Траур и мода на черный цвет

Надвигается тьма

Почему черный — это новый черный

Кинозвезды, выбравшие для появления на вручении «Золотых глобусов» черные наряды (в знак солидарности с жертвами сексуальных домогательств). Американские женщины — члены палаты представителей, одевшиеся в черное на первое ежегодное обращение Трампа к конгрессу (по той же причине). Наконец, внезапное засилье черного на подиумах, сменившее пестрые этнические краски прошлых сезонов. Все это явно символизирует триумфальное возвращение в моду самого загадочного из всех цветов — строго говоря, отсутствия цвета (если, конечно, верить физикам). Но уходил ли он вообще?

Цвет надежды

В январе 2018 года продажи черных платьев в США выросли на несколько процентов, согласно данным маркетологической компании Edited. Однако, как признают аналитики, не исключено, что это не связано с акциями против харрасмента: в том же исследовании приводятся цифры роста продаж одежды черного цвета у популярных массовых ретейлеров по сравнению с 2014 годом, и они впечатляют: 269-процентный рост у Boohoo, 145 процентов — у Zara, 114 — у H&M. Черный, судя по всему, остается самым популярным цветом у покупательниц. Исследовав 183 тысячи моделей платьев, представленных у работающих в США онлайн-ретейлеров, маркетологи обнаружили, что 38,5 процента из них — черного цвета (на втором месте, со значительным отрывом, белый — 10,7 процента). Глава аналитического подразделения Edited Кэти Смит считает, что бренды «таким образом стараются создать более долговечные линии одежды и привлечь более широкую покупательскую базу».

С этим мнением трудно поспорить. Карл Лагерфельд говорил когда-то: «Черный — это цвет, который подходит подо все. Если вы носите черное, то можете быть уверены в себе». Да и само выражение «N — это новый черный», проникшее благодаря сериалам и в русский обиход, недвусмысленно указывает на незаменимость этого цвета. Черный — это база, основа, на которой может удержаться любой дизайнерский изыск.

Материалы по теме

В гробу видали

Традиционно черный считается цветом скорби и траура, но уже в позднем Средневековье он занял почетное главенствующее место в иерархии моды, вытеснив с вершины «царский» пурпур и оттенки красного. Как показывает в своем исследовании «Бедные цвета, богатые цвета: испанская одежда в начале XVI века» историк Вальядолидского университета Хиларио Касадо Алонсо, уже в то время черный и серый стали излюбленными цветами одежды испанской знати (под влиянием моды Бургундского герцогства). Одежда именно этих цветов стоила дороже всего; впрочем, как отмечает автор, интенсивно окрашенные ткани вообще долго еще оставались привилегией высших классов — бедняки довольствовались блеклыми цветами или некрашеным холстом. «Книга придворного» Бальдасара Кастильоне, после первого издания в 1528 году переведенная почти на все главные европейские языки, настоятельно советовала истинным аристократам не покупаться на «побрякушки для простолюдинов» и одеваться сдержанно и со вкусом — в черное.

Впрочем, и в глубокой древности черный был не только цветом печали и горя. В Египте времен фараонов черный, цвет нильского ила, источника процветания страны, символизировал богатство и власть. Да и древние римляне, одними из первых принявшие черный как цвет траура, ценили его и как парадный оттенок, отмечает культуролог Джон Харви в своей книге «История черного».

Продавщицы начинают и выигрывают

В XVIII-XIX веках мутно-черный стал цветом бедноты — из-за появления дешевых красителей и благодаря практичности (на нем меньше была видна грязь, особенно заполнявшая воздух городов угольная пыль). К тому же он символизировал скромность, а это считалось главной добродетелью работающих женщин — гувернанток, домашней прислуги, продавщиц универсальных магазинов, появлявшихся во все больших количествах. Парадоксальным образом в тот же период, в первой половине XIX столетия, черный стал и цветом новой социальной элиты — банкиров и финансистов. В массе своей выходцы либо из еврейских, либо из протестантских кругов, с отвращением относившиеся к вычурным, расшитым золотом придворным нарядам европейской аристократии, они принесли моду на строгие черные сюртуки и лаконичный крой. Глядя на обитателей лондонского Сити или нью-йоркской Уолл-Стрит, можно заметить, что эта профессиональная мода оказалась исключительно живучей.

Но гувернантки и продавщицы, сами о том не догадываясь, тоже готовили революцию в моде. Еще в 1880 году «Справочник Кэссела по каждой отрасли практической жизни, или Энциклопедия домашней и общественной экономики» (Cassell’s Household Guide to Every Department of Practical Life: Being a Complete Encyclopaedia of Domestic and Social Economy) — популярное пособие для состоятельных замужних женщин — указывал, что «дамам, как правило, не нравится, когда их прислуга одевается в платье, которое они сами носили: разница в общественном положении между хозяйкой и горничной делает это неприятным».

Но составлявшие энциклопедию ученые мужи и знатоки этикета делали одно исключение: платья «черного или же иного темного оттенка шелка». Еще не ставшее маленьким черное платье к концу столетия проникло в гардеробы женщин всех сословий и уровней достатка именно благодаря скромным работницам прилавка. У них было одно неоспоримое качество — молодость, и черный цвет вдруг стал цветом юности, свежести и простоты. Изобретенный в 1863 году дешевый и качественный анилиновый краситель для ткани сделал глубокий насыщенный черный еще более доступным. «В одежде грядет революция, и принесут ее не модницы, а армия нью-йоркских продавщиц», — предрекала в 1890 году лондонская The Sun.

