Прощание с Новогодней Елкой

Сценарий развлечения «Прощание с новогодней ёлкой» для всех групп детского сада

Мочалова Светлана
Сценарий развлечения «Прощание с новогодней ёлкой» для всех групп детского сада

Цель: Продолжать приобщать детей к праздничной культуре. Воспитывать желание принимать участие в праздниках. Формировать представление о нетрадиционном празднике, “Прощание с новогодней ёлкой“, вызвать у детей чувство радости, сплоченности. Воспитывать желание участвовать в играх.

Ход развлечения.

Вот и пролетели новогодние праздники и зимние каникулы, пришла пора отпускать нашу зеленую гостью елочку в лес. Давайте сегодня еще раз поиграем возле елки и станцуем праздничные хороводы, чтобы новогодняя красавица запомнила вас веселыми, счастливыми, озорными и, обязательно, вернулась в детский сад в следующем году! Согласны? (Ответы детей) .

Вот пришла ребята ёлка

К нам ещё раз в детский сад

Огоньков игрушек сколько!

Как красив ее наряд.

Мы сегодня собрались здесь, что бы попрощаться с ёлочкой

Что бы все доброе нам не забыть

Праздник решили мы повторить!

Под веселую музыку вбегает Клоун.

Что за шум? Что за гам? Настоящий тарарам!

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Я — мальчишка просто класс! Постараюсь – ка для вас!

Мастер я на все руки, Со мной вы не уснёте от скуки!

Прикажите! В сей же час. Все исполню я для вас!

Сколько вас сегодня здесь? Мне за день не перечесть!

Здесь и Саши, и Алисы,

Даши, Ксюши и Анфисы,

Вот какие дети! Раз, два — начинается игра!

Игра с клоуном мы повесим шарики.

Сегодня мы с елкой будем прощаться

До следующего года с ней расставаться.

Очень красивый у елки наряд!

Много на елочке разных игрушек,

Шариков ярких, бумажных хлопушек!

Эй, ребята-ребятишки! Все девчонки и мальчишки!

Встанем в дружный хоровод, за руки возьмёмся!

Вместе песенку, елке улыбнёмся!

А сейчас ребята старшей группы споют песенку «Ёлочка – красавица»

Здравствуйте, мои друзья!

Долго здесь я вас ждала.

В лес пора мне возвращаться,

Пришло время нам прощаться!

Елочка, ты не спеши,

Мы сейчас зажжем огни,

Скажем дружно: 1,2,3-

Наша елочка гори!

Дети повторяют слова, и огоньки на елочке зажигаются.

Вед: Наша ёлочка стоит, огоньками вся горит, а притопнут каблучки – и погаснут огоньки! Дети топают, ёлка гаснет.

Крикнем дружно: «Раз-два-три, наша ёлочка гори!» Ёлка загорается.

А притопнут каблучки – и погаснут огоньки! Дети топают, ёлка гаснет.

Хлопай, хлопай,говори: «Наша ёлочка, гори!» Дети хлопают, ёлка не загорается.

Ой, что же делать (смотрит в зал) Я вижу здесь девочек-снежинок. Пусть они станцуют для елочки и зажгут на ней огни.

Дети младшей группы исполняют танец «Снежинки подружки».

Вот спасибо вам, ребята,

Снова стала я нарядна.

В круг скорее вы вставайте,

Хоровод мне исполняйте!

А сейчас ребята старшей группы споют песенку «И раз, два, три»

Очень хорошо плясали

И меня вы развлекали,

А теперь вы посидите

Стихи снова мне прочтите!

Как хороша новогодняя елка!

Как нарядилась она, погляди!

Платье на елке зеленого шелка,

Яркие бусы на ней, конфетти!

Здравствуй, елка, как мы рады,

Что ты снова к нам пришла,

И в зелененьких иголках

Свежесть леса принесла!

На ветвях твоих игрушки,

И фонарики горят,

Бусы разные горят!

Ты свежесть лесную рассветную,

Внесла в нашу комнату светлую,

Расправила иглы смолистые,

Зажгись огоньками искристыми!

Возьмемся за руки, друзья,

И встанем в хоровод!

Не каждый день, а раз в году

Приходит Новый год!

Дети исполняют песню «На пороге новый год».

Елочка: Я так рада оказаться опять у вас в гостях! На праздниках я видела как замечательно вы танцуете, поёте, читаете стихи. А сегодня я хочу посмотреть, какие вы быстрые и ловкие.

Ведущий: Ну, что ребята покажем? (да) Итак, начнём!

– Кто быстрее обежит вокруг пенька – обежать вокруг пенька и стукнуть молоточком по нему.

– Кто быстрее допрыгнет до колокольчика – на двух ногах допрыгать до пенёчка, на котором колокольчик, позвонить и вернуться бегом к старту.

– Попади-ка – метание «снежков», в обруч, лежащий на полу, на расстоянии 2-2,5м.

– Снежок в ложке пронести «снежок» до конуса, обратно бегом.

Вы, ребята, молодцы!

Поиграли от души.

Очень вас прошу, друзья,

Спойте песню для меня!

Дети исполняют песню «Замела метелица».

Ах,как пели хорошо:

А теперь пришла пора

Поиграть вам детвора!

А сейчас поиграем в игру – «Лепим, лепим ком большой».

Ведущий: Молодцы ребятки, а сейчас я вам загадаю загадки о зиме. Вы внимательно слушайте и отгадывайте.

1. Что за модница стоит?

На верхушке шпиль горит,

На ветвях игрушки,

Бусы и хлопушки. (ёлка).

2. Лежало одеяло, мягкое, белое, землю грело.

Ветер подул, одеяло согнул.

Солнце припекло, одеяло потекло. (снег).

3. Все его зимой боятся-

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щеки, нос,

Ведь на улице… (мороз).

4. Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под новый год

На реке мы видим. (лед).

Ведущий: Какие же вы умные и сообразительные все загадки отгадали. Но что-то наши малыши засиделись, они очень хотят поиграть.

Сегодня снег такой хороший

Для ребяток налепили

Мы с утра снежков

Я подброшу снежки высоко,

Полетят снежки далеко, а ребятки снежки соберут.

И в корзину мою принесут.

«Игра в снежки» младшие группы.

Ведущий: Молодцы ребятки весело играли, все снежки собрали.

Звучит музыка. В зал заходит Снеговик, очень грустный, закрывает нос рукавицами.

Ведущий. Вот это да! Снеговик к нам сам пришел! Здравствуй, Снеговик!

