Пасхальные яйца Карла Фаберже – история и фото

История яйц Фаберже

Сегодня в самый важный христианский праздник, хотим вам рассказать кратко историю яйц Фаберже.

Изысканные произведения Фаберже пережили трагическую и залитую кровью историю, которая разбросала их по всему миру.

Что можно найти внутри пасхального яйца? Плитку шоколада? Пушистого, желтого Пасхального игрушечного цыпленка? На протяжении 30 лет императрицы царской России научились ожидать немного большего от пасхальных подарков. Внутри чисто белого, в натуральную величину яйца — вылепленного из эмали, не шоколад – подарок царя Александра III царице Марии Федоровне в 1885 году, был золотой желток, скрывающий золотую курицу. Внутри золотой курицы были алмаз и миниатюра императорской короны.

Это было только первое из 50 декоративных пасхальных яиц, сделанных для русской царской семьи Санкт-Петербургской студии Питера Карла Фаберже между 1885 и 1917 годами, когда Октябрьская революция привела к власти большевиков.
Яйца были изготовлены из золота, покрытого мелкими слоями лака и усыпанный драгоценными камнями.

Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России. А также названием вида ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризами и одним из символов России. Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней. В ход шли драгоценные эмали и тонкая ювелирная работа.

Одно из яиц Фаберже содержит модель Транссибирского экспресса — это праздник в честь железной дороги, его крошечный локомотив в комплекте с алмазной фарой тащит пять золотых вагонов, их окна из горного хрусталя и выгравированные с бесконечно маленькими надписями на вагонах «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». С помощью маленького ключика поезд можно привести в движение.

Часто мастера фирмы Фаберже экспериментировали с нетрадиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта дерева, редкие минералы. Изготовление каждого яйца занимало практически год. Структура фирмы Фаберже опережала свое время: ювелирные фирмы, входящие в концерн, были достаточно самостоятельны в работе.

Многие ювелиры, работающие у Фаберже, владели собственными фирмами, но считали честью участвовать в исполнении императорского заказа. До наших дней дошло 62 яйца. Большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными.

Карл Фаберже был потомственным ювелиром, путешествовал по Европе и обучался в Дрездене, после чего начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого он вернулся в Россию. В возрасте 24 лет в 1870 году он взял фирму отца в свои руки. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Так Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Все яйца, сделанные фирмой Карла Фаберже для императорской семьи, хранились в специальной комнате в Аничковом дворце. В ходе революции 1917 года они были выкрадены большевиками и переданы в Оружейную палату Кремля. Тем не менее семь из яиц пропали без вести и по сей день не обнаружены.

Одно из яиц не было закончено из-за революции 1917 года. Яйцо «Созвездие» было уникальным в своем роде, так как для него были использованы редкоземельные минералы. Сейчас яйцо хранится в Минералогическом музее имени Ферсмана в Москве.

Хотя Дом Фаберже был национализирован большевиками после революции, сын Карла Питер покинул страну и умер в Швейцарии в 1920 году. Для приобретения иностранной валюты для молодого Советского Союза, Сталину пришлось продать около 14 яиц, которые осели в европейских коллекциях.

Девять яиц из оригинальной коллекции были проданы Малькольму Форбсу и долгое время находились в Нью-Йорке. Так было до тех пор, пока их не выкупил русский олигарх Виктор Вексельберг, который потратил на коллекцию более 100 миллионов долларов.

Яйцо Ротшильдов. В 2007 году яйцо из частной коллекции семьи Ротшильдов побило сразу два аукционных рекорда как самый дорогой хронограф и как самое дорогое из проданных яиц Фаберже. Сумма продажи составила 8,9 миллионов евро.

Невероятно, но в 2004 году одно из пропавших без вести яиц нашлось совершенно случайным образом. Анонимный счастливчик купил его на блошином рынке по ценре золотого лома. Каково же было его удивление, когда он узнал истинную стоимость яйца — около тридцати миллионов долларов.

Традиции продолжаются. Недавно Дом Фаберже возродил свою пасхальную традицию. В феврале 2015 года фирма создала яйцо для правящей династии Катара. Современное яйцо сделано из перламутра, серого жемчуга, бриллиантов и белого золота.

ПОСЛЕДНЕЕ ЯЙЦО КАРЛА ФАБЕРЖЕ

В художественном мире — сенсация: найдено последнее ювелирное пасхальное яйцо, которое в 1917 году Карл Фаберже делал для царской семьи. О подробностях этого открытия, а также о роли ювелира и его произведений в российской истории рассказывает хранитель коллекции Фаберже в Государственных музеях Московского Кремля Татьяна МУНТЯН, непосредственно причастная к редкой находке

ПОСЛЕДНЕЕ ЯЙЦО КАРЛА ФАБЕРЖЕ

— Последнее пасхальное яйцо Фаберже хранилось в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана с 1925 года. Его в числе других ценностей подарил музею Агафон Фаберже, второй сын прославленного ювелира. Яйцо лежало в разобранном виде, и долгое время думали, что это просто детали из стекла и кварца.

Полгода назад в музей пришли сотрудники Гохрана — они отбирали известные хрестоматийные вещи для своей выставки. Искусствовед Вероника Валдаева обратила внимание на непонятного вида стекло, позвонила мне, предложила посмотреть. Когда главный хранитель Музея Ферсмана Марианна Борисовна Чистякова положила передо мной две синие полусферы и кварцевое облако, я мгновенно узнала эти фрагменты.

