Кружево шантильи в истории и свадебной моде

Кружево шантильи: 10 лучших нарядов знаменитостей

Кружева… Само это слово ассоциируется с роскошью, королевскими нарядами, аксессуарами для знатных дам самой тонкой работы, богатством и вечной магией женственности. Особенно, если речь о шантильи – эталоне французского кружева. Тайна его безупречной невесомости – в практически ювелирном, кропотливом труде мастеров, создающих вручную из шелковых нитей прочные, лёгкие и невероятно красивые шедевры с поистине французским шармом.

Современные женщины знают толк в кружеве и ценят его ничуть не меньше, чем кокетки и модницы несколько веков назад. Ведь, пожалуй, нет ни одной из дочерей Евы, кому бы не шли кружева, как нет на свете и мужчины, которой бы не пленился девушкой, облаченный в наряд из этой восхитительной ткани.

Кружево шантильи – безупречный инструмент в покорении сердец красавиц всех эпох, подчеркивающий достоинства абсолютно любых форм и удивительно скрадывающий все недостатки. Это вечная загадка и соблазн, темперамент под пудрой полупрозрачного рисунка, самых благородных и изысканных флоральных узоров.

История этого, без преувеличения, драгоценного кружева ручной работы (недаром антиквары и ценители порой готовы отдать состояние за винтажные вещи из него), названного в честь французского города, в котором оно было изобретено, насчитывает уже семь веков! В 20 веке кружевом шантильи вдохновлялись самые именитые дизайнеры, в них часто снимались звёзды старого Голливуда. И сегодня эта роскошная ткань не теряет своей привлекательности и актуальности, блистая на красной ковровой дорожке и мировых подиумах.

Кружево шантильи – идеальный материал для свадебного платья мечты или изысканного вечернего наряда. Его обожают бельевые дизайнеры, создавая самые манящие комплекты в стиле бурлеск. А безупречным хозяйкам наверняка придется по вкусу идея пошить постельные принадлежности, украшенные кружевом шантильи, а также милые аксессуары для дома, близких и друзей (платки, салфетки и т.д.).

Кружево – это не всегда драматический выход роковой красавицы, томное очарование вечернего или коктейльного платья. Стильные девушки, ценящие комфорт в повседневности, прекрасно умеют сочетать удобство и шик, например, эспадрильи из шантильского кружева с джинсами или простую однотонную хлопковую футболку с кружевной юбкой.

Самое важное при выборе этой деликатной ткани – убедиться в её безупречном качестве, поэтому если её покупать, то только в проверенном магазине с идеальной репутацией и хорошими отзывами ( например, здесь мы нашли великолепное кружево шантильи, выбор цветов и рисунков огромный , цены демократичные, а главное – сам материал превосходен!).

10 знаменитостей, выбирающих кружево шантильи

Нас вдохновили эти роскошные образы знаменитых красавиц, выбирающих для своих самых важных или повседневных модных выходов кружево шантильи. А какой звездный наряд понравился вам больше всего? Делитесь в комментариях!

Кейт Миддлтон в самом знаменитом и красивом свадебном платье в мире с кружевами шантильи.

Элизабет Херли в очаровательной прозрачной классической кружевной блузке, прекрасно сочетающейся с кожаными брюками.

Кира Найтли демонстрирует истинный французский шик в кружевном платье цвета нюд.

Дайан Крюгер знает, как с помощью кружев подчеркнуть идеальную фигуру, не переходя границу, за которой начинается вульгарность.

Моника Белуччи – образец женственности в классическом коктейльном черном платье-футляр. Идеальный выбор для женщин любых форм, то самое маленькое черное платье мечты на любой случай!

Мишель Уильямс в элегантном красном платье. Кружева хороши не только в черном цвете!

Энн Хэтэуэй в идельном белоснежном летнем и легком кружевном платье, подчеркивающем ее женственность и нежность.

Лив Тайлер в смелом коктейльном платье с элементами бельевого стиля, которое благодаря кружевам шантильи смотрится просто невероятно.

Кортни Кардашьян в смелом кружевном боди. В сочетании с простыми черными брюками это очень актуальный и модный вариант для вечернего выхода.

Миранда Керр демонстрирует настоящий голливудский шик и гламур в идеальном длинном вечернем платье с кружевным верхом.

Будьте стильными и красивыми!

