Поддержи отечественного производителя!

Текст песни Семён Слепаков – Поддержи отечественного производителя

Gm
Всюду в магазинах
Импортный товар,
Запад получает
Сказочный навар.

Cm
Качество товара
Крайне высоко,
D
С ним соревноваться
Крайне нелегко.

Gm
А на товар российский
Крайне низкий спрос,
Всюду мы отстали,
Кроме папирос.

Cm
Обувь для мутантов
Мебель для горилл,
D
А машины будто
Дьявол сотворил,

Gm
Для хромых дороги,
Мода для слепых,
Бритвы для бесстрашных,
Фильмы для тупых.

Cm
В этом положенье,
Сложном для страны
D
Все объединиться
Вместе мы должны.

Gm Cm
Поддержи отечественного производителя.
D
Незамедлительно.
Gm Cm
Даже если то что произвел он отвратительно,
D
Ему простительно

D#
Если не безразлична
Страна родная тебе
Ты поучаствовать лично
F D
Должен в её судьбе.

Gm
Купи говно и поддержи Россию.
D#
Купи говно, ведь ты же патриот.
F
Купи говно и поступи красиво.
D
Купи говно – толкни страну вперёд.

Gm
Подари своей девушке на день рождения
D#
Не серёжки от Тифани, а говно,
F
Ну а чтобы повысить ей настроение
D
Пригласи на российскую ленту в кино.

Gm
Отдыхай не в Италии, а в Анапе,
(плохо отдыхай)
D#
Надевай не Армани, а просто штаны
(сшитые в Твери)
F
Подари холодильник маме и папе
(весом в десять тонн)
D
И наполни продуктами нашей страны!
(и звони в ноль-три)

Gm Cm
Поддержи отечественного производителя.
D
(говна родителя)
Gm Cm
И носи зеленый плащ из кожзаменителя
D
(будь отвратительным)

D#
Пожертвуй своим комфортом
И здоровьем родных,
Чтобы экономика наша
F D
Смогла остаться в живых.

Gm
Купи говно и поддержи Россию,
D#
Кури говно и езди на говне,
F
Носи говно, плевать, что некрасиво,
D
Дари говно детишкам и жене.
Gm
Купи говно — пойди на этот подвиг
D#
Оно — говно, зато своё оно
F
Купи говно, страна тебя запомнит,
D
Не будь говном, скорей купи говно!
Gm
Купи говно! Gm
Everywhere in stores
Imported goods,
West gets
Fabulous fat.

Cm
Quality of goods
Extremely high,
D
With him compete
Extremely difficult.

Gm
And for Russian
Extremely low demand,
Everywhere we are lagging behind,
In addition to cigarettes.

Cm
Shoes for mutants
Furniture for gorillas,
D
And if the machine
The devil made,

Gm
For the lame road
Fashion for the Blind,
Razors for the fearless,
Movies for stupid.

Cm
In this position,
Difficult for the country
D
All unite
Together, we must.

Gm Cm
Support domestic producers .
D
Immediately.
Gm Cm
Even if the fact that he made a disgusting,
D
He forgivable

D #
If you do not care about
Country dear to you
You participate personally
F D
Should in her fate.

Gm
Buy shit and support Russia.
D #
Buy shit, because you’re a patriot.
F
Buy shit and beautiful gait.
D
Buy shit – shove the country forward.

Gm
Give your girlfriend a birthday
D #
Not earrings from Tiffany and shit,
F
Well, to raise her spirits
D
Invite for a Russian film in the cinema.

Gm
Rest not in Italy, but in Anapa
(Badly rest)
D #
Don not Armani, just pants
(Stitched in Tver)
F
Give refrigerator mom and dad
(Weighing ten tons)
D
And filled with the products of our country!
(And call a zero-three)

Gm Cm
Support domestic producers .
D
(Shit parent)
Gm Cm
And wear a green cloak leatherette
D
(Whether disgusting)

D #
Donate your comfort
And healthy family,
To our economy
F D
Was able to stay alive.

Gm
Buy shit and support Russia,
D #
Kuri shit and shit on ezdi,
F
Wear shit, spit, that’s ugly,
D
Dari shit kids and wife.
Gm
Buy shit – go to this feat
D #
It – shit, but it is his
F
Buy shit, the country you will remember,
D
Do not be by shit, most buy shit!
Gm
Buy shit!

Меры поддержки отечественных производителей в рамках госзакупок

Поддержка отечественных производителей, предусмотренная законодательством о контрактной системе, своей конечной целью имеет создание мощных отечественных производств и в этом смысле является одним из ключевых элементов политики импортозамещения. При грамот­ном использовании такая поддержка может стать действенной мерой развития национальной экономики.

Ключевые требования к современной российской политике импортозамещения точно сформулированы в Послании Президента России В. В. Путина Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года: «Продукция наших поставщиков должна отвечать жестким условиям как по качеству, так и по цене. Кроме того, нельзя допускать и внутреннего монополизма. Более того, программы импортозамещения должны работать на создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках». Реализация такого здравого подхода к импортозамещению невозможна только за счет установления запретов, но поскольку полноценные налоговые льготы в сегодняшних условиях угрожают сбалансированности государственного бюджета, для предприятий в перерабатывающих отраслях необходимы льготы, способные сократить по крайней мере их издержки на администрирование бизнеса.

Не менее важно понимание того, что поддержка отечественных производителей не должна сказываться кардинальным образом на количестве и качестве продукции, потребляемой национальной экономикой. Иными словами, меры по стимулированию импортозамещения по-настоящему эффективны лишь в тех сегментах, где выпадающие импортные поставки могут быть оперативно замещены за счет продукции национального производства. В противном случае дефицит отдельных товаров сам по себе может стать препятствием для роста экономики в целом и перерабатывающих отраслей в частности. Так, например, если отечественное машиностроение не способно полностью насытить российский рынок машинами по отдельным номенклатурам, то полный запрет на импорт таких машин не позволит перерабатывающим отраслям перевооружить и расширить свое производство. Максимальной целью импортозамещения является сокращение импорта и увеличение экспорта отечественной продукции — но только не за счет дефицита на внутреннем рынке.

Сегодня в России имеется не только острая потребность в развитии перерабатывающей промышленности, но и подходящие условия для введения политики импортозамещения. В уже упомянутом президентском послании отмечается: «Ослабление национальной валюты, конечно, повышает и ценовую конъюнктуру, и конкурентоспособность наших компаний. Нужно использовать этот фактор для проведения политики импортозамещения (во всяком случае, там, где это целесообразно и необходимо), в том числе в течение трех — пяти лет мы должны обеспечить людей качественными и доступными по цене лекарствами и продуктами питания в значительной степени, конечно, собственного производства».