Пасха, главный праздник Православия, до революции был особенно любим народом, так как совпадал с приходом весны, тепла и пробуждением природы. На рубеже XIX — XX столетий Пасха приобрела универсальное значение: сложилась целая отрасль прикладного искусства, занимавшаяся выпуском пасхальной продукции. Делали огромное количество пасхальных яиц из самых разных материалов — стекла, фарфора, дерева, поделочных камней.

Матильда Кшесинская вспоминала, как на Пасху ей дарили большое яйцо из живых ландышей, а к нему было привязано маленькое драгоценное яичко, которое можно было носить как брелок. Или простое соломенное яйцо, внутри которого завернутыми в бумажки лежали «чудесные вещицы от Фаберже и пара бриллиантовых пряжек».

Ювелирные пасхальные яйца Карла Фаберже считались вершиной жанра. Так получилось, что они стали своеобразным символом эпохи. Редкая книга о Николае II или Александре III обходится без главы о придворном ювелире, изобразившем огромную империю в виде золотой мозаичной миниатюры.

Интерес к пасхальному заказу последние русские императоры пронесли через всю жизнь. Впервые Александр III заказал у Фаберже пасхальное яйцо в 1884 году. Результат настолько понравился, что с тех пор каждый год императрица Мария Федоровна получала подобный подарок. После смерти Александра III традицию продолжил Николай II, только делали уже два яйца: одно — для матери царя, а второе — для его супруги.

Яйца Фаберже ценятся и как произведения ювелирного искусства, и как чудеса механики. Многие из них имели музыкальные и часовые устройства, сюрпризы, например, золотой поезд, заводившийся ключиком и проезжавший несколько метров, или портшез с Екатериной II, который несли два шагающих мавра.

В 1900 году коллекция пасхальных яиц была показана на Всемирной выставке в Париже. Она шла вне конкурса, так как автор был членом жюри. В 1902 году в особняке барона фон Дервиза в Петербурге проходила благотворительная выставка, на которой коллекцию Фаберже представляли члены императорской фамилии, княгиня Юсупова, влиятельнейшие лица русской аристократии. Изделия фигурировали на выставке как уникальные произведения искусства, а не просто как товары из магазина.

И когда сегодня некоторые люди, желающие прослыть оригиналами, называют яйца Фаберже матрешками для миллионеров, они правы только наполовину. Эти вещицы действительно предназначены миллионерам. Но они отнюдь не матрешки: пасхальное яйцо совершенно в художественном плане и полно глубоких символических смыслов.

Эти произведения уже сто лет занимают вершину антикварного ювелирного олимпа и никому свое почетное место уступать не собираются. 19 апреля 2002 года на аукционе Кристи в Нью-Йорке «Зимнее яйцо» ушло за 9,6 млн. долларов, в то время как в 94-м году его купили за 5,6 млн. долларов.

Каждый год императорская семья с вожделением ожидала, что же еще придумает Фаберже. Однажды Мария Федоровна, получив очередное яйцо, сказала ювелиру: «Вы гений, вы несравненный гений нашего времени!»

В пасхальных яйцах запечатлены этапы русской истории. Например, яйцо 1891 года «Память Азова». В тот год цесаревич Николай совершал кругосветное путешествие: будущий царь должен был приехать на Дальний Восток и вернуться сухим путем в столицу, обозрев таким образом свои владения. Событию придавали большое государственное значение. В Японии на цесаревича было совершено покушение, смертельный удар удалось отвести чудом.

Яйцо подарили императрице, когда путешествие было в разгаре, и ничто не предвещало трагедии. А Фаберже сделал его из кровавой яшмы — зеленого камня с мелкими красными вкраплениями. Когда смотришь на это яйцо, зная историю, трудно отделаться от мысли, что мастер обладал даром предвидения.

Яйцо «Московский Кремль» было создано в память о посещении Николаем II и Александрой Федоровной Москвы на Пасху 1903 года. После коронации и Ходынки императорская чета Москву не жаловала, а тут царская семья провела в Первопрестольной и Страстную и Пасхальную недели. Русское общество — о чем тогда писали газеты — восприняло это как примирение с Москвой и москвичами. Память об этом также запечатлена в ювелирном пасхальном произведении, внутри которого помещен музыкальный механизм, играющий херувимские гимны.

В 1916 году яйцо для императрицы изготовили из стали. У него очень сдержанное оформление: ни бриллиантов, ни золота. Американские исследователи писали, что Фаберже в годы войны испытывал сложности с драгоценными металлами и камнями, поэтому яйца были простыми. Ничего подобного. Сложностей фирма не испытывала, и запас камней был. Но нужно учитывать этический момент: Николай II не считал возможным в сложных исторических условиях заказывать дорогие подарки.

Читайте также:  Наручные женские часы 2020 – золото, платина, бриллианты

За тридцать два года работы Карл Фаберже сделал для царской фамилии пятьдесят яиц. Точное их количество установили по счетам в Императорский Кабинет. Фаберже отправлял во дворец очередное яйцо и одновременно — счет к оплате. До наших дней сохранились 42 яйца, остальные исчезли в революционные годы. Императорский заказ считался уникальным, больше ничего подобного Фаберже ни для кого не делал. Хотя были некоторые исключения.

