История Домов высокой моды в фотографиях начала XX века

Дома высокой моды второй половины XIX — начала XX в.

Вторая империя пала 4 сентября 1870 г. в результате буржуазнодемократической революции, начавшейся после разгрома французской армии прусскими войсками под Седаном. Многие клиенты домов высокой моды эмигрировали, включая семью императора, и, казалось, исчезла та среда, в которой родилась высокая мода. Однако падение монархии, напротив, помогло кутюрье ощутить свою самостоятельность и независимость от прихотей титулованных заказчиков. Именно в эпоху Третьей республики (1870—1940) во Франции модных портных стали считать законодателями моды. В 1890-е гг. их называли «маленькими Боттичелли» за то, что они создавали образ женщины своего времени. Лидерами моды были не только коронованные особы и аристократки, но и представители богемы. Новые модели часто демонстрировали в свете известные актрисы. Например, в Доме «Ворт» одевалась Элеонора Дузе и Сара Бернар, в Доме «Жак Дусе» — Элеонора Дузе. Не менее знаменитые, чем актрисы, парижские кокотки (дамы полусвета) также были клиентками домов высокой моды (именно дамы полусвета в 1870-е гг. первыми стали носить облегающие платья нового силуэта «русалка», которые считались безнравственными и неприличными). В этих условиях Ч.-Ф. Ворт ощутил себя настоящим законодателем моды: именно он ввел в моду многочисленные заимствования из исторического костюма, большим знатоком которого он был (турнюры в 1870—1880-е гг., покрой «принцесс», а также рытые бархаты, напоминавшие ткани эпохи Возрождения). С одинаковым блеском Ворт умел одевать как дам высшего света, так и полусвета. Своим клиенткам он предлагал полный гардероб, начиная от домашних платьев и костюмов для путешествий до бальных и парадных туалетов. Имя Ворта было гарантией хорошего вкуса и элегантности. Дом Ворта сохранял лидирующее положение вплоть до начала XX в. После смерти Ч.-Ф. Ворта семейное предприятие возглавили его сыновья: Гастон Ворт и Жан-Филипп Ворт (с 1871 г. он работал в салоне вместе с отцом). Ж.-Ф. Ворт славился своими изысканными бальными платьями с невероятно трудоемкой отделкой. Братья Ворт ввели практику продажи моделей для копирования в другие страны — в Нью-Йорке, например, на копиях моделей Дома «Ворт» специализировался салон «Кэти Донован».

В 1900 г. Дом «Ворт» предложил своим клиенткам духи «Parfum coutur».

В конце XIX в. в Париже работало множество домов высокой моды, модели которых становились образцами для подражания во всех европейских странах и в Америке: «Лаферье», «Пакэн», «Жак Дусе», «Сестры Калло» и др. — всего около ста. Каждый дом высокой моды создавал модели в русле общего направления моды, но все-таки имел свои особенности. Например, Ж. Дусе, будучи большим любителем и коллекционером искусства XVIII в., ввел в моду платья в стиле рококо и пастельную гамму, напоминающую об эпохе маркизы Помпадур. Сестры Калло предлагали модели из ламэ с отделкой из серебряного кружева. Однако принципиальных различий в стилях разных домов моды не существовало — парижские модели отличались отточенными силуэтами, изящными отделками, которые никогда не нарушали общих линий костюма. Различия были заметны между моделями столичных и провинциальных салонов: если в Париже в моде были, например, в 1890-е гг. оттенки сиреневого и фиолетового цветов с отделками в тон, то в Ла-Рошели могли сшить платье красного цвета с контрастной вышивкой.

Стиль начала XX в. создавался по-прежнему для представителей высшего света и нуворишей. На моду начинает оказывать влияние Северная Америка, ставшая лидером в области экономики. В США сформировался более практичный стиль одежды, чем в Европе, связанный с активным образом жизни. Однако и американские аристократки, и известные актрисы были клиентками домов моды в Париже, который стал интернациональным центром моды. Костюм в начале XX в. был одним из основных знаков социального статуса — в моде социальная дифференциация проявлялась особенно отчетливо. Высшие слои одевались у парижских кутюрье, средние слои шили одежду на заказ, а низшие слои уже носили готовую одежду. Роскошные туалеты «от кутюр» соответствовали стилю жизни высшего общества, которое проводило время в праздных занятиях — балы, приемы, охота, скачки по-прежнему составляли смысл жизни светского человека. Модные портные предлагали чрезвычайно обширный гардероб — для каждого случая предполагался особый туалет. Модная женщина должна была переодеваться несколько раз в день: с утра в домашнее платье, затем в платье для визитов или костюм для прогулок, в обеденное платье, «чайное платье» (платье для чаепития в пять часов — «файв о клок»), в театральное платье (рис. 1.4), платье для приемов, бальное платье.

Рис. 1.4. Вечернее платье графини де Греффюль. Дом моды «Ворт», 1896 г. (а). Театральное платье. Дом моды «Джон Редферн», 1902 г. (6)

В 1900 г. мадам Пакэн возглавляла отдел моды Всемирной выставки в Париже, отбирая модели для «Павильона элегантности», в котором были представлены образцы творчества парижских кутюрье. Она придумала вывозить своих манекенщиц в новых туалетах в места скопления модной парижской публики: весной — на открытие Вернисажа, осенью — на скачки в Лоншане в день розыгрыша Гран-при, на оперные премьеры. В 1914 г. в Лондоне мадам Пакэн организовала первый показ моделей под музыку.

Англичанин Джон Редферн в 1881 г. открыл в Париже салон, в котором шил дамские костюмы для верховой езды. Он предложил прогулочные костюмы из шерстяных тканей в английском стиле, состоявшие из юбки, блузки и жакета, ставшие впоследствии классическими (так называемый английский классический костюм). Салоны подобного уровня существовали и в других странах, но они не имели права называться домами высокой моды. В Вене, например, был салон «Морис Штайнер», в Пизе — «Элена Паренти», в Неаполе — «Рафаэлла де Лука», в Санкт-Петербурге — «А. Т. Иванова», «Госпожа Ольга», «А. Л. Бризак», в Москве — «Н. П. Ламанова», в Нью-Йорке — «К. Донован» и др.

