Белорусский национальный костюм для женщин и мужчин

Белорусские национальные костюмы женские и мужские: описание, история

Белорусский национальный костюм – это комплект одежды, обуви и аксессуаров, который на протяжении многих веков использовался как в повседневном, так и в праздничном обиходе. Сегодня мы с вами узнаем, что собой представляют белорусские национальные костюмы и чем они примечательны.

Общая характеристика

Несложно догадаться, что белорусский народный костюм имеет общие корни с украинским и российским. Он формировался на основе слияния русских, украинских, польских и литовских традиций. Тем не менее белорусская национальная одежда отличается самобытностью. Она вобрала в себя некоторые черты интернационального городского костюма, что позволило ей хорошо вписаться в общеевропейский контекст.

Самобытность белорусской национальной одежды обуславливается ее композиционной завершенностью, виртуозной проработкой деталей, а также сочетанием практичности с декоративностью. Художественный образ одежды в обязательном порядке усложнялся орнаментом. Его наносили на рукава, ворот, фартук и головной убор. Одной из отличительных характеристик белорусского костюма является богатство техник оформления: вышивка, кружево, узорное ткачество и аппликация.

Так как белорусские национальные наряды всегда считались этноопределяющим признаком, они имели некоторые особенности в каждом регионе страны. На Западном Полесье одежда отличалась архаичностью и чистотой линий, на Восточном – живописностью, в Центральной части страны – гармонией и уравновешенностью, в Наддвиньи – торжественностью, в Понемонье – динамичностью силуэта и, наконец, в Поднепровье – необычайным разнообразием декора.

История белорусского национального костюма

Впервые белорусская одежда стала фигурировать в документах в XVI веке. Некоторые ее предметы и головные уборы перечислялись в Статуте Литовском 1588 года. Есть предположение, что именно одежда определила название белорусского народа. Дело в том, что до XIX века главным признаком белорусского костюма был белый цвет. Это не могли упустить из вида многие исследователи и путешественники. По словам этнографа П.В. Шейна, в Беларуси стоит сплошная белая стена в местах скопления людей.

Изначально, все материалы для изготовления одежды и обуви были натуральными. Основным сырьем для тканей служили: шерсть, конопля, крапива и лен. Последний материал и вовсе был универсальным: из него делали буквально все, начиная с грубой мешковины и заканчивая тонкими белоснежными рубахами. Для вельмож в Беларусь привозили шелковые, набивные, а также узорчатые ткани с Запада и Востока. Крестьяне обходились тканью собственного производства. Они виртуозно ткали ее самыми различными способами.

С окрашиванием также проблем не было. Краску делали из таких природных материалов, как кора и почки деревьев, цветы, корни растений, а также травы и ягоды. Примечательно, что в разных регионах способы окраски могли отличаться. Уже тогда умельцам удавалось покрасить ткань в довольно широкий спектр цветов: синий, малиновый, фиолетовый, желтый, а также различные оттенки. Привозные краски также использовали. Главным образом это были экстракты из бразильского дерева, сандала и индиго.

К началу XX века облик белоруской национальной одежды устоялся, и стали проявляться ее ярко выраженные особенности. Одной из главных характеристик стала устойчивость традиций. Вбирая в себя непрерывно возникающие веяния, белорусская одежда на протяжении огромного отрезка времени сохраняла неизменным свой крой, форму и отдельные атрибуты, корни которых лежат в далеком прошлом. Технологии производства тканей также сохранились. При этом белорусские национальные костюмы многовариантны как в образном, так и композиционном проявлении.

Мужская одежда

Как правило, мужской белорусский народный костюм состоял из рубахи, вышитой снизу и по вороту, жилета и ноговиц. Ноговицами, или портками, называли штаны. Их делали из льняного полотна (однотонного или пестрядевого), посконной или же полусуконной ткани. Теплые зимние брюки делали из так называемой суконины (темного сукна). Штанины соединялись в верхней части с помощью ромбовидной вставки. Спереди делалась прореха. Ноговицы могли быть воротниковыми (с поясом, застегивающимся на пуговицу или колодочку) или безворотниковыми (на веревочке). Снизу штанины спадали свободно или же обертывались онучами. В конце XIX века ноговицы из полотна стали нижним бельем, а им на смену пришли фабричные изделия.

Рубаха носилась поверх штанов и подпоясывалась цветным поясом. Как правило, она была белой и имела форму туники со стоячим воротничком. Рукава, воротник и подол украшались вышивкой, вязаными кружевами или же тесьмой. Карманов в рубахе не было. Мелкие вещи носили в кожаных сумочках, которые надевали через плечо или вешали на пояс. Мужские рубахи были гораздо короче женских, так как женщины не надевали портков. В теплое время года вместо рубашки носили безрукавку под названием камизэлька.

Сверху на рубаху мужчины надевали однобортный пиджак под названием бравэрка. Делался он из домотканого сукна. Спереди у пиджака было четыре кармана (два накладных и два прорезных). На спине была подрезная кокетка и хлястик. Воротник с бортами были отложными, а рукава – прямыми. Часто их отделывали снизу накладкой с пуговицей.

Верхней одеждой служили кожухи, которые шились из овчины. У зажиточных людей они обшивались дорогими тканями и украшались аппликациями или вышивками. А самые богатые люди могли себе позволить меховые шубы. Был еще один вид верхней одежды, который шился из сукна. Его называли по-разному: «кирея», «бурка», «епанча» или «чуя».

Мужские головные уборы

Самыми распространенными видами мужского головного убора были: соломенный брыль, шерстяная магерка и меховая аблавуха.

