Венецианское муранское стекло – история, фото изделий

Муранское стекло

Сокровища прекрасной Венеции

Что такое муранское стекло?
Звучит интригующе. Выглядит – фантастически!

Муранское стекло (венецианское) – это символ высочайшего художественного мастерства. Повседневная роскошь, которая доступна многим! Предмет страсти коллекционеров и гордость счастливых обладательниц. Все, кто однажды приобрёл украшение из муранского стекла, на всю жизнь попадают под его волшебную ауру.

Украшения из муранского стекла – это какой-то фантастически радужный сон, разноцветный фейерверк сверкающего стекла. Мастерами-венецианцами создаётся огромный ассортимент изделий – стильные ювелирные украшения, аксессуары, бижутерия, а также всевозможные предметы интерьера, имеющие высокую художественную ценность.

Вазы, люстры, светильники и даже самые простые вещицы из этого бесценного материала выглядят, как музейные экспонаты – это почти всегда фурор и всеобщее восхищение!

Мурано – остров, хранящий тайну

Уникальные и засекреченные технологии ручной обработки стекла были изобретены венецианскими мастерами много веков назад на венецианском острове Мурано.

Мурано – крупнейший остров венецианской лагуны. В честь него и называют один из видов ювелирного стекла – муранским. Остров ещё с эпохи средневековья был излюбленным центром отдыха и развлечения венецианцев. Здесь на роскошных виллах кружились шумные балы и маскарады. В цветущих садах звучали серенады под звенящую музыку фонтанов. Именно в такой обстановке на венецианском острове Мурано, в атмосфере вечного праздника и безудержного веселья, стекольными мастерами было создано знаменитое на весь мир муранское стекло.

Для венецианских мастеров муранское стекло – это не просто работа, это смысл всей жизни!

Венецианское стекло появилось в Италии благодаря дружбе и торговле венецианцев со странами Востока. Из восточных стран в Европу привезли первые образцы изделий из стекла. Но нужно быть настоящими итальянцами, чтобы настолько впечатлиться прекрасными творениями и превзойти своих восточных учителей в мастерстве!

В те времена ювелирным стеклом «заболела» в буквальном смысле вся Венеция. Быть мастером-стеклодувом считалось крайне почётно. Человек поднимался на высокий социальный уровень и обретал новый высокий статус. Искусство становилось профессией целого клана.
За очень короткий срок венецианцы преуспели в стекловарном искусстве и изобрели свои, неповторимые технологии создания цветного ювелирного стекла. И вот уже вся Европа преклоняется перед венецианскими стекловарами! Заказы на роскошные шедевры посыпались, как из рога изобилия. Одновременно началась настоящая охота за технологией муранского стекла: в Венецию прибывали сотни мастеров, которые буквально осаждали местных специалистов, пытаясь завладеть секретами их божественного искусства.

Охота за секретами муранского стекла

В далёком 1291 году венецианское правительство решило сосредоточить все мастерские по производству украшений на острове Мурано – чтобы надёжно сохранить и спрятать от конкурентов секреты уникального мастерства.
Муранское стекло разрешалось производить только на этом острове и нигде больше. По всей Европе рыскали агенты тайной полиции в поисках беглых мастеров, которые раскрывали секреты муранского стекла. Пойманных ждала смертная казнь, а их родственников – вечный позор. Также жестко карали всех, кто торгует сырьём – стекольной массой, созданной по уникальной венецианской технологии. Ведь муранское стекло имеет потрясающий цвет, необычную фактуру и уникальную прочность.

Стекловары получили невиданные привилегии, но при этом потеряли свободу передвижения – им навсегда запрещалось покидать остров Мурано! При этом дочери мастеров получали право вступать в брак с представителями высших венецианских сословий. Среди знати считалось очень почётным родство со знаменитыми муранскими стекловарами.

Каждая мастерская представляла собой колдовскую «кухню», в которой рождались уникальные техники производства ювелирного стекла. У каждого мастера были свои секреты, хранящиеся в строжайшей тайне и передаваемые только по наследству от отца к сыну. Чтобы получить право быть настоящим мастером, стекловару необходимо было проработать не менее 15 лет!

С тех самых времён муранское стекло стало одной из визитных карточек Венеции. Большинство туристов при посещении этой удивительного курорта непременно посещают остров Мурано, чтобы полюбоваться старинными образцами стеклодувного искусства потрясающей красоты. Муранское стекло – это не просто ювелирное стекло, это настоящая драгоценность. Сегодня, как много веков назад, для венецианских мастеров стекольное производство – это не просто работа, а смысл жизни! На острове функционирует несколько фабрик, которые создают свои стекольные чудеса в сотворчестве с ведущими дизайнерами и художниками мира.

Меняются люди и эпохи, но муранское стекло по сей день создаётся по старинным технологиям – только вручную! При производстве муранского стекла никогда не использовали и по сей день не используют ни литьевых машин, ни конвейерной сборки, ни новых технологий. Только древние традиции, которые передавались и передаются от мастера к мастеру.

В чём уникальность муранского стекла?
Муранские мастера изобрели сложнейшую многоступенчатую технику очистки стекла, благодаря которой изделия получают неповторимый цвет и прозрачность. Печально, но такая технология крайне вредна для здоровья. Поэтому создатели муранского стекла фактически рискуют жизнью, создавая произведения ювелирного искусства. Однако для владельцев украшений материал не представляет никакой опасности.

Сложнейшие в плане геометрии изделия покрываются разноцветной эмалью. А использование натуральной золотой крошки в покрытии превращают украшения в головокружительные композиции. Из высококачественной стекольной массы выдувают сложные многокомпонентные скульптуры, всевозможные аксессуары и предметы интерьера.

Разнообразие видов муранского стекла

Интересно, что муранское стекло имеет несколько разновидностей, которые визуально сильно отличаются друг от друга.

Мозаичное стекло – это разновидность муранского стекла, его структура состоит из тонких прутиков многослойного разноцветного стекла. Очень красивые узоры получаются в поперечном сечении – цветы, звёзды, круги и т.д.

Авантюриновое стекло – невероятно красивое муранское стекло, которое получается при добавлении медных крошек. При высокой температуре происходят процессы кристаллизации, в результате образуются причудливые живописные узоры.

Агатовое муранское стекло – разноцветные слои в общей массе располагаются на разных уровнях, в разных плоскостях, что даёт сходство со слоистыми агатами.

