Великая Княгиня и модель Натали Палей – фото и биография

Натали Палей – внучка императора, покорившая западные подиумы и киноэкраны

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Наталья Павловна Палей была дочерью Великого князя Павла Александровича Романова, внучкой императора Александра II и кузиной Николая II. Жизнь императорской семьи перечеркнула революция 1917 г. Братьев и отца арестовали, в 1918 г. ее брата, тетю и двоюродных братьев заживо сбросили в шахту, в 1919 г. расстреляли отца. Матери с двумя дочерьми чудом удалось бежать за границу.

Деньги, предусмотрительно оставленные отцом во Франции, вскоре закончились. Наталье нужно было устроиться на работу. Когда она сказала матери о своем намерении стать «манекеном» (как тогда называли моделей), та разрыдалась от стыда: княжна на подиуме – позор для царского рода! Но, подумав, она все-таки дала свое согласие.

Натали Палей представили Коко Шанель, которую восхищали «порода» и утонченность манер русских аристократок. Шанель рекомендовала Натали Палей в качестве манекенщицы в одну из престижных модельных фирм Люсьена Лелонга. Известный кутюрье не устоял перед русской красавицей, и вскоре она стала не только моделью, но и его женой. Брак княжны и «портного» называли неравным, хотя и взаимовыгодным: Лелонг был богат, успешен и шил одежду для представителей высшего света.

Натали стала востребованной моделью, ее лицо украшало обложки газет и журналов, муж посвящал ей коллекции одежды и духи. Ее называли парижской королевой моды, женщины подражали ее манере держаться, ходить и говорить.

Историк моды А. Васильев писал о ней: «Ее внешность таит в себе такую же загадку, как и лицо Греты Гарбо. Она предпочитала находиться в обществе друзей – мужчин одаренных и ярких, видевших в ней олицетворение красоты, которой они поклонялись, но не стремившихся к интимной близости. С Жаном Кокто и Сержем Лифарем у Натали были романы, больше платонические, чем страстные. Ясно, что слишком большое проявление мужественности отталкивало Натали, она предпочитала теплое обожание, связанное с поэзией чувств». Роман Натали Палей и Жана Кокто все же вышел за рамки платонических отношений: ей даже пришлось сделать аборт. Натали осталась бездетной, а Кокто возненавидел женщин.

В 1930-х Натали начала сниматься в кино. Она знала, как выглядеть на экране эффектно, хотя о ее актерских способностях были довольно противоречивые отзывы. Брак с Лелонгом вскоре распался. Натали пригласили в Голливуд, в 1937 г. она переехала в США. Там она снова вышла замуж – за театрального продюсера Джона Чепмена Уилсона. Натали мечтала покорить Бродвей, но с театром у нее не сложилось. Она продолжила карьеру модели, стала лицом компании «Линчбойчер». В 1941 г. Палей приняла гражданство США.

Ее второй брак нельзя было назвать счастливым, учитывая пристрастие ее мужа к алкоголю. У Натали вспыхнул роман с Антуаном Сент-Экзюпери, он был ярким, но непродолжительным. Писатель говорил, что она «излучает свет молока и меда». Эрих Мария Ремарк тоже не устоял перед княжной. Их роман продлился 11 лет. Он называл ее «лучом света среди кукол и обезьян».

В 1961 г. ее муж умер от цирроза печени. Натали впала в депрессию, какое-то время она тоже злоупотребляла алкоголем. Последние 20 лет она не отвечала на звонки и письма, вела затворнический образ жизни. В 1981 г. женщина сломала шейку бедра и оказалась прикованной к кровати. Тогда Натали приняла смертельную дозу снотворного – не могла больше чувствовать себя беспомощной и одинокой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Великая княгиня и модель Наталья Палей: биография, родители

Натали Палей – французская манекенщица и голливудская артистка. Является княжной из рода Романовых. Одна из самых популярных моделей своего времени. В статье будет описана биография манекенщицы.

Родители

Наталья Павловна Палей появилась на свет в Париже в 1905 году. Дело в том, что родители девочки были «изгнанниками». Им запретили въезд в Россию. А началось всё с того, что отец Натали – Великий князь Павел Александрович – рано овдовел. Спустя некоторое время он полюбил обаятельную, красивую и умную Ольгу Пистолькорс. Девушка происходила из семьи незнатного и небогатого петербургского чиновника. К тому же она была замужем. Для семьи Романовых это стало весьма скандальной историей. Когда Ольга развелась, Павел Александрович тайно обвенчался с ней в Италии. После этого император лишил сына всех званий. Тем не менее у князя никто не отобрал его немалое состояние. Оно позволило паре вести в Европе беззаботную светскую жизнь. Их история любви, а также обаяние и красота Ольги постоянно привлекали общественное внимание.

Революция

Официальное прощение Павел получил только спустя десять лет. Супруги с детьми приехали в Россию. Князя восстановили на службе и вернули ему все звания. Ольга Палей стала законной супругой Павла и получила княжеский титул. Казалось, что теперь всё будет отлично, но в стране назревала революция. В 1917 году политический строй полностью изменился. Теперь княгиня Ольга Палей и князь Павел не сильно радовались возвращённым званиям и приобретённым титулам. Супруги теряли абсолютно всё. В марте Павла арестовали вместе с сыном Владимиром. Красные комиссары поступили с ними так же, как и с большинством членов царской семьи, – убили. Отец Натальи был расстрелян в Петропавловской крепости. А живого Владимира комиссары сбросили в шахту.

Ольга Палей прекрасно понимала, что её с дочерьми ждёт та же участь. Поэтому в спешном порядке она покинула Россию вместе с Натали и Ириной. Благодаря состоянию, которое Павел предусмотрительно оставил во Франции, Ольга с дочерьми вела весьма комфортную жизнь. Она обучала Ирину и Натали манерам, прививая девочкам безупречный вкус.

На новом месте

Как оказалось, во Франции находилось довольно много эмигрантов из России. И условия их жизни были существенно хуже, чем у Ольги Палей с дочерьми. Покинувшие пределы родной страны, избалованные когда-то роскошью дамы искали возможности для дальнейшего существования. Графини и княгини начинали работать манекенщицами, портнихами, вышивальщицами. Русская красота, дополненная умением преподнести себя, шармом и аристократическим воспитанием, приносила местным домам моды огромный доход.

Наталья Палей и её сестра Ирина даже не планировали получать дальнейшее образование. Им вполне хватало того, что передала им мать. Девочкам было сложно адаптироваться в новой стране. На их лицах читалась какая-то затаившаяся печаль и озабоченность. Ирина и Наталья отличались замкнутостью и не стремились общаться со знакомыми. Конечно, причиной тому были трагические события, случившиеся в России. Воспоминания о потере любимого брата и отца постоянно преследовали сестёр.

Ольга Палей регулярно общалась с модными портными французских домов. Княжна делала это для того, чтобы возобновить связи в высшем светском обществе. Многие высокопоставленные изгнанники из России стали открывать модные дома. Например, сводная сестра Ольги – Мария Павловна – основала «Китмир», специализирующийся на вышивке. Феликс и Ирина Юсуповы открыли «ИРФЕ». Вскоре сводный брат Ольги – князь Дмитрий – близко познакомился с модельером Коко Шанель. У француженки уже работали русские эмигрантки. Тем самым семья Палей становилась более известной в мире высокой моды. Через какое-то время Ирина вышла замуж за Фёдора Александровича (брат Юсуповой).