Секреты стиля

Популярные статьи

Кружево Шантильи

Portrait of a Young Woman with a Lace Shawl Adelaide Salles-Wagner, nee Wagner ca. 1850s.

“Шантильи является одним из самых распространенных типов кружева. Он не только способствовал формированию и успеху французского плетеного кружева, но также оказал значительное влияние на стилистические особенности современных кружевных изделий, предназначенных для модной индустрии.

слева: платье 1860-х гг, справа: платье от Кристиана Лакруа.

Плетеное кружево широко распространено во Франции, начиная с XV века.

Европейское признание французское плетеное кружево получает только в XIX в., когда в 1840-е годы входит в моду кружево шантильи. На волне увлечения ретростилями, определявшими стилистические особенности произведений прикладного искусства второй четверти-конца XIX в., неорококо было так же актуально. Обращение к арсеналу художественных средств алансонских кружев стало залогом популярности кружева шантильи.

История этого маленького городка севернее Парижа достаточно типична для XIX века. Первоначально, в Шантильи делали черное и белое плетеное шелковое кружево, а также кружево из металлических нитей. Еще в первой четверти XIX века плетеное в Шантильи кружево известно под названием модных тогда блонд. Под своим собственным именем шантильи появляется уже тогда, когда в самом городе его производство прекратилось. В XIX веке кружевом шантильи славятся такие французские центры как Байе и Канн, где сначала плетут блонды, а потом переходят на шантильи.

Шантильи представляет собой плетеное кружево из черных шелковых нитей. Оно плетется на большой плоской подушке. Маленькие вещи изготавливаются одним куском, изделия более крупного размера делаются отдельными сегментами, которые впоследствии соединяются незаметным сцеплением. Материалом для шантильи служит шелковая нить – “Гренадин Алэ”. Характерная для XVIII века сетка фона представляет собой решетку из ромбов, образованную пересечением одной горизонтали двумя диагоналями, направленными в противоположную сторону и носит название “point Chant” или “point de Paris”.

Позже, в конце XVIII – начале XIX века, ее заменяет сетка с сотовой ячейкой в подражание знаменитому и очень тогда популярному кружеву Алансон.

Орнамент узора, выполняется решеткой “point grille”, которая в некоторых частях рисунка, для достижения глубины и объема, плетется более плотно. Контуры рисунка, равно как и ажурных сеток “point marriage” (которые также называются “vitre” или “cinq trou”), очерчивает более плотная шелковая нить.

Шантильи является типичным кружевом времен Наполеона III. Как правило, это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юбки, зонтики, а также, воланы, барбы, различные наколки и носовые платки.

Наколки для волос:

Leonilla Ivanovna Baryatinskaya. Sokolov

Из коллекции Музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Веера:

Renoir. Lise With Umbrella.

Из коллекции Музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. И, в то же время, они очень современны своей эпохе. Рисунок всегда отличается сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками.

Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повторяющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.

В кружеве шантильи часто можно встретить изображение полос с узором, напоминающим тесьму и архитектурные профили: чередование выгнутых и вогнутых линий в сочетании с листьями аканта. Они придают этим композициям декоративность и задают какой-то особенно торжественный ритм.

К середине XIX века шантильи становится столь популярно, что его не только используют в костюме (и в Западной Европе и в Америке и в России), но и изготавливают в разных городах разных стран. Несколько центров по производству кружева шантильи было и в Бельгии (Грамон и Ангуэн). Огромная популярность, которой пользовалось кружево шантильи во второй половине XIX века, позволило ему занять крупное место в истории западноевропейского кружева.

Впрочем, на этом история шантильи не заканчивается. С появлением машинного производства кружева стало возможным воспроизводить аналогии знаменитых кружев, сплетенных или шитых, в том числе и шантильи.

Юбка 1870-х гг из “шантильи”.

В начале ХХ века были модны платья из черных кружев на светлом чехле. Как правило, при их изготовлении, использовалось разное кружево и, для усиления драматического эффекта, апликация из черного бархата и атласных лент.

A Portrait of Mrs. James Leigh Coleman by Raimundo Madrazo, 1886

1892, American, Made of satin and lace

c. 1898 CONWAY Robes

Dinner Dress ca. 1901.

1900-05, Mode Museum

Накидка начала ХХ века.

