Ингмар Бергман и его наследие в моде и искусстве

Гид The VillageСтиль, искусство и стыд: Гид по неделе Ингмара Бергмана в Екатеринбурге

Выставка, ретроспектива фильмов, спецпроект и театральная постановка к 100-летию известного режиссера

С 17 октября в Екатеринбурге стартует серия мероприятий, посвященных 100-летию культового шведского режиссера Ингмара Бергмана, оказавшего влияние как на киноиндустрию, так и на мировое искусство. The Village публикует гид по всем событиям недели Бергмана.

Текст: Ксения Смирнова

Выставка «Начало, конец и почти все между ними»

когда: С 17 по 25 октября

где: Уральский филиал ГЦСИ, ул. Добролюбова, 19а

Вход по билетам

Куратор Светлана Усольцева ставит перед собой задачу раскрыть влияние Ингмара Бергмана на визуальную культуру в целом. В одном выставочном пространстве представлены работы современных художников и архивные материалы. Здесь есть как шведы (Йоханна Биллинг и Томас Броме), так и уральская художница Анастасия Богомолова. Все работы, так или иначе, говорят об отношениях людей и, конечно, об одиночестве — словом всем том, что интересовало Бергмана. Архивные материалы показывают частную жизнь режиссера и, что особенно ценно, повседневные моменты его творческой жизни на съемочной площадке.

Ретроспектива Ингмара Бергмана

когда: С 17 по 23 октября

где: Кинотеатр «Колизей», ул. Ленина, 41

Вход по билетам: 200 рублей, с билетом на выставку «Начало, конец и почти все между ними» — 100 рублей

Уральский кинотеатр будет показывать лучшие фильмы Бергмана и документальные ленты о нем. Пять художественных фильмов удостоены самых высоких наград, в их числе Оскар, Пальмовая ветвь и Золотой Медведь. Картины объединяют темы, характерные для всех фильмов Бергмана: одиночество, отношения с окружающими, отношения с собой, религия, смерть.

Документальные фильмы раскроют зрителям личность мастера. В фильме «Остров Бергмана» Мари Нюреред мы увидим уединенный и загадочный мир острова Форе в Балтийском море, где жил великий режиссер. А фильм «Вторжение к Бергману» Джейна Магнуссона рассказывает о жизни Бергмана и его ключевых фильмах через интервью известных режиссеров и актеров современности — Михаэля Ханеке, Мартина Скорсезе, Ларса фон Триера, Изабеллы Росселлини и Вуди Аллена.

Расписание показов (все сеансы начинаются в 19:30):

17 октября — Седьмая печать (реж. Ингмар Бергман, 1957)

18 октября — Земляничная поляна (реж. Ингмар Бергман, 1957)

19 октября — Персона (реж. Ингмар Бергман, 1966)

20 октября — Сарабанда (реж. Ингмар Бергман, 2003)

21 октября — Фанни и Александр (реж. Ингмар Бергман, 1982)

22 октября — Остров Бергмана (документальный, реж. Мари Нюреред, 2004)

23 октября — Вторжение к Бергману (документальный, реж. Джейн Магнуссон, Хюнек Паллас, 2013)

Специальный проект «Бергман и его наследие в моде»

когда: 14 октября – 3 ноября

где: ТЦ «Мега» Екатеринбург, ул. Металлургов, 87

«Мега» отвечает за стильную составляющую проекта. На фотографиях, составляющих основу экспозиции, зритель увидит процесс создания режиссером образов своих персонажей и значение этих образов для фильма. Дополнят выставку манекены, одетые по мотивам фильмов Бергмана. Также будут демонстрироваться документальные фильмы, рассказывающие о влиянии бергмановского стиля на мировую моду: «Бергман — икона стиля» (режиссер Мари Нириред), «Бергман: взгляд хореографа» (режиссер Фредрик Статтин) и проект «Бергман и его наследие в моде и искусстве».

