Современные казаки и казачество это косплей

Как живут казаки-оппозиционеры

Казаков в России привыкли воспринимать как странный и даже пугающий феномен: они разгоняют митинги , бьют нагайками участниц группы Pussy Riot и отливают из бронзы памятник Владимиру Путину в образе римского императора. Это возмущает часть казачьего сообщества, которая пытается избавиться от сложившегося имиджа. «Сноб» рассказывает, как борются со стереотипами казаки-либералы, противопоставляющие себя «ряженым» и «нагаечникам»

29 января 2020 17:05

Историк Павел Гнилорыбов

«В донской степи бессмысленно искать следы материальной культуры. Ее нужно дорисовывать, включать воображение, чувствовать духмяный запах трав. Если Дон не вызывает чувств, значит, человек — сухарь», — 28-летний историк, донской казак, либерал и атеист Павел Гнилорыбов вглядывается в степь, и кажется, что порывистый ветер вот-вот снесет с его головы папаху. На нем шаровары и красный кафтан из казачьего ателье, на груди — пластиковые значки с этническим орнаментом.

Гнилорыбов родился в городе Каменск-Шахтинский в Ростовской области, учился в казачьем классе, где помимо общеобразовательных предметов детей знакомят с историей и традициями казаков. В 2014 году он окончил истфак МГУ и остался жить в Москве, хотя «всем сердцем любит Дон». Гнилорыбов основал телеграмм-канал об архитектуре, наследии и городской среде «Архитектурные излишества», запустил экскурсионный проект «Моспешком» и стал научным сотрудником Музея Москвы.

На работе Гнилорыбов водит пешеходные экскурсии, а в свободное время борется со стереотипами, касающимися казаков. В 2012 году он пришел в национальной одежде на акцию в поддержку Pussy Riot, чтобы показать, что не все казаки одинаковы. Паблик «ВКонтакте» «Казачий театр драмы и комедии» осудил его за поддержку ЛГБТ-сообщества, а газета «Комсомольская правда» — за фотографии в девичьей школьной форме и свадьбу, на которой он был в кедах.

В свою очередь Павел критикует все, что ассоциируется с официальным казачеством: реестр (то есть казаков, получающих финансирование от государства), «ряженых» и «титушек» (людей, негласно используемых властями в качестве подстрекателей и наемников для силовых провокаций). Любой родовой казак вправе считать себя казаком и быть им без каких-либо списков, говорит Павел. По его мнению, существующая сейчас ситуация, когда стать казаком может любой безработный или силовик на пенсии, просто вступив в реестр, портит имидж казаков. Однажды Гнилорыбов решил провести эксперимент: одевшись в казачью форму, стал спрашивать у прохожих в центре Москвы документы. «Почти никто не отказался, потому что казаков воспринимают как полицейских», — делает он вывод.

Помимо реестровых организаций, есть и общественные, которые не имеют никаких привилегий. Они тоже дискредитируют адекватных казаков, говорит Павел. Например, союз казаков-воинов России и зарубежья, движение восстановленных станиц и казачья контрразведка.

«Если вы чувствуете, что в вашей жизни не хватает драйва, вы объявляете себя “межгалактическим казаком”, начинаете рассылать пресс-релизы, и часть СМИ напишут об этом на полном серьезе. Ансамбль “Космические казаки”, который рассказывает о путешествии казаков на Марс и покорении других планет, действительно существует. Все стремится к тому, чтобы 144 миллиона жителей России стали казаками. Это искусственный процесс, мы как будто в большой театральной постановке. Но нет повода опускать руки и говорить, что нормальных казаков не существует», — объясняет Гнилорыбов. Он не относит себя ни к одному из казачьих движений, а современное состояние казачества характеризует как «клоунаду» и «ползучую фольклоризацию с яркими пайетками».

Гнилорыбов называет себя «асфальтовым казакоманом». На Дону у его семьи есть участок, который сейчас сдается в аренду. Позже он хочет вернуться в Ростовскую область, чтобы «жить на родной земле». «Дон — это огромный мир поэтов и земледельцев, своя отдельная цивилизация», — объясняет Гнилорыбов.

Студент Михаил Попов

Донской казак Михаил Попов учится в Московском физико-техническом институте по специальности «Управление движением геокосмических систем». В 2018 году, когда Попов был на первом курсе, он вместе с приятелями Антоном Громовым, Виктором Олейником и Денисом Петровым создал телеграм-канал «База данных: провокаторы, штрейхбрейкеры, наймиты». Команда вычисляла и деанонимизировала людей в казачьей форме, избивавших протестующих на митинге Навального «Он нам не царь». После этого реестровые казаки объявили создателей канала «врагами народа».

В десятках пабликов в соцсетях — например, «Вставай Донбасс — Киев ляжет», «Казачье братство», «США — спонсор мирового терроризма» — опубликовали фотографии и ссылки на профили создателей канала. Когда им стали поступать угрозы в соцсетях, Попов вышел из проекта.

Позже он решил снова заняться общественной работой и вступил в партию «Парнас». Этим летом он ходил на митинги — в военной куртке, в папахе, с казачьим флагом, но в кроссовках — «потому что в сапогах далеко от ментов не убежишь».

«На одну из акций меня не хотел пускать организатор, который не верил, что я на стороне протестующих, и в итоге за меня заступились полицейские. На другой я подошел к парню с плакатом “Откуда взялись казаки?” и сказал ему, что слово “казаки” лучше поставить в кавычки, потому что речь идет о ряженых. Было видно, что он испугался — люди боятся уже рефлекторно. Обыватели считают, что казаки — неуправляемая быдломасса, которая занимается непонятно чем. Конечно, меня это не устраивает».

Попов хочет начать политическую карьеру, но из-за своих взглядов оказался в сложной ситуации. Его настороженно воспринимают не только митингующие, которых он стремится поддерживать, но и казаки. В 2018 году он хотел объединить нереестровые казачьи организации на основе «Парнаса». Попытка провалилась. Казаки сказали, что Попов «хочет подмять всех под партию», и упрекали его в том, что он либерал.

После этого Попов, по его словам, «впал в депрессию», но решил не сдаваться и запустить другой проект. В его ближайших планах — создать YouTube-канал, где ведущие будут говорить на донском диалекте с русскими субтитрами на общепростестные и казачьи темы. «Я хочу показать позицию адекватных казаков по поводу современных событий. Ни один человек в России не может существовать безотносительно политики, потому что политика в любой момент может заняться им».