Распространению моды способствовали модные журналы. Помимо привычных журналов с модными картинками, выкройками, рисунками для вышивки и полезными советами появляются колонки модных обзоров в популярных газетах и элитарные журналы мод, предназначенные читательницам из высшего общества. В Париже в начале века выходил журнал «Les Modes», в Америке — «Harper’s Bazaar» (основан в 1867 г. Ф. Харпером) и «Vogue» (основан в 1892 г. К. Настом). Эти журналы помещали обзоры светских новостей, описания туалетов светских дам и известных актрис, рисунки и фотографии моделей модных портных.

К концу XIX в. сложился мужской деловой костюм, существующий до сих пор и состоящий из брюк, жилета и пиджака. Развитию массовой моды способствовало распространение новых форм торговли — в 1850-е гг. появились универмаги (первый универмаг «Бон Марше» был открыт в 1852 г. в Париже). Универмаги во второй половине XIX в. открылись во всех крупных городах Европы и Америки: «Галери Лафай- етт», «Самаритэн» в Париже; «Бергдорф Гудман», «Сакс на Пятой авеню» в Нью-Йорке; «Хэрродз», «Свэн и Эдгар», «Селфриджс» в Лондоне; «Мюр и Мерилиз» в Москве.

Начало XX в. ознаменовалось не только бурным развитием промышленности, связанным с «электротехнической революцией» (переходом в энергетике от пара и каменного угля к электричеству и жидкому топливу), развитием новых видов транспорта (автомобили и самолеты), распространением электрического освещения и телефонной связи, но и расцветом культуры. Это время во Франции получило название «бель эпок» — «прекрасная эпоха», в Британии — «эдвардианская эпоха» (время правления короля Эдуарда VII). В России этот период получил название «серебряный век» — время расцвета архитектуры, изобразительного искусства, поэзии и музыки.

История мировой моды ХХ века

История моды ХХ столетия: главные вехи развития

Так уж сложилось, что именно в прошлом веке моде было суждено претерпеть колоссальные изменения. Причин тому можно назвать несколько: прежде всего, свою роль сыграли войны, потрясшие человечество в ХХ веке, а кроме них – переосмысление места женщины в обществе. В результате можно смело заявить, что еще ни одно столетие не было настолько насыщенным и интересным с точки зрения меняющихся взглядов на одежду, обувь, аксессуары и прически. Итак, давайте поближе познакомимся с основополагающими моментами истории моды ХХ века.

Первая половина столетия: 1900-1940-е годы

Правильнее всего будет рассматривать историю моды по десятилетиям, так как основные моменты развития совпадали именно с началом каждой новой декады.

Начало века ознаменовалось отказом от турнюра, а в 1906 году – и от корсета. Последняя заслуга целиком и полностью принадлежит реформатору моды – Полю Пуаре, который освободил женщин от стройнящих, но по-своему убийственных корсетов.

Свою лепту в формирование моды десятых годов внесли и русские дамы. В этот период особой популярностью пользовались так называемые «Русские сезоны» Сергея Дягилева, имевшие место в Париже, поэтому происходило влияние русской моды на французскую и наоборот, а также их взаимопроникновение.

В двадцатые годы индустрия моды подверглась полному переосмыслению. Так как в это время особой популярностью стал пользоваться спорт, женская независимость и эмансипация, на смену длинным платьям в пол и огромным шляпам приходит совершенно иной типаж женской одежды. Так, идеалом красоты становится худенькая женщина мальчишеского склада, с короткой стрижкой «гарсон», которая наравне с мужчиной может курить, играть в теннис и водить авто. В моду входят шляпы-клоше, прямые силуэты платьев и многогранная отделка вещей декором. Итак, в двадцатые бал правит арт-деко. Кстати, именно в это время впервые появляется маленькое черное платье от Коко Шанель.

В тридцатые годы Голливуд становится эталоном для индустрии моды, а одеваться, как Марлен Дитрих, мечтает любая женщина. В это время юбки снова удлиняются – длина до середины икр, которая была актуальной в двадцатые, больше не комильфо. Происходит отход от прямого силуэта арт-деко и возвращение к традиционным женственным формам.

Начало сороковых годов в индустрии моды было существенно подпорчено войной. Это приводит к тому, что ткани на дамские наряды отпускается все меньше – юбки становятся короче, преобладают минималистичные наряды из вискозы и ацетатного шелка. Отличительная черта вещей того времени – мелкие цветочные принты.

После окончания войны Кристиан Диор производит революцию в моде, возвращая дамам возможность снова ощутить себя женственно – итак, индустрию моды буквально взрывает стиль NewLook, популяризировавший овальный и прямой фасоны, а также ставший его визитной карточкой фасон «песочные часы».

В те же сороковые мадемуазель Коко выпускает на подиум манекенщиц в ставших классикой жанра костюмах с прямой юбкой и жакетом а-ля Шанель.

Читайте также :

История бренда: Christian Dior
Стиль New Look

Вторая половина века: еще больше перемен

Начиная с пятидесятых годов, история моды развивается еще более бурно. Так как война осталась позади, женщины снова стали больше времени уделять собственному внешнему виду, одежде, обуви и макияжу. В пятидесятые фасон платьев «песочные часы» остается на пике популярности. Наряду с этими подчеркнуто женственными нарядами на авансцену выходят брюки, которые становятся особо популярными.

Шестидесятые вошли в историю моды в качестве времени рождения легендарной вещицы – мини-юбки, созданием которой мир обязан дизайнеру Мэри Куант. Этот период можно охарактеризовать как первые происки молодежного бунта. В это время большое внимание уделяется украшениям – причем, чем крупнее и ярче они, тем лучше. На новый уровень выходит синтетическая одежда, которая становится все более популярной из-за своей практичности.

В конце шестидесятых и начале семидесятых заметную роль начинает играть мода хиппи: драные джинсы, расклешенные брюки, пестрые жилеты, просторные блузы и рубашки, повязки на голову, сумки-торбы, браслеты из лент и ниток и так далее.

Также в семидесятые появляются первые происки унисекса – ровные джинсы и комбинезоны носят теперь не только мужчины, но и женщины. Кроме того, видное место в гардеробе стали занимать брюки-клеш, платья рубашечного типа, туники и водолазки, а также обувь на толстых высоких каблуках и платформе.