Ведущий. Почему ты такой грустный? Наверно, тебе жаль с новогодней елочкой расставаться? Улыбнись, посмотри сколько ребят вокруг! Ты грустишь потому, что Новогодние праздники закончились? (Снеговик мотает головой)

Снеговик: У меня стряслась беда,

Посмотри – поймешь сама! (Снеговик убирает рукавицы от лица, и все видят, что у него нет носа)

Ведущий: Снеговик, где твой нос? Ты, кажется, нос потерял! (Снеговик горько вздыхает, вытирает слёзы)

Не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем, отыщем носик!

Ребята, а вы случайно не видели его, посмотрите, может у кого-нибудь в кармане носик Снеговика? А под стульчиками нет? Дети ищут.

Ведущая: Что же делать? (обходит елку, ищет нос и видит конверт) Ой! Письмо? Кому письмо? Может нам? Давайте посмотрим!Кому: Снеговику.От кого: от Бабы Яги.

«Снеговик!За то, что ты помогал искать подарки, которые я спрятала и спасать Снегурочку, я похитила твой нос!Но это еще на все: чтобы ты навсегда остался без носа, я разрезала его на три части и отправила в разные стороны.А на посылке написала: «Спрячьте подальше и никому не показывайте» Ха-ха-ха! Так что ты никогда не найдешь свою морковку! Будешь знать, как помогать Деду Морозу. Если выполнишь мои задания, то получишь свою морковку.»

1 задание. Придумай игру с ребятами.

Снеговик: О, это я быстро придумаю.

Игра со Снеговиком: «И я то же…»

(говорит и показывает):

– Я сегодня рано встал (дети: и мы, то же…

А потом чайку попил…

Телевизор я включил…

Вдруг решил я прогуляться…

В зоопарк я заглянул…

Там увидел я слонёнка…

Он похож на поросёнка…

Снеговик: Это кто у нас похож на поросёнка? (рассматривает детей).Сейчас слушайте внимательно: при слове «елочки»– поднимайте руки вверх, при слове «пенечки» – присаживайтесь. Всем понятно?

2 задание. Придумай что-нибудь про ёлочку.

Снеговик: И это задание мне по плечу.

По команде «Ёлочки»– стоят, «пенёчки» – приседают.

На ёлках иголки колкие, зелёные,

А сучки смолистые, липкие, душистые,

Славная, пушистая, елка серебристая!

А пеньки с сучками, а сучки с крючками!

Елочки! Пенёчки! Елочки! Ёлочки!

Пенёчки! Ёлочки! Ёлочки! Пенёчки!

Ёлочки! Пенёчки! Ёлочки! Пенёчки!

Пенёчки! Ёлочки! Ёлочки! Елочки! Пенёчки! Ёлочки!

3 задание. Ну, будьте внимательны, задание очень сложное. Попробуйте найти пару варежке. Искать надо варежку с таким же узором.

Снеговик: Молодцы, ребята! Спасибо, что помогли мне. Попробую еще раз найти свою морковку (гаснет свет, сверкает елка, колдует во мраке, у него все получается – достает из кармана и одевает.)

Ведущий: Ёлку мы благодарим, ей «спасибо» говорим

Будем ждать мы новой встречи

В новогодний зимний вечер.

До свидания новогодняя елочка!

Сценарий развлечения «Прощание с новогодней ёлкой» Сценарий развлечения «Прощание с новогодней ёлкой» (Зал украшен, звучат новогодние позывные). Ведущая: Время бежит всё вперёд и вперёд,.

Физкультурный досуг «Поиски клада» для всех групп детского сада «Поиски клада» Цель: – сформировать привычку к здоровому образу жизни, научить детей заботиться о своём здоровье. Развивать умение применять.

Сценарий развлечения для детей всех групп детского сада, посвященное Дню защиты детей Праздник проводится на участке детского сада, который украшен воздушными шарами. Вед : Здравствуйте дорогие дети, вот и наступило долгожданное.

Сценарий летнего развлечения «Вот оно какое, наше лето!» для всех групп детского сада Праздник проводится на улице. Под музыку «Вот оно какое наше лето» дети строятся на площадке детского сада. Ведущий: — Здравствуйте, детишки.

Сценарий праздника: «День Защиты Детей» — для всех возрастных групп детского сада. Сценарий праздника: «День Защиты Детей»- для всех возрастных групп детского сада. Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Наступило долгожданное.

Сценарий праздника для детей всех возрастных групп детского сада и их родителей «День семьи, любви и верности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад № 75» Сценарий.

Сценарий развлечения «Музыка и математика — это дружба» для подготовительных групп детского сада Сценарий развлечения в подготовительной группе №2 «Музыка + математика = дружба» Интеграция образовательных областей: «Познание» (математика,.

Сценарий развлечения «Парад шляп» для старших групп детского сада Ведущий. Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте) Исэнмесез, балалар! (Исэнмесез) Здравствуйте, уважаемые взрослые! Пришли вы на праздник.

Сценарий развлечения «В гостях у бабушки Матрёны» для младших групп детского сада «В гостях у бабушки Матрёны» Действующие лица: Ведущая Бабушка Матрёна Курочка Кошка (игрушка ростовая) (Дети собираются на центральной.

«Из жизни насекомых». Сценарий весенне-летнего развлечения для старших групп детского сада «Из жизни насекомых» Ребенок: Расступись честной народ В гости лето к нам идет Будут стаи птиц кружиться, А мы будем веселиться! Все.

Прощание с Новогодней елочкой
материал по теме

Развлечение для дошкольников

«Прощание с елкой»

Подготовка: накануне (с утра) по группам детского сада разослать посылки с надписью «Спрячьте подальше и никому не показывайте». Воспитатели данных групп должны удивиться и заинтересовать детей, огласить написанное и, пойдя на праздник, взять ее с собой: «Возьмем посылку с собой и спросим, что это, откуда, может она случайно попала к нам в группу. А на празднике ждать «команды».

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости!

Что за гостья в нашем зале?

Так нарядна и стройна,

Вся в игрушках, вся в иголках,

Дети. Елка!

Сегодня мы с елкой будем прощаться

До следующего года с ней расставаться.

Очень красивый у елки наряд!

Много на елочке разных игрушек,

Шариков ярких, бумажных хлопушек!

Эй, ребята-ребятишки! Все девчонки и мальчишки!

Встанем в дружный хоровод, за руки возьмёмся!

Вместе песенку, елке улыбнёмся! («В лесу родилась елочка»)

Ведущая: Наша елка всем на диво и пышна и велика

Сядем тихо и посмотрим на нее из далека. Сели

Ведущая: Дальше слушайте загадку:
Мой помощник белоснежный
С головы до самых ног.
Он похож на шарик снежный,
В глазках – черный уголёк.
Вместо носа очень ловко
Носит сладкую морковку
И скучать он не привык,
Это белый …
Дети: Снеговик!

Читайте также:  Лучший подарок для девушки на 14 февраля День влюбленных

Ведущий Ой, ребята, тише-тише. Кто-то к нам идет, я слышу.