Материалы по теме

Кризисное решение

И она не заставила себя долго ждать: начало ХХ века принесло с собой моду на спортивность и моложавость, и ничто по тем временам не отражало тенденцию столь же хорошо, как укороченное черное платье. Неожиданным фактором стала и Первая мировая: миллионы вдов носили траур, но даже в скорби многие стремились выглядеть по возможности элегантно. Так что когда в 1926 году Коко Шанель представила свою «модель 817 из черного крепдешина», вошедшую в историю как Little Black Dress — «маленькое черное платье», она роняла семена в хорошо удобренную почву.

Раскрась все черным

Разумеется, не осталась равнодушной к черному и богема. «Черный цвет поэтичен. Как вы представляете себе поэта? В ярко-желтом пиджаке? Вероятно, нет», — считает бельгийский модельер Анн Демельмейстер. Поэт Владимир Маяковский своей «кофтой фата» опроверг мнение дизайнера еще за полвека до ее рождения, но все же нельзя отрицать, что именно черный стал цветом людей искусства во второй половине ХХ века. В черное одевались битники 1950-х, «раскрасить все черным» призывали The Rolling Stones (хотя сами по сей день склонны к более жизнерадостным колерам), с черным всех возможных оттенков ассоциируются субкультуры панков и готов, благополучно дожившие до наших времен. Черный странным образом оказался цветом объединения — его предпочитают домохозяйки и байкеры, банкиры и рок-музыканты, «дети улиц» и светские дамы. Он позволяет выразить практически что угодно — от скорби и гнева до откровенной сексуальности и умиротворенного спокойствия. В культурном контексте современного общества черный стал совершенно нейтральным — практически действительно отсутствием цвета.

Что подтверждается и последними научными открытиями: в 2014 году британская фирма Surrey NanoSystems представила самый черный в мире материал. VantaBlack отражает лишь 0,035 процента света, что делает его практически невидимым для человеческого глаза. Пока им заинтересовались в основном военные, но кто знает — возможно, следующая итерация «черного как нового черного» в моде будет черной до полного исчезновения цвета.

История черного цвета в моде

lookcolor.ru » Цвет в моде » История черного цвета в моде

История черного цвета в моде берет начало с открытия краски, которая была дорогой и доступна только знати. Так черный стал символом знати.

На протяжении 500 лет, черный цвет в одежде означал утрату. В Европе и Америке черный цвет был цветом траура, его надевали на похороны и сколько-то времени носили после смерти любимого человека. Этот обычай зародился в королевских семьях и аристократических кругах в знак горя, в конечном итоге, траурное платье вошло в моду у людей, которые хотели подражать элите.

Ношение черной одежды часто брало на себя социальную функцию. В XVI векe, богатые испанские господа одевались в черный бархат для демонстрации своего статуса, так как черные красители были очень дорогими. Чопорные одеяния испанских придворных богато расшивались драгоценностями, дополнялись тканями других цветов и мехом. Так же черный могли себе позволить священники, доктора, купцы, знаменитые художники и другие представители интеллигенции.

Черный цвет как символ власти был распространен по всему миру. И француженку, и англичанку, венгерку и нидерландку из высшего общества можно было увидеть в черном облачении.

В ХVII веке в Голландии входят в моду черные распашные платья с большим ажурным белоснежным воротником (эта мода пришла из Чехии) и кружевным чепцом. В этот период было модно отказываться от ювелирных изделий, и вся их роль была перенесена на кружева, так как роскошь стала порицаться, а труд больше цениться. Черный, как нельзя лучше контрастировал с белоснежным кружевом и символизировал перестановку приоритетов.

Уже в XVIII веке темно-черный стал терять свою социальную функции. Все большие людей могли себе его позволить. К тому же технический прогресс создал условия для расширения среднего класса. Улучшение технологических методов включало массовое производство матовой черной ткани, крепа и ювелирных изделия из черного камня, что привело к доступности материалов этого цвета. Ночной тон терял свою актуальность, как эмблема статуса, но его общедоступность тут же подхватилась модой.

В XVIII в. в моде черные треуголки, плащи, ленты для волос, мушки, маски и другие аксессуары этого цвета.

В конце XVIII в начале XIX цвет стал мужской униформой: фрак, вицмундир, сюртук приветствовались черного цвета.

Тем не менее, ношение траура все-таки остается признаком респектабельности. А в связи с французской революцией, коротая, поставила под удар монархический уклад всех стран, аристократы в знак скорби носили темное.

Королева Виктория внесла огромное влияние на моду середины XIX в. После смерти ее мужа, принца Альберта, королева носила угольно-черную одежду вплоть до своей смерти.
В викторианскую эпоху траурное платье и период его носки регламентировались этическими законами. Вдова носила траурное платье до 2-х лет.
Полный траур длился целый год. Вдова носила одежду из скучного черного сукна без ювелирных или других украшений. По истечению года допускались небольшая отделка и простые украшения. В полтора года траура допускалось добавлять в черную гамму некоторые другие цвета: серый, лиловый и приглушенные оттенки фиолетового.

Женские журналы предлагали консультации по этикету для всех типов утраты. В скорби участвовали все представители семьи: кузены, тети, дяди и другие родственники.

Практика траурного платья дошла до нижнего и среднего классов, которые могли позволить себе не дорогую черную одежду.

В 1900 году из-за войны резко вырос спрос на траурное платье, в результате чего, сильно увеличились объемы легкой промышленности.

К 1920 году, практика ношения траура стала утихать. Но цвет уже полюбился и за него принялись французские кутюрье.
Коко Шанель первая, кому удалось предать цвету таинственность и элегантность. Ее знаменитое маленькое черное платье окончательно перевернуло отношение к этому цвету. Сама Коко Шанель тоже предпочитала этот цвет и частенько носила костюм из джерси.

В 30 годы XX столетия из-за развития черно-белого кинематографа, черный становится самым популярным цветом. Вспомним знаменитое черное платье Одри Хебберн в фильме «Завтрак у Тиффони» 1961 год. Оно вскружило голову миллионам женщин. Это потрясающее вечернее платье от Hubert de Givenchy.

