Древние застежки фибулы и брошь-фибула – фото и история

Фибулы и броши римского периода

М еталлическая застежка-фибула — важная деталь костюма древнего населения Европы. Ее основное назначение — скреплять между собой отдельные части верхней одежды и одновременно служить эффектным украшением. Возникнув на рубеже XIV – XIII вв. до н.э. во фрако-иллирийской среде, такие изделия быстро распространились по всей Южной Европе, проникли в Малую Азию и на Кавказ. В IX – VIII вв. до н.э. они становятся неотъемлемой частью туалета гальштатских племен и начинают массово поступать в глубь Европейского континента. Однако по-настоящему общеевропейским типом украшений фибула стала только в латенскую эпоху (V – I вв. до н.э.). Переработав ее внешний вид и создав классическую застежку с двусторонней симметричной пружиной, кельты распространили свое изобретение повсеместно в Европе, передав практически всем европейским народам. В последующий почти тысячелетний период (в эпоху Римской империи и в раннем средневековье) фибулы известны всюду от Испании до Урала и от Италии до Скандинавии, после чего, с конца I тыс. н.э., стали постепенно выходить из употребления.

В античное время более или менее массово они использовались только в городских центрах Северного Причерноморья. Здесь, судя по многочисленным изображениям на надгробиях и посвятительных надписях, плащ одевался поверх традиционного причерноморско-варварского наряда — куртки или кафтана и был частью мужского парадного туалета. Конструктивно причерноморские плащи ничем не отличались от римских и были представлены теми же типами, что и в Империи, — сагумом, палудаментумом и лацерной.

Время появления и широкого распространения фибул римского периода в северном Причерноморье – первая половина I в. н.э., т.е. почти одновременно с началом распространения этих нарядов в самой Италии и резким усилением римского влияния в припонтийском регионе. «Фибульную» одежду составляли не менее разнообразные одеяния в виде древнегреческих хитонов. Последние, как и плащи, изготавливались из прямоугольного куска ткани, который перегибался вдоль короткой оси и охватывал фигуру с трех сторон — левого бока, груди и спины, но не поверх рук, а под ними на уровне подмышек. Накинутый таким образом хитон скреплялся на плечах двумя застежками так, чтобы между ними и углами ткани оставались отверстия для свободного прохождения рук. Правый бок фигуры в результате оставался открытым. Чтобы его прикрыть, края ткани напускались друг на друга или сцепливались между собой фибулой или брошью, а весь наряд перехватывался на талии поясом, часто для красоты накрытым складками одежды.

Главная функциональная часть любой фибулы — игла. Она, по сути, одинакова у всех фибул — прямая и круглая в сечении. Конкретные ее размеры — длина и толщина, зависели исключительно от габаритов изделия и той механической нагрузки, которую застежке предстояло нести. Все остальные части — корпус, приемник и пружинное устройство, в зависимости от модных течений, сильно варьировали. Наибольшим многообразием отличался корпус фибулы. По его форме выделяют собственно фибулы и фибулы-броши («щитковые»). В фибулах-брошах, обязательным конструктивным элементом, является щиток. Щиток является элементом украшения, поэтому на нем зачастую были нанесены изображения (методом чеканки, литья), а также щиток мог быть инкрустирован драгоценными металлами и драгоценными или полудрагоценными камнями.

Место соединения корпуса фибулы с пружинным устройством традиционно называют «головкой», его противоположный конец — «ножкой». На ножке располагался приемник фибулы. Его назначение — удерживать иглу в застегнутом положении и скрывать ее острый конец, делая его безопасным. Формы приемника также разнообразны. Самым распространенным был сплошной приемник, отгибавшийся от бокового края ножки или отливавшийся сразу вместе с ней. Конец такого приемника часто украшали завитком, кнопкой, фигурным навершием и прочие.

Самая сложная конструктивная часть фибулы — пружинное устройство. Его назначение — плотно застегивать иглу и удерживать ее в таком положении. Различают собственно пружину и шарнир. Шарниры бывают двух типов: трубчатые и из двух стоек. Для устройства первого края головки фибулы закручивались в трубочку, в которую укладывалась ось с надетой на нее иглой. Игла специальным выступом упиралась в головку фибулы и пружинила только при ее застегивании.

Материал, из которого делали фибулы, различен — железо, серебро, золото, но чаще всего применялись разнообразные медные сплавы. Среди последних известны бронзы оловянистые, оловянисто-свинцовые, оловянисто-цинковые, оловянисто-свинцово-цинковые, оловянисто-свинцово-мышьяковые, цинково-мышьяковые, мышьяковые и собственно латунь — медно-цинковый сплав. К сожалению, малочисленность металлографических анализов пока не позволяет проследить закономерности в территориальном распределении фибул, изготовленных из различных материалов, и тем более идентифицировать их с определенными производственными центрами.

Металлические фибулы и броши – это те предметы, которые чаще всего привлекают внимание историков – исследователей. Фибулы, броши и застежки – крайне чутко реагируют на моду, давая нам возможность проследить тенденции моды тех времен. Благодаря этому фибулы – являются для исследователей крайне надежным хронологическим индикатором. Помогают датировать не только отдельные археологические комплексы, но и целые культуры. Во многих случаях, именно благодаря фибулам и брошам – археологам удается датировать памятник. Еще столетие назад на территории Крымского полуострова сформировалась достаточно большая коллекция фибул и брошей римского периода, однако детальное изучение и систематизация данных предметов, началась только во 2 половине XX века. Первым большим сводом, в котором описаны многие найденные фибулы и броши на территории Крыма, стала работа Анатолия Константиновича Амброза под названием «Фибулы юга европейской части СССР», издана данная работа в 1966 году.

При исследовании Херсонеса исследователи отводят большую роль в изучении брошам и фибулам римского периода. Некоторые типы данных изделий – совершенно не типичны для материальной культуры северного Причерноморья, из чего можно сделать вывод, что эти изделия использовали не местные жители, а выходцы из римских провинций. Поэтому они являются: 1.показателем контактов города с различными частями Римской империи; 2. является важным доказательством о пребывании римлян в Херсонесе. Но среди находок, присутствую и те фибулы, которые достаточно обширно распространены на указанной территории, этот тип фибул – можно считать объектом торговли.

При изучении некрополя Лучистое-2 — пока единственный известный в районе Южного берега Крыма археологический объект с погребальными комплексами раннеримского времени, было получено общее представление о размерах и хронологической позиции памятника, а также о погребальном обряде, этнографическом костюме и культурных связях использовавшего могильник населения. Среди найденных функциональных элементов костюма было несколько фибул и брошей. Сам некрополь Лучистое-2 расположен в центре Южной части Горного Крыма, на северо-восточной окраине села Лучистое, в северной части Алуштинского горно-приморского амфитеатра, в левом борту долины речки Демерджи.

В могиле №1 были найдены две броши: 1) с круглым щитком, украшенным сюжетным изображением с орнитоморфным щитком. Первый предмет — кружок из тонколистовой бронзы (размер — 2,68 х 2,92 см, толщина — 0,02 см) с тисненым по твердой модели изображением. Вероятно, был снабжен припаянным с тыльной стороны «смычковым» игольным аппаратом. Орнаментальное поле щитка обрамлено точечным ободком и заполнено сюжетной композицией. В её центре — стоящая женская фигура анфас, обращенная влево. Брошь относится к варианту «простых» типа 1 («округлые броши с пружиной или «шарниром» из проволочной петли») группы 8 по классификации А. К. Амброза.

