Актриса Вера Холодная первая звезда кинематографа

Короткий жизненный путь и невероятная популярность первой русской кинозвезды – Веры Холодной

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Точное количество фильмов, в которых она сыграла, не известно – по разным источникам, от 50 до 80. До нас дошли только 5 из них, потому что большевики уничтожили все остальные, как и сотни других популярных дореволюционных фильмов. Их считали апогеем пошлости и примером безыдейности буржуазного искусства.

Ей было 2,5 года, когда в Париже состоялась премьера первого фильма братьев Люмьер – «Прибытие поезда». Начинался век кино. Но в юности Вера Левченко мечтала о другом – она хотела стать балериной. Ей удалось поступить в балетное училище, но там она проучилась всего год – по настоянию бабушки, считавшей, что порядочным девушкам не место в театре, ей пришлось уйти.

Кинематографом она увлеклась немного позже. В 17 лет она вышла замуж за студента-юриста Владимира Холодного, взяла его фамилию. Известной она станет уже как Вера Холодная. На первые пробы она отправилась в 1914 г., тогда ее не утвердили. Позже ей дали эпизодическую роль в «Анне Карениной» – режиссер считал, что это ее максимум, поскольку не увидел в ней таланта.

В то же время режиссер Евгений Бауэр искал красивую актрису для своей мелодрамы «Песнь торжествующей любви», при этом наличие профессиональных способностей и опыта съемок его не сильно интересовали. Так Вера Холодная нашла своего режиссера, превратившего ее в настоящую звезду.

Как это ни удивительно, но в годы Первой мировой войны салонные мелодрамы пользовались невероятным успехом. Незамысловатые сюжеты о преступной любви, роковой страсти, изменах, убийствах на почве ревности и т. д. и т. п. собирали в кинотеатрах полные залы. Названия фильмов говорят сами за себя: «Пламя неба», «Миражи», «Любовь графини», «Жизнь за жизнь», «Позабудь про камин, в нем погасли огни», «Молчи, грусть, молчи», «Огненный дьявол», «Женщина, которая изобрела любовь», «Последнее танго».

Никто из актрис не пользовался такой невероятной популярностью. В кинотеатрах выстраивались огромные очереди, в Харькове во время такого столпотворения выбили окна и сорвали двери с петель. За актрисой закрепилось звание «королевы экрана». Фильмы с ее участием шли в Европе, Америке, Японии, Турции, в Германии ей предлагали заключить контракт на 10 лет, но она не хотела никуда уезжать.

В 1918 г. она приехала на съемки в Одессу, там пришлось задержаться: город был оккупирован, постоянно менялась власть. В 1919 г. она заболела «испанкой» – вирусным гриппом, от которого в том году в Европе умерло около 6 млн человек, – и через 9 дней скоропостижно скончалась. Ей было всего 26 лет. Выдвигались также версии о том, что она была отравлена, но они не нашли подтверждения.


Во времена немого кино публика знала, как вести себя в публичных местах: правила поведения в кинотеатрах 100 лет назад

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Вера Холодная

Биография

Вера Холодная— российская актриса немого кино. Всего за 5 лет карьеры ей удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени. Благодаря ярким ролям в черно-белом немом кино Холодную называли «Королевой экрана».

Вера родилась в Полтаве в интеллигентной семье. Ее отец Василий Андреевич Левченко работал учителем словесности, мать Екатерина Сергеевна Слепцова была выпускницей института благородных девиц. Вера была старшей дочерью, после которой родились Надежда и Софья.

Актриса Вера Холодная

Семья прожила в Полтаве недолго, и когда старшей девочке исполнилось два года, переехала в Москву. А еще через 8 лет от холеры умер глава семьи. Сильно болела и мать, поэтому все заботы о сестричках легли на плечи маленькой Веры.

В Москве будущая актриса стала посещать частную гимназию Перепёлкиной, но через год сумела сдать сложный экзамен и поступить в балетное училище Большого театра. Новое учебное заведение Вере очень нравилось, да и хореография давалась ей достаточно легко. Но властная бабушка девочки настояла, чтобы внучка вернулась к наукам, о чем Холодная впоследствии неоднократно жалела.

Вера Холодная

Подростком Вера проявила свои таланты как в творчестве, так и в спорте. В старших классах гимназии она впервые выступала в школьном спектакле, где играла главную роль в «Бесприданнице» А. Н. Островского. После окончания гимназии девушка стала часто бывать в кружке молодых артистов Московского художественного театра, где познакомилась с начинающими актерами. Интерес к кино в то время у Холодной был, но больше как у зрительницы. А основной причиной, подтолкнувшей ее на стезю актрисы, стало тяжелое материальное положение семьи.

Фильмы

Дебют Веры Холодной в кино произошел в 1914 году. Режиссёра Владимира Гардина привлекла эффектная внешность девушки, и он снял ее в роли итальянки-кормилицы в своей картине «Анна Каренина». Примечательно, что после совместной работы Гардин заявил, что из Холодной не выйдет актрисы, так как кроме внешности у нее ничего нет.

Актриса Вера Холодная

Тем не менее, уже через год карьера Веры пошла в гору. Другой режиссер снял ее в мелодраме «Песнь торжествующей любви» по произведению Тургенева, которая произвела настоящий фурор. По мнению Александра Вертинского, этот фильм является вершиной успеха актрисы. Тогда же Холодная снялась еще в нескольких лентах, причем играла не только молодых красоток. Например, в «Лунной красавице» она в седом парике предстает в образе пожилой дамы.