Филигранное стекло – в прозрачное стекло добавляется множество тончайших разноцветных нитей, которые хаотично переплетаются между собой, а в некоторых местах получается вполне ровная и симпатичная «сеточка». При выдувании изделий просматривается в основном отчётливая сетчатая фактура.

Кракеллаж – знаменитая разновидность муранского стекла, отличающаяся характерными трещинками. Образуются они следующим образом: горячие изделия погружаются холодную воду, и внешний слой растрескивается из-за разницы температур. Застывший узор из трещинок очень необычный и весьма интересный с художественной точки зрения.

Миллефиори – поверхность изделий украшается разноцветными или молочными нитями, образующими орнаменты восхитительной красоты.

Пулегозо – особая техника создания изделий из муранского стекла, на поверхности которого образуются очаровательные сеточки пузырьков в виде живописных рисунков.


Бижутерия на уровне шедевров

Итальянская бижутерия всегда высоко ценилась в мире высоким художественным уровнем каждого изделия и безупречным качеством.

Бижутерия из венецианского (муранского) разноцветного стекла считается вершиной ювелирного искусства Италии. Каждая вещица изготавливается только вручную и только по уникальной технологии. Все украшения из венецианского стекла неповторимы. Даже в самых, казалось бы, простых бусах вы не найдёте ни одной бусинки, которая была бы похожа на другую!

Серьги, браслеты, колье из венецианского стекла – это, без преувеличения, элитные украшения. Во все времена такие роскошные и яркие изделия ценились наравне с золотом! Причём, чем старше украшения, тем дороже они реализуются на ювелирном рынке. Причудливые браслеты, кулоны, кольца изготавливаются из различного вида стекла – прозрачные, разноцветные, матовые. Искусное сочетание цветов, фигур и фактур рождает творения невиданной красоты. Умелые мастера научились имитировать различные натуральные камни. Из муранского стекла изготавливают бусины яшмы, малахита, агата и др.

Как создаётся муранское стекло?

Как уже говорилось, технологии создания муранского стекла держатся в строжайшем секрете. Что доступно для широкой аудитории и что можно рассказать об этом загадочном процессе?

Сегодня, как и много веков назад, главный инструмент венецианского стеклодува – это простая длинная железная трубка, которая расширена на конце в виде воронки. Конец трубки нагревается на огне и погружается в расплавленную стеклянную массу. Расширенная воронка трубки захватывает маленький комочек жидкого стекла, после чего вынимается из печи – при этом мастер постоянно вращает инструмент, чтобы расплавленная стеклянная масса не стекала. Затем, через специальный мундштук, стеклодув начинает энергично дуть в трубку и надувать стеклянный шарик всё больше и больше, умелыми вращениями и специальными инструментами изменяя его конфигурацию. Так стеклодувы выдувают различные части изделия, а потом соединяют их между собой. Остаётся только поражаться мастерством и тонкой ювелирной работой, ведь большая часть украшений из муранского стекла – это ювелирная бижутерия крошечных размеров!

Таков универсальный алгоритм, по которому уже много столетий изготавливается стеклянная посуда. Но сама техника изготовления муранского стекла куда сложнее! Помимо многоступенчатой очистки, каждый вид венецианского стекла рождается по совершенно уникальным рецептам, узнать которые не представляется возможным. Пожалуй, эта волшебная «кухня» так никогда и не будет раскрыта для широкой аудитории.

При создании цветного стекла краска обычно не добавляется. Но как именно получаются такие безумно сочные оттенки муранского стекла – это тайна за семью печатями. Единственное, что можно сказать наверняка, что это природные компоненты, которые абсолютно безопасны для здоровья.

Муранское стекло – всегда желанный подарок
Любое изделие из венецианского стекла – это культурный шок! Настолько сочные цвета, настолько неожиданные и нестандартные рисунки, удивительная геометрия! От такого подарка не откажется ни одна женщина в мире.

Скульптуры из муранского стекла стоят достаточно дорого, а вот небольшие украшения может себе позволить почти каждая модница. Браслеты, бусы, серьги, кулоны вполне доступны по цене, но при этом фантастически привлекательны!
Побалуйте себя и подарите эту красоту окружающим!

В чём секрет муранского стекла, которое было изобретено более 2000 лет тому назад

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Иногда, глядя на творения рук человеческих, понимаем, что гениальность творчества и мастерство не знают пределов совершенства. Эта мысль приходит на ум, когда видишь творения, созданные из муранского стекла . Такие мозаичные изделия собираются из маленьких стеклянных фрагментов – мурин, а потом сплавляются вместе под действием высокой температуры и формируются мастером-стеклодувом в необыкновенно красивые сосуды, предметы и украшения.

Удивительное по своим характеристикам муранское стекло – самая пластичная, самая податливая разновидность этого материала. Его секретная формула состава позволяет воплощать даже очень смелые фантазии стеклодувов-художников в самые причудливые и непредсказуемые формы.

А сама миллефиори (мillefiori) – так называется техника, в которой это стекло используется в переводе с итальянского означает «тысяча цветов», «цветочный луг».
Поэтому веками, искусно создаваемые изделия из муранского стекла в этой технике, приравнивались к драгоценностям. Они всем своим видом напоминали поделочные камни: агат, сердолик, халцедон.

Немного из истории

Справедливости ради нужно отметить, что хотя миллефиори возникло и развивалось в Италии, однако именно Древнему Египту по праву принадлежит первенство в изобретении и создании мозаичного стекла с цветочным узором. Еще мастера-стеклодувы Александрии во II веке до нашей эры научились выплавлять такое необыкновенное чудо. И лишь в I веке до нашей эры эти технологии выплавки были заимствованы римлянами.

Своего пика популярности муранское стекло, названное в честь острова Мурано, расположенного вблизи Венеции, достигло в XIII столетии. Именно на этом острове было в то время налажено производство удивительного материала и выплавки из него диковинных стеклянных предметов.

А несколько веков до этого мастера-стекольщики работали в самой Венеции. Но так как развитие и расширение этого производства было непосредственно связано с огнём, что грозило постоянными пожарами, власти Венеции принимают решение вынести мастерские вначале за черту города, а позже и вовсе на отдельно лежащий остров. Именно с того времени Мурано на пять веков становится центром производства знаменитого венецианского стекла.