В комплексе обнаружены пять проволочных одночленных фибул с высоким и узким пластинчатым приемником, прямой спинкой и 4-витковой пружиной с нижней тетивой («смычковые») (размеры — 2,36–3,82 х 0,23– 0,36 см). На спинках двух видны остатки припоя. Видимо, они использовались как застежки брошей. Подобные изделия относятся к группе 14 по А. К. Амброзу. Они характерны в основном для Крыма и особенно многочисленны на юго-западе полуострова.

Из захоронений происходит одиннадцать одночленных фибул с пластинчатым приемником, украшенным завитком, с треугольной плавно изогнутой пластинчатой спинкой и 4-витковой пружиной (размеры — 3,28–4,09 х 0,51– 0,82 см). Они незначительно отличаются материалом, конструкцией и декоративным оформлением спинки и завитка. Большинство застежек бронзовые, одна изготовлена из белого металла. Семь из них — с нижней, четыре — с верхней. У пяти фибул завиток S-видный, у двух — спиралевидный, у четырех — обломан.

В могиле найдены две бронзовые одночленные фибулы с 4-витковой пружиной с верхней тетивой и пластинчатым приемником, украшенным «кнопкой». Одна застежка с широкой выпуклой спинкой, на внешней стороне которой по длинной оси расположена линия «накатанного» штампом «жемчужного» орнамента (длина 6,61 см, ширина спинки — 1,34 см). У второй фибулы спинка пластинчатая, на её внешней стороне — орнамент в виде трех продольно ориентированных субпараллельных часто «изломанных» линий, «накатанных» штампом (6,84 х 0,99 см). Такие застежки относятся к вариантам 4а и 4б группы 12 («пружинные фибулы с гладким корпусом и кнопкой на конце пластинчатого приемника») по А. К. Амброзу.

Также стоит отметить находку фибулы-броши, обнаруженную в 2009 году при раскопках цитадели городища Артезиан в Восточном Крыму, погибшего в самом начале римско-боспорской войны 45–49 гг. н.э. Брошь была найдена в кладе, при исследованиях цитадели городища Артезиан. Кроме броши было найдено 244 бронзовые боспорские монеты конца I в. до н.э. – первой половины I в. н.э., 10 серебряных денариев императоров Августа и Тиберия, а также разнообразные золотые, серебряные и бронзовые ювелирные украшения и стеклянные сосуды.

Круглая серебряная брошь с изображением в низком рельефе бюста Афродиты с двумя фигурками эротов по сторонам, у правого и у левого плечей. Прическа богини оформлена по краю лица валиком с косыми насечками, обозначающими пряди волос. На голове – накидка, края которой спадают на плечи. На шее – ожерелье с подвесками. Правая рука с обозначенной на ней браслетом прижата к груди. Справа от обреза бюста по диагонали – прямой жезл с косыми насечками. По краю напаяна рубчатая проволока с концами встык. Щиток броши вытиснен штампом из тонкого серебряного листа. На диске представлено изображение Афродиты с эротами, относящееся к варианту, сложившемуся в Северном Причерноморье в I в. н.э. и особенно характерному для этого региона: богиня изображается с прижатой к груди правой рукой и держит в левой – жезл или скипетр, размещенный по диагонали и украшенный косыми насечками (при этом существовал другой иконографический тип, на котором богиня была представлена без жезла, восходящий к иконографии эпохи позднего эллинизма).

Медальоны этого типа, имеющие за редкими исключениями размеры от 2,9 до 4,6 см, как правило, выполнены из золота (реже из серебра, в виде исключения из бронзы). Они использовались преимущественно в качестве щитков брошей, а так- же в виде элементов ожерелий. Рассматриваемые медальоны получили особенно широкое распространение на территории Боспора.

В качестве застежки броши из Артезиана была использована припаянная к его обороту бронзовая смычковая фибула. Также можно отметить, что брошь из Артезиана, скорее всего, является продуктом боспорской ювелирной мастерской. Не исключено, что она была изготовлена при помощи тех же штампов, что и броши из погребений некрополя Горгиппии середины I в. – начала II в. н.э. Находка из Артезиана позволяет датировать появление иконографического типа Афродита с жезлом и двумя эротами не позднее второй четверти I в. н.э.

Виды брошей – античные и современные

Слово «брошь» (англ. brooch) происходит от французского «broche», что в переводе означает «длинная игла». Такое название объясняется первоначальным назначением броши – скреплять одежду. А необходимость скреплять одежду появилась тогда, когда человек впервые надел на себя что-то побольше, чем набедренная повязка. Поэтому не удивительно, что история броши практически равна истории человечества.

Фибулы и аграфы – самые древние разновидности броши

Первый аналог броши появился более 5 тысяч лет назад в бронзовом веке. Он не только отличался от современной броши своей конструкцией, но и имел другое название – фибула (англ. fibula). Фибула изготавливалась из металла и чаще всего представляла собой круг с двумя отверстиями, через которые продевался массивный изогнутый штырь, скрепляющий ткань. Но он быстро портил ткань, и вскоре люди додумались до безопасной конструкции фибулы с штырем в виде шипа. Фибула имела много конструктивных разновидностей. Так, например, венгерская фибула изготовлялась из цельной металлической проволоки и своей конструкцией напоминала традиционную английскую булавку. А греческая фибула состояла из двух или четырех спиральных кругов, соединенных вместе. Игла при этом выходила из одной спирали и закреплялась на другой.

Примеры античных брошей — фибул:

В Средневековье помимо фибул появились аграфы (англ. agraffe)– заколки, которыми скрепляли воротник нижней рубахи или просто надевали в качестве украшения. Позже их стали использовать и как заколки для волос. В эпоху Возрождения, в связи с радикальным изменением моды, фибулы и аграфы сдали свои позиции, поскольку стали не нужны, а в моду вошли подвески.

Примеры античных брошей — аграф:

Брошь Севинье — родоначальница современных видов брошей

В нынешнем понимании брошь появляется только в XVII веке благодаря французской писательнице и фаворитке короля Людовика XIII мадам де Севинье. Именно она ввела в моду брошь как аксессуар. Мадам де Севинье посчитала, что привязывать ленточками или пришивать к платьям подвески – работа, которая занимает слишком много времени. И она придумала первую брошку в виде банта с прикрепленной к нему подвеской. Такую брошку можно было легко пристегнуть в нужное место на платье. Брошь мадам де Севинье вызвала настоящий бум среди французских модниц, и каждая дама высшего света считала делом чести иметь в своем арсенале несколько разных брошек (подробнее об украшениях эпохи барокко). Популярность этого аксессуара объясняется еще и тем, что придворные дамы начали использовать броши для передачи «тайной» информации. Надев условленную брошь, дама, например, сообщала определенному человеку, что может принять тайного гостя, или о получении важного известия.

Портреты мадам Севинье в броши ее изобретения:

Так, с легкой руки мадам де Севинье, вошел в моду этот прекрасный аксессуар и остается популярным по нынешний день.

Какие бывают ювелирные броши?

Есть несколько критериев, по которым различают виды брошей.