Читайте также:  Сравниваем обложки журналов Esquire и глянца

Dior – один из отцов моды, так же не обошел черный цвет. После Коко Шанель он удлинил юбки, за что его сильно критиковали, но поступиться черным цветом он не смог.

Утихшие страсти по четному цвету с появлением цветного кино и фото нарушило движение панков в Англии середине 70-х, а затем мир захлестнула волна повального увлечения роком и рок-н-ролом. Представители этого движения одевались в черное, отбрасывая тень на всю Европейскую моду. Так черный цвет спустился в андеграунд и стал символом асоциальности. За рокерами пошли байкеры, металлисты, готы, эмо…

Но из респектабельной моды черный цвет не ушел. Коллекции из дорогих тканей от кутюрье предлагаются на каждый сезон. Любой уважающий себя модельер обязательно в каждом показе представит несколько черных платьев. Мы уже не помним, почему относимся к этому цвету, как признаку респектабельности, но как не крути, этот цвет останется величественным, не смотря на смену веков.

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ (нажать на картинку)

ПОСМОТРЕТЬ СОЧЕТАНИЯ С ПОХОЖИМИ ОТТЕНКАМИ (нажать на цвет)

Траурный цвет в разных частях света

Черный традиционно является цветом смерти, траура и похоронной моды, но это далеко не универсальный цвет траура. Во многих частях мира траурный цвет и именно об этом мы и поговорим в этой статье.

Мы обсудим какие цвета носят на похоронах и в трауре разные культуры мира, и узнаем, что обозначают эти цвета.

Черный

Темные цвета на протяжении веков были тесно связаны со смертью и потерей, и считается, что эта практика восходит к римским временам.

После смерти принца Альберта в 1861 году траурная мода стала de rigueur. Королева Виктория, в память о своем любимом супруге, носила траур в течении 40 лет, вплоть до своей смерти. Ее тщательно продуманные траурные образы стали общепринятыми в викторианскую эпоху. Даже был издан указ, что после смерти супруга, вдовы в течении одного-двух лет должны носить траур.

В это время считалось целесообразным, чтобы вдова, выходящая на публику, носила траурное платье и черную креповую завесу на лице в течение первых шести месяцев. При этом вдовцы могли оплакивать жен от 3 до 6 месяцев, а затем могли одевать свои повседневные костюмы.

Белый

Белый это траурный цвет в Восточной Азии. Многие люди носят белые траурные одежды, символизирующие чистоту и возрождение.

В Камбодже официальной религией является буддизм, вера которого заключается в том, что, когда кто-то умирает, он перевоплощается и продолжает жизнь, но уже в другом обличии. Семья умершего человека, носит белый траурный, в надежде, что их близкие снова возродятся.

Идея белого траура, также известная как «deuil blanc» (французский), возникла в 16 веке, когда белые одежды незамужние женщины. Это стало обычаем для правящих королев Франции, что вдохновило Марию, королеву шотландцев (1542-87), последовать их примеру после потери трех ближайших членов семьи и носить белый траур в течение 18 месяцев.

Перед тем, как королева Виктория (да-да, та самая Виктория, которая носила траур 40 лет) умерла в 1901 году, она оставила очень подробные инструкции о том, как бы она хотела, чтобы ее похоронили. Все должно было быть белым. Ее траурный наряд, погребальный креп, лошади и цветы, все должно было быть белым. Так же королева Виктория пожелала, чтобы ее похоронили в ее белой свадебной вуали. Той самой вуали, в которой она выходила замуж за Альберта.

Красный

Красный имеет разные значения, в зависимости от разных культур. В Китае красный символизирует счастье и является цветом, который строго запрещен на похоронах. В Южной Африке красный цвет был принят в качестве траурного цвета, представляющий кровопролитие, пережитое в эпоху апартеида.

После смерти вратаря и капитана сборной Южной Африки по футболу Сензо Мейивы скорбящие собрались на футбольном стадионе в Дурбане, все они были одеты в траурный красный цвет одежды, отдавая дань уважения своему национальному герою.

Лауреат Нобелевской премии мира, архиепископ Десмонд Туту, на похоронах Нельсона Манделы (бывшего президента Южной Африки), также был одет в красный цвет.

Пурпурный

Во время пасхальной недели в Гватемале католики воссоздают дни, ведущие к воскресению Христа. Во время шествия Святого Креста в Страстную пятницу мужчины и мальчики одеваются в пурпурные одежды в знак скорби и символа боли и страданий Христа.

Многие набожные католики в Бразилии также носят фиолетовый, наряду с черным, оплакивая потерю любимого человека. Поэтому если вы не посещаете похороны, носить фиолетовый это знак неуважения, так как этот цвет имеет сакральное религиозное значение.

В Таиланде пурпурный определяет печаль и предназначен для вдов, которые они носят, оплакивая смерть своего супруга. Тем не менее, другие похоронные гости должны носить черное.

Золотой

В древнем Египте золото ассоциировалось с вечной жизнью и всемогущим богом Ра, плоть которого, как полагали, была образована из драгоценного металла. Нетленное и нерушимое золото было цветом королевского траура.

Как показывают сокровища, обнаруженные в древних египетских погребальных гробницах, члены королевской семьи и знатные древние египтяне хорошо подготавливались к путешествию в загробную жизнь.

Считалось, что после их смерти на земле короли и королевы примут статус божеств, а знаменитая золотая маска смерти мальчика-короля Тутанхамона отражает его собственное место на небесах.

Серый

В Папуа — Новой Гвинее после смерти мужа вдовы наносят на кожу глину серого цвета. Как видно на картинке, женщина также носит многочисленные бусы их серых семян. Каждый день женщина снимает одни бусы.