BLACK LACE TEA GOWN, c. 1905

TRAINED BLACK LACE EVENING GOWN with SEQUINS, c. 1905

Dress, Evening 1906-08

Long dress, F. Mulot, Paris, 1910.

Portrait of Ewfimia Nosova by Konstantin Somov, 1911 Russia, the Tretyakov Gallery.

1910 Black cotton velvet and silk Chantilly lace Edwardian Gown

1913 MANALT-HOSCHEDE, 8 Rue Volney, Paris

SILK and CHANTILLY LACE DINNER DRESS, c. 1913

Кинозвезды 40-х и 50-х гг. Фильм-нуар редко обходился без женщин в “шантильи”, но это уже тема для другого рассказа))

Современное кружево шантильи предназначено, главным образом, для декорирования эксклюзивных нарядов и создания рафинированных и утонченных образов. Кружево активно используется в сфере высокой моды и готового платья. Ведущие фирмы изготовители кружева работают с известными домами мод, такими как Prada, Zac Posen, Chanel, Christian Lacroix, Valentino, Givanchy, Elie Saab, Christophe Josse.

Подводя итоги, остаётся лишь подчеркнуть, что бережное отношение к традициям национальной культуры не только помогло французскому кружеву шантильи занять значительное место в истории плетеного кружева и получить мировое признание, но позволило обогатить арсенал технических и художественных средств современных кружевных изделий”.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Кружево шантильи. История

Кружево, известное сейчас под названием “шантильи” появилось в XIX в. во французском городке Шантильи.

Шантильи представляет собой плетеное из черных шелко­вых нитей кружево. Оно плелось на большой плоской подушке. Маленькие вещи изготавливались одним куском, изделия более крупного размера – отдельными сегментами, которые впоследствии соединялись незаметным сцеплением. Материалом для шантильи служила шелковая нить – «Грена­дин Алэ». Характерная для XVIII века сетка фона представляла собой ре­шетку из ромбов, образованную пересечением одной горизонтали двумя диагоналями, направленными в противоположную сторону и носила название «point Chant» или «point de Paris». Позже, в конце XVIII – начале XIX века, ее заменила сетка с сотовой ячейкой в подражание знаменитому и очень тогда популярному кружеву Алансон. Орнамент узора, выполнялся решеткой «point grille», которая в некоторых частях рисунка, для достиже­ния глубины и объема, плелась более плотно. Контуры рисунка, равно как и ажурных сеток «point marriage» (которые также называются «vitre» или «cinq trou»), очерчивала более плотная шелковая нить.

Из шантильи делали различные изделия – от платьев и юбок, до перчаток и носовых платков.

Рисунок отличался сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполнял почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками. Край изделия обрамлял характерный для времен Второй Империи, неизменно повторяющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.

Во второй половине XIX в. шантильи становится популярным во всем мире. Его использовали в одежде в разных странах, а также изготавливали в разных городах.

ANTIQUE FLAPPER 1920’S SILK CHIFFON AND SILK CHANTILLY LACE DRESS

Edwardian gown pink black Titanic Dress, Edwardian Gowns, Chantilly Lace

С появлением машинного производства кружева, появилась возможность делать аналоги знаменитых кружев, в том числе и шантильи.

Сегодня кружево шантильи используется в сфере высокой моды и готовой одежды. Многие модельные дома активно используют его в своих коллекциях.

1952 Dovima in black Chantilly lace and pure silk taffeta dress by Seymour Jacobson, Vogue

Brown Chantilly shift dress by Pat Sander showing arms through lace sleeves and a bared back, Vogue November 1965

Periwinkle silk chiffon and Chantilly lace gown with a flowing cape and cascading ruffles | RALPH & RUSSO SPRING SUMMER 2017

Большую популярность кружево шантильи приобрело в свадебной моде:

Plunging v-neckline Chantilly lace full ball gown with cap sleeves from the new Spring/Summer 2019 Marchesa Bridal Collection.

Ну и, конечно, в производстве нижнего белья:

В нашем магазине вы можете приобрести современные образцы кружева шантильи разных производителей. Жмите СЮДА

Кружево шантильи: роскошь и элегантность французского кружева

Кружево шантильи – тончайшие чёрные изделия родом из Франции. Материал используют для изготовления нарядной одежды или декорирования вещей вставками. Французское кружево вручную делают из специальных шёлковых нитей. В машинном производстве используются хлопковые и синтетические волокна.