В зависимости от материала изготовления, броши различают:

  • Ювелирные броши из драгоценных металлов. Они могут быть как со вставками, так и без них. Вставки выполняются драгоценными или полудрагоценными камнями, жемчугом, эмалью.
  • Бижутерные броши из латуни или других сплавов. Такие броши инкрустируют полудрагоценными камнями, стразами, стеклярусом или кристаллами Сваровски.
  • Броши, выполненные из других материалов — полимерной глины, пластика, кожи, бисера, дерева, текстиля, валянные из шерсти. Эти украшения часто выполняются вручную (броши в технике хендмейд), что придает им особенную прелесть.
Читайте также:  Почему мужские браслеты из натуральных камней лучше кожаных

Броши также различают по типу декоративной обработки и разделяют на такие виды:

Ажурные броши, материалом для которых служит металл, кость, пластические массы и другие. Металлические ажурные броши изготавливают методом выпиливания ажура или же штампованием, а также техникой филиграни. Броши из кости, пластика или других поделочных материалов изготовляют методом резьбы ажурного орнамента.

Гладкие броши. Гладкие броши в основном состоят из одного крупного поделочного камня, например, пейзажного или ландшафтного агата. Часто также вокруг камня размещают множество оттеняющих его мелких камушков.

Броши-геммы — выполненные в виде рельефов на камнях. Геммы с барельефами (то есть выпуклым, выступающим изображением), называются «камеи». Напротив, броши-геммы с «горельефным», утопленным изображением называли «инталии». Подобные украшения высоко ценились не только как драгоценности (часто исполненные из ценных пород камней или раковин), но еще более как произведения искусства — миниатюры с разнообразными сюжетами, портретами и жанровыми сценами.

Броши-камеи (англ. cameo brooch)– вечная классика ювелирного искусства. Это изображение, выполненное на драгоценном или полудрагоценном камне овальной формы в технике барельефа с тщательно вырезанными деталями. Барельеф камеи обычно светлый – белый, молочный, слоновой кости, бежевый, а основа-овал темный, обычно черного, синего, коричневого или красного цвета. Наиболее распространенный сюжет для камеи – нежный профиль женской головки с четкими гранями волос, шеи и лица. Но также на камеях изображают портреты известных личностей, ангелов, небольшие сюжеты античной мифологии, бытовые сценки, цветы.Сегодня камеи изготавливают из разных материалов, но традиционно они выполнялись из агата, яшмы, оникса, разных кварцев. Овал камеи оправляли драгоценным металлом, украшали жемчугом и драгоценными камнями. Большой любительницей камей была императрица Екатерина II, которая свою любовь к этим украшениям называла «каменной болезнью». Именно из-за большой любви императрицы к камеям были начаты массовые разработки драгоценных и полудрагоценных камней Уральских гор.

Броши-инталии (англ. intaglio). Это также разновидность геммы, и противоположность камеи, так как изображение выполняется в технике углублённого (отрицательного) рельефа. Вырезают инталии на драгоценных или полудрагоценных камнях или стекле. Овал инталии также часто оправляют металлом, украшают камнями или жемчугом.

Эмалевые броши. Основания таких брошей изготавливаются из золота, серебра, меди, реже латуни. На основу налаживается эмаль. Используют разные техники наложения – живописную эмаль, воспроизводящую различные рисунки (например, знаменитая ростовская финифть), перегородчатую эмаль (техника клаузане), выемчатую эмаль (так называемую технику шамплеве). Эмалевые броши часто являют собой тонко выполненные художественные миниатюры, которые дополняют украшения по периметру (подробнее о ювелирных украшениях с горячей и холодной эмалью).

Мозаичные броши. Их обычно изготовляют из смальты – стекла специальной варки, которое обладает большим разнообразием цветов. Мозаика составляется из мелких кусочков смальты, которые, соответственно с композицией, вклеиваются в основание броши при помощи специальной мастики. Поверхность мозаики полируется. Эту технику называют микромозаикой.

Выделяют также особо еще некоторые разновидности этого аксессуара:

Броши разделяют и по типу крепления:

Брошь-булавка. В последнее время этот вид броши особенно популярен. Как понятно из названия, – это булавка, на которую нанизаны различные дополнения. На такую брошь можно нанизать много разных камушков, подвесок и цепей, что позволит почувствовать себя дизайнером.

Брошь-заколка. Она прикрепляется как зажим на край одежды. Также такую брошь используют в качестве заколки для волос.

Брошь-игла (пин — от английского pin), которая крепится с помощью специальной безопасной иголки.

Что такое фибула? Применение и фото фибулы

«Фибула» — латинское слово. Переводится, как «застежка», или «булавка». Описание расплывчато. В 21-ом веке известны сотни разных зажимов. Но, фибула была одним из первых.

Поэтому, слово «застежка» всех устраивало. Если копнуть глубже, то изначально латинский термин «fibula» применялся в качестве названия грифельных костей лошадей. Скреплять ими одежды начали еще в доисторический период.

Но, современный облик фибулы приобрели к Бронзовому веку. С тех пор предмет стал не просто застёжкой , а конкретной разновидностью булавок. Итак, настало время подробного ознакомления.

Описание фибулы

В основе всех фибул лежит двухсторонняя пружина. Ее изобрели как раз к началу Бронзового века. У ближайшего родственника в ряду застежек – английской булавки, пружина односторонняя. Фибула состоит из иглы и корпуса. Но, корпус, зачастую, в форме обода. Такой облик детали стали придавать в Византии.

Традиция дошла до наших дней. Обычно, обруч разомкнут (подковообразная фибула). Его концы загнуты, или шарообразны. За счет этого игла удерживается на ободе. Раздельные модели почти вышли из обихода. Они не практичны. Игла теряется.

Обручи застежек, как правило, широкие и богато оформленные. Не обязательно используют драгоценные материалы. Но, без гравировки , кристаллов, витых элементов не обходится. Фибула исторически играет двойную роль, не только булавки, но и украшения .

Именно поэтому держатель иглы щедро декорируется. Кельты из Шотландии старались приобретать исключительно золотые фибулы с самоцветами. На них был спрос среди воинов.

Украшениями закрепляли накидки. Многие погибали, не оставив после себя ничего, кроме славы. В этом случае, продавалась застежка фибула, чтобы устроить на вырученные деньги похороны дружинника.

Принцип действия фибулы

Брошь фибула застегивается в три этапа. Ткань прокалывается иглой. Острие проводится снизу вверх, заходя в отверстие обруча.

Финальное действие – завод иглы за один из концов застежки. В итоге, ткань удерживается во всех плоскостях. Английская булавка фиксирует материю лишь в вертикальном направлении. Фибула же крепит ткань еще и в горизонтальной плоскости за счет обруча, который придавливает материю.

У древней застежки есть и еще один «козырь» перед английской булавкой. Последняя называется безопасной. Но, это относительно, ведь изделия нередко расстегиваются, к примеру, при сильном натяжении ткани.

Отверстие фибулы после застегивания становится мало для иглы. К тому же, материя закреплена и в горизонтали, и в вертикале. Возможность, что зажим расстегнется, исключена. Фибула безопасна, не зависимо от модели. Кстати, о моделях. Хоть популярность сыскали подковообразные застежки, существуют и иные образцы. Рассмотрим малоизвестные виды зажима.

Виды фибул

Пойдем по убыванию популярности. Наиболее близка к подковообразной модели римская фибула. Она тоже округлая, но обруч не разомкнут. Зато в нем есть узкий желоб, удерживающий иглу.

Почти забыта венгерская фибула. Она наиболее близка к булавке, вытеснившей ее. Венгерские зажимы делали из проволоки. Один ее конец загибали витком, переводя в иглу.

Другой конец дужки, так же, загибали. Образовавшееся отверстие служило держателем острия. К венгерскому типажу относится пренестинская фибула. Она названа в честь местности, где найдена – древнеримского города Пренесте. Артефакт примечателен надписью. Ее считают наиболее древним свидетельством латинской письменности.

