Мода и стиль в 1900-е годы – стиль модерн

alienordis

Зарисовки с натуры

С веками люди не меняются. Меняется только антураж.

Мода рубежа 19-20 веков: от историзма к модерну.

Рубеж 19-20 веков – время смены эстетических ориентиров европейского общества, когда на смену господствовавшему всю вторую половину 19 века историзму приходит новый стиль, получивший в России название модерн. Костюм той эпохи как ничто другое отразил смену идеалов красоты: меняются пропорции платья, его конструкция и силуэт, что влечет за собой перемены и в используемых тканях, как в самом материале, так и в орнаментальном решении. Но все это происходит, разумеется, не за один день. Полюбуемся процессом?

1890-е годы.
После Всемирной выставки в Париже в 1889 году становится очевидным, что на смену историзму, господствовавшему в искусстве более полувека, приходит модерн. Под влиянием нового эстетического идеала появляется платье более удобное, функциональное, плавные изящные контуры строгого силуэта которого отражают тот новый идеал прекрасной женщины, о котором Анатоль Франс в 1894 году писла, сравнивая женскую фигуру в модном костюме тех лет с «прекрасным подобием амфоры».
Меняются крой и силуэт платья. На смену узким драпированным юбкам и тюнику (верхняя часть двойной женской юбки) приходят юбки, мягко облегавшие фигуру и расширяющиеся книзу. Новому силуэту соответствуют и изменения кроя, их шьют из расклешенных полотнищ, иногда закладывая мягкими встречными складками по центру спинки. Лиф и талия еще остаются очень сильно затянутыми. В моду входят огромные пышные рукава с густой сборкой у плеча, получившие название «жиго», явное заимствование из арсенала модного костюма Возрождения.

Однако во второй половине десятилетия ширина рукава уменьшается, сохраняется лишь небольшой буф у плеча, а в первые годы 20 в. появляется рукав с буфом между локтем и кистью.

На вечерних туалетах, как правило, рукав короткий, пышный, фасона «фонарик», иногда драпированный в виде бабочки. Вечерние платья шьют очень открытыми, с большим овальным декольте.

В качестве верхней одежды широко распространены ротонды и кроткие круглые накидки, широкие, без рукавов, с модным воротником «медичи». Это единственная верхняя одежда, которую удобно было носить на платьях с рукавом «жиго». Их делали обычно из сукна или плюша и урашали страусовыми перьями, вышивкой стеклярусом или аппликацией из ткани.

Одна из особенностей моды этого времени – высокий стоячий воротник на косточках, даже в летних костюмах, где его исполняют из кружева.

1900-е гг.
Начало 20-ого века – это уже период безраздельного господства стиля модерн в искусстве костюма. Изменяется конструкция корсета: теперь он должен был придавать фигуре своеобразный изгиб, напоминающий букву S.

Он и определял силуэт костюма, подчеркиваемый лифом с напуском спереди, часто с несколько заниженной талией, и юбкой, плотно охватывавшей бедра и лишь у колен расширявшейся и веером распускавшейся по полу. Для сохранения формы платья имели нижние юбки, часто многослойные, из тафты с воланами и плиссированными оборками, шуршащими при движении, за что они получили название «фру-фру». В силуэте этих костюмов нашел выражение эстетический идеал стиля модерн, с его тяготением к волнистым линиям и текучим формам.

В полной гармонии со стилем было и цветовое решение. Платья шьют из тканей неопределенных тонов, используя материи мягкие, пластичные. Излюбленные цвета: палевый, розовый жемчужно-серый, морской волны и т.п.

Получает свое дальнейшее развитие прием многослойности, когда полупрозрачные ткани – шифон, газ и тюль или кружево – накладываются на ткань в то основного цвета платья или контрастную, что значительно обогащает палитру художников-модельеров.

Отличает эти костюмы и обилие декора: воланы и рюши, плиссе, нончайшие кружева и вышивка, исполненная в самых разных техниках и с применением различных материалов, – все могло быть использовано даже в одном платье одновременно.

Особо модным в эти годы становится кружево. Из него исполнялись платья целиком, из кружева делались жабо, вставки-манишки, воротники, воланы, обрамляющие декольте, оборки на рукавах, всевозможные прошивки в летних платьях из батиста и легкого шелка.

1910-е годы.
С конца первого десятилетия 20 века костюм вступает в следующий этап своего развития. Все чаше в костюмах этого периода звучат отголоски неоклассицизма. Исчезает S-образная линия силуэта, а с нею и корсет, сильно стягивавший и деформировавший фигуру, и широкие нижние юбки. Платье укорачивается и приобретает строгий, стройный силуэт. Лиф его делается мягким, с небольшим напуском и завышенной талией.

В моде рукав покроя кимоно – дань увлечению искусством Японии.

Юбка становится прямой, узкой, часто украшается тюниками разной формы либо ассиметричными, плотно прилегающими к фигуре драпировками, завершающимися небольшим треном: остроугольным овальным или раздвоенным в виде русалочьего хвоста.

Одной из особенностей моды становятся соединение тяжелых тканей – бархата, парчи, атласа с полупрозрачным воздушным газом, шифоном, тюлем. Платье из тонких воздушных тканей может украшать тяжелая вышивка стеклярусом, бисером, блестками, металлической нитью, битью (тонкие винтовые спирали из золоченой серебряной, серебряной или мишурной проволоки).

Неоклассические веяния в костюме этих лет органически сочетаются с элементами модерна, чаще всего проявляющимися в характере орнаментально и цветового решения декора платья.

Одновременно с модными в предшествующий период светлыми тканями встречаются и яркие, часто контрастные тона: малиновый, зеленый, желтый.

А потом будет 1914 год и начнется война. И все изменится насвегда. Но это будет только потом.

