История самого известного коронационного платья Елизаветы II
Шелковое платье, украшенное бриллиантами, аметистами и жемчугом, тяжелая бархатная мантия и неподъемная корона весом 3 килограмма – рассказываем подробности одного из самых важных для Королевы нарядов.
В 1937 году 11-летняя принцесса Елизавета стала свидетельницей того, как ее отец, король Георг VI, официально становится британским монархом. 16 лет спустя, 2 июня 1953 года, она смогла сама прочувствовать на себе все прелести (и сложности) коронационного обряда. Трехчасовая церемония открыла для Британии новую страницу истории, а платье, в котором предстала 27-летняя Елизавета, стало одним из самых известных и впечатляющих нарядов в истории.
Подготовка образа
Образ для будущей венценосной особы готовил британский дизайнер Норман Хартнелл – он же за шесть лет до этого шил для принцессы Лилибет свадебное платье. Кутюрье и правда можно назвать счастливчиком: даже Кристиан Диор, на тот момент один из самых влиятельных людей в индустрии, позавидовал бы теплым отношениями Хартнелла с королевской семьей. Помимо коронационного образа принцессы Лилибет Нортелл также создал наряды для шести ее фрейлин и других высокопоставленных женщин-членов королевской семьи. Событие для дизайнера без преувеличения стало венцом карьеры.
Незадолго до этого дизайнер создал весеннюю коллекцию, в которой было представлено немало элегантных нарядов для женщин, идеально подходящих для церемонии подобного уровня. Поэтому то, что разрабатывать образы для Лилибет и ее гостей будет именно Хартнелл, ни у кого не вызывало сомнений.
Лилибет сразу сформулировала основные требования к дизайну: платье для коронации должно перекликаться с ее свадебным нарядом и быть выполнено из белого атласа. Образ 27-летней венценосной особы должен олицетворять мощь и силу монархии – и не только для гостей Вестминстерского аббатства и толпы подданных поблизости, но и для 20 миллионов человек, которые смотрели трансляцию по телевизору. При подготовке Хартнелл тщательно изучил историю и традиции коронационных платьев, посетил Лондонский музей и Лондонскую библиотеку и был подкован во всех вопросах протокола и истории нарядов для церемоний.
Хотя варианты дизайна разрабатывал именно Хартнелл, платье создавалось под полным контролем Лилибет. Дизайнер и будущая королева провели восемь консультаций, прежде чем остановились на финальном варианте – платье с рукавами кроя кейп, вырезом в форме сердца и расклешенной юбкой с небольшим шлейфом. Наряд шили из атласа, произведенного в замке Луллингстон в Кенте. Эта шелковая ферма была создана в 30-х годах и производила ткань для коронационного платья королевы-матери в 1937 году, а также материал, использованный Хартнеллом для свадебного платья королевы в 1947 году (читайте также: Пир после чумы: как Великобритания выдавала замуж будущую королеву Елизавету II).
Дизайнер вместе с королевой отобрал все главные символы Великобритании и стран Содружества: кленовые листы для Канады, снопы колосьев для Пакистана, лотосы для Южной Африки, английские розы, валлийский лук-порей, ирландский трилистник и шотландский чертополох. Узоры были вышиты золотом на белом атласе и украшены бриллиантами, кристаллами, жемчугом, аметистами и розовыми драгоценными камнями. Над орнаментами работали шесть вышивальщиц около 3000 часов. Еще одно важное для принцессы Лилибет уточнение – сделать так, чтобы украшения на ее платье включали цветные нити, а не только белые или оттенка металлик.
Процесс создания наряда держался в строжайшем секрете: Хартнеллу предлагали баснословные суммы, чтобы он поделился подробностями с американскими магазинами, которые хотели как можно быстрее выпустить копии венценосного наряда. Но он сохранил верность королевской семье и отверг абсолютно все предложения (даже очень заманчивые).
Первая примерка
К Рождеству предварительная версия коронационного платья была готова для первой примерки. Мадам Изабель, которая отвечала за создание платья, испытывала некоторые трудности с правильной посадкой тяжелой юбки, украшенной драгоценными камнями. Чтобы наряд смотрелся, как влитой, девушка укрепила шелковую ткань кремовой тафтой и тремя слоями конского волоса. Дополнительная опора давала юбке устойчивость, которая правильно распределяла вес и делала платье легким.
По мере приближения коронации Королева и ее шесть подружек ежедневно репетировали все возможные ситуации. С длинной мантией на плечах Лилибет отрабатывала ходьбу, остановки, вход и выход из кареты, сделанной девушками из стульев. Корона Имперского Государства была также тайно доставлена в Букингемский дворец, чтобы королева смогла носить ее большую часть дня и привыкгуть к тяжелому головному убору весом в семь фунтов (3,1 кг). Впечатляющая корона была украшена 2868 бриллиантами, 17 сапфирами, 11 изумрудами и сотнями жемчужин, четыре из которых раньше были частью серег Елизаветы I. Будущая королева носила ее на занятия, во время полуденного чая и чтения газет. Это помогло ей привыкнуть к форме, весу и научиться балансировать. Конечно, репетиции сыграли должное в день коронации, однако полностью приручить тяжелейший убор так и не удалось. «Вы не можете смотреть свысока, чтобы произнести речь, которую вы обязаны прочитать, – вспоминала Елизавета в документальном фильме о дне коронации. – Потому что, если бы вы это сделали, ваша шея сломалась бы, и она (корона) свалилась бы.
Репетиция
За три дня до коронации Хартнелл доставил коронационное платье во дворец. Когда Королева примерила наряд, она сказала лишь одно слово, чтобы описать чувства – «Великолепно».
Финальный образ поражал своей роскошью и масштабами. Поверх платья королева надела пурпурную мантию с шелковым подкладом вместо привычного горностая – так образ выглядел светлее и изящнее. Королевская школа рукоделия вышила на мантии золотые оливковые листья и снопы пшеницы, символизирующими мир и процветание – на это потребовалось 3500 часов и силы 12 человек. Сама мантия была выполнена из красного бархата, сотканного Уорнером и сыновьями Брэйнтри из шелка, произведенного Луллингстоне.
