Жемчуг от Кокити Микимото

Жемчуг — мифы, легенды, история…

Mикимото

Япония — это жемчуг. Жемчуг — это Микимото.

Загадочный, таинственный, прекрасный жемчуг. Говорят, что он сам выбирает себе хозяина. Идеальная форма, изысканность и роскошь, нежное сияние. Вот такой необыкновенный драгоценный камень, с непостижимым характером и душой. Недаром в Японии говорят: «Потерял жемчуг — потерял душу». Чудо, дар живой природы. Любимый во все времена.
На Таити добывали черный жемчуг. Персидский залив называли «жемчужным» из-за колоссальных объемов добычи. В водах Австралии его начинают добывать с 1868 г. К началу ХХ века количество жемчуга начало стремительно сокращаться. И, возможно, в ХХI веке он остался бы только в коллекциях и музеях, стал редчайшей драгоценностью, если бы не Кокити Микимото.

Кокити Микимото

Kокити Mикимото родился 25 января 1858 года в посёлке Осато на побережье Тоба в провинции Сима. Его отец содержал небольшую харчевню, в которой продавали домашнюю лапшу. Доходы были невелики, и семья жила небогато. Кокити бросил школу в 13 лет. Не из-за лени или нежелания учиться — нет! Надо было помогать семье. Мальчик начал работать разносчиком лапшы. Больше он никогда не учился. Но это не помешало стать ему Королем — Королем Жемчуга, известного во всем мире! Удачная женитьба на 17-ти летней дочери учителя фехтования дала Кокити Микимото небольшое приданое и умного, надежного друга. Кокити с женой покупают небольшую устричную ферму. Как-то он зашел в ювелирную лавку, где продавались дорогие украшения из жемчуга. Высокая стоимость украшений поразила 30 летнего Микимото, и заставила задуматься — а что, если начать выращивать жемчуг в устрицах? В Китае давно была известна технология культивации жемчуга. Но, правда, это был пресноводный, речной и некачественный жемчуг. Существует еще одна версия: Кокити Микимото продавал выращенных устриц на ярмарке, где к нему подошел не то профессор токийского университета Какити Мицукири, не то доктор Есикити Миноцаку. И подсказал идею — выращивать в устрицах морской жемчуг. Точно этого никто не знает, да и не это важно — кто подал идею молодому, энергичному и упорному Кокити попытаться выращивать жемчуг в морских устрицах. Попытка за попыткой и неудача за неудачей. Это сейчас, в наши дни, в районе Гиндза, самом шикарном, снобистском районе Токио, можно увидеть рекламные щиты с надписью: «Япония — это жемчуг. Жемчуг — это Микимото», а тогда, в начале пути, пять лет потребовалось, чтобы вырастить первую жемчужину и 20 лет упорного труда, неудач, находок и открытий, прежде чем пришел настоящий успех.

Жемчужная ферма


Устрицы не спешили открывать свои секреты. Культивируемый жемчуг получают путем подсадки твердой частицы в тело устрицы. Инородная частица, слой за слоем, обволакивается перламутром, в результате чего и образуется жемчужина. Микимото днями просиживал за микроскопом, в поисках оптимальных вариантов — размера, места и материала подсадки. Искал режимы содержания моллюсков в воде. В 1893 году он извлекает из устрицы свою первую, полукруглую жемчужину. В 1896 году получает патент и продолжает упорно работать. (Из-за того, что не было прецедента выдачи патентов на изобретения касающиеся биологических объектов, весь процесс оформления занял 15 месяцев. ) Долгое время ему не удается добиться хоть сколько-нибудь значимого успеха. Более того, в какой-то момент его ферма вообще оказывается на грани банкротства из-за массовой гибели планктона — основной пищи устриц. (Подобные явления называются в Японии «красными приливами», так как мертвый планктон образует на поверхности воды пленку красноватого цвета.) Весной 1905 года такой красный прилив вызвал гибель 850 тысяч устриц. Сложнейший эксперимент — в трехлетние устрицы закладывались крохотные шарики из перламутра. А в качестве «присадки» — частицы перламутровой железы другой, более молодой, устрицы. И в результате, в 1906 году, была получена первая, ослепительная розовая жемчужина, безупречной сферической формы. Это была решительная победа — осталось лишь наладить массовое производство. Микимото с новой силой окунулся в работу. Он тщательно следил за ростом культивируемых жемчужин, изучал различные аспекты выращивания жемчуга, думая над тем, как сделать ярче расцветку и блеск, как ускорить рост устриц-жемчужниц. Неоднократные эксперименты позволили ему разработать совершенный метод покрытия искусственно имплантированного ядра слоями перламутра.

Официальный логотип фирмы

В следующем году Микимото открыл в городе Гиндзе собственный магазин и начал активно расширять свое предприятие. Лишь половина всех используемых устриц производила жемчужины, при этом лишь 5% из них соответствовали критериям высокого качества, однако, принимая в расчет высокие цены на жемчуг, этого было более чем достаточно. Первое время японские ювелиры с подозрением относились к продукции Микимото, считая культивированный жемчуг чем-то вроде ловкой и высокотехнологичной подделки. Однако вскоре выяснилось, что жемчуг, созданный в искусственных условиях, практически не отличается от жемчуга природного — ведь его производят те же устрицы в той же морской воде. Жемчужины, выращенные на фермах, не уступают по качеству импортным образцам из Индии и Цейлона, будучи при этом существенно дешевле. Поэтому предприятия Микимото стремительно растут, а сам он очень скоро становится одним из богатейших людей Японии.