Брыль – соломенная шляпа с широкими краями. Ее ширина достигала 10 см. Высота шляпы также была порядка 10 см. Вокруг тульи в некоторых регионах обвязывали тесьму с различными узорами. Она плелась их конских волос или плотных ниток. Во второй половине девятнадцатого века появился еще один летний белорусский головной убор для мужчин – картуз из сукна с лакированным козырьком и цветным околышем.

Зимой белорусский мужчина носил шапку-ушанку, которая шилась из заячьего, лисьего меха или овчины и покрывалась сверху темным сукном. Снизу к шапке пришивались четыре «уха». Переднее и заднее связывались на макушке, а боковые защищали от холода уши и подвязывались под подбородком. Также зимой носили магерку – шапку, сделанную из серой или коричневой валяной шерсти.

Мужская обувь

Белорусский национальный костюм, описание которого мы сегодня рассматриваем, был бы не таким самобытным без обуви. Археологические находки свидетельствуют о том, что сапожное ремесло на территории Беларуси начало развиваться в XI веке. Изначально наиболее распространенной обувью были лапти, которые плели из лыка, пеньки или лозовой коры. Для придания подошве прочности ее дополнительно подплетали теми же материалами или обшивали кожей. Простейшие лапти назывались щербаками. Они были легкими, неглубокими, не имели головок и запяток. На территории Полесья были распространены так называемые «зрячие лапти», у которых был открытый верх. Они надевались на онучи и крепились к ноге лыковыми, пеньковыми или ременными оборами.

Первой кожаной обувью были постолы. Они сшивались из куска сыромятной кожи и по форме напоминали лапти. Верхняя часть постолов стягивалась бечевкой, лыком или ремешком. В северо-западной части Беларуси изредка носили деревянную обувь. Зимой носили валенки, которые подшивались войлоком или кожей.

В двадцатом веке в обиход вошли парусиновые туфли и бурки. Богатые крестьяне могли себе позволить и кожаную обувь. Если человек выходил на улицу без головного убора и пояса, он мог стать посмешищем. А ходить по деревне босиком считалось вполне нормальным.

Женская одежда

Женский костюм был более разнообразным. В нем наблюдалась выраженная национальная специфика. Выделялось четыре женских комплекта:

  1. Юбка и фартук.
  2. Юбка, фартук и гарсет (безрукавка).
  3. Юбка и лиф-корсет.
  4. Понева, фартук и гарсет.

Первые два варианта были распространены по всей территории страны, последние два – на восточных и северо-восточных краях.

Женские рубахи были представлены в трех видах: туникообразная, с кокеткой и с плечевыми вставками. Вышивке на рукавах уделяли особое внимание. Поверх рубахи женщины надевали поневу – три больших куска сукна, сшитых между собой. Они стягивались под животом или на талии. Понева бывала как распашная, так и закрытая. Цвет ее мог быть абсолютно разным. Часто ее украшали орнаментом.

Кроме поневы, в качестве поясной одежды использовали различные юбки и фартуки. Юбки украшались продольными и/или поперечными полосами. А фартуки – кружевами, вышитыми узорами и складками. Безрукавка, которую называли гарсетом, украшалась кружевами, вышивкой и аппликацией. Гарсет представлял собой ситцевую или бархатную рубаху, которая застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровку. Он входил в праздничный белорусский костюм.

Женский зимний образ дополнялся шерстяными свитками, а также кожухами белого или красного цвета. Наиболее популярной зимней одеждой был кожух из овчины. В Белоруссии он был с прямыми спинкой и полами, а также большим отложным воротом. Рукава и нижняя часть дополнительно обшивались шерстью снаружи.

Женский головной убор

Головной убор дополнял национальный белорусский костюм. Женский головной убор нес не только практическое, но и социальное и даже обрядовое значение. По его виду можно было определить возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Головные уборы фигурировали в обрядах и ритуалах. Например, на свадьбе девичий головной убор невесты меняли на женский. Между девичьим и женским головными уборами были существенные отличия. Девушки носили всяческие венки и ленты, а женщины прятали свои волосы под чепцом, надевая намитку или платок. Свадебную намитку женщина хранила на протяжении всей жизни и уходила в ней в мир мертвых.

Богатые женщины носили намитки из дорогих полотен и роскошно украшали их. А более бедные использовали дешевые материалы. Но вне зависимости от цены разнообразность орнамента сохранялась. Женщины также надевали на голову платки, чепцовые и рогатистые головные уборы.

Женская обувь

По большому счету женская обувь мало отличалась от мужской. Крестьянские женщины носили, как правило, лапти и постолы. Башмаки (черевики) и сапоги надевались в знаменательные дни или в обычные в богатых семьях. Обувь делали специальные мастера или талантливые мужья.

Городская одежда

Крестьянская мода была очень консервативной и повторялась из поколения в поколение, что позволило сохранить на протяжении столетий этнические традиции белорусов. Повседневная одежда городских жителей отличалась большим разнообразием фасонов и материалов. Основное количество горожан носило шерстяную или льняную одежду, однако привозной материал также часто использовался. Зимой все надевали наплечные накидки (вилайны), полушубки или шубы. Шубы и полушубки делали из меха козы, овцы или медведя. Богатые горожане позволяли себе использование в одежде таких материалов, как шелк, парча, мех лисицы, бобра и волка.

Городская обувь

Уже в XVIII веке в городах носили кожаную обувь, которая очень напоминает современную. В теплое время года надевали туфли, которые часто были вышитыми и ажурными, а в холодное – полуботинки или сапоги.

Оформление

Обычно белорусские национальные костюмы выполнялись в светлых тонах. Они украшались чаще всего красным орнаментом, который придавал образу завершенность. Изначально в орнаменте преобладали геометрические узоры, а позже стали применятся также растительные или сочетание обоих видов.

