Фильм Мария-Антуанетта и история моды

Фильм Мария-Антуанетта и история моды

Если вы ищите вдохновения среди серых будней и при этом еще ни разу не смотрели фильм «Мария-Антуанетта», то в таком случае определенно настало время для его просмотра.

Ведь, как говорила последняя французская королева, «если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». За что, собственно говоря, и лишилась головы. После просмотра фильма «Мария-Антуанетта» вы также рискуете потерять голову. Но исключительно из-за невероятной красоты данной кинокартины.

Фильм «Мария-Антуанетта» 2006 года выпуска повествует о событиях, связанных с жизнью французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI – французского короля XVIII века. Последнего французского короля, в итоге свергнутого с престола в ходе Великой французской революции.

Данный фильм в первую очередь стоит посмотреть из-за его костюмов. Впрочем, и само время Марии-Антуанетты славилось сосредоточением внимания лишь на внешних атрибутах придворной жизни – богатство интерьеров, костюмов, сложность придворного церемониала. И ничего серьезного, никаких размышлений о менее привлекательной и совсем не легкой жизни за стенами дворца.

Как известно, изучать историю костюма можно по книгам, а также по портретам определенного времени. Еще одним источником могут стать фильмы, посвященные тому или же иному историческому событию. Но в случае с фильмами всегда стоит быть осторожными и никогда не забывать о том, что не во всех фильмах с историческим сюжетом костюмы соответствуют эпохе.

В случае с фильмом «Мария-Антуанетта» костюмы героев находятся в полном порядке. И это просто потрясающие костюмы. Ведь время, в которое происходят события фильма, это время стиля рококо. Самого пышного, яркого и красочного стиля в истории европейского костюма.

По некоторым данным, 80% бюджета кинокартины было потрачено на подготовку костюмов для героев. Художником по костюмам фильма «Мария-Антуанетта» стала Милена Канонеро. Первоначально Милена Канонеро сотрудничала со Стэнли Кубриком.

Учитывая имя режиссера, согласитесь, уровень работ Милены Канонеро всегда был на высоком уровне. Милена Канонеро делала костюмы для таких фильмов Стэнли Кубрика, как «Заводной апельсин» и «Барри Линдон». За костюмы к последнему фильму она получила награду киноакадемии.

И костюмы к фильму «Мария-Антуанетта» авторства Милены Канонеро также получили высокую награду – премию «Оскар».

Костюмы полностью соответствуют историческому крою, что, скорее, исключение для работ Милены Канонеро. Так как во многих своих кинокартинах она сознательно отходила от точности в передаче внешнего облика костюмов определенной эпохи. Единственное «но», в фильме «Мария-Антуанетта» Милена Канонеро все же убрала чересчур избыточную отделку костюмов стиля рококо.

Картина французского художника XVIII в. Антуана Ватто
На картине платье со «складкой Ватто» — такая складка на платьях была названа в честь художника

Кадр из фильма
Платье со «складкой Ватто»

При просмотре фильма «Мария-Антуанетта» можно получить самое настоящее эстетическое удовольствие от созерцания пастельной гаммы костюмов героев фильма, а именно пастельные цвета являются одной из особенностей стиля рококо, а также от легкости и воздушности нарядов в сочетании с невообразимой сложностью конструкций (очень широкие каркасы для юбок, сложные высокие прически на каркасе).

В фильме присутствуют и некоторые визуальные цитаты с портретов того времени.

Картина XVIII в. – Мария-Антуанетта с детьми и кадр из фильма

Режиссер фильма София Коппола в одном из своих интервью отметила, что она хотела столкнуть в фильме историю и реальность, в какой-то мере рассказать исторический сюжет современным языком. И это еще один повод посмотреть данный фильм. Фильм очень динамичен, в нем звучит много музыкальных композиций из 1980-х. Фильм не выглядит монументальным историческим полотном, от него веет духом молодости.

И со зрительными образами режиссер тоже хулиганит. Так, в сцене примерки Марией-Антуанеттой обуви в кадре внимательные зрители смогут заметить кеды. Это не было «киноляпом», а являлось вполне сознательным ходом со стороны режиссера кинокартины. Кстати, обувь, как и костюмы, также специально создавались для фильма по историческим образцам. В фильме была использована обувь от Маноло Бланик.

Фильм «Мария-Антуанетта» относится к тем фильмам, которые стоит смотреть очень внимательно. А по-другому, смотреть и не получится. Так как основа данного фильма – именно визуальный ряд. Сам сюжет фильма отходит на второй план, центром внимания являются лишь зрительные образы. И зрительные образы подвижны и изменчивы. Даже цвет платьев изменяется под влиянием событий из жизни Марии-Антуанетты.