Одно пасхальное яйцо изготовили для княгини Зинаиды Юсуповой — супруг подарил его в честь 25-летия свадьбы. Еще одно — для герцогини Мальборо, в девичестве — Консуэло Вандербильд. Одно яйцо Фаберже сделал Э. Нобелю — нефтяному магнату, племяннику знаменитого Альфреда Нобеля. И — до сих пор необъяснимый факт — семь яиц от Фаберже хранились в коллекции купчихи Варвары Базановой, в замужестве Кельх, которая владела Ленскими золотыми приисками, железными дорогами и пароходством и была одной из самых богатых женщин России. Она соединила деньги с титулом — вышла замуж за дворянина Александра Кельха.

Варвара Кельх обладала крутым нравом, и это был, вероятно, ее каприз — «хочу черевички не хуже царских». Некоторые принадлежавшие ей пасхальные яйца по своей композиции повторяли императорские. Позже купчиха бросила мужа, еще до революции уехала в Париж и увезла с собой всю коллекцию драгоценностей. Яйца Кельх в основном и продаются на аукционах. Стоят они дешевле императорских, но все равно цена доходит до 3,5 млн. долларов.

Из 42 царских яиц только десять остались в России, и те достаточно случайно. В 1917-м они как личное имущество императриц были национализированы. Керенский распорядился отвезти их в Москву, в Оружейную палату. До 1922 года сундуки с ценностями стояли нераспечатанными. В Гражданскую войну сотрудники музея голодали, но не было ни одного случая пропажи и хищений.

В 1922-м пасхальные яйца передали уполномоченному Совнаркома некоему Чинареву: началась беспрецедентная распродажа национального русского достояния. Считалось, что драгоценности не имели музейной ценности. Горький писал, что изделия Фаберже — это просто «художественно обработанное серебро».

Однако все распродать не удалось — рынок был перенасыщен, — и в 1927 году двадцать четыре яйца вернулись в Оружейную палату. Через три года Наркомфин снова потребовал выделить одиннадцать яиц на продажу. Пытаясь это событие оттянуть, директор писал объяснительные записки: «Изъятие яиц затруднит марксистско-ленинскую реэкспозицию». Но ему ответили, что задержка будет расценена как саботаж.

По какому принципу отдавали экспонаты, неизвестно. Скорее всего, это было желание «купцов». Наиболее виртуозные в ювелирном плане вещи продали. Среди покупателей были Арманд Хаммер, супруга американского посла Марджори М. Пост, три яйца приобрела уроженка Нового Орлеана Матильда Геддингс Грей, еще несколько — Лилиан Томас Пратт, супруга президента «Дженерал моторс».

Последняя распродажа из Оружейной палаты состоялась в 1933 году. В частности, ушло великолепное мозаичное яйцо, где драгоценные камни имитировали вышивку по канве крестиком. Его придумала женщина-художница Альма Пиль в стиле дамского рукоделия. Это яйцо попало к английской королеве Мэри и сегодня принадлежит Елизавете II, в коллекции которой три яйца Фаберже.

Если учитывать высочайшее художественное качество, баснословную стоимость и ограниченное число пасхальных яиц, то становится ясно, какой интерес вызывали два последних произведения 1917 года.

То, что они были практически завершены, сомнений не вызывало, ведь государственный переворот случился в марте, а Пасха обычно в апреле. Куда исчезли пасхальные яйца 1917 года, никто не знал. Было огромное искушение выдать за них какую-либо подделку. Лишь сравнительно недавние архивные изыскания и российских ученых, в частности Валентина Скурлова, и Татьяны Фаберже, правнучки великого ювелира, живущей сейчас в Швейцарии, — расставили точки над i. Были найдены и опубликованы эскизы самого Карла Фаберже, а также словесные описания исчезнувших памятников.

«Мы делаем большое пасхальное яйцо из белого кварца и нефрита исключительной художественной работы», — так комментировал еще не завершенное произведение сам автор. В конце 1916 года на фирме сложилась непростая ситуация: художников и мастеров начали призывать в армию. Пытаясь уберечь их, Фаберже обратился к генералу Воейкову в канцелярию дворцового коменданта, объясняя, что высочайших заказов с него никто не снимал. В этом контексте он и упоминал пасхальное яйцо из нефрита и кварца.

В архивах Татьяны Фаберже хранится переписка 1922 года Евгения Фаберже, старшего сына ювелира, с главным мастером фирмы Францем Бирбаумом. Оба они находились в эмиграции, и на вопрос Евгения о последних пасхальных яйцах Бирбаум отвечал, что одно яйцо для царя он помнит точно: оно было из голубого стекла и инкрустировано созвездием, под которым родился цесаревич. Яйцо поддерживалось серебряными херувимами и облаками из горного хрусталя. Исполнение его было прервано войной: херувимы и облака закончены, но само яйцо с инкрустацией и пьедесталом — нет. Куда все исчезло, неизвестно.

Второе яйцо 17-го года было подчеркнуто простым: из карельской березы в золотой монтировке. Оно должно было быть подарено царю, но Керенский не разрешил. По одной гипотезе, яйцо попало к великому князю Владимиру Александровичу. При описи большевиками его имущества упоминалось некое деревянное яйцо с заводной фигуркой слоника внутри. Вещицу экспроприировали, и дальнейшая ее судьба неизвестна. Но яйцо ищут, даже фильм в свое время сняли — «Тени Фаберже». Карла Фаберже в нем сыграл Анатолий Ромашин.