Бизнесмен Владимир Мелихов

Вход на территорию усадьбы семьи Мелиховых в Подольске и находящегося там Музея антибольшевистского сопротивления преграждают высокие ворота с огромной буквой М на геральдическом щите. Здесь живет один из самых известных в России казаков — 64-летний Владимир Мелихов, бывший директор Подольского цементного завода, которого называют то сепаратистом и фашистом, то меценатом и народным героем.

Больше десяти лет он конфликтует с силовиками, властями и реестровыми атаманами, которые недовольны его взглядом на историю казаков в XX веке. Музейная экспозиция Мелихова рассказывает о расказачивании, Голодоморе, репрессиях и казачьем коллаборационизме. Это, как говорит сам создатель музея, не соответствует запросу российских властей на примирение.

«Мне стремятся создать невыносимые условия жизни и работы в России, чтобы я уехал из страны, но я не буду этого делать, — говорит Мелихов. — Созданные нами мемориалы и музеи — моя жизнь. Они стали не просто символами, они стали точками сбора здравомыслящих людей, казаков и не только, которые осознают, что сегодняшняя власть — это практически советская власть, просто в измененной форме. Я создавал музеи для того, чтобы помочь людям понять постигшую нашу страну трагедию. Чтобы образовывать и рассказывать об ошибках, которые были допущены, с одной только целью — их недопущения в настоящее время».

Конфликт Мелихова с силовиками начался в 2008 году, когда он открыл в станице Еланской в Ростовской области музей и мемориал «Донские казаки в борьбе с советской властью». Сразу после этого в его усадьбе, находящейся в Подольске, прошли обыски. В 2008 году Мелихова отправили в СИЗО в Серпухове на восемь месяцев по подозрению в неуплате налогов. Обвинение не подтвердилось, и его выпустили. Мелихов считает, что таким образом его «хотели напугать, но перестарались».

Mемориал «Донские казаки в борьбе с советской властью» Фото: Личный архив Владимира Мелихова

«В СИЗО меня вызывали к начальнику и предлагали прекратить общественную деятельность. А когда я отказался, селили в камеры, где одну койку делили два человека: 12 часов она твоя, потом кого-то еще. Первые недели обычно идет утряска взаимоотношений сокамерников — это самое сложное время. Я неделю-вторую посижу, все утрясется, а потом меня переселяют к другим. Так я поменял шесть или семь камер. После этого обыски и все остальное стали нормой жизни», — рассказывает Мелихов.

В 2015 году он не смог выехать в город Лиенц в Австрии на открытие часовни в память о казаках, воевавших в составе вермахта и впоследствии выданных СССР. Мелихов был одним из организаторов сбора денег на ее строительство. По его словам, на открытие его не пустили пограничники из Домодедово, которые вырезали из паспорта одну из пустых страниц, объявив документ недействительным.

После этого были попытки привлечь Мелихова к ответственности за экстремизм и сепаратизм. В 2017-м суд приговорил его к году ограничения свободы за хранение в музее револьвера 1896 года. В деле также речь шла о хранении патронов, но Мелихову удалось доказать, что их подбросили. Неисправный револьвер, по его словам, был частью экспозиции.

Как только с Мелихова сняли подписку о невыезде, он первым делом поехал на Дон.

«Ноябрь, уже выпал снег, холодно, — рассказывает Мелихов, закуривая тонкую сигарету. — Я поставил палатку на берегу реки, развел костер. Сидел, вспоминал, где гуляли с дедом и бабушкой, как косили траву. Их уже нет в живых, а степь все помнит. Там осознаешь смысл жизни. Он не в деньгах, не в богатстве и не в уюте, а в том, чтобы жить в гармонии с собой, понимать, кто ты есть, и не испытывать угрызений совести».

Сейчас Мелихов содержит два музея на деньги, которые зарабатывает на производстве стройматериалов и сдаче в аренду коттеджей, которые построил еще в 90-х. Но из-за бесконечных судов его бизнес почти развалился.

Казаки — сторонники Мелихова периодически устраивают пикеты в его поддержку. В то же время реестровые казаки пишут о Мелихове статьи в районных газетах, где называют бизнесмена фашистом и сепаратистом. Мелихов их не осуждает, по его мнению, они это делают под давлением местных чиновников. Он считает, что «больных людей нельзя винить в их болезни».

«Сегодня в казачестве происходит трагедия, — говорит Мелихов. — Ее невозможно понять, не зная историю. У казаков уникальная политическая культура. Это не папаха, не лампасы, не езда на лошади и даже не воинская подготовка. Казаки построили первую в истории России демократическую систему управления. Должность атамана долгое время была выборной — назначать их начал Петр I, — судьи в станицах избирались общенародным сходом. Что сегодня делают из казаков? Это обслуга власти — собирать в лесах гусениц, дежурить по поселкам вместе с полицией, иногда устроить фольклорный концерт. На что казаки влияют? Ни на что. Играют свою роль в шоу и выполняют не очень хорошие функции, которые даже режим на себя не берет. Нынешняя власть уничтожает казачью самобытность, нашу политическую культуру путем подмены на суррогат — реестровое казачество. Я считаю, что это очередной акт геноцида».

Кому из казаков разрешалось носить длинные чубы, и для чего они были нужны бесстрашным воинам

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Немного из истории казачества

Первые представители казачества появились на Руси на рубеже 14-15 столетий, и термин «казаки» на славянских землях был придуман для названия вольного вооруженного населения поселившегося на, так называемых “украинах”. В то время и возникли несколько крупных казачьих сообществ, проживавших в низовьях Днепра, Дона, Волги.

Вследствие «Великого голода» в 1601—1603 годах многие землевладельцы, не имевшие возможности прокормить своих холопов, выгоняли их со своих владений. Люди, спасаясь от голодной смерти массами бежали на вольные “украины” и присоединялись к казачьим общинам.

В результате образовались крупные вольные казачьи войска, а именно Запорожское, Донское, Волгское, Яицкое. Первые упоминания в исторической летописи о казаках было в послании татарского князя Юсуфа Ивану Грозному. Ордынский воевода жаловался русскому царю на то, что “его подданные, живущие по берегам Дона, подстерегают и грабят его послов, возвращающихся домой после выполнения дипломатических миссий и везущих с собой причитающиеся в таких случаях подарки”.