День коронации
В общей сложности на церемонии в Вестминстерском аббатстве присутствовал 8 251 гость. Интересно, что сам Норман Хартнелл на торжество не пришел. «Я буду только мешать во дворце», – пояснил дизайнер. Церемония началась ровно в 11 часов утра. На пути к Вестминстерскому аббатству Ее Величество носила государственную диадему Георга IV – корону, часто изображаемую на марках. Диадема была изготовлена в 1820 году и украшена розами, трилистником и чертополохом с 1333 бриллиантами и 169 жемчужинами (читайте также: 93-летняя Королева Елизавета II и ее рекорды).
Поверх великолепного платья по протоколу Елизавета должна была надеть белую льняную одежду, называемую colobium sindonis. Хартнелл разработал максимально простое платье без кружев или украшений, чтобы полностью покрыть главное коронационное платье. Кроме того, Хартнелл оставил для Лилибет сюрприз, который изначально не был согласован: он вышил четырехлистник с левой стороны – маленькое предзнаменование на удачу для девушки, которая войдет в историю Британии сразу двух веков.
Как была испорчена коронация английской королевы Виктории, и что сделали британцы, чтобы это не повторилось
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Когда Виктория родилась в 1819 году, она была пятой в очереди на престол и вряд ли могла претендовать на него. Однако ее отец вместе со своими братьями и их наследниками умерли раньше царствующего на тот момент короля Вильгельма IV, поэтому 20 июня 1837 года Виктория стала следующим монархом.
На тот момент Виктории было 18 лет, но девушка вела себя на удивление царственно и спокойно. Учитывая, что рост королевы составлял всего 150 см, ей приходилось сидеть на приподнятой над полом платформе на собраниях своего тайного совета, чтобы ее могли увидеть и услышать.
Ее коронация состоялась 28 июня 1838 года, почти год спустя. В день коронации Виктория написала в своем дневнике: «Я запомню этот день как самый гордый в моей жизни». Как оказалось, у нее действительно был большой повод для гордости, поскольку ей удалось с терпением настоящей королевы пережить пять часов путаницы и ошибок во время церемонии.
Все началось с того, что на поездку Виктории в Вестминстерское аббатство собралось просто невиданное ранее (даже при том, что в Англии коронация монархов всегда была популярной среди народа) количество людей. Все дело в том, что в стране на тот момент уже построили довольно разветвленную сеть железных дорог, и это позволило многим людям добраться до Лондона.
Поскольку церемония получилась очень длительной, королева успела дважды сменить свой наряд. Когда ее присутствие не требовалось перед главным алтарем, Виктория с сопровождающими ждали в часовне Святого Эдуарда. Впоследствии королева написала в своем дневнике, насколько она была потрясена тем, что увидела внутри часовни: «Затем я снова сошла с трона и отправилась вместе со всеми пэрами, которые несли регалии, придворными дамами и пажами в часовню святого Эдуарда. Она была меньше всего похожа на святое место, чем все, что я видела ранее. Алтарь внутри был весь уставлен бутербродами, бутылками вина и т. д.».
Частью любой коронации является водружение короны на голову монарха. Хотя именно этот момент прошел без каких-либо неприятностей, проблемы возникли, когда архиепископ Кентерберийский попытался надеть Коронационное кольцо на палец королевы. Кольцо подходило по размеру только на мизинец Виктории, но архиепископ с силой нацепил его на безымянный палец королевы. После церемонии коронации бедная Виктория изо всех сил пыталась снять кольцо с распухшего пальца, но все попытки были тщетными. В итоге ей пришлось держать руку в ледяной воде, чтобы попытаться уменьшить опухоль.
Следующую оплошность допустил переволновавшийся епископ Дарема, который вручил Виктории церемониальный скипетр в неподходящий момент. Но священником, совершившим самую грубую ошибку, стал епископ Бата и Уэллса, который случайно перевернул две страницы Коронационного устава. К сожалению, из-за этого был пропущен очень важный момент, и епископу пришлось просить Викторию разрешения начать сначала, чтобы сделать все правильно.
В рамках церемонии пэры королевства должны были предстать перед королевой и выразить свое почтение. Одним из них был 88-летний лорд Джон Ролл, который являлся крупнейшим землевладельцем в Девоне в то время. Когда он начал подниматься по ступеням к новой королеве, то споткнулся и скатился вниз по лестнице. К счастью, лорд не пострадал, встал и снова начал подниматься, чтобы исполнить свой долг.
Чарльз Гревилл, летописец того времени, описал «удивительный акт доброты» Виктории, которая увидела падение Ролла: «Первым побуждением королевы было встать, и когда после этого лорд Ролл снова начал подниматься по ступеням, чтобы отдать дань уважения, она спросила у окружающих: «Разве я не могу встать и встретить его?». Затем она поднялась с трона и спустилась вниз на одну или две ступеньки, чтобы не утруждать старого человека. Подобное проявление доброты произвело большое впечатление на окружающих. Это было потрясающее сочетание наивности, доброты, добродушия, приличий и достоинства, которое сделало королеву восхитительной и милой в глазах окружающих».
Виктория, возможно, и была любезной, но другие не были так добры. Падение бедного лорда Ролла на следующий год изобразил на картине Джон Мартин, а также высмеял в своем стихотворении поэт-юморист Ричард Харрис Бархэм.
По словам историка Роя Стронга, коронация Виктории была последней в длинной череде неудачных церемоний, поскольку викторианцы впоследствии составили четкую программу коронации, которая используется до сих пор.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Украшения королевы Виктории
В своих постах я уже рассказывала про некоторые украшения королевы Виктории. Большую часть из них создали по эскизам мужа королевы – принца Альберта. Следует заметить, что принц преуспел на поприще ювелирного дизайна. Мне кажется, что живя он сейчас, его украшения пользовались бы огромной популярностью.