Агафон Фаберже, передавший детали незаконченного пасхального яйца в Музей Ферсмана, в отличие от других своих братьев эмигрировал не сразу. Он сотрудничал с советской властью — его вынудили это сделать. Вместе с академиком А.Е. Ферсманом он работал над созданием знаменитой книги «Алмазный фонд РСФСР». Совместная работа и, очевидно, дружба и явились причиной того, что в 1925-м году Агафон подарил Музею минералогии уникальные вещи фирмы, например, роскошную коллекцию ограненных камней и вазу из горного хрусталя в золотой оправе.

В 1927 году Агафон тайно бежал из СССР. Говорят, за ним следили агенты ОГПУ, но он уехал в Петроград, там оторвался от слежки и перешел финскую границу.

Для тех, кто занимается Фаберже, последнее пасхальное яйцо мастера — величайшее открытие. То, что это подлинная работа, не вызывает сомнений: у нее стопроцентный провенанс (происхождение).

На хрустальном облаке есть разметки — видимо, это места, где должны были крепиться серебряные херувимы. Две полусферы сделаны из прекрасного синего стекла, которое сделать сейчас никому не под силу. На сферах награвировано созвездие. Оно должно было быть выложено мельчайшими алмазами огранки «роза». В некоторых местах алмазы сохранились. Никакой материальной ценности сами по себе они не представляют (это такая мелочь — алмазная пыль), но крепить их неимоверно трудно, поэтому работа стоила дорого.

Неплохо бы яйцо восстановить — придать ему экспозиционный вид и сделать доступным публике. Хотя бы выложить бриллиантами созвездие цесаревича. Это будет не внедрением в памятник, а логическим завершением. За работу могли бы взяться реставраторы Музеев Кремля. Все, как обычно, упирается в деньги. Где взять бриллианты?

Татьяна МУНТЯН, Марианна ЧИСТЯКОВА
Записала Людмила ЛУНИНА

  • ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО-ЧАСЫ «БУКЕТ ЛИЛИЙ». 1899 ГОД
  • ЯЙЦО «КЛЕВЕР». 1902 ГОД
  • ЯЙЦО «ПАМЯТЬ АЗОВА». 1891 ГОД
  • ЯЙЦО «ЯХТА «ШТАНДАРТ». 1909 ГОД
  • ЯЙЦО «ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ». 1900 ГОД
  • ПОСЛЕДНЕЕ ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО КАРЛА ФАБЕРЖЕ, НАЙДЕННОЕ НЕДАВНО В МУЗЕЕ ИМ. А.Е. ФЕРСМАНА
  • ЯЙЦО «ВОЙНА». 1916 ГОД
  • ЯЙЦО «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ». 1908 ГОД

Пасхальный сюрприз для Марии Федоровны. Яйца Фаберже: подарок и произведение искусства

«Дорого яичко ко Христову дню». Пословица обретает особый смысл, когда речь идет о яйцах Фаберже. Не простая писанка или яйцо, выкрашенное луковой шелухой, а золото, эмаль, драгоценные камни, горный хрусталь и тонкая работа. 10 фактов о вершинах ювелирного мастерства работы Фаберже.

Воспоминание — в подарок

Прообразом первой работы Фаберже стало яйцо из датской королевской сокровищницы. В ХVIII веке в Дании изготавливали ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри. По принципу матрешки в курочке хранилась корона. Император Александр III подарил супруге Марии Федоровне, бывшей датской принцессе Дагмар, аналог — работы Карла Фаберже. Этот подарок и послужил основой целой коллекции.

Свобода творчества и три условия придворному ювелиру

Принимаясь за работу, Карл Фаберже должен был придерживаться формы яйца. Содержимое связывать с жизнью царской семьи и не допускать самоповторов. Император в нетерпении интересовался сюжетом новой работы, на что ювелир отвечал: «Ваше Величество будет довольно».

Сюрприз внутри каждого яйца

Фаберже оправдывал высокий статус придворного ювелира, сохраняя интригу. Сделано 71 яйцо, 54 — императорские. И каждый сюрприз — чудо в миниатюре. Самый знаменитый — точная копия кареты коронации Николая II, самые неожиданные — маникюрный набор и карта империи с Транссибирской магистралью.

Семейная традиция вместе с престолом

После смерти Александра III его преемник Николай II продолжил традицию отца. Теперь подарки работы Фаберже получали две венценосные дамы — супруга и мать императора. Лишь один подарок — «георгиевское» яйцо — Мария Федоровна смогла вывезти в 1918 году, уезжая из России в Данию.

Фаберже и компания

Карл Фаберже — ювелир потомственный и над царскими подарками трудился целый концерн. В числе мастеров — самый известный Михаил Перхин и единственная дама-художник Алма Пихл, которая придумала изморозь на хрустале — «Зимнее яйцо». На каждую работу бригада ювелиров тратила год — как раз до новой Пасхи.

В духе времени

В ювелирной работе использовали не только благородные металлы. В предреволюционные годы многие мастера фирмы Фаберже отправились на фронт, и в тяжелые для страны времена Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Военное стальное». А в 1917-м для Марии Федоровны было изготовлено яйцо из карельской березы.

Читайте также:  Серебряные ювелирные Украшения ко всемирному дню цирка

Криминальный интерес

Яйца Фаберже и криминальный интерес к ним — излюбленная тема для кинематографистов. Советские — «Следствие ведут знатоки» и западные — одна из серий бондианы, картины с Миком Джаггером, Одри Хепбёрн, Мартином Лоуренсом. А для фильма «12 друзей Оушена» сделали металлическую копию яйца Фаберже. Работа обошлась в четыре тысячи долларов.