Вера Холодная в фильме «Лунная красавица»

Всего Вера Холодная снялась в более чем 40-ка фильмах за 5 лет. Но примечательны два других момента. Во-первых, в то время анонсировать кино было не принято, а наоборот – скрывались даже названия снимающихся картин, чтобы конкуренты не перехватили идею и сюжет. Но участие в съемках Веры Холодной переворачивало эту практику с ног на голову. Зритель шел именно на нее, поэтому можно говорить, что именно Вера стала первой отечественной кинозвездой.

Вера Холодная с Владимиром Максимовым и Витольдом Полонским в фильме «У камина»

Во-вторых, вместе с Витольдом Полонским и Владимиром Максимовым Холодная образовала постоянное трио с закрепленными за ними экранными образами, опять же, оказавшись первой российской актрисой со строго очерченным амплуа. Первой совместной лентой трёх популярных артистов стал фильм «У камина», действие которого строилось на любовном треугольнике. Фильм ждал огромный успех, поэтому вскоре последовало продолжение «Позабудь про камин, в нём погасли огни…».

Вера Холодная в фильме «Последнее танго»

Кинокарьера Веры Холодной продолжалась на протяжении Первой мировой войны, и даже Октябрьская революция не заставила ее остановить свою деятельность. Более того, в Одессе, где последние годы снималась актриса, в условиях строжайшей экономии электроэнергии новые власти разрешали киностудии использовать пленку и электричество в неограниченных количествах, но «только если снимается Вера Холодная». В Одессе актриса успела сыграть в четырех картинах: «Княжна Тараканова», «Женщина, которая изобрела любовь», «Последнее танго» и «Азра».

Личная жизнь

На выпускном вечере в гимназии Вера познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным, за которого довольно скоро вышла замуж. У супругов родилась дочь Евгения, а еще они взяли на воспитание девочку Нонну, оставшуюся без родителей.

Владимир принимал участие в первой мировой войне, был отмечен званием героя, но, как и жена, рано ушел из жизни. Собственно, он пережил Веру всего на несколько месяцев: Холодного арестовали и расстреляли чекисты, что породило множество домыслов и о смерти самой актрисы.

Вера Холодная и ее муж Владимир

Дочерей Веры Холодной взяла на воспитание ее младшая сестра и вместе с ними эмигрировала из России. Известно, что Нонна стала оперной певицей, жила во Франции и Америке, а Евгения объездила весь мир вместе со своим мужем магистром социологии. Обе дочери неоднократно давали интервью, в которых очень тепло отзывались о своих родителях.

Смерть

В феврале 1919 года Вера Холодная упала из саней в снег, простудилась и заболела тяжёлой формой гриппа с лёгочными осложнениями. Эту болезнь в простонародье называют «испанка». Находилась актриса в доме своей матери на Соборной площади. Пролежав всего пару дней, легенда немого кино скончалась вечером 16 февраля 1919 года.

Похороны Веры Холодной

На похороны Веры Холодной собралась буквально вся Одесса. К сожалению, кладбище, на котором была похоронена актриса, во время сталинских репрессий было уничтожено, поэтому могила Веры до наших дней не сохранилась.

Память

Нельзя не упомянуть, что Вере Холодной посвящено множество произведений искусства. Еще при ее жизни друг семьи, эстрадный артист Александр Вертинский написал о ней целый ряд песен, в том числе знаменитые «Ваши пальцы пахнут ладаном» и «Маленький креольчик». А композитор Борис Прозоровский создал романс «Жасмин», который пела и сама Вера Холодная.

Памятник Вере Холодной в Одессе

В советское время Никитой Михалковым об актрисе был снят фильм «Раба любви», где главную героиню сыграла Елена Соловей.

А в Одессе, прямо напротив дома, в котором умерла Вера Холодная, установлен красивый бронзовый монумент, а также одна из площадей носит имя легенды немого кино.

Вера Холодная

фотографии >>

биография

Холодная Вера Васильевна

5 августа 1893, Полтава — 16 февраля 1919, Одесса.

До замужества — Левченко.

Её отец — Василий Андреевич Левченко окончил словесное отделение Московского университета и приехал в Полтаву работать учителем.
Мать — Екатерина Сергеевна Слепцова была выпускницей Александро — Мариинского института благородных девиц.

Вере было два года, когда семья переехала в Москву. В 1903 году, когда ей исполнилось десять лет, её отдали учиться в частную гимназию Перепёлкиной. Вскоре Верочка, несмотря на огромный конкурс, поступила в балетное училище, хотя была довольно полной и мама называла её “полтавской галушкой”. Но через год родители забрали её из училища.
На балу по случаю окончания гимназии Вера познакомилась со студентом — юристом Владимиром Холодным. Уже через несколько месяцев они обвенчались при дружном неодобрении обоих семейств. Через два года в семье появилась дочь Женя (1912 г.р.). Ещё через год семья удочерила девочку Нонну. Семья жила очень скромно, но, к счастью, появилось новое популярное и недорогое развлечение — синематограф. Вера им очень заинтересовалась и сама захотела попробовать силы в нём.

С 1914 года снималась в кино.
Первая (эпизодическая) роль — в экранизации «Анна Каренина» режиссера Владимира Гардина.
В 1915 году снялась у Евгения Бауэра в картине «Песнь торжествующей любви», где сыграла Елену. Эта роль принесла актрисе широкую известность.
За год она снялась у Ханжонкова в 13 фильмах. Ей нужно было содержать семью, т.к. муж был на фронте.
В августе 1915 года Вера отправилась на фронт — в госпиталь, выхаживать тяжело раненного мужа. Владимир пошёл на поправку и они вернулись в Москву. Через несколько дней Вера срочно выехала на съёмки в Сочи, а в середине октября её муж, даже не оправившись от ранения, попросился обратно на фронт.