Количество ожерелий, которые она носит, говорит о том, что эта женщина подходит к концу своего траурного периода. Траур обычно заканчивается, когда снимаются последние бусы, обычно через девять месяцев после смерти мужчины.

Другие цвета

Хотя религия и традиции по-прежнему являются важной частью многих похорон, на сегодняшний день произошел шаг в сторону персонализированных похорон. Другими словами, вы можете сами выбрать траурный цвет похорон. Возможно умерший сам завещал провести его похороны в определенном цвете. Возможно семья попросит вас одеть одежду какого-то одного цвета в поддержку благотворительности и т.д.

Компания «Северный похоронный дом» готова взять на себя обязанность по организации похорон вашего близкого человека. Мы прекрасно понимаем всю боль вашей утраты и хотим помочь вам.

Уже более 10 лет мы оказываем ритуальные услуги и работаем со всеми заказчиками вне зависимости от уровня достатка. Горе и переживание каждого из заказчиков находят отклик в наших сердцах.

Кто ввел моду на черный цвет

Черный цвет удивителен прежде всего тем, что на самом деле его не существует. Согласно теории цвета – черный – это отсутствие цвета. Ощущение черного цвета возникает, потому что черный предмет не отражает ни одной электромагнитной волны от своей поверхности. Следовательно, сетчатка глаза не возбуждается, и все объекты этого цвета кажутся меньше своих истинных размеров. Именно этим объясняется способность черного цвета стройнить: в черном платье женщина всегда выглядит миниатюрнее.

Черный – цвет крайностей. С одной стороны, ему присущи элегантность и шик, это поистине гламурный цвет, но с другой – траурный. Кстати, траурный он не везде: например, в Китае траурным считается белый, но в Европе и России черный цвет неизбежно сопутствует горю. Не случайно в черный одето и духовенство, особенно монашество. Их черное облачение – символ покаяния, скорби о грехах и плача об утраченном райском блаженстве. И если иноки облачаются в черные одежды в знак глубокой печали, то мирские люди, а в частности, леди, одевают черное, чтобы выглядеть загадочно, стильно, сексуально и изысканно. Но так было не всегда. История превращения черного цвета из траурного в модный началась в XVI веке.

Траур или тренд?

В 1531 году красавица Диана де Пуатье похоронила мужа – графа Луи де Брезе. В память о нем Диана решила до конца своей жизни носить траур. И даже став возлюбленной и официальной фавориткой короля Генриха II Французского цвета ее одежды не изменились – она всегда ограничивалась белым или черным. Король Франции, несмотря на разницу в возрасте (Диана де Пуатье была старше на целых 20 лет) до безумия любил ее. По признанию современников, Диана действительно была прекрасна, на нее не «действовал» даже возраст, ее считали эталоном красоты: придворные дамы стремились подражать ей, копировали прическу, жесты, походку. Сам Генрих II подтверждал cвою любовь не только бесценными подарками (бриллианты, замки, титулы), но и тем, что одевался исключительно в «ее» цвета – белый и черный, украшая до самого последнего вздоха свои перстни и одежды сдвоенным вензелем «DH» (Диана — Генрих). Конечно же, вслед за королем и его фавориткой весь двор стал «черно-белым». Диана де Пуатье доказала всей Франции, что траур моде не помеха.

Спустя 4 века «доказательство» продолжила другая француженка – легендарная Коко Шанель. И опять без драмы не обошлось: на Лазурном берегу в аварии погиб возлюбленный Шанель – Бой Кейпел. Именно он в 1910 году помог Коко открыть ее первый магазин на улице Камбон, напротив отеля «Риц». Шанель продолжала любить Кейпела даже несмотря на его женитьбу на другой, а после его смерти в 1926 году в память о нем она создала свое «маленькое черное платье». Оно прикрывало колени, имело простой полукруглый вырез, длинные узкие рукава и никаких излишеств в виде воротника, пуговиц или оборок. «Маленькое черное платье» сразу стало хитом продаж. Американский «Vogue» даже окрестил его «La Ford» – в честь самого популярного в то время автомобиля – воплощения элегантности и удобства.

Кроме Шанель над «маленьким черным платьем» трудилась в 40-х годах ХХ века американский дизайнер Нетти Розенштейн. Никакой трагедии здесь не было: Нетти просто хотела создать универсальное платье, которое можно было бы носить и днем, и вечером. Ей это удалось: к «дневным» силуэтам и материалам она добавила глубокие «вечерние» вырезы. Платья Нетти, несмотря на довольно внушительные цены, стали невероятно популярны по всей Америке.

И конечно, в истории моды на «маленькое черное платье» невозможно не вспомнить Юбера де Живанши и его музу – блистательную Одри Хепберн. По большому счету именно благодаря им платье приобрело мировую славу. Интересно, что в фильме «Завтрак у Тиффани» (режиссер Блейк Эдвардс, 1961 год) фигурируют сразу два черных платья от Givenchy. В первом героиня Одри Хепберн, наивная и эксцентричная Холли Голайтли, появляется в самом начале фильма, когда возвращается с ночной прогулки и завтракает у витрины ювелирного магазина Tiffany. Платье на ней совсем не маленькое, а длинное, и в сочетании с черными лодочками на невысоком каблуке и жемчужным ожерельем являет прекрасный образец вечернего наряда. В другом, настоящем «маленьком черном платье», героиня появляется в нескольких эпизодах и каждый раз выглядит по-новому. Помогают ей в этом дамские длинные перчатки, крупные украшения (серьги, брошь, бусы), шляпки, шарфики и сумки. Собственно, в этом фильме наглядно доказывается мысль Коко Шанель, что маленькое черное платье обязательно должно быть в гардеробе каждой уважающей себя женщины.