История появления и описание

Во Франции плетёное кружево стало популярным с 15 века. Моду на него привезла из Италии Екатерина Медичи. Заказывать его из Венеции было дорого, и поэтому было решено плести здесь.

Кружево шантильи, что это такое? Называется оно так по месту происхождения – небольшой городок Шантильи севернее Парижа. Сначала изготавливали чёрное и белое кружево из шёлковых нитей, также из металлических нитей, из льняных; потом стали делать только чёрное кружево.

В 17 веке в городе Шантильи построили несколько фабрик по производству кружева.

В Европе оно вошло в моду и стало популярным с сороковых годов 19 века. Его плели вручную, и стоило французское кружево шантильи очень дорого. Только состоятельные люди покупали себе такую роскошь.

Изделие плели на плоской большой подушке. На неё крепили нитки с одной стороны, другие концы наматываются на коклюшки. Для изготовления небольших вещей хватает одного куска ткани. Крупное делали отдельными элементами, которые потом соединяли между собой.

При Наполеоне третьем такое кружево применяли почти везде. Как при изготовлении небольших изделий, так и крупных:

    шарфы, мантильи, пелерины; юбки, зонты, носовые платки; воланы, рюши на платьях; накидки, жакеты; наколки на волосы, веера; перчатки и митенки.

В середине 19 века французские кружева обрели такую популярность, что фабрики по их производству открылись в других странах. Несколько таких было в Бельгии.

В конце 19 – начале 20 века модными были белые или светлые платья, покрытые чёрным кружевом.

В 18 веке основа выглядит как ромбовидная решётка. Две диагонали пересекаются с одной горизонталью, направленной в другую сторону. К началу 19 века сетка становится похожей на соты, как у шестигранного кружева из Алансона.

Алансонское кружево состоит из шестигранных ячеек. В основном присутствует растительный, цветочный рисунок. Поверх контуров орнамента нашивали белый конский волос. Для изготовления 1 квадратного сантиметра такой красоты вручную понадобится 4-5 часов работы.

На стыке 18 и 19 веков рисунок алансонских кружев упрощается. Его используют по контуру, на фоне выполняют мелкий рисунок бабочек, горошка.

Сейчас почти все кружева изготавливают машинным способом, ручную работу найти трудно. В музее есть мастерицы, которые показывают технику изготовления алансонского кружева.

Валансьенское кружево стало популярным в 18 веке после переноса сюда фабрики по производству кружев. С 13-го века в Валансьене изготавливали лучший батист. Изначально мастерицы из Фландрии обучали французских плетению кружева. Каждый рисунок был основательно сплетён, сетка была точной формы, изделия были тонкими. После присоединения к Франции вид кружева поменялся. Популярной стала очень тонкая сетка с плотным рисунком.

У кружева валансьен преобладает растительный орнамент, ячейки сетки разнообразные: круглые, квадратные, ромбовидные. Сетку и рисунок плетут одновременно, это отличает данный вариант ровной поверхностью, отсутствием рельефа.

Эти виды кружева похожи и все они из разных французских регионов.

Где используют кружево шантильи

В 40-50 годах прошлого века кинозвёзды часто появлялись в фильмах в наряде, украшенном этим кружевом. Сейчас шантильи применяется для украшения дорогих эксклюзивных нарядов, при изготовлении готовых платьев.

Основные производители этого материала сотрудничают с известными по всему миру домами мод. Производители нижнего белья нередко используют шантильи при создании элегантных и уникальных комплектов.

Из этой ткани делают блузки, топы, юбки, коктейльные, вечерние и свадебные платья. Платье Кейт Миддлтон на свадьбе было украшено кружевом Sophie Hallette – это ведущий производитель подобных изделий.

Сейчас французские кружева используются как для массового сегмента, так и для эксклюзивных вариантов одежды. Ещё один ведущий производитель кружева – это Riechers Marescot. Самые лучшие ткани этих производителей стоят дорого. В интернет-магазине можно найти тесьму за 10-16 тысяч рублей за погонный метр. За 12-18 тысяч – самые дорогие крупные ткани.

Популярный вариант нарядов – верх из кружева, низ из другой ткани, или наоборот. Варианты:

    кружевная блузка и простые брюки; ажурный лиф платья и низ из тонкого шёлка; однотонная майка из хлопка и плетёная юбка; джинсы и кружевная обувь без каблука.

