтармяной поверхности (бахтармяный велюр).

Чепрак – конфигурация кожевенного сырья, т.е. шкура не имеющая пол и воротка. Данный вид продукции как правило идет на кожи для ремней как мужских так и женских так как это самая плотная часть шкуры.

Шора – плотная, толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС, более пластична, нежели чепрак.

Юфть – толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС, взятых с брюха животного. Значительно мягче и пластичней, чем чепрак или шора.

Юфть (юхта, русская кожа) – выделывается из ялового или коровьего сырья и шкур годовалых быков, за исключением сырья телячьего. После промывки и мездрения сырье подвергается золке, промывке, топтанию и разминанию в толчеях и барабанах, разделке, стружке, отжиманию лица, бучению в киселях, заличке в слабом дубильном соке и затем дублению соковому и пересыпочному. Ю. бывает белая, красная и черная. Для белой Ю. отбираются лучшие кожи

Спилок (спилок-велюр) – слой кожи, полученный в результате слоения (шерфования) хромовых и хромо-жировых КРС и свиных кож. Из толстого и плотного спилка КРС изготавливют обувные и мебельные кожи путем нанесения искусственной мереи и спилок-велюр для производства одежды. Из спилка свиных кож изготавливают спилок-велюр для обувного производства.

Спилок – слой дермы, полученный при двоении (разделении на слои) полуфабриката в производстве кожи. Различают С. лицевой, средний и мездровый (или бахтармяный). Из тонкого лицевого С. производят фотокожу или галантерейную кожу. Лицевой С. сравнительно большой толщины и средний С. служат для получения кожи, используемой в основном для изготовления обуви. Из бахтармяного С. вырабатывают Велюр для обуви и одежды, а также кожи хромового дубления для верха обуви и Юфть, имеющие искусственную лицевую поверхность. Мелкий С. и спилковую обрезь (откраиваемые тонкие края) используют для приготовления технического желатина, клея и др. продуктов растворения Коллагена.

Кожа классифицируется по назначению на следующие виды:

1. Обувная. Разная для низа обуви и верха. Кожа для низа повергается особому дублению, чаще комбинированному. Кожа для верха обуви более мягкая, дубление хромовое или юфть.

2. Шорно-седельная кожа идет на изготовление ремней, сумок, кобур, конского снаряжения, делается из шкур крупного рогатого скота и свиней, комбинированное дубление.

3. Техническая кожа – для изготовления приводных ремней, технических деталей. Делается из шкур крупного рогатого скота, должна быть прочной, плотной и упругой.

4. Одежно-галантерейная кожа мягкая, подвергается хромовому или комбинированному дублению. Как правило, используется овечья кожа или свиная, для перчаток – козлиная, конская. Кожа мягкая, тягучая, эластичная.

Кожа классифицируется и по способу отделки на следующие виды:
– гладкие – с сохранением естественной мереи, без тиснения и других видов текстурных обработок
– шлифованные – кожа подвергается шлифовке и разбивке
– тисненые – кожа с рисунком и тиснением, средняя ценовая ниша
– лаковые – кожа особого синтетического покрытия
– спилки – кожа с искусственным полимерным покрытием
– красты – кожаный полуфабрикат барабанного крашения, естественный рисунок поверхности
– полиуретановая отделка кож придает материалу хорошие эксплуатационные качества, характеризуется разнообразием рисунков и текстур.

Кожа классифицируется и по способу окраски на следующие виды:
– погружение
– окраска в чане с вращающимися лопастями
– окраска в промывном барабане
– окрашивание щетками
– химическое окрашивание
– окраска хромовой кожи
– окраска лайки
– окраска замши
– окраска лакированной кожи

Кожа классифицируется и по способу дубления на следующие виды:
Дубление бывает:
– хромовое (соединения хрома)
– жировое (жиры рыб и морских животных)
– растительное (экстракты древесины)
– минеральное (глиноземные соли)
– комбинированное.
В результате получаются самые различные типы кож:
– сафьян – козьи шкуры растительного дубления
– велюр – кожи хромового дубления, отделанная под бархат
– замша – лосиные, оленьи, козьи шкуры жирового дубления
– шагрень – овечьи и козьи шкуры растительного дубления
– лайка – овечья, козья, собачья шкура, дубление алюминиевыми квасцами.