Начало карьеры

Княжна Наталья Палей выбрала другой путь. От рождения независимая, своенравная, изяществом и красотой похожая на мать, девушка решила стать моделью. Она начала работать сразу в двух модных домах – «ИРФЕ» и «Итеб». Вскоре Наталья завоевала Париж и стала королевой Франции. Ею очаровывались и восхищались, её любили, ей подражали. Но всё же признание было неполным, ведь Палей выступала в домах своих соотечественников-изгнанников. Через какое-то время манекенщицей заинтересовалась сама Коко Шанель. По рекомендации знаменитой француженки Натали удалось попасть в престижный модный дом Люсьена Лелонга. Последний просто не устоял перед грацией и изысканной красотой русской княжны. В 1927 году Палей и Лелонг обвенчались. Девушка стала лицом его модного дома. Родственники Натальи были очень недовольны. Они не одобрял этот неравный брак – портной и внучка императора Александра II.

Поклонники

Люсьен Лелонг полностью находился во власти красоты Палей. Он шил для неё лучшие модели одежды, а лицо манекенщицы не сходило с обложек популярных журналов. Натали были посвящены духи компании “Лелонг” – Indiskret, Mon Image, Elle…Elle. Однако одарённая и яркая Палей предпочитала, чтобы рядом с ней находились такие же мужчины. Поклонниками модели были: Сальвадор Дали, Серж Лифарь (танцовщик), Павел Челищев (художник), граф де Бомон и другие. Для этих мужчин, немалая часть которых являлась гомосексуальной, княгиня олицетворяла красоту – умную, бесстрастную и несущую свет. Где бы Натали ни находилась, её окружали яркие и интересные личности. И вполне естественно, что княгиня чувствовала себя звездой, которой все поклонялись.

Жан Кокто

В 1932 году безнадёжно влюблённый в модель Лифарь познакомил её с этим французским режиссёром. Между Кокто и Палей сразу вспыхнул роман. Жан был гомосексуалистом, и Натали стала единственной женщиной в его жизни. В манекенщице Кокто привлекала сила духа, совершенная красота, точность и острота суждений, а также умение понимать. Роман влюблённых продолжался несколько месяцев и закончился весьма трагично.

По воспоминаниям самого Жана, Палей от него забеременела, но была вынуждена пойти на аборт. Па некоторым данным, такое требования выдвинула Мари-Лор де Ноай (покровительница Кокто). Она боялась, что из-за Натали потеряет свою власть над Жаном. После этого чувствительный Кокто расстался с княжной и возненавидел всех женщин. Его многолетний любовник Жан Маре писал в своих воспоминаниях, что режиссёр не выносил даже случайного прикосновения. Тем не менее о манекенщице Кокто сохранил самые тёплые воспоминания. В его фильме «Орфей» милосердная и прекрасная Смерть имеет черты Палей.

Кинематограф

В 1933 году режиссёр Марсель л’Эрбье пригласил Наталью в свою картину «Ястреб». Партнёром девушки был Шарль Буайе. Спустя год Палей снялась в фильме «Принц Жан». Обе картины имели успех. Нельзя сказать, что у модели присутствовал актёрский талант – скорее, дело было в умении подать себя публике. Да и роли Натали нельзя назвать особо глубокими. Палей играла эксцентричных, элегантных женщин, влюбляющих в себя мужчин.

Переезд в США

Брак с Лелонгом продлился недолго. Палей потеряла к Люсьену интерес. После первых успехов в кино девушка решила сосредоточиться именно на этой деятельности. Фотогеничность и красота Натали в совокупности с потрясающими нарядами Лелонга сразу же привлекли всеобщее внимание. И что более важно – Палей заметили в Голливуде. В 1937 году княгиня развелась с Люсьеном и уехала в США. Опечаленный фактом разрыва Лелонг придумал новый аромат духов – Le N. Модницы 30–40-х восторженно о них отзывались.

Экзюпери

Вскоре Наталья Палей вышла замуж за режиссёра и продюсера Джона Уилсона. Княжна не оставила модельный бизнес. Она стала самой преуспевающей и востребованной манекенщицей в американской компании «Линчбойчер». Также Натали открыла салон, в котором бывали известные художники, музыканты и актёры. В гости к Палей часто захаживал Эрих Ремарк и Марлен Дитрих.

В 1942 году героиня этой статьи встретила известного писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Сложно сказать, как много значил данный роман для Натали, но для француза он был чрезвычайно важен. Об этом говорят любовные письма Антуана, посвящённые Палей.

По темпераменту писатель был меланхоликом и часто впадал в депрессии. Он нуждался в регулярном утешении. В лице Натали Антуан нашёл не только возлюбленную, но и друга, умеющего поддержать в трудную минуту. Но их роман был недолгим. В 1943 году Антуан вернулся во Францию. Он вёл с княгиней переписку вплоть до своей гибели.

Ремарк

У Эриха есть роман под названием «Тени в раю». Там он рассказывает историю любви двух главных героев. Те, кто знает биографию писателя, может увидеть сходство с его реальной жизнью. Встретив Натали, Ремарк сразу пленился её умом и красотой. Долгих одиннадцать лет княгиня держала его под своим магическим влиянием. Её умение очаровывать, блестящий ум, улыбка, стройная фигура, нежная кожа и завораживающие серые глаза пленили писателя.

Ремарк и Палей познакомились в Америке. Во время их одиннадцатилетнего романа были и частые ссоры, и страстные примирения. При этом никто из окружения писателя и манекенщицы не сомневался в том, что их любовь настоящая и искренняя. Ради княгини Эрих даже расстался с великой Марлен Дитрих. Ремарк встречался с актрисой до знакомства с героиней данной статьи.

Возвращение в Америку

В 1947 году после нескольких лет путешествий Эрих решил поехать домой, в Европу. Наталья Палей составила ему компанию. И вот здесь-то их роман подошёл к концу. Ремарк остался в Швейцарии, где у него был собственный дом. А княгиня всё чаще и чаще его покидала. Натали не могла смириться с безмятежной и тихой жизнью. Палей нужны были новые друзья, встречи, перемены, яркий и насыщенный досуг. Постепенно чувства Эриха угасли. И тут писатель встретил новую любовь – Полетт Годдар. Вскоре актриса стала его женой.

Сразу после расставания Палей вернулась к Джону Уилсону в Америку. К тому времени режиссёр уже сильно пил и отличался агрессивным поведением. Натали просто не могла пригласить кого-то домой. Так её наполненная яркими и бурными событиями жизнь со временем угасла. Количество друзей княжны с каждым месяцем уменьшалось.

Депрессия

В 1961 г. Джон Уилсон скончался от цирроза печени. Наталья Палей впала в тяжёлую депрессию. Она уже не чувствовала себя ослепительной звездой. Бывшая манекенщица осталась совсем одна. От неё неожиданно отвернулось близкое окружение. Даже сестра больше не общалась с Натали. Почему это случилось? Как? Возможно, в круговерти событий Палей просто не заметила потери близких. Всю жизнь она искала ярких личностей, забыв о том, что обычным людям нужна только эмоциональная близость. Была ли она счастлива теперь? Вполне вероятно, что именно эти вопросы задавала себе когда-то успешная и красивая женщина.