Интересно, кто же там? Кто спешит на елку к нам?

Звучит музыка. В зал заходит Снеговик, очень грустный, закрывает нос рукавицами.
Ведущая. Вот это да! Снеговик к нам сам пришел! Здравствуй, Снеговик!

Снеговик: Здравствуйте.

Ведущая. Почему ты такой грустный? Наверно, тебе жаль с новогодней елочкой расставаться? Улыбнись, посмотри сколько ребят вокруг! Ты грустишь потому, что Новогодние праздники закончились? (Снеговик мотает головой)

Снеговик: У меня стряслась беда,
Посмотри – поймешь сама! (Снеговик убирает рукавицы от лица, и все видят, что у него нет носа)
Ведущая: Снеговик, Где твой нос? ты, кажется, нос потерял! (Снеговик горько вздыхает, вытирает слёзы)
Не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем, отыщем носик!
Ребята, а вы случайно не видели его, посмотрите, может у кого-нибудь в кармане носик Снеговика? А под стульчиками нет? Дети ищут.

Ведущая: Что же делать? (обходит елку, ищет нос и видит конверт) Ой! Письмо!? Кому письмо? Может нам? Давайте посмотрим! Кому: Снеговику. От кого: от Бабы Яги.

За то, что ты помогал искать подарки, которые я спрятала и спасать Снегурочку, я похитила твой нос! Но это еще на все: чтобы ты навсегда остался без носа, я разрезала его на три части и отправила в разные стороны. А на посылке написала: «Спрячьте подальше и никому не показывайте» Ха-ха-ха! Так что ты никогда не найдешь свою морковку! Будешь знать, как помогать Деду Морозу»

Снеговик: Баба Яга разрезала мою морковку! Испортила мой носик! Сделала посылки и отправила их в разные стороны! О! Горе мне!

Ребенок из старшей группы: Нам сегодня пришла какая-то посылка. На ней написано «Спрячьте подальше и никому не показывайте»

Ребенок из … группы: И нам тоже пришла посылка.

Ребенок из .. группы: И нам тоже пришла посылка.

Снеговик: Вот здорово! Как раз три посылки! Именно на столько частей вредная Баба Яга разрезала мой носик. (Столик приготовить заранее для «фокуса» Переложить три части морковки в сундучок *нормальный нос Снеговика спрятан в шарф* .

Снеговик колдует – с первого раза не получается.

Снеговик: Ничего не получается! Почему же не получается?

Берет в руки сундучок, а там снизу инструкция «Волшебный сундучок заработает только тогда, когда будут исполнены 3 желания //по любому номеру от группы// )

Снеговик: Только нужно выполнить 3 задания.

Каждая группа на праздник пришла

Каждая группа что-то принесла

Снеговик: Молодцы, ребята! Спасибо, что помогли мне. Попробую еще раз.

( гаснет свет, сверкает елка, колдует во мраке, у него все получается. – достает из шарфа и одевает.)

Снеговик. Вот теперь я настоящий Снеговик! Даже настроение у меня улучшилось! Захотелось поиграть с вами.

Игра со Снеговиком : «И я то же… »

( говорит и показывает) :

– Я сегодня рано встал (дети: и мы, то же…

А потом чайку попил…

Телевизор я включил…

Вдруг решил я прогуляться…

В зоопарк я заглянул…

Там увидел я слонёнка…

Он похож на поросёнка…

Снеговик: Это кто у нас похож на поросёнка? (рассматривает детей)Сейчас слушайте внимательно: при слове «елочки»- поднимайте руки вверх, при слове «пенечки» – присаживайтесь. Всем понятно?

Игра «Елочки-пенёчки»

По команде «Ёлочки»- стоят, «пенёчки» – приседают.

На ёлках иголки колкие, зелёные,

А сучки смолистые, липкие, душистые,

Славная, пушистая, елка серебристая!

А пеньки с сучками, а сучки с крючками!

Елочки! Пенёчки! Елочки! Ёлочки!

Пенёчки! Ёлочки! Ёлочки! Пенёчки!

Ёлочки! Пенёчки! Ёлочки! Пенёчки!

Пенёчки! Ёлочки! Ёлочки! Елочки! Пенёчки! Ёлочки!

Ведущий: Сколько ребят у нас: весёлых, нарядных, радостных! Сейчас мы с вами решим: какие вы! Я буду говорить, какие вы, а вы решайте соглашаться со мной или нет. Будьте внимательны.

Вы смелые? Умные? Ленивые? Говорливые? Красивые? Крикливые? Весёлые? Милые? Послушные? Загорелые? Смешные? Чудные? Озорные? Драчливые? Счастливые? Любимые? Вежливые? Нарядные? Радостные?

Снеговик. А сейчас, а сейчас спрошу у вас.

Что на елочке растет в славный праздник Новый год?

Пуховая подушка? (Нет!)

Звонкая хлопушка? (Да!)

Горячая ватрушка? (Нет!)

Старая кадушка? (Нет!)

Белые снежинки? (Да!)

Рваные ботинки? (Нет!)

Яркие флажки? (Да!)

Шапки и платки? (Нет!)

Снеговик: У нарядной елки пела детвора!

Но прощаться с вами мне пришла пора.

До свиданья, дети, веселых вам потех!

До свиданья, взрослые!

Ведущая: До свиданья, Снеговик! Какая интересная история приключилась со Снеговиком. Оказывается, чудеса бывают не только в новогоднюю ночь. Это все из-за того, что в зале нашем главная елочка, колкая иголочка.

Самая нарядная, самая пушистая, самая смолистая.(Дети встают в хоровод)

Давайте вокруг елочки обойдем…

Подуем на нее – погасим огоньки.

К вам на праздник через год

Дед Мороз опять придет. И нарядную елочку принесет.

А сейчас пришла пора с елочкой прощаться и в группу возвращаться.

До новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий данного праздника разработан с целью создания новогоднего настроения для детей и их родителей.

Цели деятельности педагога: учить сравнивать предметы по длине; изображать елочки, используя выразительность движений; развивать творческое воображение, мелкую моторику; активи.

Сценарий праздника для детей среднего и старшего дошкольного возраста “Прощание с Новогодней Елочкой” Действующие лица: Дед Мороз и ведущий.В данном сценарии собраны в один сюжет все новогодние н.

Цель: Продолжать приобщать детей к праздничной культуре. Воспитывать желание принимать участие в праздниках. Формировать представление о нетрадиционном празднике, “Прощание с новогодней ёлкой&quo.

По дорожке веселоНаши ножки шлиИ к нарядной елочкеВ гости мы пришлиПрипев:Ой-ой-ой , ай- ай-айЕлочка большаяОй-ой-ой, ай-ай-айКрасота, какая.