Разумеется, фармацевтической отраслью и производством продуктов питания потенциал российской экономики не ограничивается. Это учитывается и при установлении мер по стимулированию импортозамещения в контрактной системе. Хотя сокращение импорта не ограничивается лишь бюджетными расходами, но именно госзакупки являются той сферой, в которой при грамотном подходе можно реализовать все плюсы импортозамещения и минимизировать соответствующие риски. Следует отметить, что в контрактной системе стимулирование импортозамещения не сводится к одним лишь запретам. Инструментарий разнообразен и включает как радикальные, так и деликатные меры нормативного регулирования. Кроме того, формирование Евразийского экономического союза придает российскому импортозамещению свою специфику.

Инструментарий импортозамещения

В контрактной системе специфика нормативного регулирования оставляет возможность для применения различных ограничительных и запретительных мер для гибкого стимулирования импортозамещения. Кроме того, особая важность приобретения качественных товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд обуславливает необходимость особенно вдумчивого подхода к реализации политики импортозамещения в рамках контрактной системы. Невозможность приобрести качественную продукцию может сделать невозможным полноценное выполнение той или иной государственной функции. Сегодня в контрактной системе используются следующие меры по стимулированию импортозамещения:

  • преференции отечественным производителям при рассмотрении их заявок на участие в закупке;
  • запрет на импорт определенной продукции, если из стран ЕАЭС поступило по крайней мере два предложения о поставке такой продукции;
  • полный запрет на импорт определенной продукции из стран, не входящих в ЕАЭС, если эта продукция производится в ЕАЭС;
  • полный запрет на импорт определенной продукции, если она производится в России;
  • полный запрет на импорт определенной продукции из стран, не входящих в ЕАЭС.

Как видно, первые из названных мер являются самыми мягкими по отношению к иностранным поставщикам. Кроме того, по ряду субъектов соответствующие запреты могут распространяться как лишь на федеральный уровень контрактной системы, так и на все закупки за бюджетный счет.

При грамотном использовании названный инструментарий позволяет по мере реализации политики импортозамещения учитывать степень развитости и объем национальных производств, дабы производить исключительно на внутреннем рынке закупки лишь тех товаров, которые этот рынок в данный момент может произвести. Это позволит плавно и с минимальными издержками для экономики увеличивать долю закупки отечественной продукции за бюджетный счет.

Стимулы в рамках госзакупок

По общему правилу при проведении государственных и муниципальных закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ (часть 1 статьи 14 закона о контрактной системе). Аналогичное правило установлено для работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами. Однако в той же статье предусматривается право федеральных органов исполнительной власти устанавливать ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок. Так, Правительство РФ имеет право устанавливать соответствующие ограничения допуска или даже запрет на допуск в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (часть 3 статьи 14 закона о контрактной системе). Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ имеет право устанавливать условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (часть 4 статьи 14 закона о контрактной системе).

Во исполнение этих полномочий правительством и Минэкономразвития России были установлены меры стимулирования импортозамещения при закупке следующих категорий товаров:

  • оборудование для нужд обороны и безопасности;
  • продукты питания;
  • товары машиностроения;
  • товары легкой промышленности;
  • медицинские изделия.

По каждой из названных категорий соответствующими нормативными актами были установлены исчерпывающие перечни номенклатуры товаров, на импорт которых распространено данное ограничение.

Преференции поставщикам

Преференции отечественным производителям при рассмотрении их заявок на участие в закупке предусмотрены в случае закупок продуктов питания в качестве обязанности и государственных, и муниципальных заказчиков (приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — приказ). Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть российскому, белорусскому или казахскому производителю, даже если его продукция немного дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков картофеля, моркови, томатов, огурцов, капусты, винограда, яблок, рыбы, соли, говядины, свинины, консервов, пресервов, масла, муки, шоколада и т. д.

Пунктом 3 приказа предусмотрено, что при проведении конкурса, аукциона или запроса предложений участникам закупки, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского или казахского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15%. Согласно пункту 6 этого же приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции. Таким образом, импортные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги лишь в том случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с требованиями закупочной документации условия их поставки несравненно выгоднее, чем у российских, белорусских или казахских конкурентов.

В целях реализации приказа (пункт 9 приказа) заказчику рекомендуется устанавливать в документации о закупке:

  • требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в закупке страны происхождения поставляемого товара;
  • требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
  • положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, несет участник закупки.

Такой либеральный подход к импортозамещению подходит в первую очередь для отраслей, уже имеющих развитые отечественные производства, которые при минимальном стимулировании способны успешно конкурировать с зарубежными поставщиками. Остальные нормативные акты, направленные на стимулирование импортозамещения в рамках контрактной системы, предусматривают более жесткие запреты для импортных товаров.

Страны ЕАЭС в приоритете

Запрет на импорт продукции, если из стран ЕАЭС поступило по крайней мере два предложения о поставке такой продукции, установлен в случае закупки медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов. Полный перечень попавшей под это ограничение продукции установлен постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 102).

Пунктом 2 Постановления № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в утвержденный данным документом перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Респуб­лики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок. При этом заявки должны одновременно:

  • содержать предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
  • не содержать предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Читайте также:  Vetements не будет показывать коллекции на Неделях моды

Импорт не пройдет

Полный запрет на импорт продукции из стран, не входящих в ЕАЭС, если эта продукция производится в ЕАЭС, предусмотрен для товаров легкой промышленности (постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 года № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд», далее — Постановление № 791). В перечень запрещенных к импорту товаров, утвержденный этим документом, попали в том числе ткани, кожа, обувь, меха и изделия из меха и т. д.

Согласно пункту 1 Постановления № 791 запрещается закупка для федеральных нужд товаров, включенных в данный перечень, если они происходят из иностранных государств (за исключением Республики Белоруссия и Республики Казахстан). Данный запрет не применяется лишь в том случае, если эти товары не производятся на территории России, Белоруссии, Казахстана. Уполномоченным органом, осуществляющим подтверждение отсутствия на территории нашей страны производства товаров, является Минпромторг России.

Полный запрет на импорт продукции, если она производится в России, был установлен еще в конце 2013 года при закупке товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безо­пасности государства (постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства», далее — Постановление № 1224). Этим документом запрещен допуск продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков (пункт 1 Постановления № 1224).

Подтверждением отсутствия производства на территории России является включение товаров в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 года № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость». Альтернативным вариантом подтверждения отсутствия производства данного товара на территории России является заключение по результатам экспертизы, проводимой Минпромторгом России. Постановлением № 1224 был установлен запрет на закупку для нужд обороны страны и безопасности государства различных машин, станков и приборов.