Канула в лету скандинавская фибула. Это как раз та, строение которой раздельное. Игла надета на дужку, а не является ее частью.

Кстати, дужки утративших популярность застежек, тоже подразделяются по видам. Дуговые дужки имеют форму полукруга. Ладьеобразные похожи на них, но значительно утолщены посередине. Последний тип – змеевидные дужки. Они причудливо изогнуты.

«Золотой» век фибул

Фибулы стали массовым явлением в Бронзовом веке и были популярны до конца Средневековья. К 16-му столетию застежки использовали лишь для прихватывания тканей и в качестве украшений .

Но, в римский период зажим использовали и для крайней плоти женщин. Так, античные мужчины добивались соблюдения дамами приличий при виде обнаженных гладиаторов, атлетов.

Зажим был щадящим, без иглы. Особая надпись, — вот чем еще отличалась благочестивая фибула. Купить мужчины соглашались лишь те модели, на которых было выгравировано: — «Пусть она не будет отдана тому, кто потребует».

В свой «Золотой» век фибулы нередко служили и оберегами . Стереотип, что застежка может защищать от злых духов и сглаза перешел на английские булавки. Многие, наверняка, слышали советы прикрепить булавку на свою одежду, или наряд ребенка в качестве своеобразного «телохранителя».

Фибула в наши дни

В 21-ом веке классические фибулы продают лишь в тематических магазинах, торгующих предметами старины и сделанными под старину. Массовое производство застежки не ведется. Антикварные лавки могут и не иметь в ассортименте зажима.

Если цель – винтажный образ, а не историческая подлинность аксессуара, подойдет и фибула своими руками. Римская, или подковообразная застежка делается из обычных шпилек для волос. Одна из них разгибается и образует кольцо.

Концы другой многократно перекручиваются. Так и получается фибула. Фото с мастер-класса указывают, что остается обшить обруч кожей, или ее заменителем. Для «иглы», так же, изготавливается кожаный чехол.

Его нижняя грань длиннее верхней. Это нужно, чтобы вставить булавку в «карман» и, при этом, оставить участок, который прикрепится к кольцу. Зона без металлического элемента даст возможность свободно манипулировать иглой.

Хоть, застежка и позабыта широкой публикой, ее имя живо. К примеру, есть салон красоты «Фибула». На сайте компании не объяснен выбор названия, но есть перечень услуг. Мужские и женские стрижки, укладки, окрашивание, ногтевой сервис и педикюр, — все это предлагает «Фибула» в Самаре.

Специалисты компании, так же, держат кабинет косметологии, предлагают спа-процедуры и посещение солярия. Салон «Фибула» в г. Самара считается достоянием жителей города.

Они оставляют о «Фибуле» лишь лестные отзывы. Интересно, знают ли их авторы, в честь чего назван их любимый салон? Возможно, после прочтения этой статьи знатоков истории станет больше.

Фибула

Фибула

Фибула – металлическая застежка одежды.

Как часто на поисках артефактов с металлоискателем выкапываете предмет, предназначение которого вам не известно? Я вот частенько над ямкой кручу в руках неизвестную загугулину и думаю, что же это могло быть и как это применяли. Но, мне позволительно, ведь я «молодой искатель» и в находках по старине для меня есть много еще чего нового и неизученного.

Как вы идентифицируете неизвестную находку? Лично я использую 3 варианта:

  1. Спросить у более опытного камрада.
  2. Попытаться задать правильно вопрос Гуглу.
  3. Спросить на форуме, предварительно создав соответствующую тему в соответствующем разделе.

В идентификации находки использую все три метода в том порядке, в котором выше написал. В 99% случаев принадлежность и даже приблизительную стоимость найденного предмета удается определить. А вот тот 1%, о котором никто и ничто не знает зову просто: хрень. С «хренью» поступаю так: выбрасываю в металлолом или кладу в соответсвующую коробочку.

Серебряная фибула.

Когда на поле с очевидной находкой подхожу к камраду и спрашиваю его «что это?», он рассматривает предмет в своих руках, смотрит мне в глаза и говорит: «вчіть історію…». Отдает мою находку и уходит продолжать поиск артефактов. Уже знаю – если он так делает, тогда я только что поднял дейсвительно редкий предмет. Сделав не болшую выдержку, снова подхожу к нему с тем же вопросом. Он уже добрее и рассказывает пренадлежность моего предмета.

За час до того, как выкопал свою долгожданную находку, под мою трехчастотную Торнадо впервые залетела двухпластинчатая серебряная фибула.

только выкапаная двухпластинчатая серебряная фибула ЧК

Так как этот предмет видел впервые, то сначала подумал что выкопал современную заколку. И когда камрад в руки взял мою свеженькую находку, то через несколько секунд отдал со словами «вчіть історію…». Конечно, потом объяснил, что это фибула из серебра и пластинки у нее очень тоненькие – легко ломаются.

Дома, попытался определить возраст фибулы – IV – V вв н. э.

Теперь ты, мой читатель, знаешь, как выглядит двухпластинчатая фибула времен Черняховской культуры. К слову, эти фибулы в основном сделаны из бронзы, но иногда попадаются и из серебра (как в моем случае). Так что будьте внимательны, по незнанию не перепутайте редкий артефакт с современной заколкой.

Строение фибулы.

На копе может попасться любая часть фибулы. Поэтому нам обязательно нужно знать ее строение, чтобы с легкостью идентифицировать свою находку, и заодно блеснуть знаниями перед камрадами.

И так: древние фибулы состоят из 5-ти частей: спинка, ножка, приемник, пружина и игла. Схематически это выглядит так:

Спинка – корпус фибулы.

Ножка – задняя часть корпуса, на которой находится приемник.

Приемник, фиксирует иглу и прикрывает ее острый край.

Пружина, предназначена для более плотного застегивания.

Игла, скрепляет части одежды.

Нам искателям важно знать, как выглядят эти составные части древних заколок, чтобы выкопав их, легко определить принадлежность находки. Целыми фибулы попадаются редко (мне ни разу), но вот составные ее элементы частое явление под катушкой многих металлоискателей.

Рассмотрим реальные примеры копаных частей фибул.

Спинки. Без ножек и пружин.

Ножка и приемник. Эти части, как правило, находят вместе.

ножка и приемник (кликабельно)

Игла и пружина. Частенько игла и пружина сделаны из одного куска проволоки, поэтому эти две части находят вместе. Если корпус, пружина и игла изготовлены из одного куска металла, то это одночленная фибула, если же из двух (корпус с одного куска, а пружина и игла из другого), то это двухчленная .

игла и пружина из двухчленных фибул (кликабельно)

Спинка и ножка. Это самая частая находка искателей с металлоискателем. Разные формой, типом изготовления, нанесенным рисунком и размером – корпус фибулы специалистам расскажет многое. Нам же копателям хватит и того, что это часть старинного предмета, которой может быть с два десятка сотен лет.

спинка и ножка корпус (кликабельно)

Реже попадаются корпуса фибул с остатками пружин.

корпус с пружиной (кликабельно)

Общая информация о фибулах.

Древние фибулы в большей своей части делали с помощью ковки, намного реже выплавкой.

Металл, который использовали в изготовлении старинной застежки: железо, медь, бронза, серебро, золото. Чаще всего, с металлоискателем находим бронзовые фибулы, реже серебряные, а вот золотые, это большая редкость.