Однако в истории муранского стекольного дела были не только взлеты, но и падения. Так в XVIII веке Венеция, оккупированная французскими войсками, была вынуждена закрыть стекольные цеха. И что любопытно, техника выдувания муранского стекла в те времена хранилась под строжайшим секретом, за разглашение которого беспощадно карали смертью. Поэтому в тонкости этого уникального метода были посвящены совсем немногие. Это и стало основной причиной того, что старинные технологии были очень быстро утрачены.

Читайте также:  Серьги из СССР – фото советских украшений из золота

Свое возрождение и новый взлет стекольному производству пришлось пережить начиная со середины XIX века, благодаря энтузиазму одного адвоката из Виченцы. Антонио Сальвиати, так звали инициатора, основал в Мурано завод, который начал производить изделия по традиционным венецианским рецептурам. И уже новые мастера возродили стиль и вместе с этим усовершенствовали утраченную технологию.

К концу XIX столетия все тайны по изготовлению мозаичного стекла были рассекречены, и изделия в технике миллефиори стали производить не только итальянцы. Англичане и французы первыми переняли опыт и наладили свое производство, а затем миллефиори приобрело немалую популярность не только в Европе, а и по всему миру.

Немного о технологии

И как бы далеко не пошел процесс автоматизации стекольного производства в сегодняшнее время, муранские умельцы, по-прежнему создают свои уникальные творения вручную. Ибо лишь только те вещи, которые созданы руками мастера, поистине передают дух муранского искусства выплавки стекла. И к слову, итальянские мастера до сих пор выдувают уникальные изделия буквально своим дыханием.

Разогрев стеклянную массу, стеклодув набирает ее в специальную трубку с мундштуком на одном конце и утолщением для забора стекла на другом. (И что интересно за два тысячелетия своего существования этот предмет не претерпел существенных изменений).

Так вот, набрав жидкое стекло этой трубкой, мастер выдувает стеклянный сгусток, который от воздуха начинает формироваться в объемный предмет, корректировка которого происходит при помощи специальных приспособлений. И стоит ли рассказывать о том, какой силой легких должен обладать мастер-стеклодув, и какую силу в руках он должен иметь, и это уже не говоря о художественном таланте.

Сама же технология создания миллефиори заключает в себе выдувание и вытягивание стеклянных прутов, в средине которых образуется цветной рисунок, проявляющийся только на срезе. Он создается наслоением стеклянных нитей на стержневую часть. Далее прут разогревают в раскаленной печи до гибкого состояния и вытягивают в тонкие длинные прутики. При этом рисунок сжимается в своих размерах и становится практически филигранным. Затем остывшие длинные прутики режут на более короткие, и соединив между собой в пучок, снова греют и вытягивают в один длинный прут. И так до тех пор пока мастер не останется доволен образовавшимся рисунком на срезе.

После этого прут нарезают на мелкие пластинки шириной до 6 миллиметров. На срезе такой пластинки, которая и называется муриной, можно увидеть необыкновенно красивый рисунок в виде цветка, ромба, колечка, сердечка с красочными разводами. Множество таких плашек-мурин и наносят путем накатывания на разогретый стеклянный сосуд, который после нужной обработки и становится похож на цветочную поляну.

Картины миллефиори от Лорена Стампа

Как мы уже успели убедиться, традиционные миллефиори – это мозаичные орнаменты, выложенные из отдельных элементов – мурин, создание которых необычайно трудоемкий процесс. Однако шедевры, собранные из них, поистине стоят того.

И невзирая на то, что об этом уникальном методе в наше время знают очень многие, шедевральные работы по-прежнему создают лишь единицы. И так как эта техника позволяет мастерам вносить тончайшие детали в свои творения, особо талантливые умельцы даже создают репродукции картин известных художников на стеклянных срезах.

Таким уникальным мастерством владеет американский художник Лорен Стамп. Именно из муранского сорта стекла он создает потрясающие миниатюрные картины: портреты, пейзажи и даже мини-копии сюжетных полотен.

Как видим, трубку мастер складывает таким образом, чтобы на ее поперечном срезе проявилось лицо – например лик Мадонны. И чего уж тут говорить – уровень мастерства маэстро потрясает зрителей своим совершенством.

Бонус

Потрясающе выглядят и выполненные из муранского стекла ювелирные изделия: крупные кулоны и бижутерия, кольца, браслеты, броши, серьги, заколки и многое другое, что радует глаз и приносит эстетическое удовлетворение.

Мало того, современные умельцы-художники пошли дальше. Эту технику они мастерски применили к полимерным глинам, парафиновому воску и другим современным материалам. Поскольку они достаточно гибки и пластичны, поддаются подогреву и комбинированию их мастерски применяют в создании миллефиори.

Тому, кто не на шутку заинтересовался технологией изготовления муранского стекла, будет любопытно посмотреть видео о том как создаются мурины. Как говорится, лучше один раз увидеть.

И в заключение хотелось бы отметить, что разнообразие видов муранского стекла, так же как и техник его изготовления, весьма огромное: мозаичное, авантюриновое, филигранное, прозрачное, молочно-матовое, халцедоновое. Все эти, виды имея различную структуру, узор, фактуру, назначение, подчинены единому, легко узнаваемому, выработанному столетиями, уникальному венецианскому стилю.

Чехия также может гордиться не только звёздным, но и рукотворным стеклом — цветным богемским и хрустальным. Так, чешские мастера-стекольщики издавна состязались в мастерстве по созданию необыкновенной красоты с итальянскими .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Муранское стекло: технология со страниц истории

Для производства светильников используют самые разные материалы от пластика до тугоплавких металлов. Своё место в этом списке занимает стекло. Мы хотим рассказать вам не просто о стекле, из которого делают светильники, а об особенном виде. О муранском стекле, которое ещё называют венецианским.

История муранского стекла

Сам термин муранское или венецианское стекло у многих на слуху. Однако мало кто знает его историю. Давайте немного в неё углубимся.

Историки считают, что технология муранского стекла зародилась в XIII веке. До этого времени в Венеции производили стекло, но его качество не превосходило других европейских производителей. Прорыв состоялся после появления технологий, рецептов и примеров византийского стекла в руках у венецианцев.

Профессор Качалов Н.Н. делит стеклоделие Венеции на 4 этапа:

  • X, XI и XII века — первый трёхсотлетний этап. Производство стекла находилось в зачаточной стадии. Производили только простые предметы быта.
  • XIII и XIV века — второй этап. Период максимального развития отрасли. Ремесло заняло одно из ведущих мест в экономике страны.
  • XV, XVI и XVII века — третий этап. Этап пышного роста мастерства и расцвета искусства стеклоделия. Период позволил Венеции захватить мировое лидерство в отрасли.
  • XVIII век — период упадка. Венеция была оккупирована Францией, поэтому многие мастера уехали из страны, а технологии были утрачены. Мода на венецианское стекло постепенно угасала.