Читайте также:  Черная пятница 2020

После таких доказательств черный цвет перестал быть исключительно траурным. Дизайнеры все чаще и чаще стали использовать его в своих коллекциях, не забывая создавать новые вариации на тему «маленького черного платья», которое стало уместно в любой ситуации. Даже на свадьбе.

Свадьба в черных тонах

Именно в черном платье в 1954 году Мэрилин Монро вышла замуж за бейсболиста Джо Ди Маджио. И хоть черное платье – безусловно, лучший фон для ювелирных украшений, на столь торжественном событии Мерлин обошлась и без них. Вместо дорогого ожерелья простое платье до колен дополнил белый круглый воротничок. Впрочем, и в таком необычном для свадьбы наряде невеста была прекрасна. Только вот брак не продлился и года. Но черное платье в этом вряд ли виновато.

В черном выходила замуж и Сара Джессика Паркер. В 1997 году на свое бракосочетание с актером Мэттью Бродериком она надела настоящее свадебное платье черного цвета. Впоследствии она неоднократно признавалась в интервью, что жалеет об этом и если бы только удалось повернуть время вспять, она бы сделала правильный (белый) выбор. Со временем, к сожалению, ничего не поделаешь, зато профессия актрисы иногда дает возможность немного исправить ситуацию: несколько свадебных платьев (от Веры Вонг, Вивьен Вествуд, Оскара де ла Рента и др.), примеренных Кэрри Брендшоу, ее героиней из сериала «Секс в большом городе», были классически белоснежными.

Кстати, история свадебного платья повествует, что первой в черное нарядила невест баронесса Кассандра Аккурти, основательница парижского дома русской моды «Арданс». В 30-х годах ХХ века она предлагала вступающим в первый брак одеть платья белого цвета, во второй – розового цвета, а в третий брак – черного. Если вспомнить, что белый цвет традиционно символизирует внутреннюю чистоту девушки, вступающей в брак, то логика в таком подборе цветов определенно есть.

Жизнь в черном цвете

В истории моды на черный цвет особенно постарались готы. Тотальное преобладание черного – принципиальная черта готического стиля. Этот цвет идеально соответствует мировоззрению готов, их депрессивному восприятию жизни, романтизации смерти, боли и мучений. Черные наряды готов, как правило, экстравагантны. Из тканей отдается предпочтение шелку, коже, кружеву и бархату. Традиционны для девушек-готов черные корсеты, нередко надетые поверх рубашек или платьев. В качестве верхней одежды выбор чаще всего падает на черные длинные кожаные или матерчатые плащи. Из обуви в готической субкультуре предпочтение отдается обуви на платформе и высоким ботинкам по типу гриндерсов. Аксессуары подбираются исключительно серебряные, их белый цвет символизирует мертвенный и холодный свет Луны.

Субкультура готов малопривлекательна, но в самом готическом стиле, безусловно, есть что-то особенное. Готический стиль не оставляет равнодушными многих именитых дизайнеров, они не только используют его отдельные элементы, но и создают целые готические коллекции. Такие случались у Givenchy, Jean-Paul Gaultier, Patrizia Pepe, Gareth Pugh, Comme des Garsons, Charlotte Ronson, Martin Margiela и др. Конечно, в их интерпретации готические наряды не смотрятся мрачно, скорее, таинственно, загадочно и изысканно.

Среди знаменитостей готический образ не чужд таким звездам, как Мадонна и Леди Гага. А популярная американская актриса и певица Тейлор Момсен появляется в готических нарядах регулярно.

Любимый цвет

Многие дизайнеры, не создавая черных свадебных платьев и готических коллекций все же считают черный своим любимым цветом. Или одним из любимых. Так, любовь к черному у Кельвина Кляйна сказалась на джинсах: в конце 70-х он первым выкрасил деним в черный цвет и сделал джинсы обтягивающими. Этот «черный» поступок принес бренду небывалый успех. Без основательного черного цвета невозможно представить коллекции Balenciaga, Antonio Berardi, Yohji Yamamoto, С’N’C Costume National, Alexander Wang и др.

И напоследок – два “черных” высказывания, к которым уже нечего добавить.

Донна Каран: «Черный цвет — это идеал. Вы можете его носить и днем, и вечером. Он всегда к лицу. Он всегда сексуален. Лично я чувствую себя стройной и привлекательной только в черном».

Ив Сен Лоран: «Для того чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит».

Мода на траур в высшем обществе Вены в 19-м веке.

Черный был не всегда цветом траура. В прежние века черный был признаком высокого статуса и символом власти. Возможно, это было связано с тем, что черный краситель был очень дорогим. Черный цвет носили короли, аристократы, доктора, высокопоставленные чиновники и священники…

Но в 18-м веке черный цвет стал терять свою социальную функцию. Он стал цветом траура.

С восхождением буржуазии в 19-м веке траурная мода достигла своего пика. Возможно, это было связано с тем, что в моде была меланхолия. Писатели того времени активно эксплуатировали образ одиноких мизантропов, пессимистов с суицидальными наклонностями, занимающихся самокопанием ипохондриков и прочих терзаемых воображаемыми страданиями личностей.

Одним словом, чтобы в 19-м веке прослыть модным, надо было объявить себя меланхоликом.

«Вы сразу видите, кто принадлежит к сливкам общества. Если кто-то несколько лет не носит траур сам, то это наверняка делает кто-то из его родни».

В австрийских аристократических семьях траур никогда не прекращался. Потому что смерть могла произойти не только в собственной семье, но и у родни. А родни этой (с учетом того, что каких-то полторы сотни семей поколениями женились между собой) было много.

1865. Графиня Вестерхольд:

Пожилые вдовы нередко носили траур до конца жизни. Про жизнь вдов-аристократок в Австро-Венгрии я писала здесь.