фибулы из разных металлов: железо, бронза, серебро, золото (кликабельно)

Читайте также:  Почему мужские браслеты из натуральных камней лучше кожаных

На основе различия основных признаков фибулы делятся на большие группы: фибулы раннелатенской, среднелатенской и позднелатенской схемы, одночленные «воинские» фибулы, провинциальные шарнирные фибулы и броши, различные фибулы с гладкой дужкой и украшенным приемником (украшен кнопкой или завитком), смычковые, сильно профилированные, подвязные (лучковые и прогнутые), двучленные «воинские», двучленные с очень высоким приемником, т-образные и двупластинчатые.

Так как я простой копатель, то описать различные группы фибул не могу – нет у меня таких знаний. Мне достаточно того, что могу идентифицировать свою находку как «фибула», а потом, уже смотря на ее состояние, решить, что с ней делать – продать или оставить себе.

Найти старинные фибулы на территории современной Украины в основном можно таких культур: зарубинецкой (зк) 3 век до н. э. – 2 век н. э.; черняховской (чк) 2 век н. э. – 4 век н. э.; киевской (кк) 2 век н. э. – 5 век н. э.; пеньковской (пк) 6 век н. э. – 8 век н. э. Конечно, фибулы, принадлежащие той или иной культуре, между собой отличаются, соответственно, можно приблизительно узнать возраст находки.

На Ютубе нашел не большой ролик, в котором показан процесс изготовления одночленных старинных фибул ковкой. Кому интересно – смотрим:

Если кто-то, читая мой опус древних застежек для одежды и смотря их фотографии, задался вопросом: «а как выглядит современная фибула?», то, кликнув по этой ссылке, увидит ее.

Древние фибулы очень красивые и уникальные в своем роде предметы. Поэтому я некоторые часто встречающиеся на копе экземпляры собрал в нижеприведенной галерее.

21 комментарий

Очень интересная статья. Спасибо! Находки часто неоднозначные. Если это часть фибулы (не целая), новички копа их даже не узнают.

Андрюха молодец) Реально wekipedia отдыхает)

И вам спасибо, что читаете ?
Я старался сделать статью для новичка максимально полезной, познавательной и интересной. Части фибул частая находка, но вот то, что это именно от древней застежки, многие копатели могут просто и не знать…

darwin, спасибо – статью 2 недели писал ? тема ведь и для меня не совсем раскрытая была – пришлось много читать и даже тратить деньги ?

Сегодня на копе, под катушку Торнадо залезло две фибулы: одна железная, а вторая бронзовая.
Железную, нашел на поверхности – металлоискатель ее увидел, а я, опустив глаза в место обозначение прибором находки, обнаружил торчащую из земли пружину.

Бронзовая же фибула, попалась на слабом цветном сигнале. Это явный пропуск камрадов, которые то место до меня выбили. Частота работы детектора была 18,75 кГц.

Всем привет .
Действительно , иногда попадается под катуху – непонятный предмет .
Итак. 13 февраля, морозец немного спал, появилось солнышко – уже как дня четыре , и решено – ЕХАТЬ , только недалеко , + с новыми ( для меня) комрадами .
Отьехали от города 20 км ( договорились с напарником наши места пока не светить , а поехать побегать по старым дорогам и новосаженным совдеплесам- народ новый и посмотреть как себя покажут) , свернули в лесок , по нему километра три и мы на месте – рядом колодец старый, обозначенный на Шуберте. вышли , собрались и разбрелись вокруг дороги , ну и – бухарские динарики, настрел ППШ , пара совдепиков , в общем полные карманы шмурдяка- сошлись с комрадом , он пустой вообще ( хотя он самый опытный , да и везёт ему всегда почти) – говорит – пошли в ту сторону( деревня) я говорит- по низинке , я ему – а я в тот лесок , и попер по дороге ( лесная по ней лес пи…т( крадут) ) , иду , прошёл буквально метров пять – сигнал , нечёткой такой , думаю- дай копну- у пеня так ППШ звенят с ржавой пулей( вди нет) , из земли вывешивается какая- то хрень с гайкой, я кричу- Паша иди сюда я какую-то часть от карбюратора наверно нашёл бронзявую( до конца ещё вещь из земли не выколупал- замерзшая маленько) , он подходит , берет , колупнул палкой- вытягивает сигарету , стоит курит ( я ни тудой ) потом жмет мне руку, я ему – ты говорю чего, он- ты грит понял что ты копнул , я ему – хрень какую-то , он мне – это фибула и старая , походу Рим ( он давно копает , это я за пять лет выезжал раз сорок ) я говорит по ПК дернул 6-7 век , эта постарше , короче дальнейшие поиски у него не пошли – мой был день ещё копуха 1924, пятналик 1911 , до реформа и ходячка.
Фибула была поломана машинами – гнутая и разорвана + из морозной земли лезла , но два месяца неспешных работ и готово .
Результат, если кому интересно на arkaim.co в галерее по антике – фибула позднеримская луковичная , шарнирная ( бронза в позолота) сейчас у человека в коллекции , не продана – отдана .не все деньгой меряется .
Гугл по запросу …позднеримская луковичная фибула , картинку тож выдаёт .

Всем отменных сигналов под катуху .


Очень красивая – таких, я даже и не видел. Поздравляю с супер находкой ?

Благодарю – хотя честно , радости и небыло, ходил расстроенный долго – из за того- что цепанул , она лежала в окружении чермета( прибор Терминатор от dendetect) и я её лопатой докорежил , после машин – она лежала в колее на 10-15 см всего , прям под колесами грузовиков , на границе песок( сверху)- земля , и по ней долго катались .
Кореша успокаивали – главное что нашёл , говорят ,и всю в сборе , типа- сделаешь , руки не из жопы .
Ну- сделал , потом вроде отпустило .
В Луганской обл , мне говорили – Рима вообще быть не должно ( это мы в личке Аркаима с админом переписывались ,) и тут – статусная вещь – через две недели спора .

Блог интересный , уже внёс в закладки .
Успехов .

Да кстати , для более точного определения ( ну кроме картинки с диптрихом Флавия Стилихона ? ) , в итоге отписывался в РАН – ведущему специалисту по эпохе ВПН( в Украине не нашёл к кому – хотя он бывший наш соотечественник) , он и дал ответ , ну и он тоже под….л ,хотя при гунах народ гонял туда- сюда много где .
Больше по Риму там не поднял ничего ( хотя был разговор с челом – о нахождении в окрестностях захоронения по Риму, но только он не в теме – просто слышал рассказ) перепашка в 60 см , выходил раз восемь в те места – но я не отчаиваюсь и изредка опять туды выбираюсь .

а с каким металлоискателем ходите там?

Терминатор Про , катуха 14кГц ей и поднял , разделение хорошее ( 12иногда , у меня их два((30*14кГц, 25*12кГц),(30*12кГц)+ АСЯЕвро) катуха 30 см.

Хм, не пробовал и даже не встречал этот прибор.

Если интересно , на Райберте огромная тема :
Обсуждение работы Терминатора от Dendetekt, к сожалению ссыль закинуть не могу – в России , а тут – Райберт , это экстремистский ? сайт ,от сель не зайдешь .
И форум шурф. Info ( churf.info) это форум автора прибора – только молодой есчо , даже не форум задумка- а клуб , где можно писать – что хошь , и никто не одернет – ну в рамках приличия правда ( типа альтернативы райберту) .
Так вот он тему по прибору потихоньку с Райберта переносит , после его полуслияния с Виолити .