Молодая королева беспечна и весела. И ее платья пошиты из легких летящих тканей. Затем в жизни Марии-Антуанетты при французском дворе возникает ряд проблем и трудностей, которые находят свое отражение в виде аксессуаров – ярких и тревожных. А к концу фильма наряды Марии-Антуанетты и вовсе становятся темных тонов. Сгущаются и краски вокруг…

Фильм «Мария-Антуанетта» хорош не только своими костюмами, хотя во многом и именно благодаря им. Великолепны также и сами интерьеры, в которых происходят события кинокартины. Съемочная группа фильма получила от французского правительства разрешение на съемку в Версале. И даже в Зеркальном зале, который тогда находился на реставрации, съемочной группе удалось заснять сцены свадебного бала Марии-Антуанетты и Людовика XVI.

Так что если вы хотите увидеть что-то наполненное яркими и красочными зрительными образами, запоминающееся и прекрасное, но при этом не лишенное серьезного сюжета, то фильм «Мария-Антуанетта» режиссера Софии Копполы определенно стоит смотреть.

Мария-Антуанетта: рок и рококо

Как София Коппола показала Францию XVIII века глазами тинейджеров.

Мария-Антуанетта:
рок и рококо

Как София Коппола показала
Францию XVIII века глазами тинейджеров.

Традиционно в исторических фильмах большинство режиссеров стремятся к достоверности и соревнуются в академической точности воссоздания малейших деталей, присущих той или иной эпохе. Франция XVIII века в кино при всей пышности стиля рококо наполнена бежевыми, желтыми и глухими коричневыми оттенками, так привычно обуславливающими свет от свечей. Эта перманентная желтизна и мрачность исторических фильмов создает своеобразный эффект сепии.

2006 году София Коппола выпускает фильм «Мария-Антуанетта», в котором применяет абсолютно противоположный подход к работе с исторической эпохой. Коппола не хотела делать строгий академический фильм, она решила показать Францию XVIII века глазами тинейджеров, для большинства из которых в 16 лет (неважно, в каком им повезло родиться веке) веселье и юношеские переживания — дела гораздо более важные, чем финансы, политика и прочие государственные заботы.

В «Марии-Антуанетте» София Коппола устроила свой маленький бунт на поле исторического кино. Революция началась с цвета и музыки. Для такой рискованной задачи режиссеру нужны были лучшие профессионалы и в первую очередь выдающийся художник по костюмам. София пригласила на площадку Милену Канонеро, а в качестве референса преподнесла ей коробку макарон Ladurée, цветовая палитра которых затем отразится во всех костюмах и мизансценах фильма. От пастельного мятного и нежно-голубого, до совсем нетипичных эпохе фуксии, мадженты и канареечно-желтого — костюмы героев буквально напоминают пирожные из старейшей французской кондитерской.

София пригласила на площадку Милену Канонеро, а в качестве референса преподнесла ей коробку макарон Ladurée

Милена Канонеро, прославившаяся своей работой над фильмом Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» и получившая к тому времени уже две премии «Оскар» (за костюмы к кубриковскому «Барри Линдону» и за фильм «Огненные колесницы» Хью Хадсона) говорила:


Для каждой конкретной ткани и цвета в фильме есть своя причина.

Коппола и Канонеро выстроили четкую логику деталей. Через цветовую гамму платьев можно легко проследить внутреннюю трансформацию Марии-Антуанетты. От светлых голубых оттенков детского периода к провокационным ярко-розовым платьям разгульной версальской юности и до романтического натурализма, нежных цветочных венков на светло-розовых волосах и простоты легких белых платьев, определяющих период умиротворения Марии-Антуанетты в кругу своих маленьких детей.

Специально, чтобы создать уникальную обувь для сцены покупки новых нарядов, Канонеро пригласила легендарного Маноло Бланика. Несколько десятков пар обуви были созданы вручную под чутким руководством мастера с использованием натуральных тканей, меха и драгоценных камней. В свою очередь, Канонеро и Коппола решили столкнуть в лоб рококо и панк-культуру: в сцене королевского шоппинга, в которой так удачно смонтированы драгоценности, сладости и туфли Manolo Blahnik, появляется кадр с лиловыми кедами Converse.

Через цветовую гамму платьев можно легко проследить внутреннюю трансформацию Марии-Антуанетты

Еще до начала съемок София Коппола послушала огромное количество музыки в поисках вдохновения. Идея наполнить саундтрек постпанком и нью-вейвом дополнила и определила некоторые визуальные составляющие картины. Настоящим оммажем андеграундной культуре Лондона середины 1970-х стала сцена маскарада: во время бала, на котором под Hong-Kong Garden группы Siouxie and the Banshees танцует весь французский двор, Мария-Антуанетта впервые встречает графа Акселя фон Ферзена, своего будущего любовника. А вдохновением для создания образа шведского графа в исполнении Джейми Дорнана послужил главный красавчик ранней панк-сцены Адам Ант из группы Adam and the Ants. Наряд Марии-Антуанетты в этой сцене заметно отличается от всех остальных, это также не случайность. В 1970-е годы произошла столь же судьбоносная встреча Адама Анта и Памелы Рук — главной модницы лондонской панк-тусовки, известной под псевдонимом Джордан. Памелу Рук знали все, она долгое время работала в магазине Sex Вивьен Вествуд и Малькольмк Макларена, а также участвовала в концертах Sex Pistols. Ее фирменный стиль — черная одежда, высокая копна платиновых волос и черная полоса теней на глазах — был ее константой и, очевидно, стал основой для костюма Кирстен Данст в этой сцене.