Некоторые украшения, в частности тиары и кольца я уже показывала в постах – http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/160730_i-snova-tiary-vse-chto-ya-propustila-chast-3 и здесь http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/161006_pomolvochnye-koltca-monarkhov-chast-1
Начну я с украшения, которое Альберт подарил Виктории в честь помолвки – брошка из золота и эмали в виде цветков апельсина. Цветы дикого апельсина – до сих пор символ королевской свадьбы в Великобритании.
Вот еще одна интересная брошь связанная со свадьбой Виктории и Альберта. Украшения из бирюзы были обязательным атрибутом наряда подружек невесты. Всего их было 12.
Если уж начала я с брошей то продолжу с ними же. Королева Виктория очень любила броши (королева Елизавета наверное пошла в нее;)) и почти все придумал для нее принц Альберт.
Эту например он преподнес невесте к свадьбе. а Виктория надела ее на церемонию, по традиции на невесте должно было быто что-то синее. Виктория выбрала брошь от жениха.
Ее позже носили и королева-мать и Елизавета ІІ.
А вот эту брошь королеве Виктории подарили члены ее семьи на юбилей правления. Ее часто носила королева-мать.
Простая Бриллиантовая брошь из коллекции королевы Виктории.
Еще пару брошей от принца Альберта. Первая брошь с дымчатым кварцом. Этот камень принц нашел сам в окрестностях Балморала и конечно, сразу придумал для него применение.
И вторая брошь для шали с кельтскими мотивами. Ее Альберт не создавал, а купил в Дублине.
И еще одна брошь
Фантазии принца Альберта мог бы позавидовать любой современный ювелир. По его эскизам создавались украшения не только из драгоценных камней, но и даже . зубов. И главное – Виктория их с радостью носила.
Первое украшение – брошь в форме цветка чертополоха- символа Шотландии. Главный элемент – молочный зуб принцессы Виктории (старшей дочери королевы).
Но этим Альберт не ограничился. Он подарил Виктории ожерелье из 40 зубов оленей, которых он убил во время охоты в Балморале. На каждом зубе выгравирована дата, когда животное убили, а на застежка была надпись – “все выстрелы Альберта”
Вот еще несколько украшений из оленьих зубов.
Подарок Виктории от Альберта на день рождения в 1851 году
Подарок на Рождество 1853 года – комплект из сережек , ожерелья и броши.
Почему же Альберт заказывал для жены такие оригинальные, мягко говоря, украшения?! Ответ довольно таки прост. По немецкой традиции зуб животного – сильный талисман, а для Альберта проявление мужества, любви и страсти к жене.
Вот еще несколько украшений из молочных зубов. Интернет говорит,что они тоже пренадлежали Виктории. Вероятно, что это так.
Была у королевы и целая коллекция украшений посвященная семье – мужу, детям и внукам.
Браслет с чармами. Сначала браслет с одним медальоном – сердцем Альберт подарил Виктории на рождение первенца – Виктории. В розовом сердце хранится ее локон. И так в каждом сердечке. Бирюзовое – Берти, синее – Альфред, красное-Алиса, белое – Елена, голубое- Артур, бежевое-Леопольд, зеленое -Луиза, салатовое – Беатриса.
Брошь с портретом младенца – принцессы Виктории.
Подвеска с портретом Альберта и принцессы Виктории.
Браслеты с портретами детей и мужа (и конечно – волосы)
Браслет с портретами внуков
Браслет с монограмой
Браслет из волос дочери Викки
Браслет с чармами
Королева в браслетах
Колье – подарок на “Бриллиантовый юбилей правления” . Его после Виктории надевала для своей коронации королева Елизавета II
Юбилейное ожерелье королевы
Это ожерелье королеве подарили на “Золотой юбилей” правления. Был создан специальный комитет, который собрал деньги для подарка. Но так, как денег оказалось очень много королева решила отдать их на благотворительность. Комитет отдал большую часть денег, но все таки заказали королеве подарок в виде колье из жемчуга и бриллиантов.
Колье “Тимур рубин”
«Рубин Тимура», название одного из исторических камней, знаменитой красной шпинели. Подарен в 1848 английской королеве Виктории директорами Ост-Индской компании, хранится в Индийской комнате Букингемского дворца. Масса камня 361 кар, он входит в ожерелье из более мелких шпинелей, покрыт старинной индийской огранкой, а также многочисленными надписями, позволяющими проследить его историю. Первая надпись принадлежит Тимуру, в ней сообщается, что он захватил этот знаменитый камень при разгроме Дели в 1398, вторая — наследнику Тимура, его четвертому сыну Шахруху. В 1447 его сменил сын, известный ученый и просветитель Улугбек, чье имя также выгравировано на камне. После перехода власти к Сефевидам на камне было вырезано имя шаха Аббаса I, который подарил «Рубин Тимура» правителю империи Великих Моголов Джахангиру, приказавшего выгравировать на камне свое имя и имя своего отца. Сын Джахангира, Шах-Джахан, известный постройкой знаменитого мавзолея Тадж-Махал, также оставил свое имя, назвав себя Сахиб Киран Сани, как когда-то назывался Тимур, который считал своими благоприятствующими планетами Венеру и Юпитер. В 1658 Шах-Джахан был заточен в тюрьму с видом на Тадж-Махал по приказу собственного сына Аурангзеба, чье имя также имеется на камне. Следующее имя — Махамада Фарука Сийяра, правившего в 1713-18. В 1739 в Индию вторгся персидский Надир-Шах, захвативший Дели. Среди огромной добычи находились и «Рубин Тимура», и алмаз «Кохинор». В дальнейшем эти камни перешли во владение Ранджита Сингха, раджи сикхов. После восстания сикхов все драгоценности были захвачены англичанами и стали военным трофеем Ост-Индской компании.