10 разновидностей натуральной кожи и как быстро отличить ее от кожзама

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Как отличить натуральную кожу от искусственной? Производители обязаны маркировать изделия, но, к сожалению, ярлыкам не всегда можно верить. Современные технологии позволяют легко сымитировать кожу. И как быть, если вы хотите купить кожаную вещь, например, на рынке в Европе или в маленьком семейном бутике?

По каким признакам можно быстро определить, что перед вами: кожа или кожзам?

AdMe.ru собрал основные способы, которые можно применять одновременно, чтобы вынести правильный вердикт.

1. Кожа сохраняет тепло

Искусственный материал не сохраняет и не передает тепло, а натуральная кожа практически сразу согреется в руках и на какое-то время сохранит температуру.

Кожзаменитель от прикосновений тоже может слегка нагреться, но поверхность его при этом будет немного влажной. Кожа же всегда остается сухой.

Если подержать в руках кожзам и натуральную кожу, можно практически сразу ощутить разницу.

2. Неповторимый рисунок

Натуральная кожа имеет свой естественный и неповторимый рисунок, а для искусственного материала характерны повторяющийся узор и «островки» одинакового размера. Но в этом случае есть риск перепутать кожзам с принтованной кожей — ее рисунок тоже однообразен.

Помимо особой структуры, натуральная кожа имеет поры, и если посмотреть на нее вблизи или через увеличительное стекло, их всегда можно увидеть. Поры также расположены хаотично. Современные технологии уже могут их имитировать, но все же, если присмотреться, видно, что это просто рисунок, а не отверстия.

3. Проверяем изнанку или срез

Не на всех изделиях удается так просто разглядеть изнанку, по которой можно судить о натуральности материала. Постарайтесь найти незащищенный срез, чтобы увидеть структуру.

Натуральная кожа — это большое количество замшевых волокон, а основа искусственного материала — натуральная ткань или синтетика.

Таким образом можно отличить от натуральной кожи и качественный искусственный материал — экокожу: внешний вид может быть практически идентичным, но основа экокожи всегда будет тканевой.

4. Вес — это аргумент

Натуральная кожа всегда тяжелее искусственной. Это заметно даже по небольшим изделиям, а особенно ощутимо на примере кожаных курток. Конечно, разные виды кожи тоже могут иметь разный вес — например, овечья кожа весит меньше, чем бычья.

Но искусственная кожа все равно будет легче любой натуральной кожи. Более того, она иногда может быть легче даже некоторых тканей.

5. Запах — это отличие

Все, кто хоть раз покупал обувь из заменителя кожи, знают, в чем заключается это отличие: новая обувь имеет резкий химический запах, который выветривается довольно долгое время.

У кожаных вещей запах ненавязчивый и легкий (если мы говорим о качественном материале). Однако производители могут использовать специальные ароматизаторы, которые имитируют запах кожи. Но такие ароматизаторы могут обмануть покупателя, только если искусственный материал хорошего качества, потому что запах дешевых химических ингредиентов невозможно перебить ничем.

6. Реакция на влагу

Это очень легкий и наглядный способ отличить кожу от кожзама, но им довольно сложно воспользоваться при покупке. Натуральная кожа всегда впитывает влагу. Особенно заметно это на светлой коже: темное пятно будет красоваться на изделии, пока влага полностью не выветрится.

Кожзам не впитает воду и не изменит цвет.

7. Тактильные ощущения

Натуральная кожа (кроме лаковой) никогда не будет гладкой. Фактура может быть разной, но на ощупь она всегда немного шершавая. Искусственный же материал гладкий и скользкий.

Если вы согнете кожу, она слегка изменит цвет на сгибе, но следов залома не останется. Кожзаменитель не поменяет цвет, а вот след обязательно будет.

Специалисты советуют обращать внимание и на цену: натуральная кожа хорошего качества не может стоить дешево. Но при этом нужно учитывать разновидности кожи.

Бюджетный ценовой сегмент

Свиная, бычья, коровья кожа — эти недорогие разновидности отличаются толщиной, плотностью и жесткостью. Для бюджетной обуви и курток нередко используют свиную или коровью кожу, а из долговечной бычьей кожи чаще всего делают ремни и рюкзаки.