Читайте также:  Красивые платья, которые идеальны для праздника

Главным достоинством «Марии-Антуанетты» является то, что при заданной свободе и отрицании канонов исторического фильма ничто в картине не случайно. Каждое цветовое решение, каждый элемент саундтрека и каждый предмет продуманы и символичны. Через них мы видим атмосферу глазами юных героев, «золотых» мальчиков и девочек, для которых XVIII век, укутанный в шелк, бриллианты и пирожные, был настоящим и будущим. Свежесть цветов, яркое освещение, громкая музыка и современный подход к деталям преобразили сценарий, впервые сделав историю XVIII века созвучной самоощущению подростков XXI века с их безразличным отношениям к традициям, беззаботной страстью к материальным вещам, романтическим приключениям и бесконечным вечеринкам.

Как это снято: «Мария-Антуанетта»

К 10-летию «Марии-Антуанетты» разбираемся, как Софии Копполе удалось освежить взгляд на каноны исторического кино: Версаль и деконструкция, живопись рококо и панк-рок, семьдесят платьев Кирстен Данст и тортики

  • 2016-05-24 16:00:00 24 мая 2016 10770
  • Павел Орлов

Драматургия: постмодернизм, «бессюжетность» и деконструкция

София Коппола и Азия Ардженто на съемках фильма «Мария-Антуанетта»

«Мария-Антуанетта» была задумана Софией Копполой в начале 2000-х годов после прочтения биографической книги исследовательницы Эвелин Левер. Из-за финансовой затратности проект пришлось отложить, однако с запуском помог мировой триумф «Трудностей перевода». Хотя формально «Марию-Антуанетту» можно отнести к жанру исторического кино, Коппола задумывала картину как постмодернистскую драму взросления, где антураж XVIII века служит лишь инструментом для передачи чувственного внутреннего мира главной героини.

София Коппола и Кирстен Данст на съемках фильма «Мария-Антуанетта»

Режиссер и она же автор сценария не слишком углублялась в исторические штудии, намеренно отбросила хрестоматийную биографию пера Стефана Цвейга, предпочтя ей новейшее и более интимное исследование Антонии Фрайзер. Отсюда следуют не только смелые исторические допуски, которые ставили Копполе в укор, но и драматургическая особенность фильма — сюжетно-фабульная конструкция намеренно ослаблена: внимание уделяется сценам, которые, на первый взгляд, никак не двигают действие; нет ярко выраженных кульминационных моментов. Цель такого решения — полнее зафиксировать и передать эмоциональное мировосприятие героини.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Интересно соотношение первого кадра фильма и всего последующего повествования. Коппола сразу предлагает зрителю стереотипное видение Марии-Антуанетты как избалованной, беспечной особы, а затем принимается за деконструкцию такого образа, показывая королеву обычной девушкой, волею судьбы оказавшейся в необычном и трагическом положении королевы Франции на сломе эпох. При этом в фильме четко выделяется два акта: первый, продолжительностью около 80 минут из 120, посвящен взрослению Марии-Антуанетты и завершается рождением первенца. Второй же связан со зрелостью героини. Такое деление подчеркивается различными аудиовизуальными средствами, речь о которых пойдет ниже.

Локации: Версаль, Парижская опера и другие подлинные объекты

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

«Мария-Антуанетта» входит в весьма ограниченный список фильмов, для которых целый ряд крупнейших исторических объектов пошел на уступки. Несмотря на стилизованный характер картины, для ее съемок свои двери открыли французские Версальский дворец, Парижская опера, усадьба Во-ле-Виконт, резиденция Шантийи и отель Субиз, а также венский дворцовый комплекс Бельведер. Чтобы не закрывать популярные туристические места, группа работала в ограниченные сроки, например, в Версале — только по понедельникам и в ночи на вторники. Это отразилось на графике — съемки фильма растянулись на четыре месяца, заняв январь-апрель 2005 года.

Визуальное решение: высокий ключ, симметрия и живопись рококо

Кадры из фильма «Мария Антуанетта»

Комплекс визуальных средств, к которым обращается Коппола, заставляет говорить о ее фильмах как о сновидениях, зрелищах, в которых реальность кажется зыбкой, уступая место дремотному вымыслу. Концепцию эту можно проследить и в «Марии-Антуанетте». Например, в работе со светом. Значительная часть фильма снята в высоком ключе, за счет чего изображение становится ярким, мягким и почти лишенным теней.

Кадры из фильма «Мария Антуанетта»

Также сновидческий характер действию придает повторение излюбленных Копполой кадров, в которых камера устремлена на солнце или где камера находится по ту сторону от героя, подолгу смотрящего за окно.