Сценарий развлечения«Прощание с новогодней елочкой&raquo.

Сценарий спортивного праздника «Прощание с Новогодней елочкой&raquo.

Расшифровка Окуджава. «Прощание с новогодней ёлкой»

Содержание седьмой лекции из курса «Русская литература XX века. Сезон 5»

Говоря о поэтике Окуджавы, мы слишком часто повторяем банальности о его фольклорности — то, что он все время подчеркивал сам, — об его открытости и простоте, напевности. Но Окуджава — поэт чрезвычайно сложный. В этом и есть главная проблема, что его такие замкнутые, такие крепкие конструкции рамочные, в которые мы так легко помещаем себя, состоят из множества чужих цитат, темных обстоятельств, на которые он намекает, обстоятельств его биографии, которая нам неизвестна.

Окуджава очень скрытен. И может быть, понимание большинства его сти­хо­тво­рений потому так затруднено, что песня рассчитана на мгновенное вос­прия­тие и, выслушав песню, мы создаем какой-то собственный, личный об­раз ее смысла. А вчитываться в песню некогда — в нее и не­когда. Поэтому, я думаю, пора анализировать некоторые самые таинствен­ные про­из­ведения Окуджавы пришла только сейчас. Возьмем для примера такую оче­вид­ную, казалось бы, такую простую вещь, как «Прощание с новогодней елкой». Это еще и самая длинная из песен Окуджавы. На самом деле короткие его вещи еще более сложны, потому что концентрация там больше.

Солженицын в одном частном разговоре сказал об Окуджаве очень точно: «Как мало слов и как широко забирает». Он действительно с помощью своих ас­социаций, достаточно эклектических, идущих из совершенно разных ис­точ­ни­ков, загребает очень широко.

«Прощание с новогодней елкой» вызывает у нас в памяти отдаленный образец. Но пока идет песня, пока мы слушаем ее, мы так ею восхищены, что совсем забываем, а откуда, собственно, нам известен этот размер и даже эти конкретные слова?

Где-то он старые струны задел —
тянется их перекличка…
Вот и январь накатил-налетел,
бешеный, как электричка.

Простите, но мы это уже слышали.

Все мы немного у жизни в гостях,
Жить — это только привычка.
Чудится мне на воздушных путях
Двух голосов перекличка.

Да ведь это ахматовские «Комаровские кроки», или «Комаровские наброски», написанные, когда Оку­джа­ва уже был знаком с Ахматовой, был у нее и даже пел ей. Вероятно, и она что-то читала ему тогда. Почему же он в «Прощании с новогодней елкой», в пер­вой строфе, вдруг цитирует Ахматову? А что нам, собственно, известно о проис­хо­жде­нии этого стихотворения? О чем оно и чему посвящено?

Происхождение его, со слов жены Окуджавы, таково. Окуджава выезжает на съемку фильма «Женя, Женечка и Катюша». На этой съемке Олег Даль кричит на свою тогдашнюю спутницу. Все подавленно молчат. Окуджава говорит: «Что же вы руки прячете?» И потом получается строфа.

И утонченные, как соловьи,
гордые, как гренадеры,
что же надежные руки свои
прячут твои кавалеры?

Однако, во-первых, здесь есть некая нестыковка по времени — съемки происхо­дили позже, чем стихотворение было написано. А во-вторых, повод для стихо­тво­ре­ния явно недостаточен. Стихотворение написано в марте 1966 года. Какое ве­ли­кое и горькое событие переживала русская литература в марте 1966 года? Это утрата Ахматовой, ее смерть 5 марта. И это последняя оборвавшаяся нитка, связывавшая русскую литературу с Серебряным веком. Здесь нам становится ясен смысл прощания с новогодней елкой, которое выглядит очень амбивалентным стихотворением.

Мы в пух и прах наряжали тебя,
мы тебе верно служили.
Громко в картонные трубы трубя,
словно на подвиг спешили.

О чем здесь речь? Здесь совершенно явная отсылка к ахматовской «Поэме без героя», к тому карнавалу, хо­ро­воду вокруг елки, который там описан, и ко всему хо­ро­воду русского Се­ре­бряного века. Что же происходит там? Происходит прощание с женщиной и про­ща­ние с эпохой. Совершенно очевидно, что речь идет об Ахматовой. Более того, у Окуджавы говорится:

Но начинается вновь суета.
Время судит.
И в суете тебя сняли с креста,
и воскресенья не будет.

Это явное указание на тему стихотворения: речь идет о смерти прекрасной женщины, женщины, чья судьба была одним огромным крестным путем. Кроме Ахматовой здесь, разумеется, никого увидеть нельзя. И еще более откровенная проговорка:

Ель моя, ель — уходящий олень,
зря ты, наверно, старалась:
женщины той осторожная тень
в хвое твоей затерялась!

Почему вдруг олень? Олень, который на новогоднюю елку никаким образом не похож и никак не угадывается в ее силуэте. Видимо, Окуджаве было из­вест­но, что в ранних стихах Ахматовой «голосом серебряным олень в зве­рин­це го­ворит о северном сиянии». И вполне могло быть ему известно, что в шуточ­ной пере­пис­ке с Пуниным Николай Пунин (1888–1953) — искусствовед, гражданский муж Анны Ахматовой. Ахматова подписывалась «Олень», а иногда и Пунин на­зы­вал ее так. Во всяком случае в русской литературной мифологии эта клич­ка была до­статочно известна.

Но даже если этот олень появился здесь случайно, по обыч­ному тайноведению поэтов, нельзя не увидеть, что скрытый сюжет сти­хо­тво­рения — это прощание с праздником русской культуры, прощание с тем духом Рождества, который был Пастернак, прощание с духом горького и печального праздника, которым отмечена судьба русского Серебряного века. Это не просто прощание с жен­ственным страдальческим образом, это отпе­вание целой эпохи, которая не повторится и не воскреснет, пото­му что Серебряный век не повто­рился в 1960-е, ему не дано было вос­крес­нуть, они недотягивали до этого уровня, и Окуджава это прекрасно понимал.

Не услож­няем ли мы поэтику Окуджавы? Вдруг это просто история о такой ново­год­ней несостоявшейся любви? Смею вас уверить, не усложняем, потому что сам Окуджава всегда старательно прячет литературный источник. Почему он это делает? Не потому, что гонится за оригинальностью, а именно потому, что в его сознании слишком тесно придвигаться к литературному источнику, слишком явно ссылаться на него — это дурной тон, это и вредит ориги­наль­но­сти текста, и выдает в авторе желание побыть рядом с героем. Он ни­ко­гда не посвящал стихи памяти великих предшественников. У него даже сти­хо­тво­рение «Счастливчик Пушкин», которое посвящено памяти Пушкина, нарочито сглажено, весь пафос сбавлен иронией. Он не мог позволить себе написать «Памяти Ахматовой», потому что для него Ахматова находилась на огромном пьедестале. И как он повторял: «Мне трудно было при ней рот открыть — я не знал, что говорить, разговаривала жена». Он потому, может быть, и произвел на Ахматову такое прекрасное впечатление, что по большей части молчал или пел, а это и есть оптимальная позиция для поэта.