Заметка подготовлена на основе изданий:
Костюм серебряного века в России, 1890-1914. – СПб.: Славия-Интербук, 1993
История костюма / Мерцалова Мария Николаевна. – М.: Искусство, 1972
Иконы стиля: история моды XX века / Ред. Буксбаум Герда. – Санкт-Петербург, 2009.
Все иллюстрации взяты оттуда же.

Про моду belle epoque я недавно уже писала здесь.

Мода и стиль в 1900-е годы – стиль модерн

Моде этой эпохи очень интересна своими трансформациями,которые явились предзнаменованием кардинальных перемен,произошедших чуть позже.

Конец 19-начало 20 веков знаменуется развитием науки и техники.
Электричество, телефон и автомобиль становится с каждым годом практической реальностью,а в 1903 году успешные полеты Братьев Райт продемонстировали возможности воздушных перемещений.

Париж олицетворял в глазах женщин Европы моду, в нем они покупали одежду,или читали о последних веяниях моды в таких журналах, как «Хасперз базар».

90-ые годы 19 века явились этапными в становлении новых видов женского костюма. Прежде всего это связано с реформаторскими движениям,тщательно собиравшим все данные медицины о вреде современного костюма с корсетом.

Наука и общество не стояла на месте,и уже в конце 19 века уже диктовать стала научное сообщество,а именно самими медиками было точно установлено,что для нормального состояния и работы женского организма следует не только отказаться от корсета,но и от карсажа юбки,то есть сделать опорными участками ,на которых держится вся одежда,только плечи.

С учетом конкретных предложений ученых предлагался новый силуэт почти прямого длинного платья,который назвали «реформ».

Этот период убыстряются темпы жизни и смена моды.

Начинают обрисовываться четкие закономерности, которые дают повод ученым рассматривать ее уже не как проявлние индивидуального вкуса и «инстинкта подражания», а как социальное явление, достойное изучения(Зиммель,Зомбарт и др..).

Мужской костюм эпохи модерн

В мужском костюме тип делового человека сохраняется неизменным,однако влияние спортивной направленности становится в нем более ощутимо,чем в 80-х годах 19 века.

Появляются укороченные брюки для велосипедной езды,куртки спортивные(английские с множеством карманов).
Вестон (пиджак) начинает вытеснять сюртук.
И только визитка по -прежнему в моде.

Цилиндр становится теперь в 1890-ые годы одним из атрибутов мужского изыскано-аристократичного костюма, а фетровая шляпа-обязательным аксессуаром мужского повседневного обычного костюма.

Для лета модна шляпа канотье из соломы.

Мужская одежда стала несколько свободнее,комфортабельнее с более низкими воротниками.
Но ,как и женщины,мужчины еще связаны жесткими условностями ,определяющими правильную одежду для каждого события.
В светском обществе требовалось,чтобы все меняли свои костюмы и платья несколько раз в день.

Туфли со шнурками стали носить с 1880-ых,особенно летом.
Иногда их носили с цветными носками.С середины 1890-ых носки поддерживались носочными подтяжками-эластичными полосками,которые носили под коленом,с висячим зажимом для захвата верха носка.

Нижние женские юбки эпохи модерн

Женская одежда эпохи модерн

У женщин в платьях и верхней одежде еще в первые пар улет 90-х годов сохраняются высокий пуф на рукавах,поддерживаемый специальными валиками или подкладами,и слабое выраженное подобие турнюра.

С 1893 года плечи неимоверно расширяются баллоноообразыми рукавами, украшенными воланами,оборками, плиссе.Талию уже слабее стягивают корсетом в процессе носки.

И только на модных гравюрах и рисунках создаются впечатление сильной утяжки в области талии.
Юбка без складок при помощи вытачек облегают бедра и расширяется к низу.

Эстетика модерна начинает все более влиять на моду.

Это период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв, главным содержанием которого было стремление противопоставить свое творчество историзму и эклекизму искусства 2-ой половины XIX столетия.
Хронологические рамки стиля «модерн» очень узки — 30 лет(1886-1914).

Мерцалова 4 том.

Юбки кроились так,чтобы спереди лежать ровно до земли,а сзади волочиться несколько дюймов по земле. Они могли иметь от 5-ти до 9-ти клиньев,прямых спереди и расклешенных сзади,что сдвигал ширину назад,или складки,зашитые до уровня колен,а затем свободно падающие,или умеренно широкую оборку по кромке,но прямая линия спереди и расширенная — сзади имели место, пока к 1909-1910 -ым годам в моду вошли более прямые юбки.
Юбки в большинстве своем имели или основу какую-нибудь,или подкладку,внизу оторачивались подбоем вручную.

Мода и стиль в 1900-е годы – стиль модерн

Особый стиль одежды начала ХХ века окончательно сформировался к Первой мировой войне. В то время пережитком прошлого стала целая эпоха, поменялись сами люди, а вместе с ними и их внешний облик. Заметную роль в обществе стал играть прежде малочисленный средний класс. Женщины теперь перестали заниматься только домашним хозяйством и стали активно вторгаться в области деятельности, ранее бывшие исключительно прерогативой мужчин.

Помимо войны, в формировании нового стиля значительную роль сыграли кутюрье – творцы Высокой моды. Активно развивающиеся в тот период новые средства массовой информации стали проводником haute couture по всему миру.

Главные черты женского костюма

Женщины встретили ХХ век в одежде, мало отличающейся от нарядов прошлого столетия. Благодаря Ворту, одежда стала несколько свободнее, но костюм все равно состоял из корсета, который скрывался под маскирующим корсетом cache-corset. Поверх них надевалась узкая верхняя часть костюма или платья. Высокие узкие воротники-стойки, часто накрахмаленные, требовали прямой посадки головы. Вшивной рукав формой напоминал окорок, из-за чего получил название «ветчинообразный». У плеча он начинался пышными буфами, а к запястью был заужен. Юбки имели длину до пола и колоколообразную форму – пышную на бедрах и собранную сзади в складки, которые могли переходить в небольшой шлейф. Полусапожки на шнурках или туфли были остроносыми со слегка скошенным барочным каблуком. Обязательными аксессуарами были зонтик, чулки и узкие перчатки. Перчатки для декольтированного вечернего платья закрывали руку выше локтя.