Восьмидесятые – особый период в истории моды. В эти годы развитие fashion-индустрии во многом диктуется музыкой – техно, диско, панк, пост-панк, готика, а также другие направления оказываются основополагающими. Женщины начинают использовать «подплечники», чтобы придать фигуре большую угловатость. Этой же цели служат ставшие популярными способы покроя рукавов в духе кимоно, реглан и «летучая мышь». Джинсы теперь непременно должны иметь «варенный» эффект. В моду входят яркие леггинсы и лосины, объемные платья-свитера и черные кожаные куртки. Восьмидесятые – время правления дизайнеров, предпочитающих нестандартный подход к моде (например, Джона Гальяно, Вивьен Вествуд и Жана-Поля Готье).

Читайте также:  Женская одежда от Ostwald Helgason весна-лето 2020

Девяностые вошли в историю моды как «джинсовые» годы – в это время деним приобретает колоссальную популярность. От него не отстают кроссовки и туфли на низком ходу, которые распространяются повсеместно. Буйство красок и унисекс – вот отличительные черты моды девяностых.

Подведем итоги

Мода ХХ века представляет собой отнюдь не застывшую картину, а сложный динамичный процесс, перемены в котором происходили стремительно и радикально. Каждое новое десятилетие приносило какие-то обновления не только в отношении одежды и обуви, но касалось и канонов красоты женского тела.

Мода 20 века: самые яркие события

Прошлое столетие было самым красочным и ярким, таким, что до сих пор дизайнеры и дома моды вдохновляются коллекциями прошлого для создания новых. Все, что мы носим сейчас, пришло к нам из моды 20-ого века. Вот сидите вы сейчас дома, читаете эту статью и даже не подозреваете о том, что ваши яркие лосины пришли в моду из 80-х, впервые футболку создали в Америке в 40-х, а фривольный молодежный стиль появился в 60-х годах.

Первый период, мода начала 20 века: 20-е – 30-е годы

Эмансипация оказала большое влияние на одежду людей того времени. Женская мода в начале 20 века – это воплощение стиля модерн и «прекрасной эпохи». Образ женщины нес нечто неземное, казалось будто каждой особе были чуждой земные проблемы, рутина, быт и любая физическая работа. Отличительными особенностями моды были:

  • мужские костюмы на девушках;
  • применение косого кроя, который делал фигуру идеальной;
  • некая вульгарность, вычурность, которая четко прослеживалась в нарядах.
  • самым ярким законодателем женской моды начала 20 века стала легендарная Марлен Дитрих – настоящая икона стиля.

Второй период, 30-е – 40-е годы

Вторая мировая война внесла свои коррективы не только в жизнь людей, но и оказала влияние на моду и стиль. Отличительные особенности того времени:

  • простота, которая сменила вульгарность;
  • удобство и комфорт;
  • на смену изысканности и роскоши пришли простые решения, например: колье с легкостью заменяли на элегантные платочки; чулкам предпочитали гольфы.

В этот период вступило ограничение по использованию тканей для изготовления одежды. Была серьезная нехватка тканей и haute couture в Париже были вынуждены несколько снизить активность. Представьте, даже шпильки для волос исчезли из продажи – женщинам даже нечем было заколоть волосы.

Единственная радость того времени – шляпки. Дело в том, что ограничения не коснулись материалов для аксессуаров, потому на пике популярности оказались шляпы и тюрбаны довольно смелого дизайна. Шляпы помогали дамам выделиться и проявить индивидуальность, а также отлично скрывали неприбранные волосы и добавляли одежде элегантности.

Третий период, 40-е – 50-е

Мир был полон надежд на светлое будущее. Эталоном красоты стали девушки с тонкой талией и выделяющимся бюстом. Основные особенности того времени:

  • подчеркнутое декольте;
  • облегающие талию наряды;
  • высокие шпильки;
  • украшение одежды стразами и узорами.

Кристиан Диор стал наиболее яркой личностью того времени, он сумел вернуть женщинам их изысканность и чувственность, подарил миру новый стиль и новое видение женского образа.

Период четвертый, 60-е годы

История моды 20 века особо выделяет этот период. За это десятилетие происходит настоящая культурная революция. Основными особенностями 60-х стали:

  • Новое явление – молодежная мода. Теперь в качестве основы для коллекций дизайнеры использовали идеи, которые черпали прямо на улицах.
  • Мини. Мэри Куант произвел настоящий фурор. Именно ему модницы благодарны за стильные платья, которые идеально подчеркивают длинные ноги. Немногим позднее Пьер Карден внес свою деталь в данный образ – высокие сапоги.
  • Руди Гернрайрх – легендарный дизайнер, благодаря которому появился стиль «Унисекс», купальники без верха. Еще одно его достижение – модели, которые демонстрировали прозрачные блузки без бюстгальтера.
  • Хиппи. В конце 60-х это течение стремительно набирало обороты. Яркие цвета, комфортная одежда, удобство и свобода.

Период пятый, 70-е годы

В семидесятых мода в 20 веке полностью переворачивается. Молодежная экзотика сменяется итальянской женственностью и оригинальностью. Основные отличия того времени:

  • сдержанность в одежде;
  • успешные сочетания комплектов: юбок и блузок, пиджаков и брюк;
  • стиль «Диско»: оригинальные массивные украшения, яркий макияж, сумасшедшие цвета в одежде.

Конец 20 века: мода 80-е годы

В 2013 и 2014 годах этот уже ретро-стиль копируют многие дизайнеры. Образы молодой певицы Мадонны вновь популярны, и молодежь вновь выбирают ее иконой стиля.

  • в это время популярными стали слепящие оттенки;
  • стильными были признаны слегка «мешковатые», свободные наряды;
  • многие женщины выражали в своей одежде агрессивную сексуальность;
  • все увлекаются аэробикой и повсеместно носят яркие боди и лосины;
  • необычайно яркий макияж и химическая завивка;
  • кроссовки на платформе, туфли с острым носом и ботфорты.

Этот период стал одним из самых веселых и даже можно сказать сумасшедших.

Законодатель моды

Самой значительной фигурой ХХ века признана Коко Шанель. Именно благодаря ей удалось внедрить в женский гардероб строгие мужские брюки. От ее дизайнерских разработок отталкивались все известные личности мира моды ХХ века, а ее «маленькое черное платье» не потеряет своей актуальности никогда.