Экс-императрица Цита (слева) носила черный траур по рано умершему мужу до конца жизни:

При венском дворе, где все столетиями жестко регламентировалось, предписания по поводу соблюдения траура были особенно строгими. Вот, например, распоряжение о дресскоде при дворе в связи с кончиной императрицы Элизабет в 1898 году:
«Высочайшим дамам в первые два месяца надлежит появляться при дворе в черных шерстяных платьях, черном головном уборе или шляпе с черным крепом, в черных украшениях, черных перчатках и с черным веером. В следующие два месяца — в черном шелке, в головном уборе и гарнитуре из белых кружев или в сером платье с черными кружевами, черным украшением или жемчугом.»

Эта традиция уходила своими корнями в 17-й век, когда при венском дворе господствовали испанские церемонии и “католический” черный цвет.

Близким родственницам кроме того было положено носить длинные плотные вуали.
Вот как, например, Сиси:

Траурные туалеты ни в коем случае не должны были блестеть. Поэтому выбирали матовый шелк или шерстяной креп. Английский креп считался лучшим и был дороже.

1916. Похороны императора Франца Иосифа. Эрцгерцогини в знак траура полностью укутаны в черное.

Лакированные туфли, как и бриллианты или золотые серьги, были табу. Популярны были бусы из черных жемчужин с черными кулонами-крестами, черные броши из гагата в виде урн, кольца в виде черепов с крыльями.

“Траурные” серьги из гагата (“чёрного янтаря”) в виде руки, держащей ветку (эти и последующие предметы – из музея города Вены):

Локоны волос покойного носили в кулоне, в браслете или в перстне.

Модницы любили этот цвет. Женщина в черном была окружена ореолом печальной элегантности и меланхолии. Никогда в истории черный цвет еще не был таким романтичным и притягательным! Иная модница перед какой-нибудь судьбоносной встречей намеренно надевала черное – под предлогом, что умерла какая-нибудь троюродная сестра четвероюродной племянницы.

В топике про Хелену Баварскую я не упомянула, что в августе 1853 года они с матерью приехали на заранее спланированные “смотрины” в Бад Ишле именно в трауре (кроме малолетней Сиси). Потому что за пару дней до этого умер брат баварской королевы Георг, в принципе довольно дальний им родственник. Но то ли они, как члены баварской королевской семьи, должны были соблюдать этикет, то ли посчитали, что черное это модно. Но черное Хелене (и без того чересчур серьезной) не шло. Может, можно было для частного семейного визита (такого судьбоносного!) сделать исключение? Хотя это навряд ли бы помогло Хелене, если вместе с ней все равно поехала младшая сестра.

Мария, экс-королева Обеих Сицилий:

Массовая торговля, начавшая набирать обороты в 19 веке, старалась обеспечить растущий потребительский спрос населения на траурную одежду и аксесуары. В Вене «бизнес на смерти» выделился в отдельную нишу торговли. Появились лавки, торгующие товарами для траура.

Навряд ли является случайностью, что центром этого нездорового ажиотажа на траурные аксесуары была именно Вена – родина психоанализа.

Императрица Сиси после смерти единственного сына решила носить черное до конца жизни. Лишь один-единственный раз дочери Мари Валери удалось уговорить ее надеть на Рождество серое платье.

Первый такой магазин под названием «Цветок ириса» был открыт в 1823 году в самом центре Вены на улице Тухлаубен. Там можно было найти все для траура для дам, господ, детей и прислуги. В ассортименте кроме тканей и одежды были и аксесуары (все черные) — зонтики, заколки, носовые платки, щетки для волос, зеркальца, белье, заколки…

1888. Из венского журнала мод “Illustrierte Frauen-Zeitung” (последующие картинки я обрезала, чтобы места меньше занимали):

Также в таких магазинах можно было заказать визитки, бумагу для писем и конверты с черным траурным ободком. Одним словом, траур семье обходился довольно дорого. Но это разумеется для тех, у кого было достаточно средства и кто не хотел упасть лицом в грязь перед знакомыми. Скорбящим малоимущим было не до траурных зонтиков или заколок.

1833. Их журнала мод.

Один сатирик того времени писал: «Чего нам еще не хватает, так это чтобы цирюльники предлагали скорбящим черную краску для волос, а в ресторанах подавали блюда черного цвета.»

1847. Из венского журнала мод:

В 1861 году в Вене официально было зарегистрировано 6 фирм, торгующих «товарами для траура», а в 1888 году их уже было около 30. Самоубийство кронпринца Рудольфа в 1889 году вызвало новую волну интереса к темам похорон и траура.

В больших универмагах были специальные отделы, где можно было приобрести «все для траура». Кстати самыми первыми готовыми платьями разных размеров были именно траурные черные платья. Ведь в случае внезапной кончины в семье часто не было времени ждать, пока портниха снимет мерки и пошьет новое платье. Были также пункты проката траурной одежды и аксесуаров.

Из журнала мод:

Журналы мод вели специальную рубрику для траурной моды. Для многих состоятельных модниц было важно сохранить элегантность даже в такое тяжелое для них время.

Или, например, рекламный плакат или объявление в газете конца 19-го века: «Мадам Сидони Друэ — мода для вдов самого лучшего качества. Шляпки. Вуали».

1835. Из венского каталога женской моды.

Для мужчин мода предлагала помимо черной одежды также черные запонки, цепочки для часов, трости, булавки для галстуков.

Женская траурная шляпка из дорогого английского крепа:

В специализированных магазинах давали информационные брошюры с указанием правил и этикета траура. «По супругу траур носят два года, по родителям или свекрам — год, по детям, бабушкам-дедушкам — 18 месяцев, по брату или сестре — 6 месяцев, по кузену — 6 недель». Также брошюры содержали описание, что и как надо носить в каждый период траура. Всегда за периодом “глубокого” траура следовал период «полутраура», и гардероб можно было слегка «разбавить» серым или белым.