Благодаря неподдельной страсти и чуткой преданности своему делу, Кокити Микимото не только прославил свое имя, но и вывел Японию на принципиально новый уровень развития, «сделав» ей репутацию знатока дел ювелирных. Даже сегодня Mikimoto остается чуть ли не единственным luxury брендом, пришедшим не из США или Европы, а с Дальнего Востока. Сейчас магазины Mikimoto есть во всех мировых столицах.

Барельеф Кокити Микимото в 1985 году был размещен в Патентном
бюро среди экспонатов серии «Десять великих изобретателей Японии

Еще одним важным открытием Микимото было изобретение в 1924 году метода сбора раковин устриц-деток для размножения устриц, а также изобретение корзины для разведения устриц и корзины для подводного содержания раковин. Корзина для разведения устриц стала результатом его борьбы с опустошительными красными приливами. Сейчас она широко используется везде, где занимаются искусственным разведением жемчуга.

Корзины для содержания и разведения устриц

MIKIMOTO

Говоря о Японии, мы подразумеваем Короля Жемчуга Кокичи Микимото. Его жизнь — национальное японское предание, которое гласит, что, мечтая, можно достичь любых высот. Родился Кокичи Микимото в 1858 году в городе Тоба. Там же пошёл в школу. Но в возрасте 13 лет был вынужден закончить обучение, чтобы помочь семье в тяжёлые времена. Спустя несколько лет он связал свою судьбу с 17-летней дочерью фехтовальщика Умэ, а на ее приданое приобрел целую устричную плантацию в заливе Симмей. Дело росло и развивалось. Но после выставки в Уэно Микимото решил заняться выращиванием жемчуга из раковин Акойя. Много сил и упорства потребовалось от пытливого Кокичи, чтобы спустя бесчисленное количество неудачных экспериментов получить «идеально ровную жемчужину». Свою победу над непокорными устрицами-жемчужницами он посвятил своей жене, которая все время поддерживала его и была рядом. В 1896 году Микимото получил патент на свое изобретение. И в то же время основал бренд Mikimoto на берегах японского острова Оджима, где вырос его первый жемчуг, позднее переименовав остров в «Жемчужный остров». В самой Японии сегодня существует персональный музей Кокичи Микимото, который расположился в родном городе мастера, Тоба. Кроме того, Кокичи Микимото по сей день почитают не только, как блистательного «жемчужного художника», но и как великого предпринимателя всей нации и поставщика императорского двора.

Жемчужины Mikimoto вне конкуренции. Строгий отбор ювелирного бренда проходят лишь те, что выгодно отличаются блеском, формой, совершенством поверхности, толщиной перламутрового слоя, размером и, конечно же, цветом. Эталонным является округлый жемчуг с идеально гладкой поверхностью и насыщенным блеском. Встречается он крайне редко, поэтому ювелиры Mikimoto ставят ему наивысший бал ААА (по шкале качества Микимото). Помимо идеальной сферической формы жемчуг Mikimoto бывает и других экзотических очертаний – «овал», «барокко» и «слеза», которые, как правило, используются при создании «пластичных» украшений. Размер жемчуга, к слову, также имеет значение. Особенно ценится крупный жемчуг – за сложность культивирования – и очень маленького размера, диаметром в 3-4,5 мм.

Ювелиры Mikimoto также предъявляют высокие стандарты качества к совершенству поверхности жемчуга. Согласно оценочной шкале Микимото, отбираются лишь те жемчужины, на чьей поверхности нашлось минимальное количество крошечных пятен природного происхождения. Не менее важен и перламутровый слой. Его толщина проверяется опытным путем: просвечиванием жемчуга рентгеновскими лучами. Чем перламутровый слой толще, тем более равномерный цвет у жемчужины. В противном случае, экземпляры с тонким слоем, лишенным эффекта мерцания, в украшениях Mikimoto не используются. Безусловно жемчуг Mikimoto привлекает коллекционеров и своей неповторимой палитрой. Его цвет меняется от волнующе серебристо-голубого до холодного белого, оттенок шампань плавно перетекает в насыщенный персиковый, а черный распадается на мириады оттенков, в том числе на графитно-серый и коричневый цвета.

Акойя. Самый популярный вид жемчуга, секрет культивирования которого первым открыл Кокичи Микимото. Его добывают из японских устриц Акойя. В зависимости от размера устрицы, круглые жемчужины с ярким, чистым блеском достигают размеров в 3-10 мм. А их цвет различается от белого, кремового и розового до светло-зеленого, голубого или серебряного.

Черный жемчуг Южных морей. Один из самых красивых сортов жемчуга, выращиваемый в раковинах Черно-створчатых устриц-жемчужниц. Обитают моллюски в водах Таити и Окинавы и способны производить крупные жемчужины, диаметр которых достигает 8-15 мм. В действительности цвет черного жемчуга не ограничивается лишь черной палитрой. Ему также присущи оттенки от синевато-серого, серебристого и фисташкового до павлиньего зеленого и темного цвета ночи с полутонами зелёного, розового и голубого. К примеру, наибольшую ценность, и, как следствие, стоимость, имеет жемчуг переливчато-зеленого цвета.