Кадры из фильма «Мария Антуанетта»

Один из центральных конфликтов фильма — энергичная натура Марии-Антуанетты и жестко регламентированный порядок жизни французского двора — усиливается мизансценированием и движением камеры. Многие сцены во дворе — это общеплановые симметричные композиции, снятые статичной или плавно наезжающей или отъезжающей камерой (нельзя не заметить, что подобное решение могло быть подсказано кубриковским «Барри Линдоном»). Тогда как в эпизодах «вечеринок» королевы и бал-маскарада используется свободная ручная камера, погружаемая в толпу героев. Рефреном, знаменующим этапы в жизни героини, служат схожие кадры застолий и проходов по дворцу.

Картина Жан-Оноре Фрагонара (сверху) и Жак-Луи Давида (снизу), кадры из фильма «Мария-Антуанетта»

Цветовое решение картины было подсказано живописью эпохи рококо, вроде полотен Антуана Ватто, Франсуа Буше и Жан-Оноре Фрагонара, и неоклассицизма в духе Жак-Луи Давида, а также панк-культурой 70-х. Отсюда в фильме постоянный контраст мягких пастельных тонов (бледно-розового, светло-голубого), чистых (насыщенные белый и красный) и кричащих (ярко-розовый или канареечно-желтый). Первые доминируют в начале истории, уступая место вторым и третьим ближе к середине, а к финалу начинает преобладать менее насыщенная и более темная, мрачная палитра.

Титры фильма «Мария-Антуанетта» и обложка альбома Sex Pistols «Never Mind the Bollocks»

Также необходимо сказать о титрах фильма. Проводя параллели между эпохой рококо и зарей панк-рока, Коппола сделала титры стилизованными под шрифт с обложки классического альбома Sex Pistols «Never Mind the Bollocks» авторства художника-бунтаря Джейми Рейда.

Костюмы, обувь и тортики

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Художником по костюмам фильма выступила, пожалуй, главный в Голливуде специалист по эпохе рококо Милена Канонеро. К тому моменту на ее счету уже был «Оскар» за работу над «Барри Линдоном», а «Мария-Антуанетта» принесла ей еще одну статуэтку. Как отмечает Канонеро, фильм изначально задумывался не как историческая постановка в академическом духе, а как взгляд на XVIII век из XXI века. Это определило условность подхода — художник брала из эпохи то, что лучше работало на концепцию картины, и творчески переосмысливала необходимое, позволяя себе пренебрегать историческими реалиями.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

От моды рококо были сохранены подлинный крой и легкие фактуры, обилие кружев, лент и общее изящество костюма, но от излишней избыточности в отделке было решено отказаться. Также иногда создавались сочетания цветов, которые в действительности не использовались. Общее цветовое решение костюма с доминированием пастельных тонов и нетипичных для эпохи фуксии, мадженты и ярко-желтого было подсказано двумя источниками. Во-первых, конечно же, живопись эпохи рококо. Вторым источником было… миндальное печенье макарон, обычно имеющее светло-радужные расцветки.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Всего для фильма было изготовлено несколько сотен костюмов, данные об их общем количестве разнятся. Но, как минимум, художники одевали около трехсот актеров массовых сцен, тридцать основных исполнителей имели от пяти-шести нарядов, а сыгравшая главную роль Кирстен Данст сменила порядка семидесяти костюмов. Надо заметить, что каждое платье в зависимости от материала и наполнения весило от семи до десяти килограммов.

Кадры из фильма «Мария-Антуанетта»

Костюмы в фильме служат важным маркером эволюции героини. В начале картины, когда Мария-Антуанетта предстает 14-летней наивной девушкой, ее одежда в светло-голубых оттенках не изобилует лишними деталями, соответствуя простоте образа. Далее ее витальность, жизнелюбие и энергия молодости подчеркиваются более пышными, изысканными и яркими нарядами. Во втором акте фильма, когда героиня пробует найти умиротворение на ферме, а затем приближается к трагическому финалу, костюмы вновь становятся проще — появляются легкие платья пасторальной моды и траурно-черные. Кстати, черные костюмы героини всегда отмечают определенный рубеж в развитии ее характера, будь то первая встреча будущего любовника, похороны ребенка или известие о революции.

Кадры из фильма «Мария-Антуанетта»

Коллекция обуви из более ста пар была изготовлена испанским дизайнером Маноло Бланик, известным мастером сочетания авангардных элементов с классическими. В своей работе Бланик опирался на реальную обувь французского двора, в том числе — и туфли Марии-Антуанетты, хранящиеся в лондонском музее Виктории и Альберта. Как итог, в оформлении обуви присутствуют вышивка, банты, мех, кристаллы и драгоценные камни, а в цветовом плане преобладают розовый, желтый и синий — любимые цвета самой королевы. Единственная обувь в фильме, не принадлежащая Бланику — появляющиеся в одном коротком кадре лиловые кеды Converse. Очередное смелое решение, призванное установить связь между королевой-подростком и современными тинейджерами.