Ну порадовало что снимки целых фибул мои , это моя тема и занимаюсь как реставрацией так и целыми .. фотками пользуйтесь , нежалко
Но в целом аматорски написано
В Украине встречаются самые ранние типы , РЖВ , древние греки … .Датировать можно в самых узких пределах , особо легко дело обстоит с Римскими и Кельтскими так как они наиболее изучеы .
Есть литература по теме , авторы : Амброз ,Альмгрин.

Закину табличку с фибулами ранних словян ПК

Спасибо. Реставрируете очень классно – я бы и сам хотел научиться так делать.
Кстати, если не тяжело, можете мне написать на почту сколько будет стоить купить у вас несколько отреставрированных фибул, так сказать, на прямую, чтобы без посредников в виде торговой площадки. a.vremenami@yandex.ua

А с классификацией фибул, мне, как аматору, было трудно разобраться какая к какому периоду принадлежит.

Приветствую .
На Hobby detekting опять конкурс, историю с фибулой туда запустил , (тринадцатое хорошо и не очень)

Помогите, пожалуйста, определить, какого периода фибулы?

Самые обыкновенные спинки фибул времен черняховской культуры ( 2 – 4 век н. э.).
Поштучно не продаются – только скопом от 10-ти штук и более.

Нашел такую часть фибулы.
Ориетир стоимости?

Фибула: виды и формы первой застежки на одежде предков

Фибула представляет собой старинный аналог застежки для соединения деталей одежды. С помощью нехитрого аксессуара – древнейшего предка булавки – фиксировали накидки на плечах, драпировали платья и кафтаны. Изначально фибулы имели исключительно функциональный характер и простое оформление. Позже их стали носить в качестве изысканного украшения-застежки оригинального дизайна.

Общие сведения и назначение

Выясняя, что такое фибула,стоит знать, что ранние образцы застежки принадлежат железному и бронзовому веку. Им древние предки скрепляли одежду – накидки и плащи – из кожи или грубого полотна. Аксессуар использовали и женщины, и мужчины. Оригинальные версии изделия присутствуют в музейных экспозициях античной эпохи, не менее интересны фибулыиз погребений на территории древней Руси,образцов скандинавских и других культур.

Аксессуар считается предшественником всех современных вариантов застежки. Фибулавыполняет функцию пуговицы, булавки, брошии предназначена для скрепления элементов одеяния. Данным аксессуаром закалывали накидки на груди или плечах, женщины иногда использовали изделие для драпировки подола платья. Фибулыможно увидеть в образах воинов доисторических времен, туниках римских ораторов, роскошных нарядах знати древней Руси.

Древняя заколка для одежды состоит из иглы и корпуса, который чаще всего выполнен в виде обода с разомкнутыми концами. Подковообразная конструкция с загнутыми или шарообразными концами обуславливает прочную фиксацию иглы в нужном положении. Обод предусматривает богатое оформление с применением кристаллов, гравировки, витых элементов.

Исторически аксессуару свойственна двойная функция. Так, застежка-украшение щедро декорируется, зачастую изготавливается из драгоценных металлов. К примеру, шотландские кельты предпочитали золотые заколки с самоцветами. Если воин погибал, не оставив после себя ничего, продавали фибулу и на вырученные деньги устраивали похороны.

Как выглядит Фибула

Аксессуару также присваивали магические свойства и использовали в качестве оберега. Видимо именно этим обуславливается сакральное значение булавки, которую носят от сглаза и порчи. Примечательно, что изначально латинский термин «fibula» применялся в качестве названия тонких грифельных костей лошади. В доисторические времена именно они выполняли функцию крепления на одеяниях предков.

Строение и принцип действия

Заколку-фибулу изготавливали из металла. Это крепкая застежка, с помощью которой удобно фиксировать грубые полотна, кожаные накидки, одеяния плотной фактуры. В основе конструкции лежит двухсторонняя пружина, которую изобрели в начале бронзового века. У английской булавки – современного аналога застежки – пружина односторонняя.

Конструктивные составляющие аксессуара:

  • корпус в виде квадрата, круга или дужки;
  • иголка или штырь с острым концом;
  • иглодержатель в виде желобка или примитивного замочка;
  • пружинный механизм, соединяющий иглу с корпусом.

Простейший вариант конструкции представляет собой скобу и иглу. В корпусе предусмотрен иглодержатель в виде узкого желобка, в который вставляется острый конец штыря. Основание иглы имеет пружинный механизм для плотной фиксации на корпусе.

Принцип работы первого аналога застежки:

  • с помощью иглы прокалывают материал, соединяя концы накидки на плечах или груди;
  • фиксируют конец иглы, вставляя его в специальный иглодержатель в корпусе.

Механизм английской булавки предусматривает фиксацию материи лишь в вертикальной плоскости. Наличие обруча в древнем варианте застежки позволяет крепить ткань еще и горизонтально, придавливая сверху.

Виды и формы фибул

Известные варианты аксессуара классифицируются по разным признакам, в том числе по форме, датировке, месту раскопки:

  1. Римская фибула по конструкции наиболее близка к подковообразной модели, имеет округлую форму, притом обод не разомкнут, и предусмотрен желоб в качестве держателя острия.
  2. Венгерская фибула представляет собой конструкцию из цельной металлической проволоки и напоминает традиционную английскую булавку. Механизм застежки заключается в том, что один конец после спирального витка представляет собой иголку, а второй конец выполняет функцию иглодержателя.
  3. Скандинавская фибулавотличие от цельной венгерской застежки имеет отдельные элементы, которые насаживаются друг на друга.
  4. Греческаяфибула-брошьпредусматривает 2 или 4 спиральных круга, игла-штырь выходит из одной спирали и закрепляется в другой, прихватывая одежду.

Венгерская фибула

Пренестинская разновидность древней застежки для одежды относится к венгерскому виду. На артефакте, найденном на раскопках древнеримского города Пренесте, обнаружена надпись, которую считают наиболее древним свидетельством латинской письменности.

Разновидности италийских фибул

Италийские варианты имеют различные формы дужки и впечатляют разнообразием механизма конструкции. Ранние образцы предусматривают схожее с венгерскими моделями строение спиралевидного иглодержателя. Поздние италийские версии выполнены с держателем в виде плоской пластины круглой формы.

Италийские модели старинной застежки по форме дужки делятся на следующие группы:

  • полукруглые. Модель относится к самим ранним образцам. Дужка выполняется в виде детали одной толщины по всей длине или же с уплотнением на отдельных участках. Корпус имеет гладкую поверхность или оформляется полосами, украшается бусинами;
  • ладьевидные. Дужка полой дугообразной конструкции с утолщением посередине имеет различные варианты иглодержателя;
  • змеевидные. Встречаются образцы с изогнутой в причудливых формах дужкой, как и другие вариации.

Чертрозские фибулы, обнаруженные при раскопках Чертрозы, имеют вытянутую дужку, конец которой представляет собой желоб-иглодержатель с пуговкой и завернутым концом.

Интересные образцы фибул италийских форм обнаружены в могильнике Хальштатта:

  • очкообразные. Изделие выполнено в виде пары спиралевидных кружков, соединенных между собой острием-креплением;
  • арбалетовидные. Застежка предусматривает множество спиралевидных витков с перпендикулярным расположением по отношению к дужке.

Впечатляет оформление отдельных арбалетовидных застежек, в которых окончание держателя выполнено в виде миниатюрной головы животного либо человека.