Читайте также:  Костюмы инопланетянки и неземной образ для праздника

Для повседневных платьев использовались лен, бархат и шерсть в темных и бледных пастельных тонах. Популярны были роскошные орнаменты, декор тесьмой, лентами, складками, бантами, накладными вышивками и воланами.

Вечерние платья шились из шелка, кружева, муслина, сатина, крепдешина. Они богато украшались и обычно имели глубокое декольте. Главным аксессуаром этого периода был жемчуг. Это могли быть капельки в ушах, длинная нить в один ряд или многоярусное колье-ошейник.

Женские шляпы в начале ХХ века отличались обилием декора. Год за годом головные уборы становились все массивнее. Для их украшения использовались крупные перья, а иногда и чучела небольших птиц. Многие защитники природы выступали против уничтожения пернатых, и в США даже был принят закон, запрещающий отлов и продажу диких птиц.

Стиль модерн

Знаменитые кутюрье конца ХIX века – Чарльз Фредерик Ворт, Жак Дусе, Жанна Пакен – оставались верны эстетике модерна. Их идеал красоты состоял в сочетании роскоши и элегантности. Они по-прежнему предлагали наряды с S-образным силуэтом, создаваемым удлиненным корсетом. Спереди эта конструкция дополнялась длинной прямой планшеткой из стали и пластины китового уса, что визуально делало живот плоским, а бедра – более пышными. Такие корсеты ограничивали свободу движений и искажали естественные контуры тела.

«Раздевание женщины – процесс, сопоставимый со взятием крепости»

Женщины, особенно представительницы высшего общества, не могли игнорировать предписания моды. Но популярность так называемого «чайного платья» — домашнего варианта со свободным силуэтом, позволяющим незаметно распустить корсет – показывает, что женщины той эпохи уже стремились избавиться от строгих правил моды.

В 1900 году платье S-образного силуэта было крайне популярно. Для пошива таких нарядов использовались легкие, полупрозрачные материи (шифон, шелковая ткань шармёз), которые ложились мягкими складками, подчеркивая плавную текучесть силуэта. Под платье обязательно надевался корсет. Эти наряды были типичными для эпохи модерна.

Очень модным в начале ХХ столетия было ирландское кружево «кроше», связанное вручную.

Поиск одежды нового типа и отказ от корсета

Первым дизайнером, разработавшим костюм, который не требовал корсета, стал Поль Пуаре. Просторное «пальто Конфуция» прямого кроя было представлено им в 1903 году. В этом же году танцовщица Айседора Дункан вышла на сцену в свободном полупрозрачном платье-пеплос без корсета.

В 1906 году Поль Пуаре предложил «эллинистический» стиль одежды, также не требовавший ношения корсета. Чертой нового стиля стала завышенная талия, которую Пуаре вновь вернул в Высокую моду. В 1906 году он предложил фасон «Лола Монтес», в 1907-ом – платье в стиле эпохи Директории.

Значение этого события в мировой моде трудно переоценить: корсет был неотъемлемой частью женского европейского наряда со времен Эпохи возрождения. Поль Пуаре сместил акцент силуэта с талии на плечи. В своей автобиографии кутюрье писал, что в общем-то не стремился освободить женщин от тирании корсета – он хотел разработать новые каноны красоты. Однако именно его творения сделали то, чего не смогли добиться в конце XIX века активистки феминизма и прогрессивные врачи.

Новшество Поля Пуаре оказало значительное влияние на моду начала ХХ столетия: отныне образованный корсетом искусственный силуэт платья уступил место естественным формам, подчеркивающим изгибы тела.

Но кутюрье сдвигал линию талии все выше, а юбку делал все уже. В 1910 году он представил знаменитую «хромую» юбку, которая была настолько заужена, что женщина могла двигаться лишь маленькими шажками. Эта модель не имела особенного успеха.

«Я освобождаю их тело, зато сковываю их ноги»

Пуаре использовал в своих работах насыщенные цвета тканей и роскошные экзотические украшения. В его эскизах чередовались японские кимоно, персидская вышивка, пестрая батика и восточные тюрбаны с мехом и парчой. Он создал широкие брюки в гаремном стиле, а также юбку с зауженным низом, которую критики назвали «хромой». Кутюрье ввел в моду тюрбаны. Костюмы работы Поля Пуаре навеяны эстетикой далеких стран, они вдохновляли многих художников того времени. Публикация в начале века перевода «Тысячи и одной ночи» породила еще больший интерес к культуре Востока. А очередное выступление в 1909 году русских танцовщиков в рамках «Русских сезонов» Дягилева, которые отличались экзотическим великолепием, обеспечило модной тенденции кульминацию. В 1900 году после их дебюта в моду вошел ориентализм.

В 1911 году Пуаре организовал костюмированный бал «1002-я ночь», на котором представил новую коллекцию, навеянную образами Востока. Его модели стали адаптацией этнических костюмов Китая и Индии. Помимо прочего, он представил юбку-брюки.

К началу русско-японской войны (1904 – 1905) культурное влияние Японии получило определение «японизм». Наряду с ориентализмом, он оказал сильное воздействие на развитие искусства и литературы той эпохи.

Пуаре и сестры Калло черпали вдохновение в культуре Востока. Их привлекали редкие узоры, яркая палитра, просторные брюки, изысканные кимоно. Плоский покрой кимоно помог им сформировать новый подход к тому, как должны гармонировать тело и одежда.