Полный запрет на импорт определенной продукции из стран, не входящих в ЕАЭС, установлен при закупке за государственный или муниципальный счет товаров машиностроения. Этот запрет касается импортных бульдозеров, автобусов, троллейбусов, грузовиков, экскаваторов, снегоочистителей и других машин, включенных в перечень постановления Правительства РФ от 14 июля 2014 года № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом РФ, Белоруссии, Армении или Казахстана по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года.

Перспективы внедрения новых мер

На сегодняшний день в рамках контрактной системы можно ожидать новых постановлений Правительства РФ, определяющих дополнительные перечни импортной продукции и ограничения по ее закупкам за бюджетный счет. Так, например, давно ожидаемой новеллой является постановление Правительства РФ «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники». В перечень проекта этого постановления вошли такие весьма обширные категории, как «обеспечение программное сетевое на электронном носителе», «приложения общие для повышения эффективности бизнеса» и «услуги по технологической поддержке информационных технологий». Правительство предусмотрело относительно мягкий режим ограничения, который оставляет заказчику закупать импортное программное обеспечение при соответствующем обосновании невозможности замены его отечественными аналогами. Остается надеяться на то, что при реализации данной новеллы также не останутся без внимания реальные потребности заказчиков и то обстоятельство, что за редкими исключениями отечественный рынок программного обеспечения находится на начальных стадиях формирования и по сей день имеет обширный потенциал для развития.

В современной экономике импортозамещение является мерой скорее исключительной, а не регулярной, и временной, а не постоянной. В процитированном в начале статьи Послании Федеральному собранию продолжительность действия таких мер определяется в три — пять лет, то есть в рамках среднесрочной перспективы, после чего отечественные производства, получив мощный импульс развития, уже смогут конкурировать с иностранными аналогами. Сама по себе такая конкуренция неизбежна, ведь в XXI веке даже самая мощная национальная экономика не способна удовлетворить внутренней спрос без привлечения иностранных товаров. Но для построения такой экономики важно, чтобы основным предметом импорта было в первую очередь сырье, а продукция глубокой переработки и высокотехнологичные товары производились в значительной степени отечественными предприятиями.

Поддержи отечественного производителя!

Президент Владимир Путин на совещании с членами правительства поручил представить «четкие, понятные и внятные предложения по расширению участия предприятий оборонки в реализации нацпроектов». Нужно оперативно принять меры, которые «позволят увеличить долю российской продукции в общем объеме заказов», заявил глава государства в понедельник, 11 ноября.

Вице-премьер Юрий Борисов, курирующий в правительстве вопросы оборонной промышленности (ОПК), предложил президенту законодательно обязать государственных заказчиков как на федеральном, так и на региональном уровне приобретать у российских поставщиков не менее 50% объема продукции, в том числе закупаемой в рамках выполнения работ, сообщили РБК два источника, близких к правительству.

По данным собеседников РБК, вице-премьер на совещании выступил с докладом «О локализации производства техники, технологий и оборудования, необходимых для реализации национальных проектов» (проект доклада есть в распоряжении РБК).

Борисов обратился к опыту США и привел в пример действующие законы «Покупай американское» (1933 года) и «Покупай, Америка» (1982 года), которые содержат меры жесткого протекционизма в интересах американского производителя. «Например, при государственных закупках могут вводиться требования к поставке продукции исключительно американскими производителями с установлением 50-процентной доли по локализации ее производства. Если оплот демократии и либерализма делает все для поддержки отечественного производителя, то чем мы [Россия] хуже?» — говорится в документе.

В 2018 году темп роста выручки ОПК снижался из-за невозможности компенсировать падение гособоронзаказа приростом выпуска гражданской продукции, указал Борисов. Для перехода к росту оборонке требуется доступ на рынок госзакупок, в первую очередь в рамках нацпроектов, а также компаний с госучастием с конкурентоспособной продукцией̆, необходимой заказчику, считает Борисов.

Основные успешные проекты ОПК (среди них он называет заказ на 175 самолетов МС-21, контракт на 6,33 млрд руб. «Алмаз-Антея» с «Газпромом» на оборудование для систем подводной добычи углеводородов и др.) по продвижению гражданской продукции на внутренний рынок «находятся за чертой нацпроектов и продвигаются в ручном режиме». «Для продвижения отечественной продукции в нацпроекты мы применяем существующие механизмы запретов, ограничений и преференций по цене. Зная, как заказчики умеют манипулировать характеристиками продукции на торгах, у нас большие сомнения по поводу ожидаемых результатов», — указано в документе.

Закрепить систему квотирования российских товаров на госзакупках вице-премьер предложил корректировками в 44-й и 223-й федеральные законы. Размер доли 50% обоснован данными Минпромторга по оценке возможностей российской промышленности для выполнения нацпроектов, отмечается в документе.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в конце октября поручил Минпромторгу, Минэкономразвития, Минфину и ФАС внести до 2 декабря предложения по дополнительным мерам, стимулирующим увеличение доли закупок у российских производителей при реализации национальных проектов и госпрограмм.

Квоты для госзаказа

Борисов предлагает распространить квоты не только на госзакупки в рамках нацпроектов, но и на весь госзаказ. «В 223-м законе предлагаем установить право правительству определять минимальную долю закупок российской продукции для компаний с госучастием», — говорится в документе.

Что предложил Юрий Борисов для введения квотирования на госзакупках:

  • запретить использовать дополнительные характеристики товаров относительно действующих каталожных описаний;
  • учитывать заявки российских поставщиков при определении начальных (максимальных) цен контрактов;
  • установить обязательное условие предоставления межбюджетных трансфертов — осуществление закупок в объеме не менее 50% российской продукции;
  • запретить допуск иностранной продукции в рамках нацпроектов при наличии отечественных аналогов;
  • использовать двухэтапную процедуру торгов — сначала между российскими поставщиками, а если таковых не находится — то с привлечением всех остальных.

Чтобы эти меры выполнялись, Борисов предложил ввести новый ключевой показатель эффективности (KPI) «доля российских товаров в объеме закупок» для министров и губернаторов.

В аппарате вице-премьера Борисова заявили РБК, что совещание у президента проходило в закрытом режиме, и отказались комментировать его детали и итоги. «Наша позиция относительно диверсификации ОПК и устойчивости российской экономики в условиях санкционных рисков известна, и она не изменилась. Доступ отечественного производителя к внутреннему рынку необходимо значительно расширить. В первую очередь за счет участия предприятий ОПК в нацпроектах. Дополнительных средств из бюджета не потребуется», — заявили в аппарате вице-премьера. Также в аппарате отметили, что в ходе подготовки предложений, вошедших в доклад Борисова, была проведена работа со всеми заинтересованными сторонами, включая федеральные ведомства и компании с госучастием, «и эта работа продолжается».