Читайте также:  Брошь с жемчугом – стильное и практичное украшение

1875. Вот примеры “глубокого” траура и “полутраура” из журнала мод:

Если Вы плохо разбирались, Вам все разъяснял консультант в магазине.

1880-1900. Веер из лакированного дерева и страусиных перьев для “глубокого” траура:

А вскоре мода предложила новый цвет для периода «полутраура»: лиловый, его называли французским словом «mauve», ведь языком моды был французский. Но в народе говорили «трупно-сиреневый».

Лиловый наряду с черным до сих пор является цветом траура у королей (и не только у них). Вот выборка из некоторых недавних похорон роялс.

2004. Похороны нидерландской королевы Юлианы.

2016. Похороны румынской королевы Анны:

А когда по британскому ТВ объявляли о смерти королевы-матери, то у диктора был лиловый галстук.

П.С. Раз уж речь зашла про смерть. Ссылаясь на недавнюю дискуссию “что было бы если. “ вот еще что хочу сказать. На днях прочитала, что убийца императрицы Сиси Луиджи Лукени сказал после ареста: “Если бы у меня 10 сентября было 50 франков, то я бы уехал в Италию и попытался бы там убить короля Умберто или кого-то из его семьи.”

То есть не такую уж малую роль в судьбе играет случайность. Ведь на месте Сиси мог оказаться Анри Орлеанский, которого вообще-то и поджидал Лукени. Но тот по случайности не приехал в Женеву, и, прожив еще три года, умер естественной смерью. А вот король Умберто I через два года после Сиси пал жертвой терракта, устроенным таким же анархистом-итальянцем, как и Лукени.

Метаморфозы черного цвета

В древности цвет одежды был символичным, имел огромное значение, и одновременно его интерпретировали по-разному. Значение цвета зависит от разных исторических ситуаций, разных государств и культуры.

Белый цвет был символом чистоты и честности, но также и символом смерти и траура (саван и одежда привидений белого цвета).

Красный часто ассоциировали с жизнью, энергией и властью. Но также был цветом икушения (из семи капитальных грехов двум — гордости и роскоши соответствовал красный цвет).

Монахи-цистерцианцы в белом

Черный не только цвет дьявола и смерти, но и цвет серьезности и достоинства. Показателен конфликт в средневековье — черная ряса бенедиктинских монахов и белые рясы цистерцианцев, из называли «белыми монахами». Святой Бернард написала протест монастырю в Клуни, где обвинял бенедиктинцев «в одежде дьявольского цветв». Спор и дебаты длились более 20 лет — вот как долго и серьезно обсуждался вопрос цвета.

Как цвет похоронных ритуалов черный цвет распространился в Европе сравнительно недавно. Первыми носить темную одежду (но не черную) в знак траура стали римляне — они надевали тогу коричневого или темно-серого цвета. В средние века такие традиции не сохранились, покрасить ткань в черный цвет было очень трудно и дорого. Читайте статью Красильщики тканей в Вероне.

Из трутовиков получали черную краску для тканей

Все красители получали из растений и минералов — водорослей, корней, моллюсков, коры, насекомых, камней. Из них алхимики готовили растворы, в которые окунали ткань. Стоимость таких красителей зависела от сырья — много ли его в округе или его привозили издалека, долго ли его приходилось обрабатывать, чтобы извлечь пигмент для краски. Среди цветовой гаммы черная краска была самой трудной для производства и нестойкой на ткани. Черный пигмент добывали из железной стружки, но черный цвет ткани быстро становился серым или принимал оттенки коричневого. Более стойкой была черная краска, полученная из грибов-паразитов, растущих в лесах на деревьях (трутовик, например). Стоимость такого пигмента была очень высокой, потому что требовалось очень много таких грибов, чтобы окрасить один отрез ткани. Лучшие для этих целей грибы-паразиты привозили с востока и из Африки, и они было очень дорогими.

Ученики Болоньи носили черное платье

Мода в средневековье предпочитала якрие цвета одежды, и эта тенденция не прерывалась даже во времена чумы. Во Время Великой Чумы в Европе в 1346 — 50 гг. траурная одежды была темной — но оттенки были темно-голубыми или зелеными. Для публичных должностей — магистратов и нотариусов одежда была черной — символ честности и профессиональной серьезности. В Венеции и Венето черное носили врачи — важнейшая категория профессионалов, труднодоступная и закрытая (представьте себе, чтобы стать членом Коллегии медиков, надо было кроме образования подтвердить, что три поколения предков не занимались ремеслом, то есть ручной работой).

В Болонье черное платье должны были носить ученики Университета.

Городское Уложение Модены того времени запрещало черный цвет в одежде «нечестным женщинам»- проституткам, их обязывали носить яркие платья, чтобы отличать от женщин с незапятнанной репутацией. В Вероне «нечестным женщинам» было предписано носить на рукаве платья широкую белую повязку.

Филипп Добрый и его двор, Миниатюра 1447-48, Ван Дер Вейден

Элегантность и высокая цена черной ткани привлекли к ней внимание знати и придворных — его ввел в обиход Герцог Бургундии Филипп Добрый (1396 — 1467гг.). В XVI веке весь мужской гардероб в Европе уже состоял из одежды черного цвета.

В истории моды нередкий случай, когда победители в войнах диктовали моду побежденным. Император Карл V Габсбургский распространил свою власть на три континента, и его двор распространял моду в одежде. Черный цвет счтитают достойным императорской доблести и сдержанного благородства. Из Испании мода перемещается и в Италию. Бальдассар Кастильони в своей Книге Придворного советует черное мужчинам с чувством собственного достоинства.