Новые стилевые направления разрабатывались не только в Париже. Испанец Мариано Фортени, вдохновившись древнегреческими мотивами, представил классическое плиссированное платье, которое назвал «дельфос». Изобретение стало новаторским: мелкие складки мягко облегали фигуру, а каждое движение изменяло оттенок ткани и ее сияние. Бусины из венецианского стекла утяжеляли легкий шелк, дополняя его. В 1911 году фирма Wiener Werkstatte, основанная Йозефом Хоффманом в 1903 году, запустила собственную линию по пошиву одежды. Они создали для женщин новый наряд – просторное платье-мешок.

Золотой век модной иллюстрации

Рубеж XIX и ХХ веков стал золотым веком модной иллюстрации. О новейших событиях в мире моды модные журналы, такие как Vogue и Gazette du Bon Ton, рассказывали посредством иллюстраций. Поль Пуаре стал первым, кто использовал каталог для знакомства публики с его работами. Он выпустил два сборника: «Платья от Поля Пуаре» в 1908-ом (иллюстрации Поля Ириба) и «Вещи от Поля Пуаре» в 1911-ом (иллюстрации Жоржа Лепапа).

Пуаре и Пакен в тот период использовали веера для рекламы своих Модных домов. Жанна Пакен пригласила трех знаменитых иллюстраторов – Поля Ириба, Жоржа Барбье и Жоржа Лепапа, чтобы они создали изображения на ее веерах.

В Париж стали приезжать не только покупатели модной одежды, но и известные журналисты. В связи с этим в 1910 году был создан Синдикат высокой моды, который был призван следить за выходом новых коллекций и предотвращать распространение подделок.

Мода в военное время

Первая мировая война, разразившаяся в 1914 году, затормозила развитие модных тенденций в одежде. Женщины теперь взяли на себя обязанности ушедших на фронт мужчин. В связи с началом Первой мировой войны, многие женщины начали работать, получать образование. Они теперь водили автомобили, занимались спортом, принимали участие в крупных международных соревнованиях. Все это обусловило новые черты женского костюма – удобство, функциональность, простоту. Требовалась практичная одежда: дамы стали носить платья простого кроя и укороченные юбки. Важнейшей деталью гардероба стал традиционный приталенный костюм.

В то время как женская одежда изменилась самым существенным образом, мужская претерпела лишь небольшие изменения: пиджак стал более свободным, а брюки – зауженными книзу. Эти изменения были призваны обеспечить мужчинам большую свободу движения.

Авангард послевоенного времени

По завершении Первой мировой войны мужчины вернулись на свои рабочие места. Многие женщины потеряли работу. Но старые жизненные порядки так и не вернулись. В то время модным музыкальным направлением стал джаз, популярным танцем теперь было танго, а позднее – чарльстон. В обществе появился новый слой – нувориши (nouveau riche) — люди, которые внезапно разбогатели за счет старых вкладов. Теперь во многом они диктовали, что будет модным. Традициям осталась верна лишь старинная аристократия. Основная же масса представителей светского общества приняла эстетику авангарда.

Новый динамичный ритм жизни обеспечил такие же быстрые изменения в моде. Также поменялся и внешний облик женщины. Теперь дамы носили короткие стрижки, совсем не похожие на объемные сложные прически прошлых столетий. Длина юбки достигала колена. Кроме того, из моды вышли пышные формы – женщины хотели быть стройными. Дамы теперь стремились получить высшее образование, устроиться на работу. В обществе возникли качественно новые традиции – женщины стали водить автомобиль, играть в гольф и теннис и даже курить.

Поль Пуаре после Первой мировой войны перестал быть модным: его модели были слишком вычурны для нового времени. Великий кутюрье не смог приспособиться к демократизации моды.

Мода и стиль в 1900-е годы – стиль модерн

Автор: Горюшкина Наталия
Фото: Азарова Надежда для портала Осинка.ру

Продолжаем нашу прогулку по выставке “Мода в зеркале истории” из коллекций известного историка моды и коллекционера Александра Васильева и Музея Москвы. Сегодня мы поговорим о моде XX века – времени революций и потрясений, прорывов и открытий – как в политике и науке, так и в моде. Как же все это отразилось на модных тенденциях той эпохи? Давайте посмотрим в этой статье.

Мода в зеркале истории. XX век начинается!

Продолжаем нашу прогулку по выставке “Мода в зеркале истории” из коллекций известного историка моды и коллекционера Александра Васильева и Музея Москвы.

И вот мы дошли до XX века – времени революций и потрясений, прорывов и открытий – как в политике и науке, так и в моде. Как же это интереснейшее время отразилось на модных тенденциях той эпохи? Давайте заглянем в следующий зал музея.

Фото. На выставке “Мода в зеркале истории”.

XX век для России начался с триумфа: на Всемирной парижской выставке 1900 года в Русском павильоне не иссякал поток посетителей – всех интересовала такая далекая и неизвестная Россия. Мировое признание получили работы русского ювелира Карла Фаберже, небывалый успех имела коллекция народных костюмов и вышивок Н. Л. Шабельской, изделия народных промыслов из различных губерний страны.

По итогам выставки французская газета Liberte написала: “Мы находимся еще под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений”.

Там же обозначился и стиль новой эпохи — модерн (от фр. moderne — современный), его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий, отход от старых технологий, расцвет прикладного искусства. Модерн за короткое время преобразил даже внешний вид европейских городов. За короткий срок в Санкт-Петербурге и Москве было построено множество домов в этом стиле, в том числе Дом компании “Зингер” на Невском (архитектор П. Ю. Сюзор), гостиница “Астория” , Витебский вокзал. Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, гостиница “Метрополь”, а также множество других так называемых “доходных домов” начала века, многие из которых считаются архитектурными памятниками.

Читайте также:  Костюм и исламская мода стран арабского Востока

Фото. Ф. О. Шехтель. Особняк С. П. Рябушинского. Нач. 1900-х. Москва

Рос интерес к народному творчеству, костюму и ремеслам. В северной столице в 1903 году прошла Первая международная выставка исторических и современных костюмов и их принадлежностей. Впервые был устроен и показ мод. Знатные дамы, балерины и актрисы надели платья русских портных. В том же году в Зимнем дворце состоялся грандиозный костюмированный бал в стиле XVII века — эпохи первых царей из рода Романовых.