Костюмы Консолаты Бойл к фильму “Виктория и Абдул”
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
Художник по костюмам Консолата Бойл (в очках) на съемках фильма “Виктория и Абдул”
В фильме рассказывается история дружбы двух реально существовавших людей – английской королевы Виктории и ее индийского слуги Абдулы Карима. Поэтому у художника по костюмам была возможность подробно изучить сохранившиеся фотографии Абдулы и подлинные костюмы королевы.
Персонажи реальные и кинематографические
Но, во-первых, нужно было четко разделить два мира и две страны: Англию и Индию.
“Я использовала ткани, их цвет, вес, фактуру и украшения, чтобы отразить разницу между этими мирами и дать развитие истории каждого персонажа. Жесткость и темнота викторианского мира контрастируют со светом, цветом и красотой Индии.
Платья королевы Виктории.
Были проведены тщательные исследования того времени, а также быта двора и королевской семьи.
Фото королевы Виктории 1870-е гг
Королева Виктория часто переодевалась в течение дня, так что ее одежда не успевала износиться, тем более что за ней тщательно ухаживали слуги. Потом платья убирали подальше от дневного света. Сохранились описи в королевском архиве, к тому же, многие детали ее одежды хранятся в королевских дворцах. Некоторые из них выставлены в лондонских музеях, таких как музей Виктории и Альберта.
Подлинное платье королевы Виктории
Мы получили доступ к платьям Виктории и очень внимательно осмотрели их, даже вывернули наизнанку, чтобы увидеть конструкцию. Стиль королевы почти не менялся в годы ее правления, даже несмотря на то, что модный силуэт женской одежды претерпел изменения. Это коснулось только формы ее юбки: объем ткани со временем больше концентрируется сзади, заканчиваясь небольшим шлейфом, поддерживаемым турнюром на изысканном металлическом каркасе.
Она была маленькой – около пяти футов роста и очень широкой, поэтому ее платья были скроены из отдельных лифа и юбки. В одной из ее юбок я нашла много маленьких укромных карманов. Что она в них держала? Они все были вшиты вручную, как если бы она попросила свою постельничую даму, чтобы та сделала это специально для нее.
Черный цвет королевы Виктории
После смерти мужа в 1861 году Виктория ввела моду на траур. В то время носили удивительно много черного цвета, потому что люди постоянно находились на разных стадиях траура – это было время большой смертности, в семье постоянно кто-то умирал.
Королева Виктория с внуками и зятем,Великим герцогом Людвигом IV, после смерти Великой герцогини Алисы. Февраль 1879 г.
В фильме в костюмах королевы Виктории я начала с очень глубокого черного цвета,
Эскиз костюма королевы Виктории. Художник по костюмам К. Бойл
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
а затем медленно и незаметно ввела темные оттенки серого, темно-пурпурного и темно-коричневого, которые читаются как черный.
Эскиз костюма королевы Виктории. Художник по костюмам К. Бойл
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
Снимать черный цвет технически очень тяжело, поэтому приходилось создавать сложную текстуру, чтобы не было плоского черного цвета.
Костюм из фильма “Виктория и Абдул” на выставке в Осборне
В соответствии с модой викторианского времени, дамы носили много вышивки, кружева, отделки.
Фото королевы Виктории. Обратите внимание на количество разных фактур, используемых в платье
Деталь этого платья. Тоже обратите внимание на фактурность отделки, включая пуговицы
Доломан, расшитый бахромой и тесьмой. Он также принадлежал королеве Виктории. 1875 г.http://blog.fidmmuseum.org/museum/2015/09/ff-dolmans.html
Мерцающий гагат (черный камень) был очень распространен в ту эпоху. Часто использовали плиссировку, оборки и множество лент для создания текстуры.
Фото королевы Виктории. 1870-е гг
К тому же королева Виктория всегда интегрировала белый в свой гардероб, так как он был одним из традиционных цветов траура.
1897 г. Накидка королевы Виктории
Вернемся к фильму.
По мере того, как развиваются их отношения с Абдулом, индус открывает королеве глаза на мир, и перемена в сознании Виктории сказывается на ее гардеробе. Она начинает отдавать предпочтение более светлым и красочным оттенкам в нарядах. Пиком этих перемен можно считать поездку во Флоренцию.
Эскиз костюма королевы Виктории. Художник по костюмам К. Бойл
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
После этого происходит конфликт королевы с придворными, в ее сердце зарождаются сомнения, и гамма нарядов снова начинает темнеть.
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
Джуди Дэнч была совершенно фантастической. Она носила толщинки с самого начала, чтобы выглядеть как Виктория, которая была маленькой, но очень широкой. Мы должны были осторожно утолстить Джуди, не слишком сильно, чтобы оставить ей возможность для движения. Мы сшили ей платье со шлейфом, который должен был тянуться за ней, когда она шла.
Ювелирка
Виктория любила ювелирные украшения. И они были очень специфичными.
На официальных мероприятиях она носила все эти ордена.
Фото королевы Виктории.
Фрагмент костюма из фильма “Виктория и Абдул” на выставке в Осборне
Викторианцы были очень сентиментальны, часто вводили в ювелирные изделия (например, в небольшой чарм-браслет или серьги) информацию где и когда родились их дети. У Виктории были такие украшения.
Фото королевы Виктории.
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
Queen Victoria’s charm bracelet. В каждом медальоне было скрыто что-то личное, имеющее отношение к семье королевы: портрет или прядь волос детей. Она носила этот браслет до самой смерти
Тоже подлинный браслет королевы Виктории. В сердечках находятся пряди волос ее детей и выгравирована дата их рождения.
Кроме того, к концу своей жизни она носила маленькие короны, потому что они были менее тяжелыми.
Подлинная корона королевы Виктории
Джуди Дэнч в роли королевы Виктории
Многие ее ювелирные изделия также были траурными.
Абдул
Сначала мы видим его простым клерком, он носит небеленые льняные и хлопчатобумажные традиционные одежды,
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
потом он едет в Лондон, и его наряжают в королевскую форму, которую придумали англичане для индусов при дворе. Это – западное представление о том, как должен выглядеть индийский слуга.