Эволюция российской моды в фотографиях

Как менялась женская одежда с 1860-х по 1990-е годы, изучаем по снимкам из архива Московского Дома фотографии

Московский Дом фотографии, он же Мультимедиа Арт Музей, предлагает всем изучить летопись нашей страны наглядно, в самом прямом смысле посмотреть на нее. Теперь это можно сделать и за порогом 16-го дома на Остоженке. 12 июня, в День России, МАММ и «Яндекс» запустят портал Russian Photo, в рамках программы «История России в фотографиях». Портал — грандиозный архив с великим множеством снимков разных лет с 1860-х годов по 1990-е. Проект стартует с 70000 фотографий, но то ли еще будет. Тут посетители сами себе хозяева — могут не только искать и смотреть кадры из коллекций российских музеев, архивов и личных собраний коллекционеров, позволено также самостоятельно пополнять портал своими собственными фотографиями или снимками из архивов. И это еще не все — мы сможем уточнять атрибуцию фотографий, писать комментарии, выступать как кураторы, создавая свои фотовыставки из архива и подбирая к ним описание.

Мы тоже решили воспользоваться возможностью и проследили развитие российской моды с середины XIX столетия и до начала нулевых — от лощеных постановочных фотографий до внезапных кадров. Вот хроника моды за полтора века.

1860-е годы

В середине позапрошлого века, после лаконичного ампира начала века и нарочито женственного бидермейера 20–30-х годов, в моде во второй раз расцвел стиль рококо. Дамы ходили в платьях с узкой покатой немного заниженной линией плеч, тонкой талией и юбкой на кринолине. В 60-е годы даже приобрели популярность овальные каркасы, как во времена Людовика XV.

1870-е годы

В 70-е стали переходным этапом — фасоны начали птихоньку меняться, юбки потихоньку теряли пышность, каблук подрос, популярность приобрели шлейфы. Но разительных перемен пока нет.

1880-е годы

В моду вошли вытянутые силуэты, и на смену обычному кринолину пришел турнюр. Это специальная подушечка, которую можно было подложить под юбку сзади и красиво ее задрапировать. Юбка стала гораздо уже, линия талии опустилась ниже, корсеты еще туже, увеличилась высота каблука. Надо полагать, обмороки в ту пору тоже участились.

1890-е годы

Это время начала модерна. Платья становятся лаконичнее, турнюр больше не драпируют так богато, как раньше, однако русалочий, немного изогнутый силуэт по-прежнему в фаворе. Юбка плотно облегала фигуру в бедрах и расширялась от колен. К подолу нередко пришпиливали оборки для пущего эффекта.

1900-е годы

Спустя десятилетие наступил расцвет Прекрасной эпохи. Женщины по-прежнему затягивают талии в корсеты, ходят на высоких каблуках, вечерами кутаются в кружева и шелка, но их растущая активность диктует новые правила. Дневная одежда становится более практичной, не без учета модных тенденций. В высшем обществе популярными стали так называемые чайные платья, со свободным силуэтом, позволяющие незаметно ослабить корсет — важный шаг на пути эмансипации. Появляется новый тип одежды — узкая блузка с юбкой клеш в пол или по щиколотку. Кроме того, дамы заимствуют кое-что из мужского гардероба — пальто-бушлаты, например.

1910-е годы

Во вторую декаду XX века мир потрясла война. Под влиянием военного положения, женский наряд становился все проще. Ушла нарочитая пышность, шлейфы стали атрибутом лишь самых торжественных выходов. Юбки теряли и теряли в длине. Сдержанность становится признаком образованности. Блузки и юбки курсисток теперь своего рода униформа для просвещенной женщины.

1920-е годы

К власти пришли большевики, и жизнь страны перевернулась с ног на голову. Публичное раскрепощение пришло в одночасье и накрыло всех волной новых откровений. В России 20-е тоже были ревущими, без преувеличений. Тон в моде задает столичная богема — актрисы, художницы, жены поэтов — люди искусства, одним словом. И если днем женщина носит на современный взгляд пуританские костюмы из твида, просторные плащи, туфли на низком каблуке-рюмке и шляпки клош, то вечером она разоблачается. Струящиеся по фигуре платья, открытые плечи, провокационные разрезы, чулки, прозрачные ткани (Лиля Брик на третьем фото слева демонстрирует насколько), перья, жемчуга и блестки. Время декаданса и больших перемен.

1930-е годы

В 30-е годы растет упоение новым курсом, в культуре торжествует восторженный соцреализм. В людях ценятся работоспособность и универсальность. Всюду лозунги и плакаты, агитирующие за здоровый образ жизни и труд по совести. Чтобы каждое утро начинать с зарядки и все успевать, нужна удобная одежда. В моде простые сарафаны из ситца и шерсти, платья-рубашки, юбки миди, плиссе, блузки с гюйсом и брюки, просторные в бедрах и слегка зауженные книзу.

1940-е годы

В начале 40-х было совсем не до нарядов. Милитаризация оказала серьезное влияние на моду, атрибутом женского костюма стали подплечники, широкие острые плечи — признак мужественности и силы. Строгая форменная одежда стала частью повседневной жизни. Однако по окончании война преобразила советскую моду, поставив ее в один ряд с европейской, несмотря на катастрофический упадок легкой промышленности в стране. Наши женщины надели трофейные платья с рукавами-фонариками, маленькие жакеты болеро, шляпки и шелковые комбинации, привезенные мужьями из Европы.

1950-е годы

На смену послевоенному закручиванию гаек пришла оттепель. 50-е годы стали временем расцвета советской экономики, правда, легкая промышленность в авангард не попала. В большинстве своем люди одевались однообразно. Не так серо-коричнево, конечно, как рабочие в фильме «Стиляги» Валерия Тодоровского, но похоже на то. Простые платья с монотонными узорами, костюмы-двойки с короткими приталенными жакетами и юбками длиной чуть выше щиколотки и по колено. По сути женский наряд начала 50-х мало чем отличался от наряда 40-х. Но с приходом к власти Хрущева, взявшего курс на сближение с Западом, появились новинки. В страну с опозданием, но пришел диоровский new look. Подчеркнутая женственность поставлена во главу угла — акцент на талии, пышная юбка, мягкий силуэт «песочные часы». Иностранные модели одежды начали публиковаться в советских журналах мод. Мода стала предметом обсуждения на самом высоком уровне — в 1957 году в Москве даже состоялся Конгресс моды, а в 1959-м прошел показ Christian Dior.