Средний ценовой сегмент

Телячья, овечья, козья кожа — мягкие и прочные разновидности. На них практически не возникает заломов. Кожа тонкая, но при этом она очень качественная и отлично держит форму.

Высокий ценовой сегмент

Редкие и дорогие виды кожи — оленья, крокодиловая, змеиная, страусиная. Изделия из них отличаются высочайшим качеством и оригинальным внешним видом, однако подобная вещь обойдется покупателю в круглую сумму.

Виды кожи по выделке: выделка кожи тремя способами

Наш коллектив сотрудничает с лучшими модными домами, крупнейшими ателье и частными изготовителями одежды, которые осуществляют покупку представленных нашем магазином материалов по оптовой цене. Кроме того, здесь вы можете купить дубленую кожу, не выходя из своего жилища.

Выделка кожи тремя способами.

1. Гольё или сырец, сырая кожа. При таком способе осуществление выделки шкуры происходит с помощью процесса золения и мездрения. После того, как кожа высохнет, мягкость и пластичность её переходит в твёрдое состояние. Твёрдой коже придают определённую форму.

2. Сыромять, сыромятная кожа. Дубление сырой кожи производят по средством алюмокалиевых квасц. Такой материал использует ортопедия, шорно-седельное производство и проч. В прошлом, сыромятая кожа применялась в изготовлении одежды, ремней, обуви и др.

Читайте также:  Мой шампунь, бальзам и маска для волос

3. Дублёнка. На сегодняшний день дубление кожи, которое бывает растительным и жировым, формальдегидным, циркониевым, хрмовым и проч., является самым распространённым способом выделки.

Особенности дубления.

  • Хромовое дубление производится с помощью растворов основных солей хрома, что придаёт ей высокую термоустойчивость, достаточную тягучесть, эластичность и мягкость. Также, такой способ позволяет прокрашивать кожу насквозь.
  • При растительном дублении применяют такие дубящие вещества, как танниды, содержащиеся в листьях, коре и древесине лиственницы, ивы, дуба и проч. Такая кожа обладает высокой пластичностью, плотностью и большой толщиной.
  • При циркониевом дублении достигается белый цвет кожи, которая отличается прочностью, устойчивостью к воздействию пота и тепла, а также она не истирается.
  • С помощью таких синтетических дубителей, как синтаны, кожа становится эластичной и приятной на вид.
  • При жировом дублении используют рыбий жир и жиры морских обитателей.
  • По средствам солей алюминия производят алюминиевое дубление для получения лайки. Такая кожа обладает мягкостью и тягучестью, имеет белый цвет, но не устойчива к воздействию жидкостей.

Шкура крупного рогатого скота, свиней и лошадей используется в растительном дублении, такая мягкая кожа называется юфтью (“русской кожей”), которая обладает разной толщиной и качественностью в зависимости от вида сырья. Такая кожа может быть плотной, средней и тонкой. размеры также бывают разными: крупный, средний и мелкий. Свиная кожа обладает меньшей прочностью, в отличии от конской или яловочной юфти. По российским стандартам, юфть может быть сандальной и обувной. При слоении кожи получается спилок.

Шкуры крупного рогатого скота применяется для изготовления тонкой полуанилиновой кожи наппа.

Благодаря барабанному крашению получается краст без поверхностной отделки кожи. В следствии отсутствия отделки лицевой стороны не происходит отслоение кожи. По средством современных технологий можно придать красоту гидрофобность и достижение сквозного прокраса, по средствам специального режима окраски. Качественная выделка краста позволяет придать ему идентичность гладким лицевым поверхностям натуральной кожи.

Другие виды кожи:

Козьи шкуры применяются в изготовлении шевро, по средствам хромового дубления, что придаёт шевро высокую прочность, плотность, эластичность и мягкость. Кроме того, такая кожа, с наличием мелких морщинок, имеет формирующие рисунки.

Овечьи шкуры применяются в изготовлении шеврета, по средствам хромового дубления, Такая кожа обладает высокой мягкостью и плотностью, но наименьшей эластичностью в отличии от козьей выделки.

Овчина или козлина применяется в изготовлении шагрени, которая отличается мягкой шероховатостью.