Читайте также:  Брошь из бисера и бусинок – как выбрать и носить

Белый жемчуг Южных морей. Необычным, атласным блеском обладают жемчужины, добываемые из серебристогубых устриц Южных морей.

Золотой жемчуг Южных морей. Теплый натуральный золотой цвет этого жемчуга считается более редким, чем само золото. Добывают его из Золото-створчатых устриц-жемчужниц, обитающих у берегов Индонезии, Бирмы и Филиппин. Средний диаметр жемчуга составляет около 13 мм, а некоторые экземпляры достигают 20-30 мм.

Конк. Этот вид жемчуга трудно спутать с другим, поэтому его по праву относят к редчайшим сокровищам мира. Производят конк гигантские одностворчатые моллюски, обитающие в Карибском море. При вскрытии раковины погибают, поэтому конк не культивируют. Цвет жемчуга варьируется от оливковых, фиолетовых и янтарных оттенков до наиболее ценных – розовых, пурпурных и лиловых. И к тому же, конк настолько редкий вид жемчуга, что его ценность измеряют в каратах.

Мело. Этот натуральный жемчуг собирают из огромной улитки мело с тяжелой блестящей раковиной. Образцы жемчуга высокого качества не имеют перламутрового блеска. Его цветовая палитра состоит из коричневых, красных и редких – желтых и оранжевых оттенков. Мело не поддается культивации и очень чувствителен к солнечному свету, а его вес также, как и у жемчуга конк, измеряется в каратах.

Пресноводный. Или как его еще называют «речной жемчуг», преимущественно выращивают в пресных водоемах Южной Японии (в частности, в озере Бива), а также в китайской провинции Шанхай, заменяя устриц мидиями. За раз из одной такой мидии можно получить от десяти до четырнадцати мелких пресноводных жемчужин. Их размер в среднем не превышает 4-6 мм, а цветовая гамма варьируется от пастельно-лилового, персикового и мандаринового до зеленоватых и коричневатых оттенков.

Fortune Leaves. Эффектные серьги, кулон и кольцо в виде трилистников, которые непременно гарантируют удачу.

Laurel. В переводе с английского Laurel означает «лавр». Неудивительно, что в одноименной коллекции ювелиры Mikimoto укрыли жемчужины лавровыми листьями из бриллиантов. И сделали это максимально деликатно, выстлав из листьев драгоценную «перину» для великолепного жемчуга.

Classic. Идейный вдохновитель бренда Mikimoto Кокичи Микимото мечтал украсить ниткой жемчуга изящную шею каждой женщины на планете. И его мечта воплотилась в жизнь. Классические украшения из жемчуга стали поистине универсальным атрибутом женского гардероба – они идеально подходят как для повседневной жизни, так и для торжественных случаев. Их красота и элегантность в сочетании с непревзойденным мастерством ювелиров Mikimoto превращают их в настоящие произведения искусства, где сольную партию играет исключительный по своим свойствам жемчуг.

High Jewellery. В ювелирном собрании сочинений Mikimoto High Jewellery представлена вся палитра украшений Rare & Exquisite. Здесь драгоценные изделия существуют в одном единственном экземпляре, каждое из которых виртуозно отражает философию Mikimoto — вдумчивый ювелирный слог, величественное спокойствие и возвышенные вечные чувства. Солируют в коллекции High Jewellery редкие жемчужины непревзойдённого качества, а вторят им ослепительные рубины, изумруды, сапфиры и бриллианты. Но бывает и так, что на первый план выходят изумительные по красоте драгоценные камни, а классический жемчуг лишь придает им оттенок торжественной чувственности.

Микимото Кокити: жемчужный король и его музей

Создатель сверкающей индустрии

Фермеры, производящие жемчуг в искрящихся водах префектуры Миэ, очень многим обязаны терпеливости и настойчивости здешнего уроженца Микимото Кокити (1858-1954).

Памятник «Жемчужному королю» Микимото Кокити

Микимото Кокити был старшим сыном владельца ресторана лапши удон в тех местах, где сейчас расположен г. Тоба, и стал торговать морепродуктами преф. Миэ в 1880-е годы. Он продавал морские ушки (аваби) и сушёных трепангов вдали от родины, в Токио. В ходе одной такой деловой поездки он заинтересовался жемчугом, который тогда был ещё дороже, чем сейчас, поскольку его не выращивали искусственно.

К тому времени уже прилагали немалые усилия по производству жемчуга, особенно в Европе, но эти попытки не увенчались успехом. Несмотря на это, Микимото начал разводить жемчужных устриц акоя в заливе Аго. После пяти лет проб и ошибок ему удалось получить полусферические «пузырьковые» жемчужины мабэ, которые росли на внутренней поверхности раковины. Главный его успех был уже не за горами.