По мотивам Фаберже

Ювелирные фантазии на пасхальную тему не дают покоя модельерам. По мотивам работ императорского ювелира создают целые модные коллекции. Первая — Валентина Юдашкина с платьями в форме яиц в стиле Фаберже — произвела фурор на показе в Париже. Первым с успехом поздравил молодого коллегу Пьер Карден.

Клеймо Фаберже

Знак двуглавого орла — клеймо Фаберже — придает ювелирным яйцам художественную ценность и добавляет к рыночной стоимости дополнительные нули. Работать «под Фаберже» пытались многие, и в конце ХХ века в Нью-Йорке даже состоялась выставка подделок. Подлинные работы есть в коллекциях пяти стран — России, США, Великобритании, Монако, Швейцарии.

Увидеть своими глазами

После продажи большевиками царского наследия лишь часть изделий Фаберже вернулась на родину. Самая большая в мире коллекция яиц находится в Санкт-Петербурге, в Музее Фаберже. Вторая по размерам — в Оружейной палате. Еще по одному — в экспозиции Эрмитажа и Минералогического музея. де находятся еще восемь императорских подарков — до сих пор неизвестно.

Пасхальные яйца Карла Фаберже

«Вы останетесь довольны», – так отвечал заказчику Карл Фаберже, отвечая на вопрос, что из себя будет представлять ювелирное яйцо. И, действительно, все клиенты, среди которых были весьма знатные, всегда были в восторге от шедевров ювелира.

Карл Фаберже, русский ювелир немецкого происхождения (фамилия происходит от французских корней) был родом из Санкт-Петербурга.

Карл Фаберже (1846-1920)

Когда в 1885 году Александр III заказал пасхальный подарок в виде драгоценного яйца для своей супруги Марии Федоровны, императрица была в восторге, и сразу же Фаберже стал придворным ювелиром.

Помимо изысканной красоты этих изделий, выполненных из золота и серебра (а иногда и из ценных пород дерева), с использованием драгоценных и полудрагоценных камней, эмали, – каждый экземпляр представлял собой сложное механическое устройство с сюрпризом внутри, о котором знал порой только сам ювелир и ещё хозяин.

После подаренного Марии Федоровне яйца под названием «Курица», Фаберже ежегодно изготавливал к Пасхе яйцо для императорской семьи. Позднее, после смерти Александра III, Николай II стал заказывать по два яйца к Пасхе: одно для матери Марии Федоровны, другое – для супруги Александры Федоровны.

Европейские монархи и просто состоятельные люди переняли «моду» от Романовых и тоже стали постоянными заказчиками русского ювелира. Так с 1885 по 1917 годы было выпущено 71 яйцо (54 для царской семьи Романовых).

Магазин Фаберже в Санкт-Петербурге на Большой Морской (фото 1890-х гг.)

Интересно, что торговый дом Карла Фаберже выпускал изделия не только для богатых потребителей, но и для людей со средним достатком, например, медные чарки и портсигары.

У Фаберже был целый штат сотрудников: ювелиров, художников, разработчиков, инженеров, модельеров, – поэтому говорить о том, что изделия Фаберже – это целиком его идея и воплощение, не совсем правильно. Такие ювелиры как Август Холмстрём, Альберт Хольстром, Август Холлминг, Хенрик Вигстрём, Эрик Коллин, Виктор Ааре, Хъялмар Армфелт, Стефан Вякева, Альма Пиль были главными помощниками, работая в ювелирной компании Фаберже.

Но главным самородком был самый искусный ювелир из простой крестьянской семьи из Петрозаводска Михаил Перхин.

Перхин Михаил Евлампиевич (1860-1903)

После революции Фаберже эмигрировал в Европу, а его произведения были национализированы (часть изделий увез в Финляндию сын Фаберже Евгений).

Спустя некоторое время владелец ювелирного торгового дома Эмануил Сноумэн выкупил изделия у советского государственного торгового агента, и благодаря этому многие шедевры удалось спасти, ведь новая власть не понимала, какую реальную ценность представляли собой шедевры ювелира Фаберже.

В 2004 году бизнесмен Виктор Вексельберг выкупил часть пасхальных яиц Фаберже у наследников Малькольма Форбса, издателя журнала Forbes, затем приобрел изделия и у других коллекционеров. И в 2013 году меценат открыл музей Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенный в бывшем дворце Нарышкиных-Шуваловых.

Покажем самые известные шедевры Карла Фаберже.

Первыми будут пасхальные яйца, выполненные для императора Александра III, он заказывал их для своей супруги Марии Федоровны.

«Курочка» .1885 год. Сверху белая эмаль (белок), внутри «желток» из золота и курочка, в которой была корона из рубина (утеряна). Сейчас яйцо хранится в музее К. Фаберже в Санкт- Петербурге.

«Херувим и колесница». 1888 год. Внутри этого яйца находились часы, снаружи оно украшено бриллиантами и сапфирами. Ныне утеряно.

«Память Азова». 1891 год. Сюрприз внутри яйца – фрегат «Азов», на котором цесаревич Николай Александрович (будущий император) и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний Восток в 1890-1891 годах. Яйцо сделано из яшмы, украшено бриллиантами, рубинами, аквамаринами. Хранится в Оружейной палате.