Кадры из фильма «Мария-Антуанетта»

И еще пара важных деталей. Прическам в фильме уделялось настолько большое внимание, что группа даже шутила, что съемочный график зависит от волос Кирстен Данст больше, чем от светового дня. Дело в том, что прически, которые в духе эпохи рококо были самыми невозможными, приходилось переделывать по несколько раз за смену, и каждый раз это занимало до полутора часов. Кондитерские изделия, которых в фильме огромное количество, вызывали не меньше трудностей. Сложные торты, выпечка, пирожные и прочие изыски изготавливались французской фирмой Ladurée в ежедневном режиме для каждой смены по-новому.

Читайте также:  Весна-лето 2020 фото гостей с Недели высокой моды

Музыка: от панк-рока до барокко


Сцена из фильма «Мария-Антуанетта»

Но, пожалуй, главное, чем шокировала зрителей «Мария-Антуанетта» — это саундтрек. Приближая историю к нашим дням, Коппола использовала в фильме треки поп- и рок-групп «новой волны» и «новой романтики» 80-х — от The Cure до New Order — а также более молодых исполнителей, вроде Aphex Twin и The Strokes. По словам музыкального продюсера фильма Брайана Рейтцеля, песни отбирались на протяжении длительного времени с исключительной тщательностью, чтобы идеально попадать в настроение той или иной сцены. Особенно смелым было решение сцены танцев на балу под панк-экспериментаторов Siouxsie and The Banshees (позже по той же тропе пошел Баз Лурман, сопроводив в «Великом Гэтсби» ревущие 20-е Ланой Дель Рей, Бейонсе, Ферги и The xx). Впрочем, дабы сгладить шикорующий эффект, в картине использовалась и более аутентичная музыка — композиции автора эпохи барокко Жан-Филиппа Рамо.

Еще одна “Мария – Антуанетта”. С Нормой Ширер.

[box][quote] Фильм “Мария – Антуанетта” Софии Копполы известен многим. А вот «Мария Антуанетта» с Нормой Ширер в главной роли уже многими позабыта, хотя в конце 30–х и в 40-х гг прошлого века эта картина была не менее популярна, чем «Унесенные ветром». Понимаю, многие из вас не видели, а некоторые даже и не слышали об этом фильме, но тем не менее, советую, как минимум, полюбоваться на роскошные фотографии, как максимум, скачать и посмотреть фильм. Это “золотая эпоха Голливуда”, где красота костюмов – причесок – декораций была доведена до нереальных высот! [/quote][/box] Фильм о жизни известной французской королевы был специально задуман для голливудской звезды Нормы Ширер, которая в то время была женой главы студии Metro-Goldwyn-Mayer Ирвинга Тальберга. При бюджете около двух миллионов долларов, «Мария – Антуанетта» стала одним из самых дорогих фильмов 1930-х годов и одним из самых успешных в прокате.

К производству фильма приступили в 1933 году. Три года ушло на исследование периода правления Марии – Антуанетты. В Европу были посланы эксперты для сбора антикварных гравюр, чертежей, реальной одежды того времени, и аксессуаров. А в 1936 году Тальберг умирает от пневмонии. Тем не менее, Норма Ширер, его вдова, настояла на том, чтобы съемки фильма были закончены.

Меня этот фильм привлек не роскошью костюмов и интерьеров, а красотой и обаянием актрисы, исполняющей главную роль. Глядя на обворожительную, “фарфоровую” Норму Ширер, трудно поверить, что ее путь на голливудский олимп был тернист и сложен. Для того, чтобы стать кинозвездой мировой величины Норме пришлось проделать над собой гигантскую работу, а, главное, всегда верить в себя. Её история – это сказка о гадком утенке, превратившемся в прекрасного лебедя.

Норма Ширер родилась в Монреале в 1902 году в достаточно обеспеченной семье. Но родители ее развелись, отец обанкротился. Мать забрала дочерей и уехала жить в Нью-Йорк.
Норма правдами – неправдами устроилась работать в знаменитое «Шоу Зигфельда». Сам Зигфельд при этом считал ее некрасивой, коротконогой. В довершение всех бед, у Нормы слегка косил один глаз. Тем не менее, она узнала, что на студии Universal Pictures ищут красивых девушек – статисток и отправилась туда. И ее приняли! Уже работая на студии, она обратилась к известному офтальмологу, который разработал для нее комплекс упражнений, которые позволили исправить косоглазие. По вечерам Норма ходила на спектакли и изучала приемы игры известных актрис – на актерские курсы у нее просто не было денег. Чтобы свести концы с концами, она много снималась в качестве модели, рекламируя мыло и разные другие повседневные вещи.