Читайте также:  Фей Фей Сунн – самая успешная топ-модель из Китая

Смерть

В итоге Наталья Палей, биография которой представлена выше, осознала закат собственной карьеры. Звезда княжны погасла. Она была просто стареющей женщиной. Следующие двадцать лет жизни Наталья находилась в тяжёлой депрессии. Бывшая манекенщица жила одна и ни с кем не общалась. Палей много пила и практически ослепла. В декабре 1981 года она упала, сломав шейку бедра. Доктора поставили страшный диагноз – неподвижность до конца жизни. Наталье было 76 лет, и она ни для кого не хотела стать обузой. Приняв огромную дозу снотворного, Палей добровольно ушла из этой жизни.

Палей Натали

(1905 – декабрь 1982 г)
Наталия Павловна Палей, в первом браке – Лелонг, во втором – Уилсон. Дочь Великого князя Павла Александровича Романова и Ольги Валериановны Пистолькорс, получившей в морганатическом браке фамилию и титул княгини Палей. (1905 – декабрь 1982 г). Актриса немого кино, одна из первых известных фото и топ – моделей парижского мира моды. Жена знаменитого модельера Люсьена Лелонга. Славилась красотой и изяществом. Ее салон был самым блестящим в Париже среди русской эмиграции в 30 -40 -е годы. Умерла в Америке, в возрасте семидесяти семи лет, в полном одиночестве, приняв снотворное. В честь Натали Палей Лелонг создал духи “Le N”.
Сколько себя помнила, маленькая Наташа всегда ходила по дому на цыпочках. Да лучше сказать, не ходила, а летала. Иначе нельзя было двигаться в комнатах, наполненных красивой резной мебелью с тяжелым атласом подушек и тисненным узором инкрустации, и всякими музейными редкостями: безделушками из слоновой кости, которые почему -то нельзя было трогать руками, хрупкими китайскими вазами, сервизами, которые странно назывались то севрскими, то мейсеннскими. “Фамилия у них такая, что ли”N – часто удивленно думала Наташа. Иногда, тайком, едва дыша от восторга, она брала в руки какую – нибудь чашечку и осторожно заглядывала внутрь, словно ожидала и там отыскать какую – нибудь редкость.Но чашечка была, конечно, пустой, только переливалась в лучах солнца хрупкими прожилками синевы.

Такие же прожилки были видны на руках мама, когда она, шурша платьем и наполняя комнату ароматом духом, влетала в детскую ненадолго, чтобы поцеловать их всех троих – Наташу, Ирину, и Володеньку перед сном и вернуться к гостям или поехать в оперу, где давали ” Аиду”. Однажды Наташа, осмелев, полушопотом спросила у мама, кто такая Аида. Жена подземного древнегреческого царя , про которого написано в книге, или еще кто -тоN

Мама, нахмурив слегка красивые брови, объяснила девочке, что Аида это дочь египетского фараона, про нее написали оперу. А кто такой – фараонN – не унималась Наташа. Мама, вздохнув, и чуть чуть повысив голос, объяснила девочке, что это египетский царь, вроде нашего российского Императора Николая Александровича. Наташа, кивая, и целуя на ходу руку, в браслетах и перстнях, ловко подтыкавшую сползшее от брыкания ногами одеяло, намеревалась полусонно задать еще какой то вопрос, но мать уже сердито шептала “Немедленно спать, завтра у тебя много дел, а я – опаздываю!”- крестила ее и выходила из детской. За дверью сквозь сон, Наташа еще могла расслышать, как красивым музыкальным голосом мама что то сердито выговаривала гувернантке. До девочки долетали отдельные слова: ” слишком много игры и беготни, режим, плохой сон”: Гувернантка испуганно и виновато оправдывалась, должно быть, приседая на каждом слове, как она делала всегда, разговаривая с мама или папа. Из всего сказанного Наташа могла разобрать лишь :”очень подвижный ребенок “и мадам княгиня волнуется напрасно”

И то лишь потому, что эти слова мадемуазель повторяла часто. Дальше все тонуло в счастливом и глубоком детском сне. Сны, в которых Наташа ловила прямо руками разноцветных, ярких бабочек, ослепляющих красотой крыльев больше, чем солнечный свет.

Казалось, детство, залитое слепящим солнечным светом, будет длиться вечно, а за ним наступит юность ничем не омраченная и свежая, как бутон искупавшейся в росе бордово – красной розы с волшебным названием “Королева Парижа”, – этот сорт цветов Наташа любила больше всех. Розы росли в оранжереях усадеб Палей всегда. На Лазурном побережье Франции и в туманных аллеях Каменного острова. (С 1914 года Палей – Романовы уже жили в России, и Великий князь Павел Александрович, прощенный племянником государем Николаем II, вскоре командовал одним из подразделений русской армии .) Но не суждено было сбыться этим простым и легким, как детский сон, мечтам. Помешал вихрь 1917 года.

Все казалось страшным ужасным сном. В него,этот сон с трудом верилось, но он продолжался и продолжался и обретал все более резкие грани действительности. Сначалпа арестовали брата, потом отца.. Это было в марте 1917 года. Ни того, ни другого Наташа больше не видела.

Владимиру Палею, как “незаконнорожденному”, потому ” не Романову” комиссары предлагали отказаться от отца и таким образом – сохранить жизнь.

Талантливый поэт и романтик, чья книжечка стихов только недавно была издана в Петербурге- он с достоинством отказался, сказав тихо, что “Романовы чести рода не предают!”
В ночь с 4 на 5 июля 1918 года князь Владимир Палей был заживо сброшен в шахту Алапаевска вместе с тетушкой – княгиней Елизаветой Федоровной и своми двоюродными братьями: Иоанном и Константином
Отца Наташи расстреляли в Петропавловской крепости. Он был настолько болен, что к месту казни его несли на носилках.
Ольга Валериановна – изнеженная, капризная, избалованная роскошной жизнью женщина, по мановению мизинца которой оплачивались огромные счета в Щвейцарском и Французском национальном банке и таяли твердокаменнные сердца мужчин, бесстрашно добивалась приема у видных членовЧК, но жуткий конец мужа и сына подсказал ей, что та же участь ждет и ее с дочерьми подростками. Через Финляндию и Щвецию, княгиня с дочерьми, рискуя жизнью, пряча немногие оставшиеся после обыска драгоценности в подкладку пальто, перебралась во Францию. Предусмотрительно оставленная великим князем Павлом во Франции часть состояния обеспечила его вдове и дочерям вполне комфортную жизнь. Княгиня Ольга Валериановна, пользуясь широкими знакомствами с модными домами Франции, где была щедрой, а потому – балованной клиенткой- устраивала благотворительные вечера и базары в пользу беженцев из “красной” России.