1960-е годы

В 60-е годы на Западе уже разбушевалась культурная революция, о действительном масштабе и влиянии которой в СССР знали не многие. Но определенные категории граждан — артисты, спортсмены — знали. Сценическое платье Эдиты Пьехи, в обтяжку, с отделкой бисером и пернатым подолом, например, явно не советского разлива. И простые женщины хотели выглядеть не хуже, чем звезды сцены и телеэкрана. В 61-м в СССР завезли шпильки. Популярность набирают трикотажные водолазки, клетка, яркая синтетика и искусственный мех, а юбки становятся все короче.

Читайте также:  История успеха дизайнера Аззедина Алайя

1970-е годы

К этому времени тонкая струйка, которой модные новости ранше поступали в Союз, превратилась во внушительной силы ручей. Люди уже знали, что модно, но достать это по-прежнему было крайне трудно. Так что мини-юбки, платья в «огурец», джинсы, приталенные батники с острыми воротниками, брюки клеш и лаковые сапоги на увесистой платформе продавали из-под полы.

1980-е годы

80-е — начало эпохи перемен. Модникам ее дух стал заметен еще до Горбачева и перестройки, и это во время тотального дефицита. Все происходило по принципу из крайности в крайность. В моду вошел стиль унисекс — девушки носили мужские куртки, рубашки, джинсы и грубые ботинки. А женственные наряды, часто граничили с вульгарностью, и это было нормой. В молодежной среде стали появляться различные субкультуры, которые также влияли на моду. Всеобщая любовь к большим потертым кожанкам и вареному дениму — заслуга панков.

1990-е годы

В 90-е, с падением советской власти, Запад хлынул в Россию мощным потоком. И несмотря на экономические трудности, криминальную обстановку в стране и всеобщее шоковое состояние, его приняли с распростертыми объятиями. Гранжевая мода тех лет — это короткие топы, джинсы-мальвины с присборенной линией талии, майки-алкоголички, короткие юбки, микрошорты, блузки и пиджаки с подплечниками (как сейчас у Balmain), черные капроновые колготки и кислотные цвета. Что касается отечественных звезд — многие тогда ушли в отрыв. Пережженная блондинка в шпагате на фото ниже — Маша Распутина. Не эталон вкуса, но прекрасный пример настроения и стиля той эпохи.

История моды XX века

Во все времена женщины стремились красиво выглядеть. Немаловажную роль при создании красивого облика играет одежда. Современные модницы придерживаются разных стилевых направлений, альтернатив в моде в наше время огромное множество, выбор одежды поражает воображение. Но предлагаю окунуться в прошлое и посмотреть, как менялась мода на протяжении разных десятилетий.

В 1929 году мир охватил экономический кризис, который внёс свои коррективы в мир модной индустрии. К одежде относились бережливо и аккуратно, старые вещи штопались, перешивались.

Чтобы получить модный в те года удлинённый силуэт к старым платьям пришивались оборки, рюши, воланы.

Длина платьев и юбок доходила до лодыжек, причём, юбки кроились по косой. Обязательными элементами женской одежды были рукава-фонарики, глубокие вырезы в зоне декольте и на спине, отложные воротники.

Большое влияние на моду оказала киноиндустрия. Главными иконами стиля стали знаменитые киноактрисы 30-х гг., такие как, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Бетт Дэвис, Джоан Кроуфорд, Кэтрин Хепберн. Эти женщины показывали то, что сейчас принято называть «Голливудским шиком»: платья со шлейфами, декорированные цветами из ткани, бантами, с длинной баской.

Шикарным аксессуаром считался мех, меховые накидки и пелерины пользовались особой популярностью. Сумочки, различные шляпы (с широкими полями, маленькие шляпки-таблетки, береты) и перчатки – обязательные атрибуты одежды модниц 30-х годов.

Выдающимися дизайнерами того времени можно назвать Коко Шанель и Эльзу Скьяпарелли. Шанель предлагала консервативные, классические модели. Эльза Скьяпарелли же поражала своими экстравагантными, авангардными нарядами.

На моду 40-х гг. оказала большое влияние Вторая мировая война. В моду вошли силуэты с широкими плечами, в стиле милитари. Женские жакеты напоминали военную униформу мужчин. Длина юбок и платьев стала короче, чуть ниже колен. Дефицит фурнитуры привёл к тому, что начали делать самодельные пуговицы, обтянутые тканью.

Относительно головных уборов, шляпы заменили платками. В США и Европе особым шиком считался тюрбан, который делали из платков и повязывали различными способами.

Самым желанным элементом гардероба каждой модницы были тонкие чулки из нейлона или шёлка. Но достать их было, практически, невозможно, так как нейлон и шёлк использовались при пошиве парашютов, поэтому использование этих тканей в других целях было запрещено. Женщины вынуждены были имитировать чулки, рисуя сзади на ногах шов.

По окончании войны, в середине 40-х гг. в моде наметились перемены. В 45-ом Кристобаль Баленсиага первым продемонстрировал модели платьев с удлинёнными юбками. В начале 46-го вошли в моду платья и юбки-футляры, акцентирующие внимание на бёдрах, а к концу года стали популярными пышные юбки и ассиметричные подолы.

Самым знаковым стилем 1950-х годов стал нью лук (New Look), предложенный Кристианом Диором. Платья должны были подчёркивать достоинства фигуры: пышный бюст, тонкую талию, округлые бёдра.

Силуэт, имитирующий песочные часы, был полным противопоставлением прямому силуэту с широкими плечами, такому модному в 40-е года. Поначалу общественность была шокирована, ведь на пошив одного платья от Диора, уходило около 40-50 метров ткани. Это считалось непомерным расточительством, непозволительной роскошью после аскетического минимализма военных лет. Но Кристиан Диор настаивал на том, что в моду должны вернуться женственность и изящество.

В начале 50-х особой популярностью пользовалась юбка-солнцеклёш. Чуть позже в моду вошла сексуальная и более практичная юбка-карандаш.

Обязательным элементом женского гардероба стал корсет, утягивающий талию до 50-ти см. При этом юбки, в основном, были пышными, многослойными.

Из аксессуаров актуальными были маленькие шляпки-таблетки, множественная бижутерия, солнечные очки, разнообразные сумочки, шарфы.

Мода 60-х принесла большие изменения в общество. Если изначально культивировался образ роскошной зрелой женщины, то сейчас мода целенаправленно взяла курс на молодёжь. Французские дизайнеры отошли на второй план. Стали популярными британские модельеры, которые придумали образ лондонского стиляги.

Геометрия кроя, яркие насыщенные цвета, психоделические узоры, ткани с люрексом, блеском, полиэстер, нейлон – всё это характеризовало одежду 60-х.