Вице-премьер Дмитрий Козак считает, что увеличения доли госзакупок у российских производителей можно добиться за счет расширения применения ограничивающих доступ иностранцев к закупкам ценовых преференций и принципа «третий лишний». «Дмитрий Козак всегда поддерживал применение принципа «третий лишний» или ценовой преференции, в том числе в этом сегменте закупок», — сказал РБК его представитель Илья Джус.

РБК направил запросы пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову и в Минфин. Представитель Минпромторга отказался от комментария, сославшись на закрытый формат совещания у президента.

Проблемы с оборонзаказом

Ежегодный объем гособоронзаказа (ГОЗ) составляет примерно 1,5 трлн руб., говорил в ноябре прошлого года вице-премьер Юрий Борисов в интервью РБК.

Владимир Путин отмечал, что объем ГОЗ будет сокращаться после 2020 года, в связи с тем что уровень современного вооружения в российской армии приближается к 60%, а к концу 2020 года стоит задача достичь 70% и поддерживать его до 2027 года. Доля гражданской продукции на предприятиях ОПК к 2025 году должна составлять 30%, а к 2030 году — 50%. По итогам 2018 года она составляла 20,9%.

Сложившаяся система закупок не отвечает интересам государства и налогоплательщиков, добросовестных заказчиков и поставщиков, характеризуется высокими коррупционными рисками и неэффективной системой контроля, считает директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. По 44-му федеральному закону главным способом госзакупок (на него приходится 60%) является аукцион, в рамках которого основным критерием для торгов является цена.

Введение системы квот на госзакупках для российских производителей может серьезно поддержать малый и средний бизнес в регионах, считает Ульянов. При этом подход должен быть гибким, необходимо проанализировать, для каких отраслей следует вводить требование 50%, а для каких нужно снизить порог, продолжил он. «Принимая меры господдержки, нужно иметь в виду текущее состояние отечественного производства. Если лекарства российского производства есть, но они не лечат, то, конечно, их закупать нельзя», — сказал Ульянов. Квотирование — это рыночный механизм, но его нельзя абсолютизировать, предупредил он.

Идея 50-процентного порога для всех госзакупок выглядит искусственной, на рынке есть секторы, в которых Россия объективно зависит от внешних поставок, например в сфере здравоохранения, заявил РБК директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев. Идея преференций для отечественных производителей на фоне того, что происходит в США и других странах, может обсуждаться, но более предметно, полагает Яковлев.

«Подход, при котором бюджет должен будет платить через закупки для госпредприятий и бюджетных организаций за менее качественные и более дорогие поставки российских комплектующих или технологий, не представляется правильным», — считает эксперт. Более разумным, на его взгляд, был бы подход, при котором правительство заранее объявляет о введении «порогов» для разных отраслей, вступающих в силу, например, через два или три года. Он позволил бы учесть специфику секторов и дал бы время бизнесу на адаптацию к новым условиям, пояснил Яковлев.

Национальные проекты сформированы для выполнения майского указа президента до 2024 года. Стоимость реализации всех 12 нацпроектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры оценивается в 25,7 трлн руб. с 2019 по 2024 год. Из них 13,2 трлн руб. возьмет на себя федеральный бюджет, за 4,9 трлн руб. будут отвечать региональные власти. При этом в основном региональные полномочия будут обеспечены финансированием из федерального бюджета (порядка 95%).

Объем госзакупок в России в 2018 году вырос до 6,79 трлн с 6,3 трлн руб. в 2017 году, следует из данных Единой информационной системы в сфере закупок.

Как вы поддерживаете отечественного производителя?

Фото: ВАСИЛИЙ ДЬЯЧКОВ
“Зачем кого-то поддерживать, когда он сам на ногах стоит? А того , кто сам не стоит, поддерживать вредно и опасно
Читайте также:  Спортивные хиджабы Nike для мусульманок

На прошлой неделе президент раскритиковал правительство за недостаточную поддержку отечественного производителя и потребовал от него более активных действий.

Евгений Маргулис, музыкант. Я поддерживаю Таганский мясокомбинат — за его сосиски и колбасу. И молочные продукты у нас хороши. Но практически этим мой потребительский патриотизм и ограничивается. Технику и все остальное предпочитаю иностранное. А чтобы положение изменилось, надо дать производителям волю, не загонять их насильно в рамки устаревших ГОСТов и нормативов.

Михаил Маргелов, председатель комитета Совета федерации по международным делам. Семья ежедневно покупает отечественные продукты питания. А еще мы живем в отечественном доме и пользуемся отечественными телекоммуникационными сетями. А езжу я на служебной Audi-А8, которую закупил Совет федерации.

Натали Голицына, президент Русского клуба. И рублем, и всей душой. И стараюсь делать это при любом случае, когда он этого заслуживает. А у меня так получается, что заслуживает он постоянно. Поэтому мы регулярно организуем выставки-продажи изделий нашей легкой промышленности.

Владимир Груздев, депутат Московской городской думы. Поддерживаю как потребитель, продукты покупаю отечественные. А как депутату гордумы, занимающемуся продовольственными ресурсами, мне важно, чтобы у москвичей был выбор. Потому что законы рынка показывают, что искусственное удаление конкурентов губит производство.

Виктор Красовицкий, председатель совета директоров Parex bank. Я хожу в российские рестораны, когда бываю в Москве.

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков. Я поддерживаю только качественного производителя. На прошлой неделе я был на открытии завода оконного стекла компании БАМО в Солнечногорском районе. Их продукция не уступает зарубежным аналогам, и я обязательно куплю их рамы. Но я против того, чтобы мы проводили безоговорочно протекционистскую политику, иначе все у нас будет разваливаться — и машины, и инструмент.

Евгений Белов, директор департамента МИДа по связям с субъектами федерации и парламентом. Практически только наши продукты и покупаю. С радостью бы поддерживал и промышленников, но там качество часто низкое и производитель не дает необходимых гарантий.

Ольга Вдовиченко, председатель внешнеторгового объединения “Машиноимпорт”. В этом вопросе есть нечто унизительное для самого производителя. Своей деятельностью мы, конечно, поддерживаем его, но это не помощь слабому, а нормальный бизнес. Мы ищем для нашего производителя заказы на конкретную продукцию в третьих странах.