Сотни устриц акоя подвешены под плотами, плавающими в заливе Аго

В одно время с Микимото работали два других исследователя жемчуга – Мисэ Такухэй (1880-1924) и Нисикава Токити (1874-1909), которые зарегистрировали конкурирующие патенты на техники выращивания сферического жемчуга в 1907 году. Благодаря их соглашению работать над развитием производства жемчуга «метод Мисэ-Нисикавы» стал основным в промышленности, но именно Микимото, объединивший их достижения с плодами своих усилий, получил в 1916 году патент на производство круглого жемчуга в мантии устриц, что открыло путь коммерчески выгодному бизнесу по выращиванию сферических жемчужин.

Современное производство жемчуга

Метод, впервые открытый «Жемчужным королём» Микимото, используется и сейчас, век спустя. Хотя сам процесс выращивания происходит почти так же, как и в его времена, для охраны устриц используются новейшие технологии.

Система Shell-Lingual состоит из датчиков, прикреплённых к устрицам, и плавучего блока, который вырабатывает электроэнергию и посылает сигналы на берег

Сигнализационная система Shell-Lingual была разработана для того, чтобы предупреждать фермеров об ухудшении состояния воды, в которой растут жемчужные устрицы. Изменения в окружающей среде могут повлиять на количество кислорода в воде, который очень важен для устриц, или же вызвать «красные приливы», состоящие из водорослей или токсичных веществ, что является опасным для моллюсков.

Сенсоры системы прикреплены к определённому количеству устриц и позволяют фермерам узнать, насколько раскрыты створки раковины. Быстрое открывание или закрывание створок говорит о том, что животные испытывают стресс, и фермеры сразу же получают сообщение на мобильный телефон. Это позволяет им вовремя переместить моллюсков в другую часть залива или изменить глубину, на которой они находятся.

Музей Микимото

В наши дни островок возле г. Тоба, где Микимото добился успеха в получении сферического жемчуга, превращён в его музей. В ранние годы производства жемчуга туда не допускали посторонних, но с 1951 года он привлекает миллионы посетителей, среди которых бывают и королевы, и принцы, и главы государств, и воротилы крупного бизнеса, которые интересуются этими прекрасными драгоценностями.

В Музее Жемчужного острова Микимото можно увидеть, как производят эти драгоценности

На первом этаже Музея Жемчужного острова Микимото показано, как Микимото впервые вырастил жемчуг. Существует около 100 000 разновидностей устриц, но для производства жемчуга подходят только шесть из них. Фермеры в Миэ используют в основном устриц акоя, черногубые устрицы на Таити ценят за чёрный жемчуг, а большие белогубые устрицы позволяют получить крупный жемчуг Южных морей.

Посетителям музея рассказывают о том, как можно вырастить жемчуг, используя методы, разработанные Микимото Кокити

В музее показано, что всего лишь 5% устриц дают идеальный жемчуг, а около 50% моллюсков погибает. Неправильные жемчужины не выбрасывают, их используют в фармацевтических препаратах и косметических средствах.

Нити жемчуга разных оттенков

В музее также показывают отбор жемчуга для жемчужных нитей – их изготовители должны иметь хорошее зрение, чтобы сортировать жемчуг по блеску, цвету и размеру. Вдоль лестницы также можно увидеть множество фотографий, связанных с жемчужным бизнесом в разных регионах мира, в том числе и изображения знаменитых ныряльщиц ама в преф. Миэ.

Женщины показывают традиционный способ добычи даров моря ныряльщиц ама у Жемчужного острова Микимото, расположенного в г. Тоба преф. Миэ

На верхнем ярусе музея посетители могут оценить произведения искусства, в которых использован жемчуг. Музей начал создавать коллекцию ювелирных изделий в 1985 году, и сейчас она включает около 250 экспонатов.

В экспозиции представлена золотая брошь, сделанная на юге Германии около 1600 года. В ней две жемчужины расположены рядом с нефритом. Мальтийский крест из Англии, изготовленный около 1830 года, украшен жемчугом и изумрудами.

Прекрасная лютня-бива изготовлена из палисандра и айвы и инкрустирована золотом, платиной, перламутром, в ней использовано 6284 жемчужины акоя и 4408 бриллиантов общей массой в 220 карат

Мастера «Микимото» также создали ряд крупных произведений искусства, в том числе копию знаменитой лютни-бива из императорской сокровищницы Сёсоин и реконструкцию средневековой византийской короны с 796 жемчужинами высшего качества и 17 бриллиантами, изготовление которой заняло 14 месяцев.

Корона, изготовленная мастерами «Микимото» в 1979 году и включающая 796 отборных жемчужин компании и 17 бриллиантов

Дополнительная информация:

Адрес: Mikimoto Pearl Island, 1-7-1 Toba City, Mie Prefecture, Japan
Тел.: (+81) 599 25 2028
Вебсайт музея

Фотография к заголовку: Блеск жемчуга восхищал людей столетиями, пока Микимото Кокити не изобрёл технику выращивания сферических жемчужин (все фотографии ©Мотоно Кацуёси)

(Статья на английском языке опубликована 17 июля 2017 г.)

09.09.13 Mikimoto

История японской ювелирной марки Mikimoto является одной из самых интересных и необычайных по сравнению с прочими брендами. Началась она благодаря замечательному ученому и ювелиру по призванию Кокити Микимото, некогда прозванному жемчужным королем.

Родился Кокити в 1858 году в скромной японской семье. В свои 13 лет он вынужден был бросить обучение, чтобы помогать отцу зарабатывать деньги. В 17 лет Микимото женился на более состоятельной девушке, вместе с которой и приобрел свою первую устричную ферму.