Постановка «Стыд»

когда: 2, 9, 16 и 23 ноября

где: Уральский филиал ГЦСИ, ул. Добролюбова, 19а

Вход по билетам

Режиссер Дмитрий Зимин готовит театральный эскиз по мотивам сценария к фильму «Стыд», премьера которого состоялась ровно 50 лет назад — в 1968 году. Вслед за Бергманом, екатеринбургский режиссер предлагает разобраться в человеческой природе под влиянием сложных обстоятельств. В фильме действие происходит в самом начале войны, жертвой которой становится супружеская чета. Как поведет себя человек в условиях нечеловеческой жестокости?

«Уикенды с Бергманом» – «Лістапад.Коллекция» запускает проект к столетнему юбилею Ингмара Бергмана

В 2018 году мир отмечает 100-летие Ингмара Бергмана. «Великий швед», который вывел из «утиной заводи» скандинавское кино, оказал огромное влияние на мировой кинематограф, сняв 55 фильмов, трижды удостаиваясь премии «Оскар», завоевывая высшие награды международных кинофестивалей в Берлине и Венеции, включая почетную «Пальму пальм» Каннского кинофестиваля.

Чествуя гения, проект «Лістапад.Коллекция» предлагает посмотреть уникальную коллекцию фильмов Ингмара Бергмана, которая насчитывает 20 шедевров, в каждом из которых воплощены его главные темы земных страстей и божественного молчания, человеческой отчужденности, кризиса в любви, вере, творчестве. Показы пройдут в кинотеатре «Пионер».

Стартует проект с документальной саги режиссера Яне Магнуссон «Бергман» (Швеция, 2018 год), которую покажут в «Пионере», Falcon Club Бутик кино и Silver Screen. Это история мужа, отца, любовника, режиссера, который снимал фильмы и ставил спектакли, признанные безусловными шедеврами в мировой истории искусств. Обращаясь к фрагментам его картин, к уникальной хронике, к интервью с родными, коллегами, друзьями и возлюбленными, к высказываниям самого Бергмана, фильм пытается максимально полно раскрыть правду о шведском гении.

Каждый последующий уикенд (пятница, суббота, воскресенье), начиная с 21 сентября, директор программ игрового кино ММКФ «Лістапад» Игорь Сукманов будет представлять и показывать по три картины из нашей коллекции, объединенные общей темой и приглашающие зрителя к разговору.

Первый уикенд – дебют режиссера в кинематографе и хроника неприкаянной юности, объединенные темой «Воспитание «Я».

Второй уикенд «Разум и чувства» – самый романтический и миролюбивый уикенд, идиллические драмы, наполненные музыкой и горечью любовных потерь.

Третий уикенд «Анатомия брака» – самое проникновенное исследование супружеских и сексуальных отношений, предпринятое в истории мирового кино.

Четвертый уикенд «Чувства и чувствительность» – лето, нежность и бунтарство в самых знаменитых любовных комедиях Ингмара Бергмана.

Пятый уикенд «Во славу женщин» – собрание безрассудных комедий о женском счастье и поиске компромиссов в любви и супружестве.

Шестой уикенд «Бог и дьявол на земле Бергмана» – по-настоящему авторские фильмы Бергмана о поисках веры и молчании Бога.

Седьмой уикенд «Демоны и шуты Ингмара Бергмана» – интеллектуальные шедевры о противостоянии искусства бездушию мира.

В рамках проекта запланирован ряд дополнительных мероприятий. 21 сентября в фойе кинотеатра «Пионер» откроется выставка «Бергман: лента времени», которая познакомит зрителей с главными вехами творчества и жизни великого мастера.

«Ингмар Бергман и его наследие в моде и искусстве» – вторая выставка, которая пройдет с 29 ноября по 14 декабря в художественной галерее «Арт-Беларусь». Экспозиция представляет фотоматериалы, короткометражные фильмы и предметы одежды, которые наглядно демонстрируют на примере четырех картин разных десятилетий — а это знаковые для мирового кинематографа «Седьмая печать» (1957), «Персона» (1966), «Сцены из супружеской жизни» (1973), «Фанни и Александр» (1982), какое влияние оказало творчество Ингмара Бергмана на моду, музыку, театр и танец.