Владимир Самохин, гендиректор компании “Роколор”. Я и есть российский производитель. И я все деньги вкладываю в свою компанию. Но поддерживать производителей только за то, что они российские, странно. Наши продукты я предпочитаю за то, что они вкусные и не модифицированы генетически.

Василий Якименко, лидер движения “Идущие вместе”. Мы ему майки с портретом президента Путина заказываем, то есть работу даем. Но есть у нас отрасли попросту неподъемные — как автомобилестроение.

Александр Мовсесян, директор Института мировых финансов и банков. Из двух аналогичных по цене и качеству товаров всегда выберу отечественный. А без качества никакой патриотизм не заставит меня купить наше. Но ведь и это тоже поддержка, поскольку это должно заставить его развиваться и совершенствовать производство.

Светлана Герасимова, председатель правления банка “Олимпийский”. Деньгами. В последнее время мы сильно увеличили долю кредитов предприятиям реального сектора. Но не всем подряд, а крупным предприятиям и федерально значимым структурам. В сфере малого и среднего бизнеса — тем предприятиям, которые работают эффективно, которые имеют стабильные обороты по счетам в нашем банке.

Анатолий Долголаптев, президент Лиги оборонных предприятий. Я покупаю только спиртные напитки, которые произведены на территории бывшей Российской империи. Компьютеры беру наши, знаю, что в космос надо летать на наших ракетах. Но вот одежду и автомобили предпочитаю импортные.

Игорь Коган, председатель правления Оргрэсбанка. Поддерживать надо не просто производителя, а налогоплательщика. Условия ему создавать для развития бизнеса и, главное, следить, чтобы эта поддержка в итоге не пошла во вред потребителю.

Константин Попов, председатель совета директоров компании “Инком-недвижимость”. Приятно поддержать своих, если выходит дешевле. Все, что касается строительства и ремонта, мы покупаем у нашего производителя, если качество нормальное. Мебель для дома я сначала заказал в Италии, но она пришла в ужасном состоянии. Я договорился с местными умельцами, и они сделали все в лучшем виде.

Лика Стар, певица. Я поддерживаю производителя глазированных сырков, конфет и шоколада и, конечно, других продуктов, которые я с детства люблю. Концертную одежду шью и у наших дизайнеров, но лучше все-таки у зарубежных. А вот из повседневной одежды и обуви в моем гардеробе вообще ничего отечественного нет.

Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации. У меня то, что привезено издалека, вызывает сопротивление. За исключением техники.

Владимир Ярошевский, гендиректор сети супермаркетов “Седьмой континент”. Мы продаем его товары. 55% общего объема товаров в наших магазинах составляет продукция российских производителей. И вообще, наши производители успешно конкурируют с зарубежными по многим показателям. А уж качественные и вкусовые показатели отечественных продтоваров были всегда на высоте.

Отар Кушанашвили, шоумен. По всем направлениям, кроме производства презервативов. Тут я законченный западник, потому что не могут наши пока дать им достойный ответ, а я же не буду рисковать. В остальном делаю что могу. У меня даже одна из двух машин — “Москвич”, и я на нем специально на встречи с продюсером Айзеншписом езжу, потому что он жутко не любит наши автомобили.

Константин Боровой, главный редактор журнала “Америка Illustrated”. Не поддерживаю и другим не советую. Зачем кого-то поддерживать, когда он сам на ногах стоит? А того, кто сам не стоит, поддерживать вредно и опасно. Поддержка нашего автопрома — выступление против жизни на территории России, как, впрочем, и поддержка наших сельхозпроизводителей, которые все в три раза дороже делают. Я сам сотню новых дел начинал, и никто меня не поддерживал.

Леонид Полежаев, губернатор Омской области. На пороге ВТО наш товаропроизводитель уже не может рассчитывать на господдержку в прежних объемах. Время демпингового бизнеса прошло. И мы к этому подготовились, потому что поощряли инвестиции в наши предприятия, давали заводам преференции, освобождали от налогов, предоставляли кредиты и на село выделяли не менее 10% областного бюджета. И сегодня есть результат — хозяйства встали на ноги.

Олег Чиркунов, зампред комитета Совета федерации по бюджету. Я никогда не возьму датскую колбасу, но не буду ездить на машинах, которые таковыми не являются. Поддерживать отечественный автопром запретительными мерами бессмысленно, надо создавать условия для замещения импорта.

Дмитрий Удрас, член совета директоров холдинга “Новое содружество”. Инвестициями и помощью в организации нормального менеджмента. Мы помогли поставить на ноги “Ростсельмаш” и фактически подтягиваем более чем 500 его смежников, причем ужесточая требования к их продукции.

Сергей Устинов, писатель. Приступами бессмысленного патриотизма я не страдаю. А протекционизм считаю очень недальновидной и вредной политикой. Он всегда ведет к ухудшению качества протекционируемого. Сейчас в Америке не только сталелитейная промышленность накрывается, но и автопром, который власти взяли под защиту еще в 70-е годы. И наш автопром загнется, если не будет конкурировать с иностранным производителем.

ВОПРОС НЕДЕЛИ / ТРИ ГОДА НАЗАД

Вам не тесно?
Скоро родится шестимиллиардный житель Земли. Ученые говорят, что на планете уже превышен демографический лимит.

Анатолий Лисицын, губернатор Ярославской области. А я готов потесниться, если шестимиллиардный житель Земли родится в России.

Илья Глазунов, народный художник России. Говорить о тесноте, живя в России, стыдно. За последние 80 лет в стране был геноцид русского народа, и уже сейчас мы подведены к смертной черте выживания.

Геннадий Ягодин, академик РАН. Ох, тесно! Мы уже превысили лимит живущих на Земле — 4-4,5 млрд жителей. Надо бы остановиться на 5 млрд.

Михаил Сеславинский, первый заместитель министра по делам печати. В Москве — очень. Но ведь есть Сибирь, пустынные районы Средней Азии.

Николай Прянишников, заместитель гендиректора компании “Вымпелком”. Тесно только в троллейбусе. А у всех нормальных людей должно быть больше детей. Люмпены вон как размножаются, а интеллигенция и деловая элита отстает. Это неправильно.

Владимир Ресин, первый вице-премьер Москвы. Да о том, чтобы в России стало тесно, можно только мечтать.

Вячеслав Игрунов, заместитель руководителя парламентской фракции “Яблоко”. Очень тесно — и давно. И меня пугают высокие темпы рождаемости именно в тех регионах и на тех континентах, где нет достойных условий для жизни.

Маргарита Терехова, актриса. Но уж это не проблема. Мне от бомб тесно, которые разрушили Югославию, от радиоактивных отходов, захороненных повсюду.