В 17-18 столетии государственная власть стала ограничивать свободу казаков, стараясь подчинить их своей воле. Восстания следовали за восстаниями, но карательные меры со стороны российских властей заставили казаков все же присягнуть на верность царю-батюшке. Так, в 1671 году, сразу после подавления разинского восстания, казаки были вынуждены принести присягу царю Алексею Михайловичу и впредь согласовывать все свои военные операции.

За всю историю казачества было множество великих казаков — первопроходцев и открывателей, миротворцев, настоящих патриотов отечества. Были и простые казаки — защитники земли родной, служившие «форпостом» на рубежах родины. Бывали и другие — казаки смутного времени, о которых стараются не вспоминать.

Читайте также:  Street style – уличный стиль на осень и зиму

«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир», – красноречивая фраза Наполеона о казаках, свидетельствует об их славе, отваге, удали и мужестве.

Зачем козаку нужен был чуб-оселедец и серьга в ухе

Длинные чубы-оселедцы носили зрелые казаки, понюхавшие пороху и проявившие героизм на полях сражений. Для молодых же, только начинающих проходить боевое крещение, такая прическа была под запретом. Чубы были не только элементом казацкого образа, а и важным атрибутом относящимся к казацкой легенде. Считалось, что казаки, загубившие в боях немало жизней и совершившие множество прегрешений перед Богом, были приговорены после смерти – «гореть в аду». Поэтому среди них ходило поверье, благодаря которому казаки свято верили, что чубы помогут им избежать злой участи: а именно за него смилостивившийся Господь все-таки вытащит бедолагу из адского пламени.

К слову, молодых казаков называли «джурами» и стригли обычно «под горшок». Прическа «укорачивалась» постепенно в процессе обучения воинскому мастерству и накоплению боевого опыта. Самым позорным наказанием для казака было сбривание чуба.

При том при всем чуб нужно было носить так, чтобы тот ниспадал на левую сторону. Это было нужно для того, чтобы волосы смахивали нечистую силу, которая якобы сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть того на безбожие. Оселедец был отличительным признаком настоящего казака, который не забыл о вере и осознал все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и спасения из ада можно было не ожидать.

Серьги, изготовленные из серебра в виде полумесяца, казаки также носили не ради забавы. Они в себе несли информацию о социальном статусе воина. Серьга в левом ухе означала, что казак был единственным сыном в семье. А когда серьга носилась в правом, то это говорило о том, что ее владелец – последний мужчина в своем роду. Но бывали случаи, когда серьги носились в обоих ушах.

Во все времена казаки были образцом мужества и героизма, патриотизма и верности для своих современников и для новых поколений. Все эти качества и привлекали к ним особое внимание художников-живописцев от Репина, Сурикова, Васильковского и до современных мастеров жанровой живописи.

Казачество на полотнах русских художников-классиков

Говоря о казачьей вольнице, первым, что приходит на ум – это безусловно, полотно Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», ставшее символом запорожского казачества.

Невозможно также не вспомнить и известные живописные работы Василия Сурикова, потомственного сибирского казака. Это и знаменитое полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895г.) и «Степан Разин» (1906).

Запорожские казаки в живописи Сергея Васильковского (1854-1917)

Сергей Иванович Васильковский украинский живописец родом из Харьковской губернии. Его работы, посвященные запорожским казакам, вошли в историческую летопись Запорожской Сечи как одни из самых ярких эпизодов истории Украины.

И такой интерес не случаен: казаки сыграли ведущую роль в развитии государственности, сформировали богатейшие традиции, основанные на глубокой вере в покровительство Богородицы, вывели свой собственный кодекс чести.

Казаки в творчестве Рубо Франца Алексеевича

Рубо Франц Алексеевич, выдающийся русский художник-баталист. Автор знаменитой панорамы “Бородинское сражение”. Немалая доля его работ посвящена русским и украинским казакам.

Казаки в живописи Юзефа Брандта

Уникальны многие полотна и рисунки польского художника Юзефа Брандта, на которых он отразил жизнь казаков от бытовых сценок до боевых схваток и сражений.

Справедливости ради нужно отметить, что образы казаков изображены исторически правдиво, так как Брандт много лет провел на Украине специально занимаясь изучением истории казачества.

Казацкая вольница на полотнах Андрея Ляха

Романтизированный образ казацкой вольницы нашел свое отражение во многих живописных работах современного художника Андрея Ляха.

Интересные факты о полотне «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина можно прочесть в обзоре

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: зарегистрированным пользователям, модераторам, участинкам блога

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Современное казачество. Существуют ли казаки?