В рамках проекта также запланирована лекция киноведа, программного директора ММКФ «Лістапад» Игоря Сукманова о творчестве шведского гения.

В афише возможны изменения. Следите за новостями проекта на сайте artcorporation.by и в социальных сетях по хэштегу #bergmanweekends.

Проект «Уикенды с Бергманом» осуществляется при поддержке Посольства Швеции в Республике Беларусь и Шведского института.

Куда пойти на праздники: «Бергман. Метаморфозы»

В 2018 году во всем мире отмечается 100 лет со дня рождения великого режиссера театра и кино, сценариста и писателя Ингмара Бергмана (1918-2007). Он создал около 60 документальных и художественных фильмов и 170 театральных постановок, стал многократным обладателем самых престижных наград, в том числе премий «Оскар», «Сезар» и призов Каннского, Берлинского, Венецианского и многих других международных кинофестивалей.

Читайте также:  Модные женские куртки 2020: фото образов и тренды

По количеству проведенных мероприятий и охвату юбилей Бергмана стал наиболее масштабной и значимой культурной инициативой из всех, посвященных великим кинематографистам мира. Торжества прошли не только на родине Бергмана, в Швеции, но и во многих других европейских странах, а также в США, Канаде, Аргентине, Австралии, Израиле, Турции, Японии, Таиланде, ЮАР, Марокко.

В России 100-летие Бергмана тоже отмечалось широко – во многих городах и в самых разнообразных форматах. И в этом есть определенная закономерность, потому что творчество Ингмара Бергмана уже несколько десятков лет неизменно привлекает российского зрителя своим пристальным вниманием к человеку, его внутреннему миру, переживаниям и взаимоотношениям с окружающими.

На 40-ом Московском международном кинофестивале прошла состоявшая из двадцати одного фильма ретроспектива «Бергман. Известный и неизвестный», в ходе которой зрители имели возможность изучить его творческий путь, начиная с первой снятой им в качестве кинорежиссера картины «Кризис» (1945 года) и заканчивая его самым грандиозным проектом «Фанни и Александр» (1982 года).

В апреле этого года в Российском государственном гуманитарном университете состоялась международная конференция «Грани таланта: к 100-летию Ингмара Бергмана», на которой с докладами выступили ученые, исследующие его творческое наследие.

Также в этом году к юбилею Бергмана в России, в первой стране вне Швеции, изданы его дневники «Рабочие тетради. 1955-1974», по которым можно проследить процесс создания культовых шедевров мирового кинематографа – от момента возникновения их замыслов и до их воплощения. Презентация книги состоялась в Москве на 20-й международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction.

Большая программа юбилейных мероприятий была подготовлена в Екатеринбурге. Кроме ретроспективы фильмов Бергмана и о Бергмане здесь состоялась премьера созданного режиссером Дмитрием Зиминым театрального эскиза по мотивам сценария к фильму «Стыд» 1968 года. В Уральском филиале Государственного центра современного искусства открылась выставка «Начало, конец и почти все между ними», на которой экспонировались как произведения современных художников, так и архивные материалы, предоставленные Шведским институтом, Фондом Ингмара Бергмана, Норвежским институтом кино и Посольством Норвегии. Также в Екатеринбурге с успехом прошла выставка «Бергман и его наследие в моде», которая до этого была показана во многих других странах.

В августе в российский прокат вышел полнометражный фильм «Бергман» режиссера-документалиста Яне Магнуссон. Громкая премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале в этом году. Фильм, который стал третьим по счету обращением шведки Магнуссон к фигуре ее гениального соотечественника, делает акцент на одном, самом продуктивном, годе его жизни. В 1957 году Бергман успевает снять два своих, возможно, самых известных фильма – «Седьмую печать» и «Земляничную поляну», поставить два спектакля – «Мизантроп» (по Мольеру) и «Пер Гюнт» (по Генрику Ибсену) – в Муниципальном театре Мальмё, создать две радиопьесы и телефильм. Он серьёзно болен. В его личной жизни в этот период кипят нешуточные страсти. Его жёны и музы не только осложняют его существование, но и способствуют невероятному творческому подъёму. Поэтому именно 1957 год во многом определил дальнейшее развитие таланта мастера.