Искусство из производства сформировалось в результате крестового похода и ловких политических ходов правительства. Из Константинополя были вывезены уникальные коллекции византийских стеклянных предметов. А ещё в Венецию переселилось большое число мастеров-стекольщиков из Греции, которые бежали от крестоносцев.

Правители дальновидно почувствовали потенциал отрасли стеклоделия и всячески поддерживали его развитие, монополизировали технологию. Вводились законы о сохранении тайн производства, за нарушение которых были суровые наказания. Работающим же во славу родины стекольщикам наоборот выдавались награды и привилегии.

Вразрез с устроем общества Венецианской республики, где денежная аристократия была обособлена, словно каста, в 1346 году был издан указ, гласящий, что брак между дочерью стеклодела и патрицием считается равным.

Почему венецианское стекло стало муранским

Стоит отдать должное правительству Венецианской республики за вклад в развитие отрасли стеклоделия. Помимо политических и экономических побед они удачно вложились в организацию процесса. Самое крупное событие — перемещение всех больших и малых стекольных мастерских за пределы города на остров Мурано в конце XIII века.

Делалось всё под эгидой заботы о санитарии и пожаробезопасности. Но все понимали, что основной целью было сосредоточение технологий и контроль над их сохранностью. Так и родился термин «муранское» стекло.

О производстве муранского стекла

Остров Мурано был своеобразным государством внутри государства. На острове в XV веке была своя администрация, свой суд и даже монета. Жители города пользовались привилегиями. Любопытный пример: гражданам было разрешено носить два ножа (цель разрешения — защита мастеров), но со странным ограничением, которое обязывало носить их в одних ножнах. В 1445 году у острова Мурано появился собственный посол в Венеции, представляющий интересы мастеров.

Стеклоделие на острове Мурано было строго организованным. Всё производство было поделено на цехи. Их возглавлял инспектор (guastaldo) с тремя помощниками. Они контролировали работу мастеров, оценивали пробные образцы продукции.

Об изделиях из муранского стекла

Теперь о продукции. Основными видами изделий из муранского (венецианского) стекла были бусы и украшения, посуда, зеркала и люстры.

Бусы производили не только на острове, но за его пределами. Для производства не требовалось специального оборудования, а достаточно было «настольного» горна с трубкой и искусного мастера. Сырьё для бусин (цветные палочки и трубки) готовили на острове Мурано, где как раз располагались большие печи.

Производство стеклянной бижутерии — крупный сегмент рынка, который приносил колоссальный доход. Ещё одним из серьёзных источников дохода было производство искусственных драгоценных камней, в котором тоже преуспели венецианские мастера.

Посуда из муранского (венецианского) стекла знаменита во всех уголках планеты. Формы сосудов и невероятные решения поражают воображение. До нашего времени не сохранились венецианские стеклянные изделия, произведённых ранее XV века. О их внешнем виде и технологиях можно судить только по картинам итальянских художников. Это были достаточно незаурядные предметы посуды. До этого периода совершенствовалось и закреплялось качество стекла.

После XV века началась работа над формами и структурой материала. Как итог муранское (венецианское) стекло получило несколько различных технологий:

  • Цветное стекло. Его не окрашивали, а добавляли окиси металлов, которые давали определённый цвет массе.
  • Бесцветное стекло. Идеально прозрачное стекло без помутнений и дефектов.
  • Стекло с покрытием. Как правило, стекло покрывали эмалью или позолотой.
  • Филигранное стекло. Прозрачное стекло, внутрь которого помещали нити разных цветов (чаще белого). Секрет этого метода долго сохранялся и был очень популярен.
  • Молочное стекло. Стекло с белым оттенком получалось при помощи примеси окиси олова.
  • Авантюриновое стекло. «Искрящееся» стекло. Эффекта достигали добавлением меди.
  • Агатовое стекло. В стекле такого типа использовались разные окрашенные слои, они создавали узор, напоминающий мраморный.
  • Мозаичное стекло. Техника, в которой стекло выглядит созданным из разных мелких частей, несущих в себе узоры (цветов, звезд и т. д.).
  • Кракелированное стекло. Кракеляж (от французского слова «craquer»- трещать, растрескиваться). Интересный способ декорирования стекла. Суть его в том, что стекло покрывалось «трещинками». Достигался эффект во время выдувания формы, которую погружали на мгновение в воду, заставляя наружный слой резко охладиться и потрескаться. При этом внутренний сохранял свою температуру и его можно было дальше обрабатывать и выдувать.

Люстры из муранского стекла

Венецианские люстры получили широкое распространение в период процветания стеклоделия Венеции. Самый большой спрос пришёлся на XVII столетие. Люстры из муранского стекла были необходимым атрибутом интерьера в стиле Людовика XV.

Металл применялся редко, только там, где он был нужен. Даже арматура усердно маскировалась стеклянными элементами. Мода на венецианские барочные люстры уверенно держалась до конца XVIII века.

Каких-то особенных химических нюансов в производстве муранского стекла не было. Все технологии были заимствованы у византийских и античных мастеров. Тем не менее стоит отдать должное ответственности за качество материалов. Для максимальной бесцветности и прозрачности использовали только высококачественное сырьё, на получение которого не жалели средств и сил.

В современном мире муранское стекло все ещё продолжают производить. Восстановление пришлось на середину XIX века. И сейчас можно стать обладателем великолепных экспонатов из этого материала.

Фабрика Busato (Vetreria Artistica Busato) мастерски использует муранское стекло в своих коллекциях. Серия Impressionism сочетает в себе красоту венецианского материала с отсылкой к знаменитым художникам жанра. К примеру, люстра IMP 001 24 B — отражение произведения «Ирисы» Винсента ван Гога. Так как каждый стеклянный элемент создаётся вручную, то найти 2 одинаковых светильника просто невозможно.

Итальянская фабрика Sylcom тоже в своих изделиях использует муранское стекло. В серии светильников входят люстры, бра, потолочные светильники и настольные лампы. Уникальность и качество светильников позволяет называть фабрику настоящей наследницей уникальной технологии муранского стекла.