Возможно, ее юная дочь, Натали именно здесь впервые и почувствовала какое – то смутное влечение к подиуму, к шороху и шелесту дорогих тканий.. Да сногсшибательные наряды и драгоценности мама, образовывали порядочную брешь в семейном бюджете. Наступала “позолоченная бедность” Нехотя, тихо, но наступала. Нужно было искать работу. И Натали решилась сказать обожаемой и капризной мама о своем желании работать моделью, манекеном, как говорили тогда. Мама, разрыдалась, закатила истерику, заламывала руки,

Терзая в них крошечные комочки тончайшего батиста, что то шептала о бедном папа и Вольдемаре, о Государе Императоре, но устав плакать, уснула на диване, а проснувшись к вечеру, томно вертя в руках граненный флакончик с нюхательными солями, и жалуясь на мигрень и разбитую жизнь, согласилась на карьеру Натали в качестве “манекена.”

Вот как пишет в своей книге “Красота в изгнании” о дальнейшей судьбе княжны Палей русский писатель эмигрант Александр Васильев:” Стройная, изящная, с прекрасной и выразительно – мягкой пластикой движений, она с протекции матери и сводного брата Дмитрия Романова, некоторое время работала в Доме моды Феликса Юсупова.

Круг знакомств, семейные связи – все это неизбежно подталкивало ее к миру законодателей. Моды, к самым его верхам. Она познакомилась с Коко Шанель и та, очаровавшись девушкой, и мгновенно оценив ее поразительную красоту, рекомендовала ее в качестве манекенщицы в одну из престижных модельных фирм Люсьена Лелонга. Месье Лелонг, обвороженный Натали моментально, стремительно развелся со своей женой и спустя несколько месяцев женился на “настоящей Романовой”. Венчание состоялось в августе 1927 года.

Брак продолжался десять лет, в высших кругах русской эмиграции считался бесстыдным мезальянсом (быть женой какого то портняжки!- вот конфуз для княжны, да еще с Романовской кровью!), но сделал Натали королевой, идолом всего модного Парижа. Ее лицо украшало обложки модного “Вог” из месяца в месяц, самые оригинальные модели кутюрье Лелонга принадлежали только ей! И это было достойным обрамлением красоты – изысканной, чуть холодноватой, знающей себе цену. “Ее внешность таит в себе такую же загадку, как и лицо Греты Гарбо” – писал Васильев в своей книге о ней и о других русских женщинах, ставших некоронованными королевами Парижа, властительницами дум и сердец творческой элиты того времени.

Видимо, Натали не находила душевной близости с преуспевающим мужем.

Она предпочитала находиться “в обществе друзей – мужчин одаренных и ярких, видевших в ней олицетворение красоты, которой они поклонялись, но не стремившихся к интимной близости.. С Жаном Кокто и Сержем Лифарем у Натали были романы, хотя и но больше платонические, чем страстные. Ясно что слишком большое проявление мужественности отталкивало Натали, она видела в таком поведении угрозу своей хрупкой красоте и предпочитала теплое обожание, связанное с поэзией чувств”(А. Васильев.)

С 1933 года Натали начинает сниматься в кино. Необыкновенная фотогеничность и роскошные платья “от Лелонга” делали ее заметной на экране, где в то время блистало много красавиц – эмигранток из России. Незамедлительно последовало приглашение в Голливуд, где Натали снялась в двух картинах. В одном из фильмов ее партнерами были восходящие звезды американского кино: Кетрин Хепберн и Кэри Грант. Во Франции Натали появилась в киноленте 1936 года “Новые мужчины” вместе с Жаном Марэ.

Александр Васильев писал о ней, как о неталантливой актрисе, ничем особым на экране себя не проявившей: но на нее можно было смотреть не отрываясь..”Она играла в основном характерные роли – взбалмошных, эксцентричных и, конечно, всегда элегантных женщин, но эти образы не отличались большой глубиной.” – замечает А. Васильев.

Между тем, десятилетие брака Натали подходило к концу. Решившись на разрыв и оформив все официальные бумаги, мадам Лелонг стремительно возвратилась в ставшую ей родной Америку, заключила контракт на съемки в новом фильме и, ровно через десять лет после первой свадьбы, – в августе 1937 года вышла вновь замуж за преуспевающего режиссера и театрального продюсера Джона Уилсона. А мсье Лелонг печальный факт развода ознаменовал новой коллекцией умопомрачительно дорогих туалетов для осенне -зимнего парижского сезона и новой серией ароматов, тоже сводящих с ума парижских модниц. Духи и туалетная вода носили название:”Le N”..
НаталиN Ушедшая навсегда любовьN Но ведь по французски также звучит слово ” ненависть”:Натали. Пришедшая ненавистьN.. Загадку названия не удалось узнать никому. Аромат моден до сих пор.

На американском континенте Натали Палей – Уилсон по прежнему усиленно занимается модельным бизнесом, работая вместе со своими соотечественницами: Валентиной Саниной, сводной сестрой Марией Павловной Романовой. Не склонная быть “просто женой” за короткое время стала преуспевающей, известной моделью в американской фирме

“Линчбойчер” Она многим своим соотечественникам щедро оказывала поддержку, крестила детей, устраивала на работу, писала рекомендательные письма, приглашала к себе на чаепития и вечеринки. В ее салоне бывали Марлен Дитрих, Эрих Мария Ремарк, известные актеры, художники, музыканты. Они очаровывались хозяйкой в пять минут, признавались в любви. Она пленительно улыбалась, кивала головой. Но настоящей эмоциональной близости у нее не было ни с кем. Даже с сестрой Ириной связь со временем ослабла, а потом и вовсе – прервалась.
Может быть, это было связано с несколько замкнутым и эксцентричным характером самой Натали, а может, – с долгим и стойким увлечением спиртными напитками ее мужа, Джона Уилсона.
Увлечением, перешедшим в болезнь настолько быстро, что стало просто опасно не то, что пригласить гостей на вечеринку, но даже держать в доме спиртное. Она боролась сколько могла, но в 1961 году Джон Уилсон умер от цирроза печени, а саму Натали постигла тяжелая форма депрессии. Она выбрала для себя жизнь затворницы, расставшись с модельным бизнесом, оставив многих знакомых: Не реагировала на телефонные звонки, никого не принимала.
Так она жила еще долгие двадцать лет.
В конце декабря 1981 года полуослепшая, седая Натали Палей – Уилсон сломала шейку бедра.
Врачи выносят приговор – остаться до смертного часа неподвижной!
Но блистательная некогда красавица выслушивает их с бесстрастной улыбкой. Оставшись одна, в задрапированной черным атласом комнате, где по стенам были развешаны ее собственные снимки – в пору ослепительной молодости – и портреты Последней Царствующей четы, матери, отца, брата Владимира, она, собрав последние силы, “чтобы уйти без истерик, жалоб, слез и ненависти к остающимся жить”, (А. Васильев.) приняла большую дозу снотворного. В записке написанной твердым изящным – романовским почерком с сложными росчерками стояло три слова: “Хочу умереть с честью.” Как и все Романовы, она знала, что есть Честь.

Первая русская супер-модель: великая Княгиня Натали Палей

Все мы знаем русских супер-моделей, которые в настоящее время покорили мир модельного бизнеса: Наталья Водянова, Ирина Бондаренко, Диана Ковальчук, Евгения Володина и многие другие. С падением железного занавеса русские красавицы потянулись за славой на запад, и к 2000-м годам русская модельная диаспора заполонила модный мир.

Но мало кто задумывается, что модели из России были востребованы на подиумах мира уже в начале прошлого века!