В нарядных платьях этой поры короткий корсет пока еще утягивал талию, он выгибал стан, образуя S-образный силуэт и создавая, так модную у дам и их кавалеров, “голубиную” грудь. Юбки, напротив, каскадом струились вниз, принимая форму лилии.

Однако на улицах все чаще стали появляться дамы в “tailleur”, напоминавших костюмы для верховой езды. Такой наряд состоял из длинной юбки клеш и приталенного жакета. Под жакет часто надевали блузки (в начале XX века они стали важным элементом женской моды). Платья обычно состояли из двух частей – корсажа и юбки. Вот что пишет “Вестник моды” в 1904 году: “. Рукава кофточек, жакетов и некоторых корсажей стали немного уже, но рукава блуз все еще очень широки; однако, эта ширина начинается теперь немного ниже. “.

Шляпы в это десятилетие были громоздкими, на них располагались целые голландские натюрморты: чучела птиц, цветы – и неизменная вуаль. Но и они постепенно отходили в прошлое, и повлияло на это, как ни удивительно, развитие транспорта. Первые автомобили были открытыми, поэтому огромные широкополые тяжелые шляпы стремились улететь, вуаль путалась перед глазами и мешала, едва только автомобиль набирал скорость. Так постепенно развилась тенденция к переходу на более компактные и удобные головные уборы, к отказу от излишней отделки.

Фото.Платье дамское (лиф и юбка), шелк, х/б ткань, кружево, вышивка. Россия, 1900-е гг.

Большой популярностью пользовались веера. Их декор также выполнялся в стилистике модерна, характерными чертами были неровный край и излюбленные цветочные мотивы того времени – маки, ирисы и т.п. После Русско-японской войны 1905 г. в большую моду в России вошло все японское, соответственно, и веера стали часто декорироваться в японском стиле. Но и их время подходило к концу: повсеместное появление электрического освещения на балах и приемах привело к отказу от чадящих свечей и ламп. А вместе с ними отпала и необходимость в веерах.

Но модницы так называемого “серебряного века высших сословий” еще не ведали, что их мир скоро изменится неузнаваемо. Страну ждали грандиозные потрясения: Россия позорно проиграла Русско-японскую войну (1904—1905), а революция 1905 года подкосила царский трон. Важнейшим политическим итогом стало создание в России первого законодательного учреждения — Государственной думы. Менялся старый мир, и вместе с ним уходила и старая мода.

А пока русская элита по-прежнему “купалась в роскоши”, увлеченно обустраивала свои дома, проводила в них электричество, телефонную связь, покупала новинки бытовой техники и стильные предметы домашнего обихода. Модерн меняет внешний вид самых привычных предметов: формы настольных ламп, телефонов, самоваров той поры отличались присущими модерну текучими плавными линиями.

Фото.Дамский кошелек в стиле “Модерн”. Кожа, металл.
Туфли дамские, кожа, атлас. Санкт-Петербург, 19010-е гг.
Бальная книжка, 1900-е гг.
Фото.Веер бальный. Кость, шелк, вышивка, гуашь. Россия, 1900-е гг. Поясные пряжки в стиле “Модерн”. Металл, стразы. Франция, 1900-е гг. Туфли бальные. Атлас. Франция. 1800-1810-е гг. Коробочка. Корсетная фабрика И.Г. Абрамсонъ, Россия, 1906 г. Коробочка из-под пудры “Бриллиантовая”. Россия, 1900-е гг.

В первое десятилетие XX века в Москве были построены новые дворцы торговли: в 1906 году – “Пассаж Фирсановой” (ныне Петровский) и в 1908 году – универмаг “Мюр и Мерилиз”. Они свидетельствовали о процветании общества, которое со страстью потребляло все новинки.

Дамская готовая одежда, сшитая по заказам универсальных магазинов, пользовалась спросом у покупательниц. Ассортимент костюмов, предлагаемый для клиенток, был широким. После Русско-японской войны в продаже появились даже японские кимоно, которые носили вместо домашних халатов. Зонтики, веера, перчатки, сумки на любой вкус и к любому наряду, туфли и ботиночки, косметика и парфюмерия — весь мир “женских грез” был к услугам покупательниц. Многие вещицы можно было заказать по каталогу с почтовой доставкой – так модные веяния быстро распространялись даже в самые отдаленные уголки Российской Империи.

В России было несколько знаменитых парфюмерных фирм, таких как фабрика Брокар (теперь она называется Новая Заря), поставщик двора; фабрика Остроумова; фабрика Ралле и др. Исторически сложилось так, что находились они не в Петербурге, а в Москве. Многие из них были открыты еще 1850-60-е гг. и, зачастую, были основаны выходцами из Франции после наполеоновского нашествия. Они выпускали мыло, одеколоны, пудры, шампуни, духи, кремы, помады и румяна. Все эти фирмы участвовали во Всемирной выставке в Париже в 1900-м г. и были отмечены дипломами, а духи фабрики Брокар и фабрики Рале получили золотые медали. О высоком уровне парфюмерного дела в России того времени говорит, в частности, такой факт – автор всемирно известных духов “Шанель № 5” Эрнст Бо был до революции парфюмером на фабрике Ралле в Москве.

Многие такие торговые каталоги выпускались с приложениями — руководствами по домашнему рукоделию. Дамы уделяли много времени шитью нарядов и их отделке в виде вышивки, мережки, кружев и аппликации. Большой популярностью пользовались суконные пелерины и полупальто для гулянья. Их также отделывали аппликациями из сутажа и тесьмы, кружева и шелка. Москвички часто покупали их в магазине на Петровке у знаменитой Щеславской.