Занимаясь разведением устриц, Кокити Микимото впервые задумался о том, можно ли вот так вот в искусственных условиях выращивать настоящий, качественный жемчуг. На то время ученые уже пробовали культивировать речной жемчуг, тем не менее, получаемая в таких условиях продукция отличалась низким качеством и асимметричной поверхностью. Молодой предприниматель же решил поэкспериментировать с морскими моллюсками, а именно с раковинами Акоя, которые он и выращивал на своей ферме.

Читайте также:  Часовой завод Ракета и Туполев создали часы Летчик Ту-160

Прошло немало времени, прежде чем Микимото добился первых положительных результатов. В своих экспериментах он применял множество песчинок различных по размеру и химическому составу, искал оптимальное место в раковине, изучал длительность наращивания перламутровых слоев и т.д. История Mikimoto чуть было не закончилась, когда залив Симмэй затопило красным приливом. В это время большая часть устриц погибла, и многие эксперименты пришлось начинать с нуля.

Тем не менее, терпение и кропотливая работа ученого все же дали свои результаты, и в 1893 году Микимото выявил в очередной раковине свою первую полукруглую жемчужину, а еще спустя три года получил патент на свои разработки. С этого момента для его компании и мирового ювелирного дела началась совершенно новая эра, эра культивированного жемчуга.

Но и на этом Mikimoto не остановился. В 1905 году он впервые нашел идеально круглую бледно-розовую жемчужину, после чего и начал постепенно применять свои технологии для серийного производства культивированного жемчуга. Спустя некоторое время был открыт первый фирменный магазин Mikimoto, в котором можно было приобрести всевозможные браслеты, ожерелья, кольца и серьги из высококачественного жемчуга, выращенного в искусственных условиях.

Вскоре компания Mikimoto приобрела всеобщую популярность и славу, а доходы от продажи ее украшений позволили закупить участки для новых ферм и расширить производство. Остров Одзима вскоре получил название Жемчужного Острова Микимото, на котором впоследствии и были размещены основные магазины, демонстрационные залы, а также мемориальный комплекс компании Mikimoto.

Ныне ювелирная марка Mikimoto продолжает выпускать эксклюзивные украшения из белого, розового, золотистого и черного культивированного жемчуга. Среди наиболее ярких коллекций бренда можно найти знаменитые Classic, Contemporary, Pearls in Motion, Everyday Essentials, Milano, Mikimoto Exclusives. Каждая из них уникальна и каждая имеет свою отдельную историю.

Так, например, замечательная коллекция Milano была придумана в Италии, благодаря чему и получила свое символическое название. Это была первая коллекция ювелирных украшений Mikimoto, в которой жемчуг был инкрустирован бриллиантами. Впоследствии технология вживления бриллиантов в жемчужины была использована еще в нескольких ювелирных коллекциях, таких как Neo Vintage и Sakura.

Не менее интересны также ювелирные украшения из коллекции Pearls in Motion. Браслеты и колье, входящие в ее состав, позволяют передвигать жемчужины по золотой цепочке. Такая конструкция дает возможность получить несколько совершенно разных вариаций украшений, которые каждый раз выглядят уникально и неповторимо.

В наше время компания Mikimoto представляет свою продукцию во многих фирменных магазинах по всему миру. Спрос на нее все так же велик. Считается, что утонченное украшение из жемчуга должно быть у каждой уважающей себя женщины, Mikimoto же делает жемчуг еще более желанным и доступным для каждой представительницы прекрасного пола.

Ягурума, застежка с взаимозаменяемыми установками в 12 различных формах, привлекает посетителей на Парижской выставке. Её дизайн является прорывом в мультифункциональных украшениях. Проданная в Париже, она исчезает с виду, затем появляется вновь на аукционе в Нью-Йорке в 1989 году. Сегодня она находится на Острове Жемчуга Микимото.

Микимото воссоздает Колокол Свободы в Филадельфии для нью-йорской Всемирной выставки в 1939 году. Украшенный 12250 жемчужинами и 366 бриллиантами, он получает кличку “Колокол в миллион долларов”. Cейчас он находится на выставке в Музеe жемчуга Микимото.

Джо ДиМаджио преподносит Мэрилин Монро эту 16-дюймовую нитку культивированного жемчуга Акойя во время их медового месяца в Японии. Здесь она показана в овальной коробке, одно из немногих ”настоящих” ювелирных изделий, которые ценила актриса.

Национальный Фестиваль Цветения Сакуры в Вашингтоне (окр. Колумбия) является ежегодным событием празднования японско-американской дружбы, начавшимся в 1912 году. Микимото создает корону в 1956 году и дарит её комитету фестиваля для ежегодной коронации королевы Цветения Сакуры.

Замысловатый дизайн корон Микимото, сделанных из культивированного белого жемчуга Южных Морей и Акойя, воплощает древний символ феникса, поднимающегося для символизации статуса, силы и видения великой красоты.