Хромо-жировое и хромовое дубление применяется в изготовлении тонкой лайки, которая выполняется из шкур ягнят и козлят и отличается гладкостью, эластичностью и мягкостью.

По средствам жирового дубления производят замшу, в производстве которой используются козлиные, лосиные и оленьи шкуры. Такая кожа обладает прочностью, рыхлостью и мягкостью с наличием низкого ворса на лицевой стороне, хотя требует большого ухода, поскольку, воздействие влаги способствует появление на замши трудноустранимых разводов и пятен, потере первоначального цвета, она труднее поддаётся чистке. Кроме того, на замше может появиться беловатый налёт. Благодаря качественной выделки данного материала, замша обретает особое благородство, что позволяет её применять, изготавливая нарядную обувь и одежду “на выход”. Замшу не стоит часто эксплуатировать.

Особенности других видов кожи:

  • Независимо от вида шкуры, по средствам хромового дубления производят велюр, шлифовка внешней поверхности которого производится по средствам абразивного метода.
  • Лаковое покрытие имеет напплак.
  • Жировое дубление используется при изготовлении шоры из плотной толстой кожи крупного рогатого скота.
  • Телячья кожа применяется в изготовлении пергамента.

Учитывая вышеперечисленное, можно купить дубленую кожу высокого качества по приемлемым ценам в интернет магазине “Ткани 3000”.

Лайка: что это за вид кожи, из чего и как ее делают, как ухаживать за вещами из такого материала?

Непременный атрибут женского наряда в XIX веке – лайковые перчатки. Без них порядочной барышне было немыслимо появиться в свете. Прошло больше 100 лет, но лайковая кожа по-прежнему присутствует в гардеробе модниц. Из нее шьют не только перчатки, но и сумки, головные уборы, пояса, бижутерию. Что такое лайка и как правильно ухаживать за ней?4

История и особенности производства лайковой кожи

Лайка – это разновидность кожи, отличающаяся особым квасцово-жировым лайковым дублением. Согласно упоминаниям в письменных источниках, технология квасцового дубления была применена арабами в период Средневековья. Однако считается, что впервые кожу стали выделывать именно так на территории Северной Африки. В XVIII веке ко французскому двору были приглашены венгерские мастера, наладившие производство лайковой кожи на территории Франции, оттуда метод квасцового дубления распространился по Германии, Польше, а затем уже попал в Россию.

В середине XIX века в России открывались заводы по производству лайковых перчаток из борзых. С упадком барской охоты на заводы сдавали борзых целыми псарнями. Русское название «лайка» было заимствовано из польского и означало «жир, сало». В простонародье материал также называли «собачкой» из-за того, что его производили в основном из кожи собак.

Лайку производят из кожи ягнят, козлят, собак, кошек и даже крыс. Сейчас наиболее распространенное сырье – кожа ягненка, которая выделывается в Великобритании, Италии и Эфиопии. Кожу пропитывают алюмокалиевыми квасцами (солями) и поваренной солью. Соль поглощается кожей, а затем вымывается кипящей водой, благодаря чему материал получается мягким и тягучим.

В современном производстве используется несколько видов дубления лайки в зависимости от вещества, используемого для выделки:

  • Соли алюминия. Придают материалу повышенную гладкость, отбеливают поверхность.
  • Хромово-жировые минеральные элементы. Добавляют эластичности коже.
  • Щелочные соединения циркония. Используют для получения белоснежного цвета материала.

Внешний вид и свойства лайки

Лайка имеет характерный внешний вид, что отличает ее от других видов кожи. Она очень мягкая, тонкая, эластичная, белого или кремового цвета. Характеристики лайки:

  • гладкость поверхности;
  • податливость в обработке;
  • упругость;
  • эластичность;
  • мягкость;
  • легкость окрашивания.

Что изготавливают из этого вида кожи?

Еще 100 лет назад каждая знатная дама и молодая девица обязана была иметь в своем гардеробе несколько пар лайковых перчаток, которые подчеркивали ее высокий статус. Сейчас производство этого вида галантереи значительно сократилось, однако лайка по-прежнему используется для производства перчаток. Они получаются очень мягкими, тонкими, плотно облегающими каждый палец. Такие перчатки не носят зимой, т. к. в них будет холодно.