Орнамент всегда присутствовал на рукавах, воротах, фартуках и головных уборах. Изготавливая костюм, мастера использовали вышивку, кружево и аппликацию. Ткачество было таких видов: выборное, бранное, закладное, перевыборное, ремизное, узорное и переборное. Вот таким был белорусский национальный костюм. Детский вариант одежды, кстати говоря, практически не отличался от взрослого.

Заключение

Сегодня мы с вами узнали, что собой представляют белорусские национальные костюмы. Такие наряды имеют схожие черты с одеждой других славянских народов, а также особенности, которые делают их самобытными и неповторимыми. Повседневная одежда крестьян является наиболее консервативной, поэтому именно в ней можно рассмотреть вековые традиции белорусов.

Читайте также:  Anna Sui – история бренда и биография дизайнера

Белорусский национальный костюм (фото)

Традиционным национальным костюмом принято называть устоявшийся комплект определённых элементов гардероба, обуви и разнообразных украшений. Такой наряд составлялся на протяжении нескольких веков и находился в прямой зависимости от специфики климатических условий и народных обычаев.

История белорусского костюма

Первоначальные упоминания о традиционной одежде белорусов встречаются в Статуте Великого княжества Литовского 1588 года. Сведения об одежде и её изображения можно увидеть и в путеводных записях побывавших в княжестве путешественников.

Традиции народа со временем претерпевали изменения, наряду с этим преображался и облик национального белорусского наряда.

К концу XIX — началу XX столетий в этой одежде явственно начали прослеживаться этнические особенности. В используемых для украшения узорных композициях встречались элементы древнего язычества, а также было заметно влияние городской культуры.

Традиционными чертами этого костюма считаются старинный многовидовой орнамент и полосатый декор. В различных регионах страны национальные костюмы имели определённые отличия. Всего насчитывалось около 22 разновидностей.

Особенности

Несмотря на то, что национальный белорусский наряд имеет много схожих черт с русским и украинским традиционными костюмами, он тем не менее выделяется своей самобытностью и считается явлением самостоятельным. Одной из характерных его особенностей считается рациональное совмещение практичности и декоративности.

Национальный наряд белорусов шили из тканей, сделанных на основе местных материалов органического происхождения.

Главными оттенками, используемыми в одежде такого рода, были белый, красный, синий и зелёный. Белый цвет при этом был доминирующим. Характерной отличительной чертой белорусского национального наряда была богатая вышивка изначально с преобладанием геометрических элементов, а некоторое время спустя — растительных.

Справка! Элементы орнаментального узора на различных деталях одежды в совокупности составляли завершённую композицию.

При создании подобного костюма кроме непосредственно ткачества применялось также плетение, обработка кожи и иные разновидности декоративно-прикладного искусства.

Виды костюмов

Мужской

Мужской вариант национального наряда белорусов складывался из надеваемой навыпуск рубахи изо льна, штанов (ноговиц), пояса, жилетки из сукна (камизельки) и головного убора. Рубаха имела отложной воротник и разрез на груди, ворот и нижняя часть украшались вышивкой. Подпоясывались мужчины обычно ярким поясом.

Брюки могли быть без пояса (иногда они были стянуты на верёвочке). Встречались также и модели с поясом, застёгивающиеся на пуговицу.

Женский

Сорочки (кашули) для женщин шили изо льна. Они были длинными и всегда имели вышитые узоры. Юбки (спадницы), которые надевали поверх сорочек, шили из разных тканей.

Летние варианты («летники») были льняными, домотканые зимние («андараки») делали из сукна, а отдельные изделия для взрослых женщин (уже успевших выйти замуж и только обручившихся) — из понёва. На юбку надевали вышитый фартук, гармонировавший по цвету и узору с сорочкой. Поверх сорочки надевалась короткая жилетка (гарсет).

Справка! Юбка-понёва изготавливалась из трёх отрезов материала, собираемых вверху на шнурок и стягиваемых в области талии. Существовал закрытый и распашной вариант подобного вида одежды. В закрытом все отрезы ткани сшивались между собой, а если впереди и сбоку оставались открытые куски — это была распашная понёва. Практически во всех случаях понёву украшали красивым орнаментом.

Немаловажной деталью подобного костюма также был пояс. Встречались тканевые, вязаные и плетёные варианты этого изделия, с бахромой, кисточками и помпонами. Пояс всегда был украшен цветным орнаментом. Для этого чаще всего использовали сочетание зелёного, белого и красного цветов.

Верхняя одежда для женщин по крою практически не имела различий с мужской, но при этом отличалась более богатой вышивкой и аппликацией.

Справка! Как в женских моделях национальной одежды, так и в мужских, не было карманов. Вместо них обходились сумочкой из кожи, которую крепили к поясу либо перебрасывали через плечо.

Детский

Подобные наряды для мальчиков и девочек почти не имели различий с костюмами взрослых людей. Дети в возрасте до 6-7 лет, независимо от их пола, носили обыкновенную полотняную сорочку, которая доходила до пяток и стягивалась на талии поясом.

Мальчики в 7-8 лет надевали свои первые штаны, а девочки в том же возрасте начинали надевать первые юбки. Другими составляющими костюм дополнялся по мере того, как ребёнок взрослел.

Девочки обязаны были самостоятельно сшить и вышить свой первый фартук.

Головные уборы

В качестве головного убора летом мужчины использовали брыль (соломенный головной убор с объёмными полями), а зимой — сделанную из меха шапку (аблавуху). Для изготовления головных уборов ещё применялась домашняя овчина серого, коричневого либо чёрного цвета.

В второй половине XIX столетия широкое распространение приобрёл картуз (летний вариант шапочки с жёстким лакированным козырьком).