Минпромторг предложил установить квоту на госзаказ российских товаров в 50%

Нужно ввести временную экономическую поддержку производителей российских товаров, а также организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК), выпускающих продукцию гражданского назначения, через госзаказ, следует из проекта постановления правительства. На прошлой неделе Минпромторг направил его для обсуждения в Минфин, Минэкономразвития и Федеральную антимонопольную службу (ФАС). «Ведомости» ознакомились с копией письма, подлинность подтвердил федеральный чиновник.

Проект предлагает обязать госзаказчиков отдавать российским производителям и поставщикам определенную долю заказа: 30% общих годовых закупок в 2020 г. и уже 50% в 2021 г., в том числе потребовать часть квоты отдавать именно производителям ОПК.

Также предлагается проводить торги только для российских производителей, а если они будут признаны несостоявшимися, организовывать повторные – уже для всех.

Власти ограничат исполнителей национальных проектов в выборе поставщиков

Представители Минпромторга, Минфина и Минэкономразвития не ответили на запросы «Ведомостей».

ФАС не поддерживает предложение Минпромторга, заявил «Ведомостям» замруководителя службы Михаил Евраев. Введение квотирования для заказчиков с обязанностью выкупа определенной доли только у предприятий ОПК поделит российские предприятия на более российские и менее, что, конечно, странно, отмечает Евраев. «Одно дело, когда мы предоставляем преференции отечественной продукции по отношению к иностранной, а другое дело – вводить искусственные ограничения для отечественных предприятий. Это нанесет ущерб добросовестной конкуренции и негативно отразится на экономике и качестве контрактов», – объяснил он. Появятся вопросы и к качеству продукции, и к достаточному обеспечению потребностей заказчиков, опасается Евраев. «Предложение существенно усложнит всю систему закупок. Не ясно, как заказчики в принципе смогут выполнять такие требования», – отметил Евраев.

В 2018 г. государство потратило на закупки почти 8,4 трлн руб. С 2019 г. начались закупки для выполнения нацпроектов. За пять лет федеральный бюджет потратит на них 13 трлн руб., а еще 5 трлн руб. – региональные власти.

Власти ищут способы получить максимальную отдачу от этих расходов. Еще в апреле помощник президента Андрей Белоусов поддержал требование закупать под нацпроекты отечественное оборудование и рекомендовал Минпромторгу составить список подходящего российского оборудования и перечень законов, которые нужно будет изменить для введения новых правил.

По расчетам Минпромторга («Ведомости» ознакомились с их копией, подлинность подтвердил чиновник), российские производители могли бы обеспечить нацпроекты продукцией на 4,5 трлн руб.

Впрочем, параллельно идет дискуссия о том, чтобы, напротив, упростить доступ иностранцев к госзаказу. В июле вице-премьер Дмитрий Козак поручил Минпромторгу, Минэкономразвития, Минфину, Минкомсвязи и ФАС заменить прямой запрет на участие иностранцев в госзаказе на другие способы поддержки отечественного производителя. Пока для государственных нужд нельзя закупать, например, иностранные легковые автомобили и мебель. Иностранное программное обеспечение можно покупать, только если нет его российских аналогов. Для закупок лекарств и медизделий действует правило «третий лишний» (иностранный поставщик не допускается к конкурсу, если заявки подали хотя бы две компании из стран Таможенного союза). А для закупок продовольствия и других товаров действуют ценовые преференции и в исключительных случаях – правило «третий лишний». Импортозамещение снижает конкуренцию на госторгах, растут цены, а качество продукции снижается, предупреждал еще в 2016 г. бывший замминистра экономического развития Евгений Елин.

Правительство хочет сильно облегчить иностранцам доступ к госзаказу

Но президент России Владимир Путин поручал провести диверсификацию ОПК. А к 2030 г. довести долю гражданской продукции до 50% от всего выпуска ОПК. Минпромторг предлагает выполнить поручение в том числе с помощью госзакупок.

Вряд ли министерство предлагает закупать дорогую авиационную технику или суда, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Но многие предприятия отрасли выпускают менее дорогую технику – например, для нужд городского хозяйства, системы безопасности и др., говорит он.

Прежде всего речь идет о радиоэлектронике как одном из самых быстрорастущих сегментов гражданского рынка, говорит представитель «Ростеха». Например, «Ростех» производит такое медицинское оборудование, вычислительную технику, программно-аппаратные комплексы и проч. Но отечественные продукты остаются недооцененными, им сложно занимать ниши на рынке, где десятилетиями превалировали зарубежные производители, сетует представитель госкорпорации: «Это проблема всех отечественных производителей без исключения». Так, на рынке систем хранения данных (в 2018 г. оценивался в $400 млн) на отечественных производителей по количеству поставок приходится около 40%, но их доля в выручке лишь 10%, говорит представитель «Ростеха», несмотря на наличие отечественных аналогов, госзаказчики покупают иностранную продукцию по более высокой цене.

Идея правильная, поддерживает депутат Госдумы и председатель комиссии по правовому обеспечению развития организаций ОПК Владимир Гутенев. Предложение обсуждалось в бюро Союза машиностроителей России и экспертным советом Госдумы по развитию предприятий радиоэлектроники, знает он. Выпуск по гособоронзаказу снижается второй год, а экспорт продукции ОПК не растет, жалуется Гутенев, правильно поддержать диверсификацию ОПК и для экономики, а также технологической и национальной безопасности. Мера приведет к удвоению производства товаров электронно-компонентной базы к 2024 г., рассчитывает Гутенев.

Не ясно, поможет ли механизм конверсии, но без господдержки нарастить выпуск гражданской продукции в ОПК не получится, говорит Макиенко.

Система госзакупок традиционно понимается как «бизнес для государства», но в России и заказчиком, и поставщиком выступают государственные организации, отмечают эксперты Центра стратегических разработок. В этом сегменте государство в лице уполномоченных юридических лиц само у себя заказывает продукцию и само же себе поставляет.

Поддержим отечественного производителя или Почём нынче патриотизм?

В СССР всё, начиная от резиновых изделий №2 (резиновое изделие №1, вопреки распространённому мнению, это противогаз) и заканчивая ядерными боеголовками, было отечественного производства. Да, возможно, по дизайну продукция made in USSR не сильно отличалась от кирпича. Суровые начальники производств и партработники не считали нужным тратить деньги на «бесполезную красоту». Советский презерватив, может, и натирал причинное место, зато был неубиваем как советский танк. Я до сих пор готовлю на советской сковородке. Старушка дьявольски тяжёлая, громоздкая, довольно-таки неизящная на вид и вполне может служить орудием убийства. Зато еда не пригорает. В отличие от иностранных тефалей и прочего с новомодными антипригарными покрытиями, которые, кстати, быстро стираются. И сносу советской сковородке нет. Кажется, она старше меня. Не исключено, что на ней будут готовить мои дети. «Made in USSR» равнялось «сделано на совесть и на века».