Эскиз костюма Абдулы. Художник по костюмам К. Бойл
Кроме того, если вы посмотрите на него, то увидите, что он, в своем красном с золотом кафтане и золотых нашивках, вписывается в общий стиль королевской прислуги.
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
Эта парадная униформа сшита из красного шелка, а повседневная – из синего,
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
и имеет на груди вышитый золотом королевский вензель.
Но сделан костюм в стиле традиционной индийской одежды, разумеется, как себе ее представлял королевский портной.
Фото королевы Виктории и ее индийских слуг.
Когда королева возводит Абдулу в должность Munshi (Учителя), его наряды становятся подлинно индийскими, сшитыми из роскошных тканей. К сожалению, этот его помпезный стиль только разозлил королевский двор.
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
Важной деталью костюма Абдулы является тюрбан. Актер часами сидел с “тюрбанным экспертом”, который обучал всех правильно заматывать тюрбан.
Забавно, что спектакль в индийском стиле, показанный в фильме, не вымысел.
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
В сети нашла такое фото:
Вторая слева – наша будущая императрица Александра Федоровна.
Красочные костюмы Абдулы с воздухом и энергией Индии были полной противоположностью темному и душному стилю Виктории. И становится очевидно, почему 80-летняя королева была очарована 24-летним индусом”.
Кадр из фильма “Виктория и Абдул”
Вот такой интересный рассказ о работе над образами. От себя замечу, что усилия художника по костюмам не пропали даром – фильм получился милым, забавным и трогательным.
О прекрасных драгоценностях и украшениях
Паганка
Графиня
Драгоценности Елизаветы Петровны
16 000 платьев – именно столько насчитывалось нарядов в коллекции императрицы Елизаветы Петровны. Не только умна, но и невероятно красива – такой видели ее приезжающие иностранные послы. Какие же были на ней драгоценности?
Императрица Елизавета Петровна обожала охоту, балы, маскарады и праздники.
1. Коронационные регалии
Конечна, корона Елизаветы Петровны не сохранилась, ведь именно из этих драгоценных камней была сделана корона для коронации Екатерины Второй. Однако остались чертежи, и выглядела она так:
Корона для Елизаветы Петровны была выполнена в 1742 году ювелиром И. Г. Цартом.
Коронационное платье Елизавета Петровна заказала сшить на русских фабриках, а не привозить из Парижу как ранее довелось.
Коронационное платье Елизаветы Петровны.
2. Бриллиантовая парюра
Елизавета Петровна в малой императорской короне и бриллиантовой парюре.
Именно в период правления Елизаветы Петровны вошли в моду эгреты – высокие заколки для волос, которые крепились к прическе с левой или правой стороны. Как правило, эгрет имел несколько крупных драгоценных камней (бриллианты, сапфиры), свисающих каплями на разной высоте. При ходьбе украшение невероятно сверкало, особенно бриллиантовый эгрет. Были такие и рубиновый (скорее, шпинелевый) и сапфировый эгреты.
3. Сапфировый эгрет и серьги
Сапфирово-бриллиантовые эгрет и серьги. Это музыка!
Это настоящее произведение искусства. Сегодня нет аналогов такому украшению, ни одного в мире. Удивительно, что именно этот эгрет сохранился, и экспонируется в Алмазном Фонде.
А вот еще один сапфировый эгрет, уже в другом исполнении:
4. Большой и малый букеты
Большой и малый букеты.
Императрица Елизавета Петровна более прочего предпочитала драгоценности в виде букетов цветов. Одним из таких украшений были большой и малый букеты, выполненные из бриллиантов разных цветов и изумрудов. Великолепие цвета.
Портбукет с драгоценными камнями: можно налить водички, поставить цветочек и прикрепить такой портбукет к парадному платью.
5. Коллекция украшений-букетов
Букеты императрицы Елизаветы Петровны из драгоценных камней.
У Елизаветы Петровны была настоящая страсть к “каменным цветкам”. Среди них сохранились уникальные букеты из драгоценных камней. Все работы выполнены тогда еще молодым Йереми Позье, позже создавшим корону Российской империи для Екатерины Великой.
6. Прообраз “Пандоры”
Ранее существовала такая традиция: перед тем, как расшивать платье для императрицы, которое могло ей не понравиться, демонстрацию новой модели делали на кукле. У этой куклы было надето не только новое платье, но и в том числе украшения к образу. Впоследствии саму куклу прозвали Пандорой (разорительницей), ведь каждый туалет стоил целого состояния.
Шляпка с драгоценными камнями для куклы “Пандоры – разорительницы”))
7. Заколка для волос “Рог изобилия”
Бриллиантовая заколка “Рог изобилия”. Ее уникальность в том, что под бриллиантами нет фольги, как обычно для усиления оптического эффекта. Лишь мастерство рук огранщика и ювелира))
Пара брошей из коллекции императрицы Елизаветы Петровны:
Еще один серьги
Бант-склаваж – украшение крепилось к ленте, которая плотно облегала шею (такой себе чокер).
Серьги-жирандоли в комплекте с бантом.
Паганка
Графиня
Серьги-жирандоли в комплекте с бантом.
Брошь -аграф – украшение, которым скреплялась мантия.
Век Елизаветы являлся веком расшитых золотом и серебром платьев, мехов и перьев и веком драгоценностей, считающихся неотъемлемой частью костюма в XVIII веке. В череде непрерывных балов и пестрых маскарадов дамы стремились оказаться в центре внимания, всецело затмив соперниц. Потакая их бесконечным капризам, ювелиры того времени создавали настоящее волшебство и поныне поражающее наше воображение.