После революции 1917 года русские эмигранты, потерявшие возможность вернуться на родину, искали возможность проявить себя в новых профессиях по всему миру. Избалованные роскошью княгини и графини, становились портными , учителями, чернорабочими. Многие девушки начали пробовать себя в качестве манекенщиц и моделей. В то время модель должна была не только демонстрировать одежду, но и много общаться с клиентами и вращаться в светском обществе, и это отлично получалось у блестяще воспитанных и образованных русских эмигранток. Их шарм и красота приносили большой доход домам моды. Очень много русских манекенщиц в то время работало в «Шанель», что не удивительно, так как управляющим в доме «Шанель» был князь Кутузов Сергей Александрович.

Читайте также:  Девочка кукла, самые юные модели фото

Одной из первых настоящих звезд мирового подиума того времени стала русская княгиня Натали Палей.

И именно она заложила те требование, выполнение которых мы и сегодня ожидаем от королев подиума: красота, элегантность, безупречные манеры, бесконечное обаяние.

Княжна Наталья Павловна Палей (5 декабря 1905 — 27 декабря 1981) имела очень знатное происхождение – она была внучкой императора Александра II.

Её родителями были великий князь Павел Александрович и Ольга Валериановна Карнович. После Октябрьской революции отец и брат княгини были арестованы большевиками и убиты, а ей, с матерью и сестрой, удалось покинуть Советскую Россию. Наталье было очень сложно пережить этот период, воспоминания о трагических событиях, печаль о потери отца и брата постоянно преследовали ее. Она не имела возможности продолжать образование и вести такой же образ жизни как в России, наступала пора «позолоченной бедности» и нужно было искать заработок.

Но от рождения своенравная и независимая, c очень сильным характером и изящной аристократической красотой, княжна Натали решила вернуться в светское общество. Она начала активно вращаться среди модных французских домов и работать манекенщицей в модном доме «Итеб» и «ИРФЕ». А вскоре по рекомендации Коко Шанель она стала лицом модного дома Люсьена Лелонга. Дизайнер был сражен изысканной красотой русской княжны, стремительно развелся с женой и 1927 году они c Натальей обвенчались.

Родственники Натали не одобряли этот неравный брак – внучка императора и портной и упорно сопротивлялись стремлению Наташи работать «манекеном». Газеты иронизировали: «Ножницы подравняли королевскую корону».

Но княгиня продолжала идти своим путем.

Портреты прекрасной княжны в изысканных туалетах от ее мужа ежемесячно публикуются в «Vogue», ее снимают самые лучшие модные фотографы – от Сесила Битона до Хорста П. Хорста. В скоре она пробует себя в кино – и снова успех! Ее приглашают в Голливуд, где Натали снялась нескольких картинах.

Необыкновенная изысканная красота и царские манеры делали ее заметной и на экране, и на подиуме и в жизни, ей восхищались и в нее влюблялись c первого взгляда… Она стала королевой моды и звездой того времени– живой модной картинкой, с которой копировали наряды, прическу, манеру ходить, которой восхищались.

Однако личная жизнь великой княгини не была такой счастливой, как казалось читателям модных жураналов.

Ей быстро стал неинтересен муж. Натали предпочитала находиться в обществе более ярких на ее взгляд личностей: художника Павла Челищева, танцовщик Серж Лифаря, художника Сальвадора Дали.

В 1932 году она познакомилась с Жаном Кокто, и между ними вспыхнул роман . Роман продолжался несколько месяцев, но закончился трагически: Натали забеременела и, к великому горю возлюбленного, сделала аборт. После этого чувствительный Кокто расстался с Натали и навсегда возненавидел женщин.

В 1937 году Княгиня разводится с Лелонгом и уезжает в США. Под впечатлением от развода Лелонг, создаёт новую коллекцию умопомрачительно дорогих туалетов для осенне -зимнего парижского сезона и прекрасные духи «Le N». Что таит в себе это название? По французски также звучит слово ” ненависть”: Натали. Загадку названия не удалось узнать никому, но аромат получился настолько сильным, что пользуется успехом до сих пор.

Познее у Натали был роман с известным французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери. Cвязь с внучкой императора многое значила для классика. По характеру меланхолик, он нуждался в утешении, и в лице Натали он нашёл и любовницу, и друга. Даже расставшись, они были очень близки и вели переписку до самой гибели писателя.

Вторым супругом стал американский режиссер и театральный продюсер Джон Чепмен Уилсон, но он оказался гомосексуалистом, к тому же сильно пил, часто становился буйным и мог распускать руки.

В 1940-х и начале 1950-х годов, Палей была в продолжительных любовных отношениях с писателем Эрихом Марией Ремарком. Их роман был очень бурным : с постоянными ссорами и примирениями, но это была очень сильная любовь, писатель описал ее в его последнем произведении “Тени в раю”, где ввел Наталью под именем “Наташа”. После долгих скитаний Ремарк решает ввернутся в свой дом в Швейцарии. Наталья едет вместе с ним. Но тихая, семейная жизнь и безмятежное счастье не для нее – ей не хватает новых встреч и эмоций. И вскоре Наталья оставляет Ремарка и возвращается в Америку к Джону Уилсону.. где он продолжал пить. Друзей у нее становилось все меньше, а жизнь все уже не была такой яркой и насыщенной. В 1961 году муж умер от цирроза печени, а Натали впала в тяжелую депрессию, которую ей так и не удалось победить. Она уже не ощущала себя той яркой ослепительной звездой, она чувствовала, что осталась одна. Она очень страдала, к ней пришло осознание, что в погоне за яркой жизнью, она не могла сохранить самых дорогих и близких людей, c которыми могла бы провести долгие годы. Она давала им ослепительные эмоции, но не смогла дать по-настоящему сильной эмоциональной близости и теперь она осталась в полном одиночестве.

Она заперлась в своем доме, где по стенам были развешаны ее собственные снимки – в пору ослепительной молодости – и портреты матери, отца и брата Владимира, и долгих 20 лет жила, почти никуда не выходя. В последние годы практически не видела, много пила и ни с кем не общалась. В конце 1981 года она сломала шейку бедра и врачи поставили ей страшный диагноз: она будет неподвижной до конца жизни. и она уходит из жизни, приняв большую дозу снотворного…

Великая Княгиня и первая русская ТОП модель, Натали Палей из династии Романовых, покорила мир, она заставила всю индустрию моды восхищаться славянской красотой и ввела моду на русских супермоделей.

Наталья Палей, манекенщица из рода Романовых

В 1917 году большевики арестовали отца Наташи и расстреляли в Петропавловской крепости, в 1918 году в Алапаевске был убит (заживо сброшен в шахту) брат Владимир Палей. Боясь такой же участи, Ольга Палей с дочерьми Наташей и Ириной, рискуя жизнью, пряча в подкладку пальто немногие оставшиеся после разграбления драгоценности, покидает красную Россию и через Финляндию и Швецию перебирается во Францию.

В Финляндии она перенесла операцию на груди – рак стремительно развился от постоянных переживаний в революционной России. Едва поправившись, она с дочерьми через Швейцарию приехала в Париж в свой дом в Булони. Особняк пришлось продать и купить небольшой дом. Предусмотрительно оставленная великим князем во Франции часть состояния долгое время обеспечивала семье вполне комфортную жизнь.