В качестве обуви на каждый день летом мужчинами использовались лапти (лыковые, пеньковые или из лозы), весной и осенью — постолы (сандалии из сырой кожи), а зимой — валенки, подшитые кожей, либо войлочной тканью.

Обувь и аксессуары

Женщины в качестве обуви летом носили лапти, зимой — валенки. В праздничные дни на смену подобной обуви приходили чаравики (башмачки из кожи) либо сапожки. На голову во всех случаях надевался головной убор, по которому легко было узнать семейное положение его обладательницы.

До замужества девушки использовали для этой цели венки и узкие повязки-рушники. Замужние дамы заменяли эти головные уборы свадебной намиткой. В качестве украшений обычно использовали ленты, стеклянные бусы, заушницы, а также иные варианты.

Выбор тканей

Для изготовления традиционного наряда белорусов применялись исключительно материалы натурального происхождения. Базовой тканью, наиболее часто применяемой для этой цели, был лён.

Изначально при изготовлении подобной одежды также использовалась шерсть и ткань из конопляных волокон. Верхнюю одежду делали главным образом из овчины и плотной суконной ткани.

Современные образы

Современные белорусские свадебные костюмы

Элементы национального белорусского наряда можно с успехом применять для создания стильных современных образов Беларуси (ранее Белоруссия).

Вот несколько удачных примеров (фото):

  • Для создания образа в стиле этно-кэжуал может быть использована сорочка, декорированная яркой национальной вышивкой, которая будет гармонично смотреться с юбкой либо джинсами.
  • Украшенное богатой традиционной вышивкой в белорусском стиле платье позволит любой представительнице прекрасного пола быть в центре внимания.
  • Белая футболка, декорированная национальным орнаментом, одинаково хорошо подойдёт как девушке, так и молодому человеку.
  • Одежда для детей, украшенная яркими традиционными узорами, выглядит самобытно и притягательно.

Национальный костюм считается воплощением понятия об идеальном образе представителя определённой нации. На протяжении долгого пути исторического развития традиционному белорусскому наряду удалось сохранить характерные для всех славян особенности технологий изготовления и используемых тканей, а также кроя, способов украшения и вариантов ношения.

Особенности национального Белорусского костюма

Большинство элементов национального белорусского костюма символичны. На TUT.BY и на Славянской Культуре обсуждаем особенности национального белорусского костюма. Как на протяжении веков этот самый костюм развивался? Какие элементы одежды белорусов приходили и уходили со временем? Можно ли было назвать наших предков модными и стильными? В чем особенность орнамента на одежде, а в чем заключается символика цветов? Каким образом одежда оберегала наших предков от злых духов?

Об этом и не только в прямом эфире TUT.BY рассказала Мария Винникова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси.
На протяжении какого времени складывались национальные особенности белорусского костюма и в чем они заключались?

Женщины из д. Баранцы Жабинковского р-на в традиционных костюмах. Экспедиция 1998 года. Фото М. Винниковой.

Особенности костюма складывались на протяжении очень длительного времени. В нашем музее есть рисованные реконструкции женского костюма XII века. Там можно рассмотреть все компоненты, характерные для традиционного белорусского костюма конца ХIX – начала XX века. Прежде всего, это льняная сорочка. Следующий компонент – юбка или, как ее еще называли, спадница – летняя, льняная юбка или андарак – зимняя, шерстяная юбка. Необходимым компонентом женского костюма был фартук. С подросткового возраста девочки в обязательном порядке должны были его носить, поскольку фартук являлся дополнительным оберегом женского лона.

Фартук выполнял не только защитную функцию в повседневной жизни женщин. Он был обязателен и в праздничном костюме. Это такая часть одежды, которую девочки, впервые начиная ткать или вышивать, делали сами. По тому, как был соткан или вышит фартук, можно было судить о художественных способностях и мастерстве девочки – будущей невесты, жены, хозяйки.
Как только девочка надевала собственноручно изготовленный фартук, она уже считалась девушкой. Ее могли приглашать в компании более взрослой молодежи.

Каким образом был восстановлен внешний вид костюма XII века?

Женщины из д. Баранцы Жабинковского р-на в традиционных костюмах. Экспедиция 1998 года. Фото М. Винниковой.

Он был восстановлен благодаря находкам археологов. Естественно, с XII века тканей сохранилось очень мало – археологи находят лишь их фрагменты или отпечатки на различных предметах. Но по расположению украшений, застежек, фрагментов пояса можно определить, что же было надето на человеке, и как этот костюм был украшен.

Насколько была практичной такая одежда в XII веке? Были ли, например, карманы?

Карманов не было. Но был своего рода подвесной карман, который крепился к поясу. Пояс был необходимым компонентом одежды того времени. В мужском костюме он сохранялся как обязательный элемент вплоть до середины ХХ века. В традиционной культуре белорусов пояс наделялся магическими защитными свойствами. Кроме этого он выполнял знаковую, эстетическую и этическую функции. Без пояса было просто грешно выйти даже за порог дома. Мужчина мог выйти из дома босым, без головного убора, но без пояса – никогда. Имел этот элемент и практическое назначение. Во-первых, он придерживал одежду, на которой не было застежек, или широкую рубаху. Во-вторых, к поясу подвязывались или за него затыкались необходимые в быту предметы – нож, табакерка с табаком, огниво. Если мужчина выходил в лес рубить дрова, то он затыкал за пояс топор. Женщина подвешивала на пояс ключи от сундука, «цурку» – приспособление для вязания снопов и др.