Платье женское. Шелк – Франция, 18 век, кружево – Франция, Алансон. 2-я пол. 18 века. Золотные пряденые нити, бить, канитель, блестки, плашки, вышивка. Реконструкция. ГИМ После смерти императрицы Елизаветы Петровны ее гардероб из 16 тыс. платьев был передан на изготовление церковных облачений и театральных костюмов. Настоящее платье является реконструкцией, выполненной из подобного церковного облачения – распоротого стихар, поступившего в музей 1937 г. В фондах музея “Новый Иерусалим” хранится 6 церковных предметов из той же ткани. |
В хранилище Эрмитажа представлены удивительные букеты, выполненные из драгоценных камней, работы прославленных ювелирных мастеров Иеремия Позье и Луи Дюваля. Попробуйте представить себе лазурные аквамарины, небесно-синие сапфиры, фиалковые аметисты и гранатовые альмандины, оправленные в золото и серебро и усыпанные россыпью небольших искрящихся бриллиантов, виртуозные оправы, созданные с учетом формы каждого камня. Здесь же хранятся и дипломатические подарки, преподнесенные в дар весёлой правительнице: зеркало, осыпанное бриллиантами, преподнесенное Османом III, изящные часы-несессер в виде яйца, дар посла Франции.
Елизавета, падкая до новинок, была первой обладательницей кольца с механическими часами. Оно было сделано по ее заказу и положило начало правилу всегда носить часы с собой.
Печать с вензелем императрицы Елизаветы Петровны, золото, серебро, бриллианты, горный хрусталь
Императрица коллекционировала шкатулки, никогда не надевала одно и то же платье дважды, обожала маскарадные наряды. Все свои вещи она обильно украшала драгоценностями. Тратя неимоверные суммы на содержание двора, она показывала всему миру, что правление женщины — это настоящее стихийное бедствие. Но бедствие воистину прекрасное и неотразимое.
Табакерка. Золото, бриллианты, сапфиры. 1740-е гг. Мастер И. Позье. Санкт – Петербург. Государственный Эрмитаж.
Паганка
Графиня
Во время правления
, 10 октября 1741 года жители Петербурга увидели необыкновенное зрелище: по улицам города шли верблюды, мулы с огромными тюками. Это было посольство персидского Надир-шаха Афшара (1688-1747) (совр.Иран), которое привезло русскому царю невероятно богатые дары: драгоценные украшения, дивные восточные ткани, золотые сосуды, богатую конскую сбрую, усыпанное бриллиантами оружие. Но более всего петербуржцы были потрясены зрелищем четырнадцати слонов, которых привел в подарок императору Иоанну VI персидский посол.
Вид Адмиралтейства и Дворцовой площади во время шествия слонов
Эти великаны торжественно вышагивали по улицам «полуночного града», поражая толпу своим величественным видом. Их поместили в специальный Слоновый двор, иногда выводили гулять на Марсово поле и водили по улицам города для променаду, без всякой полезной цели. Возможно, с тех пор и стали всякое бессмысленное гулянье называть одним словом – «слоняться».
Некоторые из даров Надир-шаха:
Кувшин (Золото, серебро, рубины, изумруды, жемчужина; выс. 26 см)
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Чашка с крышкой (Золото, алмазы, изумруды, эмаль; выс. 9.1 см)
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Тарелка (Золото, алмазы, рубины, изумруды, эмаль; диам. 19.7 см)
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Эгрет-джика (Нефрит, агаты, рубины, изумруды, золото; выс. 15.5 см)
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Пара браслетов (Золото, эмаль, алмазы, изумруды, рубины, гранат; инкрустация драгоценными камнями, выемчатая эмаль, огранка и шлифовка камней. Диам. 11.8 см)
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Кувшин (Золото, серебро, алмазы, рубины, изумруды; выс. 25.7 см)
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Тарелка (Золото, эмаль; диам. 19 см)
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Кувшин (Золото, алмазы, рубины, изумруды; выс. 26 см)
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Кувшин (Золото, рубины, изумруды; выс. 26.2 см)
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Поднос (Золото, эмаль, рубины, изумруды; диам. 30.8 см)
Индия. Династия Великих Моголов. 16 в.
Паганка
Графиня
Сокровища королевы Виктории
Королева Виктория обожала драгоценности, имеющие тайный смысл. За 63 года правления она собрала великолепную коллекцию драгоценностей и романтических украшений.
1. Малая корона
Малая корона королевы Виктории была выполнена в ее бриллиантовому юбилею правления. Именно в ней она изображена на официальном портрете в 1897 году.
Представьте только размеры этого чуда – 8х10 см! Но как эффектно смотрится и легко носить. Браво, королева Виктория. Отличная идея сделать величие компактным))
2. Броши и серьги “Флердоранж”
В честь объявления помолвки с принцем Альбертом, королева Виктория получила свой первый подарок от будущего мужа. Это золотая веточка с цветами апельсина, т.к. апельсин в Англии является символом счастья и предстоящей свадьбы.
Брошь “Флердоранж” – подарок принца Альберта в честь помолвки с королевой Викторией.
И хотя на этой броши не было ни одного драгоценного камня, королева Виктория часто надевала ее как одну из самых дорогих. Позже принц Альберт закажет изготовить вторую такую брошь и серьги.
3. Странные украшения любимого мужа
Принц Альберт обожал свою супругу, они прожили счастливо вместе 21 год, и родили 9 детей в браке. У Альберта был настоящий талант – он умел сам придумывать дизайн украшений – будь то изысканная тиара, или просто семейный медальон. А вот материалы для этих украшений выбирались совершенно невообразимые.
Браслеты с изображениями детей и любимого мужа.
Например, брошь в форме листа чертополоха с молочным зубиком первой дочки Виктории, или сет с украшениями – серьги и подвеска также с молочными зубами их детей:
Слева: брошь в форме листа чертополоха, справа: серьги и подвеска
А вот ожерелье, которое Альберт преподнес своей любимой по случаю удачной охоты недалеко от Балтимора (кроме золота, украшением служат зубы оленей)
Изумрудная парюра королевы Виктории. .