Читайте также:  Жаклин Кеннеди Онассис - стиль, фото и биография

За четыре года кинематографической жизни Вера Холодная снялась в 35-ти фильмах у режиссеров: Е.Бауэра, П.Чардынина, В.Висковского, Ч.Сабинского. Её называли королевой экрана. Она стала законодательницей мод.
В 1917 году на экран вышел один из лучших её фильмов — “У камина”. Этот фильм имел исключительный успех у зрителей (при советской власти он был уничтожен, как и сотни других популярных дореволюционных фильмов).
За 1917 год Вера снялась ещё в 11 фильмах.

Ей много раз предлагали уехать из России. Она была популярна за рубежом. Фильмы с её участием шли в Европе, Америке, в Турции и даже в Японии. Ей предлагали контракт на 10 лет в Германии, её звали во Францию. Но она на все предложения отвечала отказом. Говорила, что её место в России.

В конце лета 1918 года актриса приехала в Одессу на досъёмки фильма “Княжна Тараканова” вместе со старшей дочкой Женечкой. Но съёмочной группе из-за интервенции пришлось задержаться в Одессе на полгода. 8 февраля 1919 года Вера заболела “испанкой” — особой формой гриппа, которая осложнилась воспалением лёгких. Она проболела девять дней. 17 февраля 1919 года в Одессе её не стало.
Владимир Холодный прожил без жены всего два месяца. Он ничем не болел, а просто тихо угасал — “от разбитого сердца”. Вскоре скончалась и мать Веры, а осиротевших дочерей актрисы родственники вывезли за границу, где их следы затерялись.

Тело актрисы забальзамировали, чтобы при первой возможности, едва войска Антанты оставят Одессу, перевезти в Москву. Гроб с телом актрисы заперли в часовне на Первом Христианском кладбище Одессы. и вспомнили о нём только в 1931 году, когда кладбище было решено превратить в Парк культуры. Останки актрисы, как сообщили её родственникам, были отправлены в Москву. но по дороге потерялись.
За свою карьеру киноактриса снялась, по разным свидетельствам, то ли в сорока, то ли в восьмидесяти фильмах. Из фильмов с её участием до нас дошло только пять.

Актриса Вера Холодная первая звезда кинематографа

Вера Холодная. Первая звезда кинематографа

5 августа 1893 года в Полтаве родилась Вера Холодная — российская актриса немого кино. Ее артистическая карьера длилась всего четыре года, но за это время « королева экрана» снялась в 50 фильмах ( по другим сведениям — в 80). Вера Холодная стала символом смутного переломного времени между войной и революцией: в стране царили хаос и голод, а на экранах синематографа загадочные роскошные женщины и элегантные светские красавцы разыгрывали в изысканных интерьерах испепеляющие страсти, которые каждый обыватель втайне мечтал испытать в своей серенькой жизни.

« Кинематограф — моя стихия. Я им безумно увлекаюсь, люблю как детище родное»
Вера Холодная

Ничто в биографии задумчивой мечтательной девочки Верочки Левченко не предвещало той ошеломляющей славы и популярности, которая выпала на четыре последних года ее короткой жизни. Отец — преподаватель словесности в Полтавской гимназии, мать — выпускница Александро-Мариинского института благородных девиц. Через два года после рождения дочери семья перебралась в Москву. Но мама еще долго называла свою Верочку « полтавской галушкой» — за завидный аппетит и упитанность форм. Это не помешало девочке поступить в балетное училище Большого театра — очевидно, в те годы физические критерии для балерин были несколько иными. Вера буквально жила балетом, делала большие успехи, но тут вмешалась бабушка — этот семейный диктатор посчитал кордебалет непозволительным занятием для девушки из приличной семьи. Не помогли ни слезы, ни угрозы самоубийства. По настоянию бабушки Веру забрали из училища, отправили в гимназию.

А толку? Вскоре она уже бредила новым кумиром. Побыв на представлении пьесы « Франческа да Римини» Габриеле д’Аннунцио, где в главной роли выступала « императрица русского театра» Вера Федоровна Комиссаржевская, пятнадцатилетняя Верочка заболела по-настоящему. Ночью поднялась температура, и целую неделю она бредила и металась в горячке. Невроз и меланхолия — постановил доктор и прописал экзальтированной девочке каток и теннис.

На гимназическом выпускном балу произошла встреча, которая завершилась свадьбой: Владимир Холодный вечер напролет кружил ее в вальсе, читал стихи любимого Гумилева и завоевал сердце Верочки раз и навсегда. Через полгода они поженились. Выпускник юрфака оказался страстным автогонщиком. Автомобили в начале века — так романтично: скорость, ветер, развевающийся шарф… Вера рядом с Владимиром: бешеные гонки, иногда — аварии. Вскоре Холодный первым в России начал издавать спортивную газету « Ауто».

Зато по вечерам наступало время Вериных страстей — супруги шли в театр или синематограф « Буфф» на Садовой. В 1910-е в московских театрах играли Ермолова и Москвин, Коонен и Сара Бернар. Но больше всех Холодную притягивала датская актриса Аста Нильсен. Увидев ее в фильме « Бездна», Вера рвалась на все картины с ее участием. Нильсон, первая в немом кино актриса, отказавшаяся от аффектированной игры с заламыванием рук и вращением глаз, ее буквально околдовала. Вернувшись из синематографа домой, Вера часами неподвижно смотрела на свое отражение в зеркале, принимала различные позы.