Если говорить о тканях, то основным и традиционным материалом был лен. Ко льну в Беларуси было особое отношение.
Лен, в любом его виде, будь то растение, волокно, нить или полотно, люди называли божьей свечой. Причем поначалу я думала, что такое отношение ко льну – некая местная особенность. Но в своих экспедициях я стала наблюдать, что практически по всей территории Беларуси лен называли именно божьей свечой.

Почему?

Вы, наверное, знаете выражение – «родиться в сорочке», которое означает, что человек с самых первых моментов своей жизни находится под опекой божьих сил. Видимо, белое льняное полотно ассоциировалось у людей с божьим светом и благодатью. А так как льняные вещи сопровождали человека с самого рождения и до смерти, то лен выполнял еще и функцию оберега. Но сорочка оберегала не все тело человека. И там где она заканчивалась, надо было также сделать преграду. Не только от холода или жары, но и от различной нечисти, которая могла проникнуть в душу человека. И именно в тех местах мы видим пояс и орнамент.

Возвращаясь к костюму XII века — думали ли люди того времени о моде?

Конечно, женщины думали о красоте и эстетике. Поэтому костюм традиционно украшался вышитым или тканым орнаментом. В каждой местности были свои особенности в орнаментации, которые мы называем региональными и локальными особенностями традиционного костюма и белорусского текстиля. Но проследить истоки орнаментики невозможно. Мы лишь можем сказать, что наш геометрический орнамент зародился еще во времена неолита или даже раньше, потому что именно такой орнамент мы можем увидеть на керамической посуде тех времен. На тканях этот орнамент появился позже. Сам костюм постепенно менялся. На этот процесс оказывали влияние как торговые и культурные связи с другими народами, так и развитие собственной экономики. А на протяжении двадцатого столетия уже можно проследить влияние моды на традиционный белорусский костюм. Три года назад мы проводили выставку, которая так и называлась «Вясковыя “моды” дваццатага стагоддзя».

Читайте также:  Цвет марсала в одежде и макияже – фото лучших образов

Повторюсь, все это говорит лишь о том, что костюм постепенно менялся. Он расцвечивался, в него начали включать элементы растительного орнамента. Но это нельзя назвать модой. Скорее, это были новые веяния, которые не могли пройти мимо наших деревень. Это было влияние города, городской культуры, которая популяризировалась и насаждалась в конце XIX — начале ХХ века. Примером этого может служить парфюмерная фирма «Брокар и компания». На рекламных листовках ее продукции, обертках для мыла или иного парфюма печатались образцы-узорники для вышивки крестом. В то же время в свободной продаже появляется перкаль – белая хлопчатобумажная ткань, которая была доступна по цене и которую с удовольствием приобретали и сельские жители. Из перкаля шили сорочки, фартуки, которые надо украсить. Нельзя же надеть просто белую сорочку – не традиционно и не красиво. И в обиход входит вышивка крестиком. Сначала вышитый орнамент был в красно-черном колорите, а растительные мотивы очень стилизованы. Затем постепенно вышивка расцвечивается, мотивы приобретают более натуральные формы.
А в середине ХХ столетия происходит всплеск полихромной вышивки гладью.

В наши дни в некоторых деревнях можно увидеть, что женщины по-прежнему много вышивают. И хотя в вышивке используются не традиционные геометрические, а стилизованные растительные мотивы, традиционное расположение их на предметах сохраняется.

Вернемся немного назад. Были ли в костюме элементы, которые со временем ушли?

Конечно. Ушел традиционный головной убор – наметка. Это очень древний головной убор, рушникового типа – длинный кусок полотна, шириной от 27-28 до 60-ти сантиметров и длиной от 2,5 до 4,5 метров. Наметки ткали из самых тонких и качественных льняных ниток. Иногда наметочное полотно было тонким до прозрачности, как марля. Такое полотно крахмалили. Существовало множество способов завивания наметок, которые определялись местными традициями. Наметка являлась атрибутом замужней женщины. Когда женщина выходила замуж, из девичьей косы ей делали женскую прическу – волосы расчесывали и навивали на обруч, сделанный из пасма льна и обшитый полотном. Сверху на эту прическу надевали чепец, который плотно стягивался шнурком по низу и фиксировал тем самым прическу. И только потом на чепец навивали наметку. А в некоторых местах кроме наметки, на чепец или под него, надевали специальный каркас для придания головному убору определенной формы. На Туровщине и в Давид-Городке были удивительные головные уборы, в состав которых входил каркас с высоким рогоподобным гребнем спереди. Этот каркас покрывался чепцом с полихромной вышивкой, а поверх него очень красиво завивали прозрачную наметку-серпанку. В Беларуси эти головные уборы не сохранились. Я нашла их в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера). Они были переданы туда в конце XIX века. Некоторые из них хранятся в завитом состоянии, что дало возможность полностью реконструировать этот головной убор и воссоздать очень характерный локальный вариант белорусского народного костюма, который у нас был практически утрачен.

Если голову можно было банально платком укрыть от солнца или холода, то зачем было делать все это – надевать каркас, наматывать на него огромное полотно, и завязывать его самыми различными способами?

Способ завивания наметки. д. Пинковичи Пинского р-на Брестской обл. Реконструкция М. Винниковой по материалам РЭМ (г. Санкт-Петербург) и фото Д. Георгиевского.

Это было традицией. Головной убор с наметкой был характерен не только для белорусов, но и для русских, поляков, болгар, литовцев. И везде имел свои особенности. Он был своего рода маркером – по способу завивания наметки, по характеристике самого полотна – насколько оно тонкое или грубоватое, насколько выбелено или не выбелено, по орнаменту на нем – можно было понять, откуда родом была та или иная женщина. Как в наше время – визитка или паспорт. Поэтому многое и ушло от нас навсегда, так как наши полесские старушки хранили как сам головной убор, так и все остальное одеяние, — на смерть. «Смеротный узел» у них состоял из наметки и традиционного костюма.