[box][quote]Наконец, в 1923 году ее заметили боссы студии и предложили серьезный контракт в кино. А 29 сентября 1927 года она и влиятельный продюсер Ирвинг Тальберг сыграли свадьбу. Путь к венцу тоже был сложен и долог, более того, Норма даже перешла в иудаизм, но брак их был счастливым, хотя, увы, недолгим.0_69038_feead9a6_XL Положение жены главы студии дало ей не так уж много преимуществ, как могло бы показаться.
Вспомните, это была эра самых красивых и известных актрис – легенд из истории мирового кинематографа: Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Глории Свенсон. Свое место в этом списке нужно было заслужить и не только красотой. Но Ширер старалась и в 1930 году она получила Оскар за роль в фильме «Развод», этим закрепив за собой статус звезды.
[/quote][/box]

Актриса имеет еще 3 номинации, и одну из них – за роль Марии – Антуанетты. К фильму «Мария – Антуанетта» привлекли самого лучшего художника по костюмам студии, одевавшего только женщин – звезд, в том числе Гарбо, Адриана. Адриан как никогда серьезно отнесся к этому фильму. Обычно, ни его, ни студию не волновала аутентичность эпохи. А тут он в 1937 году даже посетил Францию и Австрию для сбора материала. Адриан рассказывал, что под микроскопом изучал на картинах вышивки платьев Марии – Антуанетты. Он купил во Франции большое количество шелка и вышитого бархата, который специально для фильма соткали на фабрике в Лионе. Сотни ярдов золотых и серебряных кружев, сложной отделки дизайна 18 века были приобретены Адрианом на фабриках в Австрии и Италии.

Восемь вышивальщиц специально были привезены из Венгрии для украшения костюмов самой изысканной ручной вышивкой. Десятки копий туфель времен рококо с пряжками были сделаны вручную. Вышитые перчатки, ювелирные изделия – практически все было настоящим.

Эти костюмы к фильму были самыми дорогими и роскошными за всю карьеру Адриана в MGM. Гардероб главной героини состоял из 34 платьев. Некоторые из них были чрезвычайно тяжелыми из-за количества вышивок, оборок и «драгоценных камней». Самым тяжелым было свадебное платье Марии Антуанетты, которое весило 50 кг, поскольку было сшито из больше чем 450 метров (!) чистого белого атласа, вышитого вручную блестящим серебром и мелкими жемчужинами.

При этом, наряды все – равно далеки от подлинных платьев французской королевы, они скорее, стилизация 30-х годов под моду рококо.

[box][quote] Фильм черно – белый, но поскольку сначала собирались снимать в цвете, то гамма нарядов была продумана, например, костюм Ширер и меховая отделка на плаще были окрашены в точный оттенок ее глаз. Этот костюм, как и многие другие платья из этого фильма, был продан на аукционе Д. Рейнольдс за 11000 $. [/quote][/box]

Причем, как всегда, один сказал – все повторяют, что цвет глаз у Нормы был голубым, дескать, и костюмы были голубыми. Вовсе нет, у Нормы Шерер были зеленые глаза.

В музее Лос-Анжелеса хранится еще один красивый наряд главной героини, который в свое время вышивали блестками более 50 женщин. Сейчас специалисты занимаются его реконструкцией.

[box][quote] Видимо, этот портрет Марии – Антуанетты послужил для Адриана источником вдохновения. То, что в фильме платье такое блестящее – в черно – белом кинематографе, при невозможности раскрыть характер персонажа через цвет, большое значение придавали фактурам тканей. [/quote][/box]

Одно из самых запоминающихся в фильме платьев – это бальный наряд Марии – Антуанетты, расшитый страусовыми перьями. Художник специально добивался визуального контраста между легкостью и воздушностью образа королевы и тяжестью пафосного черно – золотого безвкусия ее соперницы – мадам Дюбарри.

[box][quote] И конечно, платья платьями, но какая Мария – Антуанетта без гигантских париков, украшенных перьями и лентами?! Тут очень кстати Ширер пришлись приобретенные в шоу у Зигфельда навыки ношения гигантских головных уборов. [/quote][/box]

Вообще, парики для фильма изготавливала компания Max Factor. Они сшили более 900 париков для основных персонажей и 1200 для статистов. Но для Нормы Ширер, ее 18 париков были сделаны главным парикмахером MGM, Сиднием Гиларовым (он родился в Лондоне в семье иммигрантов – евреев из России). Сидни был стилистом по прическам всех звезд Голливуда тех лет. Он работал и с В. Ли на фильме “Унесенные ветром”. При создании париков для Ширер, Гиларов специально изучал портреты Марии – Антуанетты, но в итоге, пошел другим путем.

Настоящая императрица носила достаточно высокие и расширяющиеся кверху парики, Норме такие объемы не шли, поэтому Сидни сделал свои варианты – более узкие, в эстетике конца 30-х. Головные уборы, как и все в этом фильме, тоже роскошны. Тут снова не обошлось без русских – для контроля над изготовлением шляп была приглашена лучшая шляпница бывшего русского Императорского музыкального театра (правда, не пишут ни ее фамилии, ни названия театра).