Читайте также:  Платья и образ для учителя на выпускной 2020

Окуджаве свойственно скрывать источники вдохновения, потому что, напри­мер, гени­аль­ную песню о Франсуа Вийоне «Молитва Франсуа Вийона» он впо­след­ствии на­зы­вал просто «Молитва», а на все вопросы о происхождении песни отвечал: «По­ни­маете, тогда надо было ее так назвать, потому что нельзя было говорить „Мо­лит­ва“». Тем не менее, когда в Польше, где свободно можно было говорить «Мо­лит­ва», в абсолютно католической соцстране, такой оксюморон­ной, за­пи­сы­ва­ли пластинку с этой песней, название пе­ре­вели вообще как «Пес­ня о Вийоне». Почему? Потому что это песня в основе своей имеет вийонов­скую картину ми­ра, вийоновскую балладу противоречий, вийоновскую балладу поэтического состязания в Блуа «Баллада поэтического состязания в Блуа», или «Баллада противоречий» — баллада французского поэта XV века Франсуа Вийона. . «Умному дай голову, трусливому дай коня» — это пре­лом­ление, продолжение вийоновской поэтики с его вечным «я всеми признан, из­гнан отовсюду», «мне из людей всего понятней тот, что голубицу вороном зовет» и так далее.

Миф об Окуджаве простом, Окуджаве бытовом следует развеять раз и навсегда. Окуджава — один из самых глубоких литературных русских поэтов. И, вскры­вая эти подтексты, мы правильнее поймем его место на нашей поэтической линейке. В автоописании своего метода, пожалуй, Окуджава наиболее точен в стихотворении «Из окна вагона», которое позволяет увидеть основу его ассоциативного метода, где план проступает сквозь план, карнавалы Сере­бря­ного века — сквозь посиделки шестидесятников, молитва Франсуа Вийо­на — сквозь молитву нашего современника.

Стихотворение, которое называется «Из окна вагона», лучше всего показывает эту двойную экспозицию окуджавского миропонимания.

Низкорослый лесок по пути в Бузулук,
весь похожий на пыльную армию леших —
пеших, песни лихие допевших,
сбивших ноги, продрогших, по суткам не евших
и застывших, как будто в преддверье разлук.

Их седой командир, весь в коросте и рвани,
пишет письма домой на глухом барабане,
позабыв все слова, он марает листы.
Истрепались знамена, карманы пусты,
ординарец безумен, денщик безобразен…
Как пейзаж поражения однообразен!

Или это мелькнул за окном балаган,
где бушует уездных страстей ураган,
где играют безвестные комедианты,
за гроши продавая судьбу и таланты,
сами судьи и сами себе музыканты…

Их седой режиссер, обалдевший от брани,
пишет пьеску на порванном вдрызг барабане,
позабыв все слова, он марает листы,
декорации смяты, карманы пусты,
Гамлет глух, и Ромео давно безобразен…
Как сюжет нашей памяти однообразен!

Два сравнения, две метафоры, дополняющие друг друга, — низкорослый лесок, одинаково похожий на разбитую армию и на нищую странствующую труппу. Эти два сравнения дополняют друг друга, помогая высветить главный сюжет Окуджавы, сюжет о разбитой армии, сюжет о бродячем артисте, сюжет о гор­дости вопреки поражению.

Высвечиваются эти сюжеты, конечно, наложением слов, рифм, сходством. Но главное, этим откровенным признанием — как однообразен сюжет моей памяти, ничего другого там не увидишь, как ни всматривайся.

Окуджава везде, куда бы он ни смотрел, видит один и тот же сквозной мировой литературный сюжет, сюжет победы вопреки поражению, сюжет горькой насмеш­ки над собой, всегда обреченным проигрывать и всегда вынужденным дер­жаться. Об этом же рассказывает и его «Старинная солдатская песня» («Отшумели песни нашего полка…») — песня о том, что у обреченных старых солдат ничего не оста­лось, кроме личного достоинства.

Руки на затворе, голова в тоске,
А душа уже взлетела вроде.
Для чего мы пишем кровью на песке?
Наши письма не нужны природе.

Спите себе, братцы, все придет опять.
Новые родятся командиры,
новые солдаты будут получать
вечные казенные квартиры.

Спите себе, братцы, все вернется вновь,
все должно в природе повториться,
и слова, и пули, и любовь, и кровь,
времени не будет помириться.

Сюжет вечного повторения или, по Ницше, вечного возвращения — это и есть главная тема лирики Окуджавы. Куда ни оглянись, ты сталкиваешься с тем же однообразным пейзажем. Именно поэтому одно из главных средств дости­же­ния эффекта в его текстах — это привлечение широчайшего поэтического контекста, потому что для него вся мировая литература, в общем, об одном и том же. И в «Прощании с новогодней елкой», и в «Молитве Вийона», и в сти­хотворении «Из окна вагона» мы видим один и тот же прием, про­сле­жи­вание собственной судьбы в настоящем на великих образцах будущего. И выясняется, что ничего нового мы не придумаем, но и до конца не проиграем, потому что в последний бой вместе с нами вступит наше прошлое.

ПРОЩАНИЕ С НОВОГОДНЕЙ ЁЛКОЙ (Б.Окуджава)

Рейтинг работы: 404
Количество рецензий: 35
Количество сообщений: 52
Количество просмотров: 1355
© 12.01.2010 Инна Труфанова
Свидетельство о публикации: izba-2010-136298

Да, именно с Есенина начиналась поэзия и для меня, еще в школьные годы.
А вот Окуджаву по-настоящему открыла для себя уже после ВВ и после того, как начала сама писать песни..
Странно. По сей день убеждаю себя в том, что не надо ни о чём жалеть. Говорят ведь – всему свое время.
Наверное..
Спасибо, Володенька.

Инночка, может порадуешь обращением “ты”.

Ирина Фетисова (Мullerson) 08.05.2010 02:41:08
Отзыв: положительный
Инночка, это одна из моих любимых у Булата Шалвовича.
Спасибо за выразительное исполнение, так, что дух
перехватывает! С нежностью весны, Ирина

Спасибо, Ирочка!
Я эту песню тоже очень люблю.. Много личных ассоциаций..

И за картинку чудесную спасибо, обожаю цветы пастельных тонов.