Самая масштабная программа к юбилею подготовлена Государственной галереей на Солянке. Проект «Бергман. Метаморфозы» придуман галереей совместно с Посольством Швеции в России и, по словам ее главного куратора Маргариты Осепян, «рассказывает о влиянии Ингмара Бергмана на современное искусство, но не концентрируется на нем, как на иконе, как на национальном герое, а изучает какие-то более тонкие психические стороны его творчества». Здесь представлены живописные работы и видеопроизведения, фотографии и инсталляции двух десятков российских и зарубежных художников – Наташи Данберг и Анники Ларссон (Швеция), Коринны Шнитт (Германия), Кристины Лукас (Испания), Виктора Алимпиева, Алены Терешко, Людмилы Горловой, арт-группы NEXTSTOP и других. Куратор Карина Караева, с одной стороны, привнесла своё понимание Бергмана, а с другой стороны, показала, как факты его биографии и его идеи понимаются другими деятелями искусства. В своих произведениях художники, принявшие участие в этом проекте, каждый в своем жанре и стиле, переосмысливают бергмановские темы (одиночество, страх, смерть, отчуждение, молчание и другие), используя придуманный им язык.

На открытии выставки выступил посол Швеции в Российской Федерации Петер Эриксон: «Как и любая великая личность, Ингмар Бергман оказал значительное влияние на всю мировую культуру. Для нас было важно уйти от традиционной демонстрации вклада Бергмана в кинематограф и показать, как его идеи интерпретируются и развиваются в современном искусстве, танце, театре и музыке».

Специально к этой выставке Галереей на Солянке была подготовлена обширная публичная программа, в которую вошли показы кинокартин Ингмара Бергмана, просмотры документальных фильмов о нем, лекции специалистов, изучающих его творчество, а также различные перформансы, концерты и многое другое.

В эту программу были также включены еще один фильм Яне Магнуссон о мэтре. Более тридцати лет жизни Бергман провел в своем доме на острове Форё. Здесь же снимались его фильмы «Час волка», «Страсть», «Стыд», «Сцены из супружеской жизни» и «Сквозь тусклое стекло». После смерти режиссера в 2007 году Яне Магнуссон обратила внимание на его коллекцию фильмов, находившуюся в доме и состоявшую из 1711 видеокассет. Именно об этой коллекции Яне рассказала в своем фильме «Вторжение к Бергману» (2013 г.) и затем во время своего публичного выступления в Галерее на Солянке.

Ингмар Бергман в своем доме в специальной видеокомнате каждый день на протяжении многих лет смотрел по три фильма в день. На видеокассетах он рисовал звездочки, от одной до пяти, таким образом, выставляя оценки работам коллег по цеху, в том числе самым именитым и культовым кинорежиссерам и актерам современности. По словам Яне Магнуссон, в коллекции Бергмана она обнаружила фильмы Андрея Тарковского, который был одним из его любимейших режиссеров, а также картины Никиты Михалкова и Андрея Звягинцева. Магнуссон каталогизировала этот архив, а потом решила связаться с режиссерами представленных в нем фильмов, рассказать им о том, что Бергман смотрел их произведения, и выслушать их мнение по этому поводу. «Я звонила авторам этих фильмов, режиссерам и говорила: «Представляете, ваши работы есть в коллекции Бергмана». И для них это было равносильно получению Нобелевской премии. И почти все соглашались приехать на остров, или мы к ним приезжали. В картине «Вторжение к Бергману» гении кино говорят о Бергмане.»

В фильме к Бергману вторгаются Вуди Аллен, Уэс Андерсон, Михаэль Ханеке, Ларс фон Триер, Фрэнсис Форд Коппола, Алехандро Иньярриту, Такеши Китано, Мартин Скорсезе, Ридли Скотт, Роберт Де Ниро, Изабелла Росселлини и другие деятели кинематографа первой величины. Оказалось, что Бергман для всех них был абсолютным авторитетом и знаковой фигурой, во многом их сформировавшей и определившей их творческую судьбу.