Фото.Веер бальный. Шелк, кость, вышивка пайетками. Россия, 1910-е гг. Флакон духов “Букет Екатерины”, стекло. “Брокар и К”, Москва, 1906 г.
Флакон духов “Цикламен”, стекло. Подставка под шляпные булавки, фарфор, Франция, 1900-е гг.
Фото.Рекламные проспекты. Магазин “Мюр и Мерилиз”. Москва, 1910-е гг. Сумочки дамские. Металл, бисер. Россия, 1917 г. Веер девичий. Целлулоид. 1910-е гг. Ридикюль летний. Макраме. Россия, 1910-е г г. Шейные украшения. Бисер, муар. Венеция, 1915 г.

В престижных частных магазинах была широко представлена и готовая мужская одежда — от шуб, подбитых драгоценным мехом, до визиток и фраков. Многие из вещей шились по заказам самих магазинов, на многих костюмах столетней давности до сих пор сохранились бирки — “Мюр и Мерилиз”, “Торговый дом “Платье” В.П. и Д. Митрофановых”, “Бризак” и др. Приказчики в таких магазинах вежливо обслуживали клиентов, предлагая множество готовых мужских сорочек, цилиндров и котелков, тростей, моноклей, табакерок и кисетов. Постоянно устраивались скидки и распродажи – все это способствовало распространению модных тенденций и в другие слои общества.

Фото. Обложка прейскуранта торгового дома “Платье” В.П. и Д. Митрофановых на Страстной площади,1915 г.

Развитие транспорта, науки, связи, индустриальный рост повлияли и на образ жизни населения: он стал более мобильным. Появилась неформальная мужская (а позже – и женская) одежда для путешествий — свободного покроя пиджаки, брюки разной формы и длины, костюмы-тройки из пестрых тканей. Предназначенная первоначально только для отдыха – постепенно такая одежда стала завоевывать место в деловом гардеробе сильного пола, и со временем она превратилась в традиционную одежду XX века.

Все активнее в жизнь людей входил спорт: катание на велосипедах, лыжах и коньках, игра в крикет и теннис – все это требовало особой одежды, свободной, удобной, не стеснявшей тело в движении и функциональной. Естественно, что со временем такие удобные модели стали появляться и в повседневном гардеробе.

Открытое загорелое тело постепенно стало символом активного образа жизни, прогресса – так постепенно в моду входят водные и солнечные ванны, а значит – и появляются специальные костюмы “для отдыха у воды”. Дамы шили их из синей саржи, поверх панталончиков надевали короткую юбочку до колена. Купальные шедевры той поры напоминали детские матросские костюмчики. Позднее в моду вошли и мужские трикотажные купальные костюмы в полоску.

В России регулярно выходили журналы мод. В них, помимо модных новинок, печатались и многочисленные полезные советы по кройке и шитью, уходу за домом, воспитанию детей, обсуждались интимные проблемы, а также размещалась и первая реклама той поры.

Фото.Корсаж, шелковый жаккард, крепдешин, отделка тесьмой и кружевом. Россия, 1900-е гг.
Фото.Платье дамское с треном, шелковый репс, жабо из х/б батиста, расшито машинным и игольным кружевом. Россия, ок. 1903 г.
Фото.Платье дамское, бархат, стеклярус, шелк, мех, 1910-е гг.

Революция 1905 г. в России стала началом женской эмансипации – женщины начинают критически оценивать отведенное им в обществе место. Однако борьба за равноправие полов докатилась до России с опозданием, и, возможно поэтому, не была такой острой, как в Европе. Да, русские женщины стали более активными: начали заниматься спортом, путешествовать, во многих городах открывались женские курсы, женщин стали принимать и в университеты. Женщины стали и более высокообразованными – ведь появилось много чисто “женских” профессий: учительницы, стенографистки, телефонистки (“барышни”, так известные нам по книгам и кинофильмам), секретарши, машинистки и т.д. Увеличилась численность работающих дам – они создали свой dress code для деловой жизни — жакеты, блузки и юбки. Многие такие “интеллектуалки” были против “дамских оков” – корсетов: они никак не вязались с новым мобильным и спортивным образом жизни.

Фото. Лубянская площадь, трамвай 34 маршрута. 1911 г.

Серьезной критике корсета также поспособствовало изобретение в конце 1890-х гг. немецким доктором Рентгеном хорошо знакомого нам сегодня аппарата, названного его именем. Ведь одним из первых рентгеновских снимков стал снимок женщины в корсете, что позволило врачам с ужасом констатировать, как сильно сжимает и деформирует внутренние органы жесткий и очень узкий корсет начала 1900-х годов.

Важным поворотом в истории моды, стали “Русские сезоны” 1909 года в Париже. Знаменитый импресарио Сергей Дягилев, по выражению французского драматурга Жана Кокто, “привел общественность в экстаз”. Специально для “русских сезонов” им был поставлен одноактный балет “Шехеразада” на музыку Римского-Корсакова, для которого известный художник и иллюстратор Леон Бакст создал весьма откровенные для того времени костюмы – без корсетов и пачек, подчеркивающие тело и эротичную пластику танца.

Фото.Л. Бакст “Одалиска”. Эскиз костюма к балету “Шехерезада” на музыку Н.А. Римского-Корсакова. 1910 г.

Историк костюма Александр Васильев пишет в своей книге “Красота в изгнании”: “. Бакст снял корсеты с танцовщиц, одел их в гаремные шаровары и тюрбаны, украшенные эгретами и мерцающим жемчугом”. Постепенно таким “гаремным” стилем увлекся весь Париж – даже в интерьерах появились низкие диваны с горами подушек. Забавно, но художники тех лет часто называли свои шедевры в восточном стиле – “а la russe”.