Спустя 120 лет, открыв множество магазинов в главных мировых столицах и обеспечив собственными жемчугами королевскую семью Японии, высший свет Америки, Грейс Келли, Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор и других, компания Mikimoto отмечает этот грандиозный юбилей специальной коллекцией под лаконичным названием «120». Она состоит из 12 линий, каждая из которых демонстрирует разные виды жемчуга, способы его использования и подходит к разным нарядам. В этих украшениях любимый камень Микимото дополняют опалы, розовые сапфиры, ониксы, бриллианты и нефриты.

Похожие материалы

Обитаемый остров Aogashima

Aogashima – вулканический остров, расположенный в Филиппинском море. Уголок суши 3,5 км. в длину и 2,5 км. в ширину находится в ведомстве Японии.

100 фотофактов об Японии с комментариями

Никаких туристических открыток, только наблюдения.

10 способов оригинально украсить стены

Украшение стен – невероятно широкое пространство для творческих находок. Большинство из представленных ниже идей – это декор, который легко монтируетс.

Микимото — остров жемчуга

Представьте себе горную страну, которая поначалу дерзко вклинилась в океан, оттеснила его, а потом словно сникла, устала от борьбы, смирилась с соседством водной стихии и даже породнилась с ней. Такова родина искусственного жемчуга – полуостров Сима, где море заполнило

На этом острове принимают гостей со всего мира, которые с удовольствием посещают музей жемчуга, мемориальный музей Кокити Микимото и шоу ныряльщиц ама.

Представьте себе горную страну, которая поначалу дерзко вклинилась в океан, оттеснила его, а потом словно сникла, устала от борьбы, смирилась с соседством водной стихии и даже породнилась с ней. Такова родина искусственного жемчуга – полуостров Сима, где море заполнило впадины между горами. Зелёные склоны встают прямо из морской лазури. Уединенные бухты, острова, заливы, похожие на горные озера, – им нет числа.

Жемчужный остров Микимото – место, где в 1893 году Кокити Микимото впервые в мире успешно получил культивированный жемчуг из морских моллюсков.

На этом острове принимают гостей со всего мира, которые с удовольствием посещают музей жемчуга, мемориальный музей Кокити Микимото и шоу ныряльщиц ама.

В музее жемчуга, материалы которого посвящены всему, что касается жемчуга, с разных сторон представлена его привлекательность: в плане истории, изобразительного и прикладного искусства, науки и промышленности.

Колокол Свободы – 12,250 жемчужин и 366 бриллиантов

В мемориальном музее Кокити Микимото представлен его жизненный путь, который он посвятил жемчугу и был энтузиастом своего дела до конца жизни.

Пятиярусная пагода Кокити Микимото – 12760 жемчужин

Здесь можно посматреть шоу ныряльщиц за жемчужинами – ама, как с открытых трибун, так и из специальной смотровой комнаты. ( В смотровой комнате имеется аудиогид на русском языке).

Возможно, посмотреть это шоу и с панорамной каюты специального корабля.

В магазине «Жемчужная плаза» на первом этаже представлены изделия фирмы Микимото и оригинальные изделия Жемчужного острова. На втором этаже находится смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на залив Тоба, и ресторан Awako.

Как Кокити Микимото сумел превратить в «домашнее животное» такое капризное существо как устрица?

Японцы умеют находить новое применение людскому труду, возмещая таким образом бедность Японии в вопросе природных ресурсов. Искусственный жемчуг внутри устрицы – это болезненное отклонение от естества, это как камень в почках у человека. А для того, чтобы внутри моллюска образовалась жемчужина, необходима целая цепочка случайностей: в раковину должна попасть песчинка, которая целиком войдёт в тело устрицы, не поранив при этом её внутренние органы. К тому же, песчинка должна «прихватить» с собой кусочек поверхностной ткани моллюска, способной вырабатывать перламутр. Эта ткань начинает обволакивать инородное тело радужными слоями, постепенно образуя жемчужину.

Произвести жемчуг искусственно, значит увеличить вероятность очень редкого стечения обстоятельств. Искусственный жемчуг в такой же степени настоящий, как и природный, т.е. образовавшийся в раковине случайно.

Идея выращивать жемчуг на подводных плантациях впервые пришла сыну торговца лапшой по фамилии Микимото. В 1907 году, после девятнадцати лет безуспешных опытов, ему наконец удалось получить сферический жемчуг, вводя в тело двустворчатых раковин кусочки перламутра, обернутые живой тканью другой устрицы.

Людей, умеющих вводить ядрышко в тело моллюска, именуют операторами. Это, если вдуматься, тысячи опытных хирургов, каждый из которых ежедневно делает по четыреста-восемьсот операций; и в то же время это тысячи ювелиров, от которых требуется куда более филигранное мастерство, чем от умельцев, оправляющих готовые жемчужины в золото и серебро.

Чтобы ядрышко стало жемчужиной, надо ввести его именно в то место, где моллюск терпел бы внутри себя этот посторонний предмет. Надо добиться ещё и того, чтобы раковина впредь откладывала перламутр не на своих створках, а именно вокруг этого инородного тела. Вот почему приходится делать нечто похожее на прививку – вводить вслед за ядром кусочек живой ткани от другого моллюска. Надо ввести ядро и присадку в нужное место. При этом нельзя ни повредить, ни задеть внутренних органов моллюска. В первом случае утрица погибнет, во втором – жемчужина не будет иметь правильной формы. И наконец, присадка должна непременно касаться ядра, иначе её клетки, вырабатывающие перламутр, не смогут образовать вокруг ядра «жемчужный мешок».