Неизвестно, сколько бы продолжалась эта магия, если бы не материнство. После тяжелых родов врачи предупредили, что больше рожать Вера не сможет. Через год Владимир уговорил жену удочерить сироту. Так у их родной дочери Евгении появилась сестра Нонна.

Путь Веры Холодной в кино совпал с началом Первой мировой. Мужа призвали в действующую армию, и она вдруг оказалась на посту главы семьи. Нужно было добывать средства на жизнь, то есть идти работать. Вера хорошо музицировала, неплохо пела, танцевала, но ни опыта, ни специальности не было. Зато имелись огромная страсть к кино и красота. Холодная отправилась в мастерскую « Тиммана и Рейнгарда», где снимали « Русскую золотую серию» по отечественной классике. Режиссер Владимир Гардин, работавший над фильмом « Анна Каренина», вспоминал: «Вера Холодная тогда умела лишь поворачивать свою красивую голову и вскидывать глаза налево и направо — вверх. Правда, выходило это у нее замечательно, но больше красавица Вера дать ничего не могла». И все же устоять против гипноза глаз Холодной Гардин не смог и снял ее в массовке и в крошечной роли кормилицы-итальянки. Режиссер признавался: «Мысленно я поставил диагноз из трех слов — «Ничего не выйдет». Однако для очистки совести все же спросил у владельца фирмы, не зачислить ли эту красавицу в постоянную труппу. Просмотрев сцены с участием Холодной, Тимман заявил: «Нам нужны не красавицы, а актрисы». Пройдет совсем немного времени, и оба, вспоминая эту сцену, будут кусать себе локти, но Вера уже будет для них недосягаемой звездой…

Чтобы избавиться от настойчивой просительницы, Холодную снабдили рекомендательным письмом к конкуренту — владельцу крупнейшей в России кинофабрики Ханжонкову. Главный режиссер студии Евгений Бауэр снимал « Песнь торжествующей любви» по Тургеневу. Встреча Бауэра и Веры стала судьбоносной для обоих. До прихода в синема король русской киномелодрамы работал художником-декоратором. Взявшись в 1912 года за режиссуру фильмов, Бауэр перенес туда все приемы своей основной профессии. И дело не только в изысканных декорациях — замысловатых арках, колоннах, тюлевых драпри, гобеленах, пышных драпировках и дорогой мебели, которыми он заполнял интерьеры в своих фильмах. Самих актеров Бауэр воспринимал как великолепно одетых манекенов, движущихся в созданных им прекрасных декорациях. Позы и жесты актеров должны были вписываться в искусно выстроенные Бауэром сцены-картинки, а окружающие предметы, в свою очередь, подчеркивали красоту актеров, которую режиссер ставил превыше умения играть. Так что, когда в его студии с рекомендательным письмом в руках появилась Вера Холодная, эстет и поклонник красоты долго не раздумывал — дал неопытной дебютантке главную роль в фильме « Песнь торжествующей любви».

Завистники шептали, будто Бауэр лично ставит каждый жест Веры, учит ее принимать соблазнительные позы, закатывать глазки и что эта « прекрасная натурщица» без его указаний и рукой шевельнуть не умеет. Бауэр сделал все, чтобы представить красоту Холодной в самом выгодном свете, и, что гораздо важнее, научил начинающую актрису говорить языком « Великого немого». Съемки только разворачивались, а владелец предприятия Ханжонков, просмотрев несколько начерно смонтированных сцен, подписал с Холодной контракт на три года.

Надо сказать, что при всей дальновидности и опытности Бауэра и Ханжонкова оба ошиблись — Вера Холодная намного превзошла самые смелые их ожидания. После выхода на экраны « Песни торжествующей любви» имя актрисы было у всех на устах: «фильму» смотрели по многу раз, у кинотеатров выстраивались огромные очереди. «Я нашел сокровище», — признавался Бауэр друзьям. И «ковал железо, пока горячо», снимая картину за картиной. Только за год актриса сыграла в 13 его фильмах ( «Пламя любви», «Дети века», «Дети Ванюшина» и др.)

Каждые три недели на экраны выходила новая, как тогда говорили, «фильма» с Верой Холодной. Восторженная публика рвалась в кинотеатры, а газеты наперебой восхваляли взошедшую звезду молодого российского синематографа, подогревая ажиотаж хрониками с места событий: «В Харькове во время столпотворения в кинотеатре „Ампир“ были разбиты все окна, двери сорваны с петель, и, для того чтобы утихомирить толпу, штурмовавшую зал, был вызван отряд конных драгун».

После выхода на экраны фильмы « Жизнь за жизнь» ( 1916) Холодную стали именовать « королевой экрана». Впервые в истории отечественного немого кино была даже объявлена предварительная запись на просмотр фильма — это при том, что во многих кинотеатрах он бесперебойно демонстрировался по нескольку месяцев кряду. Кстати, в этой же ленте снялась очень популярная в те годы актриса МХАТа красавица Лидия Коренева. Критики отмечали высокий профессионализм ее игры, но вот запоминалась отчего-то не она, а Вера Холодная.

Вера Холодная сама не верила свалившейся на нее славе. Чтобы убедиться в том, что газеты не врут, вместе с сестрой Соней, переодевшись поскромнее, часто они отправлялись в какой-нибудь « медвежий угол» в Москве, где показывали новую фильму с участием Веры, усаживались скромно в уголке и наблюдали за реакцией публики. Глядя, как зрители не отрывают взгляда от ее лица на экране, Вера признавалась сестре: «Ты знаешь, у меня такое чувство, что меня живой вообще не существует. То, чем они восхищаются, — ведь это не я. Это всего лишь моя тень».