Проект «Бергман. Метаморфозы» в Государственной галерее на Солянке в Москве стал логичным завершением года, который в России и во всем мире прошел, в том числе, и под именем гения кинематографа. Каково же его влияние на современность? На этот вопрос каждый, будь то художник, критик или простой зритель, дает свой собственный ответ.

Ингмар Бергман и его наследие в моде и искусстве

В 2018 году мир отмечает 100-летие Ингмара Бергмана. «Великий швед», который вывел из «утиной заводи» скандинавское кино, оказал огромное влияние на мировой кинематограф, сняв 55 фильмов, трижды удостаиваясь премии «Оскар», завоевывая высшие награды международных кинофестивалей в Берлине и Венеции, включая почетную «Пальму пальм» Каннского кинофестиваля.

Читайте также:  Пастельные оттенки - модная тенденция весна-лето 2020

Чествуя гения, проект «Лістапад.Коллекция» предлагает посмотреть уникальную коллекцию фильмов Ингмара Бергмана, которая насчитывает 20 шедевров, в каждом из которых воплощены его главные темы земных страстей и божественного молчания, человеческой отчужденности, кризиса в любви, вере, творчестве. Показы пройдут в кинотеатре «Пионер».

Стартует проект с документальной саги режиссера Яне Магнуссон «Бергман» (Швеция, 2018 год), которую покажут в «Пионере», Falcon Club Бутик кино и Silver Screen. Это история мужа, отца, любовника, режиссера, который снимал фильмы и ставил спектакли, признанные безусловными шедеврами в мировой истории искусств. Обращаясь к фрагментам его картин, к уникальной хронике, к интервью с родными, коллегами, друзьями и возлюбленными, к высказываниям самого Бергмана, фильм пытается максимально полно раскрыть правду о шведском гении.

Каждый последующий уикенд (пятница, суббота, воскресенье), начиная с 21 сентября, директор программ игрового кино ММКФ «Лістапад» Игорь Сукманов будет представлять и показывать по три картины из нашей коллекции, объединенные общей темой и приглашающие зрителя к разговору.

Первый уикенд – дебют режиссера в кинематографе и хроника неприкаянной юности, объединенные темой «Воспитание «Я».

Второй уикенд «Разум и чувства» – самый романтический и миролюбивый уикенд, идиллические драмы, наполненные музыкой и горечью любовных потерь.

Третий уикенд «Анатомия брака» – самое проникновенное исследование супружеских и сексуальных отношений, предпринятое в истории мирового кино.

Четвертый уикенд «Чувства и чувствительность» – лето, нежность и бунтарство в самых знаменитых любовных комедиях Ингмара Бергмана.

Пятый уикенд «Во славу женщин» – собрание безрассудных комедий о женском счастье и поиске компромиссов в любви и супружестве.

Шестой уикенд «Бог и дьявол на земле Бергмана» – по-настоящему авторские фильмы Бергмана о поисках веры и молчании Бога.

Седьмой уикенд «Демоны и шуты Ингмара Бергмана» – интеллектуальные шедевры о противостоянии искусства бездушию мира.

В рамках проекта запланирован ряд дополнительных мероприятий. 21 сентября в фойе кинотеатра «Пионер» откроется выставка «Бергман: лента времени», которая познакомит зрителей с главными вехами творчества и жизни великого мастера.

«Ингмар Бергман и его наследие в моде и искусстве» – вторая выставка, которая пройдет с 29 ноября по 14 декабря в художественной галерее «Арт-Беларусь». Экспозиция представляет фотоматериалы, короткометражные фильмы и предметы одежды, которые наглядно демонстрируют на примере четырех картин разных десятилетий — а это знаковые для мирового кинематографа «Седьмая печать» (1957), «Персона» (1966), «Сцены из супружеской жизни» (1973), «Фанни и Александр» (1982), какое влияние оказало творчество Ингмара Бергмана на моду, музыку, театр и танец.

В рамках проекта также запланирована лекция киноведа, программного директора ММКФ «Лістапад» Игоря Сукманова о творчестве шведского гения.