Чем бы ни было казачество: этносом, субэтносом, сословием. но, казачество это в первую очередь образ жизни, сформированный исторически сложившимися условиями. До трагических событий начала 20 века эти условия менялись, соответственно менялись критерии того, кого считать казаком. Одни ряды казаков пополняли, другие теряли право называться казаками, но всё это происходило в череде непрерывного развития.
Существуют ли викинги? Наверное многие жители скандинавских стран вправе считать себя потомками легендарных мореплавателей, но. можем ли мы говорить о существовании реальных викингов сейчас? Возможно ли стать викингом? Нет.
Невозможно возродить дворянство при отсутствии двора, стать помещиком без поместья, невозможно создать советского человека при отсутствии советского общества и государства. Но возможно говорить о великосветских манерах в наши дни, помещичьих замашках или советском мировоззрении среди современников.
Можно говорить о существовании казачьих сообществ (общественных организациях), потомках казаков, некоторые указывают на существование казачьего духа.
Сразу оговоримся, что наличие или отсутствие казачьих предков вовсе не является определяющим критерием, ибо так сложилось исторически, что казаками не только рождались, но и становились. Собственно в этом и кроется ключевое отличие казачества от этноса, нации, народа, ибо, определённо, казачество не этнос: не возможно стать русским, немцем, евреем в результате некого посвящения или перестать ими быть в силу смены места проживания и рода деятельности. А казаком – было возможно. Да, это не было одномоментным актом. Даже в Запорожской Сечи новичка ждали испытания, прежде чем он становился полноправным членом общины. Делалось различие между принятым в казачество и казаком по рождению. И всё же.
Когда из разбитой Наполеоновской армии в казаки принимали пленных поляков, они по праву именовались казаками, но не переставали быть поляками, а те казаки, что оставляли службу или переселялись с приграничных территорий вглубь России, переставали ими быть, но та же кровь текла в их жилах и передавалась потомкам. Антропологические и генетические исследования так же не дают повода выделять казаков в обособленную этническую группу. Например, донские казаки имеют общие генетические корни с юго-восточным населением Центральной России. А первыми представителями донского казачества были предположительно выходцы из Рязанского княжества. Из донцов в свою очередь образовалось терское и волжское казачество.
Во все времена на территории тех или иных государств были лихие, свободолюбивые и не нашедшие себя в обычном образе жизни люди. Одни бежали от закона, другие – сами от себя, промышляли грабежом и прочими вольностями. На Кавказе таковых назвали абреками, но они не переставали быть чеченцами или азербайджанцами. А селившиеся на украинах России и Речи Посполитой ¬– казаками. Казаки не противопоставляли себя русским, скорей ¬– мужикам. И если казак это национальность, тогда и мужик – тоже.
Казаки не народ, ибо ни когда не представли собой единую общность: донцы с запорожцами, запорожцы с яицкими казаками и т.д. Первоначально, в казачьих сообществах почти не было женщин. О каком народе здесь может идти речь? Казаки объединялись в своего рода отряды, промышлявшие войной и грабежом. Они не создали ни собственного языка, ни собственного государства. В значительной своей части казачество было частью русского народа, принимало активное участие в жизни Московского государства, а в последствии культурно, экономически и политически интегрировавшись в Российскую Империю.
Классическая казачья общность – поселение на приграничных территориях государства, ведущее автономное хозяйство и подчиняющееся только собственным законам. Защищая себя, казаки защищали рубежи государства. К началу 19 века казачество оформилось как служивое сословие и в этом качестве прекратило своё существование. К началу 19 века казачество оформилось как служивое сословие и в этом качестве прекратило своё существование.
Что же до духа, то строго говоря, сие не следует путать с темпераментом или характером. Мало ли у кого какой характер? Лихость, отвага, свободолюбие. свойственны многим. Дух есть категория духовная, следовательно один из двух на весь род человеческий: либо Божий, либо не Божий. Если же кто настаивает, то можно согласится и с этим водоразделом: Россия велика и многолика и в каждом большом народе при единстве главного много различий во второстепенном. Сим и богаты. Но если дух казачий делает русских казаков не русскими, не веет ли от этого духа смрадом?
Чтобы был казак, нужна соответствующая среда. Эту среду можно имитировать и, соответственно, имитировать казачий уклад, носить казачью форму, восстанавливать казачьи традиции, петь казачьи песни. Но оборвалось преемство, нет и не может быть условий существования казака, мужика, янычара, конкистадора, золотоордынца. Эти исторические условия не восстановимы, а новодел останется новоделом. То есть, ликвидация казачества в начале 20 века означает «заморозку» критериев того кого считать казаком.
Конечно же, просуществуй казачество до наших дней, многое бы в его жизни поменялось, изменились бы и критерии казачества. Но эти изменения произошли бы в фарватере непрерывного развития. Теперь каждый желающий может самостоятельно определять кого считать казаком, а кого нет. И если кто признаёт современных казаков казаками в том самом значении, вековой давности, на котором настаивают многие, а сам из крестьян и жена его, пусть не думает, что таковым признанием не меняет свой личный социальный статус, ибо в этом случае себя объявляет мужиком, а супругу – бабой.
Апеллируя к традициям, вызывает вопросы создание казачьих сообществ в регионах не имевших или давно потерявших статус приграничных территорий. Москва, Сергиев Посад, Рязань, Владимир. – не хутора и не станицы, оттого казачьи сообщества в них кажутся инородными и особенно бутафорными, а определённая нарочитость в общем-то чуждой местному населению субкультуры и тем более попытки устанавливать, свои порядки, вызывают понятное раздражение. Живы ещё в памяти народной расправы в Первопрестольной и других российских городах, когда кровь народная текла реками под пулями и шашками казаков в годы царского террора. Кажется и сейчас многие не прочь «тряхнуть стариной», пройтись плетью по толпе, побыть немного выше простого люда, мужика. взглянуть на него сверху вниз, из седла, держа в руке нагайку.
Возникшее в наши дни и набирающее обороты казачье движение может играть положительную роль в восстановлении и сохранении традиционных для России скреп, сдерживать очаги национальной напряжённости, кристаллизовать во круг себя русское население в неспокойных регионах, хранить веру православную, наконец. Однако, если предпочтёт кабаки храму, возьмёт курс на обособление от русских, если поднимет «на штыки» тему октябрьского разлома, взбудоражит раны гражданской войны, начнёт современное общество делить на «белых» и «красных», если понесёт портреты гитлеровцев Краснова и Шкуро (а всё перечисленное уже имеет место быть), казачество способно посеять зерно раздора, стать рассадником сепаратизма, национального предательства, что уже было в истории казачества, и механизмом дальнейшего расчленения русского народа.

Что представляет собой современное казачество и зачем оно власти

Казаки все чаще упоминаются в средствах массовой информации в связи с различными событиями как на государственном , так и на местном уровнях. Совет по делам казачества при президенте объявил о скором создании Общероссийской ассоциации казачьих обществ , в январе Министерством юстиции была зарегистрирована Казачья партия Российской Федерации. А на базе университета им. Разумовского ( МГУТУ) не так давно был создан институт казачества , где студентам собираются преподавать такие дисциплины , как казачьи единоборства , казачье самоуправление , история и современные проблемы казачества. Общественные казачьи организации в последнее время проявляют небывалую активность в деле сохранения нравственности и периодически нападают на выставки современного искусства , срывают театральные постановки.

Прямой связи между этими событиями может и не быть: казачье движение не является единым , отдельная организация не может отвечать за все казачество , скандалы не реже вспыхивают и между разными казачьими структурами. В декабре в Краснодаре казачий ансамбль выступил на открытии саентологического центра. Так называемые реестровые казаки , чья деятельность регулируется законодательством, часто с предубеждением относятся к «ряженым», надевающим папахи только для группового фото на природе. В то же время и сами реестровые обвиняются в излишней преданности действующей власти и нежелании радикально выступать за свою обособленность.

Что происходит с казачьим движением в России? С чем связана возросшая в последнее время активность казаков в общественной жизни? И зачем Кремлю сегодня понадобилось консолидировать казачество?

Казачество разобщено

Виктор Трутнев,
атаман Алтайского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества:

На нас возложено очень много обязательств по несению государственной службы , но они решаются не совсем в том правовом поле , как бы нам хотелось.

Казак по своей сути — это воин , и здесь возникает недопонимание между действующей властью и нами. Казаки хотели бы реально служить государству и не только охраной общественного порядка , но на каких-то основополагающих соглашениях , предусматривающих какое-нибудь финансирование.