Были ли нашим белорусским женщинам тех времен свойственны аксессуары?

В женском костюме украшением служили бусы – патерки, различные ленты. Были и перстни, и сережки – заушницы, и медальоны. В мужском костюме украшением являлось то, что подвешивалось к поясу – сумочки для хранения денег, табакерки. Иногда такую сумочку – калиту – носили на ремешке, перекинутом через плечо.

Можно ли побольше узнать об обереге, как элементе национального костюма?

Как я уже говорила – льняная сорочка сама по себе уже являлась оберегом. Также оберегом был и орнамент, которым украшалась одежда.
Важным оберегом считался рукотворный тканый или сплетенный пояс.
Наши предки прекрасно знали о существовании энергетической связи и очень четко использовали эту связь как в своей костюме, так и в самой жизни.

Как правильно называется ваш музей, где он находится и что из себя представляет?

Музей древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларуси. Находимся мы по адресу: Минск, улица Сурганова, дом 1, корпус 2. Сейчас наш музей находится в состоянии ремонта – ремонтируются фонды, и ждет обновления экспозиция. Поэтому на данный момент экскурсии мы не принимаем.

У вас очень ценные фонды. Тем более у вас же там шикарная коллекция иконописи. Не зря же к вам в свое время патриарх Алексий приезжал. У вас даже есть дарственная надпись в книге?

В том числе у вас очень большая коллекция не только костюмов, но и предметов из различных регионов?

Кроме иконописи и костюмов в нашей экспозиции представлены археологические коллекции, предметы этнографии, изделия различных гончарных центров, художественные ткани, резьба по дереву, скульптура.

Вернемся к костюму… Сильно ли отличался повседневный костюм от праздничного?

Конечно. Не выйдет же женщина в тонкой до прозрачности серпанке доить корову? Ей будет просто неудобно.
Повседневный костюм отличался от праздничного не только тем, что он был меньше орнаментирован, но также составом и способом ношения различных его компонентов. Праздничный костюм всеми своими элементами и деталями предполагал собой праздничное настроение. Тот же головной убор с наметкой – в нем чувствуешь себя совершенно иным образом. Я проверила это на наших современницах. Когда на женщину надеваешь традиционный праздничный костюм и начинаешь завивать наметку, она прямо на глазах меняется – преображается. Меняется и ее поведение. Возможно, это связано с какими-то внутренними ощущениями, которые дает традиционный костюм.

Бываете ли вы в экспедициях? Где сегодня, кроме музея, можно и возможно ли увидеть настоящий белорусский костюм? Остались ли какие-то белые пятна в исследовании белорусского костюма?

Любовь Никандровна Шлома, жительница д. Пинковичи, участница фольклорного ансамбля «Крыницы», примеряет наметку перед выступлением. 2010 год. Фото М. Винниковой.

Начнем с белых пятен. Их достаточно много. Традиционный костюм – это не простой набор предметов одежды. В нем все подчинено друг другу и взаимосвязано. Не зря же сам костюм называется «строй». И здесь недостаточно взять предметы одежды с одного места, чтобы они стилистически подходили один другому. Здесь также важно знать – как они носились. И самый трудный вопрос будет опять-таки связан с наметкой. В свое время не были зафиксированы способы ее завивания. А сегодня нам приходится по крохам собирать нужный материал и восстанавливать подлинный образ головных уборов с наметкой.

Если говорить об экспедициях, то они бывают, но все реже и реже. В моей практике в 1991 году у нас была целая серия экспедиций по Полесью. Тогда и начались поиски информации о традиционных способах завивания наметок. Мы расспрашивали пожилых женщин, которые еще помнили эти способы. Даже если они сами уже и не носили эти уборы, то возможно, в детстве видели, как их завивали их бабушки. Ведь детская память очень цепкая. Она очень многое фиксирует, причем надолго.

Кроме того, на Полесье долго существовал обряд завивания наметок на свадьбах. Несмотря на то что традиционный костюм уже не носили, обряд завивания молодой на свадьбе в некоторых местах существовал до 1950-х годов. И те женщины, которые проводили этот обряд, многое могли припомнить.

В дополнение ко всему этому мы пользуемся различными архивными материалами. Я часто бываю в Российском этнографическом музее, где хранятся уже более ста лет «завязанные» наметки. Как сняли их женщины со своих голов, так они и пролежали уже более века на полочках в фондах музея. Сотрудники стараются их поменьше трогать, потому что, если нечаянно разовьешь, то, не зная способа завивания, восстановить головной убор будет трудно. Но мне они разрешили, не развивая, внимательно изучить некоторые варианты убора. В результате был сделан ряд реконструкций. А в книге “Традыцыйная мастацкая культура беларусаў: Брэсцкае Палессе”(Мінск: Вышэйшая школа, 2009) есть написанный мной раздел по костюму Западного Полесья, в котором как раз и даны некоторые реконструированные мною способы завивания наметок — своего рода практические советы, вплоть до графического изображения способов завивания.

Недавно меня пригласили в деревню Пинковичи Пинского р-на, чтобы научить завивать наметки женщин из местного фольклорного ансамбля «Крыницы». Способ завивания я реконструировала по материалам Российского этнографического музея и по фотографиям, сделанным в этой деревне Д. Георгиевским в 1937 году. Я совместила эту поездку с экспедицией и побывала не только в Пинковичах, но и в других деревнях, где также нашла много интересного.

Охотно ли женщины шли на контакт?

Когда они видят искреннюю заинтересованность и что это не праздный интерес, то они очень охотно идут на контакт.