Одновременно, с образом лондонского стиляги стал популярен стиль хиппи. Одежда отличалась простотой форм – расклешённые брюки, мини-платья, мини-юбки. Но большое внимание уделялось аксессуарам и обуви: высокие замшевые сапоги с бахромой, огромные пластиковые очки, объёмная бижутерия, широкие пояса.

Ещё одним новшеством стал стиль унисекс. Многие девушки без сожаления расстались с длинными волосами, сделав стрижку «под мальчика». Иконой стиля унисекс была знаменитая модель Твигги. Яркими представителями мужской моды в 60-х можно назвать легендарную группу «Биттлз».

В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после – хиппи и студенты.

Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.

Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Также пользовался популярностью Джорджио Армани, который предложил сочетать в одном ансамбле модные джинсы с твидовыми пиджаками.

В конце 70-х обрёл признание дизайнер Клод Монтана, создававший одежду в стиле милитари с приталённым силуэтом и, при этом, широкой линией плеч.

Стиль 1980-х ассоциировался с выражением «too much», слишком много: слишком вызывающее, слишком яркое, слишком провоцирующее. В моду вошла откровенная сексуальность в нарядах. Демонстрировалась она за счёт облегающей одежды, мини-юбок, лосин (называемых теперь леггинсы), отрытых декольте, блестящих тканей. Крупная бижутерия «под золото» также была в почёте.

Высокая мода отличалась богатыми вышивкой и декором, в демократичной моде царили диско и панк.

Основной силуэт одежды в 80-х – перевёрнутый треугольник. Делался акцент на широкие плечи, рукав-реглан или «летучая мышь», зауженные к низу брюки с высоким поясом (так называемые «бананы»).

В моде появились стрейтчевые джинсы и джинсы-варёнки. Актуальными также были мини-юбки, куртки-ветровки из плащевой ткани, футболки с надписями, кожаные куртки, элементы спортивной одежды.

Деловые женщины носили костюмы в стиле Шанель и Маргарет Тэтчер. В основном, это были широкие двубортные пиджаки в сочетании с мини-юбкой или брюками, и пиджаки прямого покроя, декорированные кантом.

В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Также закрепились позиции японских дизайнеров Йоджи Ямамото, Иссей Мияке, Кензо, которые в своих коллекциях делали акцент на деконструктивизме, играя геометрическими формами и цветами.

В 1990-х годах весь мир был под влиянием экономического кризиса. Появилось множество молодёжных субкультур, чьим лозунгом были отход от стандартов и неприятие навязываемой морали. Именно тогда возникло такое стилевое направление, как гранж. Актуальными становятся вещи, имеющие поношенный вид, специально состаренные. Приветствуются многослойность, небрежность, элементы хиппи, этники.

Чуть позже вошла в моду одежда из синтетических материалов, ярких неоновых цветов. Её, как правило, носили представители субкультуры нео-панк.

В середине 90-х вернулся гламур, со страниц глянцевых журналов шла пропаганда роскоши, блестящих материалов (парчи, атласа, шёлка), мехов, драгоценностей.

В конце 90-х многие дизайнеры дали второе дыхание ретро-стилю, используя в своих коллекциях элементы исторических костюмов.

В 90-е мир узнал культовую нынче супермодель Кейт Мосс, которая была основательницей нового стилевого направления – героиновый шик.

СтильКак возрождаются легендарные дома моды начала XX века

Paul Poiret, Vionnet, Schiaparelli, Charles James и другие дома моды, вернувшиеся из небытия

закрытые по разным причинам легендарные марки по-прежнему таят в себе огромный потенциал, благодаря которому привлекают новых инвесторов. Так, дом моды легендарного Поля Пуаре, закрытый в 1930 году, недавно был выставлен на продажу. До 28 ноября потенциальные покупатели могут заявлять свои предложения цены через онлайн-аукцион, организованный нынешним владельцем бренда, французским предпринимателем Арно де Люмменом, за плечами которого успешное возрождение дома Vionnet в 2006 году и перезапуск старинного французского производителя сумок и чемоданов Moynat. Рассказываем подробнее о нем и еще о пяти домах, перезапуск которых стал долгожданным или, наоборот, неожиданным.

Автор: Жансая Толеухан

Paul Poiret

Поль Пуаре — последователь и ученик родоначальников кутюра, двух главных модельеров XIX века: Чарльза Фредерика Ворта и Жака Дусе. Первый стремился упразднить кринолины, предлагая на замену им юбку со шлейфом, а Дусе цитировал искусство Востока и шил так называемые домашние чайные платья. Пуаре, начавший свою карьеру в их ателье, продолжил развивать их идеи, а свой дом моды основал в 1903 году.

Пуаре освободил женщин от корсета и стал важной фигурой для более раскрепощенных в одежде femmes libérées. Кутюрье изменил не только фасоны того времени, но и стандарты женской красоты. С желания женщин хорошо выглядеть в его платьях началась мода на тонкую спортивную фигуру, не скованную корсетом, — в 1905 году он предложил рубашечный покрой женского платья, а затем наряды с ориентальными мотивами. На волне ошеломительного успеха гастролей «Русского балета» в Европе с постановкой Дягилева «Шехерезада» Пуаре, большой поклонник театрального искусства, начал внедрять восточные мотивы.

Яркие цвета, изящные узоры, шаровары и туники, расшитые золотыми нитями, тюрбаны, украшенные жемчугами и дорогими перьями, с восторгом были встречены европейскими женщинами. Среди клиенток прославленного мастера была и Айседора Дункан, которая называла его не иначе, как гением. Еще одно изобретение Пуаре — узкая «хромая юбка» (так называемая hobble skirt), напоминающая хвост русалки, которая позволяла передвигаться только мелкими шажками и вызвала ажиотаж среди клиентов. Носили ее с широкополой шляпой с перьями. Поль Пуаре еще и первый модельер, выпустивший собственную марку духов в 1911 году, назвав их в честь своей старшей дочери Розин. Вдобавок Пуаре был маркетологом: дизайн флакона, упаковку и рекламу он придумал сам.