Если вонзить скальпель чуть глубже, чем следует, створки раковины безжизненно распахиваются. Это значит – повреждён соединительный мускул и устрица обречена на гибель.

Читайте также:  Антикварные и винтажные серебряные Украшения – русское серебро фото

Считается, что нужно сделать по крайней мере 10.000 операций, чтобы научиться вводить хотя бы мелкие ядрышки. Вводить же крупные доверяют лишь операторам, имеющим более чем трёхлетний стаж.

Мелкий жемчуг (диаметр от четырёх до шести миллиметров) вызревает за год, средний (шесть-семь миллиметров) – за два года, крупный (свыше семи миллиметров) – за три.

Конечно, чем крупнее ядро, тем более дорогую жемчужину можно из него вырастить. Существует, однако, известный биологический предел, за которым даже при самой искусной операции организм раковины не может сохранить внутри себя столь большое инородное тело. Для двухстворчатых раковин таким пределом является ядро диаметром семь миллиметров. Чтобы стать жемчужиной, оно должно обрасти перламутровым слоем толщиной не менее миллиметра.

Опыт показал, что держать семимиллиметровое ядро в организме моллюска дольше трёх лет нецелесообразно. Возрастает вероятность всякого рода наростов. Жемчужина если и растёт, то становится всё менее лучистой. Учащается опасность отторжения, когда моллюск даже ценой собственной гибели выталкивает это разросшееся инородное тело из себя.

Почти всюду гладь залива полуострова Сима заштрихована тёмными полосами. Плоты из жердей, к которым под водой привязаны корзины с раковинами, напоминают борозды рисовых полей. На зелёных боках гор, обступивших залив, пестреют рыжие рубцы. Это жемчужные промыслы.

Сложно уберечь раковины от холода. При двенадцати градусах у моллюсков резко замедляются все жизненные процессы, а при восьми градусах – они погибают. Моллюски любят такое море, в каком приятно купаться человеку. Ниже пятнадцати градусов – это холод, а выше двадцати восьми – очень жарко. В знойную японскую августовскую пору плоты буксиром приходится отводить подальше от берегов и опускать корзины в более прохладные, глубокие слои.

Ныряльщицы ама существуют в Японии с незапамятных времён. Женщины «ама» – ныряльщицы за жемчугом. Ремесло ама имеет древнюю историю: в старинном японском сборнике поэзии «Манъёсю» говорится, что ещё 2000 лет назад в районе под названием Сима жили ама.

Весь этот район, который ныне входит в национальный парк Исэдзима, окружен горами Кии. Его берега, как и берега Внутреннего японского моря, резко уходят в глубину вод. По своей геологической структуре они относятся к древнему периоду «Нижняя юра». Именно поэтому для района Сима характерна изрезанная береговая линия и многочисленные острова расположенные вдоль берега. Склоны гор подходят к самому морю, равнинных участков земли здесь совсем мало, поэтому и жизнь местного населения с давних времён была связана с морем. Мужчины занимались рыбалкой, а женщины выполняли более лёгкую работу, добывая продукты моря. Климат на полуострове Сима достаточно тёплый, а море богато морскими продуктами. Поэтому здесь и появилось ремесло женщин ныряльщиц за жемчугом – ама.

В настоящее время на территории национального парка Исэдзима живёт около 1000 ама. Многочисленные группы ныряльщиц разных возрастов трудятся в бирюзовых волнах моря.

Искусственный жемчуг от MIKIMOTO

источник: nlo-mir.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Жемчужный король Кокити Микимото

Имя Кокити Микимото (Kokichi Mikimoto) неразрывно связано с историей жемчуга, о чем говорит и почетный титул, прочно закрепившийся за ним еще при жизни — Жемчужный король. Именно он стал основателем выращивания культивированного жемчуга в условиях, максимально приближенных к естественным, но в гораздо более крупных масштабах. Посвятив всю жизнь своей цели, Микимото после многих лет упорного труда добился потрясающих результатов. Ему посчастливилось практически реализовать свою мечту — сделать жемчуг таким доступным, чтобы он мог украшать шею каждой женщины.

Биография Кокити Микимото очень поучительна. Он прошел долгий путь — от бедного продавца домашней лапши до всемирно известного миллионера. Родившись в семье скромного владельца маленькой харчевни, он, казалось, был обречен всю жизнь едва сводить концы с концами. Из-за необходимости помогать отцу Кокити даже не удалось получить среднее образование — он оставил учебу в школе в 13-летнем возрасте, чтобы полностью углубиться в домашние дела. С его помощью семейный бизнес расширился, лапшу начали продавать на разнос, что принесло некоторую дополнительную прибыль. Кроме того, Микимото начинает заниматься торговлей морепродуктами и водорослями, подходя к делу со свойственной ему ответственностью и энергией. В возрасте 21 года он даже вступает в городскую ассамблею предпринимателей своего родного города Тобы и становится самым молодым ее членом.

Одним из удачных шагов, сделанных Микимото в жизни, была его женитьба в возрасте 23 лет на 17-летней Умэ, умной и образованной девушке из знатной и состоятельной семьи. Несмотря на наличие у невесты солидного приданого, брак этот был заключен по любви. На протяжении всей своей недолгой жизни (Умэ умерла, когда ей было всего 32 года) жена поддерживала все начинания Кокити и оказывала ему всяческую помощь в делах.