Наше движение сегодня разобщено. Я знаю , что многие казаки высказали скептическое отношение к созданию Всероссийской ассоциации казачьих сообществ. Если сегодня около семи-восьми миллионов человек в той или иной мере ассоциируют себя с казаками , то в госреестр входит около миллиона. Остальные представляют собой общественные организации , которых на территории страны несколько сотен. И каждая со своим уставом , своим пониманием истории казачества. Кто-то пытается , чтобы казаков признали отдельной нацией , кто-то добивается возвращения казачьих земель обратно в пользование казаков. Понятно , что эти вещи неприемлемы. Мое личное мнение: нельзя разделять казаков на реестровых и нереестровых. Казак есть казак , мы все должны решать наши общие казачьи проблемы.

Читайте также:  Новая коллекция от российского дизайнера Людмилы Сметанкиной

Наш особый дух

Сергей Бондарев,
председатель Казачьей партии Российской Федерации:

Казачество сегодня — это емкое понятие. Это и реестровые войска ( в России действует 11 казачьих войск , они несут государственную службу), и общественные организации ( их в стране насчитывается порядка 200), и многочисленные молодежные казачьи организации , и кадетские казачьи корпуса.

Существует много споров , кто же такие казаки. Сословие , народность? На самом деле казачество — это особый дух , благородство , мужественность , готовность защитить слабого , неравнодушие и справедливость. Казак не станет сидеть в метро или автобусе , если рядом стоит женщина. Не пройдет по улице мимо , когда трое нападают на одного. Не останется равнодушным , если загрязняют парк , пруд или речку. Для казака его хата никогда не с краю! Я бы сказал так: нам всем сегодня не хватает немного «казачества». Я считаю , что программные цели Казачьей партии близки большинству россиян , а не только казакам.

По нашим данным , количество людей в нашей стране , считающих себя казаками , составляет около семи миллионов человек. Но больше 50% не участвуют ни в общественной , ни в политической жизни. Им нужна площадка для реализации своих целей , для выражения своих взглядов на процессы , происходящие в обществе. Для того чтобы они имели возможность влиять на эти процессы — в том числе на законодательном уровне, — и была создана наша партия.

Нужный власти инструмент

Ярослава Шашкова,
политолог , руководитель центра политического анализа и технологий АлтГУ:

В нашей стране казачье движение традиционно является политически активным , вспомним , что оно начало играть существенную роль еще в начале XX века , затем очень активизировалось в 90-е годы. При этом , как показывает практика , у казачьего движения есть несколько особенностей. Во-первых , это сила полувоенного типа , что очень удобно использовать при определенных конфликтах, столкновениях и так далее. Во-вторых , это очень дисциплинированная , консервативная сила , всегда преданная исполнительной власти , отчасти даже стоящая за сохранение каких-то отживших порядков. В начале XX века казачество очень активно выступало за сохранение монархии. Казачество до сих пор сохраняет верность триаде — православие , самодержавие , народность. Но сегодня это звучит немного по-другому: полная поддержка Русской православной церкви , сильная исполнительная власть , социальная политика. На волне тех процессов , которые сегодня происходят , казачье движение начинает закономерно активизироваться. Таким образом удовлетворяется запрос на великодержавность.

Я не думаю , что скандалы в сфере культуры инициируются властью , но ведь они при этом практически никогда не влекут за собой и уголовных дел по отношению к казакам. То есть подобные акции властью не приветствуется , но и не караются. Власти как бы предпочитают не замечать их , пока это не противоречит их интересам.

Исполнительной власти нужна такая полуобщественная , полувоенная структура , которую можно легко использовать в определенных районах , например на юге России , где с одной стороны сильное казачье движение , а с другой — очень сложная и межнациональная , и политическая ситуация.

Сейчас в России существуют больше полусотни партий , и около сорока из них — маленькие проекты , созданные про запас , на всякий случай. Отчасти это политическое предпринимательство , то есть создается партия , а потом где-то на муниципальном уровне она умирает , либо партия продает свое снятие с выборов. Казаки не относятся к такому типу. Мне кажется , что их партия — партия-спойлер «Единой России», которая будет идти параллельно ей. Это скорее инструментальная партия , которая даст возможность в условиях выдвижения большого количества нежелательных кандидатов провести нужных людей.

Опрос. Вы бы доверили охрану общественного порядка казачьим дружинам?

Надежда Лалетина,
пенсионерка:

Для меня казак — это честный , сильный , умный , красивый мужчина. Он справедлив , тверд , рассудителен. Я бы , конечно , хотела видеть таких людей на улицах нашего города. Сейчас в темное время суток люди боятся выйти за порог. Так что , если они помогут порядок навести , будет только лучше.

Марина Швецова,
журналист:

Казаки сегодня вряд ли могут быть полезны в качестве охранников общественного порядка , так как отношение к ним в обществе несколько изменилось за прошедшие десятилетия. Их сейчас воспринимают скорее как людей , которые изо всех сил хватаются за те традиции , которые потеряли ценность в наше время.

Дарья Мельник,
студентка:

У меня казаки ассоциируются со свободой и независимостью. На мой взгляд , любая помощь в охране правопорядка будет полезной , главное , чтобы за действиями подобных казачьих отрядов следили и помощь не превратилась в бесконтрольный самосуд над нарушителями общественного спокойствия.

Антон Целевич,
председатель Лиги студентов АлтГУ:

Образ казака для меня — статный мужчина на коне , в форме , в каракулевой шапке и обязательно с усами. Да , я бы хотел , чтобы казаки охраняли порядок на улицах нашего города. Мне кажется , что их работа опиралась бы не на нормативные документы и регламенты , а на человеческие понятия чести , справедливости и доброты.

Современное казачество России: «ряженая сотня» или опора для народа

Есть в мире уникальная категория людей, которая явно не ровно дышит к облачению в мундиры, увешивании груди орденами, медалями и прочими знаками доблести. Есть и другая категория: люди, которые более чем достойны и мундиров, и наград, однако предпочитающие куда большую скромность в своем облачении и упоминании чинов и регалий. При этом в России за последнее время успела оформиться, скажем так, общественная группа, среди представителей которой есть и одни, и другие. Речь о современном российском казачестве, если в этом плане вообще имеет смысл такое разделение как «современное казачество» и «казачество несовременное».