Также лайковая кожа используется для пошива сумок, клатчей. Этот материал легко поддается окрашиванию, поэтому из него можно изготовить яркие разноцветные вещи.

Благодаря высокой эластичности кожа лайка нашла широкое применение и в рукоделии. Из нее делают различные поделки (картины, цветы из кожи), аппликации, используют для украшения одежды и головных уборов.

Следующая отрасль, в которой используется лайка, – это декоративно-прикладное искусство. Из нее делают различную бижутерию: браслеты, шнурки для подвесок, пояса, плетеные бусы.

Уход за лайковыми перчатками и сумками

Как было сказано выше, лайка не переносит воду. Как же в таком случае ухаживать за лайковыми изделиями? Для очищения перчаток и сумок рекомендуется использовать бензин.

Мягкую тряпочку смачивают в очищенном бензине и аккуратно протирают возникшее на поверхности изделия пятно. Если требуется очистить перчатки полностью или с первого раза грязь оттереть не удалось, можно замочить вещь в бензине целиком на 5–7 минут. Еще один способ очистить белую лайку – протереть ее смесью молока и скипидара.

После этого вещь достают, аккуратно протирают тканью из микрофибры и оставляют сушиться на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Запрещено сушить вещь рядом с обогревательными приборами или открытыми источниками огня – это безнадежно испортит кожу. Белые перчатки можно присыпать тальком.

Что делать, если лайковое изделие намокло? При высыхании кожа становится твердой, грубой, может потрескаться. Чтобы избежать повреждения вещи, рекомендуется смазывать поверхность маслом. Для этих целей лучше всего использовать касторовое масло или глицерин. Смоченным в масле ватным тампоном аккуратно протирают поверхность материала.

Запрещено хранить лайковые изделия в полиэтиленовых пакетах. Кожа должна «дышать», проветриваться, поэтому ее следует держать в мешочках из натуральных тканей.

Лайковые перчатки и сумочки – эксклюзивные вещи, которые внесут нотку изысканности в любой вечерний наряд. При правильном уходе этот нежный материал способен сохранить красивый внешний вид даже при длительной носке.


Основы кожевенного дела

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Эволюция кожевенного дела

Шкуры и кожа животных стали одними из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь, галантерея и амуниция из сыромятной и дубленой кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь, предметы домашнего обихода и упряжь для одомашненных животных, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы обработки кожи. Помимо традиционных, в наши дни применяется ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки, которые в значительной степени повлияли на устоявшуюся классификацию. Таким образом, по производственному назначению всю натуральную кожу сегодня принято разделять на мебельную, автомобильную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую, а также прочие подвиды в зависимости от сферы применения или вида выделки.

Выделка натуральной кожи

Традиционные способы выделки можно подразделить на три основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи. Их краткое описание приведено в следующей таблице.

Выделка без дубления: это шкура, прошедшая этап мездрения и золения. В процессе выделки такая кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Это свойство кожи использовалось для придания изделиям определенной формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.

Слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.

Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на три группы: минеральное, также называемое химическим, органическое, к которому относятся альдегидное, жировое и растительное, а также комбинированное дубление. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных методов дубления кожи.

Сырая кожа (сырец, голье)
Сыромятная кожа (сыромять)
Дубленая кожа

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, которые в процессе обработки окрашивают бахтармяную сторону кожи в зеленый цвет. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность получаемой кожи, из-за которых нередко происходит изменение площади ее поверхности не только при прямом воздействии влаги, но и при значительных колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление часто применяется в комбинированных методах выделки.

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Дубление кожи соединением циркония – сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты. Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи — натуральной замши, которая благодаря такому способу выделки обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают коже должную износостойкость, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется хромтанидное или синтанное дубление. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других подходит для тиснения, резьбы и штампования. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе выделки. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи

В следующей таблице приведена общая классификация натуральной кожи по производственному назначению, а также дано краткое описание сырья, используемого для ее выработки.

Хромовое дубление
Алюминиевое дубление
Циркониевое дубление
Титановое дубление
Жировое дубление
Танидное дубление
Растительное дубление
Синтанное дубление
Альдегидное дубление
Комбинированное дубление

Кожа для производства различных видов обуви. Для выработки используется кожа КРС хромового дубления, свиная и конская кожа.

Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная и овечья кожа, а также кожа экзотических животных.

Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки чаще всего используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости к механическому истиранию.

Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.

Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Обувная кожа
Галантерейная и одежная кожа
Мебельная и автомобильная кожа
Шорно-седельная кожа
Техническая кожа

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки, которая позволяет сохранить естественную структуру верхнего слоя. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или другие вещества для повышения прочности.

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Кожа растительного дубления (КРС или свиная) толщиной от 1.0 до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штампования.

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой бахтарма выступает в роли лицевой стороны.

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Плотная и прочная, но при этом мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа — это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Инструменты для работы с кожей

В следующей таблице приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника.

Гладкая кожа
Вареная кожа
Веган (растительный краст)
Лаковая кожа
Натуральная замша

Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.

Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.

Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.

Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.

Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.

Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.

Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.

Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.

Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.

При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.

Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.

Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.

Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).

Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.

Молоток Для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.

Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.

Выделка кожи и замши

Дубильная кислота чрезвычайно распространена в растительном царстве, она имеется почти во всех растениях, но в различном количестве Для дубления

применяются те материалы, в которых содержание дубильной кислоты достаточно высоко и она легко выщелачивается водой.

Кора всех сортов дуба содержит дубильную кислоту. Хорошего качества кора должна быть снаружи окрашена в белый цвет, а внутри должна быть красноватой и блестящей. Содержание дубильной кислоты колеблется от 50 до 75%.

Ивовые породы по качеству коры делятся на четыре разряда:

верболоз, ива ушастая и ива водяная кору дают наиболее белую, прекрасного качества;

аманъянова ива, ветла и бредина. Кора с этих трех пород по качеству немногим хуже предыдущей: без просушки она имеет красноватый оттенок;

ретузник, черноталъник и ракитник. Кора их без просушки на солнце сильно краснеет;

низменная ива, ползучая ива и серый тальник. Кора с них всегда при сушке получается красной или даже черно-бурой. Содержание дубильной кислоты в ней от 30 до 60%.

Еловая кора и шишки

Еловая кора, снятая с молодых деревьев, содержит от 5 до 7% танина. В особенности пригодна она для дубления шкур тонких — телячьих, собачьих, коровьих. Еловые шишки в зрелом состоянии содержат от 3 до 4% танина. Они нисколько не уступают по своим дубильным качествам еловой коре.

Применяется в тех же случаях, что и еловая, и имеет один с нею недостаток — содержит кроме танина большое количество смолы, отчасти переходящей в экстракт. Содержание дубильных веществ от 7 до 13%.

Не употребляется в чистом виде, а прибавляется к ивовой или дубовой для дубления подошвенных кож. Содержание танина от б до 10%.

В некоторых местах Сибири применяется для дубления взамен коры ивовой. При этом с нее всегда снимается береста и используется только красная кора. Содержание дубильных веществ около 6%.

Однолетнее травянистое растение. Употребляется в смеси с ивовой корой при выделке черного сафьяна. Содержание дубильной кислоты в листьях доходит до 18%.

Корень растения имеет снаружи синюю окраску, а сердцевина окрашена в темно-малиновый цвет. Хорошие результаты дает только при выделке кож тяжелых, подошвенных. Содержит до 28% дубильного вещества.

Корень этого растения в смеси с ивовой корой дает прекрасные результаты при дублении всякого рода кож. Содержание дубильных веществ от 12 до 1б%.

Кноперсы, или кнопка

Желваки неправильной формы, развивающиеся на дубе вместо желудей. Кноперсы — отличный дубильный материал: процесс дубления кож, даже самых толстых, при их употреблении оканчивается гораздо скорее, чем с другими дубильными материалами. Содержат от 30 до 33% дубильной кислоты.

Болезненные наросты на листьях и молодых ветвях дуба. Чернильные орешки в чистом виде применяются для выделки некоторых сортов сафьяна, а также для посыпки толстых мест кожи и местного, более усиленного дубления кож в последнем дубильном чане. Содержат от 30 до 70% дубильной кислоты

Выделка кожи включает в себя следующие процессы:

На промежуточных стадиях после окончания каждого процесса кожа тщательно промывается.