[box][quote] А это украшение для волос в виде клетки с поющей внутри механической птичкой меня просто очаровало! Что же, на самом деле, фильм получился очень красивым. Думаю, если вы его скачаете и посмотрите, то получите свою порцию удовольствия: от костюмов, от актеров, от Версаля (в который, впервые за всю его историю, впустили кинематографистов). Так что, приятного просмотра [/quote][/box]

Читайте также:  Atelier Versace осень-зима 2020

10 удивительных фактов о Марии-Антуанетте

Если бы королева Франции Мария-Антуанетта жила в наши дни, ее назвали бы феминисткой. Она отстаивала права женщин теми способами, которые считала нужными, она была законодательницей моды, позволяла себе многое, что дамам воспрещалось (например, азартные игры). Она стала козлом отпущения и подверглась суду во время Великой французской революции. Вначале был казнен ее супруг Людовик Шестнадцатый, через несколько месяцев на эшафот взошла и Мария-Антуанетта. Факты об этой удивительной исторической личности противоречивы, но мы постараемся быть объективными.

От кумира до козла отпущения: Мария-Антуанетта – факты

15-й ребенок австрийских королей

Когда Марию-Антуанетту судили – неоспоримый факт – ей не простили австрийского происхождения и обвинили в заговоре против французского народа. Королева, действительно, была 15-м (!), младшим, ребенком австрийской императрицы (Габсбургская династия) Марии-Терезии и императора Франца Первого. Полное имя эрцгерцогини – Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская. Кстати, в детстве она встречалась с семилетним вундеркиндом Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Брачная ночь через 7 лет

Брак будущего короля Франции Людовика Шестнадцатого и австрийской принцессы был отличным способом укрепить связь между этими двумя странами, только оправившимися после семилетней войны. Свадьба 15-летнего дофина Людовика-Огюста и 14-летней эрцгерцогини состоялась 7 мая 1770-го года.

Хотя эти двое стали супругами столь рано, их сексуальные отношения начались только через семь лет после брака. Людовик был импотентом из-за неприятной болезни, от которой его избавила операция. Он долго не решался сделать обрезание, но, когда все было позади, Мария-Антуанетта, наконец, стала его фактической женой.

Первенец достался монархине тяжело

Первые роды Марии-Антуанетты были очень тяжелыми, конвульсивный припадок затянулся на 12 часов, она лежала в душном помещении в окружении придворных. Когда родился ребенок (дочь Мария Тереза), королева воскликнула: «Бедная девочка, ты не то, чтобы желанна, но не менее дорога мне. Сын был бы собственностью государства, а ты будешь моей». Трогательно.

Ее популярность можно сравнить со славой поп-звезды

Интересный факт: Мария-Антуанетта долгое время была кумиром французского народа, который позже ей жестоко отомстил. Популярность молодой королевы сравнима со славой современных поп-звезд или старлеток. Даже, когда новобрачная только появилась в Париже, ее встречала пятидесятитысячная толпа. К сожалению, около тридцати человек были растоптаны – все хотели подойти к красавице монархине поближе.

Стиль эпохи рококо: прическа в виде фрегата

Как гласят исторические факты, Мария-Антуанетта была законодательницей мод высшего порядка. У нее был личный парикмахер (куафюр) Леонар Отье, который помогал королеве придумывать совершенно сумасшедшие прически. Леонар вскоре стал одним из ее ближайших друзей. Он умел сотворить на голове госпожи настоящие чудеса, бросавшие вызов гравитации. Остается только удивляться, как дамы эпохи рококо могли выдерживать такие «пирамиды»! Некоторые прически Марии-Антуанетты достигали четырех футов (примерно 121 см), в волосы и искусственный шиньон вплетались перья, разные побрякушки. Одна из грандиозных причесок королевы имела форму британского фрегата.

Крылатая фраза принадлежит не ей

Очень важный факт: Мария-Антуанетта никогда не произносила фразу: «Если у них (народа – Ред.) нет хлеба, пусть едят пирожные». Это напраслина, возведенная на королеву, – она была не так жестокосердна и помогала нуждающимся. А крылатая фраза записана философом Руссо еще в то время, когда Мария-Антуанетта была крошкой.

Неправедный суд и общая могила

Едва жена Людовика Шестнадцатого предстала перед судом, ее обвинили во многих вещах, в том числе, в государственной измене и половой распущенности. Самым диким было обвинение в инцесте: прокуроры утверждали, что Мария-Антуанетта состояла в кровосмесительной связи с сыном Луи-Шарлем (которому было всего 8 лет). Мальчика запугали, и он был вынужден соврать.

После того, как Марию-Антуанетту обезглавили, ее тело положили в гроб и бросили в общую могилу за церковью Мадлен. Королева Франции, бывший кумир народа, принцесса Австрии, оказалась в безымянной могиле! Когда произошла реставрация королевской власти, Людовик Семнадцатый велел эксгумировать тело своего брата и невестки. После этого несчастных упокоили вместе с другими членами королевской семьи в базилике Сен-Дени.

Дети: лишь одна дожила до старости

Последний факт о Марии-Антуанетте касается ее детей. Мария Тереза Шарлотта была единственным отпрыском королевы, которая достигла взрослости. Она скончалась в старости – в 72 года. Вторым родился сын Луи Жозеф, умерший семилетним. Третий, Луи-Шарль, сгинул в тюрьме в 10 лет – во время революции, уже после материнской казни. Младшую дочь Софи (София-Елена-Беатрис) убил туберкулез – малышке было всего 11 месяцев. Мария-Антуанетта горько оплакала ее.