Отношение к современным казакам в России не менее противоречиво, чем роль самих казаков в развитии государства и общества. Одни называют этих людей, претендующих на статус отдельного сословия, ряжеными и псевдопатриотами, другие видят в казаках зачатки возрождения основ нравственности и культуры той России, которую мы когда-то потеряли. Однако современное казачество – целое явление, которому, как и любому другому, явлению сложно дать однозначную оценку, да и всех внешних потугах однозначная оценка будет очевидно однобокой и потому бессмысленной. А потому постараемся взглянуть на представителей современного казачества с разных сторон. Цель одна: попытаться прояснить ситуацию с тем, что же собой в реальности представляют люди, называющие себя казаками.

Не будем касаться исторического аспекта появления казаков в истории России, потому что эта тема уже озвучивалась на «Военном обозрении». Сделаем упор именно на современный этап существования русского казака.

Для начала нужно сделать попытку отделить мух от котлет. Дело в том, что казачество (по крайней мере с той позиции, которая обозначается сегодня) представляется отнюдь не как этнический пласт, а, скорее, как общественная организация, призванная решать определенные проблемы. Какие проблемы? Чьи проблемы? А вот тут и заключается главный вопрос. Кто-то использует сам термин «казак» как некий синоним чести и преданности, патриотизма и глубины нравственных традиций, а кто-то готов сделать из этого слова для себя некий набор преференций, позволяющих утолить необузданное самолюбие. Одни вполне готовы послужить Отечеству на добровольной основе, другие же стараются наспех слепить из самих заявлений о гипотетическом служении Родине банальную PR-акцию, которая может, по мнению таких людей, добавить им определенных общественных, а то и политических, бонусов.

Вот потому и встречаются «мухи», которые ни исторически, ни нравственно, ни как-либо еще не связаны с традиционными казачеством, но это им не мешает пользоваться самопальными «корочками», увешивать свои широкие груди крупными как августовские яблоки орденами и менять погоны, возвышаясь по казачьей иерархической лестнице, с умопомрачительной скоростью. Именно эти люди, паразитирующие на понятии казачества, и становятся причиной того, что на многих (даже потомственных) казаков в России часто смотрят, мягко говоря, с некоторым недоверием. Именно «ряженая сотня» внешне и превращает саму идею возрождения казачьих традиций служению Отечеству в фарс. Ведь многие наши соотечественники в силу целого ряда объективных причин потеряли всякую надежду определить для себя, есть ли в современной России настоящие казаки вообще. А если есть, то готовы ли они предложить свои услуги для укрепления безопасности страны. И нужны ли их услуги современной России и ее гражданам?

Приведем несколько примеров того, как успели за последнее время проявить себя казаки нового поколения. Чтобы ситуация была представлена максимально полно, и каждый смог оценить роль казаков в общественной жизни, представим несколько сюжетов, как позитивного, так и негативного характера.

С конца прошлого года несколько успокоилась ситуация с так называемыми казачьими патрулями в крупных городах России. Деятельность казаков, которые при согласовании с местными правоохранительными органами выходили на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа для проведения мероприятий по охране правопорядка, удостоилась диаметрально противоположных оценок. Одни, видя людей в форме, не закрепленной ни за одним из воинских или полицейских подразделений, открыто высказывали свой негатив и явно не собирались подчиняться требованиям казачьего патруля. Другие реагировали вполне спокойно и считали, что охрана общественного порядка с использованием казачьих дружин – мероприятие, которое проявляет себя вполне положительно.

Рассказывает казак ВКО «Резервное казачье войско» «Всевеликое войско Донское» А.Попов:

Другой случай.
Москва. Конец прошлого года. Белорусский вокзал. Группа казаков, которая впоследствии была представлена как казачий патруль, осуществляла охрану правопорядка уже при наличии более широких полномочий, которые и вызвали дискуссию в обществе. Речь идет о том, что казачий патруль осуществлял рейд и выявлял места незаконной торговли. Обсуждению подверглось то, что казаки при выявлении мест незаконной торговли приступали к изъятию товара и погрузке его в заранее подготовленный автобус. Как утверждали сами казаки, автобус принадлежал ОБЭП, и все их действия с ОБЭПовцами были согласованы. Однако после столь рьяного исполнения обязанностей казаками, в прессе стала проскакивать информация о том, что казаки стали инструментом для дележа рынка в весьма бойком для торговли месте столицы.

После того нашумевшего рейда сам первый зам атамана ВКО «Центральное казачье войско» генерал Колесников заявил, что первую попытку можно назвать не самой удачной. Очевидно, обсуждались и новые попытки принятия участия казаков в рейдах по Москве, но систематическими эти рейды явно не стали. Видимо, всё дело в том, что сами власти (не только региональные, но и федеральные) до сих пор не решили, что же им делать с таким «счастьем» (или без кавычек?) как современное казачество. Дашь полномочия, – думает власть, – могут и на шею сесть; не дашь полномочий, – потеряется электорат, а голоса ой как нужны… В общем, целая дилемма.

Одним из губернаторов, который решил регламентировать деятельность казаков в своем регионе, сегодня является глава Воронежской области Алексей Гордеев. Не так давно он обсуждал с лидерами местного казачества проблемы взаимодействия казаков с органами местной власти. На встрече атаман Центрального казачьего войска В.Налимов вышел с предложением для министерства образования создать в области учебное заведение, которое будет именовать единым казачьим кадетским корпусом. Саму возможность создания такого учебного заведения в области Вячеслав Налимов связывает с тем, что в области сильны казачьи традиции и есть все возможности для претворения в жизнь такого рода идеи. Кроме того, атаман Налимов предложил губернатору Гордееву создать военный учебно-методический центр казачьего войска, который бы мог стать местом для качественной подготовки молодых воронежцев к службе в армии. Планируется, что такой центр можно было бы разместить к северу от столицы Черноземья. Алексей Гордеев пообещал, что готов лично посодействовать реализации намеченных планов, ведь они в первую очередь направлены на заботу о подрастающем поколении и на реализацию планов всеобъемлющей допризывной подготовки.

На этом, казалось бы, благостном фоне взаимодействия казаков и официальных властей та же Воронежская область превращается в место активного противостояния казачьих дружин с теми, кто пытается продвинуть бизнес-проект по разработке никелевых месторождений в Хоперском заповеднике. Компания, которая уже в ближайшее время собирается начать разработки никеля на территории так называемого Еланского месторождения, встречает невиданное для современной России сопротивление общественности, на поддержку которой встали и казаки. В течение нескольких месяцев в месте, где разработчик собирается проводить добычу металла (а это буквально самое сердце плодородных черноземов России), казаками Второго Хоперского округа выставлены посты. Казаки уже пообещали, что если на территории заповедника увидят тяжелую технику и людей, готовящихся к разработке воронежских недр, они готовы дать настоящий бой представителям добывающей компании.