Княгиня Ольга Валериановна, пользуясь широкими знакомствами с модными домами Парижа – устраивала на их базе благотворительные вечера в пользу беженцев из советской России. К этому времени организовала свой дом вышивки «Китмир» Мария Павловна (дочь князя от первого брака), Ирина и Феликс Юсуповы открыли модный дом ИРФЕ, сводный брат Ирины и Натальи Дмитрий был в близких отношениях с Коко Шанель. Так семья Палей оказалась тесно связанной с модным бизнесом.На этих светских мероприятиях юная Наташа впервые почувствовала влечение к подиуму.

Наталья, отличавшаяся изысканной красотой, грацией, живым характером и стремлением к независимости, замужеству предпочла работу. К тому же дорогие наряды и драгоценности матери образовывали брешь в семейном бюджете, наступала «позолоченная бедность» и нужно было искать заработок.

Ее родные упорно сопротивлялись стремлению Наташи работать «манекеном», но жизнь в эмиграции заставила смериться даже матушку, и юная эмигрантка с царской кровью начала карьеру модели…

Почти треть парижских манекенщиц того времени были русскими. Наталья Палей, необычайно женственная хрупкая блондинка с высокими скулами и огромными глазами, с успехом работала в модных домах «Ирфе» и «Итеб».

Семейные связи, новый круг знакомств поднимали к «сливкам» мира законодателей моды.

Натали познакомилась с Коко Шанель, которая очаровалась ею, мгновенно оценила поразительную красоту русской княжны и рекомендовала ее манекенщицей в престижную модельную фирму Люсьена Лелонга, который не только взял ее на работу, но и немедленно влюбился.

Обвороженный Натали, кутюрье влюбился в нее, стремительно развелся с женой и спустя несколько месяцев женился на «настоящей Романовой», их венчание состоялось в августе 1927 года.
Люсьен Лелонг и Натали Палей

Родственники Натали восприняли этот брак в штыки: для княжны Палей, внучки императора, брак с портным был, мягко сказать, неподходящим. Газеты иронизировали: «Ножницы подравняли королевскую корону».

Натали стала лицом дома «Люсьен Лелонг» и его главным украшением. Он посвящал ей свои лучшие платья и свои самые изысканные духи – «MonImage», «Elle… Elle…», «Indiscret».

Портреты прекрасной княжны в изысканных туалетах ежемесячно публикуются в «Vogue», ее снимают самые лучшие модные фотографы – от Сесила Битона до Хорста П. Хорста.
С первым мужем и матерью

Красивая, знатная, с утонченным вкусом и элегантнейшими манерами, она стала королевой модного Парижа, главной fashion-plate– живой модной картинкой, с которой копировали наряды, прическу, манеру ходить, которой восхищались, пытались подражать, в которую влюблялись за один взгляд…

С 1933 года Натали начинает сниматься в кино. Необыкновенная фотогеничность и царские манеры делали ее заметной на экране, где в то время блистало много красавиц – эмигранток из России.

Незамедлительно последовало приглашение в Голливуд, где Натали снялась в двух картинах. В одном из фильмов ее партнерами были восходящие звезды американского кино: Кэтрин Хепберн и Кэри Грант. Во Франции Натали появилась в киноленте 1936 года «Новые мужчины» вместе с Жаном Марэ. А позже, уже в Америке, Натали Палей пробовала свои силы на Бродвее.

В 1928 году в Лондоне был устроен аукцион, на котором Советская Россия распродавала личные вещи, реквизированные в Царскосельском дворце семьи Палей. Все попытки матери Ольги Валериановны защитить и вернуть свое имущество успеха не принесли. Таким образом был создан юридический прецедент: отныне никто из бывших владельцев распродаваемых коллекций не мог требовать возврата своих вещей. Княгиня Палей истратила на судебные процессы последние деньги и вскоре умерла.

Однако семейная жизнь не была такой счастливой, как казалось читателям модного журнала.

В ноябре 1929 года скончалась Ольга Валериановна, быстро стал неинтересен муж. Натали предпочитала находиться в обществе мужчин ярких, одаренных. Среди поклонников ее были художник Павел Челищев, танцовщик Серж Лифарь.
Серж Лифарь, Джулиан Вест и Натали Палей, Париж, бал-маскарад,1931

Восхищался «породистой призрачной бледностью» внучки императора сам Сальвадор Дали.

После разрыва в 1937 Лелонг создает аромат «N», посвященный Наташе, популярный и сегодня.

В 1932 году она познакомилась с Жаном Кокто, и между ними вспыхнул роман . Роман продолжался несколько месяцев, но закончился трагически: Натали забеременела и, к великому горю возлюбленного, сделала аборт. После этого чувствительный Кокто расстался с Натали и навсегда возненавидел женщин.

Вторым супругом стал американский режиссер и театральный продюсер Джона Чепмена Уилсона,оказавшегося гомосексуалистом. Натали не была с ним близка, больше времени уделяла модельному бизнесу, работала вместе с соотечественницами – Валентиной Саниной и сводной сестрой Марией Романовой.

За короткое время она стала преуспевающей моделью в американской фирме «Линчбойчер», оказывала щедрую поддержку соотечественникам, устраивала на работу, писала рекомендательные письма, приглашала к себе на чаепития. 5 февраля 1941 года приняла американское гражданство.

В ее салоне бывали Марлен Дитрих, Эрих Мария Ремарк, известные актеры, художники, музыканты, видные европейские аристократы. Все очаровывались хозяйкой, восторгались не только ее красотой и умом, но и эксцентричным вкусом. В 1942 году судьба свела Натали с известным французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери. Бурного романа не получилось, но связь с Натали многое значила для классика, в одном из писем он признался ей в любви, добавив, что третий раз в жизни произносит это слово.

В 1940-х и начале 1950-х годов, Палей была в продолжительных любовных отношениях с писателем Эрихом Марией Ремарком, который вывел ее под именем “Наташа” в его последнем романе “Тени в раю”.
После расставания с Ремарком Натали вернулась в Америку к Джону Уилсону. Он сильно пил, становился буйным, и приглашать друзей домой на вечеринку становилось опасным. В 1961 году супруг умер от цирроза печени, а Натали впала в тяжелую депрессию, из которой так и не вышла.

Она заперлась в своем доме и долгих 20 лет жила, почти никуда не выходя. В последние годы практически не видела, много пила и ни с кем не общалась. В конце 1981 года полуослепшая Натали Палей – Уилсон сломала шейку бедра. Врачи поставили неутешительный прогноз: до конца жизни оставаться неподвижной. Оставшись одна, в комнате, где по стенам были развешаны ее собственные снимки – в пору ослепительной молодости – и портреты последнего императора и императрицы, матери, отца, брата Владимира, она приняла большую дозу снотворного. В записке написанной изящным романовским почерком со сложными росчерками стояло три слова: «Хочу умереть с честью». Была похоронена на кладбище Первой пресвитерианской церкви в Эвинге , Нью-Джерси .
Княжна из императорского дома Романовых стала не просто первой топ-моделью, покоривших мир, она заставила всю индустрию моды восхищаться славянской красотой по сегодняшний день, она была одной из тех, кто ввел моду на Россию.
Фотографии разных лет
Натали на руках у матери

Натали с матерью

Натали со своей сестрой Ириной и двоюродный братом Федором Александровичем

Наталья Палей и миссис Гилберт Миллер. Февраль 1944

Читайте также:  Ирина Бондаренко – биография модели и фото

Натали Палей в сандалиях. 1934

На Ямайке с Грэмом Пэйном, Ноэлем Ковардом, Джоном С. Уилсоном и Джойсом Кэри.