Советские люди жили исключительно на всём советском. Насколько это было добровольно, выгодно и удобно — другой вопрос. А как обстоят дела в России? Что мы производим? Насколько это качественно и доступно? Короче, давайте обсудим вот это:

Как-то мне попались на глаза статья о некой семье из Новосибирска. Они решили полгода прожить исключительно на товарах российского производства. Дело было в прошлом году. Вкратце результаты были такими. Переход на питание отечественными продуктами оказался сравнительно безболезненным и даже благотворным для семейного бюджета. Вместо финских йогуртов — российская простокваша и ряженка. Вместо кешью — грецкие орехи и семечки. Вместо бананов и мандаринов — российские яблоки. С фруктами и овощами, конечно, произошла небольшая засада. Я сама сталкивалась с этим. Стоишь перед полками с фруктами : справа яблоки китайские по 90 с лишним рублей, все как на подбор, симпатичненькие, румяные, блестящие; слева -яблоки российские по 40 с копейками, мелкие как вши, с червоточинами и побитостями. Вздыхаю и беру российские. Утешаюсь тем, что раз есть червяки, значит, экологически чистые яблоки, без ГМО J А вот местные огурцы ничем не хуже иностранных. Правда, почему-то дороже. Короче, переход на патриотичное питание сэкономил новосибирцам 27% бюджета .

Эксперимент полностью я повторять не стала, но примерила на себя. Открыла собственный холодильник и подсчитала соотношение отечественных и импортных продуктов. Молочка — вся российская, за исключением финских йогуртов и литовского масла. Сосиски, яйца, хлеб, крупы — российские. Чай — китайский, кофе — колумбийский. Огурцы-помидоры и прочая овощь — местная. Из импортного только орехи и бананы. Итог: примерно 80% моего рациона составляют отечественные продукты. И это при том, что я довольно несознательный потребитель, выбираю то, что нравится и приемлемо по цене, невзирая на бренды.

Обратимся к статистике. Я воспользовалась опросами Фонда «Общественное Мнение», независимой социологической службы, одной из крупнейших на российском рынке. Согласно опросу 2012 года, 69% россиян предпочитают питаться продуктами отечественного производства. 27% похожи на меня и не обращают внимание на производителя. По качеству российские продукты в основном не уступают импортным (не без исключений, конечно, вспомним яблоки), а стоят чаще дешевле.
Ещё один немаловажный момент: российские продукты вызывают больше доверия. Они считаются экологически чистыми и содержащими меньше добавок и консервантов . Во-первых, потому, что в России частично сохранилась система старых добрых советских ГОСТов, которые запрещают большинство пищевых добавок, красителей и прочих Е. Правда, производители изящно обходят ГОСТ простым манером: вместо «Творог» (требования к которому чётко прописаны в ГОСТ) пишут на упаковке «Творожок». И всё, дело в шляпе, можно пихать в этот самый творожок всё что угодно.

Во-вторых, отсутствие ГМО. Тут вообще интересно. Вред ГМО официально не доказан. Тем не менее, 60% наших соотечественников имеют стойкое предубеждение против «мутатнтов». Россияне вообще немного консервативны и подозрительно относятся ко всему новому. Особенно к тому, что в тарелке. Возьмите картошку. Русские мужики наотрез отказывались есть и выращивать «чёртово яблоко». В 40-х годах 19 века даже случились картофельные бунты. А сейчас это любимый российский овощ, второй хлеб. Среди моих друзей есть товарищи, которые категорически презирают суши и вообще против экспериментов с едой.

(новогодний стол в России не обходится без селёдки под шубой и салата оливье)

Так вот, возвращаюсь к ГМО. В местной картошке генов скорпиона, скорее всего, нет. А вот в импортной более чем вероятно. Так происходит по двум причинам. Первая: использование ГМО в России строго ограничено. Второе: как ни странно, постсоветская разруха в сельском хозяйстве сыграла положительную роль. Дело в том, что выращивание ГМО-продуктов требует современных и мощных технологий, которых в наших бывших колхозах, ясное дело, нет. Выращиваем бабушкиными методами, зато генетически правильные продукты. Россия оказалась, как говорится, в тренде. Чиновники, что бы про них не говорили, решили использовать эту фишку. Несколько дней назад в Думу внесли законопроект о полном запрете на ввоз ГМО-продуктов в России. Планы внушительные: выбиться в мировые производители экологически чистых продуктов. Прочитанное мною интервью с российским фермером Василием Фокиным подтверждает надежды чиновников. Европейцы ценят продукты нашего производства, потому что в них меньше химии.

С потреблением разобрались. А как дела обстоят с производством? Не буду утомлять вас цифрами. Вот лишь несколько фактов.

Мясо . С середины 2000-х прослеживается чёткая тенденция к снижению импорта на российском мясном рынке. В 2013 году только 21.5% мяса было ввезено из-за рубежа . Свинину везут в основном из Бразилии, Канады и Германии. Говядина — опять-таки бразильская, затем Уругвай и и Австралия. Остальное — наше.

Молочные продукты . В 2012 году доля отечественных молочных продуктов на внутреннем рынке составляла 80.5% . Мы производим всё, от традиционного молока до новомодных йогуртов. Ввозятся в основном белорусские продукты, что неудивительно. Благодаря госсподдержке, у белорусов низкие закупочные цены и достойное качество. Небольшая часть молочки ввозится из Украины, Германии и Новой Зеландии. Вывод: сейчас мы практически кормим себя сами, и хорошо кормим.

Перейдём к одежде, косметике и бытовой химии. Новосибирский эксперимент с одеждой от российских кутюрье закончился плачевно. Подавляющее большинство российских марок шьёт одежду из импортных тканей на импортном оборудовании. Обувь российского производства нашлась с трудом, стоила в три раза дороже иностранной и порвалась через пару месяцев. Адекватной отечественной косметики новосибирцам найти не удалось, как и картриджей для принтера и лампочек для точечных светильников. Как мы помним, на питании новосибирцы сэкономили 27%. А вот остальные статьи расходов возросли на 40-45%.

Открываю шкаф с одеждой. Нда, на первый взгляд ситуация повторяет новосибирскую. Бангладеш, Таиланд, вездесущее маде ин Чайна, Польша и футболка, изготовленная, к моему изумлению, в Молдавии. С заветным «сделано в России» оказались две футболки, несколько пар трусов и рубашка. Обувь — сплошь маде ин Чайна.