Эти слова казачьих атаманов вызвали одобрение со стороны местного населения и ситуация стала выглядеть весьма напряженной еще и потому, что в одном из своих интервью губернатор Гордеев заявлял, что не позволит губить воронежские черноземы ровно до того момента, пока он занимает губернаторское кресло. Однако, несмотря на это бизнес-лобби продвигает идею безопасности разработок. Правда, при этом представители этого самого лобби не упоминают о том, что о никелевом месторождении под Воронежем было известно еще в советские годы. Но в то время целым рядом ученых были опубликованы материалы, согласно которым добыча никеля в Черноземье может привести к тяжелейшим экологическим последствиям. Мало того, содержание никеля в руде в области относительно невысокое, а потому не факт, что добыча будет рентабельной. Перспектива получить у себя под боком вместо плодородных почв фактически обезвоженную и изрытую пустыню, которая может со временем быть объявлена «не совсем удачным итогом проекта добычи никеля» – явно не впечатляет воронежцев.

Читайте также:  Блузки и юбки с бантами 2020

Противостояние между общественностью, которую косвенно поддерживает губернатор Гордеев и совсем даже не косвенно – представители 2-го Хоперского округа казачьего ВВД, и лоббистами-добытчиками начинает проявлять настоящую остроту. Буквально на днях, часовые того самого казачьего поста на месторождении остановили группу геологоразведчиков, которые готовились приступить к проведению очередной порции исследовательских работ. Выяснив, чьи интересы геологи представляют, а также их решительность начать свои работы, воронежские казаки совместно с другими местными жителями решили показать «гостям» всё своё «радушие». В итоге встреча закончилась тем, что геологи основательно получили казачьими нагайками, после чего обратились в полицию. В отношении казаков и ряда экологов было возбуждено уголовное дело.

После этого «первого боя за никель» общественность снова разделилась. Одни назвали казаков «ряжеными пиарщиками», другие, наоборот, вступились за них, заявляя, что это, по всей видимости, единственная сила, которая еще что-то может противопоставить варварскому отношению к российским богатствам.

Эта история красноречиво иллюстрирует ситуацию с российским казачеством, назначение которого пока явно не определено со стороны государства. При этом мы сами забываем о том, что далеко не всегда интересы казачества и государства в России совпадали… Значит ли это, что современное казачество (выводя за скобки лиц, на казачестве паразитирующих) – сила, которая на самом деле представляет собой далеко не «потешную армию», и готовая стоять не на страже интересов исключительно своих лидеров и олигархов, а – на страже интересов народа? Сложный вопрос… Ведь и казаки разные, и остальной народ – далеко не однородная субстанция…

Напомним, что в сентябре прошлого года Владимир Путин утвердил стратегию российского казачества. Вот несколько пунктов документа:
а) привлечение российского казачества к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации, прохождению членами казачьих обществ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, включение членов казачьих обществ в мобилизационный людской резерв для обеспечения гарантированного доукомплектования в установленные сроки Вооруженных Сил Российской Федерации, а также создание эффективной системы воинского учета членов казачьих обществ;
б) привлечение российского казачества к участию в охране общественного порядка и обеспечении экологической и пожарной безопасности, к реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданской обороне, природоохранной деятельности;
в) привлечение российского казачества к участию в охране государственной границы Российской Федерации;
г) максимальное использование в местах традиционного и компактного проживания казаков потенциала казачьих обществ для привлечения членов этих обществ к охране лесов, объектов животного мира, объектов культурного наследия;
д) привлечение российского казачества к государственной и иной службе в других сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Стратегии прописана, в том числе, как историческая казачья геральдика, так и система по разработке новых геральдических знаков, формы одежды, наград и знаков отличия.

Главное, чтобы и казачество, и государство при этом не забывали, что главная их цель – всё-таки защита прав и свобод всех без исключения граждан России, а не только тех, кто входит в плеяду избранных, достойных особого внимания. Хотелось бы верить, что в этом плане государство и современные казаки единодушны.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Казачество – отдельная нация или каста воинов защитников?

“. Ду­ма­ете, есть что-нибудь на све­те, чего бы по­бо­ял­ся ко­зак?”
эти слова произносит Тарас Бульба из одноименного произведения
Николая Васильевича Гоголя.

Вся история России подтверждает правоту великого писателя. Ведь казаки вписали в эту историю столько славных страниц именно благодаря своему героизму и воинским умениям. Даже нынешними своими границами Россия обязана казакам-первопроходцам, покорявшим новые земли и в самых тяжелых условиях сумевшим отстоять рубежи русского государства.

Бесстрашные воины, защитники Отечества – казаки – откуда они появились, и кто они?
В исторических хрониках упоминания о казаках встречаются с XVI века.

Местом обитания казаков, по большей части, были незаселённые территории, на Руси такие земли назывались украинами (по сути, окраинами) – местами, расположенными у края, у границы.

Официальная историческая версия выглядит так: к концу XIV века, там, где проходили торговые пути — в низовьях Днепра, Дона, Волги в больших количествах стали появляться вольные воины. Считается, что значительной их частью были переселенцы из Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из других земель. Сюда же стекались многочисленные группы беглых людей. Жизнь в таких местах была, по сути, непрекращающейся войной, и в XVI веке тут возникают военные формирования, которые одновременно стали и самостоятельными социальными сообществами. Собственно, этот период и считается временем зарождения казачества – Запорожского, Донского, Волжского, Яицкого.

Уже при Иване Грозном казаки показали себя как отважные воины, обладавшие не только личной отвагой, но и владеющие высокой организацией ведения боя, самобытной воинской культурой. Это наталкивает на мысль, что истоки зарождения казачества гораздо глубже, чем принято считать. По крайней мере, характерники ведут свое происхождение от древних волхвов. Да и многие воинские традиции и навыки казаки унаследовали из глубокой древности. Византийские авторы (такие как Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) посвятили множество страниц славянской тактике ведения боя и умению славян действовать на воде и под водой. Но точно такими же навыками славились и казаки, в особенности пластуны. А если мы обратимся к античным источникам, то обнаружим, что тактику и стратегию и древние славяне, и казаки унаследовали от скифов. Эта преемственность очевидна для многих исследователей. Так, известный ученый Забелин утверждал, что попытки оторвать историю Великой Скифии от истории Великой Руси выглядят, как минимум, неубедительными. Очевидно, что на протяжении тысячелетий эти огромные пространства населял один и тот же народ (о чем мы неоднократно говорили в других наших статьях).