«Кавказское». 1893 год. На четырех створках изображены цифры из бриллиантов – год вручения яйца, а под створками акварельные картины с изображениями мест Кавказа, где жил сын императрицы великий князь Георгий Александрович. Яйцо выполнено из слоновой кости и украшено бриллиантами и жемчугом. До 2021 года на экспозиции в музее Нью-Йорка (США).

«Ренессанс». 1894 год. Сюрприз внутри неизвестен. Яйцо из белого агата, сверху покрыто эмалью, бриллиантами и рубинами. Хранится в музее Фаберже.

Далее следуют изделия, которые заказывал император Николай II для своей матери и супруги.

«Синее яйцо-часы со змеей». 1895 год. Это яйцо Александр III заказывал для своей супруги, но подарить его не успел – подарок преподнес своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, Николай II. Яйцо выполнено из фарфора, змея служит стрелкой на циферблате часов, шедевр украшен бриллиантами. Хранится в коллекции князя Монако Альбера II.

«Яйцо с бутоном розы». 1895 год. Первое яйцо, подаренное Александре Федоровне как императрице. Сюрприз – бутон желтой розы, который напоминал супруге Николая II о ее родине, Дармштадте, который славился цветами. Внутри цветка была спрятана корона, а в ней – кулон (сейчас утеряны). Яйцо украшено эмалью, бриллиантами, рубинами. Сегодня хранится в музее Фаберже.

«Яйцо с вращающимися миниатюрами». 1896 год. Яйцо сделано из горного хрусталя, сверху увенчано изумрудом. При нажатии на изумруд, внутри яйца начинают вращаться миниатюры, связанные с памятными местами для императрицы. Хранится в музее изящных искусств в Вирджинии (США).

«Коронационное». 1897 год. Одно из самых известных яиц. Внутри яйца, покрытого эмалью, копия кареты Екатерины II, на которой прибыл для коронации Николай II. Подножка и дверца откидываются. Снаружи яйцо украшено изумрудами и бриллиантами. Сегодня это пасхальное яйцо можно увидеть в музее Фаберже.

«Пеликан». 1898 год. Эмалевый пеликан с птенцами – символ благотворительности, внутри яйца восемь миниатюр с изображениями учреждений, которые основала императрица Мария Федоровна. Ей и было подарено это яйцо сыном Николаем II. Хранится в музее изящных искусств в Вирджинии (США).

«Ландыши». 1898 год. Это, пожалуй, самое изысканное яйцо, было любимым в коллекции императрицы Александры Федоровны. Внутри него находятся выдвигающиеся портреты супруга Николая II и старших дочерей Ольги и Татьяны. Украшено яйцо жемчугом, бриллиантами, эмалью. Хранится в музее Фаберже.

«Транссибирская магистраль». 1900 год. Создано в честь открытия железной дороги. Серебряное яйцо, внутри которого выгравирована карта Российской империи с магистралью, а сюрпризом служит механический паровоз с пятью вагонами. Украшено бриллиантами, рубинами, ониксом, эмалью. Хранится в Оружейной палате Кремля.

«Гатчинский дворец». 1901 год. Яйцо выполнено из эмали, украшено бриллиантами, рубинами, жемчугом и хрусталем. Внутри копия Гатчинской резиденции императрицы Марии Федоровны. Сегодня хранится в художественном музее Уолтерс в Балтиморе (США).

«Московский Кремль». 1906 год. Самое большое из яиц Фаберже. Через окна Успенского собора можно увидеть интерьер храма (!). На постаменте из оникса копии башен Кремля. Внутри яйца часы и музыкальная шкатулка. Хранится сегодня в Оружейной палате Кремля.

«Колоннада». 1910 год. Это яйцо подарено Александре Федоровне в честь рождения наследника царевича Алексия. Купидон наверху – цесаревич, а четыре ангелочка – его сестры. Изделие выполнено из минерала бавенита, украшено бриллиантами и эмалью. Хранится в коллекции английской королевы Елизаветы II.

«Наполеоновское». 1912 год. Подарено матери Николая II Марии Федоровне в честь 100-летия победы над Наполеоном. Внутри яйца ширма из слоновой кости с изображением представителей полков. Яйцо украшено эмалью, бриллиантами и рубинами. Хранится до 2021 года в экспозиции музея Нью-Йорка (США).

«300-летие дома Романовых». 1913 год. На яйце портреты правителей, начиная от Михаила Федоровича. Внутри яйца глобус с границами Российской империи. Украшено эмалью, бриллиантами, горным хрусталем. Сегодня хранится в Оружейной палате.

«Воскресение». Яйцо из хрусталя, внутри которого Христос Спаситель и два ангела. Украшено эмалью, бриллиантами, жемчугом. Хранится в музее Фаберже.

Как появилось самое дорогое пасхальное яйцо Фаберже, и кто его забытая создательница

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1913 год для России был особенным. Весной отмечался юбилей – 300-летие династии Романовых, и Николай II хотел преподнести своей матери, императрице Марии Фёдоровне, на Пасху особенный подарок. И таким подарком стало «Зимнее яйцо», одно из самых эффектных и ценных творений Фаберже.

Это яйцо совершенно уникально. Его скорлупа выточена из очень хрупкого материала – прозрачного горного хрусталя. А инкрустирована она мелкими бриллиантами (около 1300 штук), рисунок из которых имитирует морозный узор. Основание яйца также выполнено из горного хрусталя, и напоминает кусок тающего льда, по которому стекают «ручьи» из платины и алмазов.