Фильм “Мария-Антуанетта” и мода рококо.

Сегодня я хочу рассказать о, на мой взгляд, интересной работе известного голливудского художника по костюмам Милены Канонеро.

Она имеет 3 “Оскара”: за фильм Кубрика «Барри Линдон» (1975), за фильм «Огненные колесницы» (1981), режиссёра Хью Хадсона и за фильм «Мария-Антуанетта» (2006).

На ее счету большое количество работ, самые известные из которых – “Солярис”, “Биовульф”, “12 друзей Оушена”, “Дик Трейси”, “Из Африки”, все не перечислить.

Милена Канонеро мыслит нетрадиционно и не настаивает на точностях эпохи, даже если снимает костюмный фильм. Например, в «Заводном апельсине» Кубрика она одела персонажей субкультуры в белое, потому что в лондонском кафе она почувствовала “что-то такое в воздухе”. Ну а в фильме “Мария-Антуанетта” художник сохранила исторический крой, но убрала избыточность в отделке.

Мысль же «одеть» всю картину в красивые пастельные тона пришла в голову Милене Канонеро, когда она увидела коробку миндального печенья «макарони», присланную ей режиссером.

Кстати, цвета рококо, благодаря живописи той поры, часто нами воспринимаются именно такими пастельно-зефирными. А фактуры легкими и пушистыми.

Мода рококо – это мода на все изящное и грациозное. Ткани были легкими, нежными и пластичными, в то время использовали много нежных кружев, лент и шелковых цветов.

Самой популярной модницей того времени была маркиза де Помпадур.

Во время рококо огромное значение придавали деталям – веерам, табакеркам, муфтам и перчаткам.

Драгоценностей носили много и с удовольствием. Ими расшивали одежду, как мужскую так и женскую (особенно вечерние наряды – освещение было тусклым, и отблеск серег – склаважей на густонабеленных щеках дам придавал им особенную загадочность).

Бриллиантами украшали табакерки и веера, а также коробочки – блохоловки, поскольку при всей визуальной роскоши, мыться было не модно.

Популярны были парики, смазанные салом и посыпанные рисовой пудрой или мукой, нередко под ними заводились паразиты – на этот случай всегда под рукой находилась изящная инкрустированная драгоценными камнями специальная палочка (чтобы почесаться).

Очень модно было все китайское, даже появился такой термин «шинуазри». В моде это тоже нашло свое отражение. Например, популярны были рукава “пагода”.

Само платье той поры по силуэту напоминало перевернутую рюмку. Сначала небольшая по объему, юбка со временем стала “расти” вширь и сплющиваться. Ширина стала такой большой, что пришлось увеличивать дверные проемы.

Для поддержания такой формы был придуман каркас “панье” (в переводе с французского – “корзина”), позже придумали механическое панье, которое с помощью скрытого под юбкой механизма можно было складывать, дабы пройти в дверь! На этом техническая мысль не успокоилась и была придумана накладная грудь – заполненные воском и обшитые кожей подушечки, которые можно было с помощью другого механизма приводить в действие и “грудь” начинала “взволнованно дышать”!

У дам был очень популярен фасон платья с летящей спинкой, который называют “складки Ватто” по имени художника, увековечевшего его в своих картинах.

Когда в ширь поползли юбки – в высь поползли прически.

Их украшали цветами, лентами, чучелами птиц (например, набитой тушкой любимого попугая), моделями кораблей, а иногда сооружали целые мизансцены.

Позже, увлечение идеями Дидро и Руссо привело к возникновению пасторальной моды, дамы с наслаждением играли в пастушек, а Мария – Антуанетта собственноручно доила коров и стряпала королю и дофину омлет с шампиньонами.

(справа – портрет Марии – Антуанетты в роли садовницы)

В фильме много визуальных цитат с портретов того времени. Персонажи фильма, словно сошли с полотен 18 века. И тем не менее, в своих интервью режиссер говорила, что хочет столкнуть в фильме историю и реальность, переложить фильм на язык, близкий современникам. Отсюда и маленькое хулиганство со стороны режиссера и художника по костюмам: в сцене примерки Марией – Антуанеттой обуви (созданной для фильма Маноло Блаником) мы в течение секунды видим – кеды!

Что касается драматургии костюма главной героини – то тут все просто.

Сначала ее легкомыслие и беспечность подчеркивается летящими, нежными тканями.

По мере появления у нее серьезных, взрослых проблем в костюме появляются тревожно яркие аксессуары.

К концу фильма гамма платьев королевы заметно темнеет.

предвещая нам печальный конец.

Визуально фильм получился настолько красивым и притягательным, что многие дизайнеры в 2007 году позаимствовали идею рококо для своих коллекций. Например, Гальяно для Диор.

И еще немного фото с выставки, посвященной фильму “Мария – Антуанетта”.

Ссылка на основную публикацию