Читайте также:  Лучшие фото княгини Монако Грейс Келли

Однако эта « тень» приносила вполне реальные барыши киностудии Ханжонкова — к огромной досаде других кинодельцов, проворонивших птичку, несущую золотые яйца. Трехлетний контракт предусмотрительного владельца лишал их возможности заработать на неслыханной популярности звезды.

Конкуренты наступали, и в какой-то момент от Ханжонкова Вера перешла в новое ателье, основанное в 1916 году кинопромышленником Дмитрием Харитоновым. Успешный предприниматель, заработавший деньги на кинопрокате, Харитонов переманил к себе лучшие киносилы Москвы тех лет, пообещав огромные гонорары и полную творческую свободу. При этом за каждой звездой был закреплен постоянный экранный образ, амплуа, остающееся неизменным из фильма в фильм: элегантные герои-любовники или развращенные светские фаты — Полонский и Максимов, жертва собственных и чужих страстей — Холодная.

У режиссёра Петра Чардынина в студии Харитонова Холодная сыграла свои лучшие роли в мелодрамах « У камина», «Позабудь про камин, в нем погасли огни…», «Молчи, грусть, молчи». Константин Станиславский был так впечатлен ее игрой в «Живом трупе» ( в экранизации романа Толстого актриса сыграла цыганку Машу), что пригласил Веру в Художественный театр, предложив работать над ролью Катерины в «Грозе». Но даже авторитет театрального бога не одолел ее любви к «Великому немому». К тому же в кино она привыкла к калейдоскопу быстро сменявших друг друга ролей, а в Художественном театре, по словам Станиславского, над ролью пришлось бы работать и год, и два…

Сегодня сложно всерьез воспринимать и аффектированные жесты, и «картонные» страсти банальных салонных мелодрам с трагическим финалом тех лет. Но столетие назад под магией немого кино пребывали и зрители, и критики. Они писали о тонком понимании Холодной условностей экрана, об ее умении передать глубокие душевные переживании и контрасты чувств без шаржировки. «Вера Холодная не создавала, она оставалась сама собой, она жила жизнью, данной ей; любила любовью, какую знало ее сердце; была во власти тех противоречивых и темных сил своей женской природы, которыми тонкий далекий дьявол оделил ее от рождения. Она оставалась олицетворением пассивного существа женщины, чувства, отражающего веселые и жестокие забавы судьбы, — женщины, очарование которой так же неразложимо, как бесспорно», — писал критик Веронин.

Это очарование колдовским магнетизмом притягивало к актрисе толпы зрителей и поклонников. В нее были влюблены высокие сановники, офицеры и светские львы, режиссеры и операторы, артисты-партнеры и юные студенты, белые и красные. Однажды во время гастролей в Екатеринославе студенты Горного института подняли на руки авто в котором сидела Вера, и пронесли его по городу. Холодная была королевой экрана — и властительницей сердец. Милостиво позволяла любить себя, обожала платонические романы, но оставалась верной одному мужчине — Владимиру Холодному. Когда в 1915 году пришла весть, что муж тяжело ранен под Варшавой, Вера, бросив съемки и детей, помчалась к нему на фронт. Месяц не отходила от постели мужа в полевом госпитале и выходила, подняла на ноги.

Популярность Холодной была такой всенародной, что о ней был снят фильм. Какое разочарование! Автобиографическому фильму « Тернистый путь славы» никто не поверил. Что ж тут удивляться: вместо бурных романов, сонма любовников и заэкранных интриг публике подсунули верную жену обыкновеннейшего юриста, любящую мать двух дочерей и труженицу, вкалывающую на киностудии с утра до ночи! И пусть в фильме все было истинной правдой, разве этого ожидала публика, без конца перемывавшая косточки « королеве экрана» и надеявшаяся увидеть экранизации своих домыслов и сплетен?!

Летом 1918 года Холодная с киногруппой Харитонова выехала на натурные съемки « Княжны Таракановой» в Одессу. В городе, оккупированном армией Антанты, власть менялась не по дням, а по часам. Веру и других известных киноактеров активно приглашали на работу иностранные фирмы. Холодная неизменно отказывалась: «Я — русская актриса… расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю».

В феврале 1919 года, выступая с благотворительным концертом в нетопленном зале, Вера простудилась. Лечили от ангины, а оказалось — «испанка». 16 февраля от отека легких актриса умерла. Было ей 25 лет.

« Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль»

Выходит, пророческим оказалось стихотворение, которое в 1916 году посвятил Вере Холодной ее пылкий поклонник и друг, молодой Александр Вертинский!

Тысячи людей шли за гробом актрисы. Ее тело забальзамировали и поместили в часовню на Первом христианском кладбище Одессы. А через три дня на экраны страны вышла кинохроника, отснятая Чардыниным во время процессии. «Похороны Веры Холодной» — последняя фильма актрисы.

Однако смириться с тем, что богиня экрана умерла от банальной ангины, народ был не в силах. Ну ладно, пусть не изменяла мужу, но хоть смерть-то должна быть в стиле жанра! Версии трагической гибели — одна фантастичнее другой -появлялись и множились: отравлена по приказу начштаба французских войск Фрейденберга, с которым у нее якобы был роман; актриса была красной разведчицей, за что ее и убили белые; нет, это красные ее погубили за то, что… И вообще, эпидемия « испанки» в Одессе закончилась за полгода до смерти Холодной! Более полувека спустя одну из версий воплотил в своем фильме « Раба любви» Никита Михалков.