Эту парюру можно с уверенностью назвать лучшим ювелирным произведением 19 века. В 1846 году королева, принц Альберт и их дети позировали для создания самой романтичной картины художником Францом Ксавьером Винтерхальтером. На королеве Виктории была изумрудная тиара, серьги и корсажное украшение из этой парюры.
Сапфировая тиара по факту напоминает диадему, но поскольку она не замкнута – то тиара.
Через 6 лет счастливой семейной жизни принц Альберт решил удивить свою королеву. По случаю годовщины свадьбы он преподнес только изготовленную сапфировую-бриллиантовую тиару. Конечно, дизайн полностью придумал сам Альберт.
К сапфировой тиаре прилагались серьги и брошь с сапфирами и бриллиантами. Намного позже сапфировая брошь станет одной из любимейших у королевы-матери и Елизаветы II.
6. Колье “Рубин Тимура”
Этот рубин Тимура (назван в честь Тамерлана) имеет более чем 600-летнюю историю своих приключений среди людей. Принадлежавший индийским махараджам, затем великим моголам, камень был захвачен английскими колонизаторами во времена ост-индской кампании в 1849 году.
По факту рубин Тимура оказался шпинелью очень хорошего качества. На камне нанесены имена 6 правителей и владельцев камня. По преданию, владелец камня облагает мировым могуществом и силой.
7. “Юбилейное колье”
“Юбилейное” бриллиантово-жемчужное колье королевы Виктории. Великолепие!
На юбилей 50-летнего царствования, королеве Виктории подарили бриллиантово-жемчужное ожерелье. Был создан специальный комитет, собравший деньги для подарка. Денег оказалось намного больше, и на часть из них королева Виктория заказала бюст-памятник своему супругу, так скоро погибшему от тифа. Остальные – отдала на благотворительность.
8. Бриллиантовое колье и серьги
Это бриллиантовое колье с крупными бриллиантами солитерами вошло в число коронационных украшений, и Елизавета II появлялась в нем по самым значимым случаям. Появилось у королевы Виктории по случаю ее бриллиантового юбилея правления (60 лет).
Паганка
Графиня
Королева Виктория, которая является прародительницей ныне правящего в Британии Дома Виндзоров, может по праву считаться родоначальницей свадебной моды. Многие свадебные традиции, которые являются классикой не только в Европе, но на сегодняшний день и у нас, берут свои истоки с одной из самых громких свадеб XIX века — свадьбы королевы Великобритании Виктории и принца Альберта.
1. Цвет платья невесты — белое свадебное платье; 2. Модель свадебного платья — викторианское свадебное платье; 3. Венок из флердоранжа и кружевная вуаль невесты; 4. Викторианские обручальные кольца; 5. Язык цветов при составлении букета невесты; 6. В свадебные букеты королевских семей обязательно входит миртовая веточка; 7. Классическая бутоньерка жениха; 8. Подружки в платьях пастельных тонов; 9. Свадебный торт; 10.Кусочки торта гостям в салфетках или коробках — бонбоньерки; 11. Кружевная рубашка, которая служит до наших дней крестильной рубашкой всех принцев и принцесс Англии; 12. Самой известной свадебной фотографией сделанной в 19 веке стал портрет королевы Виктории и принца Альберта (1840г., фотограф – Роджер Фентон). История любви Виктории и Альберта. Альберт был кузеном Виктории, родился на 3 месяца позже нее и даже роды принимала одна и та же повитуха.
- Королева Виктория выходила замуж за принца Альберта аж в 1840 году, но ее платье до сих пор считается эталонным. Все дело — в белом цвете, который был новинкой для свадеб того времени. Обычно невеста появлялась в красном или черном. Однако Виктория задала новую моду, которой мы придерживаемся до сих пор
Корона не жмет: 17 безумно дорогих тиар британской королевской семьи
Эти тиары поистине бесценны — но не только потому , что они безумно дорогие , а потому , что они « пережили» правления множества монархов , войны и другие драматичные события.
Cosmo рекомендует
Как привлечь здоровье по феншуй – 5 основных советов
Что понадобится на карантине по мнению экспертов – 5 полезных советов
От свадебной тиары королевы Виктории до свадебной тиары Кейт Миддлтон — самые дорогие и знаменитые тиары британской королевской семьи ты найдешь в нашей подборке!
«Тиара девушек Великобритании и северной Ирландии»
Уникальная тиара , которую можно носить и как колье , была подарена принцессе Марии Текской « девушками Великобритании и Ирландии» по случаю ее свадьбы с Георгом V в 1893 году. Следующей хозяйкой тиары стала королева Елизавета II , которой украшение также досталось в качестве свадебного подарка , и сегодня именно эта тиара считается ее «любимицей» среди прочих.
Интересно , что изначально тиару украшали 14 жемчужин , но в 1914 году королева заменила их на 13 бриллиантов.
Тиара Георга IV
Эта тиара , являющаяся одним из символов британской монархии , «появилась на свет» аж в 1820 году — ее выполнили придворные ювелиры специально для коронации самого Георга I. В дальнейшем тиара перешла по наследству правящей королеве Елизавете II и до сих пор хранится в ее личной коллекции.
Тиару украшают 1333 бриллианта и 169 жемчужин; в дизайне тиары сочетаются розы , чертополох и трилистник — как символы Англии , Шотландии и Ирландии.
Бирманская рубиновая тиара
Бирманская рубиновая тиара была выполнена по особому личному заказу Елизаветы II в 1973 году — ее украшают 96 бриллиантов , а также рубины , подаренные королеве на свадьбу делегацией из Бирмы ( собственно , это и объясняет такое необычное название). Тиара изображает венок алых роз , которые , как мы уже упоминали выше , являются одним из символов Англии.
Тиара Halo ( «Нимб»)
Именно в этой тиаре Кейт Миддлтон стала женой принца Уильяма и герцогиней Кембриджской. Название украшения переводится как « нимб». Тиару в 1936 году создали ювелиры Cartier для жены короля Георга IV. Диадему украшают 739 ( !) бриллиантов и 149 алмазов.