Яйцо разделено на две прозрачные половинки. При их раскрытии обнаруживается сюрприз – корзиночка с букетом белых цветов – подснежников, символизирующих пробуждение природы, наступление весны.

Читайте также:  Православный крест как символ веры и украшение

Корзиночка сделана из платины и украшена алмазами розового цвета. Подснежники же вырезаны из белого кварца, а их листья – из нефрита и зеленого кварца. Это яйцо обошлось Николаю II в 24 600 рублей.

О знаменитых драгоценных яйцах Фаберже слышали, конечно же, все. Но мастер не создавал их собственноручно. Над этими шедеврами, прославляя тем самым фирму и имя самого Фаберже, трудилось немало волшебников-ювелиров, о которых, к сожалению, известно совсем немного.
Кто же является автором знаменитого «Зимнего яйца»?

Дизайнер Альма Пиль

Родилась Альма в 1888 году в Москве в семье потомственных ювелиров, перебравшихся в Россию из Финляндии. Ее отец руководил московским филиалом мастерских фирмы Фаберже, а дед, ювелир Август-Вильгельм Хольмстрём, владел мастерской в Петербурге. Так что стать ювелиром Альме было предначертано судьбой.
После того, как Альма проработала некоторое время рисовальщицей в ювелирной мастерской своего дяди, Альберта Хольмстрёма, она была принята на работу в фирму Фаберже, в 1909 году. Надо сказать, что это был уникальный случай. Художница-самоучка, Альма Пиль была первой и единственной женщиной-дизайнером, работавшей у Фаберже.

А уже в начале 1910-х годов наступил ее звездный час. Фирма Фаберже получила срочный заказ от известного нефтяного магната Эммануила Нобеля, приходившегося племянником не менее знаменитому Альфреду Нобелю. Нужно было изготовить для подарков сорок брошей, элегантных и, непременно, оригинальных.
Альма разработала необычный «морозный» узор из нетающего снега и льда, редчайший узор, ранее никогда не использовавшийся в ювелирном деле. Это были снежинки из платины, украшенные мерцающими бриллиантами. Каждая брошь имела свой оригинальный рисунок.

С тех пор имя Альмы стало самым тесным образом связано с зимой, со льдом и снежинками. В 1912 году она использовала свой любимый «морозный узор» в виде «инея» из платины с бриллиантами при создании пасхального яйца для Нобеля. В качестве сюрприза в этом «ледяном» яйце были спрятаны часики-кулон.

И, конечно же, Альма принимала самое непосредственное участие в создании «Зимнего яйца», ставшего вершиной ее творчества. Мотив его необычного дизайна подсказала сама природа – снежок, искрящийся на весеннем солнышке. Пасха в тот год была ранней.

Еще один шедевр, ставший всемирно известным, Альма создала в 1914 году.

Революция 1917 года оборвала блестящую карьеру Альмы, и имя ее на долгие годы оказалось забытым. В 1921 году вместе с мужем она эмигрировала в Финлядию, где работала учителем рисования.
Вспомнили о знаменитом дизайнере Альме Пиль лишь после смерти, когда были случайно найдены ее альбомы с чудесными эскизами ювелирных изделий.

По следам «Зимнего яйца»

После революции драгоценные изделия императорской семьи были конфискованы большевиками, многое из этого « буржуазного барахла » было распродано. Не миновала эта участь и шедевры Фаберже.
В 1927 году «Зимнее яйцо» вывез из России английский торговец Эммануэль Сноумен (интересно, что его фамилия под стать купленному шедевру – переводится как «снежный человек»). Купил он его за 500 фунтов стерлингов.
В 1949 году владельцем ювелирного шедевра стал Брайен Ледбрук, который в 1975 году умер, а «Зимнее яйцо» таинственным образом исчезло.
Долгие годы о нем не было никаких сведений. Но каким-то счастливым образом яйцо все же нашлось – оказывается, хранилось оно в одном из сейфов Лондонского банка. И случилось это в 1994 году.
Когда осенью этого же года «Зимнее яйцо» было выставлено на торгах аукциона «Кристис», это была настоящая сенсация. Взглянуть на шедевр, долгое время считавшийся утраченным, в Женеву съехались заинтересованные лица со всего мира. Когда сокровище внесли в зал перед началом торгов, все присутствующие в зале люди встали.

Лот, конечно же, был продан, и продан за баснословную сумму – $5,5 млн. До этого ни за одно драгоценное изделие такие деньги на аукционах не давали.
В 2002 году «Зимнее яйцо» вновь было выставлено на продажу, и его выкупил эмир Катара Хамад бин Халифа Аль Тани, отдавший за него $9,6 млн. В его коллекции яйцо находится до сих пор.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

galeneastro

LiveEphemeris

Великолепие пасхальных яиц Фаберже

Яйца Фаберже – уникальная серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже, создававшаяся между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей.
В XIX веке Русская православная церковь сохранила традицию Пасхальных празднеств. После нескольких покушений на жизнь император Александр III желал, чтобы его супруга отбросила печальные мысли в Пасху. В качестве традиционного подарка в день Пасхи 1885 года яйцо Карла Фаберже было преподнесено Марии Фёдоровне.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца – одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе – Александре Фёдоровне, новой императрице. Это положило начало традиции, которая продолжалась 32 лет.
Пасхальные яйца, созданные Карлом Фаберже для императорской семьи, сегодня оцениваются в миллионы долларов и считаются непревзойденными образцами ювелирного мастерства.