Читайте также:  Карат и другие единицы измерения веса драгоценных камней

Технология, родившаяся на страницах истории, успешно живёт и в наше время. Качество и уникальность изделий продолжает радовать последователей и новых обладателей. Не забудьте подписаться на наш блог.

Муранское стекло

История производства муранского стекла насчитывает почти 1000 лет, материал до сих считается настоящим символом величия и богатства.

Еще несколько веков назад по стоимости изделия приравнивались к ценам драгоценных камней, купить его могли только дворяне.

Материал сохранил популярность и сегодня, позволить себе украшения может каждый. В статье описывается подробно, что такое муранское стекло, его разновидности и правила выбора.

Что такое муранское стекло?

Муранское стекло — это стекло, которое изготавливается в единственном экземпляре по секретным старинным технологиям на острове Мурано близ Венеции.

Из-за многочисленных подделок в 1994 г. появился официальный товарный знак Vetro Artistico Murano, предназначенный для защиты подлинных изделий.

Производители рекомендуют обращать внимание на маркировку на стеклянных изделиях, на 100 % застраховаться от приобретения копий поможет покупка изделий в официальных магазинах.

История происхождения, месторождение

Стекло, как известно, было изобретено в Древнем Египте и Месопотамии, в Древнем Риме появилась технология его изготовления, венецианцы превратили это дело в настоящее искусство.

Венеция считается родиной техники, стекло производилось здесь с 8 в., но на протяжении долгого времени изделия никак не выделялись из массы произведений других производителей из-за невысокой художественной ценности.

Историческим моментом в развитии производства стали события 13 в. когда венецианцы привезли из столицы Византии образцы расписных стеклянных изделий с рецептами.

Это событие дало новый толчок новому направлению, при изготовлении муранского стекла стали использоваться новые методы, в том числе с использованием огня.

Изначально мастерские располагались непосредственно в черте города, из-за повышенной опасности для деревянных построек производственные мощности были перенесены на остров. С этого времени Мурано превратился в центр изготовления стекла.

Изделия стали пользоваться спросом в европейских и азиатских странах, что стало серьезным источником доходов для Венеции.

Метод изготовления хранился в секрете, чему способствовало также размещение стеклодувов в изоляции на острове.

Разглашение секретной технологии каралось смертной казнью, любые попытки вывести стекло с острова строго наказывались. Даже строительством фабрик занимались сами мастера, их дети или причастные к производству люди.

Сотрудникам фабрики предоставлялись определенные привилегии, чтобы они оставались на острове максимально долго. Дочери начальников стеклодувов имели право выйти за представителей венецинской знати, их дети наследовали все титулы и регалии.

Расцвет муранского стекла пришелся на 14-15 в., слава о нем разлетелась очень широко, изделия получили распространение по всей Европе.

Муранское стекло стали преподносить в качестве сувенира важным гостям города, в этот же период стали устанавливаться правила производства разных видов сосудов.

Покупатели были в восторге от прозрачности стекла, которое на тот момент было недостижимым. Внимание привлекали также большое разнообразие оттенков и элементы декора.

1861 г. на острове был открыт Музей венецианского стекла, где была помещена коллекция из выдающихся изделий, произведенных в период с15-20 век.

Изготовление

Каждой изделие изготавливается в единственном экземпляре ручным способом, в линейке невозможно найти два одинаковых экземпляра. Это объясняется тем, что мастер не может два раза в точности повторить рисунок. При изготовлении стекла используется венецианский песок.

Процесс производства со временем претерпевал изменения, совершенствовался, но в целом технология осталась неизменной.

Производство до сих пор базируется на ручной сборке, конвейеры, литьевые машины и другие технологии в производственном процессе участия не принимают.

Несмотря на то, что на протяжении многих веков технологии хранились в секрете, сегодня часть из них все же известна, процесс стекловарения, например.

На начальном этапе к селикатному песку предусмотрено добавление дополнительных компонентов, именно от этого зависит оттенок стекла изделия.

Для получения синего цвета необходимо добавить окись кобальта, красный — после внесения в смесь настоящего золотого порошка.

Полученный раствор помещают в печь, температура которой достигает тысячи градусов, из жидкой смеси мастер выдувает изделие необходимой формы. Для остывания вещь помещается в другую печь на сутки.

Разновидности

Существует несколько разновидностей муранского стекла:

  1. Агатовое — на выходе получаются многослойные изделия, их слои располагаются в разных плоскостях, в результате они визуально напоминают предметы из агата.
  2. Авантюриновое — второе название — «золотой песок» — его получают в результате добавления медной крошки, своеобразный эффект обеспечивается за счет кристаллизации, визуально изделия напоминают предметы из природного авантюрина.
  3. Филигранное — материал получают способом добавления в массу стекла большого количества тонких разноцветных нитей, они могут быть хаотично сплетены или составлены в сетку, изделие обретает в итоге уникальный оттенок и сетчатую фактуру.
  4. Пулегозо — в процессе изготовления горячее изделие помещается сначала в воду, а потом в печь, на поверхности образуется сетка из пузырьков.
  5. Кракеллаж — на поверхности образуется сетка из мелких трещин, для получения такого эффекта раскаленный предмет необходимо поместить в холодную воду.
  6. Мозаичное («технология Миллефиори») — отличается наиболее сложным способом изготовления, тонкие нитки слоёного цветного стекла, имеющие в поперечном сечении форму кружка, звездочки, цветка или любую другую геометрическую форму нарезаются на мелкие куски и вносятся способом плавления в другие стеклянные формы.

Изделия

Бижутерия

Бижутерия пользуется большим спросом во всем мире, сегодня очень просто купить браслеты, сережки, подвески, кольца, колье, кулоны.

Вставки используются при изготовлении часов, гребней, ободков и заколок. В последнее время стало модным вплетать в изготовленные в стиле Пандора бусины.

Все украшения очень стильные и яркие, их основная особенность заключается в том, что они изготовлены в единственном экземпляре.

Другие изделия

Муранское стекло широко используется при изготовлении скульптур, люстр, светильников, ваз, посуды, кувшинов, настольных часов и т.ж.

За многие века появились коллекционеры, которые скупают все эти предметы. Изделия стоят очень дорого и считаются эксклюзивными, они представлены в галереях, музеях, на выставках.

Как отличить подделку?

О подделке свидетельствуют слабые замки, низкокачественная фурнитура, неровности и шероховатости, плохая полировка.

При падении на каменную поверхность изделия должны разбиваться.