Это замечательно, Кир, когда звучат сруны сердца.
Спасибо!
Обнимаю тебя,
Инна

фаина мухамадеева 01.04.2010 06:38:52
Отзыв: положительный
Женщины той очарованный лик.

ОБОЖАЮ Окуджаву.
он очень много значит в моей жизни.
Инна.
ОЧЕНЬ.
СПАСИБО за это.

Инна, ДОРОГАЯ.
у тебя ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.

Прими пожалуйста мои ПОЗДРАВЛЕНИЯ в свой день.
СЧАСТЬЯ тебе ДОРОГАЯ.
ЛЮБВИ ПРОНЗИТЕЛЬНЫХ мгновений.
ПОЛЕТА.

СПАСИБО за щедрость сердца твоего.
СПАСИБО за песни твои от которых сбивается с ритма пульс.
и хочется ЖИТЬ. и ЛЮБИТЬ. и МЕЧТАТЬ.
и ТВОРИТЬ.

БУДЬ СЧАСТЛИВА, ДОРОГАЯ.
БУДЬ ЛЮБИМА.
БУДЬ.

обнимаю
с любовью

Фаюшка, прости, прости, миленькая.. Страшно неловко перед тобой за то, что не ответила вовремя.
Спасибо тебе за отзыв и пожелания.
Ты очень светлый человек, Файчик. И пусть к тебе всегда возвращается столько же тепла и света, сколько ты отдаёшь людям. Солнца тебе в каждом дне и радости.

С любовью и благодарностью,
Инна

С благодарностью, дорогая Изабелла!

Спасатель 02.02.2010 03:40:23
Отзыв: положительный
Спасибо,Инна, я тебя боготворю,
Очаровательная Муза дарит грёзы,
Я мысленно с тобою говорю,
И радость, и сочувствие, и слёзы.
*******************************
Спасибо, Инна, щас, найду цветы, покрасивше.

Очаровал, Слава..
И словами своими, и цветами..
🙂
СПАСИБО тебе..

Геннадий Евс 22.01.2010 20:49:11
Отзыв: положительный
Привет Инночка!Замечательная песня! Прошлым летом был на Ваганьковском после концерта-презентации книги-сборника памяти Игоря Талькова, потом была встреча авторов у могилы Игоря,возложили цветы, поклонился конечно могилам Сергея Есенина Владимира Высоцкого, Андрея Миронова, но удивила могила Булата Окуджавы вместо памятника большой камень а на нем написано Булат Окуджава ни дат ничего сразу как то запомнилось.
Светлая им память.
А тебе Инночка огромное спасибо за исполнение и твой талант!
С теплом!

Здравствуй, Ген!
Спасибо тебе.

О памятнике Булату Шалвовичу.. Он, действительно, необычен.. И мне немного непонятен, честно говоря.
Точнее, не столько непонятен, сколько не принимается душой.
Если попытаться объективно..
Обычный камень – простой. Но – глыба. Как и творчество Окуджавы.
Достаточно символично.
Но – не принимается.
Как и памятник ВВ.. Тоже символично..
Но ужасно – это мне мое сердце говорит.
Ты был у меня в фотоальбоме “Ваганьково”. Зайди, по возможности.

С теплом к тебе,
Инна

Инночка, я бы к тебе везде зашел на концерты имею ввиду)
Я тебе там ответил с фото.

Гена, конечно, предложение интересное. Надо обсудить..
Напиши подробнее задачу, мой емейл: trufanovostrov@rambler.ru

Инночка, загляни на почту!)

Ой, только счас увидела. Лечу!

Я рада, что оказалась тебе полезной, мой друг ЛапИг! 🙂

Я вижу ты решила основательно разгрести кучу комментариев, а ведь наверное пол-ночи не спала – ПЕЛА !
:)))

Ир, как же ты меня чувствуешь..
Спасибо тебе..

Светлана Ромашина 15.01.2010 22:17:51
Отзыв: положительный
Инночка,ОЙ ТЫ МЕНЯ ПРОСТО ОПОИЛА КРАСОТОЙ ИСПОЛНЕНИЯ! Я ЗАВЕРЯЮ ТОЧНО-ТЫ ПОЁШЬ ЛУЧШЕ!Но СЛОВА БЕСПОДОБНЫЕ! В полном ВОСТОРГЕ иду спать! Третий час ночи,а я балдею.ИННУСИК,СПАСИБО за твоё ДУШЕВНОЕ ИСПОЛЕНИЕ и за то,что даришь минуты наслаждения.Целую! С теплом.

Спасибо, Светланка!
С КРЕЩЕНИЕМ тебя!
Обнимаю!

А картинка-то. :))
Где ж ты эти чудеса находишь. Так и не раскрыла секрета..

Юрий Слыжов 14.01.2010 09:31:06
Отзыв: положительный
хорошо, Инночка
душевность исполнения отвлекла меня от мыслей, которым не было желания давать приют.

спасибо вдвойне за то, что сейчас услышанное, ранее не приходилось слышать

Я рада, что мне удалось тебя отвлечь от мыслей бесприютных.. )

Olga O′Neil 14.01.2010 09:20:56
Отзыв: положительный
так тут и сказать нечего. слушать ток надо. Есть песни, которые сердцем исполняются и душой слушаются-это одна из таких. Целую!

Спасибо, Оленька!
Пропадаешь подолгу..

Куда же я от вас денусь-то. я без вас с Женькой не могууууу:-)))

Ваника 14.01.2010 07:49:40
Отзыв: положительный
Я не знаю, что сказать, девочка милая, я реву!
Окуджава для меня всегда был больше чем поэт или бард.
Он занимает особую нишу в моем сердце, он близкий и родной.
Это одна из любимых песен!
Самая любимая и не бывает дня, чтобы я не пропела. виноградную косточку в теплую землю зарою и лозу посажу.
Спасибо, Инночка! Обнимаю с нежностью и благодарностью и любовью!

Думаю. это оттого, что сама авторская песня – это намного больше, чем просто песня.
Она и канонов особо не признает..
Потому что у каждого барда – СВОЯ песня.
Но есть общие ценности у душ наших.. Булат Шалвович пел об этих ценностях.. Поэтому и находит отклик в каждом из нас..

Спасибо, Саша, за очарованную Вашу душу..
С праздниками Вас!

СПАСИБО!
С ПОЧТИ НАСТУПИВШИМ!
СЧАСТЬЯ!

Ирина Савельева 13.01.2010 21:59:11
Отзыв: положительный
Инна, с удовольствием прослушала эту известную песню Б.Ш.Окуджавы. Ты спела её прочувствованно и проникновенно! Мне понравилось!

СО СТАРЫМ НОВЫМ ГОДОМ!

ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ! УСПЕХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ! ТВОРИ И РАДУЙ НАС СВОИМ ИСКУССТВОМ!