Вскоре после смерти Веры Холодной был издан указ об организации советского кинематографа, в котором героиням актрисы, столь далеким от революционной борьбы, места не нашлось. Большинство картин с ее участием уничтожили, отдав в киноархив на вечное хранение только пять. А меньше чем через десять лет синематограф обрел голос. Неужели Вера Холодная предчувствовала свою судьбу, когда писала: «Я люблю тебя, мой Великий немой, — ты заговоришь, когда меня уже не будет. Я не услышу тебя».

Вера Холодная – звезда немого кино

16 февраля 1919 года скончалась первая звезда отечественного кинематографа

Начало ХХ века было удивительной эпохой. Поэт Александр Блок предсказывал «неслыханные перемены, невиданные мятежи». В преддверии социальных бурь и исторических потрясений, помимо декадентских стихов, стиля модерн и спиритических сеансов, всеобщим увлечением стал зарождающийся кинематограф.

На Западе в синема блистали Марлен Дитрих Чарли Чаплин, Аста Нильсен. В России публика выстаивала длинные очереди, чтобы попасть на фильмы с участием женщины с загадочным и манящим именем – Вера Холодная.

Вера Левченко родилась в 1893 году в Полтаве. Её отец Василий Андреевич Левченко окончил словесное отделение Московского университета. Мать Екатерина Сергеевна была выпускницей Александро-Мариинского института благородных девиц. Вере было два года, когда семья перебралась в Москву. В 1903 году Веру отдали учиться в частную гимназию, потом она поступила в балетное училище, хотя была довольно полной – когда семья Левченко переехала в Москву, у девочки вдруг проснулся «зверский аппетит». Мама шутя стала называть Веру «моя полтавская галушечка».

Дочь отлично училась в гимназии, но больше всего она любила мечтать. Часами смотрела в окно и что-то бормотала: то представляла себя средневековой принцессой, то пленницей на пиратском судне… «Она у вас не от мира сего!» – говорили родителям друзья.

На балу по случаю окончания гимназии Вера познакомилась со студентом – юристом Владимиром Холодным. Через несколько месяцев они обвенчались и в свидетельстве о заключении брака появилось странное имя – Вера Холодная. В 1912 году в семье появилась дочь Женя. Семья жила очень скромно, но, к счастью, появилось новое популярное и недорогое развлечение – синематограф.

Девушка оказалась хорошей женой. Однако мужа тревожило ее фанатичное увлечение зарождающимся синема. Буквально каждый вечер Вера умоляла отпустить ее на очередную премьеру, с которой возвращалась печальной и задумчивой. Молодая мать любила ребенка, но даже со стороны было видно, что ей скучно ей хлопотать по хозяйству, все чаще глаза ее наполнялись невыразимой тоской.

Вера Холодная. Фото с сайта veraholodnaya.ru

Дурман славы

Когда началась Первая мировая война. Владимира Холодного демобилизовали, а Вера с дочкой осталась в Москве. Как-то вечером она шла по Тверской-Ямской и, увидев вывеску знаменитого кинопродюсера тех лет Ханжонкова, не нашла в себе сил пройти мимо. Потом она признавалась, что как будто сама судьба толкнула ее в спину и шепнула: «Иди, это твой мир!»

«Голубушка, нам нужны актрисы, а одной красоты будет мало», – сказал встретивший ее режиссер, равнодушно разглядывая незнакомку. Но Вера так упорно просила дать ей возможность попробовать себя, что тот из любопытства согласился. Так будущая звезда в 1915 году получила роль в фильме Евгения Бауэра «Песнь торжествующей любви» – она сыграла Елену.

Когда лента вышла на экраны, успех был оглушительным. Образ утонченной брюнетки с невероятной глубины глазами и капризным детским ртом произвел неизгладимое впечатление на зрителей. Всего за год Холодная снялась у Ханжонкова в 13 фильмах. Потом Вера отправилась на фронт, в госпиталь – выхаживать тяжело раненного мужа. Владимир поправился, и они вернулись в Москву. Через несколько дней после возвращения в столицу актриса срочно выехала на съёмки в Сочи, а в середине октября её супруг попросился обратно на фронт.

Всего за свою карьеру Холодная сыграла, по разным свидетельствам, то ли в сорока, то ли в восьмидесяти фильмах. Это были картины Е.Бауэра, П.Чардынина, В.Висковского, Ч.Сабинского. Из них до нас дошло только пять. В 1917 году на экран вышел один из лучших её фильмов – «У камина». Кинолента имела исключительный успех у зрителей, Веру по праву назвали королевой экрана (увы, при советской власти фильм был уничтожен).

Мать Веры, конечно же, радовалась за дочь: в сложное, голодное военное время она стала настоящей опорой семьи. Но обыватели судили по-другому: «Как странно: замужняя женщина, мать семейства – и вдруг подалась в актрисы! Да еще не просто в театр, а в «театр теней» (так называли в те времена кино)». Зато высший свет Петербурга и Москвы буквально бредил загадочной Верой Холодной. Благодаря этому она стала законодательницей мод: дамы стали шить себе шляпки «а-ля Холодная» и смешивать духи, чтобы добиться горьковато-дурманящего запаха, которым, по слухам, благоухала героиня немого кино.