Шантильи применяют для декорирования домашнего текстиля:

    комплекты постельного белья; салфетки, платочки; скатерти.

При желании и наличии свободного времени можно самостоятельно украсить приятные домашние мелочи.

Как раньше, так и сейчас, дорогое кружево применяют для украшения интерьера и мебели. Это далеко не всем по карману, но и выглядеть такая комната будет богато и утончённо.

В продаже можно встретить французский гипюр, изготовленный в технике шантильи. Это прочный, но тонкий материал, подходит как для создания платья на свадьбу, так и для изготовления вечернего наряда. У гипюра шантильи присутствует растительный двухсторонний рисунок. Края обработаны особым способом и похожи на реснички.

Сейчас его производят машинным способом преимущественно из синтетических волокон. Обычно это 100% полиэстер либо с добавлением нейлона. Бывают варианты с большей частью искусственного шёлка. Встречается смесь полиамида и хлопка. Иногда делают из 70-80% хлопка также с добавлением нейлона. Часто можно встретить и варианты наоборот – большая часть нейлон, остальное хлопок. Бывает с добавлением волокон «район» – особых вискозных нитей. Для блеска добавляют люрекс.

Трудно найти в свободной продаже изделия ручной работы. При этом они стоят дорого и производятся в основном из шёлковых нитей.

Воздушное нежное кружево требует особого ухода:

    Тончайшее бельё замачивают в чистой тёплой воде без мыла. Её меняют два или три раза. Проблемные участки застирывают хозяйственным мылом, оставляют так на 30 минут, и прополаскивают. Затем немного средства для стирки разводят в воде и взбивают в пену, замачивают там ненадолго изделие. Не трут, не мнут – просто полоскают в чистой воде. Бюстгальтер замачивают в растворе деликатного моющего. Плечики и чашечки осторожно трут мягкой щёткой. Прополаскивают и не отжимают, чтобы не испортить форму. Вешают на плечики в расправленном виде до высыхания. Платье кладут на дно ванны и некоторое время поливают душевым шлангом. Хозяйственным мылом застирывают стратегически важные места – подмышки, воротник, рукава. Снова поливают душем. Замачивают на 2 часа в воде с добавлением моющего средства с антистатиком. Участки с вышивкой и стразами протирают новой губкой для посуды. Выполаскивают дважды и вешают на плечики до высыхания, чтобы не деформировалось и не было мятым. Пятна выводят хозяйственным мылом. Нужно смочить брусок и потереть им испачканный участок. Затем прополоскать сначала в тёплой, потом в холодной воде и высушить. Занавески сушат растянутыми, рекомендуется делать это на рамке. Сухие шторки окажутся ровными, гладить их не нужно. Другой домашний текстиль закатывают в хлопковую простыню минут на 20 и после этого гладят. Платья с французским кружевом из хлопковых волокон и кружевной трикотаж утюжат с изнаночной стороны через влажную марлю. Вещи с рельефным орнаментом не отпаривают, чтобы не потеряли форму. Воротнички сначала крахмалят специальным средством. Затем немного подсушивают и гладят носиком утюга. Домашний текстиль утюжат с изнанки сквозь тонкий хлопок

Нельзя отступать от правил ухода, иначе нежное тонкое кружево быстро испортится.

Шантильи – это тончайшее уникальное кружево с историей в несколько столетий. Оно придаст наряду красоту и утончённость. Вечернее или свадебное платье будет выглядеть элегантно и дорого.

Кружево Шантильи.

Меня давно просили сделать пост про кружева “шантильи”. С иллюстративным материалом проблем не было, а вот текст. Но тут мне попалась отличная статья и я решила: пусть будет текст чужой, а подбор картинок мой))
Читаем и любуемся!

Portrait of a Young Woman with a Lace Shawl Adelaide Salles-Wagner, nee Wagner ca. 1850s.

“Шантильи является одним из самых распространенных типов кружева. Он не только способствовал формированию и успеху французского плетеного кружева, но также оказал значительное влияние на стилистические особенности современных кружевных изделий, предназначенных для модной индустрии.

слева: платье 1860-х гг, справа: платье от Кристиана Лакруа.