С 1888 года семья Микимото начинает заниматься разведением устриц. Они приобретают небольшую ферму на островке Одзима и выращивают в садках на продажу съедобных моллюсков под названием акоя. Спустя два года Кокити Микимото принимает решение сменить сферу деятельности и заняться разведением искусственного жемчуга. Несмотря на многие неудачные попытки, которые к тому времени были предприняты исследователями в Китае, Микимото твердо решает добиться в выбранном деле успеха. Судьбоносной становится его случайная встреча со специалистом, занимающимся морской биологией, профессором Какити Мицукири. Именно он подсказал Кокити первые верные шаги на пути культивации жемчуга.

В животном мире Земли насчитывается более ста тысяч разновидностей моллюсков. Но акоя, которыми торговал Кокити Микимото, являются одним из шести видов раковин, обладающих способностью производить жемчуг. Попавшее в раковину инородное тело моллюск обволакивает поочередно многими слоями перламутра, в результате чего через некоторое время и вырастает жемчужина. Именно этим свойством предложил воспользоваться профессор, чтобы начать эксперименты по искусственному выращиванию жемчуга на ферме.

Микимото начал свои исследования и практические опыты. Многие месяцы он занимается тем, что подбирает размер песчинок для размещения в раковине, ищет нужный состав и пробует различные режимы для создания оптимальных условий раковинам — производительницам жемчуга. Три года кропотливого труда привели к тому, то Микимото удалось вырастить свою первую жемчужину. Она далеко не была идеальной и имела форму полусферы, но, тем не менее, это был настоящий жемчуг, появление которого подтвердило, что многодневные усилия были не напрасны. Это событие произошло в 1893 году, и именно его можно считать началом «эры» жемчуга, выращенного человеком.

Несмотря на первый успех, Микимото прекрасно осознавал, что для получения действительно ценного жемчуга, имеющего правильную форму и красивый цвет, потребуется приложить еще немало усилий. Путь к достижению этой цели был достаточно тернист. Микимото поджидали многочисленные препятствия: финансовые трудности; воздействие природной стихии (красные приливы, связанные с уничтожением планктона — главной пищи моллюсков), повлекшее за собой гибель почти всех раковин на ферме; наконец, внезапная смерть любимой жены. Но ничто не могло остановить этого поистине великого человека — он полностью посвящает себя работе, практически не отходя от микроскопа и всеми силами добиваясь нужных параметров выращиваемого жемчуга. Несмотря на то, что патент на свой метод Микимото уже оформил, еще целых 9 лет понадобилось ему для достижения своей цели — выращивания крупных, имеющих безукоризненную форму и необыкновенно красивый цвет жемчужин.

Применение разработанной технологии сразу принимает крупные масштабы. Микимото открывает ювелирный магазин, где продает великолепные изделия из высококачественного жемчуга собственного производства. Поначалу торговцы ювелирными изделиями объявляют жемчуг Микимото фальшивым. Однако, после проведения многочисленных экспертиз специалисты вынуждены признать: разницы между природным и искусственно выращенным жемчугом практически нет — ни по химическому составу, ни по внешнему виду. Отличается лишь себестоимость, которая делает цену на жемчужины Микимото гораздо ниже, чем на их аналоги, добытые с морского дна.

Тем временем срок патента на эксклюзивное изготовление жемчуга подходит к концу, и в 1921 году метод Микимото перекочевывает во многие японские фирмы. Выращивание жемчужин достигает промышленного размаха. К этому времени Жемчужный король уже имеет немалое состояние, которое вкладывает в развитие производства. Вместо его скромной фермы на острове Одзима (переименованным в Жемчужный остров) вырастает огромный комплекс по выращиванию, сортировке, демонстрации и продаже жемчужин. Предприятие привлекает массу покупателей и туристов, принося значительную прибыль.

Кокити Микимото превращается в одного из самых богатых граждан Японии. Наличие больших денег ничуть не сказывается на образе жизни Жемчужного короля. Он все так же продолжает работать, проводя многие часы в своей лаборатории у микроскопа. Он вкладывает массу средств в обустройство своего района — проведение железнодорожной линии и автомобильной трассы, высадку многочисленных деревьев. Свободное время он проводит на природе, подолгу сидя под тенью деревьев на берегу залива. Единственным его увлечением по-прежнему остается жемчуг. Микимото собирает из жемчужин статуэтки животных и птиц, миниатюрные копии архитектурных памятников. Стоимость таких «сувениров» огромна, они воспринимаются как символы роскоши и используются для украшения ювелирных салонов Микимото, которые уже распространены по всему миру.

Жемчужный король ушел из жизни в возрасте 96 лет, оставив после себя развитую индустрию выращивания жемчуга, сделав его желанным и доступным для всех женщин мира. Благодаря Кокити Микимото на обилие жемчуга в мире не повлияло истощение его природных запасов, что дало возможность многим людям приобретать его и наслаждаться прекрасным видом жемчужных украшений. После смерти Микимото был удостоен награждения орденом Священного сокровища — как оказавший неоценимые услуги своей стране.

Ссылка на основную публикацию