Спасибо, Ирусик!
И тебя со Старым Новым Годом!
Пусть всё доброе сбывается!
Любви! Творчества!
СЧАСТЬЯ! 🙂

Галина Брискер 13.01.2010 18:12:44
Отзыв: положительный
Я и комментировать песни эти не могу, просто сижу, слушаю, думаю “какая же она молодец!”

Вот и всё. Обнимаю, Ин, тепла тебе.

И я тебя обнимаю,
и желаю тебе в Новом Году вдохновения, творчества,
радости, тепла, любви.
БУДЬ СЧАСТЛИВА! 🙂

Просто Старый Новый – спокойнее, его позитив неагрессивен.. 🙂

Спасибо за тёплый отзыв, Лёвушка. Я стараюсь.

Толь, Булат Шалвович – автор, в первую очередь.
И потом – мы ведь поём Окуджаву, ВВ, Галича .. не для сравнения.
Просто хочется продлевать жизнь их песням, хочется, чтобы их помнили..
Но я рада, что тебе нравится 🙂

Ну, насчет Окуджавы и Галича – согласен.
Но вот исполнение ВВ или Визбора мне дороже всех.
А помнить стОит! Есть за что.
Удачи
АУ

Читайте также:  Костюм ведьмы своими руками

Да,Толя. И лучше ВВ его песен никто не споет. Но что делать с молодежью? У большинства уже другое восприятие, это другое время. Значит, надо искать пути, иначе через пару-тройку поколений творчество того же Владимира Семеновича просто имеет шанс лечь на полки истории,покрываясь пылью. Еще пару лет назад я была уверена, что песни ВВ неприкасаемы. Только авторское исполнение – однозначно. НО!- вот такой момент. В тогдашней своей студии АП я пыталась привить своим 16-18летним ребятам любовь к творчеству ВВ на основе записей в его авторском исполнении под гитару, снятых с магнитофонных лент. Они были не в состоянии расслышать душой! Хотя и добросовестно старались понять и принять. Они не знали и не чувствовали того времени..
Но однажды я пригласила их на наш (у меня в соавторах была киевская поэтесса и актриса Леся тышковская) спектакль “Прерванный полет” в Дом Актера (с участием киевских бардов и актеров театра, где пелись песни и читались стихи Владимира Семеновича . ) Мои ученики были просто в шоке, а после – подошли ко мне и спросили: “А когда мы будем учить Высоцкого?” Это была победа. Потом, на занятиях, они сами попросили поставить его авторские записи. Возвращение к истокам.
Просто, считаю, для того, чтобы быть достойными продолжателями его наследия, нужно не утрачивать ценностей и не смещать акценты (как это делает, к примеру, Григорий Лепс, ставящий целью,как мне кажется, в первую очередь показать возможности голоса на выигрышном материале)
Но, кстати, “Купола” в его исполнении меня-таки затронули достаточно сильно.

Ого, какой длинный ответ 🙂
Такие люди как Высоцкий вообще стоят особняком, т.к. у него не только отличные стихи, но и очень уникальное голосовое исполнение, огромная самоотдача.
Конечно же надо и собственным примером учить. Я лишь за то, чтобы не уходить далеко за пределы оригинала.
И, лучше всего исполнять на гитаре. Мне не нравятся всякие эстрадные обработки и перепевки для дискотек.
Это не то. Вот в виде спектаклей или исполнения на концертах живьем – это другое дело. Тут можно послушать вспоминая и подпевая.
Лепс, конечно, тоже человек уникальный. Я не слышал его версии “Куполов”, надо будет поискать в инете.
С окончательно наступившим годом!
АУ

Прощание с новогодней ёлкой

​​​​​​​«В первой половине 1966 года Окуджава несколько раз побывал на съемках «Жени, Женечки и „катюши“» по их с Владимиром Мотылем совместному сценарию. Во время съемок у Олега Даля, исполнителя главной роли, дважды случались тяжелые скандальные срывы: он запивал, кричал на свою тогдашнюю спутницу, демонстративно заигрывал при ней с другими женщинами — Окуджава вступился за нее и резко спросил у остальной киногруппы: что же вы, кавалеры, руки прячете?

«В первой половине 1966 года Окуджава несколько раз побывал на съемках «Жени, Женечки и „катюши“» по их с Владимиром Мотылем совместному сценарию. Во время съемок у Олега Даля, исполнителя главной роли, дважды случались тяжелые скандальные срывы: он запивал, кричал на свою тогдашнюю спутницу, демонстративно заигрывал при ней с другими женщинами — Окуджава вступился за нее и резко спросил у остальной киногруппы: что же вы, кавалеры, руки прячете?

С этих слов — «Что же надежные руки свои прячут твои кавалеры?» — началась, по воспоминаниям Ольги Окуджава, песня «Прощание с новогодней елкой».

Булат Окуджава: Прощание с новогодней ёлкой

Эту песню Окуджава несколько раз называл «самой длинной» — по крайней мере на момент написания; так и осталось — сорок строк, пять восьмистиший. Это не помешало ей стать одной из популярнейших.

Популярна она и у исследователей — каких только смыслов не обнаруживали в этом тексте! В Интернете можно ознакомиться даже с работой, где подробно доказывается, что елка — это царская Россия, поскольку цветовые определения «синяя крона, малиновый ствол» к реальной ели относиться не могут, зато это цвета Преображенского полка.

Множественность толкований подтверждает, что вещь воспринималась как этапная — и что смысл ее шире заявленного; в литературе отслежены интертекстуальные связи «Прощания» с пастернаковским переделкинским циклом (в первую очередь это «Вальс со слезой» — «Как я люблю ее в первые дни»). «Прощание» — в самом деле вещь переломная, значившая для Окуджавы много: после нее в песенном творчестве наступила долгая пауза.

Велик соблазн истолковать «Прощание с новогодней елкой» как стихи памяти Ахматовой — помимо прямой цитаты, здесь есть и строчка «Ель моя, ель, уходящий олень». Окуджава мог не знать, что «Оленем» называл Ахматову в любовной переписке Николай Пунин и сама она так подписывалась в посланиях к нему, но знаменитой строки из ахматовского посвящения Лозинскому (1912) не знать не мог:

И снова голосом серебряным олень
В зверинце говорит о северном сиянье.

Эти стихи Цветаева — в записной книжке 1917 года — называла в числе любимых: «О творчестве Ахматовой. — „Всё о себе, всё о любви!“. Да, о себе, о любви — и еще — изумительно — о серебряном голосе оленя.» Вообще многое в «Прощании» указывает на то, что перед нами реквием: «И в суете тебя сняли с креста», «Женщины той осторожная тень в хвое твоей затерялась», «Ель моя, ель, словно Спас на крови, твой силуэт отдаленный».