В научных кругах до сих пор идут споры, кто же такие казаки – отдельный этнос, субэтнос или воинское сословие?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, для начала снова обратимся к официальной исторической версии.

Итак, в постоянных схватках с кочевниками, завоевателями всех мастей, в кровавой борьбе за выживание на рубежах Русского государства формировалась общность, ставшая известной всему миру как казаки.

Именно об этих людях Н.Гоголь сказал: “Не было ремесла, которого бы не знал козак: (…) снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу (…) – все это было ему по плечу.”

И это лишь малая часть из того, что должен был уметь и знать каждый казак. Именно благодаря всем этим навыкам казачье сословие сыграло роль цивилизаторов на землях, присоединенных в свое время к России. В расширении российских границ (самых обширных в мире) казаки внесли неоценимый вклад.

Отметим, что кроме военного ремесла на казачьих землях развивались свои формы самоуправления, напоминающие новгородское вече – Донской Войсковой круг и Запорожскую Раду. Существовала выборность сверху донизу. Каждый казак имел голос наравне со всеми. Кругу или Раде принадлежала вся законодательная и судебная власть, ими назначались военные походы, утверждались приговоры суда, избирались военачальники и главнокомандующий.

К началу XIX века в России казаки получают статус самостоятельного сословия. Они несут охрану государственной границы и даже обеспечивают личную безопасность российского государя. Казаки имеют социальную независимость, собственную землю, освобождаются от налогов.

В 1807 году в книге Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи» были перечислены славянские народы России. Это «Россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».

То есть, тут прямо говорится, что казаки – это славянский народ.

Несмотря на всю многоликость казачьих формирований, все они с воодушевлением говорили и пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова».

Вся история образования казачества приводит нас к мысли, что казаки – это особое воинское сословие русского народа. И даже больше – что это духовно-воинский орден со своими древними традициями и особой организацией.

Но есть и другая точка зрения.

Так, казаков как особый субэтнос, впоследствии ставший этносом, классифицировал известный историк Л. Н. Гумилёв.

Подобные мнения иногда встречаются и среди казаков, считающих себя четвёртой ветвью русского народа вместе с великороссами, малороссами и белорусами, со своей историей, языком и традициями. Так, атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков говорил: «… мы, безусловно, народ – со своей историей, своим говором, своими традициями. Причём традиции у всех казаков сильно похожи, будь то кубанские казаки, терские, запорожские, оренбургские или другие».

Но этот же атаман выступил категорически против попыток использовать это самоопределение во зло. Оценивая попытки самопровозглашения казачьих республик в лихие 90-ые, он говорил:

“Так забавлялись лишь немногие из казаков. Проект “независимой Казакии” – изобретение американских спецслужб. Они хотели подбить казачество на войну против России, но не вышло: казаки разобрались, что к чему. Возрождение казачьего народа не должно вступать в противоречие с целостностью России”.

Итак, налицо две полярные точки зрения. Так кто же такие казаки? Действительно отдельный этнос, или все-таки воинское сословие? На первый взгляд, у казаков действительно есть самобытные традиция, культура и язык. Но язык этот вполне вписывается в такое понятие как южнорусский говор. Мало того, в каждой местности говор особенный. Лингвисты называют это региалектом (по сути, диалектом, присущим любому региону). На Кубани или Дону он свой, на Вологодчине – тоже свой. Но на этом основании мы не перестаем называть жителей Вологды русскими людьми.

Еще раз вспомним историю.

На момент переписи населения 1897 года суммарная численность казаков в России составляла 2 928 842 человек.

К началу Первой мировой войны в России насчитывалось одиннадцать казачьих формирований:

Донское казачье войско,
Оренбургское казачье войско,
Терское казачье войско,
Сибирское казачье войско,
Уральское казачье войско,
Забайкальское казачье войско,
Кубанское казачье войско,
Астраханское казачье войско,
Семиреченское казачье войско,
Амурское казачье войско,
Уссурийское казачье войско;


Интересно, что истории известны даже отдельные казачьи республики, правда, просуществовали они сравнительно недолго.

Так, в конце XIX века в Манчьжурии, на берегах реки Желта была образована Желтугинская республика – самоуправляемая казачья община из китайских и русских казаков-золотопромышленников.

Во время гражданской войны также были провозглашены

Кубанская Народная Республика
Всевеликое Войско Донское
Терская Казачья Республика
Уральская Казачья Республика
Оренбургский Казачий Круг
Сибирско-Семиреченская Казачья Республика
Забайкальская Казачья Республика.

За всю историю своего существования казачьи войска входили в состав вооружённых сил России, а затем и Советского Союза, а до этого – Великого княжества Литовского, «вольного города» Гамбурга, Швеции, Персии и даже Парагвая, Маньчжоу-го и Японии. То есть, это были именно воинские формирования.

Если посмотреть на места расположения казачьих войск – а это огромные территории от Дона и Кавказа до Урала, Забайкалья и Уссурийского края, то закономерно предположить, что в эти войска вливались и местные народы – и этому тоже есть подтверждения. То есть, говорить о некой моноэтничности тоже не приходится.

Вся история образования казачества говорит нам о том, что казаки – это не отдельный этнос, а составная часть русского народа, и, что особенно важно, это именно воинское сословие, на протяжение столетий овеявшие себя славой защитников Отечества.

Конечно, были в их истории и горькие страницы. Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию.

Пережив тяжелый период, русские казаки продолжили воинские традиции своих Предков, и во время Великой Отечественной войны продемонстрировали такой же беспримерный героизм, как и их отцы и деды в прошлых сражениях.

В настоящее время идет процесс возрождения казачьих традиций как в России, так и других странах.

Казаки определяют себя по потомственному происхождению и по соблюдению традиций, культуры и обычаев. Но главное для казака – это служение Отечеству.

Именно эта высокая цель послужила в свое время причиной образования казачества, эта же цель будет сохраняться, пока будут на земле казаки, то есть – всегда. Ведь если верить народным пословицам и поговоркам, казацкому роду нет переводу!

Ссылка на основную публикацию