Подковообразные фибулы

Изделия по форме напоминают подкову, варианты различаются по сечению тулова и оформлением концов.

Спиралеконечные

Изделия выполнены с концами, загнутыми в трубочку. По оформлению дужки делятся на плоские, прямоугольные, круглые, четырехгранные, треугольные. Чаще всего спиралеконечные модели отлиты из латуни и многокомпонентного сплава с преобладанием цинка.

Читайте также:  Почему мужские браслеты из натуральных камней лучше кожаных

На раскопках на территории Руси в могильниках Тимеревском и Михайловском, Гнездове, во владимирских и приладожских курганах найдены спиралеконечные фибулы, родиной которых считается Швеция. В Новгороде обнаружено 6 подковообразных застежек, которые датируются Xвеком и считаются древнейшими образцами.

С ромбовидными концами

Найденные в Ярославской губернии и новгородских курганах массивные литые образцы с ромбовидными концами датируются X-XI веками. Ромбы покрыты серебром. Подобные варианты изделия встречаются исключительно в погребениях мужчин, у плеча.

В новгородской коллекции можно увидеть также следующие варианты подковообразных фибул:

  • с многогранными головками;
  • с воронкообразными концами;
  • ромбического сечения с гранчатыми головками;
  • с маковидными головками;
  • с конусовидными головками.

Впечатляет оформление подковообразных застежек с зооморфными концами, которые представлены в виде головы дракона. Находка из погребений X века выполнена из латуни, из слоев XIV века – из бронзы.

Кольцевидные фабулы

Модель представляет собой пластинчатый или круглопроволочный обруч. Найденные в Новгороде, Полоцке и Карелии пластинчатые кольцевидные образцы изготовлены по восковой модели и датируются XII-XIV веком. Некоторые из них гладкие, есть экземпляры с насечкой, косыми штрихами, растительным ажурным узором.

Кольцевидные фабулы

Сердцевидные фабулы

В контуры ажурной литой застежки, обнаруженной в слое XIIIвека в Новгороде, вписаны две человеческие фигуры визави. Предполагаемым местом изготовления экземпляра считается Германия, а по манере изображения фигуры напоминают Тристана и Изольду.

Другая сердцевидная застежка из бронзы с растительным орнаментом датируется XII-XIIIвеком.

Фибула в наши дни

Массово использовали фибулу в бронзовом веке, аксессуар имел популярность до конца средневековья. После изделие применялось исключительно для прихватывания ткани и оригинальной драпировки, также в качестве броши-застежки с богатым декором.

При желании дополнить наряд винтажным украшением подходящим вариантом считается фибула, выполненная своими руками. Чтобы самостоятельно изготовить подковообразную римскую застежку, в качестве основы используется пара шпилек для волос:

  1. Одну шпильку выпрямляют, далее оформляют в форме кольца. Полученный обод нужно обшить кожей.
  2. Концы другой шпильки несколько раз перекручивают и выполняют своеобразную «иглу». Далее для нее изготавливают кожаный чехол, учитывая, что нужно сделать нижнюю грань длиннее верхней. Это необходимо в качестве детали для фиксации к кольцу.

При необходимости металлический обруч можно обшить плотной тканью, для декора использовать бусины, камни, бисерную вышивку.

Древние застежки фибулы и брошь-фибула – фото и история

Войти

Броши. Нетленная классика

Броши – пожалуй, самый древний вид украшений. Когда первобытный человек впервые надел что-то большее, чем набедренная повязка – у него появилась необходимость скрепить эту одежду. Колючки и шипы растений первыми выполняли эту функцию, потом их заменили изогнутые острые кости и осколки кремня.

Бронзовый век ознаменовался использованием металла – вначале появились штырьки со шляпкой, затем – прообразы современных брошей с замочками. Такие застежки были распространены в Скандинавии, Венгрии, Северной Германии, позже – на территории всей Евразии.

Застежка-брошь получила название фибулы (от лат. fibula – шпилька, застёжка). Составные части фибулы – это игла; дужка или корпус; желобок (иглодержатель, предохраняющий фибулу от расстегивания и кожу от царапин); пружина, соединяющая иглу с дужкой-корпусом.

Кроме фибул, были и простые платяные булавки – иглы, оканчивающиеся чаще металлическим шариком, часто богато украшенным. Броши без дужки, в форме круга, назывались кольцевидными. Конструкция фибулы в виде кольца и шпильки была придумана кельтами, в застегнутом состоянии острая часть булавки оставалась снаружи. Недостатком такого типа броши было то, что со временем она довольно сильно портила ткань, разрывая ее в местах крепления – так как штырек был довольно толстым.

Первые римские броши по конструкции напоминали шип, позднее римляне, этруски и греки стали использовать конструкции с безопасной шпилькой. До продвижения римлян на территорию Британии местное население носило цельнолитые фибулы. Узнаваемую форму арфы фибула приобрела намного позже. Фибулы имели несколько конструктивных разновидностей: венгерские фибулы делались из одного куска проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем. Эта конструкция напоминает традиционную английскую булавку.

Скандинавские и кельтские фибулы отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого. Дужка здесь представляет собой полумесяц или круг, который удерживает иглу, скрепляющую ткань. У дисковидных брошек лицевая часть была декоративной, в виде диска, покрытого узором. На обороте находилась простая шпилька и крючок. Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой.

В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующими желобок. Все эти части фибулы подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на корпусе-дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы.

В Древней Греции и Риме фибулы получили широчайшее распространение благодаря одежде свободного кроя. Чаще всего это был просто прямоугольный кусок ткани, который складывался пополам и закреплялся на плечах. Женщины носили фибулы как на верхней, так и на исподней одежде, мужчины же только на верхней, закрепляя их на одном плече. Простые люди носили бронзовые фибулы без украшений, те, кто мог себе это позволить – из драгоценных металлов, иногда инкрустированные самоцветами и драгоценными камнями, украшенные литыми фигурками людей и животных, орнаментом, цветным стеклом. Стекло ценилось наравне с ювелирными камнями, поэтому часто можно увидеть его рядом в одном украшении с сапфирами и изумрудами.

Викинги особенно любили броши, что неудивительно – жили они в суровом климате, а броши служили для скрепления между собой тяжелых шерстяных и меховых одежд. Женщины викингов использовали пару брошек для того, чтобы скреплять два кусочка ткани на плечах, составляющих сарафан. Наиболее популярной у викингов была черепаховые броши – как сделанные из настоящего панциря черепахи, так и более поздние, бронзовые, имевшие овальную форму черепахи. Использование глиняных форм для отливки брошей из бронзы позволяло воспроизводить в изделии замысловатый узор. В этих брошах использовались кроме прочего бусины из янтаря и стекла.

Древние ирландцы тоже носили брошь в качестве аксессуара, скрепляющего складки одежды. До вторжения англосаксов обычная верхняя мужская одежда состояла из плаща или накидки, скрепленной на груди брошью. Шотландские кельты скрепляли фибулой свои накидки, и если воин погибал, не оставив после себя никакого богатства, кроме славы и доблести, то на деньги от продажи фибулы ему и устраивали похороны.

Самое раннее и наиболее значительное влияние на эволюцию броши оказала Византия. Восточная страсть к ярким цветам способствовала появлению брошей, покрытых яркими эмалевыми узорами. Кочевые племена варваров быстро подхватили эту моду. Раннехристианский период ознаменовался использованием символов и зашифрованных посланий в орнаментах брошей. Фибула была не просто украшением, но и показателем положения в обществе, просуществовав вплоть до раннего средневековья, до XIII века, в качестве застежек плащей, а также накидок – плювиалей – католических священников.