Наличие штампа или наклейки, надписи «Made in Italy»/ «Made in Venice» свидетельствуют о том, что это подделка, также, как и «Made in Murano»/«Murano-style».

Для определения подлинности рекомендуется искать подписи стеклодува, обратиться к каталогу, надписи сертификату аутентичности.

Подпись может быть на самом изделии, известными муранскими мастерами считаются Эрколе Баровье, Аурелиано Тозо, Винченцо Назон и Карло Моретти и другие.

Подпись не должна выглядеть так, как будто она была нацарапана на уже затвердевшем стекле карбидным наконечником, чаще всего это свидетельствует о подделке оригинала.

Распознать настоящее изделие помогут каталоги, в которых описываются места расположения ярлыков и подписей. Можно попытаться также найти свидетельства применения золота или серебра. Асимметрично расположенные в структуре стекла пузырьки также свидетельствуют о том, что украшение было изготовлено вручную.

Отличить подделку поможет изучение «Глоссария муранского стекла» на Fossilfly.com, здесь представлена отличная инструкция по стилям и технике, к нему можно обращаться при чтении фабричных каталогов.

Многие фабрики выпускают каталоги новых коллекций и винтажных изделий, на сайте 20thcenturyglass.com представлены контакты популярных муранских фабрик, каталоги можно запросить на сайте этих фабрик.

В крайнем случае можно воспользоваться услугами эксперта, при отсутствии такой возможности рекомендуется разместить фото с информацией на специализированном форуме по антикварному стеклу.

Самый действенный способ не купить подделку — отправиться в Италию самостоятельно и купить муранское стекло в магазине.

На что обратить внимание при покупке?

При покупке следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. При касании на ощупь ощущается прохлада.
  2. Настоящие изделия не выгорают и не тускнеют.
  3. Блики и блеск на солнце, при ярком освещении.
  4. На обратной стороне украшений должна присутствовать золотистая надпись «Murano Glass», она не должна стираться, царапаться и соскребаться.
  5. Наклейка Vetro Artistico наносится при невозможности внести надпись в стекло, иногда Murano Glass выдавливается на противоположной стороне стекла.
  6. В магазине необходимо уточнить наличие сертификатов фабрики, который должен быть у любого нового изделия, изготовленные до 1980 г. антикварные изделия могут не иметь документов.
  7. Чаще всего подделывают аквариумы и пресс-папье, поэтому при их покупке следует проявлять повышенную осторожность.

Стоимость

Сегодня изделия из муранского стекла продолжают продаваться по всему миру. Скульптуры, люстры и другие крупные предметы могут стоить очень дорого.

Украшения доступны каждому, их стоимость сравнима с аналогами из натуральных самоцветов.

Многое зависит от конкретной модели, браслет можно купить за 300-800 руб., бусы и серьги за 1000-5000 руб., встречаются и недорогие модели за несколько сотен рублей.

Муранское стекло: история промысла и эксклюзивный репортаж с фабрики

Настоящее murano glass — это только ручная работа. Стоимость его достаточно велика, но она оправдана высоким классом мастерства стеклодува. Все изделия изготавливаются методом выдувания; эта технология применима только к стеклу, и более ни к какому материалу.

Материал подготовила: Ольга Дорощенкова

Стекольный промысел Венеции известен с VIII века. Однако поначалу стекло было не самым качественным. Но одно важное событие изменило эту отрасль навсегда.

Фото: Tania Miron

Фото: Tania Miron

В 1204 году, благодаря 4 крестовому походу, из Константинополя были вывезены секреты стекловарения великой Византийской империи. Эту дату можно считать отправной в истории венецианского стекла.

В XIII веке многочисленные стекольные мастерские располагались в самой Венеции. Но производство стекла связано с огнём, оно грозило пожаром деревянным постройкам города. Поэтому вскоре было принято решение перенести мастерские вначале за черту города, на отдельный остров. С тех пор Мурано стал центром производства венецианского стекла.

Люстра Fauve, Barovier&Toso.

Люстра Fauve, Barovier&Toso.

Расцвет промысла

В 1450 году, благодаря открытию Анджело Баровьера, произошла настоящая технологическая революция. Она и привела к развитию стекольного дела в течение двух последующих веков. Баровьеру удалось создать стекло невиданной чистоты и прозрачности, подобное природному горному хрусталю; по этой причине оно было названо «cristallo» (хрусталь).

Ему же приписывают изобретение белого непрозрачного «молочного» стекла, подобному китайскому фарфору, и «халцедонового» стекла, имитирующего оттенки натурального камня халцедона.

Эскиз люстры XVIII века из архива фабрики Barovier&Toso.

Эскиз люстры XVIII века из архива фабрики Barovier&Toso.

В 16 веке муранское стекло — в полном блеске своей славы. Стеклодувы, благодаря 400-летним традициям, совершенствуют материалы и технику, доводя свои изделия до немыслимых высот тонкости, изысканности и декоративности. Произведения мастеров обессмерчены в живописи величайших художников того времени — Тициана и Веронезе.

Barovier&Toso — крупнейшая фабрика на острове

История фабрики Barovier&Toso начинается в 1295 году. Это семейное производство считается одним из самых древнейших в Италии. Архив марки содержит бесчисленное множество рисунков и чертежей с пронумерованными образцами продукции. Какие-то рисунки относятся к XVI-XVII векам. И заметьте, любое из своих произведений фабрика может заново воплотить по желанию заказчика.

Бокал. Один из древнейших эскизов фабрики Barovier&Toso.

Бокал. Один из древнейших эскизов фабрики Barovier&Toso.

Секреты мастеров острова Мурано

Компания тщательно хранит секреты стеклодувного производства своих предков. Изготовление любого стекла начинается с песка. Для получения этого прекрасного прозрачного материала, называемого в по-простому венецианским стеклом, необходимо соблюдать строгую последовательность действий и неизменный состав компонентов первичной материи.

В начале создается смесь, состоящая из песка и различных минералов. Для производства муранского стекла традиционно использовался песок из французского леса Фонтенбло, один из чистейших в мире. Такую смесь кладут в печь с температурой свыше тысячи градусов. Когда это всё хорошенько расплавится, опытные стеклодувы вынимают горячую массу и за считанные минуты выдувают необходимое изделие.

После — ставят его в другую печь, тоже с очень высокой температурой, где оно должно находится в течение 24 часов, постепенно охлаждаясь до комнатной температуры. Если же полуфабрикат не поставить сразу во вторую печь, то он непременно лопнет.