В афише возможны изменения. Следите за новостями проекта на сайте artcorporation.by и в социальных сетях по хэштегу #bergmanweekends.

Проект «Уикенды с Бергманом» осуществляется при поддержке Посольства Швеции в Республике Беларусь и Шведского института.

Ингмар Бергман — «величайший художник с момента изобретения камеры»

Рубрика: личности, Люди, Октябрь 26, 2015 – 13:16, Tags Ингмар Бергман, персона, седьмая печать

Если, читая эту статью вы завтракаете, пьете чай или кофе – прервитесь, сейчас мы расскажем вам о высоком и мало аппетитном, о Ингмаре Бергмане.

«Искусство – это набитая муравьями змеиная кожа. Сама змея уже мертва и лишена яда, но оболочка полна суетливой жизнью и продолжает жить». Оригинальный взгляд на вечное, но в этом весь Бергман. Как о нем говорили: «величайший художник с момента изобретения камеры». Хотя, трудно давать определение тому, кто сам не знал, кто он и откуда. Творчество Бергмана в той или иной степени основано на его детских впечатлениях.

«Все что имеет хоть какую-то ценность уходит корнями в мое детство», — пишет он в своих мемуарах.

Ну что же, тогда начнем с детства. Родился Ингмар 14 июля 1918 года в шведском городе Уппсала. С самого начала ему казалось, что окружающие оказывают слишком мало интереса к его персоне и он всячески старался обратить на себя внимание. Например, рассказывал истории о своих тайных подвигах, а его никто не слушал. А когда обиженный неразделенными фантазиями ребенок превратился в оскорблённого мечтателя — было уже поздно.

«Я всегда живу во сне и лишь иногда посещаю реальность. Стаи черных птиц, тревога, стыд, сожаление, тоска – часто прилетают ко мне, чтобы составить компанию» — говорил Бергман.

Все было отнюдь не так мрачно. Дом Бергманов не был адом, в нем часто звучали смех и музыка, дети могли приводить друзей и заниматься творчеством, но это пока их отец оставался в хорошем настроении. Когда же он впадал в депрессию, то карал за малейшую провинность, или даже по подозрению. Часто наказания принимали весьма изощренные формы. Итак, сначала преступник признавался в содеянном в присутствии гувернанток и матери, затем допрос с пристрастием вел уже отец и наконец наступало время порки. При чем, преступник сам называл количество ударов, которое он заслужил. Подобные методы создали благоприятную среду для возникновения неврозов. Его брат в конце концов сломался, а Ингмар выстоял. Он притворялся перед родителями таким, какими они хотели его видеть и врал без зазрения совести, ему было не трудно. Примерно в тот же период мальчик открыл для себя кино.

Однажды в гостях у друга он увидел кинопроектор и даже покрутил ручку, позднее он признался, что ним овладела лихорадка, которая так никогда и не прошла. На Рождество Бергманы приобрели собственный аппарат демонстрации фильмов, владельцем которого стал не Ингмар, а его брат. Не выдержав подобного, Ингмар хитростью и ловкость выменял проектор у брата и началось.

В магазине игрушек продавалась использованная нитратная кинопленка, она стоила очень дешево. Ингмар быстро нашел ей применение. Он погружал 30-40 метров пленки в раствор соды, эмульсия растворялась, и пленка становилась кристально чистой. Теперь, тушью разных цветов, Бергман мог рисовать свои картинки. Шли годы.

К лету 41-го Ингмару исполнилось 23 и он приехал жить к бабушке подальше от людей. Несколько раз его призывали в армию, после чего у него появилась язва и «белый билет». В то же время, он начал пытаться писать пьесы. Оувен, известный в те времена театровед, прочитал опусы и вернул их с рецензией: «Настоящего писателя из тебя никогда не выйдет, но не сдавайся».