Плетеное кружево широко распространено во Франции, начиная с XV века. Это узкие полоски несложного по технике плетения кружева. Со времени основания мануфактурного производства шитых иглой кружев в середине XVII, существенных успехов в области плетеного кружева, достигнуть не удалось. Все попытки воспроизвести кружево аглетер оказались безрезультатны.

Европейское признание французское плетеное кружево получает только в XIX в., когда в 1840-е годы входит в моду кружево шантильи. На волне увлечения ретростилями, определявшими стилистические особенности произведений прикладного искусства второй четверти-конца XIX в., неорококо было так же актуально. Обращение к арсеналу художественных средств алансонских кружев стало залогом популярности кружева шантильи.

История этого маленького городка севернее Парижа достаточно типична для XIX века. Первоначально, в Шантильи делали черное и белое плетеное шелковое кружево, а также кружево из металлических нитей. Еще в первой четверти XIX века плетеное в Шантильи кружево известно под названием модных тогда блонд. Под своим собственным именем шантильи появляется уже тогда, когда в самом городе его производство прекратилось. В XIX веке кружевом шантильи славятся такие французские центры как Байе и Канн, где сначала плетут блонды, а потом переходят на шантильи.

Шантильи представляет собой плетеное кружево из черных шелковых нитей. Оно плетется на большой плоской подушке. Маленькие вещи изготавливаются одним куском, изделия более крупного размера делаются отдельными сегментами, которые впоследствии соединяются незаметным сцеплением. Материалом для шантильи служит шелковая нить – “Гренадин Алэ”. Характерная для XVIII века сетка фона представляет собой решетку из ромбов, образованную пересечением одной горизонтали двумя диагоналями, направленными в противоположную сторону и носит название “point Chant” или “point de Paris”.

Позже, в конце XVIII – начале XIX века, ее заменяет сетка с сотовой ячейкой в подражание знаменитому и очень тогда популярному кружеву Алансон.

Орнамент узора, выполняется решеткой “point grille”, которая в некоторых частях рисунка, для достижения глубины и объема, плетется более плотно. Контуры рисунка, равно как и ажурных сеток “point marriage” (которые также называются “vitre” или “cinq trou”), очерчивает более плотная шелковая нить.

Шантильи является типичным кружевом времен Наполеона III. Как правило, это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юбки, зонтики, а также, воланы, барбы, различные наколки и носовые платки.

Наколки для волос:

Leonilla Ivanovna Baryatinskaya. Sokolov

Из коллекции Музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Веера:

Renoir. Lise With Umbrella.

Из коллекции Музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. И, в то же время, они очень современны своей эпохе. Рисунок всегда отличается сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками.

Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повторяющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.

В кружеве шантильи часто можно встретить изображение полос с узором, напоминающим тесьму и архитектурные профили: чередование выгнутых и вогнутых линий в сочетании с листьями аканта. Они придают этим композициям декоративность и задают какой-то особенно торжественный ритм.

К середине XIX века шантильи становится столь популярно, что его не только используют в костюме (и в Западной Европе и в Америке и в России), но и изготавливают в разных городах разных стран. Несколько центров по производству кружева шантильи было и в Бельгии (Грамон и Ангуэн). Огромная популярность, которой пользовалось кружево шантильи во второй половине XIX века, позволило ему занять крупное место в истории западноевропейского кружева.

Впрочем, на этом история шантильи не заканчивается. С появлением машинного производства кружева стало возможным воспроизводить аналогии знаменитых кружев, сплетенных или шитых, в том числе и шантильи.

Юбка 1870-х гг из “шантильи”.

В начале ХХ века были модны платья из черных кружев на светлом чехле. Как правило, при их изготовлении, использовалось разное кружево и, для усиления драматического эффекта, апликация из черного бархата и атласных лент.

A Portrait of Mrs. James Leigh Coleman by Raimundo Madrazo, 1886

1892, American, Made of satin and lace

c. 1898 CONWAY Robes

Dinner Dress ca. 1901.

1900-05, Mode Museum

Накидка начала ХХ века.

BLACK LACE TEA GOWN, c. 1905

TRAINED BLACK LACE EVENING GOWN with SEQUINS, c. 1905

Dress, Evening 1906-08

Long dress, F. Mulot, Paris, 1910.

Portrait of Ewfimia Nosova by Konstantin Somov, 1911 Russia, the Tretyakov Gallery.