Плащ застегивали на груди или плече, а облачения священников – только на груди. Были и парные фибулы, которые соединялись друг с другом цепочкой. Изменения в социальной жизни Европы приносят изменения в моду и в украшения. Появляются аграфы – нарядные застежки или пряжки на одежде. Они служат не только украшениями, но и застегивают отворот шейного выреза в женской одежде. Значительно расширилась тематика изображений: кроме простых узоров появляются изображения цветов, символов, сцен духовного содержания в одежде духовенства, надписи религиозного, любовного содержания, девизы. Особо популярны были изображения цветов и листьев, стрел, ключей и т.д. Такие аграфы были традиционным подарком возлюбленным дамам.

В эпоху Возрождения застежки и аграфы сдали позиции, и на первом месте оказались подвески. В XVII веке разнообразные платяные булавки вернули былую популярность, но уже в виде брошей. В женской одежде появилось множество складок, драпировок, которые требовалось чем-то скреплять. С этой задачей справлялись броши, органично вписавшись в стиль барокко, расцветший в эпоху Ренессанса пышным цветом.

По легенде броши ввела в моду придворная дама Людовика ХIII мадам де Савиньи. “Брошь Савиньи” состояла из двух частей: к верхней, напоминающий бант, крепилась подвеска. Такая форма возникла из-за привычки привязывать к одежде подвески атласными лентами. Часто броши просто пришивались на платье. Чем пышнее платья требовалось носить по моде, тем роскошнее становились украшения. Строго симметричные, богато украшенные разноцветными драгоценными камнями, теперь они подчеркивали декольте и шею. Обратная сторона брошей декорировалась эмалью.

Аграфы, ставшие украшением не только одежды, но и прически и головных уборов, а также пряжки и броши повторяли одни и те же мотивы: гирлянды цветов и венки листьев, плоды и раковины, завитки и банты. Брошь стала исключительно женским украшением. Появилась брошь-стомакер (от англ. stomach – живот), которая имела крупную вытянутую форму и располагалась на корсете в районе солнечного сплетения. XIX век.

Со второй половины XIX века с развитием естественных наук ювелиров привлек мир насекомых, и это стало поворотным моментом в истории броши. Насекомые навсегда поселились в ювелирном мире, и до сих пор подавляющее большинство ювелирных домов имеет свой драгоценный инсектарий, пополняемый время от времени новыми украшениями.

Мастера XIX века серьезно подходили к делу и даже имели альбомы с натуралистическими зарисовками насекомых, заказывали эскизы у энтомологов. Объектами для изображения становились романтические бабочки, загадочные стрекозы, колоритные редкие жуки, милые божьи коровки. Еще одним заметным трендом XIX века стали траурные броши, введенные в моду английской королевой Викторией после смерти ее мужа принца Альберта. Королева долгие годы носила в память о муже броши из черных самоцветов и черного транслюцентного стекла, рецепт которого был утерян и его до сих не удалось повторить.

Рубеж XIX-XX веков ознаменовался появлением «нового стиля» – Ар Нуво (от франц. art nouveau – новое искусство), более известного как модерн. Главным источником вдохновения стала природа: плавные, изогнутые линии, растительные мотивы встречаются во многих украшениях. Легкость и игривость пришли на смену привычным классическим образам.

Для украшений в стиле Арт Деко ((от франц. аrt deco –декоративное искусство) были характерны абстрактные формы и стилизованные мотивы. По моде тридцатых годов ХХ века серебряные и вообще металлические броши носили на воротнике или закалывали ими ниже пояса свободные блузы. ХХ век принес удешевление процесса производства с помощью механизации и химических средств, благодаря чему начался массовый выпуск украшений.

В пятидесятых годах ХХ века вошли в моду крупные броши из бирюзы, аметистов, топазов и других камней в золотых оправах, либо прихотливо перевитых лентами и завитками из мелких бриллиантов. Очень модны были броши в виде веточек с бриллиантами и горным хрусталем. С середины 1970-х годов в производстве брошей используются совершенно новые материалы и техники, появляется новый художественный язык, броши стали разнообразнее, более изысканными, символичными, ироничными.

Современные мастера конца ХХ – начала XXI века не просто создают украшения, они стараются выявить скрытые возможности материала, который своим цветом, своей формой, рисунком выразит идею автора. Отсюда и стремление соединить, казалось бы, несоединимые материалы: драгоценные камни, дерево, каучук, простые и благородные металлы, керамику, ткань, кожу.

Один из самых старых аксессуаров, брошь может служить украшением вашего стиля долгие годы и никогда не выйдет из моды. Броши все чаще можно увидеть в коллекциях многих Модных Домов, в том числе Chanel, Giorgio Armani, Louis Vuitton, John Galliano, Marc Jacobs, Nina Ricci и т.д.

Сегодня с уверенностью можно констатировать тот факт, что броши вернулись, но способы их ношения кардинально изменились.Если раньше большую брошь было принято носить на воротнике, а маленькую – слева на 10 см ниже плеча, то сегодня броши можно увидеть в самых неожиданных местах: на поясах, сумках, брюках, юбках, шапках, шарфах, заколках, куртках, нижнем белье, свадебных букетах и т.д.

Что же касается дизайна брошей, то по-прежнему актуальной остается традиционная цветочная тематика, к которой присоединились анималистические мотивы. Если такие броши уместны в гардеробе элегантной леди, то для модных тусовщиц сейчас дизайнеры предлагают броши абстрактных форм, а также разнообразные оригинальные модели – забавные, ироничные, а иногда и эпатажные, что предоставляет большую свободу выбора на любой, даже самый необычный вкус.

Следует помнить о существовании некоторых общих правил ношения брошей.

1. Крупным женщинам следует выбирать броши округлых форм, в то время как стройные дамы могут позволить себе самые разнообразные модели. Очень интересно будет смотреться брошь, форма которой перекликается с дизайном сумки или обуви.

2. Броши, выполненные из текстиля, лучше крепить поближе к той части тела, которую вы хотели бы выделить (например, брошь на плече привлечет внимание к форме груди).

3. Cледует иметь в виду, что брошь не должна сливаться с тканью вашей одежды, ведь в таком случае ее просто никто не заметит.

4. Нет смысла сочетать брошь с нарядом, где и так много ярких и блестящих деталей: брошь в таком ансамбле будет излишней. Есть свое правило сочетания брошей с другими украшениями. Так, не стоит дополнять свой образ бусами и другими броскими украшениями на шею, если вы собираетесь надевать брошь. Такое близкое соседство сделает ваш образ чрезмерно вычурным и даже вульгарным.

5. Помните, что наиболее выигрышно броши смотрятся на фоне простой, строгой, лаконичной одежды, делая наряд более стильным и подчеркивая вашу индивидуальность.

6. Заколите брошью шарф. Оберните шарф несколько раз вокруг шеи и заколите брошью прямо посредине. Это придаст облику совершенно новое настроение.

7. Одевайте броши мощных форм с женственными платьями и блузками, чтобы придать им яркости и стиля.

8. Не бойтесь одевать несколько брошек одновременно. Только помните о стиле: пластиковая брошка никак не сочетается с винтажной.
Брошь можно также использовать вместо верхней пуговицы жакета и кофты С помощью броши можно интересно обыграть обычный шарф, превратив его в капюшон или палантин.

Ссылка на основную публикацию