Натали Палей с собакой в поместье Ноэля Коварда

Натали с режиссером Джорджем Кьюкором

Великая Княгиня и модель Натали Палей – фото и биография

Войти

СЕМЕЙСТВО ПАЛЕЙ

Все же русские, если любят, то любят и ради любви готовы потерять многое. Так было, правда, в России не нашего времени, а времени, которое принято называть романовским. В царской семье тоже была любовь, любовь запрещенная и тайная, и это мы знаем и на примере императора Александра II, и на примере многочисленных любовных связей великих князей. Кому-то везло в любви, кому-то нет. этикет и приличия часто запрещали открыто обнародовать подобные связи, а если кто вдруг осмеливался сделать подобное, то его ждала жестокая кара. Именная такая кара, в виде изгнания из России с лишением всех титулов и должностей, была применена к великому князю Павлу Александровичу Романову, родному дяде императора Николая II, который осмелился узаконить свою любовную связь с женой гвардейского офицера Пистолькорса, Ольгой Валериановной.

Pascal-Adolphe-Jean Dagnan-Bouveret La Princesa Olga Paley 1904

Младший сын Александра II, великий князь Павел Александрович, в 1889 году по любви женится на девятнадцатилетней дочери греческого короля принцессе Александре, получившей при крещении имя Александра Георгиевна, но в 1891 году она умирает во время тяжелых родов. От нее остались дочь, великая княгиня Мария Павловна, и новорожденный, которого назвали Дмитрием. Павел Александрович, оставшийся вдовцом в тридцать один год, был безутешен: его детей взял на воспитание великий князь Сергей Александрович и его жена великая княгиня Елизавете Федоровна. Но. через два года Павел Александрович знакомится с Ольгой Валериановной Пистолькорс и его жизнь становится совсем иной.

Дмитриев-Оренбургский Н.Д. Великий князь Сергей Александрович, цесаревич Николай Александрович и великий князь Павел Александрович в Царском Селе. Конец 1880-х
(Государственный Исторический музей)

Ольга Валериановна Пистолькорс с мужем Эриком Пистолькорсом

Ольга Валериановна, урожденная Карнович, родилась в 1865 году, в девятнадцать лет вышла замуж за гвардейского офицера Эрика Пистолькорса, которому родила троих детей: Александра, Ольгу и Марианну. Благодаря своему обаянию и уму она быстро смогла добиться расположения командира полка – великого князя Владимира Александровича и его жены Марии Павловны. Ольгу Валериановну стали даже приглашать на приемы и балы. Там-то она и познакомилась с великим князем Павлом Александровичем. Великий князь долго колебался – на могиле жены он поклялся хранить ей верность, – к тому же Ольга была замужем. но Ольга смогла убедить князя в том, что с мужем ее давно ничего не связывает и они стали любовниками.

Серов В.А. Портрет великого князя Павла Александровича 1897
(Государственная Третьяковская галерея)

Художник (?) Ольга Валериановна Пистолькорс в русском костюме

В декабре 1896 года у Ольги родился сын Владимир, что должно было ускорить развод с мужем. Романовы с этим смирились и не возражали против такой любовницы. Павел Александрович смог добиться для Ольги развода, пообещав при этом императору, что сам на ней никогда не женится. Развод был получен осенью 1901 года, а через год Павел и Ольга тайно обвенчались в Италии. Что вызвало гнев императора, и великому князю и его жене был запрещен въезд в Россию, а над его детьми была учреждена императорская опека.

Ольга Валериановна Пистолькорс

Во Франции, где поселились супруги, у них родился в 1903 году второй ребенок – дочь Ирина, а в 1905 году – Наталья. Ирина была больше похожа на отца – худенькая, задумчивая и впечатлительная, а Наталья – на мать: от нее младшая дочь унаследовала обаяние и красоту.

Ирина и Натали, дочери Ольги Валериановны и Павла Александровича

Французские банки беспрекословно оплачивали внушительные счета Ольги Валериановны. Наряды она заказывала у короля моды – Чарльза-Фредерика Ворта, драгоценности – у Картье. Она обладала чувством меры и чувством стиля, что передалось в последствии и ее дочери Наталье, которая стала модным идолом Парижа. В 1904 году баварский король, пожаловал Ольге Валериановне титул графини Гогенфельзен.

Ольга Палей в платье от Чарльза-Фредерика Ворта

В 1914 году Первая мировая война примирила Романовых – Николай II простил дядю, но не признавал официально его брак. Это случилось лишь только через десять лет после свадьбы. Павлу были возвращены все звания, он был восстановлен на службе, а Ольге Валериановне было позволено вернуться в Россию в качестве его законной супруги.

Княгиня Ольга Палей и великий князь Павел Александрович

В 1914 году Павел и Ольга построили в Царском Селе роскошный особняк в стиле Людовика XVI. Ольга Валериановна добилась не только прощения императорской четы, но и того, что ее стали как полноправного члена семьи принимать при дворе. В 1915 году ей даже был пожалован титул княгини Палей, Ольге Валериановне было пятьдесят лет и так она окончательно превратилась в представительницу высшей европейской знати.

Владимир Палей 1910(?)

Наступил 1917 год и все изменилось: сначала арестовали брата Владимира, потом и самого великого князя Павла Александровича. Владимир Палей, талантливый поэт и необыкновенно одаренный человек, отказался, когда ему предложили отречься от отца и тем самым спастись. Владимир был сослан в Вятку, затем переведен в Екатеринбург, оттуда – в Алапаевск. Письма Владимира Павловича стали более редкими. Он старался посылать их с оказиями. В одном из последних он писал матери: “Все, что меня ральше увлекало: блестящие балеты, современные картины и музыка, все это мне кажется теперь бесцветным и бесвкусным. Я жажду Истины, лишь Истины, Света и Добра!“.

Владимир Палей 1916

Владимир Палей 1916

Владимир Палей и его стихи

Черные ризы. Тихое пенье.
Ласковый отблеск синих лампад
Боже всесильный! Дай мне терпенья:
Борются в сердце небо и ад.
Шепот молитвы. Строгие лики.
Звонких кадильниц дым голубой.
Дай мне растаять, Боже великий,
Ладаном синим перед Тобой!
Выйду из храма —снова нарушу
Святость обетов, данных Тебе, —
Боже, очисти грешную душу,
Дай ей окрепнуть в вечной борьбе!
В цепких объятьях жизненных терний
Дай мне отвагу смелых речей.
Черные ризы. Сумрак вечерний.
Скорбные очи желтых свечей.

Владимир Палей 1917

В ночь на 5 июля 1918 года он – вместе с великими князьями Сергеем Михайловичем, Елизаветой Федоровной и тремя сыновьями великого князя Константина, живо был сброшен в шахту под Алапаевском.