Ей много раз предлагали покинуть Россию – она была популярна за рубежом, фильмы с её участием шли в Европе, Америке, Турции и даже в Японии. Ей предлагали контракт на 10 лет в Германии, звали во Францию. Но на все предложения звезда отвечала отказом.

Читайте также:  Актриса Катрин Денев, биография, фото в молодости и секреты красоты

Вера Холодная. Фото с сайта veraholodnaya.ru

Любовь и печаль

Как известно, Вера Холодная стала прототипом героини фильма Никиты Михалкова «Раба любви». Чувствительная и нервозная женщина с лицом как будто со старинной фрески, актриса, по свидетельству современников, была беззащитна перед жесткой окружающей действительностью – она жила в идиллическом мире грез. Здесь возникает вопрос: как же удалось ей добиться такого невероятного успеха? Ясности в этом нет по сей день. Возможно, сыграла роль ее экстраординарная внешность и то, что называется судьбой. Русский кинематограф того времени находился в стадии становления, он еще не создавал шедевров – большая часть картин, в которых снималась Вера, были тем, что сегодня именуется «мыльными операми».

Что же касается любви, то здесь, увы, нет никаких тайн – до самого конца своей короткой жизни Холодная любила мужа и оставалась ему верна. Хотя людская молва приписывала ей множество романов! Кроме того, в нее были влюблены многие красавцы-актеры того времени, писатели и поэты. По Москве даже ходили слухи что ее любовником был сам Станиславский. Якобы он уговаривал Веру оставить «пустое кино» и войти в труппу его театра. Но вряд ли у этих домыслов была хоть какая-то реальная основа. Для «королевы грез» придумать любовь и творчески пережить ее в мечтах и мыслях было гораздо интереснее, чем завязать банальную интрижку в реальной жизни. Ее отношения с поэтом Александром Вертинским, который боготворил актрису, как нельзя лучше подходили для этой цели.

В романсе, написанном «великолепным грешником» в 1916 году специально для Веры Холодной, есть такие строки: «Ваши пальцы пахнут ладаном, а в ресницах спит печаль, ничего теперь не надо вам, никого теперь не жаль». Когда актриса впервые услышала их, то возмутилась: «Что ж вы меня заживо хороните? Как не совестно! Уберите посвящение немедленно, со смертью не шутят!»

Вертинский убрал посвящение и даже одну строку заменил на другую. Однако оказалось, что со смертью действительно шутить не следовало бы. Поэту пришлось вернуть скорбную строчку в песню два года спустя, когда Веры Холодной уже не было в живых.

Вера Холодная. Фото с сайта veraholodnaya.ru

«Сам Господь по белой лестнице поведет вас в светлый рай…»

В конце лета 1918 года актриса приехала в Одессу, чтобы закончить работу над фильмами «Княжна Тараканова» и «Цыганка Аза». Но съёмочной группе из-за интервенции пришлось задержаться в Одессе на полгода. В неотапливаемые павильоны, где шли съемки, публика приходила посмотреть на знаменитую актрису, кутаясь в шубы. На Вере же было вечернее платье с открытыми плечами. Зимой 1919 года она простудилась, а потом заболела «испанкой» – особой формой гриппа, которая осложнилась воспалением лёгких. Антибиотиков в те времена не было, артистка промучилась девять дней, и 17 февраля 1919 года её не стало. Владимир Холодный прожил без жены всего два месяца. Он ничем не болел, а просто тихо угас от разбитого сердца. Вскоре скончалась и мать Веры, а осиротевших дочерей актрисы родственники вывезли заграницу. Там их следы затерялись.

Так порвалась пленка земной киноленты королевы немого кино. Ей было только 26 лет… Профессор Усков, которому не удалось вырвать больную из лап смерти, просидел на ступеньках отеля до утра, сотрясаясь от рыданий. Тело Веры Холодной забальзамировали, чтобы когда войска Антанты оставят Одессу, перевезти в Москву. Из-за бальзамировки цвет кожи изменился. Это породило зловещие слухи: кто-то говорил, что ее отравил цианидом французский посол, кто-то уверял, что соперница-актриса, прислала в ее номер букет отравленных белых лилий… Некоторые даже были убеждены, что настоящую Веру Холодную зарезали и ограбили, а в гроб вместо нее положили тело другой женщины. Останки заперли в часовне на Первом Христианском кладбище Одессы. И вспомнили о них только в 1931 году, когда кладбище было решено превратить в Парк культуры. Гроб отправили в Москву, но по дороге он потерялся.

Уже никто и никогда уже не узнает тайны смерти первой русской кинозвезды, остается только надеяться, что для нее сбылись и другие строчки из романса Вертинского: «И когда весенней вестницей вы пойдете в синий край, сам Господь по белой лестнице поведет вас в светлый рай…»

Мама Вера: какой мамой была актриса Вера Холодная?


5 августа 1893 года в Полтаве родилась девочка, которой суждено было стать первой звездой кинематографа России. Вера Холодная прожила недолгую, но яркую жизнь, в которой не последнее место было отведено материнству.

Вера родилась в семье учителя городской гимназии. Отец, Василий Андреевич Левченко, преподавал словесность, мать, Екатерина Сергеевна, занималась домом и дочерьми Верой, Надей и Соней, как было заведено в конце девятнадцатого века.

Когда Верочке было два года, семья перебралась в Москву. В свое время девочка поступила в частную гимназию, а через год отлично сдала экзамены и, обойдя множество других претенденток, прошла конкурс в балетное училище Большого театра. Способности к балету у Веры были большие, и она мечтала танцевать главные партии. Но тут вмешалась бабушка девочки, которая была категорически против карьеры танцовщицы для внучки, и Вера вернулась в гимназию.
Позже она сильно жалела о том, что не окончила балетную школу.