Читайте также:  Мода для женщин 60 лет и старше – фото образов

Таким образом, были созданы предпосылки к революции в моде: в 1910 году произошел гигантский скачок в формах женской одежды. Корсет, перетягивающий фигуру, сдал свои позиции. Танцовщица-босоножка Айседора Дункан, выступавшая в античных туниках, мода на национальный фольклор, распространившаяся в ряде стран Европы, шумные выступления эмансипе, появление нового общественного транспорта – трамвая, – всё это вместе сделали наконец возможным появление нового фасона дамского платья: свободного, без длинного путающегося под ногами и метущего тротуар шлейфа, не деформирующего фигуру, скроенного по античным, восточным или народным образцам.

Фото.Платье дамское, тюль машинный, Россия, 1990-е гг.
Фото.Платье бальное от-кутюр, тюль, ручная вышивка, блестки, искусственный жемчуг. В стиле работ Н.П. Ламановой, 1910-е гг.
Фото.Платье бальное, шелковый шифон, отделка бусами из искусственного жемчуга, игольным кружевом, деталями, сплетенными и вышитыми из бисера, Россия, 1913 г.

Дамы с облегчением сняли жестокие корсеты и высокие воротнички, плотно облегавшие шею (даже на ночной рубашке). В русской среде стали распространяться платья нового покроя “реформ” — с завышенной талией, не утянутой корсетом. Модные наряды 1900-х теперь ниспадали с плеч, не фиксируя талию — вычурные наряды прошлых лет ушли в небытие. К новым силуэтам подходили вышивки в народном русском стиле, кружева — вологодские ручной работы и елецкие машинные. К этому времени отечественная промышленность уже освоила их выпуск.

Фото. На выставке “Мода в зеркале истории”. Модели 1910-х гг.

Одним из первых новые модели внедрил выдающийся реформатор женского костюма Поль Пуаре. Изысканные отделки виртуозно использовала и подруга Поля Пуаре — московская портниха Надежда Ламанова, поставщица Двора Ее императорского величества. Она во всем стремилась к уникальности, к художественной законченности создаваемых ею нарядов. Не удивительно, что не только аристократки, но и жены промышленников, актрисы, танцовщицы заказывали в Модном доме знаменитой Ламановой свои модные туалеты.

Большое влияние на моду оказали театр и появившееся недавно немое кино. В модных журналах все чаще стали публиковать фотографии отечественных звезд сцены, за их туалетами публика пристально следила, их личная жизнь, наряды и украшения обсуждались в прессе. Мужчины также восторгались модными красотками, но сами копировали кожаные одежды и трикотажные свитера победителей престижных соревнований “Санкт Петербург – Монте-Карло” (1912, 1913) на автомобилях марки “Руссо-Балт” и русских авиаторов.

Помимо сплетен и “желтой” прессы источником модный веяний в народе по прежнему оставались модные журналы – к концу первого десятилетия века они стали очень доступны. Во многих публиковали и бумажные выкройки, позволяющие сшить понравившийся наряд самостоятельно. Это не могло не отразиться и на модных тенденциях той поры: упрощается крой моделей, их отделка, в моду начинает вторгаться прямая линия. Мода становится как более практичной, так и более демократичной. Однако ручная работа не утрачивает своей популярности и в этот период.

Но внезапно обретённая свобода тела тяготила женщин, отвыкших легко двигаться. В моду входит силуэт “бильярдный кий”. Юбки (их метко называли “юбки-рукава” (jupes-manches)) становились так узки, что ходить в них было почти невозможно.

Но, как писал журнал “Модный свет” в 1912 году: “. Что бы ни говорили противники нынешней “узкой” моды, но в этих узких юбках, обтягивающих бедра, в покатых плечах, в прическах, в шляпках, есть свой стиль, стиль XX века. “

Костюм эпохи модерн (конец 19 – начало 20 веков)

Реформировать костюм предлагали архитекторы и художники — создатели стиля модерн («ар нуво» — во Франции, «югендштиль» в Германии, «сецессион» — в Австрии, «либерти» в Италии и Англии).

Стиль модерн начал складываться в 1880 — 1890-е гг. как альтернатива эклектике в атмосфере неудовлетворенности существующим искусством.

Художники и архитекторы мечтали о синтезе всех искусств и создании гармоничной среды обитания, о преобразовании жизни средствами искусства. В этом смысле концепция искусства модерна, несомненно, была социальной утопией, возникшей как реакция на последствия технического прогресса и рациональность XIX в.

Создатели нового стиля мечтали о новом искусстве для всех, полагая, что искусство способно изменить общество. Но изначально в искусстве модерна были неразрешимые противоречия: в нем соединялись рациональное и иррациональное, восхищение успехами технического прогресса и боязнь «машинизации» жизни, стремление к функциональности и орнаментальность, «массовое» и «уникальное».

Искусство модерна отразило мироощущение своего времени – ожидание грядущих катастроф, страх перед наступлением научно-технического прогресса и веру в безграничные творческие возможности человека.

Новым качеством, к которому стремились создатели модерна, была целостность художественного замысла. Новая среда, которая создавалась средствами архитектуры, монументальной живописи, скульптуры, должна была оказывать на человека сильное эмоциональное воздействие, способствуя его «перерождению».

Несоответствие между конструкцией и декором, которое достигло апогея в эклектике, преодолевалось путем художественной интерпретации утилитарной формы. Вещь теряла свою обособленность и становилась неотделимой частью целостной системы.

Поэтому костюм был таким же объектом интереса и приложения творческих усилий художников модерна, как и архитектура, монументальная живопись, интерьер, мебель, книжная графика, прикладное искусство. Важной идеей модерна было создание предметно-пространственной среды, соответствующей индивидуальным вкусам и потребностям человека.

Костюм представлялся неотъемлемой частью этой среды. Тем более что официальную моду, диктуемую модными домами, художники считали уродливой и однообразной.

Идеи новой одежды появлялись еще во второй половине XIX в. на полотнах прерафаэлитов (свободные одежды, напоминавшие средневековые платья или костюмы раннего Возрождения на картинах Д. Г. Россетти и Э.Берн-Джонса) и Дж. Уистлера.