Все изменилось, когда поставили его «Смерть Каспера» на сцене студенческого театра. Премьера прошла удачно, это было признание. Молодого автора пригласили в сценарный отдел ведущей киностудии Свенгс фильм индастри. Совсем скоро у него появилась возможность снять свой собственный фильм, с характерным названием «кризис», где он случайно потерял контроль и над группой и над процессом. Бергман усвоил много уроков из процесса съемок этого фильма. После премьеры фильма ему позвонил независимый продюсер Лоренц, признавшись, что хуже «Кризиса» фильмов не видел. Тем не менее, им удалось снять вместе несколько лент, самой удачной из которых стала «Тюрьма». В 1951 году кинообщественность протестует против завышенного налога на зрелища и останавливает выпуск фильмов. Чтобы хоть как-то выжить и прокормить шестерых детей, он делает серию рекламных роликов мыла «Бриз», которое разъедало кожу до костей, и осталось камнем на его совести до конца жизни.

Читайте также:  Спортивные шорты велосипедки – тенденция, которая остается

Как бы это не звучало странно, но Ингмар состоялся, как режиссер в жанре комедии. Это все случилось из-за безденежья, он считал, что только комедия заставит его по-настоящему заработать. В отличие от своего старшого брата, Ингмар не обладал общепринятым чувствам юмора, а его первые попытки не то, что не вызывали улыбок, а скорее отталкивали и пугали. К съемкам комедии «Улыбки летней ночи» он готовился в Швейцарии, горы оказывали на него гнетущее впечатление, его начали одолевать мысли о самоубийстве. Не смотря на специфический юмор, лента «Улыбки летней ночи» удостоилась специального приза на «Канском кинофестивале». Бергман прославился и сразу приступил к съемкам новой картины «Седьмая печать», в жанре отнюдь не комедии. «Седьмая печать – это фильм, который нигде не жмет и не натирает», — говорил автор об одном из своих лучших творений.

В 1956 он снимает «Земляничную поляну», фильм в котором переплетается сон и явь, фантазия и действительность. Главный герой фильма пристаревший профессор – отображение самого Бергмана. И хоть ему на тот момент было всего 37, чувствовал он себя стариком.

В личной жизни, режиссера царил хаос. Бергман был женат много раз, и как говориться: «всякий раз удачно». Но… он смутно представлял, как выглядят его дети, не ориентировался в собственном доме, хотя подвигом было уже то, что он его купил.

«Все мои фильмы могли быть черно-белыми, все, кроме «Шепоты и крики»» — говорил Ингмар. В фильме преобладает красный цвет, именно в этот цвет переодевали в его семье детей, которые уписались ночью, чтобы пометить неудачника.

Спустя совсем немного времени, Ингмар знакомится с американским продюсером Дином и подписывает контракт о съемках психологического триллера. Благодаря этому мир увидел 4-х серийный фильм «Лицом к лицу», о женщине-психиатре, умирающей от психической болезни. Дин оказался разочарованным, вместо триллера ему подсунули галлюцинацию. Сказать, что он был зол, нет, он проклял Ингмара. И вот 30 января 1976 года, его прямо со съемочной площадки увозят в участок, а оттуда в психиатрическую больницу. Но это было связано с налогами. Дело в том, что Бергман действительно не платил налоги, он искренне не понимал, кому, а главное за что должен их платить. Спустя три месяца обвинение было снято. Первая реакция Бергмана – эйфорическая и он уходит в работу с головой. И если в детстве ему снились кошмары и ужасы, то ближе к старости – ему снились красочные театральные постановки. Справившись с творческим кризисом и сняв гениальный телефильм «Фани и Александр», автор пишет: «я создал плохие фильмы, которые близки моему сердцу, и объективно хорошие, которые мне безразличны».

На самом деле невозможно оценить весь вклад, привнесенный этим человеком в искусство кинематографа. Но возможно описать, его же фразой: «Посреди размолотых в щебни модных течений возвышаются одинокие скальные камни».

Бергман. Метаморфозы. К
100-летию великого

Любите ли вы Ингмара Бергмана так же, как его люблю я? Мне кажется, с режиссёрами такого уровня есть одна проблема. Очень часто люди любят их за то, что они так круты, за то, что их вклад так велик. Но немногим доступна истинная глубина содержания. Другими словами, слишком часто люди любят режиссёров за их громкое имя. Примеров много: «Я люблю Тарантино», «А я обожаю Тарковского» – слышится часто в культурной среде. И Бергман тут, увы, не исключение. Увы, потому что редко любовь идёт дальше того, чтобы посмотреть «Седьмую печать» или «Земляничную поляну». Встаёт вопрос, а что же делать? Откуда взять знания?