В подростковом возрасте Вера увлекалась коньками и теннисом. Хорошо пела и играла на фортепиано, читала стихи на гимназических вечерах и уже принимала участие в любительских спектаклях.

” Когда Вере было десять лет, она потеряла отца — он умер от холеры. Мать тоже часто болела, и девочке с ранних лет приходилось заботиться о двух младших сёстрах.

Ее сестра Софья вспоминала: «Так как я росла без отца, Вера Васильевна, будучи очень доброй, вполне заменила мне отца, она занялась моим воспитанием и, когда заметила, что я также люблю сцену, люблю балет, помогла мне поступить учиться в балетную школу».

Ещё будучи гимназисткой, Вера начала посещать клуб «Алатр», где вокруг певца Леонида Собинова собиралась богемная артистическая публика, а также кружок молодых артистов Московского Художественного театра, — место, где часто бывали известные художники и литераторы.

В 1910 году Вера окончила гимназию. На выпускном балу она познакомилась с Владимиром Холодным, молодым юристом. Также Владимир был азартным спортсменом, увлекался автомобильными гонками и участвовал в издании «Авто», первой — и долгое время единственной — в России газеты, освещавшей вопросы спорта. Роман был стремительным, и в этом же году молодые люди поженились, Вера взяла фамилию мужа.

Адвокатская деятельность приносила Владимиру Холодному и популярность, и хорошие заработки.

” Вскоре после свадьбы, в 1911 году, у супругов родилась дочь Евгения, роды были тяжелейшими, и врачи запретили Вере иметь еще детей. Но Вера и Владимир мечтали о двух дочерях, и через некоторое время, в 1913 году, они удочерили девочку Нонну.


Семья Холодных жила в большой квартире в Москве. Маленькие сёстры Женя и Нонна могли свободно бегать по комнатам. Так как Холодные жили недалеко от центра Москвы, Вера часто ходила гулять с дочками в Кремль, они доходили до Китай-города, шли мимо Большого театра. Часто рассматривали витрины с модными платьями.

Но счастливая мирная жизнь Холодных закончилась в одночасье, когда 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Оставив молодую жену с маленькими дочерьми на руках, Владимир ушел на фронт добровольцем.

Забот прибавилось. Вере приходилось быть крайне экономной, чтобы растянуть оставленную мужем сумму денег на длительный срок.

” Единственным развлечением для нее (и, наверное, второй большой любовью) стал кинематограф.

Посетив несколько раз сеансы, Вера быстро нашла свое увлечение. И ещё она поняла, что это может стать работой, которая поможет содержать семью. С настойчивостью и решительностью Вера Холодная решила искать работу в кино и добилась того, что на нее обратили внимание и пригласили сниматься. В её стремлении стать актрисой Веру поддержал певец Александр Вертинский, а блестящий директор студии Ханжонкова Евгений Бауэр обнаружил Веру Холодную среди статисток и дал ей главную роль в фильме «Песнь торжествующей любви» по Тургеневу. Это стало началом звёздной карьеры.

” За четыре с половиной года Вера Холодная снялась в 34 фильмах, она была единственной русской киноактрисой, гонорары которой могли быть сравнимы с современными ставками кинозвезд.

За съемку в кинокартине ей предлагался оклад в 25 000 царских рублей — весьма значительная сумма в те годы.
Но, несмотря на это, знавшие ее современники вспоминают Веру как женщину скромную и милую в общении. Не любить ее было нельзя.

В своих воспоминаниях Евгения, старшая дочь, пишет: «В те годы мама иногда брала меня с собой, когда отправлялась на совещания с администрацией киностудии Ханжонкова в одну из небольших зал гостиницы «Метрополь». … нас с сестрой часто водили в Большой театр на детские спектакли: балет «Конек Горбунок», опера «Снегурочка». Вера ходила также в дом Перцова возле храма Христа Спасителя на спектакли популярного тогда театра Никиты Балиева «Летучая мышь» и дружила с актерами».

Жизнь опять как-то наладилась. Так продолжалось до 1917 года, когда в России случилась революция. Новое правительство, видимо, тоже очень ценило артистический талант Веры Холодной, ведь не зря же Ленин сказал: «Важнейшим из искусств для нас является кино». Вера продолжала сниматься.
В июне 1918 в составе съёмочной группы Вера Холодная отправилась на натуру в Одессу – обычное место съёмок фильмов того времени. Она приехала туда вместе с матерью, младшей сестрой Соней и старшей дочерью Женей. Владимир Холодный и Нонна остались в Москве. Вера много работала.

” Зимой случилась эпидемия испанки, которая не обошла стороной и звезду немого кино. 16 февраля 1919 года она умерла.

Владимир Холодный пережил жену только на два месяца – умер от тифа и от тоски.

Дочерей Веры Холодной взяла под опеку её сестра Надежда и вместе с ними эмигрировала из России. Известно, что Нонна стала оперной певицей, жила во Франции и Америке, а Евгения объездила весь мир вместе со своим мужем, магистром социологии. Обе дочери неоднократно давали интервью, в которых очень тепло отзывались о своих родителях…

Вера Холодная прожила всего 26 лет, 4 из которых отдала кинематографу. Но недолгая жизнь этой красивой женщины, яркой звезды отечественного кинематографа 1910-х годов, была наполнена большой любовью – к мужу, к семье, к кино и, конечно же, к дочерям.

Ссылка на основную публикацию