Княгиня Палей же находилась в Петрограде рядом с арестованным мужем, дочери оставались одни в Царском Селе. Потом ей удалось отослать дочерей к друзьям в Финляндию. Трижды она вырывала Павла Александровича из ЧК, но. Известно, что за арестованных великих князей перед Лениным хлопотал Горький. Однако 30 января 1919 года Павел Александрович и другие были расстреляны в Петропавловской крепости. В каком месте их расстреляли, где закопали, так и неизвестно. Княгиня Палей сумела выбраться в Финляндию, а затем с дочерьми в Швецию, а откуда ее путь лежал во Францию, где у нее оставался дом в Булони. Правда, его пришлось продать и купить другой на улице Фезандри, недалеко от Булонского леса, а на оставшиеся деньги семья жила.

И Ирину, и Наталью все произошедшее глубоко потрясло, но они были Романовыми по рождению и следоваельно были с несколько ином положении, чем другие эмигранты из России. В 1921 году им было восемнадцать и шестнадцать лет. Натали превратилась в настоящую красавицу и это помогло ей стать законодальницей мод. Старая княгиня Палей взяла себя в руки быстро возобновила свои старые связи – и в высшем свете, и среди модных портных. Она устраивала благотворительные распродажи и балы в пользу беженцев из России, в которых под влиянием Ольги Валериановны соглашались принять участие такие ведущие дома мод, как Уорт, Лелонг и Картье. Мария Павловна Романова в это же время организовала свой дом вышивки “Китмир”, а вскоре и сама Ирина Юсупова с мужем Феликсом открыли модный дом ИРФЕ. И семья Палей оказалась тесно связанной с модным бизнесом.

Свадебная фотография Ирины Палей и князя Федора Александровича 1923

В 1923 году Ирина Палей вышла замуж за князя Федора Александровича – сына великого князя Александра Михайловича и сестры Николая II Ксении, брата Ирины Юсуповой.

Свадьба Натали Палей и Люсьена Лелонга

Княгиня Ольга Палей на свадьбе Натали Палей

Наталья Палей, женственная хрупкая блондинка с высокими скулами и огромными глазами, с успехом работала в модных домах ИРФЕ и “Итеб”, принадлежавшем баронессе Елизавете (Бетти) Гойнинген-Гюне, бывшей фрейлине императрицы Александры Федоровны. Коко Шанель, впечатленная красотой и умом Натальи Палей, представила ее известному кутюрье Люсьену Лелонгу, который взял ее на работу и. влюбился. В июле 1927 года он развелся со своей женой Анн Мари Обуа, и обвенчался с Натали в августе 1927 года на улице Дарю в русской православной церкви. Супружество продолжалось десять лет и помогло Натали Палей войти в элиту Парижа и стать фигурой международного класса в модельном бизнесе.

Натали Палей в рекламе моделей от Люсьена Лелонга

Натали стала лицом дома “Люсьен Лелонг” и его главным украшением. Ей он посвящал свои лучшие платья и свои самые изысканные духи – “Mon Image”, “Elle. Elle..”, “Indiscret”. “Ее внешность таит такую же загадку, как и лицо Греты Гарбо” – так пишет Александр Васильев в книге “Красота в изгнании”.

Натали Палей и Люсьен Лелонг

Натали все же не имела душевной близости с мужем, и от того часто заводила романы. Имена мужчин, которые были с ней рядом просто великолепны: Кокто и Лифарь. Сесиль Битон, Хорст Дорвин, Гергий Гойнинген-Гюне – лучшие фотографы того времени, видели в Натали Палей свою музу и благодаря им мы сейчас имеем множество ее великолепных портретов.

Княгиня Ольга Палей в последние годы жизни

Похороны княгини Ольги Палей 1929

В ноябре 1929 года скончалась Ольга Валериановна. Супружеская жизнь Натали тоже не удалась. В 1933 году ее пригласил сниматься в кино известный режиссер Марсель л’Эрбье. На следующий год она снялась у Жана де Маргена в картине “Принц Жан”. Фильмы имели успех. Начинающую актрису пригласили в Голливуд, где она сначала сыграла небольшую роль в комедии “Частная жизнь Дон-Жуана”. Вернувшись во Францию, Натали продолжила работу с Марселем л’Эрбье. Решив полностью посвятить себя работе в кино, Натали в 1937 году развелась с Лелонгом и уехала в США. Люсьен Лелонг развод отметил выпуском коллекции роскошных туалетов и духами под названием “N” – по-французски название “Le N” звучит как слово “ненависть”…

Люсьен Лелонг и Натали Палей

Практически сразу же по приезде в США, в августе 1937 года, Натали Лелонг вышла замуж вторично, а через некоторое время сама Натали оставила мысли об актерской карьере и вернулась к прежней работе. Она снова открыла двери своего дома для виднейших представителей артистических кругов. В Нью-Йорке Натали вновь с головой ушла в головокружительные романы – и первым из них была ее связь с известнейшим французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери. Впоследствии он напишет о Натали, что она “излучает свет молока и меда, а когда снимает платье – то это чудо, сравнимое разве что с рассветом“.

Натали Палей и модели одежды

Их роман постепенно сошел на нет, и его место занял Эрих-Мария Ремарк. В своем дневнике он записал: “Наташа П., прелестное лицо, серые глаза, стройна, как подросток. Плавное начало, какие-то слова, легкий флирт, нежная кожа лица и губы, неожиданно требовательные… Красивое, чистое, сосредоточенное лицо, длинное тело – египетская кошка. Впервые ощущение, что можно влюбиться и после Пумы.

Их роман продолжался одиннадцать лет. Когда закончилась Вторая мировая война, Ремарк вернулся в Европу – и вместе с ним вернулась Натали. Они поселились в швейцарском доме Ремарка на озере Маджоре, но Натали, ездит в Италию, Париж и вдохновляет опять редакторов модных журналов. В 1951 году роман с Ремарком был закончен. Натали вернулась в США.

Почти все, кто любил ее и кто был ей близок, умерли, остальных разметало по свету. Мария Павловна с начала войны жила в Аргентине. Ирина, которая еще в 1936 году развелась с Федором Александровичем, в 1950 году вторично вышла замуж за барона Юбера Конкер де Монбризона. Натали погрузилась в тяжелую депрессию, из которой окончательно так никогда и не вышла. В последние годы она практически не видела, много пила и ни с кем не говорила. В конце декабря 1981 года Натали упала в ванной и сломала шейку бедра, а 27 декабря она ушла из жизни. Остается загадкой: сделала ли она это сама или же все же умерла естественной смертью? Так сошла на нет слава семейства Палей.

Княгиня Ольга Палей в кругу семьи

Мы все таим в душе свой мир необычайный,
Где сказка и любовь сплетаются в одно,
Где счастье не дивит нас, словно гость случайный,
Тот мир, где быть царем невольнику дано.
Все то, что попрано насмешкою людской,
В тот мир перенесли мы грустною рукой.

Как светел этот край, заветный наш алмаз!
Как этот уголок хорош в своей печали!
В нем все правдивое, за что отвергли нас,
В нем все прекрасное, о чем мы умолчали.
И там, над жертвами людей, плывете вы,
О, грезы — облака душевной синевы!

Так, угнетенная, душа светлей и чище
Становится подчас лишь для самой себя,
И каждый человек — незримое кладбище
Того, с чем он пришел, надеясь и любя.

Ссылка на основную публикацию
×
×