Что ж, можно читать. Читать и смотреть. Много. Биографию, анализ, работы киноведов, философов, а учитывая специфику бергмановского творчества, и религиозную литературу. Да, можно пойти таким путём, но можно сделать иначе и выбрать путь постмодернизма и деконструкции, интерпретаций и отсылок. И есть с чего начать.

В этот год отмечается столетие со дня рождения Бергмана. Это неплохой повод устроить выставку. И её устроили. Государственная галерея на Солянке с одобрения посольства Швеции. Называется она «Бергман. Метаморфозы», и действительно хороша. Но обо всём по порядку.

В своём творчестве режиссёр часто обращался к одним и тем же темам. Он постоянно задавал вопросы. Некоторые из них можно сформулировать так. Что такое смерть? Есть ли Бог? Существует ли мир вокруг нас, или всё есть сознание? Так вот, эти и другие вопросы на этой выставке вы не найдёте. Зато вы найдёте там несколько большее. Наследие? Возможно.

На открытии присутствовал сам посол Швеции в Москве Петер Эриксон и он сказал несколько слов о выставке, о Бергмане. Самым важным, по его словам было не просто «поставить очередной памятник гению», было решено собрать множество работ современных художников из разных стран, объединённых общим знаменателем, и представить их зрителю. Таким образом показать, как сильно повлиял на современных творцов Ингмар Бергман. Начиная от его личности и биографии, и заканчивая киноязыком, эстетикой его работ, характерными приёмами – всё было разобрано, деконструировано и переосмыслено в самых различных формах.

Здесь есть картины, фотографии, арт-объекты, инсталляции, видео-арт. Спонсор мероприятия, ABSOLUT, даже создал специальный коктейль в честь именинника. И при всём разнообразии форм, сквозной линией проходило влияние великого режиссёра. Лично я не могу сказать, что мне понравились абсолютно все работы, однако очень многие действительно впечатляют. Не буду вам всего рассказывать, но один пример всё же приведу, чтобы пробудить побольше любопытства.

Это работа испанской художницы Кристины Лукас, и на её примере я покажу, как работает эта выставка. За основу видеоарта взята история о Микеланджело. Да, о той самой черепашке, которая расписала купол Сикстинской капеллы. Существует история, будто бы художник, работая над своей скульптурой Моисея, ударил её по правому колену. Произведение вышло таким реалистичным, что художник пытался заставить его заговорить. Правда это или нет – мы уже не узнаем, но говорят, что на колене статуи действительно есть небольшая вмятина.

Мы же видим Кристину Лукас крушащей кувалдой статую Моисея. Она разбивает её буквально вдребезги, откалывая руки, голову. Зачем? Сначала может показаться, что это старое доброе цитирование – основной приём постмодернизма. Но всё не так просто. Ведь не просто так эта работа на выставке о Бергмане. Здесь тонкой нитью проходит один из главных мотивов творчества режиссёра. Вспомните, например «Седьмую печать» – это мотив вопрошания Бога и ответного молчания. Такой вопрос проходит сквозь все фильмы Бергмана, потому что вопрос о Боге не давал ему самому покоя. Поэтому его творчество имеет такой сильный религиозный подтекст.

Этот же вопрос можно сопоставить с историей о Буонаротти. Создавая образ человека в скульптуре, он сам являлся Творцом. И удар по готовой скульптуре вполне можно интерпретировать философски как вопрос. Я создал образ, который идеален. Равен ли я Творцу? Или, может, не на кого равняться? Лукас же возводит этот вопрос в абсолют, уничтожая творение и отдавая дань такой важной части творчества великого режиссёра.

И вы можете прийти и окунуться в мир не только Ингмара Бергмана, но и его наследия в современном искусстве. Выставка «Бергман. Метаморфозы» открыта до 27 января.

Ссылка на основную публикацию