Получается, что открытие белорусского костюма для вас еще не закончено?

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма

Наряд моих кукол Белоруссок состоит из следующих элементов:

кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой,

спадница – клетчатая юбка из шерсти красного тона,

фартук, украшенный полосами из тесьмы геометрического узора,

гарсет – жилет, также украшенный геометрической вышивкой и тесьмой,

– на голове у куклы – девичья повязка, украшенная тесьмой, бантами и белой ажурной лентой сзади.

Мои куклы в белорусском народном костюме:

1.

Костюмы, послужившие примером моему белорусскому костюму.:

Народные костюмы любой страны являются прямым отражением его истории.Традиционный народный костюм – это не просто предметы одежды, которые можно надевать по своему усмотрению, это исторические артефакты, изучая которые, можно прийти к лучшему пониманию условий жизни, культурных ценностей, этнических особенностей наших предков.

Первые упоминания о белорусском народном костюме появляются в начале первой половины X века. Они достаточно нечеткие и имеют фрагментарный характер, однако археологические раскопки позволили воссоздать сам «строй», именно так еще называется ансамбль национальной одежды, и соотнести летописные сведения о требованиях тех времен к мужскому и женскому костюму в их различных вариантах, в зависимости от происхождения человека, его социального статуса, вида деятельности, региона (насчитывается около 30 вариаций костюма, соотносимых с определенной местностью), места проживания (город или село), возраста, семейных отличий.

Читайте также:  Стиль классицизм в одежде и история моды

Окончательно классический вид белорусского традиционного костюма закрепился лишь в начале 20 века. Следует также учитывать тот факт, что белорусский национальный костюм, используемый горожанами, не просто отличался от сельского варианта, но имел характерные признаки ярко выраженного влияния европейской моды. Именно поэтому принято считать образцом национального костюма Беларуси костюм сельчанина, как сохранивший черты подлинной самобытности и самоидентификации.

Особенности

Комплекс одежды белорусского национального костюма возник в далекое от нас средневековье, постепенно формируясь под влиянием сразу нескольких «соседних» культур: русской, украинской, литовской, польской, сохранив, однако черты, присущие только белорусскому народу: доминирующий белый цвет (благодаря которому, как говорят, белорусы и получили свое этническое наименование).

Декор в виде полос, сложный многовидовой орнамент, имеющий характерные особенности в каждом из шести регионов Беларуси, которые в свою очередь, делились на конкретные местности, также вносившие свою лепту в формирование самобытности национального костюма.

Характерным элементом украшения одежды являлась яркая вышивка, в которой преобладали геометрические узоры, а затем прочно вошли в обиход и растительные мотивы. Как правило, для вышивки покупалась красная пряжа, иногда специально дополнительно подкрашиваемая для достижения более насыщенных и глубоких оттенков. В отдельных случаях, например, для расшивания головных узоров и при наличии должного достатка обладательницы применялись серебряные или золотые нити.

Орнаментальный узор как бы переходил с одной детали одежды на другую, создавая тем самым единую композицию.

Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница – юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).

Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей. Женская обувь – лапти, чаравики (кожаные башмачки), сапожки, валенки. Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки). Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде. Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани,который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.

Мужской национальный белорусский костюм

Белоруссия на протяжении многих веков входила в состав Руси, что не могло, не отразится на ее национальной одежде. Сегодня мы видим огромное влияние русского национального костюма на народы стран, которые были частью Российской империи. Необходимо отметить, что колорит и особенные черты национальной одежды белорусов обогатился за счет культурных традиций и других народов, тесно соседствующих с ними.

Вот карта Белоруссии, показывающая культурное влияние территорий на национальный гардероб.

Мужчины носили суконное пальто, в простонародье: епанча, кирея, бурка, чуя.

Во время сильных белорусских морозов мужчины носили овчинные кожухи, а богатые белорусы украшали их расшитой дорогой тканью. В моде у состоятельных мужчин были так же добротные меховые шубы.

В конце 19 века сельская молодежь из числа шляхты и зажиточных крестьян стала носить бравэрки – однобортные домотканые пиджаки. Они более удобные, теплые и практичнее двубортных, украшались карманами (два накладных и два вставных), спинка была выполнена с вставной кокеткой и поясом – хлястиком, рукава прямые на манжете с пуговицей.

Домотканая летняя безрукавка (камизэлька от русского камзола) украшала выходной мужской гардероб крестьян и горожан.

Мужские рубашки, сшитые из белого полотна, вышивались белой или некрашеной льняной нитью с использованием мережки.

Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. В традиционной мужской одежде карманы не предусматривались, и белорусы носили через плечо холщовые сумки, а более зажиточные – кожаные сумки.

В начале XIX в., когда промышленное производство одежды не было налажено и одежда шилась вручную, мужская мода Белоруссии не отличалась вычурностью форм.

Бедные крестьяне, носили выбеленные льняные рубахи и обычные льняные портки, которые называли ноговицами.

Традиционно не замысловатого кроя мужская рубаха шилась удлиненною — практически до колен с учётом того, что она частично уходила под пояс.

Для шитья рубахи использовали два погонных метра чистой домотканой ткани, шириной от полутора до двух метров. Для усадки ткань предварительно замачивали в горячей воде, потом сушили и отутюживали. Раскладывали ее на ровной поверхности по длине и вырезали детали по выкройке.

Белорусы носили простые домашние льняные брюки, называемые портками или ноговицами. Те, кто был побогаче, прятали свои портки под шелковыми штанами.

Для изготовления летних ноговиц использовали лён, полусукно, а для холодного времени года шили темные суконники. Для пошива мужских портков, так же использовали конопляную ткань.