Кавалер в Черном, Джан Баттиста Морони, Музей Польди Пеццоли, Милан

Развитие техники ткачества и красителей для тканей уже позволило создавать качественные черные ткани — блестящие и матовые, легкие и тяжелые, и художники XVI века Тициан, Лотто, Морони, Пармиджанино пишут Портреты своих знатных заказчиков-мужчин в черном платье.

Во второй половине XVI века Тридентский Собор объявил борьбу лютеранам и кальвинистам, в странах Европы мода на цвет одежды разделилась. Страны-католики выступали против роскоши и светских развлечений. Хороший христианин носил темное и черное. Страны протестантов — Голландия, Скандинавия и частично Германия отрицала темные одежды.

После Конрориформы Тридентского Собора снова «в моде» средневековые верования в дьявола. Его присутствие подозревается везде и во всем, началась охота на ведьм. Рыжий цвет волос, черная кошка (читайте статью Кошка — синоним дьявола), ворон, дети от дьявола, ночные прогулки — многое было поводом для подозрительных связей с дьяволом. После пыток инквизиции женщины признавались в участиях в шабаше, куда сатана являлся в виде черного козла (с рогами и копытами).

Украшение Мементум Мори, Виктория и Альберт Музей, Лондон

XVI век — век войн, религиозных конфликтов, эпидемий, неурожаев, связанных ещё и со значительным похолоданием климата, продолжается мода на мрачные цвета одежды, встреча со смертью стала частым и привычным обрядом траура. Появились траурные наряды, мебель, обстановка и даже драгоценности Мементо Мори — Помни о смерти в виде гробиков с телом.

Придворный медик Луи 13 Французского Шарль де Лорм изобрел одежду для врачей во время чумы. Плащ-накидка из непроницаемой вощеной ткани, перчатки, обувь и шапка дополнялись маской с огромным носом-клювом. В него вкладывали ароматические травы и губку, смоченную уксусом, которая должна была защищать от заражения.

Так одевались во время чумы врачи и санитары

Такая одежда медика во время чумы стала одной из знаменитых карнавальных масок Венеции. В России во время эпидемий тоже защищали спецодеждой тех, кто сволакивал баграми трупы умерших. От глагола сволакивать, волочь их стали называть сволочами. Так появилось наше ругательство — сволочь!

В XVII веке в век просвещения наблюдается возвращение в одежду природных весенних цветов — зеленого, голубого, синего, белого и розового. Но исключением были Испания и Италия, где даже на длинном Венецианском Карнавале покрывали голову темным капюшоном с черными кружевами маски Бауты.

Карнавальная маска Венеции Баута с белой маской Ларвой для лица

Вместе с белой маской на лицо Ларва Баута — карнавальная маска таинственности и мистерий. Меланхоличный романизм пришел на смену просвещению — герои страдающие, идеализированные чувства и пейзажи.

Готические романы XIX века воспевают мрачный триумф смерти и ночной тьмы, конечно, в моду неизбежно входит черный цвет одежды.

Буржуазия, банкиры, политики и судьи носили черное, как символ их профессионализма и серьезного отношения к делу. Появился дресс-код для элиты общества, и это черная одежда.

В XIX веке простой народ тоже стал предпочитать черный в одежде, но по другим причинам — скрыть бедность, подняться по социальной лестнице. В 1856 году английская фирма создала черные наряды для эммигрантов.

Теда Бара, 1915 год

Женщинам разрешалось носить и цветные платья, искючением были траурные наряды — черные в первые месяцы после смерти члена семьи любой степени родства. Затем был период полутраура, когда уже можно было вносить приглушенные цвета в аксессуары, и конец траура — с разрешением драгоценностей и появлением ярких цветов в одежде. К траурным платьям полагались обувь, сумки, шляпы, перчатки и нижнее белье черного цвета.

На рубежах XX века черный цвет стал ассоциироваться с роковой женщиной — победительницей мужчин, черный стал символом эротизма. Не только балерины Кан Кана и проститутки предпочитали черный, но и женщины из буржуазии на балы надевали черные платья, которые подчеркивали белизну кожи декольте, плечи и руки.

Распространению модной одежды способствовал кинематограф, первые звезды кино вамп Теда Бара (1885 — 1955) (имя от анаграммы фразы «арабская смерть») и Рита Хейворт (1918 — 1987) предпочитали черное.

«Элегантность и стиль наряду с практичностью» — так Коко Шанель характеризовала своё изобретение — короткое облегающее черное платье. Вдохновили её одежды воспитателей детского приюта, где она воспитывалась. Модель платья Шанель была настоящим скандалом, черный цвет во времена Королевы Виктории считался обязательным для траура и похорон, но неприемлемым в повседневной жизни.

Одри Хепберн в фильме Завтрак у Тиффани, 1961

Коко Шанель свое «французское платье» предназначает для работающих женщин — популярность его достигает заоблачных высот в 60-е годы после фильма Завтрак у Тиффани (1961). Одри Хепберн в черном платье Шанель у витрины Тиффани стала «иконой моды».

Олимпиада 1968 — награждение победителей велосипедной гонки

На Олимпиаде в 1968 году на подиуме триумф черного цвета — два афроамериканца Томми Смит и Джон Карлос поднимают руки в черных перчатках — символический жест движения Черные Пантеры. Марлон Брандо в черной коже — черный становится символом нигилистов всех мастей, символом протеста — панков, готов, эмо.

Дольче и Габбана Коллекция Настоящие женщины

Теперь черный цвет в одежде не роскошь, не траур, а практичность и изящная решительность. Знаковые коллекции Дольче и Габбаны и Ямамото конца 80-х преподнесли нам черный цвет в одежде как эссенцию элегантности, и стилисты постоянно возвращаются к черному в своих работах.

Вечеринка, Пьетро Лонги, Академия Каррары, Бергамо

Читайте на сайте статьи

Он должен жениться — дело о свадьбе в 16 веке

Ссылка на основную публикацию