После Первой мировой войны интерес к работам Пуаре угас. Его модели, символизировавшие вечный праздник, становятся неуместными для послевоенного времени, а бренд Пуаре не выдерживает конкуренции с новыми домами моды, среди которых и Chanel. Решительно не желавший создавать простую одежду, Пуаре был вынужден закрыть свой дом в 1930 году. Последние дни Пуаре провел в бедности и умер в 1944 году. Интерес к работам Пуаре возродился в 50–60-е годы с подачи его вдовы и музы Денизы Пуаре — винтажные вещи дизайнера начали расти в цене, выставки его творчества собирали толпы почитателей, а коллекционеры скупали всё, что было связано с его именем. Но о настоящем возрождении бренда можно будет говорить лишь после аукциона в конце ноября 2014 года. По словам его нынешнего владельца Арно де Люммена, называющего легендарные закрытые бренды «спящими красавицами», Пуаре настолько известен по всему миру, что может привлечь инвесторов даже с пока неизвестных нам рынков.

Читайте также:  Fendi роскошная кутюрная коллекция осень-зима 2020

Jean Patou

История модного дома Jean Patou полна взлетов и резких падений. Основанный в 1912 году дом моды вынужден был прервать свою работу в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. Накануне военных действий Пату успел продать последнюю коллекцию практически целиком американскому байеру и уйти на фронт. Вновь дом Жана Пату был открыт в 1919 году. Как показала история, наиболее значимые изменения в моде (впрочем, как и в других сферах) происходят именно после войн: охваченные ликованием, люди жаждут больших перемен. И олицетворением таких перемен стал Жан Пату.

Именно вещи Пату стали основой гардероба девушек-флэпперов 20-х годов и подспорьем для появления андрогинных силуэтов. Укоротив привычные юбки в пол, он одним из первых выставил напоказ женские ноги и создавал не только красивую, но и удобную одежду, в том числе и спортивную: наряду с Коко Шанель и Эльзой Скиапарелли Пату работал над созданием женских вещей для игры в теннис. Именно в его плиссированной юбке французская спортсменка и чемпионка Сюзанн Ленглен выиграла золото в Антверпене в 1920 году. Пату как один из родоначальников спортивной одежды верил, что новаторский стиль заключается в атлетическом силуэте.

Новаторские идеи Пату пользовались большой популярностью среди либеральных американцев, что пошатнуло стабильность его бизнеса после краха Уолл-стрит в 1929 году. Пережить экономический кризис компании Пату помогла его другая инновационная идея — парфюмерная линия, которая остается на плаву многие десятилетия спустя: его самый известный аромат Joy производят до сих пор. Вернуть же былое величие одежде под маркой Jean Patou в разные годы пробовали Марк Боан, Карл Лагерфельд и Жан-Поль Готье.

Возглавивший дом Jean Patou в 1981 году Кристиан Лакруа вернул компании известность и высокие доходы. Но и за этим взлетом последовало стремительное падение, а в 1987 году после ухода Кристиана Лакруа, решившего основать собственный бренд, дом Jean Patou был закрыт. Через 25 лет после закрытия бренду суждено было снова возродиться — за его реанимацию взялся нынешний вице-президент дома Бруно-Жорж Коттар. Правда, пока сложно предположить, насколько успешной будет деятельность марки, ведь, как известно, историческое наследие — еще не гарантия успеха.

Vionnet

История дома Vionnet начинается в 1912 году. Основательница бренда француженка Мадлен Вионне совершила революцию в моде своим уникальным косым кроем платьев, благодаря которому ткань ложилась волнистыми складками, а вещи идеально повторяли изгибы женского тела. Прежде чем открыть ателье, она, как и Пуаре, набиралась опыта в ателье Жака Дусе. Не умевшая рисовать, Вионне создавала платья, которые строила с точностью архитектурного чертежа, драпируя каждый раз по-новому ткань прямо на манекене: первостепенным принципом кутюрье было создавать одежду по фигуре.

Ее вдохновляли античность и балетные наряды Айседоры Дункан, она хотела упразднить корсеты и утверждала, что концепция освобождения женского тела принадлежала именно ей, а не Полю Пуаре. Хотя, скорее всего, идея просто витала в воздухе: ее приписывали себе многие модельеры. В 1920-е годы в ее работах появляются отсылки к Востоку и кубизму, она цитирует кимоно и создает геометричные платья из трех основных форм: прямоугольника, квадрата и круга. Во многом благодаря тому, что Вионне одной из первых начала нанимать манекенщиц, профессия моделей стала престижной. Дефилировали модели без корсетов, босиком или в сандалиях. На время Первой мировой войны бизнес был свернут и возобновлен уже с новым размахом в 1922 году. Вслед за парижским ателье на авеню Монтень Вионне открыла собственный магазин в Нью-Йорке на Пятой авеню, где готовые платья клиенткам подгоняли по фигуре. В 1929 году численность сотрудников дома достигала 1200 человек.

С началом Второй мировой войны в 1939 году дом моды Vionnet был закрыт. Спустя 49 лет компания была куплена бизнесменом Ги де Люмменом, а в 2006 году его сын Арно де Люммен предпринял попытку возрождения былого величия бренда. К работе над маркой привлекли греческого дизайнера Софию Кокосалаки, которая известна мастерством драпировки. Затем на ее место пришел Марк Одибе с опытом работы в Prada и Hermès. Однако нанятый для этой цели арт-директор Марк Одибе не смог добиться поставленной задачи. Не справился с ней и следующий дизайнер марки — Родольфо Пальялунга, который сейчас возглавляет дом Jil Sander.

В 2009 году дом моды у семейства де Люммен приобрел наследник итальянской династии Маттео Марзотто, на счету которого уже был перезапуск Valentino в начале 2000-х. В 2012 году бренд выкупила Гога Ашкенази и лично заняла кресло дизайнера, пригласив в кутюрную линию Хуссейна Чалаяна, который параллельно работает над собственной маркой. Видение Чалаяна во многом похоже на стиль Мадлен Вионне. «Есть вещи, которые нужно сначала создать, а потом зарисовать», — говорит Чалаян, использующий в своих моделях сложный многослойный крой и многочисленные драпировки.

Schiaparelli

Работы основательницы Schiaparelli и создательницы понятия коммерческой готовой одежды, итальянки Эльзы Скиапарелли можно назвать реформаторскими. Соперница Коко Шанель изменила отношение к трикотажной одежде — ее черный вязаный пуловер с геометричными рисунками (от банта до черепа) совершил революцию в моде в 1927 году и стал бестселлером в Америке, где Эльза впоследствии открыла множество бутиков. Наравне с Жаном Пату и Коко Шанель она развивала идею спортивной одежды и ready-to-wear в моде, показывая в своем бутике Pour le Sport в конце 20-х годов теннисные платья, юбки-брюки, купальники и наряды для катания на лыжах. Кроме того, она одной из первых использовала застежку-молнию для своих платьев. К 30-м годам на нее трудилось более двух тысяч сотрудников.