Читайте также:  Ювелирные изделия с бриллиантами от Laurence Graff

Такое разное стекло

Все разновидности венецианского цветного стекла имеют свое наименование. Молочное стекло представляет собой непрозрачное белое стекло молочного оттенка (latticinio или lattimo). Его получают путем добавления в стеклянную массу окиси олова.

Подготовленное для выплавки стекло разных видов.

Подготовленное для выплавки стекло разных видов.

Агатовым стеклом принято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату.

В начале 17 века появилось авантюриновое стекло. На его отшлифованной поверхности — бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект. Эти мерцающие точки на желтовато-коричневом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. Сегодня оно очень популярно в кулонах, статуэтках.

Фрагмент люстры Rosati, Barovier&Toso.

Фрагмент люстры Rosati, Barovier&Toso.

Восьмисотлетняя история владельцев марки отображена на на огромном генеалогическое древе. Схема в раме висит на особом месте в музее фабрики. Большая часть изделий фабрики Barovier&Toso идёт на экспорт, в том числе в Россию.

Подвеска люстры Venezia 1295, Barovier&Toso.

Подвеска люстры Venezia 1295, Barovier&Toso.

Состоятельные люди считают эти произведения искусства достойными капиталовложения. Старинный промысел ценится сегодня не меньше, чем три века назад. На острове был открыт Музей муранского стекла, в котором хранится коллекция наиболее выдающихся стеклянных изделий с XV по XXI век.

Муранское стекло — что это такое?

О муранском стекле узнали несколько веков назад, и с тех пор оно стало одним из основных материалов для изготовления посуды, украшений и предметов интерьера. Это уникальное сырье, приобрести которое считается отличным капиталовложением. Неопытным взглядом трудно отличить оригинал от подделки, но, если в руки попадется настоящее муранское стеко, это будет настоящей удачей, т.к. его красота безупречна и буквально завораживает.

Общие сведения о муранском стекле

История производства муранского стекла начинается в далеком 13 столетии. Название материала пошло в честь острова Мурано, расположенного близ Венеции. Именно там мастера-стеклодувы применяли особую технику и оттачивали умения, изготавливая особенные предметы из тончайшего стекла.

Ранее Венеция также занималась производством стеклянных изделий, но они ничем не выделялись на фоне общей массы подобных вещей. Ситуация изменилась после 13 века, когда местные купцы привезли из Константинополя образцы византийского стекла и рецепт его изготовления. С этого момента и начался путь создания муранского стекла или, как его еще называют, венецианского стекла.

С тех пор прошло много времени, производство уходило на спад и поднималось ввысь, появлялись новые технологии, но одно оставалось неизменным — материал изготавливался вручную с помощью специальной трубки с мундштуком.

Первые стеклодувы проживали непосредственно в самом государстве. Развитие стекольной промышленности приносило пользу правительству Венеции, но не ее жителям. Так длилось 5 веков, а в 1291 году власти постановили отправить всех ремесленником с их семьями за пределы города, а именно на остров Мурано. Мастера не могли покидать пределы острова и тем более разглашать секреты производства муранского стекла. Такие нарушения карались тюрьмой и даже смертной казнью. Но стеклодувы не были обделены. Они и их родные пользовались определенными привилегиями. Например, стекольщики могли выдавать замуж своих дочерей за венецианских патрициев с сохранением всех дворянских титулов их потомству.

К середине 15 века на острове проживало уже 25 тыс. человек. Стекольное производство процветало и совершенствовалось. Началась эпоха мирового господства венецианского стекла, были созданы его различные оттенки, формы и варианты изделий, притягивающие внимание ценителей прекрасного. Именно в этот период было изобретено матовое белое стекло и его теплые тона. Также стали изготавливаться варианты с прожилками, перышками и блестками. Особенно ценилось муранское стекло под «хрусталь» с характерной прозрачностью и блеском.

Мастера с острова Мурано делали зеркала с идеальными отображающими свойствами. Обратная сторона изделия была покрыта рисунком или резьбой. Обычные вазы и бокалы изготавливались в виде животных, цветов и колоколен. Также были популярны люстры из муранского стекла, украшениями для которых служили цветочные детали из того же материала.

Как выглядит муранское стекло

Работа стеклодувов Венеции неплохо пополняла ее казну. Изделия из стекла стали основными презентами, которые преподносились знатным вельможам и главам других государств.

В 16-17 веке Венеция стала переживать тяжелые времена. В моду вошло богемское стекло и вытеснила популярность итальянского. В спаде производства не последнюю роль сыграла оккупация города французскими войсками, что привело к закрытию фабрик.

Налаживать производство начали во второй половине 19 век. Тогда же была открыта первая фабрика. Полностью восстановить изготовление удалось лишь через 50 лет. Изделия из муранского стекла стали, как и прежде, популярны среди венецианской знати, а позже заново вышли на мировой уровень. В настоящее время на острове имеется множество мастерских, владельцы некоторых из них являются потомками тогдашних стеклодувов, работающих на Мурано еще в 13 веке.

Свойства и сфера применения

Технологии изготовления муранского стекла весьма разнообразны и сложны. Это очистка в несколько этапов, использование золотой крошки и изготовление многокомпонентных предметов. Регулярное усовершенствование техник позволяет производить новые уникальные изделия, популярные во всем мире. За счет применения окиси металлов в качестве красящих веществ, стеклянные вещи имеют яркие цвета, не теряющие своих оттенков на солнце.

По внешнему виду венецианское стекло похоже на самоцветы. Оно плотное с гладкой поверхностью. Все рисунки, которые украшают предметы, не вырезаются, а утапливаются вовнутрь.

Изделия из муранского стекла обладают определенными свойствами, в том числе и во внешнем виде:

  • они чистые и прозрачные;
  • ярких цветов, которые нередко сочетаются в одном предмете;
  • наличие деталей, делающих акцент на уникальности и оригинальности;
  • присутствуют декоративные элементы внешнего рельефа, а также различные природные орнаменты;
  • кувшины имеют яйцевидную форму с коротким горлышком.

Преимущества стеклянных предметов следующие:

  • стойкость и долговечность;
  • тонкость стекла;
  • необычный неповторимый дизайн;
  • ручное изготовление;
  • отличные декоративные свойства.

Недостатков у изделий практически нет. Единственное, что можно отметить, это хрупкость и высокая стоимость.