Позже тиара стала подарком для будущей королевы Елизаветы II по случаю ее совершеннолетия , но , судя по тому , что она практически не носила ее и очень быстро отдала во временное пользование сестре , а затем и дочери , украшение не пришлось ей по вкусу.
Новый виток в истории Halo случился лишь в 2011 году , когда Кейт Миддлтон надела ее на свою свадьбу ( конечно же , с позволения королевы).
Восточная тиара
Изящную тиару в 1853 году заказал принц Альберт для королевы Виктории. В первоначальном варианте ее украшали опалы , однако в 1901 году принцесса Александра , ставшая новой хозяйкой украшения , заменила их на рубины.
В 1925 году тиара перешла к матери королевы Елизаветы II , а в 1937 году досталась уже ей самой.
Бразильская тиара
В 1953 году Елизавете II президент Бразилии подарил платиновые серьги с аквамаринами , которые настолько впечатлили королеву , что спустя 4 года она заказала подходящую к ним тиару ( также в платине и с аквамаринами).
Тиара Fringe ( «Челка» или « Бахрома»)
В этой тиаре выходила замуж королева Елизавета II , а изготовлена она была в 1830 году. Первой хозяйкой тиары стала королева Виктория , после смерти которой украшение переходило по наследству от одной королевы к другой , однако почему-то не находило среди них той , которая надела бы ее на свадьбу и в принципе носила бы.
« Звездный час» тиары настал лишь на свадьбе Елизаветы II , которая , к слову , умудрилась сломать ее аккурат перед венчанием , из-за чего ее матери пришлось срочно искать искусного ювелира , способного починить драгоценность.
Владимирская тиара
Она перешла к Елизавете II по наследству от ее бабушки , королевы Мэри в 1953 году , а «не английским» названием украшение обязано великому князю Владимиру , брату царя Александра III — именно его жена , княгиня Мария Павловна была ее первой владелицей.
Тиара « Кокошник»
И еще одна тиара британской королевской семьи « родом» из России — ее в 1888 году подарила супруге короля Эдуарда VII , королеве Александре ее сестра , императрица Мария Фёдоровна , супруга Александра III.
Тиара « Узелки любви»
Эту тиару создали придворные ювелиры в 1914 году для королевы Марии , после смерти которой новой хозяйкой стала Елизавета II , ее внучка. Елизавета довольно часто носила тиару в 50-х годах , однако затем перестала. В 1981 году тиара стала свадебным подарком королевы принцессе Диане , а после ее развода с принцем Чарльзом снова вернулась в королевскую семью.
Тиара « Цветок лотоса»
Тиара с романтичным названием « Цветок лотоса» изначально была ожерельем , а новую жизнь обрела благодаря герцогине Йоркской в 20-х годах. Затем тиару преподнесли в подарок принцессе Маргарет , которая часто надевала ее на официальные приемы.
Тиара « Соты» ( или « Гревилль»)
Эта тиара была сделана в 1901 году для леди Гревилль ( отсюда ее первоначальное название), дочери « пивного короля» Англии и жены лорда Гревилля. Кроме того , леди Гревилль была близкой подругой королевы Елизаветы ( королевы-матери), которой украшение и досталось после ее смерти согласно завещанию. Однако супруг королевы матери , король Георг VI решил , что такие дорогие подарки королевской семье не пристало принимать от частных лиц , поэтому впервые новая хозяйка тиары смогла надеть ее лишь в 1947 году во время официального визита в Южную Африку. Затем тиара по наследству досталась нынешней королеве Елизавете II , которая позже подарила ее второй супруге принца Чарльза Камилле.
Делийская тиара
Делийская тиара была изготовлена в 1911 году для королевы-матери Мэри и с тех пор претерпела немало изменений в дизайне. Позже она перешла во владение матери нынешней королевы , а затем и к ней самой. Сегодня тиару периодически « выгуливает» Камилла Паркер-Боулз.
Меандровая тиара
Меандровая тиара стала свадебным подарком нынешней королевы от матери ее будущего мужа , принцессы Анны Греческой и Датской. Украшение выполнено в классическом греческом стиле. Интересно , что в итоге Елизавета II так и не надела тиару на публике , а в 1972 году и вовсе подарила ее своей дочери , принцессе Анне. Анне же украшение , напротив , пришлось по душе — она часто носила тиару , лишь раз одолжив ее на свадьбу своей дочери Заре Филипс.
Фамильная тиара Спенсеров
Эту тиару носили несколько поколений женщин из рода графов Спенсер , но известность ему принесла , конечно же , принцесса Диана. Впервые она надела тиару на свадьбу с принцем Чарльзом в 1981 году.
Тиара « Полтимор»
Настоящее украшение-трансформер — эту тиару можно носить как колье , а также разобрать на 11 брошей. Тиару выполнили для супруги барона Палтимора в 1870 году , а в 1957 году его наследники выставили семейную реликвию на аукцион , где ее и купила сестра королевы Елизаветы II , принцесса Маргарет. Именно в ней она вышла замуж за лорда Сноудона в 1960 году. Принцесса любила это украшение и часто носила его , но в 2006 году тиара все же покинула семью Маргарет — ее наследники , как и в предыдущем случае , выставили украшение на аукцион. В результате торгов тиара была продана за 1,7 миллион долларов , несмотря на то что первоначальная ее стоимость была лишь 360 000 долларов. Покупатель пожелал остаться неизвестным.
Сапфировая тиара Георга VI
Впервые в этой тиаре Елизавета II вышла в свет в 1963 году — она стала идеальным дополнением к сапфировому гарнитуру , который королева получила в подарок от своего отца на свадьбу. Некоторые историки уверены , что тиара была переделана из колье , принадлежавшего принцессе Луизе Бельгийской , у которой королева-мать якобы приобрела его в 1963 году.
Меган Маркл запретила принцу Гарри лететь в Британию к зараженному COVID-19 отцу