После выделки производится окончательная отделка кожи — крашение и устранение и маскировка дефектов.

Задачей дубления является пропитывание кожи дубильными веществами, причем это пропитывание должно быть произведено возможно полно по всей толще кожи и в возможно непродолжительное время

Различают два рода дубления: ямное и соковое.

При ямном, наиболее часто употребляемом дублении кожи кладутся в чаны, пересыпаются корою или другим дубильным материалом и заливаются небольшим количеством воды. Танин переходит в водный раствор во время самого процесса дубления.

При дублении соковом приготовляется заранее экстракт из коры или другого дубильного материала, и кожи погружаются в него уже без примеси твердого дубильного вещества.

Определение степени продубливания кожи

Чтобы определить, насколько кожа продублена, приходится наблюдать внешний вид кожи и исследовать отношение к воде. Вполне продубленная кожа имеет тем-

ную, красно-коричневую окраску, одинаковую как на поверхности, так и по всей толще поперечного разреза. На разрезе не должно быть заметно — ни посередине, ни на краях — темных полос. Хорошо продубленная кожа, наконец, должна быть достаточно тверда и при сгибании не должна образовывать морщин.

Кожа, до конца не продубленная, имеет всегда светлый цвет, от желтого до чуть-чуть переходящего в коричневый. Б разрезе окраска кожи светлее, но посередине или, наоборот, с краев наблюдаются темные полосы. Плохо продубленная кожа всегда рыхлее хорошо продубленной. при сгибании на ее поверхности образуются морщинки и кожа по ним легко лопается.

Хорошо продубленная кожа, если ее в мелких стружках нагреть в воде до кипения, сильно съеживается, остается непрозрачной и оказывается окрашенной в темно-кофейный цвет. После охлаждения таким образом обработанная кожа становится ломкой.

Жидкость, в которой кожа кипятилась, остается после кипячения прозрачной и окрашена в красно-коричневый цвет. Если ее выпарить до густоты сиропа, а затем охладить, она все-таки не превращается в клей или желатин.

Плохо продубленная кожа после такой же обработки в стружках кипящей водой сильно разбухает, становится прозрачной и вязкой, как пузырь, только хорошо продубленные места ее остаются непрозрачными и окрашенными в темно-коричневый цвет. При растирании между пальцами такая кожа оказывается мягкой и клейкой.

Отвар от плохо продубленной кожи всегда мутен и окрашен в темно-желтый или бурый цвет Если его выпарить до густоты сиропа и затем охладить, а иногда и просто при охлаждении без предварительного выпаривания он застывает в желатинооб-разную массу, так как из непродубленной кожи под действием горячей воды выделяется клей.

Производство и обработка кожи — одно из древнейших занятий человека. Об этом свидетельствуют первобытные орудия для ее выделки, изготовленные из камня и кости. Археологические раскопки показали, что еще в каменном веке умели добротно выделывать кожу, она шла даже на строительство жилищ. Из кожи изготавливали обувь и одежду, воинские доспехи, конскую упряжь, оружие, маски для представлений, посуду и многое другое. Особая роль в развитии цивилизации выпала на долю пергамента для книг.

На древнеегипетских барельефах и рисунках можно рассмотреть основные этапы работы кожевенников, есть на них и дубление, и отделка кожи. Славилась продукция из Азии — так называемая персидская и вавилонская кожа. Сотни лет товары из этих краев вывозили в Европу, пока французским мастерам в XVIII веке не удалось раскрыть секреты их производства и наладить выпуск у себя.

Раньше кожи, снятые с животных, использовали в сыром виде, но такая кожа быстро портилась от влаги. Потом наши предки стали использовать средства, которые препятствовали порче, делали кожу мягче и повышали ее годность к применению Жиром или мозгом убитых животных

смягчали высушенные на солнце кожи, и около 8000 лет до нашей эры был открыт процесс дубления.

После дубления кожу мяли зубчатым ножом, изготовленным из конского черепа, а позднее — из дерева.

Еще не так давно занятием эскимосских женщин было смягчение кожи жеванием с последующей обработкой ее рыбьим или тюленьим жиром. Рыбий жир и сегодня один из ценнейших материалов, который применяется главным образом для выделки перчаточных кож.