1910 Black cotton velvet and silk Chantilly lace Edwardian Gown

1913 MANALT-HOSCHEDE, 8 Rue Volney, Paris

SILK and CHANTILLY LACE DINNER DRESS, c. 1913

Кинозвезды 40-х и 50-х гг. Фильм-нуар редко обходился без женщин в “шантильи”, но это уже тема для другого рассказа))

Современное кружево шантильи предназначено, главным образом, для декорирования эксклюзивных нарядов и создания рафинированных и утонченных образов. Кружево активно используется в сфере высокой моды и готового платья. Ведущие фирмы изготовители кружева работают с известными домами мод, такими как Prada, Zac Posen, Chanel, Christian Lacroix, Valentino, Givanchy, Elie Saab, Christophe Josse.

Подводя итоги, остаётся лишь подчеркнуть, что бережное отношение к традициям национальной культуры не только помогло французскому кружеву шантильи занять значительное место в истории плетеного кружева и получить мировое признание, но позволило обогатить арсенал технических и художественных средств современных кружевных изделий”.

Шали из “шантильи” 1860-х годов я выложу отдельным постом, поскольку их изображений в сети попадается очень много.

Кружево шантильи в истории и свадебной моде

© ООО «Новое литературное обозрение», 2018

«Газ, креп-де-шин, тюль и, главным образом, кружева – вот материал, который берут преимущественно для свадебных, бальных и концертных туалетов. Такого изобилия кружев и прошивок, какие встречаются на современных нарядных и более скромных туалетах, не было уже давно. Можно сказать с достоверностью, что ни одно выездное платье не обходится без большего или меньшего количества тонких или толстых кружев. Их нашивают в виде воланов в несколько рядов с рюшками наверху, обшивают ими оборки из легкой материи, накрепляют кружевные воланы вперемешку с воланами из материй, составляют из широких кружев берты на открытом лифе и кокетку на юбку, вставляют кружевные прошивки в виде инкрустаций в материю, дополняя такую гарнировку цветной шелковой материей. Словом, кружева играют в нарядах дам самую главную роль. И каких только кружев не носят в настоящее время! Первое место из всей этой кружевной моды занимают, бесспорно, кружева шпахтель, шантилийское кружево, алансонское, клюни и гипюр, а затем уже идет филейное кружево и подделка кружев reticella. Из черных филейных кружев делают целые блузочки на цветной шелковой подкладке. Гипюровые кружева цвета экрю и cafе́ au lait с черным узором берут для гарнировки черных платьев. Целые кружевные платья черного, белого, крем и экрю цвета надевают на цветные шелковые чехлы. Такой туалет идет для выездов в театр, на вечер, на бал и на свадьбу. В большой моде четырехугольники и шары из кружев и тюля с нашитыми на них золотыми или серебряными нитками и блестками; чрезвычайно эффектны розетки из блесток цвета слоновой кости, серого цвета дыма, золотистого и серебристого цвета. По краям таких розеток накрепляют серебряные или золотые блестки, а посередине – жемчужину. Модными считаются каемки, галуны и канты из золота. Принято отделывать бальные туалеты кружевами одного цвета с туалетом; очень эффектны светло-серые, голубые нежного оттенка, лиловые и розовые кружева. Встречается даже красное шантилийское кружево. В виду таких гарнировок бальный туалет отличается чрезвычайным изяществом и очень наряден». Текст: Новые моды. Париж, Берлин, Вена // Модный свет. 1903. № 46. С. 503. Фото: Pauline Chase

Из многих искусств одно превосходит все: нити, сплетенные странною властью рук – им подражает в тщетной попытке паук…[1]

Никогда еще старинные кружева не были в такой моде, как теперь. Все молодые женщины начали рыться в старых сундуках своих матерей, бабушек и прабабушек в надежде найти что-нибудь из старинных прелестей. Теперь носят все: миланское кружево, венецианское, старинные кружева d’Argentan и прекрасный гипюр с толстыми петлями, имеющий чрезвычайно богатый и тяжелый вид. Самое простое шелковое или бархатное платье станет в высшей степени нарядным, если его украсить старинным кружевным воротником[2].