Из венецианского стекла делают бижутерию, посуду, вазы, люстры, статуэтки, расходный материал для собственного изготовления украшений. Также пользуются спросом изделия для оформления офисов и квартирного интерьера.

Производство стеклянной бижутерии в Венеции — крупная сфера на международном рынке, которая приносит немалый доход. Например, всем известные украшения ювелирной компании Пандора. Это сборочные изделия, состоящие из браслета и шармов — разнообразных бусин, которые покупаются отдельно. Они имеют разную форму, цвет, тематику. Кроме серебряных шармов, есть и стеклянные, изготовленные как-раз из муранского материала.

Венецианские стеклянные бусы имеют особую историю. Было время, когда ими расплачивались, как валютой. Они и сейчас ценятся достаточно дорого.

Помимо украшений, из муранского стекла делают красивую посуду. Формы сосудов и невероятные решения поражают воображение. К сожалению, предметы, произведенные до 15 века, до нашего времени не сохранились. Об их внешнем виде можно узнать лишь из картин итальянских художников.

В период освоения технологий производства венецианского стекла широкое распространение получили люстры. Наибольшая их популярность пришла в 17 столетии, когда они были неотъемлемой частью интерьера в стиле Людовика XV.

Сочетание стеклянных предметов с металлом применялось крайне редко. Его использовали только в тех случаях, если он был действительно нужен. Но даже тогда, металлические детали прятались под стеклянными элементами. Мода на венецианские барочные люстры уверенно держалась до конца 18 века.

Муранское стекло является хрупким и обладает высокой стоимостью

Сейчас есть много производств, которые используют муранское стекло при изготовлении люстр. Например, фирма Busato создает коллекции стеклянных изделий по мотивам творений знаменитых художников. Это люстра IMP 001 24 B, отображающая произведение Винсента Ван Гога «Ирисы». Каждая единица уникальна, нет двух одинаковых товаров, т.к. каждый из них делается вручную.

Продолжает воплощать в жизнь технологии муранских мастеров итальянская фабрика Sylcom. Она создает люстры, бра, потолочные светильники и настольные лампы, подходящие под любой стиль интерьера.

Разновидности

Муранское стекло — это общее название материала, который делится на подвиды. Они отличаются друг от друга визуально. К ним относится:

  • мозаичное — его структура состоит из тонких волокон многослойного разноцветного стекла. Очень красивые узоры получаются в разной геометрии, которые путем плавления вставляются в изделие;
  • цветное — стекло для создания разноцветных изделий. Получают его за счет добавления окиси цветных металлов (железа, кобальта и т.д.);
  • агатовое — многослойные изделия, визуально напоминающие предметы из природного агата;
  • филигрань или филигранное — получается путем вкрапления в основную прозрачную массу тонких цветных нитей. Они могут выкладываться внутри изделия либо хаотично, либо показывать определенный рисунок;
  • авантюриновое или «золотой песок» — материал создают в результате добавления медной крошки, своеобразный эффект обеспечивается за счет кристаллизации. Предметы из такого стекла напоминают камень авантюрин;
  • кракелаж — получают путем накаливания, а затем резкого охлаждения. Так в стеклянной массе получаются трещинки, разбросанные в хаотичном порядке;
  • пулегозо — в процессе изготовления горячее изделие помещается сначала в воду, а потом опять в печь. После этого на поверхности появляется сетка из пузырьков;
  • миллефиори — на поверхности стеклянных изделий образуются молочные или разноцветные нити, уложенные в очень красивый орнамент;
  • сristallo — чистое стекло, в котором естественным образом играет солнечный свет;
  • latticinio — муранское стекло молочного оттенка. Получается за счет внесения оксида олова в стеклянную смесь. Материал напоминает китайский фарфор;
  • sommerso — получают путем погружения одного вида стекла в стекло другого типа. Например, пулегозо можно сделать внутри прозрачной или цветной массы. Такие изделия будут иметь увеличенную толщину.

Какой бы из методов создания муранского стекла не применялся, оно в любом случае будет выглядеть потрясающе.

Технология производства

Со временем применения первой техники по производству муранского стекла практически ничего не изменилось. В качестве исходного материала используется мелкий песок, который проходит дополнительную очистку. Для получения цветного сырья к нему добавляют различные добавки и красящие вещества.

В качестве основного инструмента для выдувания стекла используется специальная трубка, которая расширена на конце в виде воронки. Технология производства выполняется по следующим этапам.

  1. Стеклянная масса расплавляется при 1 200-1 400 градусах в печи.
  2. Конец железной трубки нагревается и опускается в расплавленное стекло.
  3. Мастер все время вращает трубку, чтобы масса не стекала.
  4. С обратного конца в трубку начинают дуть через деревянный мундштук, выдувая из стекла шарик, которому потом придают нужную форму и размер.
  5. Так выдуваются различные части. После они соединяются между собой для создания задуманного изделия.

Как отличить от подделки

Недобросовестные производители стеклянных изделий часто выдают фальшивку за подлинный итальянский материал. Как отличить муранское стекло от подделки, расскажут следующие советы:

  • настоящий товар всегда имеет сертификаты качества от производителя;
  • на любом настоящем изделии всегда стоит метка со словами «Vetro Artistico Murano»;
  • поверхность предметов из муранского стекла всегда будет гладкой и прохладной на ощупь, а золотое напыление не будет осыпаться;
  • фурнитура у оригиналов должна быть крепкой;
  • венецианские стеклянные изделия, даже одного типа, не могут быть полностью одинаковыми, т.к. они делаются вручную.

Оригинальное Муранское стекло всегда имеет сертификаты качества от производителя

Единственные оригинальные изделия из венецианского стекла, которые не имеют сертификата от фабрики, это те, которые были изготовлены до 1980 г. Тогда товар не сертифицировался.

Нюансы ухода за изделиями

Муранские стеклянные предметы довольно хрупкие, поэтому требуют определенного отношения к себе. Украшения нужно снимать во время домашних дел, занятий спортом, при походе в бассейн или просто в душ. Для чистки не используют химических и абразивных средств, которые могут повредить поверхность. Хранят стеклянные предметы в специальных тканевых мешочках, отдельно от других украшений. Их нужно уберегать от температурных перепадов, а после каждой носки протирать кусочком фланели. Если за муранским стеклом ухаживать как следует, то оно будет радовать вас не один десяток лет.

Ссылка на основную публикацию
×
×