Штанины шились узкими внизу, вверху вшивали вставку ластовицу в виде ромба, впереди штанов делали прореху. Ноговицы были двух видов – на поясе с пуговицей и на тесьме или веревке.


Складывали детали штанин, отступив сверху 15 см, сначала вшивали ластовицу, затем сшивали остальные части портков, подшивали верх и низ, в подшитый верх штанов протягивали шнурок.

Низ штанин обертывали оборами лаптей.

Головные уборы

Любимым зимним головным убором у белорусов была аблавуха или меховая шапка – ушанка, обшитая сверху суконной домотканой тканью. Внутри шапка изготавливалась из любого меха – овцы, зайца, лисы. К аблавухе пришивали уши, два спереди и сзади закреплялись вверху, а два боковых подвязывали внизу. Бедняки носили магерку – серую или коричневую шапку – валенку.

Летом все поголовно носили брыль – высокую соломенную широкополую шляпу до 10 см.

Только со второй половины XIX в. белорусы стали козырять – картузами.

Обувь

Лапти из лыка, лозы, пеньки и коры – традиционная древне белорусская обувь , которую носили до 19 века. Иногда лапти подшивали кожей. Разновидностями лаптей были «щербаки» без носков и пяток и «зрячие лапти» с открытым носком.

Белорусы, которые были побогаче носили постолы, сшитые из куска яловой или свиной сыромятной кожи, а вверх, которых стягивался ремешками или веревкой.

По следам истории. Как одевались наши предки

После языка важнейшей этнической приметой считается костюм: он отражает менталитет, характер, уровень духовной и материальной культуры народа. Впервые эволюцию одежды основных социально-сословных групп городского и сельского населения Беларуси с раннего средневековья до современности проследили ученые-этнологи Валентина Белявина и Любовь Ракова в фундаментальной работе «Белорусский костюм». Исследователи собрали огромный материал. Корреспондент агентства «Минск-Новости» встретилась с авторами и побеседовала с ними о том, как одевались наши предки.

Ракова Любовь Васильевна

Достоверное представление о костюме белорусских крестьян мы имеем, начиная с середины XIX века, когда появилась фотография, — отмечает ведущий научный сотрудник отдела народоведения Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, доктор исторических наук Л. Ракова. На живописных полотнах до XIX века простые сельчане встречаются крайне редко, поэтому составить точное описание их гардероба сложно. Конечно, есть летописные свидетельства. Есть и находки археологов: кусочки тканей, украшений, поясов, обуви XIXIII веков. Они позволяют сделать реконструкции и выяснить, какие материалы использовались для изготовления предметов гардероба. Исследовать традиционный костюм феодального периода нам помогли и актовые материалы XVXVIII веков, особенно судебных дел, где упоминались различные виды одежды, обуви, головных уборов, а также редкие рисунки, выполненные современниками. На эволюцию крестьянского костюма в определенной степени повлиял и костюм привилегированных сословий, отдельные предметы и детали которого частично заимствовались низами. Мода «спускалась» по социальной лестнице с некоторым опозданием.

Вышивка служила оберегом

Мужская и женская традиционная одежда в Беларуси всегда заметно отличалась в зависимости от регионов. Праздничный гардероб всегда украшался богаче, чем повседневный. Вышивка считалась оберегом и выполнялась в основном красными нитями, располагаясь в местах, где открывался доступ к телу: по вороту, рядом с шеей, по верху рукавов и манжетам, манишке, низу юбок, фартуков и так далее.

У женщин детородного возраста особенно богатым был орнамент на груди: считалось, что он защищал их от злого взгляда и негативного влияния.

Самые распространенные цвета в белорусской народной традиции — белый, красный, черный, синий.

В XIX веке цветовая гамма становится разнообразнее, поскольку развивается промышленность, выпускаются фабричные ткани.

Красивой быть не запретишь

Традиционный повседневный костюм белорусской крестьянки в XIX — начале XX века состоял из длинной сорочки, полотняной, полушерстяной или шерстяной юбки-андарака, жилета, многослойного головного убора.

Как правило, сзади юбка присборивалась в складки. Зимой поверх надевали еще и свиту (свитку) — длинную распашную одежду, разновидность кафтана. Обязательным атрибутом женского народного костюма был передник (фартук, запон), который в праздничном варианте вышивался либо «затыкался» красивыми орнаментальными полосами.

Особенно ярким, самобытным и колоритным специалисты считают женский костюм Полесья, где он сохранялся в быту до 1920-х годов.

Это особого покроя свитки с вшитыми боковыми клиньями, традиционный комплекс женской одежды с обильно вышитой сорочкой, юбкой и безрукавкой (гарсет, кабат), поясная одежда из узорных тканей, очень богато орнаментированные головные уборы.

Костюм свахи Костюм свахи со свиткой. Кобринский строй. Конец XIX — нач. XX ст. Из коллекции МСБК Центра исследований. Фото Н. Мельникова

В ряде восточных регионов Беларуси, пограничных с Россией, женщины и девушки носили платья (юбку или нередко шерстяной или полушерстяной андарак с пришитым лифом), напоминающие русский сарафан, который назывался саяном, кабатом и так далее.

Кабат (юбка с пришивным лифом), д. Авхимки Чаусского р-на Могилевской области. Начало ХХ века. Из коллекции Любови Раковой

Согласно традиции, до вступления в брак разрешалось ходить с непокрытой головой. Обычно девушки заплетали волосы в одну или две косы, вплетали яркие (чаще красные) ленты. Летом надевали венки из цветов либо тонкие ситцевые платочки.

После замужества, выходя на улицу, женщина обязана была прятать волосы под платок или наметку. В каждом регионе существовали свои отличительные способы их надевать и завивать.

Ссылка на основную публикацию
×
×