Бытовая химия. Зубная паста — наша, шампунь — импортный, гель для душа — российский и импортный, зубная щётка — импортная (к слову, поиски отечественной зубной щётки успехом не увенчались. Может, кому-то повезло больше). Стиральный порошок — один наш, второй немецкий. Средство для мытья посуды — наше. Косметика. Духи, тушь, пудра, румяна и прочие приблуды — импортные. А вот средство для снятия лака и скраб для лица — отчественные. Лампочки я проверять не стала. Мобильник, конечно, собран в Китае, ноутбук в Тайване, а холодильник у меня старенький, ещё советский.

Но если смотреть на бренды, картина несколько меняется. Фишка в том, что многие зарубежные бренды только притворяются таковыми. Российские производители успешно используют наше с вами пристрастие к «европейскому качеству». Как известно, в СССР производили лучшие в мире автоматы и лучших в мире подкованных блох. А вот с модными трусами и джинсами дело было плохо. В 90-е на рынки хлынуло китайское дешёвое маде ин Чайна. В результате в нашей подкорке записалось: европейское и американское — гуд, китайское — дерьмо, а родное — непонятно. Поэтому отечественный производитель прячется за звучными иностранными названиями . «Итальянская обувь» Carlo Pazjlini производится российским предпринимателем Ильей Резником. Никакого итальянского мастера с таким ФИО в природе не существует, это выдуманная ушлыми маркетологами легенда. Бренд OGGI (в переводе с итальянского означает «сегодня») управляется петербургским ООО со скромным названием «Август». Savage, O’stin, любимая моими подругами Sela, InCity, Be Free — вот далеко не полный список российских оборотней. Да, производство у них размещено не в России, а в китайской или тайваньской провинции. Это вполне в духе времени, китайскими рабочими не брезгуют ведущие американские и европейские компании. Зато основатели и дизайнеры — отечественные.

По данным Минпромторга, в 2012 году доля отечественных производителей на внутреннем рынке лёгкой и текстильной промышленности — 24.6% . Почему с питанием у нас всё хорошо, а вот с одеждой — не очень? Первое: российским производителям не хватает мощностей и опыта. Директор швейной фабрики «Славянка» Юрий Косенков говорит, что зарубежные монстры-бренды находятся на рынке уже десятки лет, а российские от силы лет 20. Наши просто не успели развиться как следует. Второе: мешают высокие налоги и растущие тарифы на электроэнергию, газ и прочее. Третье: нет гарантий стабильности. Инвесторы всё ещё считают бизнес в России рискованным делом и вкладываются весьма неохотно. Четвёртое: нехватка качественных материалов. Отечественные кутюрье шьют, в основном, из импортных тканей. Современные технологии пошива и набивки принтов в России развиты слабо. Для этого нужно развивать химическую промышленность. Сейчас доля импортного сырья в легпроме составляет 70%. Пятое: теневая экономика. Предприятия лёгкой промышленности — рекордсмены по уклонению от налогов. Только 25% компаний работает по-честному. Кроме того, огромное количество продукции ввозится в Россию в обход законов. Доля нелегального производства и контрабанды практически равняется официальному импорту. (35.8% против 39.6%). И последнее: наши госструктуры (РЖД, к примеру) не отличаются особым патриотизмом. 90% закупаемой спецодежды, белья и тканей — китайского и тайваньского производства. Что, конечно, не способствует поддержке отечественного производителя.

Положение неутешительное, но не безнадёжное. Разработана отраслевая стратегия с объёмом финансирования до 143 миллиардов рублей. На модернизацию текстильного и швейного производства Минпромторг планирует потратить 93.5 млрд. рублей, на обувную промышленность — 39.9 млрд.

К 2020 году наш легпром должен практически выйти из тени, а доля отечественных производителей должна достигнуть 50% . С непатриотичным поведением госструктур тоже решили бороться. В этом месяце в Думу внесён законопроект, который запрещает компаниям использовать зарубежное оборудование и прочее при наличии отечественных аналогов.
Что касается косметики , то эта сфера традиционно считалась нашим слабым местом. 80% рынка занимают зарубежные производители . Лидируют Франция, Великобритания и Германия. После кризиса 2008-го поток иностранной туши и губной помады, превращающей любую девушку в суперзвезду, немного обмелел. Но всё равно мои знакомые предпочитают духи и косметику из Европы. Да, мы производим зубную пасту, крема для лица и скрабы для тела. Достойного качества, но всё-таки российская косметика больше для среднего класса, чем для голливудских див и фотомоделей. Вряд ли Клаудия Шиффер мажется перед сном антивозрастным кремом от сибирской травницы «Бабушки Агафьи» или «Чистой Линии». Со времён Союза в стране не было ни одного бренда, который мог бы составить конкуренцию французским маркам. В 2012 году уфимская компания «НаноДерм-профи» создала, наконец, первую в нашей истории линейку косметических продуктов элитного класса. Россияне применяют технологию двойного инкапсулирования, аналогов которой нет в мире. Уфимцы намереваются порвать шаблон и завоевать мировой косметический рынок.

Что ещё мы производим лучше, чем иностранцы?

— лекарства. Наши таблетки на порядок дешевле и действеннее. При желании можно отыскать в интернете список зарубежных лекарств и доступных отечественных аналогов;

— детские игрушки и детская одежда;

— некоторые типы промышленных и хирургических лазеров. Высокотехнологичные японцы их очень ценят;

— генераторы наноимпульсов высокой напряженности;

— некоторые электронные продукты, например, словари LINGVO или система оптического распознавания символов FineReader, оба производства российской компании ABBYY;

— Яндекс (продукты российского поисковика круче буржуйского Гугла);

— пневматические винтовки, ядерные реакторы и ракетные двигатели РД-180. Конечно же. Военная промышленность у нас традиционно на высоте. РД-180, кстати, с удовольствием закупают американцы;

— и ещё много чего.

Моё маленькое исследование наводит меня на две мысли. Первая. Есть шутка: из пяти любых предметов советского производства можно собрать автомат Калашникова, из трёх советских автомобилей – БТР. Так вот, от советской болезни военщины в промышленности мы избавились. Научились не только ракеты в космос запускать, но и шить модные ползунки . И вторая мысль. Убеждение, что продукция отечественного производителя – сплошь дерьмо, на поверку оказалось мифом. В России, как оказалось, умеют не только ядерные головки клепать да нефть качать . Новосибирский эксперимент через десяток лет может иметь совершенно другие результаты. А лозунг «Поддержим отечественного производителя!» окончательно потеряет иронический оттенок.

Читайте также:  Кружевной чокер на шею – модная тенденция
Ссылка на основную публикацию