Модный костюм с корсетом и турнюром казался им самым безобразным за всю историю человечества. Не меньшее отвращение вызывал у них и мужской костюм, который превращал человека в обезличенное существо.

Самая важная идея, которую выдвинули художники модерна, — идея индивидуализации костюма начнет реализовываться в массовой моде только спустя 70 лет.

Автор: Matata
Автор: Matata

Основными факторами, определившими развитие европейского костюма в начале XX в., были мощный технический подъем, повсеместное господство промышленного массового производства, новые условия и новый образ жизни (развитие транспорта, использование женского труда на производстве), влияние спорта и войны 1914—1918 гг. Мода все больше становится предметом купли-продажи, изменения ее происходят все чаще.

Начало демократизации одежды обусловило прежде всего то, что мода, подчиняя своим требованиям промышленное изготовление товаров массового производства, становится доступной не только избранной верхушке, но и широким слоям населения. Характер модели изменялся, отражая изменения стиля жизни.

В XX в. вместе с развитием промышленного производства одежды возникает и развивается профессиональное художественное моделирование костюма. Во Франции, законодательнице мировой моды, создаются первые Дома моды, появляется профессия кутюрье — художника-модельера одежды. Именно кутюрье впервые начинают создавать рациональный стиль костюма, отличающийся сдержанной простотой, отсутствием лишних деталей, дорогой отделки.

На Парижской выставке 1900 г. свое творчество демонстрировали уже около 20 крупных Домов моды. Массовое производство одежды начинает играть значительную роль в экономике.

Автор: Matata

В начале XX в. стиль модерн, утвердившийся в женском костюме еще в XIX в., продолжает оказывать большое влияние на силуэт, использование тканей, декоративное решение костюма. Наиболее интересен силуэт в профиль, который создается с помощью корсета s-образной формы. По сравнению с силуэтом 90-х гг. XIX в. он изменяется незначительно: линии груди и талии спереди понижаются, в этой части лифа появляется небольшой напуск. Талия сзади несколько завышена и прямо от нее начинается мягкий валик турнюра (рис. 1, К. П. Степанов: «Портрет 3. Н. Юсуповой»). В начале XX в. силуэту стремились придать черты павлина, бабочки, цветка. Такой эффект достигался и четким разделением фигуры на две части под углом друг к другу, и пышным декоративным треном, напоминающим павлиний хвост, и разлетающимися, словно крылья бабочки, болеро, и росписью, аппликацией, изображающей эти стилизованные формы.

Дорогие текучие ткани модерна орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических, болотных растений, водорослей, раковин, медуз, внутренним строением цветов и листьев. Узор располагался асимметрично.

Цветовая гамма строилась на умеренных приглушенных тонах: глубокий гранатовый, темно-зеленый, табачный, бронзовый, многочисленные оттенки серого, нежно-голубого и розового.

Изогнутые линии s-образного силуэта подчеркиваются асимметричным расположением отделки, драпировками на лифе и юбке. Декоративное решение костюма осуществляется путем сопоставления фактур материалов (бархата, атласа, шифона, дорогого меха), изысканных цветовых сочетаний (синего с зеленым, желтого с зеленым, серого с розовым), широкого применения кружев и вышивки крупного рисунка шелком, бисером, драгоценными камнями. Крой юбок — в основном клеш.

Костюм дополняют шляпы огромных размеров, украшенные цветами, бантами, перьями, а также пышные прически.

Платья эпохи модерн

Стиль «модерн» в одежде существовал совсем недолго, с 1890-х до 1910-х годов. Но за эти два десятилетия произошли такие кардинальные изменения в женском костюме, как ни в одно другое время. Именно благодаря этим изменениям во всем, столь короткий промежуток времени назван эпохой. Эпохой модерна.

После 1889 года, когда в Париже проходит всемирная выставка, начинаются изменения в женском костюме, складываемые из новых представлений о прекрасном. У платьев появляется более мягкие юбки, свободно облегающие фигуру и с расширением книзу. Их шьют из расклешенных полотнищ, делая встречные складки сзади. Корсеты не сдают своих позиций, и талии по-прежнему сильно стянуты. В моду входит новая форма рукава — очень пышные, с густой сборкой у плеч и облегающие руку у запястья. Но модными подобные рукава были не долго. Уже во второй половине 1890-х годов они становятся более узкими, остается только небольшое утолщение у плеча. Вечерние платья имеют чаще всего короткий пышный рукав, украшенный оборками, и очень открытое декольте. На всех других платьях присутствовал воротник — высокий и стоячий, поддерживаемый косточками. Даже на летних тонких платьях был подобный воротник из кружев.
В самом начале ХХ века изменяется форма корсета, он становиться похож на букву S, причудливо изгибая женскую фигуру согласно тогдашней моде. Юбка очень плотно облегала бедра, сильно расширяясь после колен. Одежду шьют из тканей пастельных цветов — бежевый, палевый, жемчужно-серый. Для сохранения формы платья используют очень многослойные нижние юбки. В оформлении платьев также используют многослойность, когда на основную ткань накладывали полупрозрачный шифон или кружево. И совсем не обязательно, чтобы ткани были одного цвета. Также модны обильные украшения платьев — рюши, вышивка, кружево и плиссе.

И, наконец, в 1910-х годах силуэты платьев снова меняются. Исчезают стягивающие корсеты и нижние юбки. Платье становится строгим и стройным с мягким лифом и чуть завышенной талией. Длина платья становится более короткой, без шлейфа, но до пола, а юбка — прямой. Наряду с пастельными тонами начинают появляться яркие цвета — малиновый, оранжевый, желтый или зеленый.

Закончится период модерна с началом Первой мировой войны, которая изменит все.










































Современные свадебные платья в стиле модерн

Ссылка на основную публикацию
×
×