«Курочка» («Первое императорское пасхальное яйцо»)

Яйцо «Пётр Великий», 1903г. Внутри модель Медного всадника. 4 миниатюры по бокам с видами Петербурга. К двухсотлетию основания города. Стиль рококо.

Яйцо «Гризайль» (Екатерины Великой). Яйцо известно и под другими названиями — «Розовые камеи». Яйцо изготовлено на императорской придворной ювелирной фирме Карла Фаберже. Дата изготовления -1914 год. Мастер- ювелир – Генрих Вигстрем. Горный хрусталь, золото, красная эмаль.

«Синее яйцо-часы со змеёй» было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марие Фёдоровне. Император Александр III сделал заказ пасхального яйца в фирме Фаберже в 1894 году, однако, после его трагической смерти в 1894 году и оно было вручено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне её сыном, Николаем II на Пасху 1895 года.

Яйцо, посвященное коронации императора Николая II – «Коронационное».
Изготовлено в 1897 году. Внутрь яйца вкладывается миниатюрная модель кареты – сюрприз. В этой карете император Николай II и императрица Александра Федоровна ехали на коронацию. Цветовая гамма яйца напоминает цветовую гамму коронационного платья императрицы.

Яйцо «Ландыши» изготовлено на придворной императорской ювелирнй фирме Карла Фаберже в 1898 году. Мастер-ювелир – Михаил Перхин. Золото, прозрачная золотая и розовая эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, хрусталь, слоновая кость. Яйцо украшено любимыми цветами императрицы и ее любимыми драгоценными камнями.

«Кавказское яйцо», 1893 г
Внутри яйца – миниатюры мест Кавказа, где жил великий князь Георгий Александрович.

«Конный памятник Александру III»,, 1910 год. Внутри модель памятника императору работы Паоло Трубецкого.

Яхта «Штандарт» Изображение яхты императора Александра III. Используется горный хрусталь и ляпис-лазурь. Яхта из золота.

«Память Азова»,
Внутри модель фрегата«Память Азова», на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний восток в 1890 -1891 годах. Ювелиры —Михаил Перхин Юрий Николай. Изготовлен из нефрита, в стиле рококо.

«Транссибирская магистраль»,1900 г
Яйцо, созданное в честь строительства и открытияТранссибирской магистрали. На яйце отчеканена карта империи с магистралью. Сюрприз – модель поезда. Ювелир – Михаил Перхин

Яйцо «Московский Кремль», самое большое из яиц. Изображён Успенский собор. Через окна виден интерьер храма. Заводные часы.
Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году

Яйцо «Пеликан». Яйцо разворачивается на 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Фёдоровной. Пеликан – символ благотворительности.

Яйцо «Ренессанс» было создано и передано императоруАлександру III в 1894 году, став последним подаренным им пасхальным яйцом императрице Марии Фёдоровне.

«Яйцо с решеткой и розами». Яйцо было создано по заказу Николая II в 1907, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на третью годовщину рождения царевича Алексея.

«Колыбель с гирляндами» («Трофеи любви»), 1907 год. Создано в стиле Людовика ХVI. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Федоровне по случаю рождения царевича Алексея Николайевича, долгожданного наследника престола Романовых.

Яйцо «Царевич Алексей»

«Мозаичное», 1914 год. Сюрприз – камея с профилями детей. Последнее яйцо предвоенного времени. (Коллекция королевы Елизаветы II) «Мозаичное».

Яйцо «Клевер» выполнено в стиле модерн в 1902 году. Его форму образует узор из стеблей и листьев левера. Часть листьев заполнена светло-зеленой прозрачной эмалью, а некоторые листки украшены мелкими алмазами. Между листьев вьются тоненькие ленточки, изложенные рубинами.

Яйцо Фаберже «Цветы яблони» 1901г. Крупное яйцо «Яблоневый цвет» сделано в виде шкатулки для драгоценностей.

Яйцо «Павлин». На изделии стоит клеймо придворной ювелирной фирмы Карла Фаберже. Сделано в 1908 году.

«Корзинка цветов», 1901 г . Цветы выполнены из золота и раскрашены разноцветной эмалью. “Сюрприз” яйца был утерян. Ножка поломана и утрачена, реставрированная позже. Яйцо было подарено императором супруге – императрице Александре Федоровне на Пасху 1901 года. Яйцо хранится в коллекции Английской королевы – Елизаветы.

Яйцо «Анютины глазки» сделано в 1899 году по заказу Николая II, подарищего его своей матери, императрице Марии Фёдоровне. На данный момент оно находится в Новом Орлеане, США.

Пасхальное яйцо «Весенние цветы» , изготовленное около 1899. Существует мнение, что яйцо было подарено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне кем-то из её близких родственников.

Яйцо «Херувим и колесница»
Подарочная копия яйца Фаберже. Пасхальное яйцо
было создано и передано императору Александру III в 1888 году. Малахитовое яйцо «Херувим и колесница» является одним из утерянных императорских пасхальных яиц, поэтому доступных сведений о нём мало

Яйцо « Александровский дворец»
Нефритовое пасхальное яйцо изготовлено в 1908 году по заказу Николая II. Ювелирное яйцо «Александровский дворец», состоит из двух шарнирносоединённых частей, инкрустировано золотом и драгоценными камнями, украшено пятью миниатюрными акварелями – портретами детей Николая II, обрамлёнными алмазами.

Ссылка на основную публикацию