Использование огня привело древнего человека к обнаружению консервирующих свойств дыма.

От огня прямой путь вел к познанию разрыхляющего действия на шерсть древесной золы.

Среди пастухов был распространен способ обезволашивания с помощью известкового молока. Этот очень древний процесс известен со времен изготовления пергамента. Нет точных исторических данных о возникновении промышленных процессов обработки сырых кож, но, безусловно, они сформировались раньше, чем прядение и ткачество.

Дубление кожи уже в древности осуществлялось разными способами. Процесс

квасцового дубления, «белодубление».

применялся на севере Африки мавританцами, был известен в Азии и с предками венгров пришел с Востока в Европу. Венгерские кожи стали знаменитыми благодаря своей прочности, влагоустойчивости и мягкости. В начале XVIII века приглашенные во Францию венгерские мастера внедрили там квасцовое дубление, которое и по сей день известно как венгерское На его основе позднее возникло французское лайковое дубление.

Способ дубления, при котором используют растительные вещества, получил название «краснодубление». Оно возникло и распространилось в развитых цивилизациях древнейшего мира. Дубильные отвары готовили главным образом из коры дуба, желудей, а также коры каштана, ивы, сосны и ели; дубильщики использовали листья, например, ункарии, гамбира.

В Средние века испанские арабы и турки прославились своим мастерством выделывать из козьих шкур великолепную кожу, ставшую известной как кордованская, а из овечьих шкур — сафьян. Эти кожи и изделия из них попадали в Западную и Северную Европу в XVI—XVIII веках морским путем. Способы дубления кожи, крашения и изготовления из нее различных предметов ремесленники ревностно охраняли.

Для работы кожевников необходимо было много воды, и их поселки всегда располагались по берегам рек.

Перед дублением шкуры протравливали. Протравленные шкуры сшивали, получая подобие бурдюка, помещали в ванну, наполненную дубильным отваром. Набухшие шкуры перекладывали в другую емкость, прижимали камнями и выдерживали две недели. Этот процесс, получивший название турецкого способа, многократно повторяли. По преданию жителей венгерского городка Веспрема, после одной из ожесточенных битв турецкий пленник, которого вели на казнь, умолял сохранить ему жизнь и обещал научить жителей такому ремеслу, которое их обогатит. Возмож-

но, от этого умельца, избежавшего виселицы, веспремцы и обучились кожевенному искусству.

В Средние века расцвели кожевенно-ду-бильные и обрабатывающие ремесла. Вместе с постоянным спросом на предметы из толстых кож для наездников и владельцев гужевого транспорта, с ростом потребностей в одежде и обуви расширяется изготовление нарядных сумочек, кошельков, торбочек и других изящных кожаных мелочей — все это доказывает, что кожевенное дело встало на промышленные рельсы.

Во времена Французской революции из-за недостатка кожи появляется острая необходимость в сокрашении процесса дубления: дубление некоторых видов кож длилось до трех лет. Французский химик Cere сделал открытие, которое пpивело к получению дубильных экстрактов, значительно ускоривших процесс дубления

Индустриализация второй половины XIX века приводит к тому, что технология дубления начинает совершенствоваться и кожевенное производство становится промышленным.

Значительным явлением стало изобретение в 1853 году хромового дубления немецким ученым Кнаппом. Растительное дубление, наряду с другими способами выделки, пригодно чуть ли не для всех видов кожи.

В 20-е годы XX века ученые пытаются научно обосновать главные процессы кожевенного производства, но и по сей день некоторые загадки дубления остаются нераскрытыми.

Изобретение искусственных дубильных растворов, которыми сейчас пользуются на кожевенных заводах, развитие химической промышленности и машиностроения значительно активизировали производство кож.

Один из многочисленных путей развития дубильного производства — направление, при котором сохраняется естественная структура кожи и подчеркиваются ее характерные особенности.

Читайте также:  Льняная одежда и польза льна для здоровья
Ссылка на основную публикацию
Рейсфедер
Роликовый маркер (колесная басма)
Циркуль разметочный (шорно-разметочный)
Канавкорез (грувер)
Поворотный нож
Фигурные ножницы
Рубанок для кожи
Фаскорез (торцбил)
Сапожный молоток
Полировщик