Однако думается, что адресация песни шире: Окуджава, часто и охотно посвящая стихи живым, сравнительно редко откликался на чью-либо смерть. Превосходная эпитафия Борису Балтеру, стихи памяти Обуховой, Льва Гинзбурга, двоюродного брата Гиви, давних друзей Алеся Адамовича и Бориса Чичибабина — вот и всё: ничтожный процент на фоне добрых трех сотен прижизненных посвящений.

Прощание с новогодней елкой шире личного обращения — это прощание с эпохой вообще, эпохой роковой, таинственной и праздничной, как само Рождество. ».

Дмитрий Быков, «Булат Окуджава»

Прощание с новогодней ёлкой

Булат Окуджава

Синяя крона, малиновый ствол,
Звяканье шишек зелёных,
Где-то по комнатам ветер прошёл,
Там поздравляли влюблённых.
Где-то он старые струны задел,
Тянется их перекличка,
Вот и январь накатил-налетел
Бешеный, как электричка.

Мы в пух и прах наряжали тебя,
Мы тебе верно служили,
Громко в картонные трубы трубя,
Словно на подвиг спешили.
Даже поверилось где-то на миг,
Знать, в простодушьи сердечном,
Женщины той очарованный лик
Слит с твоим празднеством вечным.

В миг расставания, в час платежа,
В день увяданья недели,
Чем это стала ты нехороша?
Что они все одурели?
И утончённые, как соловьи,
Гордые, как гренадеры,
Что же надежные руки свои
Прячут твои кавалеры?

Нет бы собраться им — время унять,
Нет бы им всем — расстараться,
Но начинают колеса стучать,
Как тяжело расставаться.
Но начинается вновь суета,
Время по-своему судит,
И в суете тебя сняли с креста,
И воскресенья не будет.

Ель, моя ель, уходящий олень,
Зря ты, наверно, старалась:
Женщины той осторожная тень
В хвое твоей затерялась!
Ель, моя Ель, словно Спас-на-крови,
Твой силуэт отдалённый,
Будто бы след удивлённой любви,
Вспыхнувшей, неутолённой.

опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Прощание с новогодней ёлкой

«В первой половине 1966 года Окуджава несколько раз побывал на съемках «Жени, Женечки и „катюши“» по их с Владимиром Мотылем совместному сценарию. Во время съемок у Олега Даля, исполнителя главной роли, дважды случались тяжелые скандальные срывы: он запивал, кричал на свою тогдашнюю спутницу, демонстративно заигрывал при ней с другими женщинами — Окуджава вступился за нее и резко спросил у остальной киногруппы: что же вы, кавалеры, руки прячете? С этих слов — «Что же надежные руки свои прячут твои кавалеры?» — началась, по воспоминаниям Ольги Окуджавы, песня «Прощание с новогодней елкой».

Эту песню Окуджава несколько раз называл «самой длинной» — по крайней мере на момент написания; так и осталось — сорок строк, пять восьмистиший. Это не помешало ей стать одной из популярнейших. Популярна она и у исследователей — каких только смыслов не обнаруживали в этом тексте! В Интернете можно ознакомиться даже с работой, где подробно доказывается, что елка — это царская Россия, поскольку цветовые определения «синяя крона, малиновый ствол» к реальной ели относиться не могут, зато это цвета Преображенского полка. Множественность толкований подтверждает, что вещь воспринималась как этапная — и что смысл ее шире заявленного; в литературе отслежены интертекстуальные связи «Прощания» с пастернаковским переделкинским циклом (в первую очередь это «Вальс со слезой» — «Как я люблю ее в первые дни»). «Прощание» — в самом деле вещь переломная, значившая для Окуджавы много: после нее в песенном творчестве наступила долгая пауза.

Велик соблазн истолковать «Прощание с новогодней елкой» как стихи памяти Ахматовой — помимо прямой цитаты, здесь есть и строчка «Ель моя, ель, уходящий олень». Окуджава мог не знать, что «Оленем» называл Ахматову в любовной переписке Николай Пунин и сама она так подписывалась в посланиях к нему, но знаменитой строки из ахматовского посвящения Лозинскому (1912) не знать не мог:

И снова голосом серебряным олень
В зверинце говорит о северном сиянье.

Эти стихи Цветаева — в записной книжке 1917 года — называла в числе любимых: «О творчестве Ахматовой. — „Всё о себе, всё о любви!“. Да, о себе, о любви — и еще — изумительно — о серебряном голосе оленя.» Вообще многое в «Прощании» указывает на то, что перед нами реквием: «И в суете тебя сняли с креста», «Женщины той осторожная тень в хвое твоей затерялась», «Ель моя, ель, словно Спас на крови, твой силуэт отдаленный».

Однако думается, что адресация песни шире: Окуджава, часто и охотно посвящая стихи живым, сравнительно редко откликался на чью-либо смерть. Превосходная эпитафия Борису Балтеру, стихи памяти Обуховой, Льва Гинзбурга, двоюродного брата Гиви, давних друзей Алеся Адамовича и Бориса Чичибабина — вот и всё: ничтожный процент на фоне добрых трех сотен прижизненных посвящений. Прощание с новогодней елкой шире личного обращения — это прощание с эпохой вообще, эпохой роковой, таинственной и праздничной, как само Рождество. ».

Дмитрий Быков, «Булат Окуджава»

Прощание с новогодней ёлкой

Булат Окуджава

Синяя крона, малиновый ствол,
Звяканье шишек зелёных,
Где-то по комнатам ветер прошёл,
Там поздравляли влюблённых.
Где-то он старые струны задел,
Тянется их перекличка,
Вот и январь накатил-налетел
Бешеный, как электричка.

Мы в пух и прах наряжали тебя,
Мы тебе верно служили,
Громко в картонные трубы трубя,
Словно на подвиг спешили.
Даже поверилось где-то на миг,
Знать, в простодушьи сердечном,
Женщины той очарованный лик
Слит с твоим празднеством вечным.

В миг расставания, в час платежа,
В день увяданья недели,
Чем это стала ты нехороша?
Что они все одурели?
И утончённые, как соловьи,
Гордые, как гренадеры,
Что же надежные руки свои
Прячут твои кавалеры?

Нет бы собраться им — время унять,
Нет бы им всем — расстараться,
Но начинают колеса стучать,
Как тяжело расставаться.
Но начинается вновь суета,
Время по-своему судит,
И в суете тебя сняли с креста,
И воскресенья не будет.

Ель, моя ель, уходящий олень,
Зря ты, наверно, старалась:
Женщины той осторожная тень
В хвое твоей затерялась!
Ель, моя Ель, словно Спас-на-крови,
Твой силуэт отдалённый,
Будто бы след удивлённой любви,
Вспыхнувшей, неутолённой.

Ссылка на основную публикацию
×
×