Что такое кружево? На сегодняшний день нет однозначного определения этому явлению. Одна из главных трудностей в оформлении универсальной дефиниции состоит в том, что эта ажурная материя имеет множество способов производства, которые способны изменить ее внешний вид до неузнаваемости. Однако большинство специалистов сходятся в одном: кружево является продуктом эволюции ткачества и вышивки.

Так или иначе, именно кружево столетиями было одним из наиболее любимых приемов декорирования одежды и прочих предметов, постоянно сопутствующих человеку.

История кружева в системе костюмологии

(costumology & fashion studies)

Отправной точкой настоящей работы стал взгляд на кружево как на составляющую костюма, включающего комплекс одежды и различных костюмных аксессуаров (часто в понятие «костюм» включают также прическу и косметику). Костюм, как порождение определенного культурно-исторического периода, наглядно отражает эстетические и, в ряде случаев, научные концепции изучаемого времени, уровень культуры повседневности, как общества и города в целом, так и отдельных его жителей. «Костюм есть наглядная форма человека», – писал Т. Готье в статье «Мода как искусство»[3]. «Покажите мне все платья, которые в жизни носила женщина, и я сейчас напишу ее биографию», – вторил ему Ч. Диккенс[4].

С понятием «костюм» тесно связано понятие «мода», которое в современной науке рассматривается двояко (в широком смысле как феномен, охватывающий, кроме костюма, и другие сферы культуры, и в узком смысле как индустрия по производству модной одежды). Костюмная мода, как «высокая», так и массовая, в полной мере отражает не только культурно-эстетические, но и социальные, экономические, политические, гендерные и прочие особенности определенного исторического периода. Сам костюм и механизмы моды в его употреблении важны для выявления специфики той или иной культуры, поскольку костюм – система, живо реагирующая на ее изменения и наглядно отражающая их.

Специальные научные дисциплины о костюме и о моде – costumology & fashion studies – еще только оформляются. Костюм и мода, и современности, и прошлого, на сегодняшний день изучаются преимущественно в рамках различных уже сложившихся дисциплин (культуры повседневности, этнологии, декоративно-прикладного искусства, музейного дела, социологии, художественной экспертизы, научного консультирования художественных производств и др.). Соответственно, история костюма и моды рассматривается сегодня с самых различных позиций. Нас интересует прежде всего историко-культурный аспект этих явлений, который в настоящей работе послужит для уточнения статуса кружева как объекта культуры.

В разное время исследованиями этого специфического вида текстиля занимались отечественные специалисты И. Е. Забелин (1869), С. А. Давыдова (1892, 1909, 1913), Н. А. Бакланова (1928), И.Ф. Никольский (1929), М. Н. Левинсон-Нечаева (1925, 1941), И. П. Работнова (1956), Н. Ю. Бирюкова (1959), Л. В. Ефимова и Р. М. Белогорская (1982), В. А. Фалеева (1983), Н. Н. Бертяева (2010), Н. А. Абушенко (2010), Е. В. Брюханова (2004–2005, 2009, 2012), Л. С. Лаврентьева (2013) и др. Кружево в их работах было проанализировано во многих аспектах: выделены и изучены начало его производства на Руси, особенности кружевоплетения как ремесла, технологические особенности изготовления, специфика кружевного импорта и экспорта; выделен отдельно вопрос символического содержания рисунка узора.

Зарубежные исследователи обращались к изучению феномена кружева не менее широко. С 1865 года до настоящего времени опубликовано несколько десятков трудов, которые так или иначе освещают его историю. Изучение зарубежной историографии проблемы показало, что для иностранных коллег характерен подлинный, имеющий прочные, долгие традиции интерес к кружеву как части национального декоративно-прикладного искусства.

На этом широком фоне можно констатировать отсутствие обобщающих трудов, позволяющих осмыслить место, роль и особенности кружева не только как разновидности текстиля, декоративно-прикладного искусства или элемента костюма, но и как культурного текста, вполне способного выразить специфику культуры, его породившей.

Итак, цель настоящей работы определяется как уточнение роли кружева в качестве маркера принадлежности к определенной культуре, как европейской, так и отечественной. Акцент в работе сделан на периоде Belle Époque, который стал не только культурным ренессансом, но и «золотым веком» возрождения старинного кружева. Именно в это время создаются подлинные шедевры, авторы которых переосмысливают все известные им исторические стили.

Читайте также:  Свадебные платья для беременных – фото лучших моделей
Ссылка на основную публикацию