Эльза более всего известна как дизайнер-сюрреалист, чьи экстравагантные идеи используют до сих пор. Увлечение сюрреализмом и дадаизмом в 30-е годы находило у нее отражение то в пуговицах в виде леденцов и арахиса, то в сумках в виде музыкальных шкатулок или шелковом платье с лобстерами, нарисованными Сальвадором Дали. Этим сотрудничество с Дали не ограничивалось: он рисовал для нее рекламные афиши помад и духов, а Эльза конструировала вещи по его эскизам — например, шляпу-ботинок. К послевоенным требованиям ей, как и многим дизайнерам того времени, было непросто адаптироваться. И хотя основанная ею в 1928 году парфюмерная линия имела успех и некоторое время помогала развивать дом, в 1954 году дом моды Schiaparelli был закрыт.

В 2007 году бренд купил владелец Tod’s Диего Делла Валле, но камбэк Schiaparelli отложился вплоть до 2014 года, хотя одна из попыток возрождения Schiaparelli была на счету Кристиана Лакруа. В итоге лишь в прошлом январе на Неделе высокой моды в Париже новый креативный директор дома Марко Занини представил первую кутюрную коллекцию возрожденного дома
весна-лето — 2014. Марко Занини умело работает с архивами дома (monkey fur пришел в моду благодаря Скиапарелли, и с ним же работает Занини) и уже в двух коллекциях доказал, что сюрреализм и театральность — именно то, чего не хватает современной моде. Как минимум симпатии Тильды Суинтон обновленный дом моды уже заработал.

Charles James

Несмотря на свое британское происхождение, Чарльз Джеймс известен как первый американский кутюрье. Начав карьеру с маленького шляпного магазинчика в 1926 году, Чарльз Джеймс заслужил звание одного из величайших дизайнеров всех времен. Не последнюю роль в этом сыграла Великая депрессия. После кризиса Уолл-стрит многих парижских кутюрье в Америке обложили 90-процентной пошлиной и им пришлось свернуть свой бизнес, а их место заняли местные дизайнеры. Среди них был и Чарльз Джеймс, и еще ряд знаковых кутюрье эпохи: Мэйн Бохер, Элизабет Хоз и Мюриэл Кинг.

Чарльз был не просто модельером или скульптором, но архитектором. К примеру, стеганый жакет, созданный дизайнером в середине 30-х годов в дополнение к вечернему костюму и названный Сальвадором Дали «мягкой скульптурой», стал прародителем современных стеганых курток, присутствующих даже в гардеробах людей, далеких от моды. Помимо стеганых курток визитными карточками Джеймса стало бальное платье «Четырехлистный клевер», которое было практически инженерным сооружением. Платье состояло из четырех слоев: подъюбника из тафты, жесткой нижней юбки, нижний юбки клиньями и верхнего платья. Двигаться в нем было затруднительно, но выглядело оно умопомрачительно.

Дискомфорт женщин не останавливал дизайнера, скрупулезно создававшего предметы искусства из ткани: его бальные платья могли весить до 8 кг. Чарльз Джеймс в какой-то степени был фанатиком и перфекционистом: он мог переделывать одну и ту же модель по несколько раз, выверяя с математической точностью каждую деталь, подолгу работать над идеальным кроем рукава и потратить на это кучу денег. В 50-х годах карьера Чарльза Джеймса пошла на спад, и причиной тому стало его нежелание принимать изменения в моде. Джеймс не смог смириться с наступлением эры массового производства и отказаться от сложного кроя ради удешевления моделей. А долги и неуплаченные налоги заставили его окончательно покинуть мир моды в 1958 году.

В 2014 году мир снова заговорил о марке Charles James. После бала, организованного Институтом костюма Met Gala в честь легендарного кутюрье, было объявлено, что возрождением марки займется американский кинопродюсер и сооснователь Miramax Films Харви Вайнштейн — он заключил договор с детьми Чарльза Джеймса на покупку лицензии с возможностью последующего приобретения бренда. Возвращение марки планируется под управлением креативных консультантов: сооснователя и дизайнера Marchesa Джорджины Чапман и ее брата, президента Marchesa, Эдварда Чапмана.

Бренд IRFE основан в Париже в 1924 году русскими эмигрантами: племянницей Николая II Ириной и ее мужем Феликсом Юсуповым. Сложенные начальные буквы их имен и дали название аристократическому во всех смыслах дому. Будучи когда-то клиентами парижских модных домов, чета Юсуповых знала секреты высокой моды, а в создании коллекции принимали участие их друзья и родственники. Несмотря на классический дизайн, их наряды в Париже демонстрировали андрогинные модели à la garçon, а на уме у кутюрье была разработка спортивной одежды. В 1926 году IRFE представил собственную парфюмерную линию из четырех ароматов: Blonde — для блондинок, Brunette — для брюнеток, Titiane — для шатенок и Grey Silver — для женщин «элегантного возраста». В отличие от других домов IRFE прямо назвал цвет волос и уделил внимание немолодым женщинам, посвятив один из ароматов императрице Марии Фёдоровне.

Экономический кризис конца двадцатых сказался на многих секторах мировой экономики, и в 1931 году IRFE, вслед за многими другими компаниями, пришлось объявить о банкротстве и закрыть все свои филиалы. Однако парфюмерная линия бренда просуществовала вплоть до начала 60-х, а одно из платьев дома попало в Институт костюма музея Метрополитен в Нью-Йорке.

Возвращение марки после 90-летнего перерыва произошло в некоторой степени благодаря историку моды Александру Васильеву. Из его книги «Красота в изгнании» о доме узнала Ольга Сорокина, а после встречи с внучкой Юсуповых Ксенией Шереметевой-Сфири взялась за возрождение легендарного дома моды. В прошлом году, к 400-летнему юбилею дома Романовых, обновленный дом IRFE сделал свой первый шаг — на Парижской неделе моды состоялся показ его новой коллекции. На сегодняшний день креативная команда дома старается не только сохранить, но и осовременить коллекции IRFE.

Ссылка на основную публикацию